УДК 338.24
МЕХАНИЗМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ, ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
БОГАЧЕВ ЮРИЙ СЕРГЕЕВИЧ,д-р физ.-мат. наук, заместитель директора Центра институтов развития инновационной экономики Финансового университета E-mail: bogachev43@mail.ru
КИСЕЛЕВ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ, канд. техн. наук, независимый аналитик E-mail: kvn1936@mail.ru
В настоящей работе рассматривается классификационная схема механизмов стимулирования инновационного развития экономики, которая имеет три иерархических уровня. Верхний уровень составляют правовые, финансовые и социальные механизмы. Под правовым механизмом понимается законодательное определение прав и обязанностей участников инновационного процесса. Под финансовым механизмом понимаются возможные способы ускорения инновационного развития экономики посредством прямого или косвенного вложения денежных активов в создание и введение в хозяйственный оборот инноваций. Под социальными механизмами понимается стимулирование инновационного процесса развития экономики в виде различных видов морального поощрения. В соответствии с предложенной классификационной схемой проведен сравнительный анализ действующих механизмов стимулирования в ведущих в экономическом отношении странах и Российской Федерации. По итогам этого анализа даются предложения по повышению эффективности механизмов стимулирования инновационной деятельности в России.
Ключевые слова: инновации; стимулирование прямое; стимулирование косвенное; налоговый кодекс.
Mechanisms for Promotion, Support and Development of Innovation Activities
YURI S. BOGACHEV, ScD (Phys & Math Sciences), Deputy Director of the Center for Innovation Economy Institutions, the Financial University
VLADIMIR N. KISELEV, PhD (Engineering), an independent analyst
The paper describes a classification system of mechanisms ensuring the promotion of innovative economic development that has three hierarchical levels. The upper level consists of legal, financial and social mechanisms.
The legal mechanism means a legislative definition of the rights and obligations of the parties to an innovation process. The financial mechanism includes potential ways to accelerate the innovative development of the economy through direct or indirect investment of monetary assets into the creation and introduction of innovations. The social mechanism is understood as stimulation of the innovative process of economic development in the form of various types of moral encouragement.
According to the proposed classification system, a comparative analysis of existing incentive mechanisms in the leading national economies and the Russian Federation is made.
Based on the results of the analysis, proposals are made to increase the effectiveness of mechanisms encouraging the innovative activities in Russia.
Keywords: innovations; direct stimulation; indirect stimulation; tax code.
К настоящему времени накоплен значительный опыт использования механизмов стимулирования инновационной деятельности в ведущих странах [1]. Обобщение опыта использования различных механизмов инновационной деятельности дало нам возможность представить их в виде классификационной схемы, имеющей три иерархических уровня. На верхнем уровне представлены три меха-
низма мотивирования инновационной деятельности: правовой, финансовый и социальный.
Правовые механизмы стимулирования инновационной деятельности
Под правовым механизмом мы понимаем законодательное определение прав и обязанностей участников инновационного процесса. Так, в США в 1980-х гг.
были введены в действие фундаментальные законы, определяющие формы взаимодействия государства и бизнеса.
Закон Бея—Доула сформировал лицензионную политику правительства и предоставил исследователям, работающим в частном секторе, права на изобретения, сделанные ими при выполнении государственных заказов в области НИОКР. Закон четко сформулировал права и ограничения, касающиеся патентования и лицензирования федеральными лабораториями результатов НИОКР, финансируемых из государственного бюджета, при выполнении работ совместно с фирмами частного сектора.
Закон о технологических инновациях, называемый также законом Стивенсона—Уайдлера от 1980 г., регулирует трансфер технологий в частный сектор экономики и создает основы для формирования и функционирования государственно-частного партнерства. С целью координации и стимулирования процессов трансфера технологий этот закон ввел требование, касающееся создания в федеральных лабораториях специальных отделов применения результатов исследований и технологий.
В законодательстве Российской Федерации норма, регулирующая кредитные гарантии государства при получении займов инновационными предприятиями, отсутствует
Закон о трансфере федеральных технологий (принят в 1986 г.) разрешил министерствам и ведомствам США удерживать в рамках реализации проектов государственно-частного партнерства полученные от коммерциализации технологий роялти. Тем самым он стимулирует заинтересованность исполнителей со стороны государства в коммерциализации технологий [2].
