Научная статья на тему 'Религиозность и ответственность личности: поиск эмпирических взаимосвязей'

Религиозность и ответственность личности: поиск эмпирических взаимосвязей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
505
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНОСТЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ / СТУДЕНТЫ / RELIGIOUSNESS / RESPONSIBILITY / EXISTENTIALISM / STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гроголева Ольга Юрьева

В статье представлен анализ взаимосвязи структуры религиозности и ответственности студентов вуза. Основными задачами исследования являлось сравнение структуры ответственности у студентов с низким и высоким уровнями религиозности, а также поиск взаимосвязей между компонентами религиозности и ответственности. В ходе проведенного исследования было установлено, что по таким параметрам ответственности, как «Отношение к трудностям», «Отношение к обещаниям», «Отношение к последствиям своих поступков», «Эмоциональное отношение к ответственным делам», показатели студентов с высоким уровнем религиозности превышают показатели студентов с низким уровнем религиозности. Обнаружено также, что такие компоненты религиозности, как наличие религиозного самосознания, склонность к идеалистической философии, тенденция к поиску поддержки и утешения в религии и тенденция верить в творца положительно взаимосвязаны с параметрами ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гроголева Ольга Юрьева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religiousness and personal responsibility: search for empirical interrelations

Interrelation of the structure of students' religiousness and responsibility are of special interest and are retraced in the work. The main tasks of research are comparison of the structure of student's responsibility with high and low levels of religiousness as well as the search of interrelation between the components of religiousness and responsibility. It is stated that such parameters of responsibility as «Attitude to obstacles», «Attitude to promises», «Attitude to consequences of one's actions», «Emotional attitude to deeds» are higher for the student's with deep respect to religion than those who are not believers. The fact that such component as «Presence of religion self-consciousness», 'Inclination to idealist philosophy», «Tendency to seek support and consolation in religion», «Tendency to believe in God» are positively connected with parameters of responsibility.

Текст научной работы на тему «Религиозность и ответственность личности: поиск эмпирических взаимосвязей»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012

УДК 159.923.32

О. Ю. ГРОГОЛЕВА

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

РЕЛИГИОЗНОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ: ПОИСК ЭМПИРИЧЕСКИХ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ

В статье представлен анализ взаимосвязи структуры религиозности и ответственности студентов вуза. Основными задачами исследования являлось сравнение структуры ответственности у студентов с низким и высоким уровнями религиозности, а также поиск взаимосвязей между компонентами религиозности и ответственности. В ходе проведенного исследования было установлено, что по таким параметрам ответственности, как «Отношение к трудностям», «Отношение к обещаниям», «Отношение к последствиям своих поступков», «Эмоциональное отношение к ответственным делам», показатели студентов с высоким уровнем религиозности превышают показатели студентов с низким уровнем религиозности. Обнаружено также, что такие компоненты религиозности, как наличие религиозного самосознания, склонность к идеалистической философии, тенденция к поиску поддержки и утешения в религии и тенденция верить в творца положительно взаимосвязаны с параметрами ответственности.

Ключевые слова: религиозность, ответственность, экзистенциализм, студенты.

Теоретические размышления относительно связи ответственности, свободы и религиозности личности существовали в классической дискуссии между различными направлениями экзистенциализма. Краеугольным камнем в этом споре философов является роль божественного начала, веры в Бога и её влиянии на понимание смысла жизни и реализацию ответственности личностью. В атеистическом экзистенциализме Ж.-П. Сартра человек есть лишь то, что он сам из себя делает, а следовательно, только он ответствен за себя и других людей. При этом философия Ж.-П. Сартра исходит из положения, что Бога нет, а поэтому человеку все позволено [1]. Контрастную точку зрения мы наблюдаем у религиозных экзистенциалистов, согласно которым свободу можно обрести только лишь в Боге. В частности, в работах К. Ясперса озвучивается идея о том, что выбор человека происходит перед лицом Бога, и, чтобы он состоялся, нужно обратиться либо к общедоступной религиозной, либо к более сложной по форме философской вере. В отличие от позиции Ж.-П. Сартра, К. Ясперс подчеркивает роль ограничений в рождении самости. Именно благодаря ограничениям личность, по мнению К. Ясперса, существует, а не находится в забвении [1]. Тема этой дискуссии созвучна современной ситуации, сложившейся в российском обществе, в период возврата к религиозным ценностям при одновременном примате ценности гедонизма и автономности, пришедших из западной культуры. В наше время размывания ценностей, потери ориентиров, в воспитании ответственности в том числе, актуальным становится вопрос о том, как связаны религиозность и структура ответственности личности. Ответ на этот вопрос открывает новые пути в рассмотрении механизмов формирования ответственности личности. Кроме того, до сих пор в отечественной и зарубежной литературе не отслеживалась эмпирическая связь религиозности и ответственности личности, в то время как и тот, и другой конструкт связан с ее морально-этической сферой.

