Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ СТАБИЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ В 2013-2023 ГГ'

МЕХАНИЗМЫ СТАБИЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ В 2013-2023 ГГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНОВ / БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ / СТАБИЛИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ / ФИНАНСИРОВАНИЕ РЕГИОНОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Отрезова Наталья Александровна, Соловьёва Анастасия Игоревна

Статья посвящена анализу бюджетно-налоговой системы Республики Мордовия в период ее острого кризиса. Авторы исследуют количественные отличия бюджетной политики региона в 2010-е и начале 2020-х годов. В заключении предложены пути модернизации бюджетной системы Мордовии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS FOR STABILIZING BUDGET POLICY OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA IN 2013-2023

The article is devoted to the analysis of the budgetary and tax system of the Republic of Mordovia during its acute crisis. The authors examine the quantitative differences in the budgetary policy of the region in the 2010s and early 2020s. In conclusion, some ways to modernize the budget system of Mordovia are proposed.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ СТАБИЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ В 2013-2023 ГГ»

СОЛОВЬЁВА А. И., ОТРЕЗОВА Н. А.

МЕХАНИЗМЫ СТАБИЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ В 2013-2023 ГГ.

Аннотация. Статья посвящена анализу бюджетно-налоговой системы Республики Мордовия в период ее острого кризиса. Авторы исследуют количественные отличия бюджетной политики региона в 2010-е и начале 2020-х годов. В заключении предложены пути модернизации бюджетной системы Мордовии.

Ключевые слова: бюджетная политика регионов, стабилизация бюджетной политики, финансирование регионов, бюджетно-налоговый федерализм.

SOLOVYOVA A. I., OTREZOVA N. A.

MECHANISMS FOR STABILIZING BUDGET POLICY OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA IN 2013-2023

Abstract. The article is devoted to the analysis of the budgetary and tax system of the Republic of Mordovia during its acute crisis. The authors examine the quantitative differences in the budgetary policy of the region in the 2010s and early 2020s. In conclusion, some ways to modernize the budget system of Mordovia are proposed.

Keywords: budgetary policy of regions, stabilization of budgetary policy, financing of regions, fiscal federalism.

Политическая и экономическая сферы России постоянно развиваются, поэтому бюджетно-налоговая система периодически подвергается реформированию и модернизации. Именно от бюджетов федерации, регионов и муниципалитетов зависит процветание и мощь государства. Правильно разработанный бюджет обеспечивает функционирование страны, реализацию стратегически важных проектов. В современном мире наша страна подвергается угрозам: пандемия, международные конфликты, санкции со стороны государств Запада. Всё это негативно сказывается на экономике России, усугубляет положение регионов и провоцирует финансовый кризис. Чтобы нивелировать все риски и выстоять в тяжелое время, необходимо налаживать механизм финансирования и совершенствовать всю налоговую систему страны в целом. Проблемы бюджетно-налоговой системы Российской Федерации сегодня обострились как никогда. Изучение данной проблематики поможет выявить слабые и сильные стороны существующей бюджетной системы, сравнить возможные альтернативы и выработать необходимые решения по стабилизации бюджетов всех уровней.

В отечественной науке вопрос механизма финансового взаимодействия центра и регионов в России в целом изучен достаточно подробно. История бюджетно-налоговых

1

отношений в РФ отражена в трудах С. С. Артемьевой. В своих статьях «Совершенствование системы межбюджетных отношений в современных условиях» [1] и «Реформирование межбюджетных отношений в регионе» [2] она отразила то, как менялась бюджетная система в России в период 2000-х годов.

С. М. Макейкина написала несколько статей на тему бюджетно-налоговой системы в России. Ключевыми из них стали работы «Современные проблемы обеспечения сбалансированности местных бюджетов» [3] и «Современные тенденции оказания финансовой помощи нижестоящим бюджетам в РМ» [4]. В этих трудах отражены проблемы дисбаланса бюджетов, налоговой перегруженности регионов и кризиса региональных бюджетов. Статья о финансовой помощи Республики Мордовия легла в основу поиска путей стабилизации экономики региона в данной работе.

В исследовании С. В. Перфильева и В. И. Терехина [8] было проанализировано территориальное неравенство и несбалансированность региональных бюджетов. Исследуемая ими проблематика стала основной в данной работе, так как именно проблема дотационных регионов и регионов-доноров стоит сегодня особенно остро, ведь преобладание первых весьма значительно.

