Научная статья на тему 'Механизмы психологических защит в связи с религиозностью личности'

Механизмы психологических защит в связи с религиозностью личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
787
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЛИЧНОСТИ / RELIGIOUS / MECHANISMS OF PSYCHOLOGICAL DEFENSE OF A PERSON

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Соколовская И. Э.

Выявлено, что спектр психологических защит существенно различается в зависимости от степени религиозности. Показано, что религиозность несет функцию дополнительной защиты и выполняет компенсаторную функцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS OF PSYCHOLOGICAL DEFENSE OF RELIGIOUS PEOPLE

The research has proved that the spectrum of methods of psychological defense considerably varies depending on the degree of religiosity of a person. The work shows that religiosity has a function of additional protection for a person and fulfills a compensatory function.

Текст научной работы на тему «Механизмы психологических защит в связи с религиозностью личности»

тику со стороны носителя авторитета), упражнения в реальной обстановке (например, сознательное принятие к сведению негативной реакции на свои поступки окружающих людей, уменьшение в себе «дурных настроений» с помощью новых когнитивных моделей или сознательная регистрация положительного реагирования окружающих людей), снижение негативного настроения на основе нового стиля мышления, фокусировка внимания на позитивных изменениях, в реакциях окружающих после переработки прежних способов поведения подкрепляют клиента в его готовности следовать новым способам поведения и мышления.

Переработка прошлого опыта социализации: если главной причиной делинквентного поведения является негативный опыт социализации, то психолог проводит с подростком работу, направленную на принятие им своего прошлого (например, в форме фиктивной переписки с обремененным негативным воспоминанием референтным лицом). При этом речь идет о том, что подросток не может по своему желанию изменить тех или иных близко стоящих к нему людей. Опыт клиента в качестве жертвы злоупотреблений или насильственных действий перерабатывается как травматический (например, с помощью методов рационально-эмотивного и когнитивного консультирования).

Тренинг социальных навыков. Сообщение знаний (на специальных занятиях) и пробные действия в процессе записываемых на видеокамеру ролевых игр призваны повысить способность клиента к вербализации проблемных ситуаций и нахождению правильных решений (в частности, умению выражать свои чувства и высказывать критику). Трудные бытовые ситуации, которые до сих пор заставляли клиента испытывать чувства стыда, страха или вызывали у него стрессовую реакцию, преодолеваются с помощью систематической десенсибилизации [9]; подростки должны убедиться в том, что другие могут относиться толерантно к их небезупречному поведению («Опозориться ещё не значит потерпеть катастрофу»). Во время таких пробных действий подросток убеждается на собственном опыте, что реакция на них окружения вполне сносна. Путем обучения более конструктивному социальному поведению снижается склонность компенсировать страх и чувство собственной неполноценности.

Повышение самооценки: на когнитивном уровне студенту-сироте важно осознать, что слабости и неудачи (связанные, в частности, с недостаточным умением путем переговоров улаживать конфликтные ситуации) вовсе не являются свидетельством малоценности или никчемности человека как личности в целом. Кроме того, ценность личности не может определяться другими людьми. Сообщение этих сведений клиенту важно, в частности, для того, чтобы избежать симп-

Библиографический список

томов стресса во время тренинга социальной компетентности, если не всё будет получаться хорошо. Успешность в овладении социальными навыками, естественно, повышает самоценность личности. Эффективными, особенно применительно к младшим подросткам, могут быть педагогические мероприятия, направленные на развитие эмоциональной сферы или поощрение к конструктивному времяпровождению (спорт, хореография, хор, музицирование, моделирование). Если игнорировать проблему в сфере самоценности, то, как показывает опыт, существует опасность сдвига симптоматики (например, в результате тренинга клиент «перестает» вести себя агрессивно, но у него появляется стремление принимать психоактивные средства).

Содействие развитию продуктивности и успешности. Эта мера способна повысить самоценность выпускников детских домов, совершившего проступок, и укрепить его позиции в обществе. Помимо повышения уровня информированности подростка следует работать над повышением его устойчивости к фрустрациям. На когнитивном уровне модифицируется иррациональное убеждение (в школах школьным психологом), готовность к обучению повышается путем положительного подкрепления («жетонное подкрепление»).

