Научная статья на тему 'Механизмы развития финансово-экономической деятельности государственных и муниципальных учреждений'

Механизмы развития финансово-экономической деятельности государственных и муниципальных учреждений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
825
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЙ СЕКТОР / НЕРАВНОМЕРНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / СУБСИДИИ / МЕХАНИЗМЫ ВНЕБЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ / ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПОДДЕРЖКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ / PUBLIC SECTOR GOVERNANCE / UNEVENNESS OF REGIONAL DEVELOPMENT / BUDGET SUBVENTION / EXTRABUDGETARY MECHANISMS / DECISION-MAKING TOOLS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Синельников Т. Т.

В работе рассматриваются формы финансово-экономической поддержки бюджетного сектора, дополняющих бюджетные инструменты регулирования сферы государственных и муниципальных услуг. Обоснована необходимость развития внебюджетных механизмов финансирования государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в условиях жесткой дифференциации бюджетных возможностей публично-правовых образований. Предложен инструментарий поддержки управленческих решений для бюджетных и автономных учреждений, позволяющий оценивать целесообразность проведения финансовой или хозяйственной операции, а также выявлять оптимальную структуру сочетания источников ее ресурсного обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Синельников Т. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tools for financial and economic development of public institutions

In the article the author considers the basic forms of financial and economic baking in the public sector governance. The forms under review supplement budget tools in the realm of state and local services. The article calls for perfection of extra-budgetary mechanisms under the unevenness of development on the different spatial levels. The decision-making tools based on forecasting financial and economic activities of public institutions are presented. The proposed tools allow make sure the perfection of public institutions and improving state and local services thereupon.

Текст научной работы на тему «Механизмы развития финансово-экономической деятельности государственных и муниципальных учреждений»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 2

МЕХАНИЗМЫ РАЗБИТИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ1

СИНЕЛЬНИКОВ Т.Т.,

кандидат экономических наук, доцент кафедры инженерной экономики, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, e-mail: [email protected]

В работе рассматриваются формы финансово-экономической поддержки бюджетного сектора, дополняющих бюджетные инструменты регулирования сферы государственных и муниципальных услуг. Обоснована необходимость развития внебюджетных механизмов финансирования государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в условиях жесткой дифференциации бюджетных возможностей публично-правовых образований. Предложен инструментарий поддержки управленческих решений для бюджетных и автономных учреждений, позволяющий оценивать целесообразность проведения финансовой или хозяйственной операции, а также выявлять оптимальную структуру сочетания источников ее ресурсного обеспечения.

Ключевые слова: бюджетный сектор; неравномерность регионального развития; субсидии, механизмы внебюджетного финансирования; инструментарий поддержки управленческих решений.

TOOLS FOR FINANCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF PUBLIC INSTITUTIONS

SINELNIKOV T.T.,

PhD, associate professor, Department of Engineering Economics, Southern Federal University, Rostov-on-Don, e-mail: [email protected]

In the article the author considers the basic forms of financial and economic baking in the public sector governance. The forms under review supplement budget tools in the realm of state and local services. The article calls for perfection of extra-budgetary mechanisms under the unevenness of development on the different spatial levels. The decision-making tools based on forecasting financial and economic activities of public institutions are presented. The proposed tools allow make sure the perfection of public institutions and improving state and local services thereupon.

Keywords: public sector governance; unevenness of regional development; budget subvention; extrabudgetary mechanisms; decision-making tools.

JEL classification: R1, G3, P2.

Неравномерность межрегионального развития, обусловленная существенными различиями по душевым показателям ВРП, доходам населения, объемам инвестиций и бюджетной обеспеченности (Основные направления..., 2013), дифференцирует степень воздействия механизмов финансово-экономического обеспечения государственных и муниципальных учреждений в зависимости от их административно-территориальной принадлежности. В этой связи теряется возможность полноценного использования бюджетных инструментов, выходящих за пределы финансового обеспечения государственного (муниципального) задания. Речь идет о целевых субсидиях, грантах и бюджетных

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Факторы и пути преодоления неравномерности социально-экономического развития регионов в условиях реформирования бюджетного сектора» (проект № 13-32-01256).

© Т.Т. Синельников, 2013

инвестициях, предоставляемых бюджетным и автономным учреждениям на проведение капитального ремонта, материально-техническое оснащение, рефинансирование кредитных обязательств, финансовое стимулирование и другие согласованные цели.

