Научная статья на тему 'Механизмы реализации внешней политики Союзного государства России и Белорусии'

Механизмы реализации внешней политики Союзного государства России и Белорусии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
553
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Союзное государство / внешняя политика / Министерство иностранных дел / Совет Министров / парламент / СМИ. / Union State / foreign policy / Ministry of Foreign Affairs / Council of Ministers / par-liament / mass media.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мануилова Полина Валерьевна

В статье речь пойдет о функционировании основных внешнеполитических алгоритмов, реализуемых в рамках единой внешней политики Союзного государства России и Беларуси. Одним из основных и наиболее успешных направлений деятельности Союзного государства является проведение согласованной внешней политики Беларуси и России. Бе-ларусь – надежный внешнеполитический союзник России. В свою очередь Россия неизменно поддерживает на всех уровнях и во всех международных организациях и последовательно защищает независимую внутрии внешнеполитическую позицию Беларуси. Основополага-ющим документом, определяющим механизм взаимодействия внешнеполитических ве-домств Беларуси и России, является Программа согласованных действий в области внешней политики государств – участников Договора о создании Союзного государства. Программа представляет собой документ концептуального характера, который обеспечивает выработку согласованных подходов Белоруссии и России к наиболее важным проблемам международ-ных отношений и координацию усилий наших стран во внешней политике, что Договором о создании Союзного государства определяется в качестве одной из приоритетных задач союз-ного строительства. Говоря о региональной проблематике, стоит отметить, что также актив-но развивается взаимодействие внешнеполитических ведомств по разработке механизмов сотрудничества на пространстве СНГ. Обеспечивается тесная координация усилий Беларуси и России в рамках ОДКБ, формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России. Основные методы, применяемые автором при подготовке исследования: аналитический метод, метод политанализа и метод анализа юри-дической казуистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanisms for implementing the foreign policy of the Union State of Russia and Belarus

The article is focused on the functioning of the main foreign policy algorithms im-plemented within the framework of a joint foreign policy of the Union State of Russia and Belarus. One of the main and most successful areas of activity of the Union State is the implementation of a coordinated foreign policy of Belarus and Russia. The Republic of Belarus is a reliable foreign poli-cy ally of the Russian Federation. In turn, the Russian Federation invariably supports at all levels and in all international organizations and consistently defends the independent domestic and foreign policy position of the Republic of Belarus. The fundamental document defining the mechanism of interaction between the foreign ministries of Belarus and Russia is the Program for concerted action in the field of foreign policy of the states that are parties to the Treaty on the Creation of the Union State. The program is a conceptual document that provides for the development of coordinated ap-proaches of the Republic of Belarus and the Russian Federation to the most important problems of international relations and coordination of our countries' efforts in foreign policy, which is defined in the Treaty on the creation of the Union State in as one of the priority tasks of the Union building. Speaking about regional issues, it is worth noting that the interaction of foreign ministries is also actively developing mechanisms for cooperation in the CIS. Close coordination of the efforts of Belarus and Russia within the framework of the CSTO, the formation of the Customs Union and the Common Economic Space of Belarus, Kazakhstan and Russia is ensured. The main methods used by the author during the preparation of the study: the analytical method, the method of political analysis and the method of analysis of legal casuistry.

Текст научной работы на тему «Механизмы реализации внешней политики Союзного государства России и Белорусии»

Механизмы реализации внешней политики Союзного государства

России и Белорусии

П.В. Мануилова

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия

Аннотация. В статье речь пойдет о функционировании основных внешнеполитических алгоритмов, реализуемых в рамках единой внешней политики Союзного государства России и Беларуси. Одним из основных и наиболее успешных направлений деятельности Союзного государства является проведение согласованной внешней политики Беларуси и России. Беларусь - надежный внешнеполитический союзник России. В свою очередь Россия неизменно поддерживает на всех уровнях и во всех международных организациях и последовательно защищает независимую внутри- и внешнеполитическую позицию Беларуси. Основополагающим документом, определяющим механизм взаимодействия внешнеполитических ведомств Беларуси и России, является Программа согласованных действий в области внешней политики государств - участников Договора о создании Союзного государства. Программа представляет собой документ концептуального характера, который обеспечивает выработку согласованных подходов Белоруссии и России к наиболее важным проблемам международных отношений и координацию усилий наших стран во внешней политике, что Договором о создании Союзного государства определяется в качестве одной из приоритетных задач союзного строительства. Говоря о региональной проблематике, стоит отметить, что также активно развивается взаимодействие внешнеполитических ведомств по разработке механизмов сотрудничества на пространстве СНГ. Обеспечивается тесная координация усилий Беларуси и России в рамках ОДКБ, формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России. Основные методы, применяемые автором при подготовке исследования: аналитический метод, метод политанализа и метод анализа юридической казуистики.

Ключевые слова: Союзное государство, внешняя политика, Министерство иностранных дел, Совет Министров, парламент, СМИ.

