Научная статья на тему 'Механизмы социокультурной адаптации современной молодежи'

Механизмы социокультурной адаптации современной молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1179
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / РИСК / РИСКОВАННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ / СВОБОДА / YOUTH / RISK / RISK-TAKING / SOCIO-CULTURAL FACTORS / FREEDOM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Анохина Ольга Викторовна

Повседневная жизнь молодежи нередко подвергается риску. Особое значение для анализа риска в молодежной среде имеют механизмы социокультурной адаптации современной молодежи. В них отражаются готовность к риску и его неприятие как специфические социокультурные характеристики индивидов, а также морально-нравственные последствия рискованных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanisms of socio-cultural adaptation of young people

Everyday life of young people is often at risk. Of particular importance for the risk analysis of the youth are the mechanisms of socio-cultural adaptation of modern youth. They reflect willingness to take risks and his rejection of a specific socio-cultural characteristics of individuals, as well as moral. the moral consequences of risky actions.

Текст научной работы на тему «Механизмы социокультурной адаптации современной молодежи»

Итак, модели культурной политики создают объективные условия проектирования и целевого программирования регионально-культурной политики, т.е. находят воплощение в целом ряде конкретно ориентированных культурных секций. Системно-функциональный блок культурной деятельности региона, выражающийся в функциях, о которых говорилось выше, находит выражение в соответствующих пяти функциональных подсистемах, направленных на организационное структурирование, формирование пространства культурного диалекта, креативных и образовательных стратегий культурной деятельности.

Библиографический список

1. Резник, Ю. М. Гражданское общество / Ю. М. Резник. — М. : Моск. соц. ун-т, 1998. — 185 с.

2. Орлова, Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию / Э. А. Орлова. — М. : МГИК, 1994. — 254 с.

3. Резник, Ю. М. Культура как предмет изучения / Ю. М. Резник // Личность. Культура. Общество. — Т. 3. — Вып. 2 (28). — С. 198-217.

4. Сулименко, Е. Г. Культурная политика как фактор национальной безопасности в условиях глобализации : автореф. дис .... канд. культурологии / Е. Г. Сулименко. — М., 2008. — 26 с.

5. Волк, П. Л. Системно-синергетическая интерпретация культурной политики в контексте культурогенеза : автореф. дис. д-ра культурологи / П. Л. Волк. — Кемерово, 2005. — 44 с.

6. Каган, М. С. Системный подход и гуманитарные знания / М. С. Каган // Избранные статьи. — Л. : ЛГУ, 1991. — 216 с.

7. Библер, В. С. Культура и личность / В. С. Библер. — М., 1989. - 185 с.

8. Ракитов, А. И. Наука, технология, культура в контексте глобальных изменений / А. И. Ракитов. — М., 1998. — 216 с.

ГЕНОВА Нина Михайловна, кандидат философских наук, доцент (Россия), профессор, декан, заведующая кафедрой управления и ресурсного обеспечения социально-культурной деятельности.

Адрес для переписки: e-mail : [email protected]

Статья поступила в редакцию 19.07.2010 г.

© Н. М. Генова

УДК 130.2 : 304.2 о. в. АНОХИНА

Омский государственный университет путей сообщения

МЕХАНИЗМЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ_________________________________________________

Повседневная жизнь молодежи нередко подвергается риску. Особое значение для анализа риска в молодежной среде имеют механизмы социокультурной адаптации современной молодежи. В них отражаются готовность к риску и его неприятие как специфические социокультурные характеристики индивидов, а также морально-нравственные последствия рискованных действий.

Ключевые слова: молодежь, риск, рискованные действия, социокультурные факторы, свобода.

Современная ситуация в российском обществе характеризуется тем, что молодежи приходится самостоятельно адаптироваться к новым для российского общества условиям неопределенности и нестабильности. При этом адаптационное поведение большинства молодых россиян основывается на помощи родителей или содействия влиятельных знакомых в процессе поиска и нахождения оптимальной социально-экономической ниши, в которой они могли бы реализовать свой потенциал, потому что на рынке труда — безработица, в образовании — неравенство возможностей его приобретения, в бизнесе низкая конкурентоспособность молодых предпринимателей.

