УДК 338.2
Свистунов Андрей Валерьевич
Муромский институт (филиал) Владимирского государственного
МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ЖИЛИЩНОКОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
e-mail: [email protected]
к.э.н., доцент, доцент
университета
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме формирования механизмов регулирования экономических отношений в жилищнокоммунальном хозяйстве. Раскрыта несостоятельность механического переноса конкурентной среды из товарного рынка в сферу жилищно-коммунального хозяйства. Обозначены ориентиры по использованию механизмов эффективного регулирования, действующих по принципу саморегулирующихся систем и удовлетворяющих интересам хозяйствующих субъектов.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, конкуренция,
механизмы, регулирование.
Abstract. Article is devoted to an actual problem of formation of mechanisms regulating economic relation in housing-and-municipal services. The inconsistency of mechanical carry of the competitive environment in sphere of housing-and-municipal services from the commodity market is opened. Reference points on use of the effective regulating mechanisms working by a principle of automatically adjusting systems and satisfying business interests are determined.
Key words: housing-and-municipal services, competition, mechanisms, regulation
Реформирование жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ)
сопровождается множеством проблем, обусловленных несовершенством жилищного законодательства и существующими взаимоотношениями органов местного самоуправления и собственников жилья. К ним относятся: износ основных фондов, монополизм на рынке коммунальных услуг, недостаточный приток инвестиций в жилищно-коммунальную сферу, проблемы собственников на стадии создания товариществ собственников жилья (ТСЖ), сложности при регистрации и в процессе деятельности ТСЖ, проблемы платежей и неплательщиков, выбор формы управления, финансирование капитального ремонта.
При этом главной проблемой, оказывающей непосредственное влияние на все обозначенные выше, является необходимость обновления ценовых отношений в коммунальной деятельности, позволяющих устранить затратный характер существующих цен на услуги, их зависимость от внешнего влияния.
Svistunov Andrey Valerjevich Mechanisms regulating economic relations in housing-and-municipal
services
Монопольный характер коммунальной деятельности позволяет утверждать, что их владельцы стремятся к тому, чтобы повышать тарифы при любом удобном случае. Такое поведение поставщика услуг не может иметь места в том случае, если при этом будут задеваться интересы местного бюджета.
Решить эту сложную проблему государство предполагает путем формирования и развития конкурентной среды в жилищно-коммунальной сфере и создания условий для роста некоммерческих организаций по управлению многоквартирными домами - товариществ собственников жилья (ТСЖ) - для активного привлечения граждан к управлению своей собственностью.
Создание конкурентной среды, по мнению реформаторов, должно сыграть двоякую роль в решении проблемы оплаты коммунальных услуг населением. Во-первых, устраняются локальные монополии, неспособные предоставлять потребителям качественные услуги, работать эффективно с прибылью. В условиях конкуренции цена услуг будет ориентироваться на рынок и, таким образом, станет объективным измерителем полезности. Во-вторых, наличие конкуренции создает у производителей постоянные стимулы для экономии и рационального использования ресурсов, что в конечном счете обеспечивает снижение себестоимости услуг. Таким образом, предприятию, работающему в условиях конкуренции, нет необходимости повышать тарифы для увеличения своей прибыли. По этой причине после выхода предприятия на уровень самоокупаемости рост тарифов прекратится, более того, спустя некоторое время, тарифы могут даже пойти на снижение, поскольку бизнес быстро устранит низкую эффективность использования ресурсов, существующие в коммунальных системах значительные потери энергоресурсов, царящую здесь бесхозяйственность, недостаток в специалистах и т.д.
Развитием этого направления стал принятый в 2007 году Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» для целей оказания финансовой поддержки органам государственной власти субъектов Российской Федерации путем софинансирования мероприятий, связанных с проведением капитального ремонта многоквартирных домов и переселением граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу.
Основными условиями финансовой поддержки регионам являются показатели долей участия частного капитала в объектах коммунальной инфраструктуры и наличия ТСЖ, созданных для управления многоквартирными домами. При этом доля коммерческих организаций в коммунальном комплексе должна быть не менее 25 % и увеличена в трехлетний период до 80 %, а доля ТСЖ должна составлять не менее 5 % и вырасти за тот же период до 20 % от общего числа многоквартирных домов в муниципальном образовании.