Mechanisms for implementing the foreign policy of the Union State of Russia and Belarus

P.V. Manuilova Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia

RUDN University, Moscow, Russia

Abstract. The article is focused on the functioning of the main foreign policy algorithms implemented within the framework of a joint foreign policy of the Union State of Russia and Belarus. One of the main and most successful areas of activity of the Union State is the implementation of a coordinated foreign policy of Belarus and Russia. The Republic of Belarus is a reliable foreign policy ally of the Russian Federation. In turn, the Russian Federation invariably supports at all levels and in all international organizations and consistently defends the independent domestic and foreign policy position of the Republic of Belarus. The fundamental document defining the mechanism of interaction between the foreign ministries of Belarus and Russia is the Program for concerted action in the field of foreign policy of the states that are parties to the Treaty on the Creation of the Union State. The program is a conceptual document that provides for the development of coordinated approaches of the Republic of Belarus and the Russian Federation to the most important problems of international relations and coordination of our countries' efforts in foreign policy, which is defined in the Treaty on the creation of the Union State in as one of the priority tasks of the Union building. Speaking about regional issues, it is worth noting that the interaction of foreign ministries is also actively developing mechanisms for cooperation in the CIS. Close coordination of the efforts of Belarus and Russia within the framework of the CSTO, the formation of the Customs Union and the Common Economic Space of Belarus, Kazakhstan and Russia is ensured. The main methods used

1568

by the author during the preparation of the study: the analytical method, the method of political analysis and the method of analysis of legal casuistry.

Keywords: Union State, foreign policy, Ministry of Foreign Affairs, Council of Ministers, parliament, mass media.

Деятельность органов Союзного государства

В целях реализации задач, которые возложены на Союзное государство, Договор о создании Союзного государства предопределяет создание особого бюрократического аппарата.

Для реализации задач союзного строительства был сформирован Высший орган Союзного государства - Высший Государственный Совет. Это главный орган Союзного государства, который состоит из глав государств, глав правительств и руководителей палат парламентов государств-участников. Также в его заседаниях участвуют Председатель Парламентского Собрания Союзного государства и Председатель Совета Министров. На заседаниях ВГС обсуждаются и решаются вопросы особой важности. Например, вырабатываются общие подходы и инициативы России и Белоруссии с целью их дальнейшей реализации в решении актуальных проблем международной повестки дня.

В рамках своих полномочий Высший Государственный Совет занимается утверждением бюджета Союзного государства, а также заслушиванием ежегодного отчета Председателя Совета Министров по вопросам реализации решений, принятых ВГС. Кроме этого, к основным задачам ВГС относятся:

- определение важнейших ориентиров развития Союзного государства;

-утверждение международных договоров СГ, которые ратифицируются Парламентом;

- формирование органов СГ в рамках своих полномочий;

- назначение выборов в Палату Представителей Парламента СГ;

- решение вопросов местопребывания органов СГ;

- утверждение государственной символики СГ.1

В основе решений Высшего Государственного Совета лежит принцип консенсуса, то есть решения принимаются государствами - участниками единогласно. Представителем ВГС является один из глав государств на основе ротации. С 2000 г. этот пост занимает Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко.

- Совет Министров - это исполнительный орган Союзного государства. В него входят главы правительств России и Белоруссии, министры иностранных дел, экономики и финансов Российской Федерации и Республики Беларусь, Государственный секретарь Союзного государства, а также руководители основных отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства.

Совет Министров занимается основными направлениями общей политики, касающихся развития Союзного государства, и представлением их в Высший Государственный Совет для рассмотрения. В компетенции Совета Министров находится также внесение в Парламент Союзного государства основ законодательства и проектов союзных законов. Совет Министров занимается обеспечением контроля над выполнением положений Договора о создании Союзного государства, актов Союзного государства, а также разработкой и внесением в Парламент Союзного государства проекта бюджета Союзного государства. Главой является премьер-министр Российской Федерации Д. Медведев.2

- Постоянный Комитет Союзного государства. Образованный в 2000 г. комитет стал рабочим аппаратом Высшего Госсовета и Совета Министров.

1 Информационно-аналитический портал Союзного государства [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://www.soyuz.by/ (Дата обращения: 21.05.2018)

2 Информационно-аналитический портал Союзного государства [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://www.soyuz.by/ (Дата обращения: 21.05.2018)

1569

Постоянный Комитет Союзного государства занимается организацией реализации положений Договора о создании Союзного государства, разработкой предложений по стратегии развития Союзного государства, координацией работы отраслевых и функциональных органов Союзного государства. Постоянный Комитет совместно с соответствующими органами государств-участников занимается осуществлением предварительного рассмотрения проектов, программ и мероприятий Союзного государства. Также Постоянный Комитет обеспечивает деятельность Совета Министров и Высшего Государственного Совета Союзного государства в соответствии с их регламентом и ответственен за подготовку их заседаний, занимается формированием и внесением на рассмотрение Совета Министров и Высшего Государственного Совета проектов повестки их заседаний, планов работы. Постоянный Комитет формируется Советом Министров. Главой является Государственный секретарь Союзного государства Г. Ра-

