Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ В ШВЕЦИИ'

МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ В ШВЕЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
583
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПРАВОВОЙ СТАТУС / НАСИЛИЕ / ДИСКРИМИНАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ / МЕДИАЦИЯ / RIGHTS OF MINORS / LEGAL STATUS / VIOLENCE / DISCRIMINATION / SOCIAL GUARANTEES / MEDIATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Атнашев Вадим Рафаилович, Титович Марина Юрьевна

В статье детально анализируются механизмы защиты и соблюдения прав несовершеннолетних в современной Швеции, а также возможность применения данного опыта в России. Уделяется внимание изучению актуального законодательства Швеции, а также её социальной концепции по защите прав ребенка. Отдельно анализируется специфика детско-родительских отношений в правовом контексте, защита социально-экономических прав и интересов несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN'S RIGHTS PROTECTION MECHANISMS IN SWEDEN

The article analyzes in detail the mechanisms of protection and observance of the rights of minors in modern Sweden, as well as the possibility of applying this experience in Russia. Attention is paid to the study of the current legislation of Sweden, as well as its social concept for the protection of the rights of the child. The specificity of parent-child relations in the legal context, protection of social and economic rights and interests of minors are analyzed separately.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ В ШВЕЦИИ»

УДК: 341

В. Р. Атнашев, М. Ю. Титович МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ В ШВЕЦИИ

АТНАШЕВ Вадим Рафаилович - кандидат философских наук, доцент кафедры международного и гуманитарного права. Северо-Западный институт управления - филиал РАНХиГС. д. 57/43, Средний пр. В.О., Санкт-Петербург, 199178, Россия. E-mail: atnashev-vr@ranepa.ru

ТИТОВИЧ Марина Юрьевна - магистрант. Северо-Западный институт управления - филиал РАНХиГС. д. 57/43, Средний пр. В.О., Санкт-Петербург, 199178, Россия. E-mail: marinairapetova@gmail.com

В статье детально анализируются механизмы защиты и соблюдения прав несовершеннолетних в современной Швеции, а также возможность применения данного опыта в России. Уделяется внимание изучению актуального законодательства Швеции, а также её социальной концепции по защите прав ребенка. Отдельно анализируется специфика детско-родительских отношений в правовом контексте, защита социально-экономических прав и интересов несовершеннолетних.

ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ; ПРАВОВОЙ СТАТУС; НАСИЛИЕ; ДИСКРИМИНАЦИЯ; СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ; МЕДИАЦИЯ

Поскольку ребенок является особым субъектом права, его юридическое положение определяется возрастным фактором, личностными и психологическими особенностями, активным участием законных представителей в реализации ребенком своих прав и их защиты [1].

В качестве ведущих особенностей правового статуса ребенка можно отметить, во-первых, его динамичный характер, так как объём дееспособности изменяется с возрастом; во-вторых, слабую социально-правовую защищенность в силу того, что права ребенка нарушить очень просто, причем сделать это могут и его законные представители. Из предыдущей особенности проистекают две следующие: тесная связь правового статуса ребенка с семейным законодательством и потребность в разработке надежных государственно-правовых механизмов [2; 3].

Когда речь идёт о таких социально-значимых институтах как защита и соблюдение прав несовершеннолетних, в целях реализации наиболее

эффективных механизмов защиты актуальным видится изучение опыта других государств и его адаптация в российских реалиях. В рамках данной статьи исследуется опыт Швеции в вопросах защиты прав несовершеннолетних.

Нормативно-правовым базисом для формирования международных и национальных систем защиты прав ребенка является Конвенция о правах ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году. В рамках Конвенции закрепляются общие права ребёнка: право на защиту детства, право на защиту ребёнка независимо от его происхождения, религии и языка от насилия.

В ст. 3 Конвенции закрепляется её главный принцип: «Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка» [4]. В Швеции данный принцип «наилучшего в интересах ребёнка» получил название «bamets Ьав1а».

Швеция является одной из первых стран, которые ратифицировали Конвенцию о правах ребёнка 1989 г., а с 1 января 2020 года она также инкорпорировала Конвенцию в свое законодательство.

В Швеции действуют специальные организации, которые контролируют защиту и соблюдение прав детей, например, организация «Спасение детей» (Radda Ьагпеп ??), чья штаб-квартира находится в Стокгольме. Данная организация борется за права детей не только в Швеции, она функционирует в 119 странах мира. Основными направлениями деятельности организации являются программы доступной медицины, доступного образования, защита личной безопасности и половой неприкосновенности, а также помощь детям, пострадавшим в экстремальных ситуациях, в катастрофах. В частности, Radda Ьагпеп недавно организовала кампании по поддержке детей в период пандемии коронавируса, а также после взрыва в Бейруте [4].

