Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ СОВЕРШЕНИЯ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ И РАСХОДОВАНИИ СРЕДСТВ ДОРОЖНЫХ ФОНДОВ'

МЕХАНИЗМЫ СОВЕРШЕНИЯ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ И РАСХОДОВАНИИ СРЕДСТВ ДОРОЖНЫХ ФОНДОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
132
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОРОЖНЫЙ ФОНД / ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ СФЕРА / КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / МЕХАНИЗМ КОРРУПЦИОННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В ДОРОЖНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ROAD FUND / ROAD CONSTRUCTION SECTOR / CORRUPTION CRIMES / MECHANISM OF CORRUPTION CRIME / ANTI-CORRUPTION IN ROAD ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Габоев Николай Викторович

Рассматриваются и изучаются механизмы совершения коррупционных преступлений при формировании и расходовании средств дорожных фондов, анализируются наиболее продуктивные способы противодействия коррупционным процессам в исследуемой сфере на примере сложившейся следственно-судебной практики. Методологической основой исследования является общенаучный метод диалектического материализма, а также основанные на нем общенаучные методы, в частности методы формальной логики и описания, анализа и синтеза, сравнительно-правовой и формально-юридический методы. Основными выводами проведенного исследования являются теоретическое обоснование практической значимости и эффективности использования методов оперативно-розыскной деятельности при выявлении рассматриваемых механизмов и противодействии им.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Габоев Николай Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS FOR COMMITTING CORRUPTION CRIMES IN THE FORMATION AND EXPENDITURE OF ROAD FUNDS

This article discusses and studies the mechanisms of committing corruption crimes in the formation and expenditure of funds of road funds, analyzes the most productive methods of counteracting corruption processes in the studied area using the example of established investigative-judicial practice. The methodological basis of the study is the general scientific method of dialectical materialism, as well as the general scientific methods based on it, in particular, methods of formal logic and description, analysis and synthesis, comparative legal and formal legal methods. The main conclusions of the study are the theoretical justification of the practical significance and effectiveness of the use of methods of operational-search activity in identifying and counteracting the considered mechanisms.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ СОВЕРШЕНИЯ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ И РАСХОДОВАНИИ СРЕДСТВ ДОРОЖНЫХ ФОНДОВ»

УДК 343.98 Н. В. Габоев

УМВД России по г. Липецку

Механизмы совершения коррупционных преступлений при формировании и расходовании средств дорожных фондов

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются и изучаются механизмы совершения коррупционных преступлений при формировании и расходовании средств дорожных фондов, анализируются наиболее продуктивные способы противодействия коррупционным процессам в исследуемой сфере на примере сложившейся следственно-судебной практики.

Методологической основой исследования является общенаучный метод диалектического материализма, а также основанные на нем общенаучные методы, в частности методы формальной логики и описания, анализа и синтеза, сравнительно-правовой и формально-юридический методы.

Основными выводами проведенного исследования являются теоретическое обоснование практической значимости и эффективности использования методов оперативно-розыскной деятельности при выявлении рассматриваемых механизмов и противодействии им.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дорожный фонд, дорожно-строительная сфера, коррупционные преступления, механизм коррупционного преступления, противодействие коррупции в дорожной деятельности.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Габоев Н. В. Механизмы совершения коррупционных преступлений при формировании и расходовании средств дорожных фондов // Научный портал МВД России. 2020. № 1 (49). С. 86.

N. V. Gaboev

Ministry of Internal Affairs of Russia in Lipetsk

Mechanisms for committing corruption crimes in the formation and expenditure of road funds

ABSTRACT. This article discusses and studies the mechanisms of committing corruption crimes in the formation and expenditure of funds of road funds, analyzes the most productive methods of counteracting corruption processes in the studied area using the example of established investigative-judicial practice.

The methodological basis of the study is the general scientific method of dialectical materialism, as well as the general scientific methods based on it, in particular, methods of formal logic and description, analysis and synthesis, comparative legal and formal legal methods.

The main conclusions of the study are the theoretical justification of the practical significance and effectiveness of the use of methods of operational-search activity in identifying and counteracting the considered mechanisms.

KEYWORDS: road fund, road construction sector, corruption crimes, mechanism of corruption crime, anticorruption in road activities.