пота. 1

- Группа высокого уровня (ГВУ) создана для оперативного решения актуальных вопросов российско-белорусского сотрудничества и союзного строительства; для рассмотрения проектов повесток заседаний Совета Министров и Высшего Государственного Совета Союзного государства, хода подготовки согласованных материалов по вопросам повестки заседаний; для выполнения иных функций в соответствии с поручениями Совета Министров Союзного государства. Сопредседатели ГВУ назначаются Советом Министров Союзного государства из числа заместителей (первых заместителей) глав правительств Российской Федерации и Республики Беларусь по представлению глав правительств государств-участников. Помимо сопредседателей, в состав Группы высокого уровня входит Государственный секретарь Союзного государства. На заседания ГВУ приглашаются представители министерств и ведомств Рос-

1 Официальный сайт Постоянного Комитета Союзного государства [Электронный ресурс]. / Режим доступа: https://www.postkomsg.com/regions/213516/ (Дата обращения: 21.05.2018)

сийской Федерации и Республики Беларусь, органов Союзного государства.2

- Парламентское Собрание Союза Беларуси и России - это представительный и законодательный орган Союзного государства. Оно состоит из равного числа представителей, делегируемых Федеральным Собранием Российской Федерации и Национальным Собранием Республики Беларусь: по тридцать шесть от государства-участника.

В компетенции Парламентского Собрания Союза Беларуси и России находится достаточно большой спектр задач, в частности направление по развитию нормативной базы интеграции государств - участников в правовой, политической, экономической, гуманитарной, социальной и других областях. Главой является Председатель Государственной Думы В. Володин.3

По мнению автора данного исследования, деятельность Парламентского Собрания Союза Беларуси и России заслуживает отдельного внимания.

Парламентское Собрание Союза Беларуси и России является единственным институтом Союзного государства, планомерно осуществляющим совместную внешнеполитическую деятельность.

В сфере международных отношений одним из основных направлений деятельности Парламентского Собрания является установление и развитие связей Парламентского Собрания с национальными парламентами других государств и международными парламентскими организациями [Саидов 2004: 104].

Парламентское Собрание всегда реагировало на изменения международной обстановки и высказывало свое отношение к происходящему в мире. Прежде всего, это было связано с событиями, происходившими в Союзной Республике Югославии. 21 января 1999 г. (на X сессии Парламентского Собрания) было принято Заявление Парламент-

2 Информационно-аналитический портал Союзного государства [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://www.soyuz.by/ (Дата обращения: 21.05.2018)

3 Официальный портал Парламентского Собрания Союза Беларуси и России [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://belrus.ru (Дата обращения: 21.05.2018)

1570

ского Собрания по поводу угрозы вооруженного вмешательства во внутренние дела Союзной Республики Югославии, 11 марта 1999 г. (на XI сессии в г. Минске) - Заявление Парламентского Собрания в связи с усилением напряженности вокруг сербского автономного края Косово и Метохия, а 25 марта 1999 г. Парламентским Собранием без созыва сессии было принято Обращение Парламентского Собрания к парламентам стран мира касаемо военной интервенции НАТО против Союзной Республики Югославии. В нем Парламентское Собрание обращалось к парламентам всего мира с призывом «осознать свою ответственность за опасное развитие событий не только для дела мира в Европе, но и для всего мира, потребовать от своих правительств активного включения в процесс мирного разрешения косовского кризиса» [Саидов 2004: 129].

Парламентское Собрание Союза Беларуси и России при помощи своих представительских функций получило статус постоянного наблюдателя в Межпарламентском союзе, а также принимает участие на регулярной основе в качестве гостя в работе различных ассамблей международных, межпарламентских союзов и других организаций. Решение о предоставлении статуса постоянного наблюдателя было принято Исполкомом МПС 4 апреля 2001 г. в Гаване на 105-й Конференции МПС. Делегация Парламентского Собрания принимала участие в работе конференции и получила статус наблюдателя на данной конференции [Чер-гинец 2009: 62].

Статус наблюдателя при Межпарламентском союзе способствовал развитию контактов Парламентского Собрания Союза Беларуси и России с парламентами государств бывшего СССР и продвижению своих интересов в других международных организациях, в том числе в Парламентской Ассамблее Совета Европы и Парламентской Ассамблее Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, которые занимали неоднозначную позицию по отношению как к Национальному собранию Республики Беларусь, так и к Парламентскому Собранию Союза Беларуси и России.

В международной деятельности Парламентского Собрания Союза Беларуси и

России закрепилось такое направление, как проведение международных научно-практических конференций и «круглых столов» по актуальным проблемам международной жизни. Практика организации подобных конференций стала все шире применяться совместно с другими межпарламентскими организациями. Это поспособствовало повышению статуса таких конференций, придало им представительность и большой политический вес, что, несомненно, отразилось на усилении международного авторитета Парламентского Собрания.

Например, в июне 2001 г. уже в качестве постоянного наблюдателя представители Парламентского Собрания участвовали во Всемирной парламентской конференции по международной торговле, которая проводилась в Женеве под эгидой Всемирной торговой организации и Межпарламентского союза; в сентябре 2008 г. в Уагадугу, Буркина-Фасо в 106-й Конференции Межпарламентского союза; в 2003 г. участвовали в Конференции по ВТО, которая проводилась в Женеве под эгидой Европейского парламента и Межпарламентского союза. 1

В 2003 г. делегация Парламентского Собрания в качестве наблюдателей участвовала в 108-й сессии Межпарламентского союза в Сантьяго (Чили).