В настоящее время на долю данных инструментов приходится порядка 19,5% всех бюджетных поступлений для учреждений бюджетного и автономного типа (15% — целевые субсидии; 4,5% — бюджетные инвестиции). При этом разброс данного показателя по федеральным округам достигает 8,2%: от 13,1% в Уральском федеральном округе до 21,3% в Северо-Западном федеральном округе (рис. 1).

Рис. 1. Распределение бюджетных инструментов управления учреждениями по федеральным округам (Сайт для размещения информации о государственных(муниципальных) учреждениях)

Финансирование учреждений в рамках использования бюджетных инструментов данной группы ложится дополнительным бременем на бюджет, увеличивая объемы расходных обязательств органов государственной (муниципальной) власти, в ведомстве которых находятся учреждения. На фоне ограниченных финансовых возможностей публично-правовых образований данное обстоятельство становится основной причиной неравномерного использования целевых субсидий и бюджетных инвестиций. В то же время, фрагментарный характер их применения при сохраняющихся пространственных дисбалансов в развитии инфраструктуры (Прогноз долгосрочного..., 2013), а также объективной необходимости повышения качества и доступности государственных (муниципальных) услуг становится предпосылкой развития «внебюджетных» механизмов ресурсного обеспечения бюджетного сектора.

В настоящее время реструктуризация источников финансирования бюджетного сектора возможна в рамках оптимизации форм государственного участия в предоставлении социально значимых услуг (Лисин, Рудник, 2012). Закрепленный на законодательном уровне статус бюджетных и автономных учреждений, предоставляющий им право заниматься приносящей доход деятельностью, распоряжаться полученными средствами и частью переданного имущества, служит легитимным основанием для привлечения частного капитала в процесс управления бюджетным сектором и развития государственно-частного партнерства в сфере оказания соответствующих услуг.

В целях конкретизации альтернативных механизмов финансово-экономического обеспечения бюджетного сектора рассмотрим модельный пример вовлечения частного капитала в процесс управления автономными учреждениями системы здравоохранения2 — наиболее интегрированной и специфической отрасли государства, системы с высокой степенью структурных и функциональных связей.

Анализ структурной организации системы финансово-экономического обеспечения деятельности автономных медицинских учреждений позволяет представить наиболее распространенную схему взаимодействия ее участников в следующем виде (рис. 2).

ёе/

Представленная система описывается кортежем Sш = (Е, QЕ, И, БИ, X), где множество элементов системы состоит из девяти подмножеств Е = {/V,., К, Я, Тр, Мк, и 1, Вт, 1д, Р } участвующих в процессе движения финансовых ресурсов. Свойства элементов описываются множеством (2Е = {2Е }, которое представляет собой финансовые характеристики элементов системы. Множество связей Д = { }, указывают направление движения финансовых и информационных потоков, а также характер взаимодействия элементов друг с другом. Среды системы ЯЯ = {ЯД.} отображают финансово-независимые или частично зависимые элементы. Основная функциональная цель системы г = [г1}, где г, — оптимальное функционирование системы здравоохранения.

2 В настоящее время Федеральным законом от 08.05.2010 №83-ФЗ снят запрет на изменение типа существующих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 2

Рис. 2. Структурная схема финансово-экономического обеспечения деятельности автономных медицинских учреждений

Фактически в действующей системе здравоохранения присутствуют девять элементов: органы государственной власти (по уровню бюджетов); Федеральное казначейство и его территориальные органы, открывающие и обслуживающие лицевые счета учреждений; Федеральный Фонд обязательно медицинского страхования (ФОМС); территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ОМС); страховые медицинские организации, осуществляющие доведение ресурсов по системе ОМС; автономные медицинские учреждения; кредитные организации, открывающие и обслуживающие расчетные и ссудные счета; частные инвесторы; потребители услуг (пациенты).