Улучшение самоконтроля. Содействие формированию социальных навыков активизирует развитие способности к самоконтролю, поскольку в распоряжении клиента оказывается выбор нескольких альтернатив при определении способов поведения. Кроме того, эффективно проведение специальных провокационных тестов, направленных на десенсеби-лизацию к критике.

Таким образом, когнитивно-поведенческое консультирование студентов-сирот должно быть теоретически и эмпирически обосновано, специализироваться на исправлении де-линквентного поведения, ориентироваться на личность подростка и совершаемые им поступки, а также развивать в нём конструктивный образ мыслей, обучать его навыкам социально приемлемого поведения и самоконтролю. Успешность когнитивно-поведенческого консультирования, по нашему мнению, тем выше и продолжительнее, чем активнее к его проведению привлекается ближайшее социальное окружение: классные руководители, воспитатели и наставники. Вместе с тем, следует отметить, что когнитивно-поведенческое консультирование достаточно проблематично при наличии нарушений интеллектуальной деятельности. Однако основное преимущество когнитивно-бихевиорального консультирования в работе с студентами-выпускниками детских домов заключается в возможности обучения их продуктивным поведенческим реакциям, а также развитии эффективных социальных навыков и способности к саморегулированию.

1. Глэддинг, С. Психологическое консультирование. - СПб., 2002.

2. Лайнен, М. Когнитивно-поведенческая терапия пограничного расстройства личности. - М., 2008.

3. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / под ред. Е.А. Стребелевой. - М., 1998.

4. Лаут, Г.В. Коррекция поведения детей и подростков. - М., 2005.

5. Величковский, Б.М. Современная когнитивная психология. - М., 1982.

Bibliography

1. Glehdding, S. Psikhologicheskoe konsuljtirovanie. - SPb., 2002.

2. Layjnen, M. Kognitivno-povedencheskaya terapiya pogranichnogo rasstroyjstva lichnosti. - M., 2008.

3. Deti-sirotih: konsuljtirovanie i diagnostika razvitiya / pod red. E.A. Strebelevoyj. - M., 1998.

4. Laut, G.V. Korrekciya povedeniya deteyj i podrostkov. - M., 2005.

5. Velichkovskiyj, B.M. Sovremennaya kognitivnaya psikhologiya. - M., 1982.

Статья поступила в редакцию 10.07.14

УДК 159+101

Sokolovskaya I.E. MECHANISMS OF PSYCHOLOGICAL DEFENSE OF RELIGIOUS PEOPLE. The research has proved that the spectrum of methods of psychological defense considerably varies depending on the degree of religiosity of a person. The work shows that religiosity has a function of additional protection for a person and fulfills a compensatory function.

Key words: religious, mechanisms of psychological defense of a person.

И.Э. Соколовская, канд. психол. наук, доц. НОУ ВПО «ПСТГУ», докторант каф. социальной педагогики и психологии МПГУ, г. Москва, E-mail: [email protected]

МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ В СВЯЗИ С РЕЛИГИОЗНОСТЬЮ ЛИЧНОСТИ

Выявлено, что спектр психологических защит существенно различается в зависимости от степени религиозности. Показано, что религиозность несет функцию дополнительной защиты и выполняет компенсаторную функцию.

Ключевые слова: религиозность, психологические защитные механизмы личности.

Защитные механизмы психики позволяют устранить психотравму за счет исключения ее из сознания. В настоящее время остается открытым вопрос о степени осознаваемости и контролируемости психологических защит личности, возможности изменения в течение жизни, в связи с приобретением жизненного опыта и зрелости человека. Психологические защиты могут выступать некоторой базой, основаниями для формирования стратегий совладания субъекта, а, следовательно, могут приобретать некоторую степень регуляции, подконтрольности, осознанности, целенаправленности с позиции осуществления адаптации.

Ранее нами было показано, что религиозное мышление и религиозное сознание влияют на уровень социально-психологической адаптации личности [1]. Религия, выполняя свое социальное предназначение, как бы раскрашивает обыденную повседневную жизнь, расставляет в ней смысловые акценты, придает рутине значимость, вызывает интенсивные переживания сопричастности [2].

Целью исследования было выявление спектра психологических защит у лиц с разной степенью религиозности. Выделены три экспериментальные группы, разделенные по критерию степени выраженности религиозности.