В выступлении председателя Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам внешней политики Н.И. Чергинца, руководителя делегации, выделялось то, что в мировой политике посредством Межпарламентского союза парламентарии стран мир играют стабилизирующую и важную роль. От имени Парламентского Собрания была предложена идея о трансформации Межпарламентского союза во Всемирный парламент. Данное обстоятельство позволило бы ООН и парламентариям мира активнее принимать участие в создании нового миропорядка, а также эффективного взаимодействия законодательной и исполнительной властей в решении вопросов глобального масштаба, касающих-

1 Официальный портал Парламентского Собрания Союза Беларуси и России [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://belrus.ru (Дата обращения: 23.05.2018)

1571

ся жизнедеятельности народов всей планеты [Чергинец 2009: 62].

Парламентское Собрание Союза Беларуси и России участвует в принятии решений по самым важным вопросам жизнедеятельности Союзного государства. Парламентское Собрание принимает бюджет и заслушивает годовые и полугодовые отчеты о его исполнении. Бюджет стал действенным средством реализации целей и задач Союзного государства.

21-22 декабря 2018 г. в Москве прошли мероприятия 55-й сессии Парламентского Собрания. В ходе работы согласительной комиссии по бюджету Союзного государства и двух пленарных заседаний сессии Парламентским Собранием принят проект Декрета Высшего Государственного Совета Союзного государства «О бюджете Союзного государства на 2019 год». Бюджет Союзного государства на 2019 год по доходам определен в размере

7 245,0 млн рублей и предусматривает финансирование 36 программ, проектов и мероприятий. Среди них 11 программ, 23 мероприятия и 2 проекта.1

Отдельно стоит выделить деятельность Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, направленную на развитие интеграции молодежи Союзного государства. Главным достижением в этом направлении стало Постановление Парламентского Собрания от 16 декабря 2017 г., в котором излагалось решение о создании Молодежной палаты при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России. 2 Сама идея создания российско-белорусской молодежной парламентской структуры была предложена в июне 2017 г. в ходе 52-й сессии Парламентского Собрания.

Основными целями и задачами Молодежной Палаты при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России являются:

1 Информационно-аналитический портал Союзного государства [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://www.soyuz.by/ (Дата обращения: 23.05.2018)

2 Постановление Парламентского Собрания Союза

Беларуси и России «О создании Молодежной палаты при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России» от 16.12.2017 [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://www.belrus.ru/aps/ (Дата обращения: 23.05.2018)

- вовлечение молодежи и молодых парламентариев Белоруссии и России в процесс строительства Союзного государства;

- содействие деятельности Парламентского Собрания Союза Беларуси и России в сфере законных интересов молодежи и регулирования прав;

- приобщение молодежи к парламентской деятельности, формирование политической и правовой культуры, гражданской и социальной активности молодежи;

- координация взаимодействия активной молодежи Белоруссии и России и молодежных организаций.3

На низшем уровне органов Союзного государства представлены совместные коллегии различных ведомств, которые утверждены в рамках дополнительных соглашений, но не обозначены в основном Договоре. В частности, вопросами внешней политики занимается совместное заседание коллегий МИД Российской Федерации и МИД Республики Беларусь. Ежегодно оно собирается для координации внешнеполитических вопросов и конкретизации позиций по первостепенным и второстепенным направлениям.

В рамках Союзного государства сформированы и функционируют различные органы:

- органы по контролю за государственной безопасностью (Пограничный и Таможенный комитеты);

- органы, отвечающие за экологическую безопасность (Комитет Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды);

- органы по развитию инфраструктуры (Координационная комиссия по формированию и обеспечению функционирования объединенной транспортной системы);

- органы, осуществляющие координацию торговой политики (Комиссия по тарифному и нетарифному регулированию при Совете Министров);

3 Положение о Молодежной палате при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России от 16.03.2018 [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://www.belrus.ru/molodejnaa_palata/polojenie_o_mo lodejnoy_palate.html (Дата обращения: 23.05.2018)

1572

- органы, относящиеся к системе государственных СМИ Союзного государства (Телерадиовещательная организация).

Данные органы состоят из представителей федеральных и республиканских органов государственного управления России и Беларуси, которые систематически собираются на свои заседания, где занимаются рассмотрением и решением вопросов строительства Союзного государства в сферах своих компетенций. 1

По другим направлениям ведется деятельность через совместные ведомства России и Белоруссии, а также коллегии министерств с обсуждением вопросов, которые требуют решений на уровне глав государств и правительств на заседаниях Высшего Государственного Совета и Совета Министров Союзного государства.

Таким образом, в рамках Союзного государства можно отметить четкую и структурированную систему бюрократического аппарата, где каждый орган наделен своими полномочиями и имеет определенные функции. Помимо главных органов Союзного государства, существует достаточно большое количество других органов и комитетов в различных сферах: экологической, экономической, военной, торговой, инфраструктурной. В совокупности все органы Союзного государства способствуют развитию и совершенствованию интеграционного процесса России и Беларуси.

Однако, особую роль, по мнению, играет Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, которое, осуществляя активную деятельность в особо важных сферах белорусско-российского сотрудничества - в сфере социальной и экономической политики, культуры и науки, обороны и безопасности, борьбы с преступностью, природопользования и экологии, является наиболее действенным звеном процесса формирования Союзного государства.