В соответствии с действующими нормами федерального и отраслевого законодательства движение финансовых потоков в рамках взаимодействия основных участников описываемой системы осуществляется по следующей схеме:

- согласно законодательству РФ, через органы Федерального казначейства денежные средства поступают на счет Федерального фонда ОМС (г1, г2);

- ФОМС выделяет бюджетные средства территориальным фондам ОМС для выполнения соответствующих программ обязательного медицинского страхования (г4);

- на основании договорных отношений территориальные фонды ОМС проводят финансовые ресурсы через страховые медицинские организации, оставляя последним процент от собранных страховых взносов (г);

- страховые медицинские организации, распределяя бюджетные средства, оплачивают автономным медицинским учреждениям стоимость услуг, оказанных в системе ОМС (г8);

- на отдельные лицевые счета, открытые органами Федерального казначейства автономным медицинским учреждениям, поступают субсидии на финансирование государственного задания (вне системы ОМС) (г);

- в соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона об автономных учреждениях, автономные медицинские учреждения открывают банковские счета в кредитных организациях, размещая на них финансовые ресурсы, привлекают кредиты и выполняют финансовые обязательства перед кредиторами (г14, г15);

- на счета кредитных организаций через органы Федерального казначейства поступают средства целевых субсидий, грантов и бюджетных инвестиций, предоставляемых в соответствии с решением уполномоченного государственного органа (г);

- автономные медицинские учреждения оказывают платные медицинские услуги пациентам (г16, г );

- инвестиции бизнес-структур поступают в автономное учреждение и возвращаются в виде полученной прибыли или оказанного комплекса услуг (г8 г19).

Слабые связи (г3, г5, г7, г9, гг г ) отражают движение информационных потоков в системе и имеют корректирующее воздействие на нее.

Характер взаимосвязей между элементами представленной модели служит предпосылкой для формирования партнерских отношений между автономными медицинскими учреждениями и представителями частного бизнеса. В данном случае развитие механизма партнерских отношений определяется возможностью учреждения самостоятельно планировать и осуществлять деятельность по оказанию государственных (муниципальных) услуг, привлекая частных партнеров (частный капитал) и сохраняя гарантию государственного финансирования.

Комплексно рассматривая проблематику развития механизмов финансово-экономического обеспечения бюджетного сектора, следует отметить, что в результате принятия ряда поправок к Закону об автономных учреждениях вероятным становится снижение уровня их экономической самостоятельности (Лисин, Рудник, 2012, С. 70). Данное обстоятельство обусловлено введением нормы Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ, предусматривающей установление порядка разработки и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения (Федеральный закон от 08.05.2010.).

В этой связи внедрение в практику управления автономным учреждением механизмов финансовоэкономического обеспечения, основанных на использовании ресурсов частного сектора, должно сопровождаться применением инструментария поддержки управленческих решений, позволяющего оценивать целесообразность проводимой финансовой или хозяйственной операции, а также выявлять оптимальную структуру сочетания источников ресурсного обеспечения.

В целях дополнения рассматриваемого в работе механизма ресурсного обеспечения аналитическим компонентом поддержки управленческих решений в приведенной на рис. 2 структурной схеме рассмотрена финансовая среда искомого учреждения (ЯД4). Детализированная структурная схема данной системы представлена на рис. 3.

Рис. 3. Структурная схема движения финансовых потоков в автономном учреждении

Основными элементами, участвующими в структурной схеме функционирования медицинского учреждения автономного типа являются:

К — баланс счета учреждения, руб.;

Ь — баланс расходов текущего периода (средства в лечебном процессе), руб.;

М — баланс материально-технических затрат (медикаменты и медицинская техника для организации лечебного процесса), руб.

Представленная на рис. 3 схема описывает движение финансовых потоков внутри медицинского учреждения любого типа. Однако ее материальное наполнение отражает сущностную особенность функционирования автономного медицинского учреждения как организации, имеющий коммерческий интерес: внешнее воздействие (Р) для него будет заключаться в поступлении финансовых ресурсов как из бюджетных, так и негосударственных (частных) источников. В данном случае для медицинского учреждения, осуществляющего деятельность в рамках партнерских отношений с частным бизнесом и имеющего в структуре материальной базы смешанный капитал, искомая система представляет ядро финансовой среды государственно-частного партнерства.

ёе/

Приведенная на рис. 3 система описывается кортежем Я1 =(Е, QЕ, И, БИ, X, Л?), причем Я1 с Я. Множество элементов системы состоит из трех упорядоченных подмножеств Е = [К, Ь, М }. Описанная система является базовой для бюджетных и муниципальных учреждений.

Экономические процессы, связанные с деятельностью рассматриваемого учреждения, протекают во времени, поэтому система взаимоотношений между элементами И, L, M (рис.3) претерпевает постоянные изменения. Динамический характер системы позволяет описать возможные изменения ее финансово-хозяйственного состояния линейными обыкновенными дифференциальными уравнениями, переменные которых отражают экономическую природу отмеченных элементов финансовой среды.