1 группа - истинно верующие (религиозный тип) - 124 чел.

2 группа - формально верующие (формально религиозный тип) - 272 чел.

3 группа - атеисты (нерелигиозный тип) - 152 чел.

Эти три группы испытуемых были обследованы при помощи опросника «Индекс жизненного стиля» (ИЖС) - «Life Stile Index» (LSI) Плутчика-Келлермана-Конте. Определялся уровень защит (примитивные и высшие формы) и вид психологической защиты. Восемь эгозащитных процессов соответствовали восьми отдельным шкалам, численные значения которых определялись как число положительных ответов на указанные ниже утверждения.

Было выделено 8 шкал: вытеснение (подавление), регрессия, замещение (смещение), отрицание, проекция, компенсация, реактивное образование (гиперкомпенсация) и рационализация (интеллектуализация). Эти 8 психологических защит соответствуют восьми основным эмоциям. По мнению авторов опросника, использование психологических защит -обязательный процесс, который включается неосознанно. Этот механизм, действующий по принципу отрицательной обратной связи, направлен на ослабление интенсивной эмоциональ-

нои реакции в целях поддержания социально адекватных отношений и сохранения своего «Я»-образа.

Ригидное использование определенной психологической защиты может приводить к искажению характера субъекта с формированием определенных устойчивых черт личности, которые могут нарушать социальную и психическую адаптацию.

Корреляционный анализ показателей религиозности с параметрами опросника Келлермана-Плутчика-Конте показал наличие достаточно высоких связей. Результаты эмпирического исследования представлены на рис. 1.

Полученные данные показывают наличие высокозначимой корреляционной зависимости между религиозным типом и параметром вытеснение (г=0,66 при р=0,01). На наш взгляд, это может свидетельствовать о склонности испытуемых к избеганию внутреннего конфликта путем активного выключения из осознания неприемлемого мотива или неприятной информации, т.е. интенсивная молитва и переключение на церковные обряды помогает вытеснить неприемлемую информацию или мотив.

Истинные, но неприятные мотивы вытесняются, потому что плохо осознаются и, скорее всего, вызывают состояние тревоги. Поэтому, они чаще всего заменяются приемлемыми с точки зрения социального окружения, и не вызывающими стыда и угрызений совести. Ложный мотив в этом случае может быть опасен тем, что позволяет прикрывать общественно приемлемой аргументацией личные эгоистические устремления. В то же время, вытесненный мотив, не находя разрешения в поведении, сохраняет, свои эмоциональные компоненты.

Высокозначимая связь зафиксирована между религиозным типом и параметром замещение (г=0,77 при р=0,001). Можно предположить, что респондентам свойственна замена действия, направленного на недоступный объект, действием с доступным объектом, то есть с Богом, что позволяет разряжать напряжение, созданное недоступной потребностью, и создает иллюзию возможного достижения желаемой цели. Так, например, человек вымещает свое раздражение, гнев, досаду, вызванные определенным реальным лицом, сетуя на несправедливость Бога и вымаливая поддержку. Возможно, имеется некий агрессивно окрашенный импульс, который ищет своего выхода и связан с определенным человеком или ситуацией в целом. Импульс, чаще всего, не может реализоваться, т.к. он плохо осознается или совсем не осознается. Поэто-

0,66 0,51 0,77

Рис. 1. Корреляционная плеяда. Выделенная переменная - «религиозный тип»

Рис. 2. Корреляционная плеяда. Выделенная переменная - «формально религиозный тип»

му, в определенный момент наступает «точка кипения», когда вся сила импульса вырывается наружу и не всегда её вектор направлен на источник раздражения. Возможно, что конструктивные действия в отношении психотравмирующей ситуации замещаются молитвами и просьбами, обращенными к Высшей сущности. Т.е. происходит замещение одного объекта другим, одной поведенческой активности на другую.

Слабая отрицательная связь обнаружена между религиозным типом и параметром отрицание (г= - 0,37 при р=0,01). Информация, которая тревожит испытуемых и может привести к конфликту, не отрицается, а напрямую делегируется к Богу, предоставляя возможность Ему решать возникшую проблему. Отсюда и высокозначимая связь с параметром проекция (г=0,61 при р=0,01). Внутренние изменения ошибочно воспринимаются как приходящие извне: «Бог послал», «Бог наказал». Отсюда и апелляция к Богу, а не тенденция разобраться с проблемой. Очевидно, что религиозный тип обладает слабой способностью дифференцировать свои внутренние состояния и нести за них ответственность, гораздо проще переложить ответственность на Бога.