На единство и первичность рассматриваемых в статье явлений, как «экзистенциалов человеческого существования», указывает в своих работах В. Франкл, отмечая, что «ответственность принадлежит к несводимым и невыводимым феноменам человека... подобно духовности и свободе» [2, с. 38, с. 57]. Потребность в конкретизации теоретических размышлений относительно связи данных феноменов послужила причиной обращения к исследованию заявленной в статье проблемы.

Психологические исследования религиозности личности позволили отследить многообразие переживания этого отношения к миру, которое проявляется в разнообразных вариантах религиозного поведения. Так, например, в работах 60-х годов Г. Олпорта была предложена социально-психологическая типология религиозных личностей, где выделялись два основных типа [3]. К первому типу были отнесены люди, для которых религия — лишь способ достижения жизненных целей, внешних по отношению к самой религии. Второй тип представляют религиозные личности, для которых религия — самостоятельная и конечная ценность. Нерелигиозные интересы, потребности имеют для них второстепенное значение. Субъективно такой тип религиозности избавляет личность от тревог, страхов, забот, дает ощущение свободы и радости. Однако попытки использовать эту типологию для установления корреляций между типами религиозной ориентации, нравственными установками и социальным поведением не дали результатов.

Ответственность, в свою очередь, также связана с полным пониманием и осознанием человеком последствий своей деятельности и поведения, а также с феноменом социальной зрелости человека и проявляется в процессе вхождения в мир других людей и освоения общественных отношений. Можно определить ответственность как осознание, понимание и принятие взаимосвязи поведения и деятельности человека и их возможных последствий. В нашем

исследовании мы опираемся на субъектный подход в понимании ответственности, который сформулирован в работах К. А. Абульхановой-Славской и Л. И. Дементий [4]. Согласно данному подходу, ответственность является сложным многоаспектным, многокомпонентным, интегральным свойством, не сводимым к отдельным, частным его проявлениям, имеющим определенные личностные и ситуационные детерминанты. В этом качестве ответственность выступает как свойство субъекта жизнедеятельности, обеспечивая успешность личности в релевантных содержанию ответственности жизненных сферах и ситуациях и построении жизненного пути. Также, согласно субъектному подходу, ответственность не является свойственным всем людям качеством личности, а носит индивидуально-типологический характер, который образуется через различное сочетание параметров, отражающих когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, в разной мере и связях представленных у различных людей.

Анализ изучаемых феноменов демонстрирует сложность и многообразие их проявлений у отдельных индивидуумов, что подчеркивает важность поиска связей между структурами религиозности и ответственности личности.

Таким образом, объектом данного исследования выступила личность. Предметом исследования — религиозность и ответственность личности.

Целью исследования стало выявление взаимосвязи компонентов структуры религиозности и ответственности личности в юношеском возрасте.

Задачи исследования:

1. Изучить структуру и уровень религиозности студентов.

2. Сравнить структуру ответственности у студентов с различными уровнями религиозности.

3. Выявить взаимосвязь компонентов религиозности и ответственности личности.

В качестве эмпирических гипотез выступили следующие предположения:

— студенты с высоким и низким уровнями религиозности отличаются по ряду параметров ответственности, в частности, по отношению к трудностям и к последствиям своих поступков;

— компоненты религиозности: «Наличие религиозного самосознания» и «Склонность к идеалистической философии», положительно взаимосвязаны с такими параметрами ответственности, как «Отношение к трудностям» и «Отношение к обещаниям»;

Общая выборочная совокупность исследования составила 100 человек. В качестве испытуемых выступили студенты 1 и 2 курсов факультета психологии и иностранных языков ОмГУ им. Ф. М. Достоевского. По своему отношению к религии и вероисповеданию испытуемые распределились следующим образом: 77 % — христианство; 20 % — атеизм; 2 % — буддизм; 1 % — агностицизм.

Методы исследования реализовывались с помощью следующего диагностического инструментария:

1. Тест для определения структуры индивидуальной религиозности (автор — Ю. В. Щербатых) [5].

2. Опросник «Ответственное поведение» (автор — Л. И. Дементий) [4].

Решение первой задачи эмпирического исследования позволило изучить структуру и уровень религиозности у студентов.