Проведение согласованных действий

в области внешней политики Республика Беларусь является надежным внешнеполитическим союзником Российской Федерации. Со своей стороны Рос-

1 Информационно-аналитический портал Союзного государства [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://www.soyuz.by/ (Дата обращения: 21.05.2018)

сия неизменно поддерживает независимую позицию Белоруссии во внешней и внутренней политике на всех уровнях и во всех международных организациях.

Правовой основой российско-белорусской интеграции является Договор о создании Союзного государства, подписанный 8 декабря 1999 г. главами Белоруссии и России.

В соответствии с Договором Белоруссия и Россия поставили перед собой ряд важных ориентиров: обеспечение демократического и мирного развития народов двух государств; создание единого таможенного и экономического пространства; формирование единой правовой системы; обеспечение устойчивого социально-экономического развития; проведение согласованной политики в области обороны и внешней политики; борьба с преступностью и обеспечение безопасности. 2

Достижение указанных целей осуществляется поэтапно, с учетом приоритетного решения социальных и экономических вопросов. Партнерство России и Белоруссии строится на базе принципов сохранения государственного суверенитета и территориальной целостности, а также ответственности сторон в выполнении своих международных обязательств.

В соответствии с Договором о создании Союзного государства вопросами внешней политики (международными делами) занимаются следующие органы и должностные лица:

- Высший Государственный Совет, утверждающий международные договоры Союзного государства, которые ратифицируются Парламентом в соответствии с п. 1 ст.35 Договора;

- Председатель Высшего Государственного Совета ведет международные переговоры по поручению Высшего Государственного Совета и подписывает международные договоры от имени Союзного государства, а также представляет Союзное государство в отношениях с международными организа-

2 Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь «О создании Союзного государства» от 08.12.1999 [Электронный ресурс] // СПС «Кон-сультантПлюс». - Режим доступа:

http://www.consultant.ru (Дата обращения: 12.11.2017)

1573

циями и иностранными государствами в соответствии с п. 2 ст.36 Договора;

- Парламент Союзного государства занимается ратифицированием международных договоров, заключаемых от имени Союзного государства, а также заключением соглашений о сотрудничестве с парламентами государств, которые не входят в Союзное государство, и парламентскими организациями в соответствии со ст. 40 Договора;

- Совет Министров способствует проведению согласованной политики государств-участников в международных делах, занимается обеспечением создания и развития единого экономического пространства в соответствии со ст. 46 Договора;

- Председатель Совета Министров занимается проведением переговоров по поручению Высшего Государственного Совета, а также подписанием международных договоров от имени Союзного государства в соответствии со ст. 47 Договора;

- Парламентское Собрание Союза Беларуси и России занимается выполнением функции Парламента Союзного государства до выборов в Палату Представителей Парламента Союзного государства в соответствии с п. 4 ст. 70 Договора. 1

Россия и Белоруссия эффективно координируют свои действия на международной арене в соответствии с Программой согласованных действий в области внешней политики, принимаемой каждые 2 года, которая является основополагающим документом, определяющим механизм взаимодействия внешнеполитических ведомств Российской Федерации и Республики Беларусь. Программа является документом концептуального характера, обеспечивающим выработку согласованных подходов Российской Федерации и Республики Беларусь к значительным и важнейшим проблемам международных отношений и координацию усилий России и Белоруссии во внешней политике, что определяется Договором о создании Союзного государства в качестве одной из приоритетных задач строительства Союзно-

1 Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь «О создании Союзного государства» от 08.12.1999 [Электронный ресурс] // СПС «Кон-сультантПлюс». - Режим доступа:

http://www.consultant.ru (Дата обращения: 12.11.2017)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

го государства. Данную Программу утверждает Высший Государственный Совет Союзного государства, ход выполнения и результаты ее реализации систематически рассматриваются на заседаниях высших органов Союзного государства.

Новая Программа согласованных действий в области внешней политики государств - участников Договора о создании Союзного государства утверждена Высшим государственным советом Союзного государства 19 июня 2018 г. на 2018-2019 гг.

Согласно данному документу, Россия и Белоруссия продолжат углубление двустороннего сотрудничества на пространстве Организации Договора о коллективной безопасности и Содружества Независимых Государств по следующим направлениям:

- формирование согласованной позиции в ООН, ОБСЕ и других международных организациях;

- обеспечение региональной и европейской безопасности;

- повышение роли России и Белоруссии в борьбе с новыми вызовами и угрозами, в том числе международным терроризмом, нелегальной миграцией, торговлей людьми, экстремизмом, наркоторговлей, транснациональной преступностью.2

Также сторонами будет осуществляться:

- активное взаимодействие в сфере развития и укрепления Союзного государства;

- дипломатическое сопровождение деятельности ЕАЭС (повышение его международного авторитета, наращивание сотрудничества по сопряжению строительства Союза и китайского проекта «Один пояс и один путь»). 3

Кроме этого, Программа предусматривает возможность проведения активного си-

2 Программа согласованных действий в области внешней политики государств - участников Договора о создании Союзного государства на 2018 - 2019 годы от 19.06.2018 [Электронный ресурс] // СПС «Кон-сультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 29.06.2018)

3 Программа согласованных действий в области внешней политики государств - участников Договора о создании Союзного государства на 2018 - 2019 годы от 19.06.2018 [Электронный ресурс] // СПС «Кон-сультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 29.06.2018)

1574

стемного диалога сторон по наиболее важным и актуальным проблемам международных отношений и координации совместных усилий во внешней политике (например, по главным вопросам повестки дня МАГАТЭ на сессиях Совета управляющих агентства и т.п.).