Значимая связь зафиксирована между религиозным типом и параметром регрессия (г=0,51 при р=0,05). Можно предположить, что респондентам в ситуации, вызывающей тревогу и неопределенность свойственно возвращаться к более раннему возрасту с целью избежания конфликтов, переживаемых на более поздней стадии развития. Тревожность ослабляется здесь посредством ухода от реалистического мышления в поведение, которое в более ранние годы её (тревожность) уменьшало. Очевидно, что Бог при этом воспринимается как всепрощающий Отец, который всегда готов выслушать и помочь. Однако, уменьшая напряжение, жалоба, обращенная к Богу, часто оставляет неразрешенными источники тревожности. Ситуации, вызывающие тревогу, приводят к соскальзыванию на более низшую ступень развития, где когда-то та или иная эмоция не была отреагирована, и они из раза в раз «возвращаются в прошлое», пытаясь разрешить конфликт.

В группе формально религиозных типов также были выявлены значимые корреляционные связи между параметра-

ми опросника Келлермана-Плутчика-Конте. Полученные связи представлены на рис. 2.

Высокозначимая связь обнаружена между формально религиозным типом и параметром вытеснение (г=0,78 при р=0,01). Предположительно испытуемым свойственно бессознательно отвергать информацию, которая по каким-либо причинам является неприемлемой в данный момент. Можно сказать, что это касается и эмоциональной сферы, т.е. если возникающее чувство или эмоция не вписываются в мировосприятие и систему ценностей испытуемых, то они просто выключаются из сознания, вытесняясь в бессознательную сферу.

Также, высокозначимые связи зафиксированы между формально религиозным типом и параметрами проекция (г=0,67 при р=0,01) и регрессия (г=0,71 при р=0,05). Это может свидетельствовать о склонности испытуемых в ситуациях, порождающих тревогу, возвращаться на более раннюю ступень развития с целью избежания конфликтов, переживаемых на более поздних ступенях развития. Также, испытуемым свойственно приписывать собственные качества и эмоции другим людям, а Богу - свои проблемы, как способ избавиться от некоторых собственных ошибок и страхов.

Высокозначимая связь обнаружена между формально религиозным типом и параметром компенсация (г=0,58 при р=0,05). Исходя из интерпретации авторов методики, компенсация - это механизм, который Эго использует для защиты от тревоги, возникающей из-за чувства незащищенности, прилагая дополнительные усилия в зоне мнимой или действительной слабости. Например, некоторые великие люди представляют собой очень хорошие примеры механизма компенсации в действии. Мильтон, будучи слепым, писал замечательные произведения; Л. Бетховен создавал свои великие симфонии, борясь с прогрессирующей глухотой и т.д. У формально религиозного типа компенсация при помощи обращения к Богу и молитвы может служить способом ухода от реальности, своеобразным способом изменения своего сознания и погружения в зону комфорта. Проявления компенсации в виде религиозных ритуалов будут повсюду, где физические или психические, действительные или мнимые недостатки вызывают необходимость людей прилагать усилия, чтобы хоть как-то их

0,53 0,49 0,58

Рис. 3. Корреляционная плеяда 6. Выделенная переменная - «нерелигиозный тип»

восполнить. Кроме обращения к религии, это могут быть высокая практичность, пунктуальность, педантичность, обязательность, способность к планированию и другие качества, позволяющие респондентам быть адаптивными в социуме и отвлекающие от необходимости внутренней работы, направленной на действительное решение проблемы.

Значимая связь зафиксирована между формально религиозным типом и параметром рационализация (г=0,56 при р=0,05). Предположительно, респонденты склонны находить логически убедительные объяснения возникающим у них идеям и чувствам. Рационализация может быть основана на подражании, на действии «на всякий случай», «поставить Богу свечку, чтобы дело выгорело». Значимая связь с данным защитным механизмом еще раз показывает, что «формально религиозный тип» в своей религиозности недостаточно искренен.