Закон об инновационном развитии малого бизнеса (принят в 1982 г.) сформировал правовую основу для создания федеральной программы инновационных исследований в малом бизнесе и стимулирования деятельности малого бизнеса в сфере инноваций. Он обязал министерства создать специальные фонды для финансирования фирм малого бизнеса, выполняющих в рамках государственно-частного партнерства проекты НИОКР,
соответствующие сфере деятельности и функциям этих министерств.
Закон о национальной научно-исследовательской кооперации (принят в 1984 г.) разрешил взаимодействие американских фирм на доконкурентной стадии исследований посредством «разумного подхода при осуществлении антитрестовского законодательства относительно совместных исследований».
Перечисленные выше законы стали основой для дальнейшего развития механизмов стимулирования инновационной деятельности в США. В целом они отражают основные направления законодательного стимулирования инновационной деятельности, характерные и для других развитых стран [3, 4].
При сравнении законодательства Российской Федерации в области регулирования инновационной деятельности с соответствующим законодательством ведущих стран следует отметить ограниченность спектра возможностей стимулирования субъектов инновационной деятельности. Так, отечественное законодательство дает право бюджетным организациям создавать только малые инновационные предприятия с целью коммерциализации объектов инновационной деятельности. Вовлекать в качестве партнеров частный бизнес разрешается при условии, что он обладает неисключительными правами на технологию. Создание сетевых организаций, доказавших свою эффективность в мировой практике, в российском законодательстве не предусматривается.
Финансовые механизмы стимулирования инновационной деятельности
Под финансовыми механизмами понимаются возможные способы ускорения инновационного развития экономики Российской Федерации посредством прямого или косвенного вложения денежных активов в создание инноваций.
Под прямым финансированием подразумевается непосредственное выделение бюджетных ассигнований субъекту инновационной деятельности.
Государство непосредственно воздействует на инновационное развитие посредством:
• прямого бюджетного финансирования деятельности бюджетных организаций;
• финансирования выполнения госзаказа на НИОКР, создания объектов интеллектуальной собственности, проектов по формированию инновационной инфраструктуры;
• предоставления грантов на выполнение инициативных проектов по фундаментальным и прикладным исследованиям;
• выдачи займов;
• вкладов в акционерный капитал;
• предоставления государственных гарантий при выдаче кредитов;
• фондов венчурного капитала.
Отметим, что согласно законодательству Российской Федерации государственная закупка объектов интеллектуальной собственности осуществляется через федеральные целевые программы. Заказчики-координаторы в лице соответствующих министерств заключают контракты на выполнение мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности национальной экономики [5].
В целях финансирования инновационного развития науки посредством грантов в России созданы три фонда: Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) и Российский фонд технологического развития (РФТР). Для стимулирования инновационной деятельности созданы Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, представляющий собой государственную некоммерческую организацию в форме федерального государственного бюджетного учреждения (фонд Бортника), и Российский фонд технологического развития, основной задачей которого является выдача беспроцентных займов промышленным предприятиям на этапе предбан-ковского финансирования с целью подготовки технико-экономических и финансово-экономических обоснований, проведения проектно-изыскатель-ских, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
В России также действуют государственные программы поддержки фундаментальных и прикладных исследований учреждений академической науки и бюджетных организаций сектора высшего образования. При этом сформированы специальные программы поддержки исследований федеральных и национально-исследовательских университетов.
Государственная гарантия — это механизм убеждения кредитора соответствующим министерством или ведомством, что финансовые обязательства со стороны кредитополучателя будут выполнены вне зависимости от его кредитоспособности. Во многих случаях такая гарантия облегчает получение кредитов и смягчает для кредиторов последствия рисков инновационной деятельности [6, 7].
В законодательстве Российской Федерации норма, регулирующая кредитные гарантии государства при получении займов инновационными предприятиями, отсутствует.
Венчурные инвестиции представляют собой денежные вложения в рисковые проекты, как правило, в виде акционерного капитала.