Уравнения, формализующие поведение элементов системы во времени, составляются на основе балансовых моделей. Коэффициенты при переменных в уравнениях описывают свойства элементов системы в процессе их взаимодействия.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 2

Построение модели осуществляется на основе системы следующих балансовых уравнений:

I Баланс счета ЛПУ в статусе АУ

Баланс расходов текущего периода (1)

Баланс материально - технических затрат

Рассмотрим первое уравнение в системе (1). Баланс счета (К) медицинского учреждения автономного типа складывается из средств, получаемых от территориального фонда ОМС в рамках финансирования задания на оказание медицинских услуг по системе ОМС, и выручки от завершенного коммерческого лечения и может быть записан в виде:

К = К1 + К2 - К3 - К4 - К5, (2)

где К1 = п1 • 2 — средства, полученные от фондов ОМС за оказание лечебно-профилактических услуг п застрахованному по системе ОМС, руб; - средняя стоимость проведения лечебно-профилактических мероприятий для одного пациента, руб;

К2 = к • Ь — средства (финансовые ресурсы), формируемые автономным учреждением в рамках оказания платных медицинских услуг за отчетный период как по системе добровольного медицинского страхования (ДМС), так и за счет непосредственной оплаты через кассу медучреждения, руб; Ь — расходы текущего периода (средства в лечебном процессе по системе ДМС и за счет непосредственной оплаты через кассу медучреждения), руб; к — доля расходов текущего периода в завершенном лечении, относительные единицы;

К3 = к1 • К — расходы на оплату труда медицинского персонала (включая премиальные выплаты и страховые начисления) за отчетный период, руб; к - доля денежных средств на счете учреждения, направляемая на заработную плату персонала, относительные единицы;

К — оплата коммунальных услуг за отчетный период, руб;

К = р • К — расходы на приобретение медикаментов и лекарств; р — доля дохода, используемая для закупки медицинских препаратов, относительные единицы.

С учетом принятых обозначений представим (2) в виде:

К = к • Ь + п1 • 2 - (к1 + р)• К - К4. (3)

Преобразуе м слагаемы е в (3) к удобному для использования в обыкновенном дифференциальном уравнении

временному интервалу, например, к одному дню. Для этого разделим все слагаемые (3) на пд — число дней в моде-

лируемом промежутке времени (для месяца в среднем пд =30). В итоге (3) преобразуется к виду:

К = — (к • Ь + п.- 2 - (к1 + р )• К - К4). (4)

попд

Данный методический прием позволяет осуществить переход к анализу изменения средств на счете автономного медицинского учреждения за любой промежуток времени (временной интервал). Очевидно, что любые изменения в правой части (4) на принятом для моделирования интервале времени скорректируют и левую часть уравнения на

ёК ёК

величину , увеличивая или уменьшая ее на скорость изменения функции (4). Запись в левой части (4) и

К

перенос — в его правую часть позволяют построить соответствующее линейное ОДУ в виде:

пд

= - _! (1 + кг + р)К + — к • Ь + — (п • 2 - К4). (5)

Л пд пд пд

По рассмотренной схеме построим также линейное ОДУ, описывающее процесс изменения расходов текущего периода в денежном выражении. Очевидно, что в процессе проведения лечебно-профилактических мероприятий создается новая стоимость. По этой причине доля медицинских препаратов, используемая в лечебном процессе, входит в уравнение баланса расходов текущего периода с наценкой У. В соответствии с изложенным выше,

сформируем уравнение баланса денежных средств в лечебном процессе за рассматриваемый интервал времени

(месяц), руб.:

Ь = д (1 + у ) М + (1 - к)Ь, (6)

где У — отнош е ние немат е риальн ы х затрат (труда врачей и медперсонала) в структуре себестоимости лечебно-

профилактического процесса к материальным затратам, относительные единицы; д — доля запаса медицинских препаратов М, использованная в лечебном процессе, относительные единицы.

Разделим слагаемые в (6) на число дней в рассматриваемом интервале времени и перенесем Ь в правую часть уравнения. В результате получим линейное ОДУ, описывающее скорость изменения денежных оборотных средств в лечебном процессе:

§ - ±[(1 „ );М - к.Ь]. ,7)

Построим линейное ОДУ, описывающее процесс изменения запаса медицинских препаратов используемых в лечебном процессе. Данное уравнение баланса запаса запишется в виде:

М = 2В + 2А + Ям , (8)

где 2В = р • К — часть (доля) финансовых ресурсов на счете учреждения за рассматриваемый интервал вре-

мени (например, месяц), направляемая на пополнение запаса медицинских препаратов, руб.;

% а =(1 - а )• м — неиспользованная (оставшаяся в запасе) в лечебном процессе часть медицинских препаратов, руб;

Бм — обязательная часть запаса медицинских препаратов для работы медицинского учреждения (страховой запас), руб.