В выборке студентов наиболее высокие средние значения получили такие компоненты религиозности, как «Тенденция к поиску поддержки и утешения в религии» (6,9), «Склонность к идеалистической

философии» (6,2) и «Внешние признаки религиозности» (6,14). Наименьшие значения в выборке студентов имеют шкалы: «Наличие религиозного самосознания» (4,7) и «Отношение к религии как моральному стандарту» (3,91). Полученные результаты можно объяснить теми социальными условиями, которые мы наблюдаем в настоящее время в стране, системой образования, а также механизмами стереотипизации мышления. Так, например, в стране не существует официальной идеологии и имеет место свобода совести. Отсюда и увлеченность студентов идеалистической философией, а также их стремление к поиску поддержки и утешения в религии, которое подкрепляется распространенным представлением о примиряющем и успокоительном свойствах религиозных течений. Кроме того, необходимо отметить, что в настоящее время большую популярность приобрели внешние религиозные атрибуты, что также нашло отражение в полученных нами результатах.

Большинство студентов (67 %) обладают средним уровнем религиозности личности. Далее по распространенности следует низкий уровень религиозности (18 %). И на последнем месте в выборке находится высокий уровень религиозности личности (15 %). Заметим, что полученные результаты вполне предсказуемы и отражают, во-первых, тенденцию индивидуальных значений испытуемых к нормальному распределению, а во-вторых — имеющиеся в современном российском обществе признаки идейного маргинализма и идеологического вакуума, когда большинство людей не имеют твердой мировоззренческой основы собственной жизни, поскольку общество и государство фактически сняли с себя идеологическую функцию. В таких условиях у человека происходит смешение различных идеологических установок, проявляются своеобразные «метания» в его отношении к религиозной вере. И, возможно, именно по этой причине те люди, которые четко для себя определили свое отношение к религии (положительное или отрицательное) составляют в обследуемой нами выборке меньшинство.

Вторая задача эмпирического исследования состояла в сравнении структуры ответственности у студентов с различными уровнями религиозности.

Наибольшими средними значениями в выборке студентов обладают такие параметры ответственности, как «Отношение к обещаниям» (29,9); «Осуществление или отказ от выполнения своих намерений» (20,7). Наименьшие значения в выборке получают такие параметры ответственности, как «Отношение к трудностям» (11) и «Отношение к тому, за что человек должен нести ответственность» (11,9). Применение непараметрического и-критерия Манна — Уитни, предназначенного для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо количественно измеренного признака, позволило сравнить ответственность студентов с низким и высоким уровнем религиозности.

В результате сравнения параметров ответственности у студентов с различным уровнем религиозности были выявлены следующие особенности:

— существуют статистически значимые различия у студентов с высоким и низким уровнем религиозности по отношению к трудностям (17,4 и 9,2; и эмп = 77, при р<0,05). По параметру «Отношение к трудностям» показатели студентов с высоким уровнем религиозности превышают показатели студентов с низким уровнем религиозности. Это значит, что для студентов с высоким уровнем религиозности

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012

более характерна следующая модель поведения — при появлении трудностей в жизни они сразу стараются найти средства для их преодоления; трудности не могут заставить их опустить руки и смириться, и они стремятся что-либо предпринимать в трудной ситуации. Все это может объясняться тем, что, возможно, религиозность студентов позволяет им верить в то, что есть нечто, способное им помочь в трудную минуту и даже когда надежды на лучший исход нет. Это придает им больше уверенности и заставляет действовать;

— обнаружены статистически значимые различия у студентов с высоким и низким уровнем религиозности по отношению к обещаниям (34,2 и 18,9; и эмп = 72, при р<0,05). По параметру «Отношение к обещаниям» показатели студентов с высоким уровнем религиозности превышают показатели студентов с низким уровнем религиозности. Следовательно, для студентов с высоким уровнем религиозности характерна склонность выполнять обещания, а в случае их невыполнения тенденция к переживанию по этому поводу и чувству неловкости перед теми, кому обещали. Вероятно, религиозность приводит к осознанию студентами определенной объективности этических норм и правил человеческого взаимодействия.

