Итак, модели культурной политики создают объективные условия проектирования и целевого программирования регионально-культурной политики, т.е. находят воплощение в целом ряде конкретно ориентированных культурных секций. Системно-функциональный блок культурной деятельности региона, выражающийся в функциях, о которых говорилось выше, находит выражение в соответствующих пяти функциональных подсистемах, направленных на организационное структурирование, формирование пространства культурного диалекта, креативных и образовательных стратегий культурной деятельности.
Библиографический список
1. Резник, Ю. М. Гражданское общество / Ю. М. Резник. — М. : Моск. соц. ун-т, 1998. — 185 с.
2. Орлова, Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию / Э. А. Орлова. — М. : МГИК, 1994. — 254 с.
3. Резник, Ю. М. Культура как предмет изучения / Ю. М. Резник // Личность. Культура. Общество. — Т. 3. — Вып. 2 (28). — С. 198-217.
4. Сулименко, Е. Г. Культурная политика как фактор национальной безопасности в условиях глобализации : автореф. дис .... канд. культурологии / Е. Г. Сулименко. — М., 2008. — 26 с.
5. Волк, П. Л. Системно-синергетическая интерпретация культурной политики в контексте культурогенеза : автореф. дис. д-ра культурологи / П. Л. Волк. — Кемерово, 2005. — 44 с.
6. Каган, М. С. Системный подход и гуманитарные знания / М. С. Каган // Избранные статьи. — Л. : ЛГУ, 1991. — 216 с.
7. Библер, В. С. Культура и личность / В. С. Библер. — М., 1989. - 185 с.
8. Ракитов, А. И. Наука, технология, культура в контексте глобальных изменений / А. И. Ракитов. — М., 1998. — 216 с.
ГЕНОВА Нина Михайловна, кандидат философских наук, доцент (Россия), профессор, декан, заведующая кафедрой управления и ресурсного обеспечения социально-культурной деятельности.
Адрес для переписки: e-mail : [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.07.2010 г.
© Н. М. Генова
УДК 130.2 : 304.2 о. в. АНОХИНА
Омский государственный университет путей сообщения
МЕХАНИЗМЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ_________________________________________________
Повседневная жизнь молодежи нередко подвергается риску. Особое значение для анализа риска в молодежной среде имеют механизмы социокультурной адаптации современной молодежи. В них отражаются готовность к риску и его неприятие как специфические социокультурные характеристики индивидов, а также морально-нравственные последствия рискованных действий.
Ключевые слова: молодежь, риск, рискованные действия, социокультурные факторы, свобода.
Современная ситуация в российском обществе характеризуется тем, что молодежи приходится самостоятельно адаптироваться к новым для российского общества условиям неопределенности и нестабильности. При этом адаптационное поведение большинства молодых россиян основывается на помощи родителей или содействия влиятельных знакомых в процессе поиска и нахождения оптимальной социально-экономической ниши, в которой они могли бы реализовать свой потенциал, потому что на рынке труда — безработица, в образовании — неравенство возможностей его приобретения, в бизнесе низкая конкурентоспособность молодых предпринимателей.
Такой механизм успешной социальной адаптации доступен далеко не всему молодому поколению постсоветской России, что является определяющим фактором при формировании адаптационных стратегий современной российской молодежи, в основе которых часто оказывается риск как способ реализации жизненных планов и потребностей. Таким образом, риск, как отмечает Ю.А. Зубок, «с одной стороны, ста-
новится наиболее общим основанием современности, а с другой — значимым фактором социального развития молодежи» [1].
Социокультурная адаптация современной российской молодежи, представляющая собой процесс активного приспособления индивида к определенным материальным условиям и культурным ценностям социальной среды, является, своего рода, показателем сложившейся рискогенной ситуации в российском обществе, которое по праву многие современные исследователи называют обществом риска. В свою очередь, в процессе «рисковой» социокультурной адаптации современной молодежи происходит воспроизводство социальных рисков в России, что выявляет корреляционную зависимость процесса адаптации российской молодежи в современном трансформирующемся российском обществе.
