Научная статья на тему 'Экспериментальное исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации сотрудников федеральной службы исполнения наказания'

Экспериментальное исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации сотрудников федеральной службы исполнения наказания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
561
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА / SOCIO-PSYCHOLOGICAL COMPETENCE / PENITENTIARY SYSTEM / INDIVIDUAL-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS / PSYCHOLOGICAL-PEDAGOG ICAL PROG RAM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Погадаева Е. В.

В данной статье рассматривается взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта сотрудников федеральной службы исполнения наказания на выраженность характерологических показателей социально-психологической адаптации, влияние специфики службы сотрудников на данную взаимосвязь. Изучено влияние тренинга, направленного на развитие эмоционального интеллекта сотрудников, на уровень социально-психологической адаптации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL STUDY OF INTERACTION OF EMOTIONAL INTELLIGENCE AND SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF EMPLOYEES OF FEDERAL SERVICE OF EXECUTION OF PUNISHMENT

This article discusses the relationship between emotional intelligence employees of Federal service of execution of punishment to the severity of characteristic indicators of socio-psychological adaptation, the impact of the specificity of the service employees on this relationship. The influence of the training, aimed at development of emotional intelligence officers, on the level of socio-psychological adaptation

Текст научной работы на тему «Экспериментальное исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации сотрудников федеральной службы исполнения наказания»

восполнить. Кроме обращения к религии, это могут быть высокая практичность, пунктуальность, педантичность, обязательность, способность к планированию и другие качества, позволяющие респондентам быть адаптивными в социуме и отвлекающие от необходимости внутренней работы, направленной на действительное решение проблемы.

Значимая связь зафиксирована между формально религиозным типом и параметром рационализация (г=0,56 при р=0,05). Предположительно, респонденты склонны находить логически убедительные объяснения возникающим у них идеям и чувствам. Рационализация может быть основана на подражании, на действии «на всякий случай», «поставить Богу свечку, чтобы дело выгорело». Значимая связь с данным защитным механизмом еще раз показывает, что «формально религиозный тип» в своей религиозности недостаточно искренен.

Также, были выделены значимые корреляционные связи между группой респондентов нерелигиозного типа и параметрами опросника Келлермана-Плутчика-Конте. Полученные связи представлены на рис. 3.

Значимые связи выявлены между нерелигиозным типом и параметром реактивное образование (г=0,58 при р=0,05). Можно предположить, что испытуемым свойственно преобразование негативного аффекта в позитивный или наоборот. Например, трансформация ненависти в любовь, привязанности в презрение, враждебности в дружелюбие и др. Речь идет о том, что иногда бессознательное имеет такой сильный позыв выразить себя в определенном направлении, что сознательное может проконтролировать его (а Эго - избежать тревоги) только одним способом - сделав противоположное. На-

Библиографический список

пример, чтобы не упасть вперед, нужно откинуться назад. Поэтому, когда возникает глубокий, сильный бессознательный внутренний конфликт, мы можем сделать противоположное нашему первоначальному желанию, т.е. формируется «реакция» против побуждения. Активное отрицание религии может быть признаком скрытой религиозности, вспоминая К.Г. Юнга, который считал, что нерелигиозных типов вообще нет, просто некоторые своей религиозности не ос ознают.

Также, зафиксированы значимые связи с параметрами рационализация (г=0,53 при р=0,05) и компенсация (г=0,49 при р=0,05). Это может указывать на достаточно хорошие способности испытуемых к логическому объяснению своих мотивов и побуждений, а также на способность «маскировать» дефекты эмоциональной сферы, если они имеются, различными социально приемлемыми качествами, позволяющими быть адаптивными в социуме.

Спектр психологических защит в группе нерелигиозных типов наиболее зрелый, конструктивный и адаптивный. Это свидетельствует, что нерелигиозные испытуемые наиболее хорошо психически адаптированы и наименее подвержены стрессу.

