Научная статья на тему 'Механизмы рыночного регулирования и господдержки сельского хозяйства с позиций эффективности, справедливости, стабильности'

Механизмы рыночного регулирования и господдержки сельского хозяйства с позиций эффективности, справедливости, стабильности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
196
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизмы рыночного регулирования и господдержки сельского хозяйства с позиций эффективности, справедливости, стабильности»

указывает на неэффективность распределения средств среди регионов. Так на прокладку 1 км газопровода затраты в регионах отличаются в разы. Таким образом не выполняется основное предположение об оптимальном и эффективном планировании распределения средств господдержки между регионами, что диктует необходимость поиска иных критериев эффективности.

Для оценки эффективности выполнения Гос-программы относительно тех субъектов РФ, поддержка которых направлена на получение наряду с экономическим эффектом социального и экологического, в качестве критерия эффективности этих регионов

возьмем величину 7п1гг, относящуюся к индикативному методу оценки эффективности. Тогда, с учетом сказанного, определим величину

70 = а * 7лггг + (1 - а) * 7пггг

(0 <а< 1) как обобщенную оценку эффективности использования средств субъектами РФ по реализации конкретного мероприятия Госпрограммы. Величину

а можно определить на основе пропорции средств, выделяемых на пророст объемов производства и на остальные цели.

1 м,

В этом случае 71и =------ Т 70 является

М, г

интегральной оценкой эффективности использования средств субъектами РФ по реализации конкретного мероприятия Госпрограммы, которая определяется как

средняя суммы критериев эффективности использования аграрного бюджета субъектами, а

1 N

7 гг =Т7"

70 является интегральной оценкой

N г г

эффективности использования средств конкретного субъекта РФ по реализации всех мероприятий Госпро-граммы и определяется как средняя суммы критериев эффективности использования аграрного бюджета субъектами по мероприятиям, в которых он участвует.

Как уже было показано, на начальном этапе реализации Госпрограммы наиболее целесообразно в качестве основного метода оценки эффективности использовать только план-факт анализ. Далее, по мере ее реализации, когда необходимая выборка данных по основным показателям достигнет достаточной степени репрезентативности, появится возможность использовать для оценки эффективности более сложные методы, в том числе экономикоматематические.

Источники

1. Шик О.В. Анализ эффективности государственной поддержки аграрного сектора в переходной экономике. -Режим доступа: http://ecsocman.edu.rU/db/msg/119956.html.

2. Методика оценки эффективности расходования бюджетных средств при реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы. - Режим доступа: http://www.fcpro.ru/component/ ор^оп,сот docman/task,doc download/gid,144/Itemid,147/

МЕХАНИЗМЫ РЫНОЧНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ГОСПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА С ПОЗИЦИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ, СПРАВЕДЛИВОСТИ, СТАБИЛЬНОСТИ

Р.С. Гайсин, д.э.н., проф., зав. каф Российского государственного аграрного университета -МСХА им. К.А. Тимирязева

Две важнейшие задачи механизма регулирования сельского хозяйства - оптимальное, эффективное использование ограниченных факторов производства (аллокативная задача) и распределение благосостояния межу членами общества (дистрибутивная задача) - теоретически в соответствии с установками неоклассической экономической теории могут решаться по отдельности рынком и государством. Первая из этих задач в соответствии с этой теорией решается рынком совершенной конкуренции, который через механизм ценообразования обеспечивает Парето-эффективное использование имеющихся производственных ресурсов, вторая -посредством вмешательства государства в механизм распределения доходов в соответствии с представлениями общества о социальной справедливости.

Однако следует иметь ввиду, что все это справедливо только для условий совершенной конкуренции. Аграрная экономика далека от предпосылок о всеобщем конкурентном равновесии, лежащих в основе неоклассической концепции Парето-эффек-тивности. Но это не означает, что следует признать эту концепцию, а вместе с ней и рыночный механизм формирования и регулирования конкурентного эффективного равновесия полностью несостоятельными. Условия эффективности по Парето - это теоретические абстракции, условия идеального рынка совершенной конкуренции. Однако необходимо знать, что такое в принципе эффективная экономика по Па-

рето, чтобы определить, в чем может состоять ее неэффективность и когда возникает необходимость государственного вмешательства в экономику с позиций эффективности. Это возможно только на основе сравнения механизма рыночного регулирования реальной аграрной экономики с его идеальной теоретической моделью.