Происходящие в российском обществе социокультурные изменения сопровождаются усилением неопределенности, неоднозначности явлений и процессов. В силу невозможности глубокого познания
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010
действительности снижается возможность прогнозирования не только отдаленного, но и самого ближайшего будущего, что, естественно, приносит неопределенность и нестабильность в повседневную жизнь людей. В условиях стремительно меняющейся социальной реальности риск становится сущностной характеристикой человеческой деятельности.
Обратимся к анализу литературы по исследованию социокультурной адаптации современной молодежи. В основном проблема адаптации молодежи рассматривается в контексте общего анализа адаптационного поведения населения России в современных условиях. Среди авторов, работавших в данном направлении следует назвать Е.Б. Мезенцеву, Н.Ф. Наумову, М.А. Шабанову [2]. К важному заключению приходит Шабанова, отмечая, что результаты адаптации в каждый момент времени необходимо оценивать с точки зрения расширения или сужения области свободы индивида в достижении жизненно важных для него целей в новых условиях по сравнению со старыми [3]. Несомненно, классической основой исследования социокультурной адаптации является теоретический опыт таких выдающихся ученых, как Т. Парсонса и П. Сорокина [4].
Социокультурная адаптация российской молодежи является важным индикатором состояния общества, от которого зависит характер потребностей и запросов, а также выбор технологий их реализации молодым поколением. Молодежь является «социокультурным продуктом», что позволяет рассматривать ее социальное и культурное развитие в рамках процесса социокультурной адаптации, который, на наш взгляд, следует исследовать с точки зрения механизмов влияющих на социокультурную адаптацию современной молодежи. Поговорим о некоторых из них. Применительно к нашему исследованию выделим общественные отношения, которые, по сути, и определяют процесс социокультурной адаптации молодежи.
Характерными критериями адаптации молодежи являются: степень включенности молодежи в социально-экономическую, политическую, культурную жизнь страны и государственная политика по отношению к ним, а также место и статус молодежи в социокультурном пространстве страны.
Следующий механизм социокультурной адаптации молодежи определяется характером внутригрупповых отношений, сложившихся в непосредственном кругу общения молодого поколения, а также этнокультурными и религиозными особенностями данной микросреды. Здесь особый интерес представляют ролевое поведение молодых людей, их взаимная адаптация друг к другу, а также проблемы, связанные с социальной адаптацией детей в семье и ближайшем окружении. Родственные связи и характер установившихся отношений на этом уровне играют определяющую роль.
И, безусловно, самым важным механизмом социокультурной адаптации молодежи являются социальные риски. Социальные риски в России являются следствием ее переходного характера развития, так как кризисное состояние основных социальных институтов не способно оградить общество от рисков, а реализация возможностей в данном обществе не всегда носит позитивный характер и часто приобретает негативную окраску, что позволяет определить социальный риск как определяющий показатель переходного общества.
Системность российского кризиса предполагает и системность производящихся в стране рисков, что вызывает необходимость во всестороннем рассмотрении данного механизма, включающем его социально-
экономический, социально-политический, социальноправовой и социально-культурный факторы. При этом важнейшим фактором исследования социальных рисков в современном российском обществе являются социокультурные основания риска в России.
В условиях, когда социальные нормы перестают выполнять функцию социального контроля над общественным порядком, что характерно для переходного общества, происходит рост социальных рисков, а также их воспроизводство. Разрушение моральных, правовых, идеологических ценностей приводит к тому, что расширяются возможности выбора жизненных стратегий с очень низкой степенью определенности, высокой степенью вариантности, непредсказуемости и случайности. В ситуацию неопределенности, непредсказуемости попадает прежде всего та часть общества, которая прошла социализацию «неопределенностью», т.е. молодежь, чья ценностная система находится в таком же аморфном состоянии, как и само переходное общество.