Этот вид инвестирования используется для коммерциализации результатов научных исследований в наукоемких и высокотехнологичных областях, где имеется значительная доля риска для инвестора. Мировая практика свидетельствует о том, что венчурное инвестирование является эффективным механизмом стимулирования субъектов инновационной деятельности. В США история венчурного инвестирования насчитывает более 60 лет, а в таких странах, как Великобритания, Франция, Германия, Бельгия, Нидерланды, Швеция и Дания, — около 40 лет. Несмотря на повышенные риски, наибольшая результативность достигается при реализации долгосрочных проектов длительностью 5-7 лет [8].
Мировая практика свидетельствует о том, что венчурное инвестирование является эффективным механизмом стимулирования субъектов инновационной деятельности
Государственный фонд фондов создан для управления совокупностью инвестиционных фондов. Его основная задача — сохранять в своей структуре портфель других инвестиционных фондов, а не заниматься прямым инвестированием в стартапы. Выполняя эту задачу, государственный фонд фондов инвестирует средства в частные фонды венчурного капитала при условии, что другие институциональные инвесторы также будут осуществлять такой тип инвестирования. Эта стратегия стала превалировать в последние пять лет. Примером такого фонда фондов является государственный фонд фондов АщепШт в Норвегии, который действует не только как фонд фондов, но и использует принцип совместного инвестирования на фирменном уровне. В то же время фонд Argentum занимается инвестированием на вторичном рынке акций с тем, чтобы высвободить ресурсы частных инвесторов для осуществления новых инвестиций в инновационную деятельность. Предлагая такой
тип ликвидности для инвесторов, желающих выйти из частных фондов акционерного капитала, фонд может быть привлекателен для инвесторов в течение длительного времени. Фонд Argentum не вводит жестких ограничений для инвесторов, разрешая им инвестировать даже за рубежом, но только в Скандинавских странах.
В России присутствуют все рассмотренные составляющие класса механизмов прямого финансирования. Однако эффективность применения каждой составляющей ограничивается недостаточной адаптивностью последней к различным условиям инновационной деятельности [9].
В российском законодательстве налоговый иммунитет на выполнение научно-исследовательских работ распространяется только на деятельность компаний — участников проекта «Сколково»
Под косвенным стимулированием понимается использование в основном разнообразных налоговых механизмов и методов ускоренной амортизации. Так, в Великобритании в соответствии со схемой инвестирования государственных предприятий потенциальным инвесторам предоставляются налоговые скидки, охватывающие все стадии выполнения проекта. Эти скидки стимулируют выполнение НИОКР на основе специальных налоговых механизмов, используемых в Великобритании и характерных также для других развитых стран.
Наиболее значимыми механизмами налогового стимулирования, доказавшими свою эффективность в мировой практике, являются [10]:
• включение затрат на НИОКР в основной капитал;
• налоговый иммунитет;
• налоговый кредит;
• ускоренная амортизация исследовательских активов и т. д.;
• льгота по переносу налогов. Рассмотрим эти механизмы.
Включение затрат на НИОКР в основной капитал. Федеральное законодательство США о налогообложении устанавливает следующую законодательную норму. Корпорациям, занимающимся НИОКР, предлагается исключать расходы на НИОКР
из налогооблагаемой базы, рассматривая их как текущие затраты в основной капитал.
Налоговое законодательство США предусматривает, что затраты на НИОКР представляют собой капиталовложения в особую форму основных фондов, и поскольку эта особая часть «вновь созданного основного капитала» не регулируется общепринятыми государственными нормами амортизации и не может быть отнесена ни к каким квалификационным группам основного капитала, корпорациям разрешается списывать этот «вновь созданный основной капитал» в порядке амортизации в течение пяти последующих лет [11].
Налоговый иммунитет представляет собой освобождение от обязанности уплачивать налоги, предоставленное отдельным юридическим и физическим лицам в соответствии с национальным налоговым законодательством или международным правом.
Начиная с 1980-х гг. в США, а затем в странах ЕС начала развиваться практика введения налогового иммунитета на затраты на НИОКР, в которые входят:
• расходы, направленные на реализацию самих НИОКР;
• расходы, связанные с предоставлением материально-технических средств и оборудования для проведения НИОКР.