С учетом введенных обозначений запишем (8) в виде:

М = р • К + (1 - я)• М + ЯМ. (9)

Отн е с е м слагаемы е в (9) к при е млем ому для нас в ОДУ временному интервалу, например, к одному дню. Для этого разделим все слагаемые (9) на пд — число дней в рассматриваемом интервале времени. В результате (9) преобразуется к виду:

М = ±[р • К + (1 - я)• м + Ям].

(10)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Такой методический прием позволяет перейти к динамическому рассмотрению объема запаса медикаментов за интересующий исследователя промежуток времени. Очевидно, что любые изменения в правой части (10) на при, с!М

нятом интервале времени будут изменять и его левую часть на величину -------, увеличивая или уменьшая ее на

ж м

скорость изменения функции (10). Запись -----в левой части (10) и перенос — в его правую часть приводят к

& пд

искомому линейному ОДУ:

-М 1 ,, 1 . „ ,, ч

-Ж--V, аМ + Г(рК + ) ■

(11)

Поскольку в линейных ОДУ (5), (7) и (11) динамические переменные не упорядочены, упорядочим их и запишем искомую систему в следующем виде:

— = - — (1 + к, + р)К + — к-Ь + — (и,-^ - К.)

Л и/ 1 П пд и/ 11 ^

— = - — кЬ + — (1 + ї)г-М

Л пд пд

-М р 1 1 о

—— = — К---------------а Ж + — Ям

Л П П пд

с начальными условиями:

К (0) = К0; ь (0)= ь0; М (0)= М0,

(12)

(13)

где К0, Ь0 и М0: — средства на счете ЛПУ, денежные средства в лечебном процессе и денежные средства в запасах медикаментов в начальный момент времени соответственно.

Апробация представленного аналитического компонента механизма управления финансово-экономическим обеспечением деятельности автономного учреждения осуществляется посредством программной реализация модели на примере конкретного медицинского учреждения. Данная операция сводится к проведению пошагового численного моделирования описанных выше процессов, позволяющая перейти к многофакторной оценке деятельности автономного медицинского учреждения, имеющего в структуре капитала смешанные по источникам поступления ресурсы.

В рамках настоящего исследования верификация представленного аналитического инструмента осуществлялась в рамках моделирования динамики параметров финансово-хозяйственного состояния муниципального учреждения здравоохранения Ростовской области, оказывающего широкий спектр профилактических, диагностических и лечебных услуг на территории г. Таганрога. Исходные данные были получены на основании материалов бухгалтерской отчетности данного учреждения. Начальные параметры для рассматриваемого случая моделирования в рамках системы «счет автономного учреждения - запас медикаментов - средства в лечебном процессе (в системе ОМС - ДМС - частный капитал)» приведены в табл. 1.

Таблица 1

Параметры динамической модели поддержки принятия решений для автономного учреждения

№ пп Название параметра Обозначение Численное значение

1 Начальный размер денежных средств на счете ЛПУ, тыс. руб К 200

2 Начальный размер денежных средств в лечебном процессе ЛПУ, тыс. руб. 1 100

3 Начальный размер денежных средств в медикаментах ЛПУ, тыс. руб. М 150

4 Средняя стоимость проведения лечебно-профилактических мероприятий с одним пациентом по системе ОМС, тыс. руб. 2 5

5 Оплата коммунальных услуг за период, тыс. руб. К4 20

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 2

В целях прогнозирования финансово-хозяйственного состояния выбранного лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) рассмотрен возможный диапазон изменения управляющих параметров, выявлен характер их влияния на исследуемую систему, а также установлена возможность руководства учреждения осуществлять управленческие воздействия в отношении изменения их значений.

Доля расходов текущего периода в завершенном лечении (к) — параметр, характеризующий скорость обновления пациентов в ЛПУ. В осуществляемом моделировании значение данного управляющего параметра принято исходя из среднего срока нетрудоспособности по болезни (больничного листа), равного 12 дней, то есть к принимается в значении 2,5. В зависимости от специализации ЛПУ указанный срок может отличаться от среднестатистического как в большую, так и в меньшую стороны. Для возможности учета данного обстоятельства коэффициент к введен в модель в усредненном значении.