FOR CITATION: Gaboev N. V. Mechanisms for committing corruption crimes in the formation and expenditure of road funds // Scientific portal of the Russia Ministry of the Interior. 2020. № 1 (49). P. 86 (in Russ.).

Качественное функционирование дорожной ного ускорения социальных и экономических

отрасли отражает эффективность обеспечения процессов, обусловленных сложившейся высо-

государством конституционных обязательств, котехнологичной конъюнктурой, а также возрос-

связанных с соблюдением прав граждан на сво- шей степенью интеграции в мировую экономику,

боду передвижения, а также гарантий на единое данная сфера приобрела приоритетное значение.

экономическое пространство и свободу переме- Разработка и утверждение транспортной страте-

щения товаров и услуг1. В условиях существен- _

вок, внес. законами Рос. Федерации о поправках к Конститу-

ции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек.

1 См.: Конституция Российской Федерации : принята 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. : с учетом попра- 2014 г. № 11-ФКЗ // СПС КонсультантПлюс.

гии до 2030 года2 и федеральной целевой программы3 показывают стратегическую важность указанной отрасли.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации реализация мероприятий в дорожно-строительной индустрии осуществляется посредством функционирования дорожных фондов различного уровня4. Изучение статистических данных Федеральной службы государственной статистики РФ в период 2011 — 2018 гг.5 показывает тенденцию интенсивного увеличения объемов финансирования дорожной отрасли с использованием указанной модели бюджетного обеспечения. Однако масштабность затраченных ресурсов и колоссальные денежные вливания породили устойчивые коррупционные механизмы, связанные с особой структурой формирования и расходования дорожных фондов, а также спецификой многоуровневого производственного процесса дорожно-строительной сферы.

Анализируя научную юридическую литературу, необходимо отметить, что дорожный фонд как единая структура представляет собой инструмент накопления и расходования денежных средств, функционирующий в сфере бюджетно-правового регулирования [1, с. 732] с целью обеспечения стабильности поступления ассигнований на содержание и ремонт дорог и оптимизацию исполнения целевых программ в дорожной отрасли [2]. По нашему мнению, немаловажным признаком рассматриваемой структуры является целенаправленная управленческая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляемая для достижения конкретных целей и получения заранее предполагаемых результатов в соответствии с установленной процедурой6.

2 См.: О Транспортной стратегии Российской Федерации : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 22 нояб. 2008 г. № 1734-р : ред. от 12 мая 2018 г. // СПС Консультант Плюс.

3 См.: Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» : Постановление Правительства Рос. Федерации от 20 дек. 2017 г. № 1596 : ред. от 29 марта 2019 г. // СПС Консультант Плюс.

4 См.: Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ : в ред. от 2 авг. 2019 г. URL : http://consultant.ru

5 См.: Россия в цифрах. 2019 : краткий статистический сборник / Росстат. M., 2019. С. 373. URL : https://www.gks.ru

6 См.: О порядке формирования и использования бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда

и о внесении изменений в Правила формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы : Постановление Правительства Рос. Федерации от 30 дек. 2011 г.

№ 1206 : ред. от 22 дек. 2018 г. // СПС КонсультантПлюс.

Проведенное нами исследование нормативно-правового поля, регулирующего процесс функционирования дорожных фондов, выявило некоторые отличительные особенности:

строго целевое направление средств фондов на выполнение дорожно-хозяйственных мероприятий, предусмотренных действующим законодательством РФ в сфере регулирования дорожной деятельности;

разграничение деятельности федерального, региональных и муниципальных дорожных фондов с предоставлением государственным органам власти субъектов РФ и местного самоуправления права нормотворчества, связанного с установлением порядка формирования и функционирования целевых фондов на местах, объема их финансирования, а также взаимодействия с главными распорядителями средств фонда в случае целевого субсидирования муниципалитетов;

применение специфического статистического инструментария для сбора и обработки данных об использовании средств дорожных фондов7;

участие в процессе освоения денежных средств, направленных на дорожно-организаци-онную деятельность, крупных учреждений и предприятий с долей государственной собственности в уставном капитале;

выполнение дорожно-хозяйственных мероприятий в рамках реализации соответствующих целевых программ;

использование в процессе освоения средств дорожных фондов механизма государственных закупок;

усиленный вектор социального контроля над состоянием дорог8.