В рамках реализации Программы согласованных действий в области внешней политики стран-участниц Договора о создании Союзного государства дипломатические ведомства России и Белоруссии каждый год заключают планы консультаций между МИД, которые образуют действенный механизм двустороннего сотрудничества и обеспечения практической координации выработки тактических шагов на международной арене. 1

Например, в 2018 г. на заседании МИД РФ и РБ в центре обсуждения находились такие внешнеполитические вопросы как поступательное развитие интеграционных процессов на евразийском пространстве и их сопряжение с другими инициативами и объединениями. В этой связи были рассмотрены вопросы сопряжения строительства ЕАЭС с китайской инициативой «один пояс, один путь», а также развития сотрудничества ЕАЭС с АСЕАН и ШОС. В рамках совместных шагов по развитию сотрудничества ЕАЭС с паназиатскими интеграционными объединениями была подтверждена ориентация на идею формирования Большого евразийского континентального партнерства. 2

Существуют принципиально неизменные элементы внешней политики. Одним из значимых предметов согласований в рамках взаимодействия МИД РФ и МИД РБ остаются отношения с Европейским Союзом. В рамках Союзного государства у России и Белоруссии вырабатывается система совместных подходов к проблемам общеевропейской безопасности, осуществляется тесная координация действий в ОБСЕ, прежде

1 Официальный сайт Национального центра правовой информации Республики Беларусь [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://ncpi.gov.by/ (Дата обращения: 21.05.2018)

2 Информационное агентство «Риа-Новости» [Элек-

тронный ресурс]. / Режим доступа: https://www.ria.ru (Дата обращения: 21.05.2018)

всего, касаемо вопросов военно-политического характера, реформирования ОБСЕ, обновления архитектуры европейской безопасности и регулирования в вопросах наблюдения за избирательными процессами деятельности БДИПЧ ОБСЕ.

Кроме этого, неизменными остаются совместная оборона, связанная с большим взаимодействием ВПК РФ и РБ, существование Единой региональной системы ПВО РФ и РБ, а также совместной региональной группировки войск.

Российско-белорусское взаимодействие продуктивно развивается в рамках международных договоренностей по вопросам нераспространения ОМУ и контроля над вооружениями. В ходе проведения форумов по вопросам разоружения поддерживается уровень контактов на высоком уровне.

Россия поддержала внешнеполитическую инициативу Белоруссии о создании безъядерной зоны, которая включала бы страны Прибалтики, Украину, Белоруссию. К концу 1996 г. завершился вывод российских ядерных сил.

В 1995 г. Российская Федерация и Республика Беларусь совместно выступили за бессрочность продления Договора о нераспространении ядерного оружия. В 2000 г. в Нью-Йорке на Конференции по рассмотрению действия ДНЯО Россия и Белоруссия также доказали свою приверженность совместной позиции. 3

В 1998 г. на 53-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций была принята резолюция «Региональное разоружение» по инициативе Белоруссии, которую поддержала Россия. В данной резолюции речь шла об одобрении предложения о создании свободного от ядерного оружия пространства в Центральной и Восточной Европе.

Что касается нормативно-правовой базы, то в 2013 г. между Правительствами РФ и РБ было заключено Соглашение о сотрудничестве в сфере ядерной безопасности, явившемся важным и ключевым документом. В данном соглашении выделяются раз-

3 Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. / Режим доступа:

https://www.un.org/ru/conf/npt/2015/national-геройз^Ыт! (Дата обращения: 13.04.2019)

1575

ные направления взаимодействия, в том числе образование инфраструктуры и систем регулирования ядерной безопасности, содействие в подготовке специалистов в этой области, в рамках норм и требований МАГАТЭ создание надлежащей нормативно-правовой базы, а также формирование системы кризисных центров Республики Беларусь. 1

У России и Белоруссии существует совместная стратегическая линия, направленная на укрепление роли ООН в качестве главного регулирующего и координирующего института в системе международных отношений. Также государства-участники Союзного государства осуществляют активное взаимодействие в продвижении совместных инициатив в ООН. Например, делегации России и Белоруссии совместно координируют свои усилия в рамках продвижения вопросов в области политики, международной безопасности и экономики. При избрании представителей России и Белоруссии в органы Организации Объединенных Наций и прочие международные организации системы ООН между странами-участницами Союзного государства всегда оказывается взаимная поддержка.

Невзирая на сопротивление со стороны глобальных правозащитных групп и стран Запада, Республика Беларусь и Российская Федерация совместно и стремительно действуют в продвижении своих приоритетных интересов в системе ООН и создании устойчивых многосторонних коалиций.