В структуре расходов первого вида одна из важнейших составляющих — затраты на персонал, осуществляющий работы по НИОКР. В их числе:
• заработная плата руководящего состава и служащих компании, вовлеченных в реализацию проекта НИОКР;
• страховые отчисления;
• отчисления в пенсионные фонды.
В структуре расходов второго вида — капитальные затраты, а также затраты на текущие материалы и другие ресурсы, аренду помещений и коммунальные услуги.
Под текущими понимаются материалы, как потребляемые для проведения НИОКР, так и трансформируемые в процессе реализации проекта НИОКР. Кроме того, в затратах на текущие материалы учитываются затраты на потребление воды, электроэнергии, топлива и других ресурсов.
Следует отметить, что учет затрат на аренду помещения особо значим для малых предприятий, поскольку существенно расширяет их возможности в проведении НИОКР.
В российском законодательстве налоговый иммунитет на выполнение научно-исследовательских работ распространяется только на деятельность
компаний — участников проекта «Сколково». Статья 145.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) предусматривает, что организация, получившая статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре "Сколково"» имеет право на освобождение от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, в течение десяти лет со дня получения ею статуса участника проекта в соответствии с указанным Федеральным законом.
Налоговый кредит является налоговой льготой, предоставляемой налогоплательщикам на возвратной основе при наличии ряда условий. По существу, это кредит, предназначенный, как правило, для осуществления инвестиций и инновационных затрат.
Обычно предоставляется скидка на общую сумму налогообложения в текущем году при условии, что данная корпорация осуществляет постоянные затраты на НИОКР в течение последних 3-5 лет, поддерживая их на установленном законом оптимальном уровне. Различают два типа исчисления налогового кредита:
• объемный налоговый кредит;
• инкрементальный налоговый кредит.
Объемный налоговый кредит начисляется на общий объем затрат на НИОКР. При этом, как правило, нормы исчисления объемного кредита для крупных, средних, малых компаний различаются.
Инкрементальный налоговый кредит начисляется на прирост расходов на НИОКР в текущем году по сравнению с базовым периодом.
В НК РФ налоговый кредит предоставляется:
1) на проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства;
2) на осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе на создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов.
Ускоренная амортизация исследовательских активов. Целью ускоренной амортизации является стимулирование инвестиций. Законодатель предоставляет корпорации (предпринимателю, хозяйствующему субъекту) права и возможности восстановления и возмещения стоимости изношенного основного капитала путем ежегодных списаний их ликвидационной стоимости или иным другим
аналогичным способом в течение всего периода эксплуатации. Мировая практика свидетельствует о том, что стимулирование ускоренной амортизации основного капитала направлено на воспроизводство и реконструкцию материально-технической базы национальных экономик. Отметим, что, например, в США и Франции машины и оборудование имеют срок амортизации три года; в Великобритании и Дании осуществляется ежегодная 100%-ная амортизация исследовательских активов, в том числе программного обеспечения компьютерной техники [11].
Мировая практика [12] показывает, что обычно в инновационных программах присутствуют следующие формы государственно-частного партнерства:
• «университет — промышленные компании»;
• «органы исполнительной власти — промышленные компании»;
• «государственные НИИ — промышленные компании»;
• «органы исполнительной власти — малые и средние фирмы»;
• международные двусторонние и многосторонние «национальные органы исполнительной власти — промышленные компании — международные организации».
Кроме того, государственно-частное партнерство классифицируется в соответствии с функциональными целями и задачами органов исполнительной власти [13]. Обычно эти цели и задачи дифференцируются по следующим направлениям:
• поддержка стратегических исследований;
• разработка инновационных технологий;
• развитие механизмов коммерциализации технологий;
• диффузия (распространение) технологий, включая спин-офф;
• предоставление объектам инновационной деятельности налогового иммунитета или кредита;
• ускоренная амортизационная политика;
• государственные кредитные гарантии инновационным компаниям;
• перенос налоговых льгот на будущие периоды;
• отмена антимонопольного законодательства для коллективов, осуществляющих НИОКР в области высоких (и двойных) технологий для сохранения монополии на результаты этих НИОКР в течение 15-20 лет;
• полное или частичное уменьшение налогооблагаемой базы частных фирм при финансировании ими затрат на НИОКР сторонних организаций.
