ПРОБЛЕМЫ И ОПЫТ
Механизмы реализации инновационных задач промышленной корпорации
С. Д. Бодрунов,
генеральный директор ОАО «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование»
Корпорация «Аэрокосмическое оборудование»— стратегическое акционерное общество и крупнейшая интегрированная структура в авиационном приборостроении России. Она является основным российским разработчиком и производителем оборудования и систем для военной и гражданской авиации, систем ПВО, космоса. Нам принадлежит около 55-60% рынка российской авионики.
Корпорация была учреждена в рамках «Федеральной целевой программы реструктуризации и конверсии оборонной промышленности» 1998 г. на основании Постановления Правительства РФ от 14.11.98 г. № 1347. Ее учредителями выступили государство, которое владеет контрольным пакетом Корпорации, и Объединенный авиаприборостроительный консорциум, основными акционерами которого, в свою очередь, является ряд авиаприборостроительных предприятий Санкт-Петербурга и их смежников.
Важно отметить, что сегодня именно приборостроение является тем локомотивом, который двигает развитие современной военной и гражданской авиации. Чем совершеннее «начинка», тем выше характеристики самолета. Доля электроники в стоимости самолета также постоянно растет и составляет уже около 40%.
Корпорация «Аэрокосмическое оборудование» задумана и развивается как единственный холдинг в России, способный комплексно решать задачи создания, производства, реализации, сервиса и модернизации бортового оборудования и выдерживать конкуренцию с крупными мировыми авиаприборостроительными концернами.
На сегодняшний день в состав нашей Корпорации исходя из ее задач включено более 30 отраслевых предприятий — НИИ, КБ и серийных заводов (это около 42 тыс. работников). Объединенная группа производит продукцию на 500-600 млн долларов в год. Корпорация лидирует на рынке отечественного авиаприборостроения, устойчиво занимает 3-е место среди крупнейших российских производителей военной техники и входит в сотню крупнейших оборонных компаний мира.
Естественно, приоритетным направлением инновационной политики Корпорации является создание
новой высокотехнологичной и востребованной рынком продукции.
В целях реализации этой политики Коллегией Корпорации принята единая «Программа опытноконструкторских работ и модернизации производства Корпорации «Аэрокосмическое оборудование» на период до 2008 года». Ее особенность (своего рода наше ноу-хау) — это неразрывная взаимосвязь между маркетинговыми исследованиями, планом перспективных разработок и технологическим перевооружением предприятий, обеспечивающим возможность серийного выпуска разрабатываемой продукции. Данная программа финансируется как из централизованных бюджетов (Фонд ОКР и МП, формируемый за счет отчислений предприятий от поставок), так и напрямую за счет средств, остающихся в распоряжении непосредственно самих предприятий Корпорации. С момента создания Корпорации объем финансирования ОКР в рамках инновационных проектов группы увеличился почти в 10 раз и сегодня превышает $50 млн в год. При этом затраты осуществляются не только в сами разработки, но и в ряде случаев в модернизацию научно-производственной инфраструктуры и мощностей вплоть до создания новых разрабатывающих структур. В частности, для решения ряда долгосрочных задач нами в 2003 году создано новое КБ в Таганроге, которое уже стало ведущим в своей тематике (разработка систем наведения и управления вооружением для бронетанковой и авиационной техники, систем распознавания и цифровой обработки видеоизображений и др.). В 2004 году нами создано КБ в Рязани по разработке аппаратуры опознавания, в Москве — по разработке современных аппаратных средств вычислительной техники. В подобные структуры нами привлекаются как молодые специалисты, так и лучшие кадры из институтов Российской академии наук, ряда ведущих университетов страны.
Среди последних значимых работ, осуществляемых в рамках этой инновационной стратегии, можно упомянуть системы управления вооружением для самолетов Су-30МКК, Су-30МК2, Су-30СК; БРЛС «Оса» для самолета МиГ-21; РЛС «Барс» для самолета Су-30МКИ и РЛС «Барс-29» для модернизации самолета МиГ-29; РЛСУ «Ирбис», предназначенную для установки на самолеты Су-35; комплексный и
ИННОВАЦИИ № 8 (85), 2005
ИННОВАЦИИ № 8 (85), 2005
ПРОБЛЕМЫ И ОПЫТ
специализированным авиатренажеры для самолета Су-30МКИ и др. Также по итогам тендера МО РФ Корпорация была определена головным исполнителем по разработке радиоэлектронного комплекса для перспективного истребителя 5-го поколения — крупнейшего проекта отечественного ОПК.
Разработка, подготовка и организация производства и поставки продукции военного назначения является основным направлением деятельности Корпорации. Однако это только одна часть наших инновационных проектов в рамках упомянутой стратегии.
Мировой опыт показывает, что для обеспечения устойчивого развития таких компаний, как наша, необходим определенный баланс между военной и гражданской составляющими ее бизнеса. Поэтому другое направление наших инновационных усилий — это поддержка диверсификации продуктового ряда группы.
Шесть лет назад доля военной продукции в общем объеме продаж достигала у нас 97%, сейчас же при увеличении общего объема продаж в 2,5 раза доля гражданской продукции в нем уже превышает 20%. Утвержденная Советом директоров программа долгосрочного развития Корпорации предусматривает дальнейшую экспансию на гражданские рынки.
Работа по созданию новой невоенной продукции, диверсификации продуктового ряда ведется нами сразу в нескольких направлениях.
В частности, одним из таких направлений стала разработка и производство электронных систем управления и контроля для большегрузных грузовиков и автобусов. Этот рынок чрезвычайно перспективен в связи с переходом Российской Федерации на международные стандарты ЕВРО-1 и ЕВРО-2 (это стандарты, касающиеся безопасности и экологичности транспортных средств и требующие установки на них ряда электронных устройств — АБС, тахометров и др.). Наше подразделение, развивающее это направ-
ление, сегодня уже является одним из лидеров российского рынка — им подписаны генеральные соглашения со всеми крупнейшими автопроизводителями (КАМАЗом, МАЗом, БелРусАвто и др.). Мы ожидаем роста объемов продаж нашей продукции по этому направлению до 280-300 млн долларов США к 2010 году.
Эффективная реализация инновационной политики в крупной промышленной корпорации была бы невозможной без создания соответствующей инфраструктуры. Так, для разработки стратегии, анализа инновационных проектов, организации и контроля их осуществления по всей цепочке — от идеи до выхода на серийный выпуск — нами был создан Инновационный центр, который координирует деятельность предприятий Корпорации и подразделений ее управляющих структур в этом направлении, тесно взаимодействуя с Научно-техническим центром Корпорации и Советом генеральных конструкторов.
Кроме того, для организации системной работы по инвестированию в венчурные инновационные проекты Корпорация в 2003 году совместно с Министерством промышленности и науки создала первый в России отраслевой венчурный фонд. Инновационный венчурный фонд аэрокосмической и оборонной промышленности стал «первой ласточкой» для российской венчурной индустрии, которая сейчас вступает в период активного роста.
Наконец, для обеспечения эффективного перевооружения предприятий и контроля разнообразных рисков, возникающих в связи с реализацией предприятиями группы инновационных проектов, учреждены и успешно работают специализированные лизинговая и страховая компании.
Таков опыт Корпорации «Аэрокосмическое оборудование» по осуществлению долгосрочной инновационной стратегии развития путем создания соответствующей системы инструментов и механизмов ее реализации.