Бочарова Н. В.
студентка 2 курса направления подготовки Государственное и муниципальное управление, Тамбовский филиал РАНХиГС г. Тамбов, Россия
МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ
СИСТЕМАМИ
Аннотация: Проанализированы механизмы управления
образовательными системами с позиции эффективности. Особое внимание уделяется анализу инфраструктуры системы образования в контексте модернизации.
Ключевые слова: механизмы управления социальными системами, экономическая эффективность образовательной системы.
Bocharova N. V.
2st year student of the specialty State and municipal management, Tambov branch of Ranepa Tambov, Russia
MECHANISMS OF MANAGEMENT OF EDUCATIONAL SYSTEMS
Abstract: this article analyzes the mechanisms of management of educational systems from the perspective of efficiency. Special attention is paid to the analysis of the infrastructure of the education system in the context of modernization.
Key words: mechanisms of management of social systems, the economic efficiency of the educational system.
Образование является одной из важнейших сфер общественной социальной жизни, от действия которой зависят интеллектуальные, культурные, нравственные основы общества сегодня и поколения в будущем. Современному обществу необходима развитая образовательная система, которая сможет поддерживать образованность и грамотность людей,
организованность учебных учреждений и высокую степень инноваций в системе образования [6, с. 52]. Для этого существуют механизмы управления, которые регулируют и координируют эффективность образовательной системы. В действительности управление образованием - это его совершенствование, модернизация и непосредственное влияние на развитие.
Согласно новому федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» [1], образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом.
Современная инфраструктура системы образовательная характеризуется развитой сетью социальных институтов различного уровня и направленности, которые реализуют стандарты образовательных программ, целью которых является подготовка специалиста [7, с. 38].
Существующий механизм управления системой образования опирается на принципы качества, единства, эффективности, саморазвития.
Современная образовательная система имеет структуру, включающую различные взаимосвязанные элементы.
К образовательным учреждениям, осуществляющим воспитание, обучение и развитие личности, относятся: детские сады, школы, лицеи, профессиональные училища, колледжи, техникумы, институты, университеты, академии, учреждения дополнительного образования, институты повышения квалификации и др.
Все элементы системы образования взаимодействуют между собой, и их главной особенностью является достижение цели приобщения человека к знаниям, ценностям, убеждениям и идеалам современного общества.
Эффективное функционирование системы образования возможно в условиях развитой инфраструктуры [8, с. 148]. Инфраструктура системы образования включает органы управления, которые разрабатывают образовательные программы и контролируют деятельность образовательных учреждений.
Таблица 1
Современная инфраструктура системы образования в России
№ Уровень управления Орган управления Примечание (возможные структуры)
1. Федеральный Минобрнауки (Минсельхоз, Минздравсоцраз вития)
2. Региональный Департамент образования -Департамент образования при Правительстве области, края, республики; -Комитет по образованию; -Управление народного образования; -Министерства образования, республики, области и т.д.
3. Муниципальн ый Муниципальное управление образования -Городской (сельский и т.д.) комитет образования; -Городской отдел образования; -Управление образованием при администрации города и т.д.
Механизмы управления - это поведение участников системы образования, применение управленческих решений в соответствии с регламентирующими правилами и процедурами.
1. Механизм комплексного оценивания - механизм, позволяющий сократить необходимое количество информации о поведении, деятельности и результатах работы управляющих субъектов отдельных элементов системы.
Результатом эффективной деятельности образовательной системы является сложно взаимодействие всех ее элементов, что приводит к её успешному функционированию.
2. Механизм экспертизы - это получение и обработка информации экспертов, у которых имеются представления об исследуемой величине. При подведении итогов проводится определенная процедура, в которой сравниваются мнения экспертов, и вычисляется среднее арифметическое мнений.
В механизме экспертизы может встречаться проблема преднамеренного искажения информации экспертами, это несет в себе цель манипулируемости результата. Встречается и обратный процесс, который включает в себя эквивалентный неманипулируемый результат, в котором
эксперты сообщают достоверную информацию при определенной собственной выгоде.
3. Конкурсный механизм - это конкурс или процесс соревнования (конкуренции), в котором есть победители, получающие какое либо вознаграждение, и проигравшие, которые не получают ничего.
Данный механизм используется для того, чтобы повысить эффективность управления и задействовать максимальное использование кадрового резерва.
4. Механизм распределения ресурса - это класс механизмов управления, в котором необходимо решить две проблемы:
- Синтез механизма максимальной эффективности.
- Исследование манипулируемости данного синтеза.
5. Механизм финансирования - относится к подклассу механизма распределения ресурса, но выделяется по признакам:
- смешанное финансирование (выделение на объект средств от двух партнёрских фирм при взаимных условиях);
- самоокупаемость (совокупность работ, которые требуют некоторого вложения, но в дальнейшем самоокупаются и приносят прибыль);
- страхование (взаимовыгодное перераспределение риска между нейтральным к риску страховщиком и не склонным к риску страхователем);
6. Механизм стимулирования - вознаграждение полученное субъектом, при выполнении им соответствующего оговоренного плана.
7. Механизм оперативного управления - аспект учета динамики развития элементов, контроль и внесение изменений в функционирование системы образования в настоящее время.
Совершенствование инфраструктуры системы образования в условиях информационного общества предусматривает полноценное использование механизмов управления. Сферы жизни современного общества требуют коренных преобразований системы и ее элементов. Универсальность
образовательной системы заключается во внедрении новейших технологий, в возрастании показателя уровня материальной и духовной жизни населения.
В настоящее время система образования нуждается в интеграции образовательных учреждений с бизнес-структурами [9, с. 13]. Большинство высших учебных заведений, на данный момент, негосударственные и в их интересах получение прибыли. Интеграция сможет изменить модель образовательной системы и ликвидировать неэффективные процессы в сфере образования.
Управление образованием - это, прежде всего, повышение эффективности и качества образования, поддержание целенаправленности и организованности всей системы.
Список литературы
1. ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании
в Российской Федерации» / Справочно-правовая система «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=182943;fld=13 4;dst=1000000001,0;md=0.11254371795803308 (дата обращения: 10.09.2015).
2. Беляков, С.А. Модернизация образования в России:
совершенствование управления. / С.А. Беляков. - М.: МАКС Пресс, 2009. -440 с.
3. Беспалов М.В. Современные технологии анализа хозяйственной деятельности учреждений дошкольного образования / Аудит и финансовый анализ. 2013. № 4. С. 307-310.
4. Беспалов М.В. Эффективная деятельность современного
предпринимательства // учебное пособие/М.В. Беспалов; Федеральное агентство по образованию, Тамбовский гос. ун-т им. Г. Р. Державина. Тамбов, 2008.
5. Беспалов М.В. Анализ эффективности инвестиционно-
инновационной деятельности организаций: критерии оценки, основные показатели, алгоритм расчета / Аудит и финансовый анализ. 2013. № 6. С. 104-110.
6. Костылёва, С.Ю. Экономические отношения субъектов образовательного пространства в РФ // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 5 (97). С. 52-60.
7. Костылева, С.Ю. ВУЗ как экономический институт // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 10 (102). С. 38-44.
8. Костылева, С.Ю. Институт высшего образования в контексте экономического развития // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2013. № 1 (45). С. 148-154.
9. Макаров, И.Н., Костылева, С.Ю. Где выращивают бизнес? Партнерство бизнеса и государства: роль системы высшего образования в инновационном развитии страны // Креативная экономика. 2009. № 5. С. 1321.
10. Новиков, Д.А. Введение в теорию управления образовательными системами. / Д.А. Новиков. - М.: Эгвес, 2009. - 156 с.