Такой механизм успешной социальной адаптации доступен далеко не всему молодому поколению постсоветской России, что является определяющим фактором при формировании адаптационных стратегий современной российской молодежи, в основе которых часто оказывается риск как способ реализации жизненных планов и потребностей. Таким образом, риск, как отмечает Ю.А. Зубок, «с одной стороны, ста-

новится наиболее общим основанием современности, а с другой — значимым фактором социального развития молодежи» [1].

Социокультурная адаптация современной российской молодежи, представляющая собой процесс активного приспособления индивида к определенным материальным условиям и культурным ценностям социальной среды, является, своего рода, показателем сложившейся рискогенной ситуации в российском обществе, которое по праву многие современные исследователи называют обществом риска. В свою очередь, в процессе «рисковой» социокультурной адаптации современной молодежи происходит воспроизводство социальных рисков в России, что выявляет корреляционную зависимость процесса адаптации российской молодежи в современном трансформирующемся российском обществе.

Происходящие в российском обществе социокультурные изменения сопровождаются усилением неопределенности, неоднозначности явлений и процессов. В силу невозможности глубокого познания

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010

действительности снижается возможность прогнозирования не только отдаленного, но и самого ближайшего будущего, что, естественно, приносит неопределенность и нестабильность в повседневную жизнь людей. В условиях стремительно меняющейся социальной реальности риск становится сущностной характеристикой человеческой деятельности.

Обратимся к анализу литературы по исследованию социокультурной адаптации современной молодежи. В основном проблема адаптации молодежи рассматривается в контексте общего анализа адаптационного поведения населения России в современных условиях. Среди авторов, работавших в данном направлении следует назвать Е.Б. Мезенцеву, Н.Ф. Наумову, М.А. Шабанову [2]. К важному заключению приходит Шабанова, отмечая, что результаты адаптации в каждый момент времени необходимо оценивать с точки зрения расширения или сужения области свободы индивида в достижении жизненно важных для него целей в новых условиях по сравнению со старыми [3]. Несомненно, классической основой исследования социокультурной адаптации является теоретический опыт таких выдающихся ученых, как Т. Парсонса и П. Сорокина [4].

Социокультурная адаптация российской молодежи является важным индикатором состояния общества, от которого зависит характер потребностей и запросов, а также выбор технологий их реализации молодым поколением. Молодежь является «социокультурным продуктом», что позволяет рассматривать ее социальное и культурное развитие в рамках процесса социокультурной адаптации, который, на наш взгляд, следует исследовать с точки зрения механизмов влияющих на социокультурную адаптацию современной молодежи. Поговорим о некоторых из них. Применительно к нашему исследованию выделим общественные отношения, которые, по сути, и определяют процесс социокультурной адаптации молодежи.

Характерными критериями адаптации молодежи являются: степень включенности молодежи в социально-экономическую, политическую, культурную жизнь страны и государственная политика по отношению к ним, а также место и статус молодежи в социокультурном пространстве страны.

Следующий механизм социокультурной адаптации молодежи определяется характером внутригрупповых отношений, сложившихся в непосредственном кругу общения молодого поколения, а также этнокультурными и религиозными особенностями данной микросреды. Здесь особый интерес представляют ролевое поведение молодых людей, их взаимная адаптация друг к другу, а также проблемы, связанные с социальной адаптацией детей в семье и ближайшем окружении. Родственные связи и характер установившихся отношений на этом уровне играют определяющую роль.

И, безусловно, самым важным механизмом социокультурной адаптации молодежи являются социальные риски. Социальные риски в России являются следствием ее переходного характера развития, так как кризисное состояние основных социальных институтов не способно оградить общество от рисков, а реализация возможностей в данном обществе не всегда носит позитивный характер и часто приобретает негативную окраску, что позволяет определить социальный риск как определяющий показатель переходного общества.

Системность российского кризиса предполагает и системность производящихся в стране рисков, что вызывает необходимость во всестороннем рассмотрении данного механизма, включающем его социально-

экономический, социально-политический, социальноправовой и социально-культурный факторы. При этом важнейшим фактором исследования социальных рисков в современном российском обществе являются социокультурные основания риска в России.