Отметим, что данная организация активно привлекает крупный бизнес к сотрудничеству, рекламируя его в рамках своих кампаний и поддерживая социальную привлекательность бренда. Данный механизм

защиты прав несовершеннолетних, базирующийся на коллаборации бизнеса и благотворительности, является достаточно перспективным для России. Конечно, мы не можем говорить о том, что в России подобная практика отсутствует полностью. Однако ее диапазон значительно уже [5], во многом это связано с недоверием бизнеса к социальным проектам, с отсутствием единого механизма взаимодействия, с восприятием благотворительности в первую очередь как анонимного явления.

В Швеции так же, как и в России, действует Уполномоченный по правам ребёнка [6]. Однако разница между этими структурами является существенной. В Швеции данный орган занимается только общими правами и потребностями несовершеннолетних и не имеет права регулировать частные случаи.

В России реализуются и механизмы адресной помощи, существуют прецеденты, когда определенная ситуация ставилась Уполномоченным по правам ребенка на особый контроль. С другой стороны, несомненным преимуществом Швеции в данном вопросе является позиционирование данного органа в обществе. Если в России это сложная, бюрократизированная система, то в Швеции - это открытое и безопасное пространство для детей и подростков. Можно провести сравнение официальных сайтов данных организаций. Если российский сайт [7] ориентирован в большей степени на официальных лиц и представителей СМИ, изобилует канцеляризмами и официальным стилем, то сайт Швеции нацелен непосредственно на детей и подростков. Все официальные документы, отчёты и Конвенции адаптированы для восприятия независимо от уровня образования и квалификации, а также переведены на разные языки помимо национального [8]. Детям рассказывают об их правах и способах защиты, учат самостоятельно защищать свои права и выявлять факты их нарушения.

Иными словами, в Швеции активно развивается механизм самозащиты прав несовершеннолетних, в то время как в России детей стараются максимально изолировать от юридических, политических и социально-экономических вопросов. В результате чего дети и подростки часто становятся жертвами злоупотреблений со стороны взрослых и не знают об этом.

Право детей на бесплатное образование в Швеции закреплено конституционно. В соответствии с §21 Конституции «всем детям, на которых распространяется закон об обязательном школьном обучении, обеспечивается право на бесплатное среднее образование во всеобщей школе» [9]. В 1994 году в этот пункт было внесено дополнение «родители призваны обеспечивать получение образования более высокой ступени».

В Швеции также действует «Кодекс законов о родителях» (Föräldrarbalk, 1949-381). В соответствии с данным кодексом, дети имеют право на получение от родителей не только материального обеспечения, но и заботы, а также хорошего воспитания. В России схожую функцию выполняет Семейный кодекс. В ст. 63 СК РФ сказано, что «родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами» [10]. Данная норма может иметь широкое толкование, так как родитель свободен в выборе модели и системы воспитания и не обязан при этом согласовывать выбранную модель с ребенком.

Швеция не поддерживает подобную диспозитивность правовых норм, если речь идет о правах несовершеннолетних. В связи с этим ещё в 1979 году Швеция, первая страна в мире принимает закон, запрещающий применение любых форм насилия по отношению к ребенку «anti-aga1 lagen». Данный нормативно-правовой акт был имплементирован в «Кодекс законов о родителях».

Под насилием в рамках шведского законодательства понимаются наказания в виде порки ремнем, шлепки, игнорирование ребенка, издевки и оскорбления, даже если родитель считает, что это делается в воспитательных целях. С одной стороны, подобные меры часто вызывают споры между законными представителями и законодательством, с другой они эффективно защищают детей.

Сотрудники образовательных учреждений и медицинские работники при подозрении на то, что над ребёнком совершается любая из форм

1 Термин телесное наказание на шведском обозначается «aga».

насилия, обязаны уведомлять органы социальной защиты. В Швеции это включено в должностные инструкции всех лиц, работающих с детьми.

Важным механизмом защиты права ребёнка на информацию и безопасное пространство являются анонимные телефоны доверия и смежные службы, которые на высоком уровне функционируют и в России. В Швеции данную функцию выполняет BRIS (Barnets ratt i samhâlle) («Права детей в обществе»).

Позитивным опытом Швеции, который Россия может перенять в области защиты прав несовершеннолетних, является создание социально-психологических организаций, работающих вместе с образовательными учреждениями, таких как организация «Друзья» (Friends), чья задача заключается в борьбе с «буллингом» (травлей) и дискриминацией.