Спектр психологических защит у религиозного типа существенно различается за счет преобладания неконструктивных, незрелых и неэффективных, с точки зрения психоаналитической психологии, механизмов. Недостаточное развитие защитных механизмов психики вызывает необходимость формирования дополнительной защиты - религиозности, которая выполняет в данном случае компенсаторную функцию, и, в конечном итоге, обеспечивает достаточную адаптивность в социуме.

1. Соколовская, И.Э. Религиозная идентичность в структуре личности и ее связь с процессами социально-психологической адаптации // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 5(42).

2. Гаврилов, О.Е. Религия как фактор социогенеза: экспликация значений базовой детерминанты // Мир науки, культуры, образования. -2014. - № 2(45).

Bibliography

1. Sokolovskaya, I.Eh. Religioznaya identichnostj v strukture lichnosti i ee svyazj s processami socialjno-psikhologicheskoyj adaptacii // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - № 5(42).

2. Gavrilov, O.E. Religiya kak faktor sociogeneza: ehksplikaciya znacheniyj bazovoyj determinantih // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2014. -№ 2(45).

Статья поступила в редакцию 18.05.14

УДК 37.015.3

Pogadaeva E.V. EXPERIMENTAL STUDY OF INTERACTION OF EMOTIONAL INTELLIGENCE AND SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF EMPLOYEES OF FEDERAL SERVICE OF EXECUTION OF PUNISHMENT.

This article discusses the relationship between emotional intelligence employees of Federal service of execution of punishment to the severity of characteristic indicators of socio-psychological adaptation, the impact of the specificity of the service employees on this relationship. The influence of the training, aimed at development of emotional intelligence officers, on the level of socio-psychological adaptation

Key words: socio-psychological competence, the penitentiary system, individual-psychological characteristics, psycholog ical-pedagog ical prog ram.

Е.В. Погадаева, психолог психологической лаборатории ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Новосибирской области, старший лейтенант внутренней службы, магистрант Новосибирского гос. педагогического университета, г. Новосибирск, E-mail: Pogadaeva74@mail.ru

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СОТРУДНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ

В данной статье рассматривается взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта сотрудников федеральной службы исполнения наказания на выраженность характерологических показателей социально-психологической адаптации, влияние специфики службы сотрудников на данную взаимосвязь. Изучено влияние тренинга, направленного на развитие эмоционального интеллекта сотрудников, на уровень социально-психологической адаптации

Ключевые слова: социально-психологическая компетентность, пенитенциарная система, индивидуально-психологические особенности, психолого-педагогическая программа.

В условиях реформирования федеральной службы исполнения наказания (далее ФСИН) значительно возросла потребность в профессионально подготовленных кадрах и обеспечении задач по исполнению уголовных наказаний. За последние годы отмечается высокая текучесть кадров, снижение уровня профессиональной подготовки среди сотрудников и атмосфера напряженности в коллективах ФСИН. В связи с постоянным обновлением состава сотрудников ФСИН, стало необходимостью опытным сотрудникам приспосабливаться к новым требованиям, большое значение приобретают адаптационные способности личности [1].

Анализ работ, посвященных социально-психологической адаптации сотрудников ФСИН, показал, что на протекание и результат социально-психологической адаптации сотрудников уголовно-исполнительной системы оказывают влияние внутренние факторы, которые определяются личностными особенностями сотрудника, позволяющие быстро и эффективно осуществлять служебную деятельность; внешние производственные факторы, которые определяются спецификой службы (необходимостью взаимодействовать с асоциальными людьми, осуществлять деятельность в неблагоприятных социально-гигиенических условиях, повышенные требования и контроль над деятельностью и т.д.); внешними непроизводственными факторами - система отбора и проведение стажировки молодых сотрудников. А также особенности профессиональной деятельности - ее эффективность, дисциплина, возможность личностного и профессионального роста, социальная активность [2].

Несмотря на интерес к данной проблеме, в настоящее время недостаточно изучена взаимосвязь эффективной социально-психологической адаптации сотрудников ФСИН с их внутренними особенностями. В частности, с эмоциональным интеллектом, который способствует успешному взаимодействию и коммуникации за счет умения понимать, контролировать и управлять своими и чужими эмоциями.