В условиях, когда социальные нормы перестают выполнять функцию социального контроля над общественным порядком, что характерно для переходного общества, происходит рост социальных рисков, а также их воспроизводство. Разрушение моральных, правовых, идеологических ценностей приводит к тому, что расширяются возможности выбора жизненных стратегий с очень низкой степенью определенности, высокой степенью вариантности, непредсказуемости и случайности. В ситуацию неопределенности, непредсказуемости попадает прежде всего та часть общества, которая прошла социализацию «неопределенностью», т.е. молодежь, чья ценностная система находится в таком же аморфном состоянии, как и само переходное общество.

Социально-экономические преобразования в современной России, целью которых было формирование нового экономического порядка в новой демократической стране, привели российское общество к состоянию социальной нестабильности, дезорганизованности и в целом к рискогенности. На постсоветском пространстве в результате экономического реформирования сформировалась довольно устойчивая система рисков: безработица, инвалидность, производственный травматизм, миграция, проблемы с приобретением жилья, малодетность, высокий уровень насилия в семье неполные семьи, деформация правового сознания, повышенная агрессивность и жестокость, особенно среди молодежи и т.д. Социальное неблагополучие граждан приводит к расширению зоны риска, что выражается в повышении девиантных и делинквентных форм социальной адаптации в молодежной среде как вызов на неспособность государства установить справедливый социальный порядок. Социально-правовая сторона происходящих в российском обществе изменений выступает в качестве одного из важнейших факторов риска в России.

Правовой нигилизм современной российской молодежи, а также высокий уровень молодежной преступности свидетельствуют о том, что основные адаптационные стратегии российской молодежи в социально-правовом поле российской действительности направлены на реализацию неправовых практик.

В современных российских условиях конфликт между поколениями не просто существует, но и носит фундаментальный характер, поскольку произошло столкновение разных концепций миропонимания.

Социальные риски в российском обществе имеют устойчивую тенденцию к воспроизводству, что повышает угрозу дезинтеграции и демодернизации российского общества. При этом важным источником, стимулирующим воспроизводство социальных рисков в российском обществе через молодое поколение, является трансформация ценностных установок, правосознания, социальной идентичности и моделей поведения молодежи, что предполагает более глубокую научную рефлексию процессов, происходящих в духовно-нравственной сфере молодого поколения, а также тщательную продуманность и рациональность молодежной политики с позиций обеспечения наиболее эффективной социокультурной адаптации молодежи в сложных для современной России условиях.

На современном этапе развития российского общества стала острой актуальностью проблематики

адаптационного поведения российской молодежи в условиях общества «риска», которое сформировалось в России в результате трансформационных процессов периода реформ.

В индивидуальном плане риск — это ситуационный процесс. Для каждого человека проявления риска возникают, развиваются и угасают в конкретных жизненных ситуациях. В обществе риска стихийные факторы или процессы, над которыми человек теряет власть, выстраиваются в некоторую последовательность, воспринимаемую в повседневной жизни как ситуацию неопределенности. Стремление человека взять под контроль такую ситуацию, сделать ее более определенной, неизбежно будет связано с новыми рисками [5].

Риск, направленный на преодоление неопределенности в ситуации неизбежного выбора, дает возможность оценить вероятность удачи, неудачи и отклонения от цели с учетом действующих ценностей и норм. При этом готовность действовать в условиях риска, способность оптимизировать его возможные исходы, прогнозировать его последствия являются необходимыми условиями реализации жизненных стратегий во всех сферах жизнедеятельности современного человека [6].

О наличии позитивной динамики в этом направлении можно судить уже по тому, что современное общество не продуцирует экстремальную модель поведения молодежи. Существование в условиях риска формирует у молодежи в целом более свободное и взвешенное отношение в выборе жизненных стратегий.

Свобода традиционно может пониматься в двух аспектах: свобода действия и свобода выбора. Свобода выбора предшествует непосредственно самому выбору в ситуации риска, который, в свою очередь, формирует свободу действий как необходимое условие преодоления риска. Таким образом, свобода в целом выступает как фундаментальная свобода и как фундаментальное основание рисковой деятельности и, следовательно, как основа риска. При этом свобода здесь связывается с гуманизмом, так как соотношение рисковой деятельности личности и принципов гуманизма является важнейшим концептом в понимании ценностного аспекта риска. Отдаление от принципов гуманизма, ответственности, уважения прав и свобод личности в условиях общества риска неизбежно грозит лавинообразным ростом рисков.