При таком сопоставлении выявляются недостатки рыночного механизма регулирования сельского хозяйства. Эти недостатки являются основными причинами, обуславливающими необходимость государственного вмешательства в аграрную экономику. Их можно сгруппировать по следующим трем позициям: с позиций эффективности; 2) с позиций справедливости и равенства; 3) с позиций макроэкономической стабильности.

Парето-эффективная аллокация (оптимальное, эффективное межотраслевое распределение факторов производства и распределение благ между индивидами) возникает только в условиях совершенной конкуренции. В реальной же аграрной экономике к числу важнейших экономических задач государства относятся антимонопольная политика и регулирование деятельности монополий окружающих менее монополизированный сектор АПК -сельское хозяйство. Монополии, создавая барьеры на пути межотраслевой конкуренции обуславливают неэффективное межотраслевое распределение ресурсов, что, в конечном счете, обусловливает межотраслевое неравновесие между промышлен-

ностью и сельским хозяйством в доходах и ценах. Нарушается не только принцип эффективности, но и принципы справедливости и макроэкономического равновесия и стабильности. При этом речь идет не только о том, что рынок не в состоянии обеспечить социально справедливое распределение доходов между различными группами населения. Рынок из-за наличия указанных межотраслевых барьеров оказывается не в состоянии осуществить справедливое даже с позиций рынка распределение доходов между сельским хозяйством и промышленностью. В сельском хозяйстве из-за нарушения принципа конкурентного эффективного ценообразования доходность используемых ресурсов оказывается ниже, чем в промышленности.

Указанные сбои рыночного механизма проявляются в том, что принципы Парето-эффективного конкурентного равновесия постоянно нарушаются, рынок оказывается не в состоянии обеспечить своевременный быстрый возврат к состоянию устойчивого конкурентного эффективного равновесия. Вследствие этого имеет место периодическое и длительное нарушение равновесия экономической системы. «Закон рынков» Ж.Б. Сэя, утверждавший незыблемость рыночного механизма автоматического установления соответствия между производством и потреблением, между спросом и предложением подвергнут критике со стороны К.Маркса, а затем и Дж. М. Кейнса. В кейнсианской модели макроэкономического равновесия показано, что диспропорция между совокупным спросом и совокупным предложением возникает вследствие того, что по мере повышения степени насыщения потребностей, роста доходов населения, падают темпы роста потребительского спроса, замедляется прирост потребления, т.е. уменьшается предельная склонность к потреблению. Падение доли эффективного спроса, рост доли сбережений вследствие действия так называемого «основного психологического закона» Кейнса и обуславливают устойчивую тенденцию к опережающему росту предложения по сравнению со спросом. Выделенные Кейнсом социально-психологические факторы являются основной причиной указанной несостоятельности рынка, его институциональных «изъянов».

В сельском хозяйстве такие сбои рыночного механизма и нарушения вследствие этого конкурентного равновесия проявляются в более острой форме. Неравновесие долгосрочной конъюнктуры здесь носит более устойчивый, длительный, затяжной характер из-за нарушения принципов механизма совершенного рынка на межотраслевом уровне. Причина устойчивости неравновесия конъюнктуры обусловлена тем, что в агропродовольственной сфере законы рынка совершенной конкуренции имеют определенную специфику проявления. Рыночный механизм в этой сфере в отличие от других отраслей экономики не в состоянии в связи с наличием определенных отраслевых и межотраслевых барьеров быстро и гибко устранять несоответствие между динамикой спроса и предложения, обеспечивать на рынке и в отрасли конкурентное эффективное равновесие. Барьеры на пути входа-выхода фирм (перетока ресурсов в сельское хозяйство, из сельского хозяйства) обусловлены специфическими объективными факторами, связанными с отраслевыми особенностями аграрного сектора экономики. Среди них в качестве важнейшего выделяется то, что здесь используется особый фактор производства - земля.