В связи с этим, возникает необходимость выявление экспериментальным путем взаимосвязи эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации сотрудников ФСИН.

В эксперименте приняли участие 250 сотрудников в возрасте от 20 до 47 лет, имеющие стаж службы в УИС от 1 года до 25 лет, проходящих службу в отделах безопасности (120 человек) и охраны (130 человек).

Для исследования также были привлечены эксперты. В состав экспертной группы были включены наиболее 8 квалифицированных работников-практиков: начальники отделов, заместители начальников учреждения, курирующие направление деятельности респондента и психологи учреждения.

На первом этапе эксперимента сотрудники были исследованы по методике «Уровень эмоционального интеллекта». На основание полученных результатов исследования сотрудники были поделены на две условные экспериментальные группы. В первую экспериментальную группу (далее ЭГ-1) вошли 60 сотрудников (24% от общей выборки) с высоким уровнем эмоционального интеллекта (8-10 стенов по шкале «Общий эмоциональный интеллект), во вторую (далее ЭГ-2) 41 сотрудник (16% от общей выборки) с низким уровнем (1-3 стенов).

Далее нами были проанализированы результаты диагностики по методике «Диагностика «помех» в установлении эмоциональных контактов (В.В. Бойко)» и проведен сравнительный анализ результатов исследования по двум выделенным группам.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что сотрудники с низким эмоциональным интеллектом статистически чаще испытывают затруднения в установки эмоциональных контактов (р< 0,05), трудности в управлении эмоциями (р< 0,01), для них более характерны доминирование негативных эмоций (р< 0,05). Неумение строить эмоционально близкие контакты, низкая способность к эмоциональной регуляции, часто проявление негативных эмоций снижает способность сотрудников 2 экспериментальной группы взаимодействовать с людьми, как на личностном, так и на профессиональном уровне. Это, соответственно, негативно влияет на социально-психологическую адаптацию данных сотрудников.

Сравнительный анализ интегральных показателей по методике «Диагностика социально-психологической адаптации (К. Роджерс и Р. Даймонд )» свидетельствует о том, что у сотрудников с высоким уровнем эмоционального интеллек-

та статистически выше уровень принятия себя (р< 0,05) и других (р< 0,01).

Далее нами были проанализированы результаты анкетирования экспертов. Было выявлено, что сотрудники, имеющие высокий уровень эмоционального интеллекта, имеют более высокий социальный статус: чаше выступают в роли неформальных лидеров, пользуется уважением коллег (р< 0,05); у них более развиты коммуникативные навыки: умеют логично, доказательно и понятно излагать свои мысли, предотвращать и погашать конфликты, проявлять гибкость в общении (р< 0,01). Они более эмоционально устойчивы: способны регулировать свои эмоции, не снижать эффективность деятельности при большой эмоциональной нагрузки (р< 0,05).

С целью изучение влияния специфики служебной деятельности сотрудников ФСИН на взаимосвязь эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации нами был проведен сравнительный анализ результатов исследования у сотрудников отдела безопасности и отдела охраны.

На данном этапе исследования нами использовался корреляционный анализ Спирмена г5, отдельно для сотрудников отдела охраны и сотрудников отдела безопасности.

В экспериментальной группе сотрудников отдела охраны на основании данных матрицы интеркорреляций и корреляционной плеяды 1 было зафиксировано, что параметр «личностный эмоциональный интеллект» образует 5 связей, из них четыре прямых и одна обратная.

Согласно проведенному анализу повышение уровня личностного эмоционального интеллекта у сотрудников отдела охраны приводит к снижению результатов по шкале «Неспособность управлять эмоциями» (Диагностика «помех» в установлении эмоциональных контактов (В.В. Бойко)). Отсюда следует, что знание и понимание собственных эмоций способствует повышению способности по их контролю (р< 0,01).