В. Б. Христенко [10] в своей статье поднимает вопрос бюджетного федерализма и его функционирования на территории РФ. В. И. Суслов [9] также изучает бюджетную систему РФ и рассматривает проблемы совершенствования межбюджетных отношений.

Сегодня в условиях дисбаланса региональных бюджетов, снижения бюджетной устойчивости, нарастания рисков появляется необходимость реформирования системы региональных бюджетов, чтобы она выстояла под давлением угроз национальной экономике. Именно граждане являются налогоплательщиками и потребителями государственных услуг, поэтому им необходима уверенность качественного применения их средств, передаваемых в бюджеты. Исходя из этого, необходимо исследование результативности параметров бюджетов регионов.

Объектом исследования в рамках данной статьи выступает бюджетно-налоговая система Республики Мордовия - субъекта Российской Федерации, входящего в состав Приволжского федерального округа. Выбор данного региона в значительной степени определяется тем, что он в наиболее явной форме столкнулся с трудностями бюджетного развития, так и или иначе свойственными многим другим территориям нашей страны.

Прибыль регионального бюджета Мордовии формируется из налоговых поступлений, неналоговых ресурсов и безвозмездных отчислений. Всё это как раз и обеспечивает покрытие региональных расходов. Исследовав доходы бюджета, можно выявить тенденцию стабильного снижения безвозмездных отчислений, тенденцию роста налоговых доходов, что

2

является примером увеличения доходного потенциала региона. На рисунке 1 видно, что неналоговые поступления занимают небольшой процент в доходе бюджета Республики Мордовия.

2013 год 2014 год 2015 год 2016 год ■ Неналоговые доходы ■ Налоювыедохсды Безвозмездные поступления

Рис. 1. Динамика доходов Республики Мордовия за период 2013-2016 гг.

Доходы регионов РФ в основном формируются регулирующими федеральными налогами, поэтому нормативы отчислений являются важнейшим параметром в бюджетной системе территорий [7].

На рисунке 2 видно, что самую объемную часть налоговых доходов бюджета Республики Мордовия составляют налоги на прибыль и доходы, налоги на товары. Это говорит о том, что основными источниками дохода являются НДФЛ, акцизные налоги и налоги на прибыль организаций.

■ Государственная пошлина

■ Налоги, сборы »регулярные платежи за пользование природными ресурсами

■ Налоги на имущество Налоги на совокупный доход

И Н ал о ги на то в ар ы (работы. услуги). ре ал изуемые на те рритории РФ

■ Налогина прибыль, доходы

58,20%

23,60%

3,10% 10,10%

0,10%

45,80% 42,70%

35,10% 36,60%

4,20% З.ЗГОа

14,60% 16,60%

2014 ГОД 2015 ГОД 2016 ГОД

Рис. 2. Структура налоговых доходов бюджета Республики Мордовия

за период 2014-2016 гг.

Доходная часть бюджета определяет расходную часть. Это иллюстрирует таблица расходов Республики Мордовия [4, с. 235].

Таблица 1

Состав расходов бюджета Республики Мордовия в 2014-2016 гг. (млн. руб.)

Расходы в млн. руб. 2014 2015 2016

Общегосударственные мероприятия 2 416 1 980 2 486

Национальная оборона 21 22 22

Национальная безопасность и 225 251 210

правоохранительная деятельность

Национальная экономика 9 691 10817 5 931

ЖКХ 1 207 1 292 830

Охрана окружающей среды 17 25 12

Образование 8 278 8 647 7 023

Культура, кинематография 1 093 1 547 636

Здравоохранение 4 942 5 717 5 268

Социальная политика 5 988 6 085 5 869

Физическая культура и спорт 2 458 2 415 808

Средства массовой информации 167 178 177

Обслуживание государственного и 1 013 1 435 1 870

муниципального долга

Межбюджетные трансферты 2 821 2 595 2 085

В рассматриваемый промежуток времени бюджетная политика Республики Мордовия сосредоточена на социальной и экономической сферах. Важнейшим направлением стала социальная политика региона. Исходя из состава расходов республиканского бюджета, мы делаем вывод, что самыми объемными являются расходы на образование, социальную политику, здравоохранение. Большая часть бюджета уходит на поддержание национальной экономики. Это происходит из-за реализации стратегических приоритетов экономического развития. В 2016 году резко падают траты на национальную экономику, охрану окружающей среды, культуру, физическую культуру и спорт.