По мере развития аграрного сектора экономики степень насыщения потребностей общества в

продовольствии повышается. Вследствие этого существенно понижается эластичность спроса на него и, соответственно, замедляется рост спроса. Рост предложения же продовольствия, наоборот, ускоряется. Все это ведет к формированию устойчивой неблагоприятной для сельского хозяйства конъюнктуры, когда наблюдается относительно устойчивая тенденция к опережающему росту предложения над ростом спроса на продукцию данной отрасли. Межотраслевой рыночный конкурентный механизм из-за указанных выше барьеров не может быстро устранить относительное перепроизводство, соответственно и относительную избыточность ресурсов в сельском хозяйстве. Вследствие этого имеет место устойчивая тенденция к падению стоимости (цен) сельскохозяйственной продукции по отношению к стоимости (ценам) промышленной продукции. Т.е. наблюдается тенденция к формированию рыночных цен ниже уровня цены конкурентного равновесия. Обусловлено это тем, что на стадии насыщения аграрного рынка наблюдается устойчивая тенденция к превышению темпов роста производственных возможностей общества (уровня предложения) над темпами роста общественных потребностей в сельскохозяйственной продукции (над внутренним спросом). С позиции неоклассической теории рассматриваемая ситуация на аграрном рынке может быть объяснена законами предельной производительности, предельной полезности, предельных издержек производства. При более быстром росте производственных возможностей отрасли по сравнению с платежеспособными общественными потребностями предельные издержки в отрасли превышают величину предельного дохода (предельной цены). Т.е. нарушается принцип конкурентного эффективного равновесия - равенство предельных издержек предельному доходу.

Таким образом, в сельском хозяйстве имеют место затяжные, характерные только для аграрной сферы экономики кризисы перепроизводства, которые обусловлены особенностями формирования агропро-довольственной рыночной конъюнктуры на этапах с высоким уровнем насыщения потребностей в продовольствии. В этом проявляется несостоятельность, «изъян» рыночного механизма регулирования конкурентного равновесия в сельском хозяйстве на указанных этапах развития конъюнктуры рынка.

«Сбой» рыночного механизма регулирования конкурентного равновесия в сельском хозяйстве проявляется в том, что конкурентный механизм, с одной стороны, не может резко нарастить потребление продовольствия и спрос в связи с тем, что он стал неэластичным, а с другой стороны, не в состоянии обеспечить быстрое сокращение производства сельскохозяйственной продукции до сложившегося уровня спроса из-за неэластичности предложения по ценам. Неэластичность предложения связана также с барьерами на пути межотраслевого механизма конкурентного равновесия. Это барьеры на пути не входа в сельскохозяйственную отрасль, а выхода из нее. Это барьеры, обусловленные немобильностью или низкой мобильностью ресурсов, занятых в сельском хозяйстве. Земля как специфический сельскохозяйственный фактор производства практически не мобильна и не может участвовать в межотраслевом перетоке относительно избыточных ресурсов под воздействием межотраслевого механизма конкурентного равновесия. Относительно инертной не мобильной является и рабочая сила в сельском хозяйстве.

Поскольку неэластичный спрос на продовольствие слабо реагирует на рыночные сигналы конкурент-

ный рыночный механизм оказывается несостоятельным, дает сбой. Для устранения «изъянов» необходимо его государственное вмешательство в экономику. Государство должно сделать то, что не в состоянии сделать рыночный механизм. Но роль государства в этой ситуации должна сводиться не к подмене рыночного механизма регулирования, а к созданию таких условий, при которых он уравновешивал бы спрос и предложение не за счет сокращения предложения продукции (как это делает механизм экономического кризиса), а за счет повышения спроса на нее. Решение задачи повышения совокупного спроса на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие может быть осуществлено только при определенных стимулирующих спрос государственных методах регулирования агропродовольственного рынка. Особенно актуален такой вывод для условий современного экономического кризиса.

Концептуальной основой внедряемых в условиях экономического кризиса методов государственного регулирования агропродовольственного рынка является теория эффективного спроса Дж. М. Кейнса. В государственной политике должны широко использоваться методы активизации и расширения совокупного спроса на сельскохозяйственное сырье и продовольствие. Для реализации таких методов может быть полезен опыт западных государств 30-70-х гг. ХХ в., характеризующийся широким использованием государственной политики поддерживаемых цен и доходов фермеров.