В рамках своих приоритетных направлений Россия и Белоруссия стремятся обеспечить неделимость прав и свобод, деполи-тизировать права человека, не допустить использование прав человека в качестве повода для вмешательства во внутренние дела государств, содействовать защите экономических и социальных прав.

В Совете по правам человека ООН принятие резолюции «Целостность судебной системы» находится в центре приоритетов России и Белоруссии. Данную резолюцию

1 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в сфере ядерной безопасности от 01.02.2013 // Бюллетень международных договоров. -2014. - № 3.- С. 14 - 20

ежегодно продвигают с 2002 г. Белоруссия, Венесуэла, Китай, Куба, ОАЭ, Россия, Сирия, Эфиопия выступают за эту идею. Грузия и США проголосовали против принятия резолюции в 2018 г. Страны Европейского Союза и другие государства, поддерживающие их идеи, выразили желание воздержаться.

Значение совместной идеи России и Белоруссии состоит в том, чтобы государства всего мира гарантировали независимость судов, устранили системы чрезвычайного правосудия, которые давали бы возможность держать подозреваемых в тюрьмах много лет, не предъявляя обвинений. Данная резолюция отдает поручение Верховному комиссару Организации Объединенных Наций по правам человека осуществить консультации экспертов с участием неправительственных организаций и договорных органов, специальных механизмов Совета по правам человека ООН, а также государств по вопросу, касающемуся роли целостной судебной системы по борьбе с несоблюдением человеческих прав.

В целом в резолюции «Целостность судебной системы» говорится о том, что наиболее важной составляющей национальной судебной системы должны стать трибуналы по расследованию уголовных дел или военные суды, и, чтобы эти органы полагались на принципы судопроизводства, которые закреплены в качестве гаранта справедливого правосудия на международном уровне.2

Следует отметить, что на 40-й сессии Совета по правам человека ООН делался акцент на сотрудничестве в области прав человека, на дискуссии по теме человеческих прав на Украине и в Сирии, а также невмешательства во внутреннюю политику суверенных государств.

Существуют частные приоритетные направления, которые осуществляются на базе принципа неделимости человеческих прав и принципов международного права. Республика Беларусь и Российская Федерация активно задействованы в дискуссии, ка-

2 Информационно-аналитический портал «Евразия. Эксперт» [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://eurasia.expert/belarus-i-rossiya-obedinili-usiliya-v-ооп/ (Дата обращения: 13.04.2019)

1576

сающейся соблюдения человеческих прав в борьбе с терроризмом, недопущения пыток, а также по борьбе с дискриминацией меньшинств, прав в области культуры, свободы вероисповедания, защиты прав инвалидов и детей, неприкосновенности частной жизни в эпоху цифровизации. 1

От Республики Беларусь и Российской Федерации исходят инициативы в сфере прав и свобод, ориентированные, прежде всего, на обеспечение достойной человеческой жизни и на удовлетворение повседневных нужд населения.

Подтверждением этого является скоординированный механизм в проведении согласованной внешней политики России и Белоруссии на 40-й сессии Совета по правам человека Организации Объединенных Наций. Российско-белорусскому взаимодействию в системе ООН не смогли воспрепятствовать ни заявления западных СМИ и частных лиц, а также глобальных правозащитных групп, ни политизация многостороннего сотрудничества со стороны НАТО, стран Европейского союза, «Группы семи».

Существуют данные с анализом показателей близости позиций стран СНГ при голосовании в ГА ООН (47-70 сессий) к позиции стран СНГ и стран «Группы 20». Так, для России Республика Беларусь является первой страной по количеству сессий с максимальной поддержкой, результат составил 10 сессий. По среднему уровню поддержки процентный показатель равен 86,64 %.2

В качестве примера стоит также привести данные голосования стран СНГ по вопросам, которые находятся в приоритете внешнеполитической деятельности Российской Федерации.

Анализ показывает, что Россия и Белоруссия совместно проголосовали против следующих резолюций ГА ООН, представляющих особую актуальность в настоящее время:

- Резолюция № 68/182 «Положение в области прав человека в Сирийской Арабской Республике» от 18 декабря 2013 г.;

1 Там же.

2 Экспертный портал РУДН по международным от-

ношениям [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://eurasia.expert/belarus-i-rossiya-obedinili-usiliya-v-oon/ (Дата обращения: 13.04.2019)

- Резолюция № 68/262 «Территориальная целостность Украины» от 27 марта 2014 г.;

- Резолюция № 71/205 «Положение в области прав человека в Автономной Республике Крым и городе Севастополе (Украина)» от 19 декабря 2016 г. [Курылев, Дегте-рев, Смолик, Станис 2018: 148].

Важным является тот факт, что российско-белорусское сотрудничество имеет достаточно большую поддержку со стороны Африки, Венесуэлы, Египта, Индии, Китая, Кубы и Южной Африки, по отдельным вопросам некоторых стран Европейского союза, а также существенную поддержку со стороны НПО.

Например, и для России, и для Белоруссии Китай является первой страной по количеству сессий с максимальной поддержкой среди «Группы 20». 3

Таким образом, во внешнеполитической сфере Российская Федерация и Республика Беларусь осуществляют проведение согласованной политики по разным направлениям: голосование и продвижение инициатив в ООН, ядерная безопасность, а также евразийское сотрудничество.