Помимо судебной формы защиты прав несовершеннолетних в Швеции много внимания уделяется процедуре медиации. Так, при каждой коммуне действует «Семейная правовая служба» [11], которая рассматривает и регулирует споры между родителями о правах на ребёнка, если супруги разводятся или ребёнок был рожден не в браке. Сотрудниками службы являются юристы, психологи и адвокаты.

Основная цель семейной правовой службы заключается в достижении устного и впоследствии письменного договора между родителями по вопросам воспитания детей. Ключом к решению этих проблем является всё тот же принцип «наилучшего в интересах ребёнка».

Так как зачастую в результате развода реализовать право на совместное воспитание ребенка становится сложнее, либо вовсе невозможно, встаёт вопрос об уплате алиментов одним из родителей на содержание ребёнка. В данном случае, если ребёнок живет равное количество времени в году у каждого из родителей, то вопрос об алиментных обязательствах не стоит, даже пособия на детей делятся между обоими родителями. Однако, если ребёнок проживает только с одним из родителей, то на ребенка выплачиваются алименты (Underhâllsbidrag). Алименты выплачиваются до достижения 18 лет или до исполнения 21 года, если ребенок учится на уровне гимназии. Родители

2 Шведская организация, занимающаяся вопросами юридической и психологической поддержки детей.

достигают соглашения о размере алиментов самостоятельно, учитывается и уровень дохода, и потребности ребенка. Если «Семейная правовая служба» и родители не в состоянии самостоятельно урегулировать вопросы, связанные с содержанием и воспитанием детей, то следует обращаться в суд первой инстанции (Tmgsratten).

Следует отметить, что важным государственным механизмом защиты прав ребёнка является государственная компенсация алиментов. Если родитель, который должен выплачивать алименты, не имеет дохода или его доходы очень низкие он может подать заявление в Агентство по страхованию (Forsakringskassan) [12]. В таком случае, алименты на содержание ребёнка предоставляются Шведским агентством социального страхования. Затем супруг (а) должен возместить агентству всю или часть сумм, уплаченных ребенку.

Не стоит путать компенсацию алиментов и пособия на ребёнка. В Швеции также всем детям независимо от доходов родителей выплачиваются пособия и дополнительно при необходимости предоставляется компенсация. Интересно, что законодательство Швеции поддерживает подобными выплатами всех детей без исключения, даже если второй родитель не является гражданином Швеции. Так, например, если гражданка России, имея ребёнка от первого брака, вступает во второй брак с гражданином Швеции и переезжает к нему, то она также имеет право получать компенсацию алиментов для своего первого ребёнка. При условии, что отец ребёнка алиментов не платит или отцовство не установлено.

Очевидно, что Швеция активно разрабатывает механизмы защиты именно социально-экономических прав несовершеннолетних. Экономические права детей или семей с детьми определены в Кодексе законов о государственном социальном страховании. Экономические интересы каждого ребенка находятся под контролем двух лиц:

1. Богтупёаге - лицо, отвечающее за экономическое положение несовершеннолетнего и имеющее право представлять его интересы в имущественных и экономических вопросах. Как правило, это законные представители ребенка.

2. Оуегйгтупёаге - лицо, назначенное муниципалитетом. Данный человек осуществляет надзор за «йгтупёаге» и имеет особые полномочия по защите экономических интересов недееспособных лиц, в данном случае несовершеннолетних.

Данный механизм позволяет защитить детей от злоупотреблений со стороны родителей и опекунов. Также снижается риск нецелевого расходования средств, выделенных на ребёнка и различного рода невыгодных для ребенка сделок с недвижимостью. У overformyndare существенные полномочия. Так при получении детьми значительных денежных сумм, например, наследства или гонорара, деньги поступают на специальный банковский счет и только служащий имеет право решать, получит ли ребенок эти деньги до своего совершеннолетия. Так как до совершеннолетия деньги, переданные ребёнку, вероятнее всего будут израсходованы его законными представителями.

Социальные гарантии, предоставляемые Швецией, также являются формой соблюдения прав ребенка. Среди основных стоит отметить:

1. Бесплатное образование, в том числе в частных школах и гимназиях;

2. Бесплатное питание в школах;

3. Бесплатные учебники;

4. Бесплатный проездной на всё время учебы или предоставление школьных автобусов;

5. Бесплатное обучение родному языку, если на этом языке ребёнок говорит дома хотя бы с одним из родителей и в школе набирается группа не менее чем из 5 человек;

6. Бесплатная медицинская помощь до 18 лет;

7. Бесплатные стоматологические услуги до определенного возраста. Возраст устанавливается региональным законодательством. Так в Уазйа Gotaland 1ап можно бесплатно посещать стоматолога до 24 лет.