35.5

¡д ЗОЛ

_

_

2013 ГОД 2014 ГОД 2015 ГОД 2016 ГОД

■ Доходы ■ Расходы

Рис. 3. Соотношение доходов и расходов бюджета Республики Мордовия

за период 2014-2016 гг. 4

Изучая соотношение частей бюджета Республики Мордовия в 2014-2016 гг. (рис. 3), мы видим, что расходы превышают доходы. Если рассматривать разницу в цифровом значении, то она составляет около 4 млрд. рублей. Данная статистика говорит не только о дефиците бюджета, но и о его дисбалансе. Имеющиеся источники доходов не покрывают расходы, это приводит к бюджетному кризису в Республике. Из-за дефицита бюджета Мордовии выросли долговые обязательства перед федеральным бюджетом, что стало основной проблемой региона.

В 2014 году государственный долг Республики Мордовия составлял примерно 28,5 млрд. руб., в 2015 году - 39 млрд. руб., в 2016 году - 41,3 млрд. руб. В 2018 году госдолг Мордовии составил уже 55,9 млрд. руб. (из них долг по кредитам Минфина - 30 млрд. руб.), коммерческий долг (банковские кредиты и облигационные займы) -24,2 млрд. руб. Затем долг начал снижаться: в 2019 году - до 51,9 млрд. руб., а в 2022 году он уже составляет 49 803 427,6 тыс. руб., из которых 43,6 млрд. руб. - бюджетный кредит и 6,1 млрд. руб. - кредит кредитных организаций [5].

Проанализировав статистику, мы видим, что с 2014 года по 2018 год государственный долг увеличился почти в 2 раза. Резкий рост займов в 2014 году обусловлен несколькими факторами, основным из которых является Чемпионат мира по футболу, который проходил в том числе и в Мордовии. Для подготовки республики к Чемпионату были вложены большие финансы, поэтому 2018 год является пиком государственного долга Мордовии. Также видна тенденция сокращения долга, взятого у кредитных организаций. Эти организации дают займ только под процент, поэтому во избежание роста кредита республика покрывает сначала кредит кредитных организаций.

После отставки В. Д. Волкова и прихода нового Главы региона А. А. Здунова в Республике Мордовия прошла комплексная финансовая проверка по соблюдению Бюджетного Кодекса РФ. В ходе проверки аудиторы Счетной палаты высказали мнение, что регион не справляется с погашением госдолга. Они отметили, что общий объем региональных долгов в 2017-2019 годах сокращается, в то время как в Республике Мордовия он увеличивается. К тому моменту госдолг увеличился на 27% и к началу 2020 года превысил годовой бюджет. О критичной долговой нагрузке говорит и то, что в том же году Мордовия едва не подверглась дефолту по облигационному займу на 5 млрд рублей, выпущенному ею в 2016 году.

Мы видим, что в до 2017 года долг рос постепенно, затем в 2018 был резкий скачок расходов и долга Республики. С 2019 года долг медленными темпами снижается и с 2018 по 2022 год он уменьшился примерно на 6 миллиардов. Этому способствовали следующие мероприятия: увеличение срока предоставления региону бюджетного кредита на пополнение

5

остатка средств на счете бюджета со 180 до 240 дней; выделение федеральным центром финансов на погашение долга (в 2018 году выделил 25,5 млрд. рублей); формирование профицитного бюджета и оптимизация предприятий. Предпринятые меры помогают сокращать долг. Предполагается, что сегодняшними темпами долг Мордовии к 2023 году сократиться до 43 млрд. руб. [5].

Мы проанализировали государственный долг Республики Мордовия. Что же касается расходов 2022 года, то региональным законом «О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» от 26 декабря 2020 года был утвержден бюджет «по доходам в сумме 1114169,6 тыс. рублей и по расходам в сумме 40322872,3 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 738635,5 тыс. рублей, с превышением доходов над расходами в сумме 791297,3 тыс. рублей, исходя из уровня инфляции, не превышающего 4%» [6]. Нынешняя бюджетно-налоговая система Республики Мордовия не сильно отличается от системы 2016 года. Во времена пандемии экономический кризис в Мордовии усилился, но сейчас налогово-бюджетная система стабилизируется и выходит на уровень докризисного состояния.