— значимые различия между студентами с высоким и низким уровнем религиозности выявлены по параметру «Отношение к последствиям своих поступков» (19,2 и 8,8; и эмп = 83, при р <0,05). При этом показатели студентов с высоким уровнем религиозности превышают показатели студентов с низким уровнем религиозности. Этот результат свидетельствует о следующей специфике в реализации ответственного поведения: студенты с высоким уровнем религиозности считают, что человек ответствен не только за то, что он сделал, за результаты своей деятельности, но и за свои намерения. Кроме того, для них важно, как последствия их поступков могут повлиять на собственную жизнь и на жизнь других людей. Это может объясняться тем, что религиозность предполагает глубокий анализ как себя, так и окружающего мира, в том числе и определенный социальный интерес по отношению к ближнему, предполагающий умение поставить себя на место другого, а также способность к сопереживанию;

— существуют статистически значимые различия между студентами с высоким и низким уровнем религиозности по эмоциональному отношению к ответственным делам (26,3 и 15,6; и эмп = 79, при р<0,05). По данному параметру ответственности показатели студентов с высоким уровнем религиозности превышают показатели студентов с низким уровнем религиозности. Другими словами, испытуемых с высоким уровнем религиозности характеризует склонность испытывать радость и эмоциональный подъем, когда им предстоит важное ответственное задание, а также переживать за качество выполняемого ответственного поручения. Данный факт, по нашему мнению, может объясняться тем, что религиозность человека формирует у него определенную жизненную позицию, которую условно можно обозначить так: «Если не я, то кто?». Поэтому данные студенты с готовностью берутся за ответственное дело и переживают определенный уровень тревоги, что в оптимальном проявлении способствует доведению начатого дела до конца.

Выявленные различия наводят на мысль о том, что сформированность этого личностного конструкта у студентов с высоким уровнем религиоз-

ности позволяет совладать с трудными ситуациями, требующими реализации ответственности, которые уже возникли в жизни человека. Такие качества личности, как переживание за данное обещание, качество выполняемой деятельности, а также прогнозирование последствий своих действий предполагают мобилизацию психоэмоциональных ресурсов личности. В то же время необходимо отметить существующие тенденции в сторону более низких показателей у студентов с высоким уровнем религиозности по таким параметрам ответственности, как «предвидение результатов деятельности», «осуществление или отказ от выполнения своих намерений», «отношение к новым обязанностям». Данный факт, на наш взгляд, свидетельствует в данном случае о примате эмоционального над когнитивным компонентом ответственности. По всей видимости, религиозные личности отличаются высоким уровнем сенситив-ности и тревожности, что не всегда дает им возможность проявлять инициативу, браться за новые ответственные виды деятельности и рационально планировать собственную стратегию поведения. При этом еще раз хотелось бы отметить, что переживание за другого в процессе реализации ответственности, безусловно, превалирует в поведении религиозных личностей. Отмеченная особенность снова заставляет вспомнить о столкновении на современном этапе развития общества двух контрастных по своему содержанию тенденций: коллективизм и индивидуализм. Нужно заметить, что и в том и в другом варианте развития личности предъявляются требования к ответственности. Только содержательно проявления ответственности будут существенно отличаться. В случае коллективистического развития — примат отдается ответственности за других, при индивидуалистическом развитии доминирует автономность личности, с условным лозунгом — «Каждый сам за себя». По нашему мнению, религиозность личности позволяет сохранить коллективистические тенденции развития российского общества и реализоваться ответственности личности не только в сторону самосовершенствования и достижения индивидуального успеха, но и в сторону поддержки социального окружения. Ведь, как заметил В. Франкл, «обращение ... человека на самого себя, его рефлексия, является не только лишенной перспективы, но и просто неадекватной формой интенции» [2, с. 54].

Для более глубоко анализа взаимосвязи структурных компонентов религиозности с ответственностью был проведен корреляционный анализ с помощью коэффициента ранговой корреляции г-Спир-мена. В статье представлены только те параметры ответственности, которые статистически значимо взаимосвязаны с религиозностью (табл. 1).

Не ставя перед собой задачу описания каждой выявленной взаимосвязи, отразим общие тенденции. Корреляционный анализ позволил отследить следующие закономерности. Во-первых, обращает на себя внимание отсутствие взаимосвязей между ответственностью и такими шкалами тест-опросника индивидуальной религиозности, как «отношение к магии», «внешние признаки религиозности» и «интерес к «псевдонауке». Перечисленные шкалы, по мнению Ю. В. Щербатых, вносят незначительный вклад в общий уровень религиозности. Таким образом, внешние признаки религиозности, отражающие по большей части степень конформизма испытуемых и веру языческую, не демонстрируют связи с ответственностью, что еще раз подтверждает наши предположения относительно взаимодействия этих «первич-

Таблица 1

Статистически значимые коэффициенты корреляции г-Спирмена между компонентами религиозности и параметрами ответственности студентов