Таким образом, можно отметить большие достижения в информационном обеспечении Союзного государства. Однако стоит также подчеркнуть, присоединяясь к вышеупомянутым словам В. Матвиенко, что почти за два десятилетия российско-белорусской интеграции единого информационного пространства Союзного государства так и не было создано, и оно по-прежнему остается перспективным направлением.

Подводя итоги можно сделать следующие выводы.

В рамках Союзного государства существуют четкая и структурированная система бюрократического аппарата, где каждый орган наделен определенными полномочиями и функциями.

Парламентская дипломатия Союзного государства, которая осуществляется Парламентским Собранием Союза Беларуси и

3 Экспертный портал РУДН по международным отношениям [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://eurasia.expert/belarus-i-rossiya-obedinili-usiliya-v-oon/ (Дата обращения: 13.04.2019)

1577

России, является существенным и значимым ятельность на всех уровнях, начиная с реги-звеном во внешнеполитической деятельно- ональных контактов вплоть до взаимодей-сти Союзного государства, направленной на ствия в крупнейших международных орга-проведение согласованной внешней полити- низациях (ООН, ОБСЕ). ки России и Белоруссии. Реализация Программы согласованных

Несомненно, согласованная позиция действий в области внешней политики, при-России и Белоруссии в области внешней по- нимаемая каждые 2 года, содействует даль-литики является одним из важнейших до- нейшему развитию внешнеполитического стижений в строительстве Союзного госу- взаимодействия между Российской Федера-дарства. Страны-участницы Союзного госу- цией и Республикой Беларусь, защите инте-дарства, являясь верными союзниками, ко- ресов двух стран и повышению их авторите-ординируют свою внешнеполитическую де- та на международной арене.

Библиографический список Курылев К.П., Дегтерев Д.А., Смолик Н.Г., Станис Д.В. Количественный анализ феномена геополитического плюрализма постсоветского пространства // Вестник международных организаций. - 2018. - № 1. - С. 148. Ломоносов И.А. Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики государств-участников Союзного государства // Актуальные проблемы строительства и развития Союзного государства: материалы Международной научно-практической конференции (3-5 июня 2008 г., г. Геленджик). - Минск: БЕЛТА, 2009. - С. 80. Мануилова П.В. Сотрудничество Российской Федерации и Республики Беларусь в сфере культуры в рамках союзного государства // Постсоветские исследования. 2019. Т. 2. № 6. С. 1420-1428.

Мануилова П.В. Сотрудничество Российской Федерации и Республики Беларусь в экономической сфере в рамках союзного государства // Постсоветские исследования. 2019. Т. 2. № 4. С. 1202-1209.

Саидов А.Х. Межпарламентские организации мира. - М.: Международные отношения, 2004. - С.129.

Чергинец Н.И. Взаимодействие Парламентского Собрания с межпарламентскими и международными структурами // Актуальные проблемы строительства в развитии Союзного государства: материалы Международной научно-практической конференции (3-5 июня 2008 г., г. Геленджик). - Минск: БЕЛТА, 2009. - С.62.

Сведения об авторе: Мануилова Полина Валерьевна - магистр в области международных отношений, ассистент кафедры теории и истории международных отношений РУДН (email: [email protected]).

References

Kurylev K.P., Degterev D.A., Smolik N.G., Stanis D.V. Kolichestvennyj analiz fenomena geo-politicheskogo plyuralizma postsovetskogo prostranstva // Vestnik mezhdunarodnyh or-ganizacij. 2018. № 1. S. 148. Lomonosov I.A. Informacionno-ideologicheskoe obespechenie vneshnej politiki gosudarstv-uchastnikov Soyuznogo gosudarstva // Aktual'nye problemy stroitel'stva i razvi-tiya Soyuznogo gosudarstva: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (3-5 iyunya 2008 g., g. Gelendzhik). Minsk: BELTA, 2009. S. 80. Manuilova P.V. Sotrudnichestvo Rossijskoj Federacii i Respubliki Belarus' v sfere kul'tury v

ramkah soyuznogo gosudarstva // Postsovetskie issledovaniya. 2019. T. 2. № 6. S. 1420-1428. Manuilova P.V. Sotrudnichestvo Rossijskoj Federacii i Respubliki Belarus' v ekonomicheskoj sfere v ramkah soyuznogo gosudarstva // Postsovetskie issledovaniya. 2019. T. 2. № 4. S. 1202-1209. Saidov A.H. Mezhparlamentskie organizacii mira. - M.: Mezhdunarodnye otnosheniya, 2004. S.129.

Cherginec N.I. Vzaimodejstvie Parlamentskogo Sobraniya s mezhparlamentskimi i mezhdu-narodnymi strukturami // Aktual'nye problemy stroitel'stva v razvitii Soyuznogo gosu-darstva:

1578

materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (3-5 iyunya 2008 g., g. Gelen-dzhik). - Minsk: BELTA, 2009. - S.62.

About the author: Manuilova Polina Valeryevna - Master of International Relations, Assistant of the Department of Theory and History of International Relations of RUDN University (e-mail: [email protected])

1579

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.