Таким образом, дорожный фонд является одновременно базисным элементом, надстройкой и источником, дающим импульс запуску механизма осуществления дорожной деятельности. Как было отмечено выше, работа такого механизма дает положительные результаты, выраженные в строительстве качественной автодорожной сети и ее расширении, что повышает уровень соблюдения соответствующих конституционных обязательств. Наличие же отклонений, которые попадают в сферу уголовно-правового регулирования, трансформирует процесс,

7 См.: Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством транспорта Российской Федерации федерального статистического наблюдения за использованием средств дорожных фондов : приказ Федеральной службы государственной статистики от 15 июня 2012 г. № 346 // СПС КонсультантПлюс.

8 Функционирование общественного движения «Общероссийский народный фронт».

в котором выявлены эти аномалии, в преступный.

В справочной литературе понятие «механизм» сформулировано как система, определяющая порядок какого-либо вида деятельности9. Некоторые источники рассматривают данный термин как последовательность процессов, определяющих соответствующее действие либо яв-ление10. Таким образом, по своему внутреннему содержанию механизм представляет собой комплекс элементов, взаимодействие которых приводит к определенным действиям. Отталкиваясь от указанных дефиниций, автор подчеркивает, что если в системе деятельности дорожных фондов выполнение одного из совокупности процессов, выступающих взаимозависимыми элементами, приводит к противоправному коррупционному действию, ответственность за которое предусмотрена соответствующей статьей особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), то, очевидно, запущен механизм коррупционного преступления.

Стоит сразу же обратить внимание, что в научной юридической среде существует многообразие точек зрения на содержание понятия механизма преступления, каждая из которых имеет свои отличительные черты. Синтезируя указанные суждения, мы сформулировали обобщающий термин, согласно которому рассматриваемая категория представляет собой реализуемую систему противоправных поведенческих актов [6, с. 102], имеющих признаки сложности и динамичности11, стройности и взаимосвязанности [5, с. 19], включающую в себя прямых и косвенных участников [4, с. 4], материальные системы и процессы, обусловливающие возникновение источников информации [3, с. 341], которые могут быть использованы для раскрытия и расследования противоправного уголовно наказуемого дея-

ния

12

Анализ следственно-судебной практики коррупционных преступлений, связанных с незаконным использованием средств дорожных фондов, который автором продемонстрирован ниже, показал усложнение и совершенствование пре-

9 См.: Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М. : Русский язык, 2000. С. 123.

10 См.: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999. С. 200.

11 См.: Белкин Р. С. Криминалистика. Краткая энциклопедия. М. : БРЭ, 1993. С. 98.

12 См.: Криминалистика : учебник / Васильев А. Н., Богда-

нов Б. Е., Колдин В. Я., Притузова В. А. [и др.]. М. : Московский ун-т, 1971. С. 8.

ступных механизмов, а также выявил некоторые специфические компоненты, задействованные в их функционировании. В ходе дальнейшего исследования попытаемся отразить характерные элементы изучаемых процессов на примере следующих коррупционных ситуаций.

1. Нарушение существенных условий соглашений о субсидировании за счет средств дорожного фонда и контрактов, заключенных в рамках законодательства, регулирующего сферу государственных закупок, путем подписания заведомо подложных документов о выполнении дорожно-строительных работ и отчетов о расходовании субсидий, выделенных муниципалитету из дорожного фонда.

Примером правоприменительной практики является уголовное дело о злоупотреблении должностными полномочиями и совершении служебного подлога13. Из исследуемых материалов видно: муниципальным учреждением «Управление главного смотрителя» г. Липецка, которое являлось заказчиком по ремонту и содержанию, строительству и реконструкции объектов внешнего благоустройства, получена субсидия из дорожного фонда в соответствии с соглашением, заключенным с Федеральным дорожным агентством, на выполнение капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования. В рамках использования финансовой поддержки после завершения капитального ремонта дорожного покрытия руководитель учреждения, заведомо зная, что в составе исполнительной документации имеется заключение, предусмотренное положениями муниципального контракта, о несоответствии асфальтобетона государственным стандартам, дал заведомо незаконное указание своему заместителю подписать акты о приемке выполненных работ (формы КС-2) и справки о стоимости выполненных работ (формы КС-3), предоставленные подрядчиком. Вопреки тому, что асфальтобетонное покрытие является недопустимым к использованию, указанные документы были подписаны. В Федеральное дорожное агентство направлены отчеты с недостоверными сведениями о достигнутых значениях целевых показателей эффективности использования субсидий.