Также, были выделены значимые корреляционные связи между группой респондентов нерелигиозного типа и параметрами опросника Келлермана-Плутчика-Конте. Полученные связи представлены на рис. 3.

Значимые связи выявлены между нерелигиозным типом и параметром реактивное образование (г=0,58 при р=0,05). Можно предположить, что испытуемым свойственно преобразование негативного аффекта в позитивный или наоборот. Например, трансформация ненависти в любовь, привязанности в презрение, враждебности в дружелюбие и др. Речь идет о том, что иногда бессознательное имеет такой сильный позыв выразить себя в определенном направлении, что сознательное может проконтролировать его (а Эго - избежать тревоги) только одним способом - сделав противоположное. На-

Библиографический список

пример, чтобы не упасть вперед, нужно откинуться назад. Поэтому, когда возникает глубокий, сильный бессознательный внутренний конфликт, мы можем сделать противоположное нашему первоначальному желанию, т.е. формируется «реакция» против побуждения. Активное отрицание религии может быть признаком скрытой религиозности, вспоминая К.Г. Юнга, который считал, что нерелигиозных типов вообще нет, просто некоторые своей религиозности не ос ознают.

Также, зафиксированы значимые связи с параметрами рационализация (г=0,53 при р=0,05) и компенсация (г=0,49 при р=0,05). Это может указывать на достаточно хорошие способности испытуемых к логическому объяснению своих мотивов и побуждений, а также на способность «маскировать» дефекты эмоциональной сферы, если они имеются, различными социально приемлемыми качествами, позволяющими быть адаптивными в социуме.

Спектр психологических защит в группе нерелигиозных типов наиболее зрелый, конструктивный и адаптивный. Это свидетельствует, что нерелигиозные испытуемые наиболее хорошо психически адаптированы и наименее подвержены стрессу.

Спектр психологических защит у религиозного типа существенно различается за счет преобладания неконструктивных, незрелых и неэффективных, с точки зрения психоаналитической психологии, механизмов. Недостаточное развитие защитных механизмов психики вызывает необходимость формирования дополнительной защиты - религиозности, которая выполняет в данном случае компенсаторную функцию, и, в конечном итоге, обеспечивает достаточную адаптивность в социуме.

1. Соколовская, И.Э. Религиозная идентичность в структуре личности и ее связь с процессами социально-психологической адаптации // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 5(42).

2. Гаврилов, О.Е. Религия как фактор социогенеза: экспликация значений базовой детерминанты // Мир науки, культуры, образования. -2014. - № 2(45).

Bibliography

1. Sokolovskaya, I.Eh. Religioznaya identichnostj v strukture lichnosti i ee svyazj s processami socialjno-psikhologicheskoyj adaptacii // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - № 5(42).

2. Gavrilov, O.E. Religiya kak faktor sociogeneza: ehksplikaciya znacheniyj bazovoyj determinantih // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2014. -№ 2(45).

Статья поступила в редакцию 18.05.14

УДК 37.015.3

Pogadaeva E.V. EXPERIMENTAL STUDY OF INTERACTION OF EMOTIONAL INTELLIGENCE AND SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF EMPLOYEES OF FEDERAL SERVICE OF EXECUTION OF PUNISHMENT.

This article discusses the relationship between emotional intelligence employees of Federal service of execution of punishment to the severity of characteristic indicators of socio-psychological adaptation, the impact of the specificity of the service employees on this relationship. The influence of the training, aimed at development of emotional intelligence officers, on the level of socio-psychological adaptation

Key words: socio-psychological competence, the penitentiary system, individual-psychological characteristics, psycholog ical-pedagog ical prog ram.

Е.В. Погадаева, психолог психологической лаборатории ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Новосибирской области, старший лейтенант внутренней службы, магистрант Новосибирского гос. педагогического университета, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СОТРУДНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ

В данной статье рассматривается взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта сотрудников федеральной службы исполнения наказания на выраженность характерологических показателей социально-психологической адаптации, влияние специфики службы сотрудников на данную взаимосвязь. Изучено влияние тренинга, направленного на развитие эмоционального интеллекта сотрудников, на уровень социально-психологической адаптации

Ключевые слова: социально-психологическая компетентность, пенитенциарная система, индивидуально-психологические особенности, психолого-педагогическая программа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.