Шкала «Личностный эмоциональный интеллект» имеет среднюю положительную корреляционную связь с такими шкалами методики «Диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс и Р. Даймонд)» как «Самопринятие» (р< 0,05) и «Эмоциональный контроль» (р< 0,05). Всесторонние знание своих особенностей, черт характера, позволяет понять взаимосвязь различных черт характера, воспринимать свои недостатки как черты личности, неизбежно вытекающие из положительных черт, и конечно это приводит к положительному эмоционально-ценностному отношению к себе, адекватной самооценке, самопониманию, самоуважению и принятию себя и своего внутреннего мира.

Результаты по шкале «Эмоциональный контроль» подтверждают ранее полученные результаты о взаимосвязи личностного эмоционального интеллекта и способности управлять эмоциями. Таким образом, способность человека осознать возникновение негативных импульсов и эмоциональных состояний на ранней стадии их проявления, позволяет своевременно управлять ими, не допуская их эскалации. Повышение уровня личностного эмоционального интеллекта будет способствовать развитию способности к преодолению состояния сильного эмоционального возбуждения при выполнении служебной деятельности.

Анализ взаимосвязи результатов полученных по шкале «Личностный эмоциональный интеллект» и результатами анкетирование экспертов, показал, что изучаемый параметр эмоционального интеллекта связан с такими объективными показателями социально-психологической адаптации как эффективность деятельности (р< 0,05) и эмоциональная устойчивость (р< 0,05).

Следовательно, способность осознавать свои чувства оказывает положительное влияние на способность сотрудников отдела охраны эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность.

Далее нами анализировались корреляционные связи по данной переменной у сотрудников отдела безопасности.

Анализ результатов исследования свидетельствует о том, что у сотрудников отдела безопасности, также как и у сотрудников отдела охраны, личностный эмоциональный интеллект связан со шкалой «Самопринятие» (Диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс и Р. Даймонд) р< 0,05), со шкалой «Неспособность управлять эмоциями» (диагностика «помех» в установлении эмоциональных контактов (В.В. Бойко), р< 0,05) и шкала «Эмоциональная устойчивость» (анкетирование экспертов, р< 0,05). Однако, были выявлены и другие корреляционные связи.

У данной категории исследуемых личностный эмоциональный интеллект имеет отрицательную среднюю связь с параметром «Неадекватность проявления эмоций» (диагностика «помех» в установлении эмоциональных контактов В.В. Бойко, р< 0,05). Личностный эмоциональный интеллект позволяет проявлять эмоции в соответствии с переживаемыми на данный момент чувствами и адекватно внешними обстоятельствами.

У сотрудников отдела охраны личностный эмоциональный интеллект также связан со шкалой «Интернальность» (диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс и Р. Даймонд), р< 0,05). Следовательно, личностный эмоциональный интеллект связан с внутреннем локусом контроля: способностью брать на себя ответственность за свою жизнь, достижения и недостатки. Знание своих особенностей, сильных и слабых сторон, позволяет более адекватно воспринимать взаимосвязь между результатами деятельности и внутренними факторами (приложенными усилиями, степенью развитости способностей, наличием или отсутствием необходимых знаний, умений и навыков и т.п.).

Также была установлена взаимосвязь рассматриваемого критерия со способностью самостоятельно принимать решения и действовать (анкетирование, р< 0,05).

Далее нами анализировались результаты корреляционного анализа по переменной «Коммуникативный эмоциональный интеллект».

В экспериментальной группе сотрудников отдела охраны на основании данных матрицы интеркорреляций и корреляционной плеяды было зафиксировано, что параметр «Коммуникативный эмоциональный интеллект» образует положительную связь с параметрами «Принятие других» (диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс и Р. Дай-монд), р< 0,05) и «Коммуникативные навыки» (анкетирование, р< 0,01). Следовательно, способность чувствовать, понимать и принимать во внимание чувства и мысли других, способствует развитию способностей к бесоценочному восприятию других людей, устанавливать и поддерживать обоюдно удовлетворяющие взаимоотношения, проявлять чуткость по отношению к другим, принимать в собственном сознании роль другого человека.