При анализе продемонстрированного механизма преступления замечено, что непосредственно субъектами противоправной деятельности выступают должностные лица, осу-

13 См.: Уголовные дела № 1-420/2013, № 1-43/2014, рассмотренные Советским районным судом г. Липецка с вынесением обвинительных приговоров по ч. 1 ст. 292, ч. 1 ст. 285, ч. 1 ст. 285 УК РФ.

ществляющие функции муниципального заказчика в муниципальном учреждении. Косвенными участниками являются должностные лица вышестоящих органов исполнительной власти, сотрудники бухгалтерии, подготавливающие платежные поручения на основании документов о приемке выполненных работ, а также лица, осуществляющие управленческие функции в подрядной организации, выполнявшей ремонт. Материальные следы преступной деятельности имеют свое отражение: на объекте капитального ремонта (некачественное дорожное полотно), на документальных носителях информации (муниципальный контракт, исполнительная документация, акты выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ, протоколы служебных совещаний о ходе и завершении ремонта дорог, отчеты о расходовании субсидий).

Немаловажным является субъективный аспект преступной деятельности, который отражает не только мотив, но и взаимоотношения ее участников с опосредованными участниками. Расследованием рассматриваемого уголовного дела установлено, что руководитель муниципального учреждения и его заместитель действовали из личной заинтересованности, поскольку желали обеспечить расположение вышестоящего руководства и денежное премирование по итогам года за достигнутые результаты, а также приукрасить действительное положение дел в части своевременного и полного освоения бюджетных средств. Как видим, согласно муниципальным нормативным правовым актам в этом регионе действовала система поощрения за высокие показатели в дорожной отрасли, что указывает на корыстный интерес данных должностных лиц.

Результат преступного механизма проявляется в причинении финансового ущерба дорожному фонду и нарушении прав граждан и интересов общества, которое выразилось в лишении неограниченного круга лиц возможности использовать участок автомобильной дороги по его прямому назначению в безопасных для дорожного движения условиях и длительное время.

Необходимо указать, что в ходе выявления данных преступлений оперативными подразделениями ЭБиПК использовались методы личного сыска. Сигналом проверки послужили обнаруженные факты разрушения дорожного полотна спустя непродолжительное время после завершения работ. Основные мероприятия проводились гласными методами, - осуществление встречных проверок по полученным документам; проведение исследований документов с привле-

чением соответствующих специалистов; опрос фигурантов и иных лиц, осведомленных о совершенной преступной деятельности.

2. Получение должностным лицом, занимающим государственную должность субъекта Российской Федерации, незаконного денежного вознаграждения (взятки) за обеспечение приемки выполненных работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог и общее покровительство.

Примером следственно-судебной практики является уголовное дело14 в отношении должностного лица Управления автомобильных дорог и дорожной деятельности Воронежской области, согласно которому руководитель органа государственной власти вышеназванного субъекта РФ, осуществляющего функции главного распорядителя средств дорожного фонда региона, на протяжении более 1,5 лет получал незаконные денежные вознаграждения в особо крупном размере в виде денег и услуг имущественного характера за обеспечение приемки работ в рамках действующих государственных контрактов, а также содействие взяткодателю в заключении последующих контрактов на содержание и ремонт автомобильных дорог.

Рассматриваемый механизм преступления специфичен своей продолжительностью, а также тем, что в процессе коррупционной деятельности использовалось несколько способов получения взяток и незаконных действий в пользу взяткодателя.

В ходе исследования автор структурировал указанные особенности в соответствующие группы.

По способу получения незаконных денежных вознаграждений:

получение взятки в виде денежных средств непосредственно при личной встрече взяткодателя и взяткополучателя;

получение имущественной выгоды путем оплаты взяткодателем материальных затрат аффилированной компании взяткополучателя (оплата за услуги специализированной техники).