Доля денежных средств на счете ЛПУ, направляемая на заработную плату персонала (к1). Данный параметр определяет ту часть финансовых ресурсов ЛПУ (К), которая может быть направлена в фонд заработной платы. Минимальное значение управляющего параметра к1 определяется текущим значением финансовых ресурсов на счете ЛПУ (К) и минимальными размерами оплаты труда медицинского персонала ЛПУ. В случае намерения руководства ЛПУ увеличить фонд заработной платы, следует помнить о том, что финансовые ресурсы необходимы также как для закупки медикаментов, так и для оплаты коммунальных услуг. Отмеченные обстоятельства и определяют верхнюю границу управляющего параметра к1, который в значительной мере является «управляющим».

Отношение нематериальных затрат (труда врачей и медперсонала) в структуре себестоимости лечебнопрофилактического процесса к материальным затратам (У). Данный параметр является «управляющим» в широком смысле этого слова, поскольку он определяет прибавочную стоимость, возникающую в процессе оказания лечебно-профилактических услуг. Данный коэффициент отражает превышение стоимости услуг основного и вспомогательного персонала ЛПУ над стоимостью медикаментов и амортизационной составляющей стоимости основного медицинского оборудования, задействованного в диагностическом и лечебном процессах. Теоретически возможность увеличения данного коэффициента не ограничена сверху по причине того, что стоимость уникальных медицинских операций может быть очень велика. Практически верхняя граница коэффициента у ограничена конкуренцией (предложением услуг ЛПУ) на соответствующем рынке и квалификацией основного и вспомогательного персонала медицинского учреждения. Как следствие, значение параметра у может быть увеличено за счет привлечения в ЛПУ специалистов высшей квалификации, что потребует увеличения расходов на оплату их труда.

Доля дохода ЛПУ, используемая для закупки медицинских препаратов (р). Данный параметр является управляющим в значительной степени, поскольку он определяет объем использования в лечебном и диагностическом процессах медикаментов, лекарств, медицинского оборудования и аппаратуры. В общем случае параметр р может изменяться от 0 до 1. Конкретное значение параметрар определяется в зависимости от рыночного спроса на услуги данного ЛПУ и, как следствие, зависит от уровня квалификации и технического оснащения учреждения.

Доля запаса медицинских препаратов М, использованная в лечебном процессе (д). Данный параметр определяет часть запаса медицинских препаратов М, направляемую в лечебный процесс. В общем случае параметр д может изменяться от 0 до 1. Конкретное значение параметра д определяется в зависимости от количества пациентов на лечении или обследовании (рыночного спроса на услуги данного ЛПУ).

Реальные значения управляющих параметров по выбранному ЛПУ представлены в табл. 3. В соответствии с определенными параметрами, проведено моделирование динамики финансово-хозяйственного состояния данного медицинского учреждения по трем выбранным элементам финансовой среды (К, L, М).

Изменение правового статуса медицинского учреждения бюджетного или автономного типа предполагает возможность его руководства самостоятельно принимать управленческие решения в отношении финансовохозяйственного прогнозирования. Данное обстоятельство позволяет на этапе планирования варьировать описанными управляющими параметрами, отклоняясь от их реального значения.

В этой связи были приняты следующие значения управляющих параметров: доля расходов текущего периода в завершенном лечении к=2,8; доля денежных средств на счете ЛПУ, направляемая на заработную плату персонала к1 = 0,7; отношение нематериальных затрат (труда врачей и медперсонала) в структуре себестоимости лечебно-профилактического процесса к материальным затратам у = 1,8; доля дохода ЛПУ, используемая для закупки медицинских препаратов р =0,25; доля запаса медицинских препаратов М, использованная в лечебном процессе д = 0,9.

Графический результат динамического моделирования основных параметров финансово-хозяйственного состояния выбранного ЛПУ с учетом расширения его экономической свободы и, как следствие, изменения управляющих воздействий представлен на рис. 4.

В дальнейшем рассмотрена возможность улучшения параметров состояния ЛПУ за счет перераспределения финансовых ресурсов между заработной платой (снижение на 10%) и долей средств на счете К, направляемой на пополнение запаса медикаментов (увеличение на 10%). Результаты динамического моделирования основных параметров состояния ЛПУ в статусе автономного учреждения при принятых значениях управляющих параметров приведены на рис. 5.