Социально-экономические преобразования в современной России, целью которых было формирование нового экономического порядка в новой демократической стране, привели российское общество к состоянию социальной нестабильности, дезорганизованности и в целом к рискогенности. На постсоветском пространстве в результате экономического реформирования сформировалась довольно устойчивая система рисков: безработица, инвалидность, производственный травматизм, миграция, проблемы с приобретением жилья, малодетность, высокий уровень насилия в семье неполные семьи, деформация правового сознания, повышенная агрессивность и жестокость, особенно среди молодежи и т.д. Социальное неблагополучие граждан приводит к расширению зоны риска, что выражается в повышении девиантных и делинквентных форм социальной адаптации в молодежной среде как вызов на неспособность государства установить справедливый социальный порядок. Социально-правовая сторона происходящих в российском обществе изменений выступает в качестве одного из важнейших факторов риска в России.
Правовой нигилизм современной российской молодежи, а также высокий уровень молодежной преступности свидетельствуют о том, что основные адаптационные стратегии российской молодежи в социально-правовом поле российской действительности направлены на реализацию неправовых практик.
В современных российских условиях конфликт между поколениями не просто существует, но и носит фундаментальный характер, поскольку произошло столкновение разных концепций миропонимания.
Социальные риски в российском обществе имеют устойчивую тенденцию к воспроизводству, что повышает угрозу дезинтеграции и демодернизации российского общества. При этом важным источником, стимулирующим воспроизводство социальных рисков в российском обществе через молодое поколение, является трансформация ценностных установок, правосознания, социальной идентичности и моделей поведения молодежи, что предполагает более глубокую научную рефлексию процессов, происходящих в духовно-нравственной сфере молодого поколения, а также тщательную продуманность и рациональность молодежной политики с позиций обеспечения наиболее эффективной социокультурной адаптации молодежи в сложных для современной России условиях.
На современном этапе развития российского общества стала острой актуальностью проблематики
адаптационного поведения российской молодежи в условиях общества «риска», которое сформировалось в России в результате трансформационных процессов периода реформ.
В индивидуальном плане риск — это ситуационный процесс. Для каждого человека проявления риска возникают, развиваются и угасают в конкретных жизненных ситуациях. В обществе риска стихийные факторы или процессы, над которыми человек теряет власть, выстраиваются в некоторую последовательность, воспринимаемую в повседневной жизни как ситуацию неопределенности. Стремление человека взять под контроль такую ситуацию, сделать ее более определенной, неизбежно будет связано с новыми рисками [5].
Риск, направленный на преодоление неопределенности в ситуации неизбежного выбора, дает возможность оценить вероятность удачи, неудачи и отклонения от цели с учетом действующих ценностей и норм. При этом готовность действовать в условиях риска, способность оптимизировать его возможные исходы, прогнозировать его последствия являются необходимыми условиями реализации жизненных стратегий во всех сферах жизнедеятельности современного человека [6].
О наличии позитивной динамики в этом направлении можно судить уже по тому, что современное общество не продуцирует экстремальную модель поведения молодежи. Существование в условиях риска формирует у молодежи в целом более свободное и взвешенное отношение в выборе жизненных стратегий.
Свобода традиционно может пониматься в двух аспектах: свобода действия и свобода выбора. Свобода выбора предшествует непосредственно самому выбору в ситуации риска, который, в свою очередь, формирует свободу действий как необходимое условие преодоления риска. Таким образом, свобода в целом выступает как фундаментальная свобода и как фундаментальное основание рисковой деятельности и, следовательно, как основа риска. При этом свобода здесь связывается с гуманизмом, так как соотношение рисковой деятельности личности и принципов гуманизма является важнейшим концептом в понимании ценностного аспекта риска. Отдаление от принципов гуманизма, ответственности, уважения прав и свобод личности в условиях общества риска неизбежно грозит лавинообразным ростом рисков.