По характеру незаконных действий взяткополучателя в пользу взяткодателя:

дача заведомо незаконных указаний подчиненным сотрудникам управления, ответственным за приемку работ, о составлении унифицированных форм КС-2, КС-3 от имени организации, интересы которой представляет взяткодатель, с

14 См.: Уголовное дело № 1-103/2015, рассмотренное Ленинским районным судом г. Воронежа с вынесением обвинительного приговора по ч. 5 ст. 290 УК РФ.

указанием об отсутствии недостатков в ходе дорожного ремонта;

дача заведомо незаконных указаний должностным лицам учреждений, находящихся в ведомственном подчинении субъекта преступления, о перечислении на расчетный счет компании, интересы которой представляет взяткодатель, авансов, не предусмотренных действующими контрактами.

Кроме того, необходимо указать, что в исследуемом коррупционном механизме, помимо субъекта преступления, задействован широкий круг косвенных участников, среди которых:

лицо, осуществляющее управленческие функции в коммерческой подрядной организации (взяткодатель);

лица, находящиеся в непосредственном подчинении, являющиеся работниками управления;

должностные лица организаций, находящиеся в ведомственном подчинении субъекта преступления;

родственники субъекта преступления, входящие в состав органа управления аффилированной компании, в которой фигурант ранее, до назначения на указанную должность, осуществлял свою трудовую управленческую деятельность;

лица, не осведомленные о преступной деятельности, которые являлись добросовестными исполнителями услуг в пользу аффилированной компании фигуранта за счет средств, оплаченных взяткодателем.

Отметим, что значительным аспектом исследуемого механизма коррупционного преступления является отношение опосредованных субъектов к фигуранту, которое выражается в осознании его возможностей для оказания воздействия на других должностных лиц, а также на подконтрольные учреждения в силу высокого служебного положения и авторитета.

Существенным моментом проводимого анализа является раскрытие материальных структур и процессов, которые выступили источниками информации для формирования доказательственной базы. Безусловно, главное доказательственное значение имеют результаты оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД), полученные негласным путем, однако материалы дела показывают, что немалой степенью важности обладают документальные следы преступной деятельности, к которым относятся:

государственные контракты на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения;

первичная документация по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ формы КС-2 и КС-3;

акты осмотра транспортно-эксплуатационного состояния при содержании автомобильных дорог;

платежные поручения и выписки по банковским счетам, подтверждающие перечисление авансов и иных оплат в адрес организации, интересы которой представляет взяткодатель;

документы органов записи актов гражданского состояния, подтверждающие признаки аффи-лированности в преступной схеме;

письменные носители информации, не являющиеся официальными документами, в которых отражены расчеты по оказанию услуг в пользу аффилированной компании фигуранта за счет средств, оплаченных взяткодателем.

Очевидно, что осуществление указанной коррупционной схемы привело к нарушению порядка функционирования органов государственной власти данного региона по выполнению задач, связанных с эффективным расходованием средств дорожного фонда и повышением качества автомобильных дорог.

Необходимо обратить внимание на то, что сигналом для проведения проверочных мероприятий в отношении фигуранта послужило обращение представителя одной из подрядных организаций, участвующих в преступной схеме, в оперативное подразделение с заявлением о совершении в отношении него коррупционных действий. Дальнейшая оперативная работа проведена негласным путем, в том числе в рамках оперативного эксперимента, в процессе которого задокументирована преступная деятельность фигуранта в отношении заявителя.

3. Создание должностным лицом, занимающим государственную должность субъекта Российской Федерации, преступной схемы, направленной на систематическое хищение бюджетных денежных средств в особо крупном размере, выделяемых на содержание автомобильных дорог регионального значения, а также передача части похищенных средств в качестве взятки вышестоящему должностному лицу, оказывающему покровительство.

Примером правоприменительной практики является ряд уголовных дел15, возбужденных в отношении заместителя губернатора Новгородской

15 См.: Уголовные дела № 1-755/2014, № 1-50/2015, № 1-16/2016, № 1-391/2019, рассмотренные Новгородским районным судом Новгородской области с вынесением обвинительных приговоров по ч. 4 ст. 159 УК РФ, ч. 2 ст. 286, ч. 5 ст. 291 УК РФ.

области, курирующего дорожно-строительную сферу, и иных участников. Расследование данных дел раскрыло очень сложный, многоуровневый и многогранный механизм коррупционного преступления.