У сотрудников отдела безопасности, как и у сотрудников отдела охраны, параметр «Коммуникативный эмоциональный интеллект» связан с параметрами «Принятие других» (диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс и Р. Даймонд), р< 0,05) и «Коммуникативные навыки» (р< 0,01).

Однако, была выявлена и специфическая корреляционная связь. «Коммуникативный эмоциональный интеллект» является значимой характеристикой профессиональной компетентности сотрудников отдела безопасности и способствует социально-психологической адаптации к профессиональной деятельности. Это подтверждается наличием статистически значимой связи между параметрами «Коммуникативный эмоциональный интеллект» и «Эффективность деятельности» (анкетирование, р< 0,05).

Также в ходе исследования нами изучалась возможность повышения уровня социально-психологической адаптации под воздействием тренинга, направленного на повышение эмоционального интеллекта. С этой целью нами был проведен формирующий эксперимент по реализации тренинга «Эмоциональный интеллект».

После реализации тренинга была проведена повторная диагностика и сравнительный анализ результатов исследования до и после тренинга.

Анализ результатов исследование показал, что благодаря проведенной программе повысился эмоциональный интеллект как по отдельным показателям: личностный (р< 0,05) и коммуникативный ( р< 0,05), так и по общей шкале (р< 0,05).

Следовательно, благодаря проведенной работе сотрудники стали лучше осознавать эмоции, понимать и управлять ими, как у себя, так и у других людей.

Далее нами анализировались результаты данных экспериментальной группы по методике «Диагностика «помех» в установлении эмоциональных контактов (В.В. Бойко)». Результаты повторной диагностики свидетельствуют, о том, что у сотрудников экспериментальной группы эмоции стали оказывать меньше негативного влияния на установление контактов (р< 0,05). Произошло статистически значимое снижение

нагрузки на шкалы «Неумение управлять эмоциями, дозировать их» (р< 0,05) и «Неадекватность проявления эмоций» (р< 0,01).

Следовательно, благодаря реализации тренинга по формированию эмоционального интеллекта у сотрудников экспериментальной группы повысились такие показатели социально-психологической адаптации как, стабильность эмоциональной сферы и способность устанавливать контакты.

Анализ результатов по методике «Диагностика социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда» показал, что произошли статистически значимые изменения по интеграционным шкалам «Адаптация» (р< 0,05), «Самопринятие» (р< 0,05), «Принятие других» (р< 0,05) и «Эмоциональный комфорт» (р< 0,05).

Таким образом, тренинг «Эмоциональный интеллект» способствовал развитию адаптационных способностей, готовности воспринимать и принимать личность целиком, повысился уровень эмоционального комфорта в процессе социального взаимодействия.

Далее анализировались результаты экспертной оценки социально-психологической адаптации сотрудников экспериментальной группы.

Анализ показал, что статистически значимая динамика произошла по ряду показателей: «эффективность деятельности» (р< 0,05), «коммуникативные навыки» (р< 0,05), «эмоциональная устойчивость» (р< 0,05).

Таким образом, после реализации тренинга «Эмоциональный интеллект» повысился уровень некоторых объективных показателей социально-психологической адаптации. Благодаря приобретенным в ходе тренинга знаниям, навыкам повысилась эффективность профессиональной деятельности за счет умение устанавливать контакты, поддерживать разговор, договариваться и настаивать на своих законных правах, а также благодаря повышению способности контролировать свои эмоции и проявлять их адекватно ситуации.

Сравнительный анализ результатов диагностики до и после тренинга у контрольной группы по методикам «Диагностика «помех» в установлении эмоциональных контактов (В.В. Бойко)» и «Диагностика социально-психологической адаптации (К. Роджерс и Р. Даймонд)», а также анкетирования экспертов значимых изменений не выявил. Следовательно, произошедшие в экспериментальной группе изменения уровня ряда показателей социально-психологической адаптации произошли под воздействием проведенного тренинга «Эмоциональный интеллект».