В условиях неопределенности жизненного пути молодого человека разрушается механизм воспроизводства ценностей [7].
Подавляющее большинство исследователей молодежных проблем сходятся во мнении, что тотальная деидеологизация общества на первом стихийном этапе российских реформ очень болезненно сказалась на нравственном и правовом состоянии сознания молодежи [8].
Молодой человек стремится преодолеть нестабильность через рисковую ситуацию путем выбора, а затем осуществления какого-либо решения. Рисковая деятельность носит ярко выраженную субъективную окраску, то есть является «чисто» человеческой формой деятельности. Это означает, что данный риск имеет ценность только в отношении к одному индивиду и теряет свою значимость для другого. Таким образом, утрачена не сама ценность риска, а желан-ность его смысловые структуры.
Впрочем, если рисковая деятельность в молодежной среде проходит в более длительном цикле, то
оправ-данность риска может сохраняться для человека всю жизнь, а для общества — на протяжении всей его истории. Так, подвиг во имя жизни, гуманизма, совершенный личностью, сохраняет свою рисковую ценность, несмотря на ушедшую эпоху, в которую был совершен, оставаясь примером и назиданием потомкам. И нет сомнений в значимости этих деяний. Таким образом, риск всегда связан с конкретной социокультурной ситуацией и в новой ситуации может служить положительным примером. Все это свидетельствует о противоречивом характере взаимосвязи двух сторон риска: субъективной, предполагающей ценностное отношение к нему, и объективной, нашедшей свое выражение в реальных жизненных условиях. Таким образом, увеличивается число молодых людей, в повседневную жизнь которых проникает риск, приобретая тотальный и перманентный характер, что усиливает процесс его воспроизводства. Он слабо контролируется и частично преодолевается, но в локализованных формах является одним из стимулов для роста инновационного по-тенциала других сущностных свойств молодежи [5].
Таким образом, в настоящее время назрела необходимость оценить степень влияния социальных рисков на социокультурную адаптацию молодого поколения и процесса воспроизводства социальных рисков в российском обществе, что определяется потребностью в повышении уровня социальной рефлексии и разработке эффективных мер, способствующих более успешной адаптации молодежи России с минимальной степенью риска и в рамках существующей социально-правовой системы.
Широкий спектр проблем молодежной тематики и ее недостаточная, на наш взгляд, научно-теоретическая разработанность представляют перспективное поле исследования для ученых, особенно молодых, чья социокультурная адаптация протекает в общих для всей российской молодежи рискогенных условиях.
Библиографический список
1. Чупров, В.И. Молодежь в обществе риска / В.И. Чупров, Ю.А. Зубок, К. Ульямс. — М., 2001. — 125 с.
2. Зубок, Ю.А. Феномен риска в социологии. Опыт исследования молодежи. — М. : Мысль, 2007. — С. 256 — 257.
3. Зубок, Ю.А. Проблема риска в социологии молодежи / Ю. А. Зубок. — М. : Эксмо, 2003. — 214 с.
4. Афанасьев, И.А. Философские основания теории социальных рисков / И.А. Афанасьев. — Саратов, 2006. — С. 34 — 35.
5. Положение молодежи в России : аналитический доклад. Изд-во Бюро ЮНЕСКО в Москве. — М., 2005. — С. 36.
6. Альгин, А.П. Риск и его роль в общественной жизни / А.П. Аль-гин. — М. : Мысль, 1989. — С. 23 — 48.
7. Чупров, В.И. Развитие молодежи: концептуализация понятия / В.И. Чупров // Молодежь России: социальное развитие. — М. : Наука, 1992. — С. 18 — 24.
8. Бекарев, А.А. Социология нестабильности / А.А. Бекарев // Бюллетень Академии гуманитарных наук. — Н. Новгород, 1997. — № 4. — С. 52 — 63.
АНОХИНА Ольга Викторовна, старший преподаватель кафедры «Таможенное дело и право».
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.04.2010 г.
© О. В. Анохина
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