Отличительными признаками исследуемой конструкции являются: большой круг вовлеченных субъектов, осведомленных и желающих наступления преступного результата; участие в преступной схеме должностных лиц, занимавших государственную должность субъекта Российской Федерации (заместитель губернатора региона) и государственную должность (член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации); разнообразные способы совершения преступлений; продолжительность коррупционной деятельности; совершение преступных действий межрегионального характера.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимо подчеркнуть, что преступный механизм реализовывался в несколько этапов. Ключевой стадией, послужившей причиной возникновения преступной схемы, связанной с хищением средств дорожного фонда, являются возникшие и выполненные преступные договоренности между заместителем губернатора региона и членом Совета Федерации о передаче последнему незаконных денежных вознаграждений за общее покровительство. Такое покровительство выражено в первую очередь в использовании статуса и авторитета занимаемой должности федерального значения, а также оказании содействия в назначении взяткодателя на должность первого заместителя органа исполнительной власти региона по вопросам дорожного хозяйства в целях последующего хищения средств дорожного фонда. Успешная реализация фигурантами данного этапа коррупционной деятельности, а также имеющееся преступное соглашение о продолжении передачи незаконных денежных вознаграждений покровителю послужили явным толчком для создания организованной преступной группы и разработки преступного плана по хищению бюджетных средств, выделяемых на содержание автомобильных дорог регионального значения, а также передачи части похищенных денег в качестве взятки члену Совета Федерации.

Дальнейшая реализация схемы хищения включает в себя следующие этапы:

осуществление организационно-распорядительных полномочий, направленных на выделение значительных бюджетных ресурсов из дорожного фонда с целью их последующего хищения. В ходе данной стадии организатором преступления

определены дорожно-строительные проекты и объекты для проведения ремонтных мероприятий на территории курируемого региона, объемы и условия их финансирования, а также формы реализации (в рамках контрактной системы);

совершение незаконных действий в сфере регулирования государственных закупок. В процессе рассматриваемого этапа участниками преступной группы созданы условия для систематического ограничения конкуренции и обеспечения беспрепятственного выигрыша аффилированными компаниями в аукционах права заключения контрактов на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог;

подписание контрактов с аффилированными компаниями и проведение дорожно-строительных мероприятий с нарушением установленных технических требований и объемов;

составление и подписание фиктивных отчетных документов об «успешном» освоении выделенных средств дорожного фонда;

перечисление со счетов аффилированных организаций бюджетных денежных средств, полученных за исполнение контрактов, на расчетные счета подконтрольных коммерческих структур и их последующее обналичивание и распределение между членами преступной схемы;

систематическую передачу организатором преступления части похищенных средств в качестве незаконных денежных вознаграждений вышестоящему должностному лицу, оказывающему покровительство.

Слаженная и бесперебойная работа элементов исследуемого преступного механизма привела к значительной продолжительности коррупционной деятельности и причинению ущерба дорожному фонду в особо крупном размере.

Особо отметим, что данные преступления выявлены посредством проведения полного комплекса негласных оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ), предусмотренных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности»16. Документирование организованной преступной группы осуществлялось методами объективного контроля и наблюдения, что позволило зафиксировать полноценную картину коррупционной деятельности.

Анализ вышеуказанных примеров вскрыл некоторые недостатки и преимущества в ходе выявления и раскрытия оперативными подразделениями данных преступлений.

16 См.: Об оперативно-розыскной деятельности : Федер. закон от 12 авг. 1995 г. № 144-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

При выявлении первой преступной модели применялись исключительно гласные методы ОРД. Недостатки такого подхода очевидны. Во-первых, не раскрыта коррупционная связь между должностными лицами и представителями подрядной организации, а также между должностными лицами муниципального учреждения и вышестоящими органами. Во-вторых, не установлены конечные получатели денежных средств, перечисленных подрядчику по фиктивным документам. В-третьих, не выявлены все непосредственные участники преступной схемы.

В процессе раскрытия второго преступного механизма оперативными подразделениями фиксировалась преступная деятельность главным образом в рамках оперативного эксперимента. Недостаток указанного метода заключается в том, что иные участники коррупционной схемы остались вне поля зрения правоохранителей. Это подтверждается тем, что в ходе проведения обысков у фигуранта обнаружены десятки миллионов рублей, не зафиксированных ранее в рамках ОРМ, происхождение которых субъектом преступления не подтверждено.