Параметры ответственности Компоненты религиозности

1 2 3 4 5 6 7 8

Отношение к трудностям 0,39*** — 0,27** — — — 0,42*** —

Предвидение результатов деятельности — — — — — 0,35*** — —

Осуществление или отказ от выполнения своих намерений 0,24* — — — — — — —

Отношение к обещаниям — — — — — — 0,51*** —

Отношение к последствиям своих поступков — — — — — — — 0,48***

Эмоциональное отношение к ответственным делам — — 0,31** — — — 0,44*** —

Примечание:

1 — склонность к идеалистической философии; 2 — отношение к магии; 3 — тенденция к поиску поддержки и утешения в религии; 4 — внешние признаки религиозности; 5 — интерес к «псевдонауке»; 6 — тенденция верить в творца и признание идеи креационизма; 7 — наличие религиозного самосознания; 8 — отношение к религии как к моральному стандарту.

* — уровень значимости взаимосвязи р<0,05, ** — уровень значимости взаимосвязи р<0,01, *** — уровень значимости взаимосвязи р<0,001.

ных феноменов» (по В. Франклу) в морально-этической сфере личности. Во-вторых, наиболее тесные и многочисленные взаимосвязи параметров ответственности были обнаружены со шкалой «наличие религиозного самосознания». Полученный результат вносит значительный вклад в подтверждение идеи о глубокой и интегральной взаимосвязи рассматриваемых в статье феноменов. Ведь данная шкала отражает наличие внутренней потребности личности в религиозном веровании, а значит, делает жизнь человека осмысленной, а религиозность осознанной, что, по всей видимости, отражается на реализации ответственного поведения конкретной личности. Более неожиданной оказалась взаимосвязь между «склонностью к идеалистической философии» и параметрами ответственности. Однако очередное обращение к идеям В. Франкла натолкнуло на мысль о том, что интеллектуальные поиски в области философии могут быть формой «вытесненной религиозности». «Ведь сегодняшний интеллектуал, воспитанный в традициях натурализма, натуралистического образа мира и человека, склонен стыдиться своих религиозных чувств», — пишет В. Франкл, рассматривая подобные формы объяснения мироздания [2, с. 59].

С психологической точки зрения, полученные результаты вполне объяснимы. Исходя из этимологии понятия «ответственность» личность должна держать ответ перед кем-то. Взаимосвязь ответственности с истинной внутренней религиозностью демонстрирует, что такой «невидимый свидетель», как Божественное начало, способствует проявлению ответственности личности и облегчает поиск критериев нормативности и нравственности. Именно перед этим «незримым наблюдателем», «сверхличностью», по мнению В. Франкла, человек «отвечает за требующееся от него осуществление его личного конкретного смысла жизни» [2, с. 58 — 59].

Подводя итоги проведенному исследованию, следует отметить следующие наиболее существенные закономерности. Эмпирическое изучение связи

религиозности и ответственности продемонстрировало тесную взаимосвязь параметров ответственности с внутренней религиозностью личности. Особый интерес представляет обнаруженная специфика содержания ответственности у студентов с различным уровнем религиозности: при высоком уровне наблюдается тенденция совладать с трудностями и переживать за других, при низком — реализация автономной ответственности с направленностью на личные достижения. Выявленные закономерности удивительно близки по своему содержанию теоретическим изысканиям В. Франкла, что убеждает автора исследования в реалистичности и корректности полученных результатов и подтверждении поставленных гипотез.

Библиографический список

1. Сартр, Ж.-П. Экстенциализм — это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов. — М. : Политиздат, 1989. — С. 319-344.

2. Франкл, В. Духовность, свобода и ответственность / В. Франкл // Человек в поисках смысла. — М. : Прогресс, 1990. — 196 с.

3. Олпорт, Г. Личность в психологии / Г. Олпорт. — М. : КСП + ; СПб. : Ювента. При участии психологического центра «Ленато». — СПб., 1998. — С. 103 — 112.

4. Дементий, Л. И. Ответственность: типология и личностные основания / Л. И. Дементий. — Омск, 2001. — 192 с.

5. Мягков, И. Ф. Психологический анализ уровня индивидуальной религиозности / И. Ф. Мягков, Ю. В. Щербатых, Ю. В. Кравцова // Психологический журнал. — 1996. — № 6 — Т. 17. — С. 119—122.

ГРОГОЛЕВА Ольга Юрьева, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии. Адрес для переписки: одгог@шаі1.т

Статья поступила в редакцию 26.06.2012 г.

© О. Ю. Гроголева

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.