Рис. 4. Динамика параметров состояния автономного ЛПУ в течение первого месяца (для случая к = 0,7; р = 0,25)

Рис. 5. Динамика параметров состояния автономного ЛПУ в течение первого месяца (для случая к = 0,6; р = 0,35)

Сравнение результатов расчетов, представленных на рис. 4 и 5, служит основанием принятия решения по перераспределению финансовых ресурсов с заработной платы на закупку медикаментов, что обеспечивает улучшение основных параметров состояния анализируемого учреждения. Предельные значений основных параметров его состояния для рассмотренных случаев изменения управляющих воздействий приведены в табл. 2.

Таблица 2

Предельные значения основных параметров состояния ЛПУ в статусе автономного учреждения

№ пп Названием параметра, размерность *1=0,7 р=0,25 к,=0,6 р=0,35

1 Предельный размер денежных средств на счете ЛПУ, тыс. руб. 164 211,34

2 Предельный размер денежных средств в лечебном процессе ЛПУ, тыс. руб. 41 73,97

3 Предельный размер денежных средств в медикаментах ЛПУ, тыс. руб. 54,56 82,19

Результаты расчетов, приведенные в табл. 2, представляются в некоторой степени парадоксальными. Предполагалось, что снижение доли финансовых ресурсов, выделяемой на зарплату, на 10% должно вызвать уменьшение фонда заработной платы. Однако результаты моделирования свидетельствуют об обратном: при значениях управляющих параметров к1 = 0,7 и р = 0,25 фонд заработной платы составлял 114,8 тыс. руб., а при к1 = 0,6 и р = 0,35 фонд оплаты труда достиг 126,8 тыс. руб.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 2

Полученный результат является закономерным. Увеличение доли финансовых ресурсов, направляемой на закупку медикаментов за счет равноценного уменьшения их доли на заработную плату, привело к увеличению «медицинских оборотных средств». Последнее увеличило средства, вложенные в лечебный процесс, что повлекло за собой увеличение финансовых ресурсов на 28,9%. В результате изначальное направление меньшей доли финансовых ресурсов на оплату труда обусловило увеличение соответствующего фонда в рублевом выражении на 12 тыс. в месяц.

Для итогового сравнения динамики финансово-хозяйственного состояния лечебно-профилактического учреждения в зависимости от осуществляемых управленческих воздействий построим сводную таблицу параметров модели аналитической модели для учреждения до момента реализации экономических свобод и после.

Таблица 3

Сравнительные параметры динамической модели поддержки управленческих решений для ЛПУ

№ пп Название параметра Обозначение Численное значение

Для бюджетного ЛПУ по исходным параметрам и коэффициентам Для ЛПУ автономного типа (корректировка воздействия)

1 Начальный размер денежных средств на счете ЛПУ, тыс. руб К 200

2 Начальный размер денежных средств в лечебном процессе ЛПУ, тыс. руб. А 100

3 Начальный размер денежных средств в медикаментах ЛПУ, тыс. руб. М 150

4 Средняя стоимость проведения лечебно-профилактических мероприятий с одним пациентом по системе ОМС, тыс. руб. 5

5 Оплата коммунальных услуг за период, тыс. руб. К 20

Управляющие параметры

6 Доля расходов текущего периода в завершенном лечении, относительные единицы к 2,8 2,8

7 Доля денежных средств на счете ЛПУ, направляемая на заработную плату персонала, относительные единицы к 0,5 0,6

8 Отношение нематериальных затрат (труда врачей и медперсонала) в структуре себестоимости лечебнопрофилактического процесса к материальным затратам, относительные единицы 5 0,9 1,8

9 Доля дохода ЛПУ, используемая для закупки медицинских препаратов, относительные единицы Р 0,2 0,35

10 Доля запаса медицинских препаратов М, использованная в лечебном процессе, относительные единицы Я 0,25 0,9

Результаты комплексного прогноза в отношении развития деятельности лечебно-профилактического учреждения г. Таганрога, функционирующего изначально в статусе бюджетного учреждения (бюджетное ЛПУ) без использования возможности развития механизма его финансово-экономического обеспечения, и этого же лечебнопрофилактического учреждения, действующего в статусе автономной организации (автономное ЛПУ) с реализацией установленных экономических свобод, представлены на рис. 6.