Применяемые методы и средства выявления третьей коррупционной схемы имеют идеальные признаки с позиции ОРД, поскольку зафиксирована полная иерархическая цепочка, обнаружены незаконные финансовые потоки, часть из которых легализована либо передана в виде взяток, раскрыты способы преступлений, а также определены роли и мотивы всех участников группы.

Подводя общие итоги исследования, проведенного в рамках данной статьи, автор приходит к выводу, что механизмы коррупционных преступлений при расходовании средств дорожного фонда во всех случаях имеют многоуровневую, сложную иерархическую систему, однако полнота раскрытия противоправных процессов зависит от эффективности осуществления оперативно-розыскной работы: глубины документирования, правильного сочетания соответствующих гласных и негласных ОРМ, а также специальных средств и методов. Особенно хотелось бы отметить, что наиболее действенные результаты противодействия такого рода механизмам возможны в том случае, когда контроль и наблюдение за субъектами преступной схемы осуществляются с ограниченным использованием гласных методов и хорошо спланированным погружением оперативных подразделений в процесс получения объективных данных, а также с исключением преждевременного применения необходимых мер до раскрытия всех элементов преступной схемы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОМ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Винницкий Д. В. Публичная собственность. - М. : Статут, 2013.

2. Еремеева А. С. Актуальные проблемы финансового обеспечения дорожной отрасли // Известия высших учебных заведений. Сер.: экономика, финансы и управление производством. 2012. № 2 (12). URL : https://elibrary. ru/item. asp?id=17778555& (дата обращения : 13.10.2019).

3. Колдин В. Я. Криминалистика социалистических стран. - М. : Юрид. лит., 1986.

4. Кустов А. М. Теоретические основы криминалистического учения о механизме преступления : дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 1997. URL : http://www.ukrreferat.com/referats_book/Pravo/ knpr0452.zip (дата обращения : 11.10.2019).

5. Меретуков Г. М. Криминалистические проблемы борьбы с наркобизнесом организованных преступных групп. - М. : Академия МВД России, 1995.

6. Образцов В. А. О некоторых перспективах интеграции и дифференциации знаний в криминалистике // Актуальные проблемы советской криминалистики. - М., 1979.

REFERENCES

1. Vinnitskij D. V. Publichnaya sobstvennost' (Public property), Moscow: Statute, 2013.

2. Eremeeva А. S. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenij. Seriya: ehkonomika, finansy i upravlenie proizvodstvom (News of higher educational institutions. Ser.: Economics, Finance and production management), 2012. No. 2 (12), available at: https:// elibrary.ru/item.asp?id=17778555& (October 13, 2019).

3. Coldin V. Ya. Kriminalistika sotsialisticheskikh stran (Criminology socialist countries), Moscow: Yu-rid. lit., 1986.

4. Kustov А. M. Teoreticheskie osnovy kriminal-isticheskogo ucheniya o mekhanizme prestupleniya: dis.... d-rayurid. nauk(Theoretical bases of the criminalistic doctrine about the mechanism of the crime: Doctor's thesis), Moscow, 1997, available at: http:// www.ukrreferat.com/referats_book/Pravo/knpr0452. zip (October 11, 2019).

5. Meretukov G. M. Kriminalisticheskie prob-lemy bor'by s narkobiznesom organizovannykh prestupnykh grupp (Criminalistic problems of struggle against drug business of organized criminal groups), Moscow: Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 1995.

6. Obraztsov V. А. Аktual'nye problemy sovet-skoj kriminalistiki (Actual problems of Soviet foren-sics), Moscow, 1979.

Рукопись поступила в редакцию 07.11.2019, принята к публикации 26.12.2019.

по г. Липецку (Российская Федерация, 398017, г. Липецк, ул. Талалихина, д. 9). E-mail: [email protected] Тел.: 8 (4742) 25-91-71

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Николай Викторович Габоев, заместитель начальника отдела экономической безопасности и противодействия коррупции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации

Nikolay V. Gaboev, Deputy Head of the Department of economic security and anti-corruption Ministry of Internal Affairs of Russia in Lipetsk (Lipetsk, st. Talalikhina, d. 9, 398017, Russian Federation). E-mail: [email protected] Tel.: 8 (4742) 25-91-71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.