Обобщая все вышесказанное, мы приходим к выводу о том, что наиболее острыми проблемами бюджетно-налоговой системы Республики Мордовия стали большие размеры долговых обязательств, дисбаланс бюджета и не проработанность системы межбюджетных отношений с центром.

После выявления и анализа проблем бюджета Республики Мордовия, рассмотрим возможные пути стабилизации бюджета и вывода региона на самоокупаемость. Увеличить доходы можно с помощью поиска новых источников финансирования существующий базы региональных бюджетов. Один из вариантов - начало работы с прибыльными предприятиями, которые платят большие налоги в региональный бюджет. Что касается неналоговых поступлений, то тут необходимо улучшить механику управления имуществом государства, находящимся на территории регионов. Также нужно пересмотреть направления расходования бюджета и оптимизировать эти расходные статьи. Не менее важным является модернизация системы региональных программ повышения результативности расходов.

Рассмотрим конкретные направления модернизации налоговой системы.

Во-первых, нужно стабилизировать систему налогов:

- определить точный список налогов;

- выявить необходимый уровень ставок по налогам для региона;

- оптимизировать налоги в направлении их сокращения и установить пределы оптимизации;

- избавиться от расхождений между налоговым и другими законодательными актами;

- уменьшить объем льгот по налогам;

- улучшить процесс установления ответственности за правонарушения.

Во-вторых, нужно определить фискальные стимулы:

- раздробить акцизы на товары добывающих отраслей;

- внедрить обновленный механизм налогообложения недвижимости;

- снизить налоговое давление с предприятий, переместив часть налогов на сферу обращения;

- использовать агрегирование налогообложения малого бизнеса.

В-третьих, необходимо увеличить налоговую собираемость:

- помогать постепенному переходу к изыманию налогов по отгрузке;

- усилить контроль доходов физических лиц и модернизировать систему банковского контроля;

- ужесточить меры ответственности за ложное предоставление бухгалтерской отчетности по доходам;

- предоставлять льготы при условии отсутствия налоговой задолженности.

Таким образом, налоговая политика неразрывно переплетена с созданием развитой экономической основы и политической стабильностью. Если все вышеуказанное будет реализовано на территории Российской Федерации, то регионы, в том числе и Республика Мордовия, смогут получить больше самостоятельности при формировании бюджета и выйти на самоокупаемость. Мордовия начнет постепенно выходить из кризиса и долговой ямы, стабилизирует свою внутреннюю экономику. В дальнейшем она сможет повысить эффективность работы бюджетообразующих предприятий при условии модернизации механизма бюджетно-налоговых взаимоотношений центра и региона.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Артемьева С. С. Совершенствование системы межбюджетных отношений в современных условиях // Вопросы экономики. - 2002. - № 5. - С. 137-143.

2. Артемьева С. С. Реформирование межбюджетных отношений в регионе // Финансы. - 2002. - № 3. - С. 19-21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Макейкина С. М. Современные проблемы обеспечения сбалансированности местных бюджетов (на примере муниципальных бюджетов Нижегородской области) // Ученый XXI века. - 2015. - № 5-6 (6-7). - С. 52-56.

4. Макейкина С. М., Суслова Т. А. Современные тенденции оказания финансовой помощи нижестоящим бюджетам в РМ // Экономика и социум. - 2014. - № 2-3 (11). - С. 231-237.

5. Министерство финансов Республики Мордовия раздел «Государственный долг 2022» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.minfinrm.rn/state-debt/ob-dolg/2022 (дата обращения: 08.04.2023).

6. О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов от 26 декабря 2020 года № 90-З: с изменениями и дополнениями на 3 декабря 2021 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/571052330 (дата обращения: 07.04.2023).

7. Официальный сайт Министерства финансов Республики Мордовия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minfinrm.ru (дата обращения: 08.04.2023).

8. Перфильев С. В., Терехин В. И. Анализ территориального неравенства и бюджетное регулирование территорий // Экономика. - 2000. - № 3. - С. 34-45.

9. Суслов В. И. Проблемы совершенствования межбюджетных отношений // Регион: экономика и социология. - 1999. - № 3. - С. 81-96.

10. Христенко В. Б. Развитие бюджетного федерализма в России: от разделения денег к разделению полномочий // Регионология: научно-публицистический журнал. -2001. - № 1. - С. 26-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.