В настоящее время в большинстве муниципальных образований уровень этих показателей значительно ниже. Создаваемые в настоящее время ТСЖ зачастую призваны обеспечить территориям лишь количество, необходимое для получения средств Фонда, и не повышают качество в области управления ЖКХ.
Так, в Центральном регионе создано более 300 ТСЖ, однако реально занимаются управлением своих домов менее 20%, остальные существуют лишь формально.
Необходимо отметить, что несмотря на создание условий для образования и эффективной деятельности ТСЖ с предоставлением льгот по налогообложению и проведением обучающих семинаров по управлению многоквартирными домами, жители не испытывают большого желания нести ответственность за состояние своих жилых помещений. Многие собственники квартир не отчисляют средства на капитальный ремонт, предъявляя свои требования по обеспечению необходимых ремонтных работ государству. Остается непонятным, кто должен обеспечивать недостающую долю. На практике уже известны случаи, когда дома, требующие незамедлительного капитального ремонта, снимались с графика проведения ремонтных работ только из-за недофинансирования со стороны собственников жилья.
Переход предприятий ЖКХ на рыночные формы работы происходит очень медленно. К тому же этот процесс сопровождается постоянным ростом тарифов на коммунальные услуги, пользование которыми становится все более и более обременительным для потребителей. Одновременно с этим многие коммунальные предприятия, несмотря на финансовую поддержку местных бюджетов, остаются хронически убыточными.
Малый и средний бизнес тяжело привлекается к управлению коммунальной инфраструктурой в городах. Экономисты называют два риска, с которыми связано это обстоятельство, а именно:
- отсутствие культуры договорных отношений, вследствие чего создается опасность, что потребители не будут оплачивать услуги в том размере, который требуется для развития бизнеса;
- отсутствие удовлетворяющей бизнес системы тарифных отношений и тарифного регулирования в сфере коммунальной деятельности, которое исключает возможность бизнесу решить проблемы своих отношений с муниципальным сообществом непосредственно, а местные администрации -защитить интересы потребителей от «алчности» поставщиков услуг.
В результате в отрасль приходит лишь более устойчивый крупный бизнес: РАО «Газпром», ОАО «Российские коммунальные системы» (РКС), частная компания «Евразийское водное партнерство» (ЕАВП) и другие. Показательно, что свои отношения с органами местного самоуправления бизнес строит на основе воссоздания и развития централизованных систем инженерного обеспечения и превращения их в современные высокоэффективные коммунальные системы. Это означает, что коммунальные предприятия как были, так и остаются монопольными структурами. Конкуренция, как необходимое условие реформирования коммунального хозяйства, в этой системе не формируется. Дочерние компании РКС становятся еще более масштабными монополиями, чем существующие муниципальные коммунальные предприятия, так как желают объединить в своем составе всю инженерную инфраструктуру города.
Анализируя опыт проведения затянувшегося реформирования ЖКХ по созданию рыночных отношений, многие известные ученые и экономисты приходят к выводу, что в сфере коммунальной деятельности конкуренция, заимствованная и механически перенесенная реформаторами из товарного рынка, просто невозможна.
Необходимым условием для успешного реформирования жилищнокоммунального хозяйства является конструирование новых ценовых механизмов. Речь идет о создании такой системы тарифов, которая может заменить собой систему конкурентных цен. Экономические отношения между субъектами коммунального рынка должны строиться по образцу саморегулирующихся систем, основанных на свободно проявляемых и реализуемых интересах хозяйствующих субъектов.
Для обеспечения эффективного управления объектами жилого фонда необходим обоснованный механизм амортизационных отчислений на капитальный ремонт, на основе которого должен устанавливаться размер оплаты за ремонт и эксплуатацию жилых помещений.
Все остальные цели коммунальной реформы должны выступать, как следствие стабилизации жилищно-коммунальной сферы, стремления предприятий повысить эффективность своей деятельности, то есть иметь прибыль. Отсюда следует, что развитие конкуренции и привлечение частного бизнеса в сферу ЖКХ должно быть не главным, а сопутствующим направлением в повышении качества предоставления коммунальных услуг, реализация которого станет возможным вследствие формирования экономических механизмов, действующих по принципу саморегулирующихся систем и удовлетворяющих интересам всех субъектов рынка.