------1—і—1-і—і—1-і—і—і—і—і—і—і—і—і—і—і—і—і—і—і—і—і—і—і—і—і—і—і—і—гг----------------------

—*—Баланс счета

бюджетного ЛПУ

Баланс счета автономного ЛПУ

Баланс материальнотехнических затрат ЛПУ

Баланс материальнотехнических затрат автономного ЛПУ

Баланс расходов текущего периода ЛПУ

Баланс расходов текущего периода автономного ЛПУ

300 -г

Рис. 6. Изменение параметров состояния ЛПУ в рамках рассматриваемых вариантов моделирования

Полученный результат наглядно демонстрирует один из возможных вариантов поиска оптимальной траектории развития бюджетных или автономных учреждений и выработки на этой основе рациональных управленческих решений в части определения наиболее эффективного направления использования финансовых ресурсов и оптимального сочетания их источников.

Применение аналитического инструментария поддержки управленческих решений бюджетных и автономных учреждений является необходимым условием развития механизмов финансово-экономического обеспечения бюджетного сектора, дополняющих существующие бюджетные инструменты. В совокупности их применение обеспечивает повышение качества и доступности услуг в рамках реализации государственного задания на фоне развития и расширения масштабов деятельности государственных и муниципальных учреждений.

В рамках поиска механизмов развития бюджетного сектора в условиях дифференциации финансовых возможностей территорий следует подчеркнуть, что рассмотренная форма интеграции материальных и финансовых ресурсов бюджетного и частного секторов экономики в процессе управления государственными (муниципальными) учреждениями является инструментом замещения расходных обязательств публично-правовых образований инвестиционными возможностями бизнеса. Успешная реализация предпринимательских инициатив (со стороны учреждения или частного инвестора) обеспечивает снижение нагрузки на бюджетные фонды и концентрацию высвободившихся ресурсов на решение приоритетных задач в других сферах государственного регулирования. Иными словами, происходит совершенствование региональной перераспределительной системы, которое находит отражение в создании дополнительных условий (предоставлении ресурсов) для комплексного социально-экономического развития территории.

ЛИТЕРАТУРА

«Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 02.11.2013). Доступно: справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

Лисин Н.В., РудникБ.Л. (2012). Реформа бюджетного сектора: проблемы, риски и перспективы // Вопросы государственного и муниципального управления, № 2.

Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (утв. Правительством РФ 31.01.2013). Доступно: справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях. Доступно на: http://www.bus.gov.ru.

«Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (разработан Минэкономразвития России). Доступно: справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

Постановление Правительства РФ от 02.09.2010 № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (ред. от 03.06.2013). Доступно: справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

Федеральный закон от 03.11.2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (ред. от 03.12.2012). Доступно: справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Доступно: справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. от 02.07.2013, с изм. от

02.11.2013). Доступно: справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

"Budget Code of the Russian Federation" of 31.07.1998 № 145-FZ (as amended on 02.11.2013). Available at: legal-reference system "Consultant". (In Russian.)

Lisin N.V., B.L. Rudnik. (2012). Reform of the public sector: challenges , risks and prospects // Questions of Public Administration , № 2. (In Russian.)

The main activities of the Government of the Russian Federation for the period until 2018 (approved by the Government of the Russian Federation 31.01.2013). Available at: legal-reference system «Consultant». (In Russian.)

The official website for posting information about the state (municipal) institutions. Available at: http://www.bus. gov.ru. (In Russian.)

"Prediction of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2030" (developed by Russian Ministry of Economic Development ). Available at: legal-reference system "Consultant". (In Russian.)

Government Decree of 02.09.2010 № 671 «On the formation of the state task for federal government agencies and financial enforce state assignment « (as amended on 03.06.2013). Available at: legal-reference system «Consultant». (In Russian.)

Federal Law of 03.11.2006 № 174-FZ «On autonomous institutions» (as amended on 03.12.2012 ). Available at: legal-reference system «Consultant». (In Russian.)

Federal Law of 08.05.2010 № 83 -FZ «On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation in connection with the improvement of the legal status of state (municipal) institutions.» Available at: legal-reference system «Consultant». (In Russian.)

Federal Law of 12.01.1996 № 7 -FZ» On noncommercial organizations» (as amended on 02.07.2013, as amended . From

02.11.2013). Available at: legal-reference system «Consultant». (In Russian.)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.