В условиях неопределенности жизненного пути молодого человека разрушается механизм воспроизводства ценностей [7].

Подавляющее большинство исследователей молодежных проблем сходятся во мнении, что тотальная деидеологизация общества на первом стихийном этапе российских реформ очень болезненно сказалась на нравственном и правовом состоянии сознания молодежи [8].

Молодой человек стремится преодолеть нестабильность через рисковую ситуацию путем выбора, а затем осуществления какого-либо решения. Рисковая деятельность носит ярко выраженную субъективную окраску, то есть является «чисто» человеческой формой деятельности. Это означает, что данный риск имеет ценность только в отношении к одному индивиду и теряет свою значимость для другого. Таким образом, утрачена не сама ценность риска, а желан-ность его смысловые структуры.

Впрочем, если рисковая деятельность в молодежной среде проходит в более длительном цикле, то

оправ-данность риска может сохраняться для человека всю жизнь, а для общества — на протяжении всей его истории. Так, подвиг во имя жизни, гуманизма, совершенный личностью, сохраняет свою рисковую ценность, несмотря на ушедшую эпоху, в которую был совершен, оставаясь примером и назиданием потомкам. И нет сомнений в значимости этих деяний. Таким образом, риск всегда связан с конкретной социокультурной ситуацией и в новой ситуации может служить положительным примером. Все это свидетельствует о противоречивом характере взаимосвязи двух сторон риска: субъективной, предполагающей ценностное отношение к нему, и объективной, нашедшей свое выражение в реальных жизненных условиях. Таким образом, увеличивается число молодых людей, в повседневную жизнь которых проникает риск, приобретая тотальный и перманентный характер, что усиливает процесс его воспроизводства. Он слабо контролируется и частично преодолевается, но в локализованных формах является одним из стимулов для роста инновационного по-тенциала других сущностных свойств молодежи [5].

Таким образом, в настоящее время назрела необходимость оценить степень влияния социальных рисков на социокультурную адаптацию молодого поколения и процесса воспроизводства социальных рисков в российском обществе, что определяется потребностью в повышении уровня социальной рефлексии и разработке эффективных мер, способствующих более успешной адаптации молодежи России с минимальной степенью риска и в рамках существующей социально-правовой системы.

Широкий спектр проблем молодежной тематики и ее недостаточная, на наш взгляд, научно-теоретическая разработанность представляют перспективное поле исследования для ученых, особенно молодых, чья социокультурная адаптация протекает в общих для всей российской молодежи рискогенных условиях.

Библиографический список

1. Чупров, В.И. Молодежь в обществе риска / В.И. Чупров, Ю.А. Зубок, К. Ульямс. — М., 2001. — 125 с.

2. Зубок, Ю.А. Феномен риска в социологии. Опыт исследования молодежи. — М. : Мысль, 2007. — С. 256 — 257.

3. Зубок, Ю.А. Проблема риска в социологии молодежи / Ю. А. Зубок. — М. : Эксмо, 2003. — 214 с.

4. Афанасьев, И.А. Философские основания теории социальных рисков / И.А. Афанасьев. — Саратов, 2006. — С. 34 — 35.

5. Положение молодежи в России : аналитический доклад. Изд-во Бюро ЮНЕСКО в Москве. — М., 2005. — С. 36.

6. Альгин, А.П. Риск и его роль в общественной жизни / А.П. Аль-гин. — М. : Мысль, 1989. — С. 23 — 48.

7. Чупров, В.И. Развитие молодежи: концептуализация понятия / В.И. Чупров // Молодежь России: социальное развитие. — М. : Наука, 1992. — С. 18 — 24.

8. Бекарев, А.А. Социология нестабильности / А.А. Бекарев // Бюллетень Академии гуманитарных наук. — Н. Новгород, 1997. — № 4. — С. 52 — 63.

АНОХИНА Ольга Викторовна, старший преподаватель кафедры «Таможенное дело и право».

Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 14.04.2010 г.

© О. В. Анохина

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.