Положительные последствия такой политики заключаются в том, что она позволяет решить следующие задачи, которые оказался не в состоянии решить рыночный механизм: 1) повысить уровень совокупного спроса на продукцию, 2) уравновесить спрос и предложение в фазе кризиса не за счет сокращения предложения продукции, а путем повышения спроса.

3. Поддержать цены на сельскохозяйственную продукцию и доходы ее производителей.

С переходом к послекризисной фазе экономического цикла и полным насыщением внутренних потребностей в продовольствии на уровне рациональных норм потребления государственная политика стимулирования спроса и предложения может давать определенные сбои, которые, как показывает опыт западных государств, с вступлением в этап полного насыщения могут проявиться в следующих негативных последствиях: I) появляется излишняя продукция; 2) увеличиваются расходы потребителей на покупку сельскохозяйственных продуктов по более высоким ценам; 3) увеличиваются налоги с населения для финансирования государственных закупок; 4) сдерживается рост эффективности сельскохозяйственного производства, так как высокие цены поощряют излишнее распределение ресурсов в сельское хозяйство и возможность функционирования производителей с высокими издержками производства; 5) проблема излишка продукции внутри страны обостряется из-за выгодности ввоза в страну продукции вследствие установления высоких поддерживаемых цен; 6) экспорт излишков продукции за границу при высоких ценах создает проблему ее сбыта и на мировых рынках; 7) программа дорогостоящая и требует все большего роста на нее бюджетных расходов.

В указанной ситуации возникнет потребность в выработке новых форм и методов регулирования баланса между производством и рынком, которые будут характеризоваться переходом от политики роста спроса и стимулирования роста предложения к политике сдерживания предложения и повышения эффективности производства. Такая политика будет характеризоваться уменьшением доли прямых и увеличением доли косвенных форм господдержки сельхозтоваропроизводителей.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

А.А. Грудкин, к.э.н., зам. нач. управления Департамента аграрной политики Орловской области

Создание эффективного механизма государственной поддержки сельского хозяйства является весьма сложной задачей. Подтверждением является тот факт, что из года в год объемы дотаций сельскому хозяйству увеличиваются, совершенствуются механизм их предоставления, происходит селективный отбор наиболее перспективных направлений господдержки и отказ от неэффективных дотаций, расширяются объекты дотирования вместе с тем значительных изменений в динамике производства сельскохозяйственной продукции, а тем более повышения эффективности производства не происходит.

В настоящее время в условиях финансовоэкономического кризиса и ограниченности бюджетных средств, выделяемых на поддержку села, наиболее актуальной является проблема повышения эффективности государственной поддержки сельского хозяйства.

На расширенном заседании коллегии Министерства сельского хозяйства РФ 30 марта 2009 г. «Об итогах работы агропромышленного и лесохозяйственного комплекса в 2008 г., задачах по его дальнейшему развитию с учетом реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» министр сельского хозяйства РФ Е.Б. Скрын-ник определила основные мероприятия по повыше-

нию эффективности использования бюджетных средств. Среди них создание системы автоматизированного учета бюджетных средств, предоставленных сельхозтоваропроизводителям, ведение общероссийского реестра бюджетополучателей, контроль за целевым использованием бюджетных средств. Министром поставлена задача выработать единые критерии контроля и оценки эффективности использования средств государственной поддержки, направляемых в отрасль.

Попытка разработки методических подходов анализа эффективности использования бюджетных ассигнований, выделяемых на поддержку сельского хозяйства, сделана учеными ВНИЭТУСХ и Уральской ГСХА. В соответствии с разработанной ими методикой эффективность поддержки определяется на основе соотношения прироста продукции (валовой или товарной) и объема господдержки. По мнению авторов, используя эту методику, можно определить эффективность господдержки в разрезе организаций, районов и природно-климатических зон области, по отдельным видам сельскохозяйственной продукции.

На основе вышеназванной методики выполнена оценка эффективности расходования бюджетных средств отраслевой целевой программы «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.