Таким образом, проведенное экспериментальное исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации сотрудников ФСИН позволяет сделать следующие выводы:

1 . Уровень эмоционального интеллекта сотрудников ФСИН влияет на выраженность характерологических показателей социально-психологической адаптации, как на объективном, так и на субъективном уровне. Что еще раз подтверждает мнения И.Н Сафроновой, Е.П. Кретовой, Д.Н. Кириленко о наличии взаимосвязи между изучаемыми феноменами [2; 3; 4].

2. Существуют взаимосвязи между критериями эмоционального интеллекта и показателями социально-психологической адаптации сотрудников ФСИН, которые являются специфическими для сотрудников отдела безопасности и для сотрудников отдела охраны, а также существуют взаимосвязи, на которые специфика служебной деятельности не оказывает влияние. Данные положения ранее не исследовалось учеными и выступает в качестве новизны нашего исследования.

3. Под воздействием тренинга, направленного на формирование эмоционального интеллекта, происходит повышение уровня не только данного вида интеллекта, но и таких показателей социально-психологической адаптации, как эмоциональная устойчивость, адаптивные способности, самопринятие; принятие других; коммуникативные навыки и эффективность деятельности. Полученные результаты дополняют исследования О.Н. Степановой, в котором было доказано, что внешнее целенаправленное воздействие на социально-психологическую адаптацию способствует повышению уровня эмоционального интеллекта [5].

Результаты, полученные в ходе теоретико-эмпирического исследования, могут быть включены в лекционные курсы по трудовой психологии, а также при подготовке научно-мето-

дических материалов и разработке индивидуальных и груп- хологической адаптации и эмоционального интеллекта, а так-повых программ, способствующих развитию социально-пси- же в работе практических пенитенциарных психологов.

Библиографический список

1. Профессионально важные качества личности сотрудника уголовно-исполнительной системы: монография / под общ. ред. О.Н. Ра-китской. - Вологда, 2012.

2. Сафронова, И.Н. Адаптация сотрудников пенитенциарной системы к профессиональной деятельности в экстремальных условиях: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Томск, 2002.

3. Кретова, Е.П. Эмоциональный интеллект как фактор эффективной деятельности // Стратегии социализации молодежи в глобальном мире: сб. науч. трудов / под ред. проф. В.Н. Белова. - Саратов, 2011.

4. Кириленко, Д.Н. Особенности эмоциональной устойчивости молодых сотрудников ОВД // Личность курсанта: психологические особенности бытия: материалы Междунар. научно-практич. конф. / отв. ред. С.Д. Некрасов. - Краснодар, 2012.

5. Степанова, О.Н. Психологические средства профессиональной адаптации сотрудников уголовно-исполнительной системы // Вестник Владимирского государственного университета. - 2011. - № 30.

Bibliography

1. Professionaljno vazhnihe kachestva lichnosti sotrudnika ugolovno-ispolniteljnoyj sistemih: monografiya / pod obth. red. O.N. Rakitskoyj. -Vologda, 2012.

2. Safronova, I.N. Adaptaciya sotrudnikov penitenciarnoyj sistemih k professionaljnoyj deyateljnosti v ehkstremaljnihkh usloviyakh: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. - Tomsk, 2002.

3. Kretova, E.P. Ehmocionaljnihyj intellekt kak faktor ehffektivnoyj deyateljnosti // Strategii socializacii molodezhi v globaljnom mire: sb. nauch. trudov / pod red. prof. V.N. Belova. - Saratov, 2011.

4. Kirilenko, D.N. Osobennosti ehmocionaljnoyj ustoyjchivosti molodihkh sotrudnikov OVD // Lichnostj kursanta: psikhologicheskie osobennosti bihtiya: materialih Mezhdunar. nauchno-praktich. konf. / otv. red. S.D. Nekrasov. - Krasnodar, 2012.

5. Stepanova, O.N. Psikhologicheskie sredstva professionaljnoyj adaptacii sotrudnikov ugolovno-ispolniteljnoyj sistemih // Vestnik Vladimirskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2011. - № 30.