Особое внимание уделяет Швеция защите права на сексуальную неприкосновенность детей. В ХХ-ХХ1 вв. законодательство страны существенно изменилось в сторону ужесточения наказаний за любые действия сексуального характера по отношению к детям. Так к сексуальным посягательствам стали относить принуждения оголиться,

смотреть на половые органы взрослого человека, разговаривать на сексуальные темы (за исключением сексуального просвещения), а также подглядывания за купанием и переодеванием детей.

Изнасилованием ребенка стал считаться не только половой акт под угрозой физического насилия, но и любые действия сексуального характера, совершаемые с лицом, не достигшим возраста 15 лет. Даже если потерпевшая сторона формально выразила свое согласие. Это связано с невозможностью ребёнка, во-первых, противостоять давлению взрослого человека, во-вторых, с неспособностью в полной мере осознавать все свои действия и их последствия.

Также в Швеции очень строго относятся к подбору персонала, контактирующего с детьми. При устройстве на работу претендент обязан предъявить выписку из регистра учёта уголовных преступлений, подтверждающую что ранее он не был судим за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних.

Таким образом, в Швеции реализуется комплексный механизм защиты прав несовершеннолетних, в рамках которого особое внимание уделяется развитию социальных институтов и форм неюрисдикционной защиты, таких как партнерство некоммерческих организаций и бизнеса; самозащита прав несовершеннолетними; социально-психологические организации («Друзья», «Семейная правовая служба» и др.), а также государственный надзор и контроль, социальные льготы для несовершеннолетних. В целях защиты и соблюдения прав несовершеннолетних непрерывно совершенствуется законодательство Швеции, развивается институт социального партнерства и медиации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Селютина Е.Н. Правовой статус ребенка как юридическая категория: понятие, структура, специальная правосубъектность // Вестник государственного и муниципального управления. 2014. №. 2-1. - С. 87-93.

2. Летова Н.В. Правовой статус ребенка // Государство и право. 2010. № 11. - С. 77.

3. Лебедева Е.А. Механизмы защиты прав ребенка (на примере Швеции) // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2020. №. 2 (42). - С. 99-102.

4. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // СПС КонсультантПлюс.

5. Rädda bamen [электронный ресурс] // URL: www.raddabarnen.se (дата обращения: 05.09.2020).

6. Рачек И.М. Механизм защиты прав ребенка на международном, европейском и российском уровнях [Электронный ресурс] / И.М. Рачек // Вестн. Том. гос. ун-та. 2013. №373. - С. 199-122.

7. Barnombudsmannen [электронный ресурс] // URL: https://www.barnombudsmannen.se/ (дата обращения 05.09.2020).

8. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка [электронный ресурс] URL: http://deti.gov.ru/ (дата обращения: 05.09.2020).

9. Конституция Швеции (Королевства Швеция) от 27 февраля 1974 г. Конституции государств Европы [Текст]: в 3 т. / Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве Рос. Федерации. - Москва: Норма, 2001. Т 3.

10. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. N 1 ст. 16.

11. Семейная правовая служба коммуны Эстерокер (швед. Österakers kommun) URL: https://www.osteraker.se/hittajamforservice/familjbarnochunga/familjemottagning/familje mottagningen.4.71fcf4251429dfd2f5c6d9.html (дата обращения: 04.09.2020).

12. Агентство по страхованию (Försäkringskassan) URL: https://www.forsakringskassan.se/privatpers/foralder/for_foraldrar_som_inte_lever_ih op/berakna-underhallsbidrag#!/(дата обращения: 08.09.2020).

ATNASHEV Vadim R. - North-West Institute of Management, branch of RANEPA. 57/43, Sredny pr. V.O., Saint-Petersburg, Russia, 199178. E-mail: atnashev-vr@ranepa.ru

TITOVICH Marina Y. - North-West Institute of Management, branch of RANEPA. 57/43, Sredny pr. V.O., Saint-Petersburg, Russia, 199178. E-mail: marinairapetova@gmail.com

CHILDREN'S RIGHTS PROTECTION MECHANISMS IN SWEDEN

The article analyzes in detail the mechanisms of protection and observance of the rights of minors in modern Sweden, as well as the possibility of applying this experience in Russia. Attention is paid to the study of the current legislation of Sweden, as well as its social concept for the protection of the rights of the child. The specificity of parent-child relations in the legal context, protection of social and economic rights and interests of minors are analyzed separately.

RIGHTS OF MINORS; LEGAL STATUS; VIOLENCE; DISCRIMINATION; SOCIAL GUARANTEES; MEDIATION

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.