Социальные механизмы стимулирования инновационной деятельности
Под социальными механизмами понимается стимулирование процесса инновационного развития экономики в виде морального поощрения, в частности:
• благодарности;
• почетного звания;
• награды (ордена-медали) или материального поощрения;
• премии, ценного подарка и т. д.
Не вызывает сомнения, что надо повышать социальный статус предпринимателей, внедряющих инновации. Может быть, настало время учредить медаль «Почетный инноватор».
Выводы
Созданная классификация дает возможность наметить возможные механизмы воздействия на инновационный процесс развития экономики. Хотя официально объявлено, что основной путь развития российской экономики — инновационный, до настоящего времени не принято нормативного акта типа закона США 1981 г. «Об экономическом возрождении»1. Отсутствие такого закона равносильно отсутствию целеуказания для российской экономики.
На основании сравнительного анализа действующих механизмов стимулирования инновационной деятельности в ведущих в экономическом отношении странах и Российской Федерации предлагаем:
• стимулировать механизмы на капитализацию результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
• оказывать адресную помощь в первую очередь предприятиям, внедряющим радикальные инновации в сфере технологических платформ, утвержденных Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям;
• законодательно определить понятие амортизации результатов НИОКР, считая их основными средствами особого рода, и механизм ее проведения;
• предоставлять при наличии бизнес-плана (и других необходимых документов) предприятиям (особенно малым) на втором этапе инновационной деятельности налоговый иммунитет на несколько лет или налоговый кредит под небольшие проценты;
1 В Государственной Думе с 2010 г. лежит без движения законопроект «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации».
• разработать автоматизированную систему учета движения объектов интеллектуальной собственности, мониторинг разработки, капитализации и внедрения инновационных достижений и т. д.
Литература (References)
1. Ralph Heinrich. Financing Innovation. UNECE Economic Cooperation and Integration Division. UNECE/FAO/InnovaWood Seminar jn Innovation in the Forest-based Sector. Geneva, 22 April 2013.
2. STI Review «Science Technology Industry. Special Issue on «Public/Private Partnership in Science and Technology» / Review No 23 / OECD 1998.
3. STI Review «Science Technology Industry. Special Issue on «Public/Private Partnership in Science and Technology» / Review No 23 / OECD 1998.
4. STI Review «Science Technology Industry. Special Issue on «Public/Private Partnership in Science and Technology» / Review No 23 / OECD 1998.
5. URL: http://www.programs-gov.ru.
6. http://www.wisegeek.com/what-is-a-government-guarantee.htm#didyouknowout
7. Japan: Financial Sector Assessment Program — Technical Note on Credit Intermediation. International Monetary Fund. Washington, D. C. September 2012 IMF Country Report No. 12/262, р. 42.
8. Федорович В. А., Патрон А. П., Заварухин В. П. США: федеральная контрактная система; механизм регулирования государственного хозяйствования. М.: Наука, 2014. Fedorovich V. A., Patron A. P. , Zavaruhin V. P. SShA: federal'naja kontraktnaja sistema; meha-nizm regulirovanija gosudarstvennogo hozjajst-vovanija. Moscow, Izd-vo Nauka, 2014.
9. URL: http://www.rusventure.ru/ru.
10. Федорович В. А., Патрон А. П. США: государство и экономика. М., 2007.
Fedorovich V. A., Patron A. P. SShA: gosudarstvo i jekonomika, Moscow, 2007.
11. Рубвальтер D. A. Управление научно-техническим комплексом. М., 2008. Rubval'ter D. A. Upravlenie nauchno-tehni-cheskim kompleksom. Moscow, 2008.
12. Universal Technical Resource Services, Inc. April 2004.
13. FLC ORTA Handbook. Comprehensive Guide for Office of Research and Technology Applications Personnel / Prepared by the Federal Laboratory Consortium for Technology Transfer / USA, 950 North Kings Highway / Cherry Hill, NJ 08034. 2007.