Статья поступила в редакцию 18.07.14

УДК 159.923 + 616.8(075)

M.G. Chukhrova, G.N.Pilipenko, A.N.Savushkin, V.P. Shevchenko. NOCICEPTIVE STIMULI IN THE PSYCHOTHERAPY OF ADDICTION STATES. Proposes the use of certain types of body-oriented psychotherapy practices with elements of painful stimulation to correct secondary affective and sensory disorders in patients with alcohol and opioid addicts. Overcoming pain is regarded as personal experience and personal growth factor. Application of the method helps to reduce the intensity of alcohol or drug dominant.

Key words: pain, nociceptive stimulation, body-oriented psychotherapy, addiction, alcoholism, drug addiction.

М.Г. Чухрова, д-р мед .наук, проф. ФГБОУ ВПО «Новосибирский гос. педагогический университет», г. Новосибирск, Е-mail: mba3@sibmail.ru; Г.Н. Пилипенко, психолог-гипнолог, г. Новосибирск, Е-mail: pgerman@ngs.ru; А.Н. Савушкин, психолог, мануальный терапевт, г. Новосибирск, Е-mail: savannik@gmail.com; В.П. Шевченко, д-р мед. наук, проф., ФГБУ ННИИТО МЗ РФ, г. Новосибирск, Е-mail: VShevchenko@niito.ru

НОЦИЦЕПТИВНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ В ПСИХОТЕРАПИИ ЗАВИСИМЫХ СОСТОЯНИЙ

Предлагается применение некоторых видов телесно-ориентированных психотерапевтических практик с элементами болевой стимуляции с целью коррекции вторичных аффективных и сенсорных расстройств у больных алкоголизмом и опиодных наркоманов. Преодоление боли рассматривается как личностное переживание и фактор личностного роста. Применение метода способствует уменьшению напряженности алкогольной или наркотической доминанты.

Ключевые слова: боль, ноцицептивная стимуляция, телесно-ориентированная психотерапия, аддик-ции, алкоголизм, наркомания.

Алкоголизм, наркомании и другие аддиктивные (зависимые) состояния являются в настоящее время малокурабель-ными заболеваниями, что во многом определяется механизмами анозогнозии, вытеснения, недостаточным осознавани-ем пациентом своего состояния. Современная действительность такова, что онтогенез человека в большинстве случаев протекает в комфортных условиях, в отсутствии требований к необходимости физического выживания, что затрудняет понимание цели, смысла и предназначения жизни. Такая среда формирует гедонистические стремления, направленные на получение удовольствия любой ценой, «здесь и сейчас», не задумываясь, не контролируя свое поведение, не прогнозируя последствия. Впервые на несформированность или де-фицитарность механизмов и средств внутреннего контроля при различного вида девиациях указал А.Ш. Тхостов и соавт. (2001) [1]. Антиципационная несостоятельность алкоголиков и наркоманов описана В.Д. Менделевичем [2]. По мнению Ю.Р. Вагина, такое поведение является проявлением авиталь-ной активности - биологической и поведенческой активности, направленной непосредственно против жизни [3].

Нейробиологическим субстратом алкоголизма является снижение выработки эндогенного этанола, что опосредованно связано с эндорфиновыми механизмами, а при опиоидной наркомании эндорфиновые механизмы повреждаются непосредственно: выявляется снижение выработки церебральных моноаминов и эндорфинов, что сопровождается уменьшением чувствительности эндорфиновых рецепторов. Клинически это выражается в дисфункции сенсорных и аффективных процессов, нарушении адекватного восприятия своего тела, изменении болевой чувствительности. Так, поверхностная кожная чувствительность при алкоголизме и опийной наркомании является сниженной [4], напротив, глубокая проприоцептивная чувствительность резко повышается, преимущественно в период воздержания от наркотика. Наблюдается дисбаланс болевой чувствительности. Наркоману «неуютно в своем теле», оно доставляет массу неприятных ощущений, на ликвидацию которых и направлена наркотизация. При алкоголизме этот комплекс ощущений сопровождается также глобальным чувством вины, никчемности, депрессии, тревоги и т.п., ярко продемонстрированном в выражении «жизнь пропащая».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.