Научная статья на тему 'Механизмы противодействия современному терроризму'

Механизмы противодействия современному терроризму Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
528
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ / COUNTER-TERRORISM / ТЕРРОР / TERROR / МЕТОДИКА И ТАКТИКА СОВРЕМЕННОГО ТЕРРОРИЗМА / TECHNIQUE AND TACTICS OF CONTEMPORARY TERRORISM / МЕХАНИЗМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ СОВРЕМЕННОМУ ТЕРРОРИЗМУ / COUNTERING MECHANISMS TO CONTEMPORARY TERRORISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бурова Юлия Владимировна

В статье рассматриваются механизмы противодействия современному терроризму, которые должны опираться на его особенности. Эффективность системы противодействия терроризму определяют дальнейшее благополучие государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS OF COUNTERACTION TO CONTEMPORARY TERRORISM

This article discusses mechanisms of counteraction to contemporary terrorism, which should be based on its features. Effectiveness of anti-terrorism system determines the future well-being of the state.

Текст научной работы на тему «Механизмы противодействия современному терроризму»

УДК 130:323.28 ББК F0 Б 916

Ю. в. Бурова

механизмы противодействия современному терроризму

ключевые слова: терроризм, противодействие терроризму, террор, методика и тактика современного терроризма, механизмы противодействия современному терроризму.

Yu. V. Burova

MECHANISMS OF COuNTERACTION

to contemporary terrorism

Keywords: terrorism, counter-terrorism, terror, technique and tactics of contemporary terrorism, countering mechanisms to contemporary terrorism.

Противодействие современному терроризму в рамках деятельности государства обусловлено тем, что в конце ХХ - начале XXI в. весь мир переживает масштабные террористические атаки. В XX в. терроризм изменился качественно: индивидуальный террор перерастает в массовый, что обусловлено объектом действия, когда террор являет себя уже не убийством конкретных людей, а имеет массовый характер. Это обусловлено тем, что главным оружием современного терроризма становится достижение максимального резонанса в СМИ, способного оказать давление на политику государства. Кроме того, совершенствуются формы и методы осуществления террористической деятельности, все чаще используется сеть Интернет. Все это привело к тому, что в сентябре 2004 г., после трагедии в Беслане, В. В. Путин отметил государственное значение противодействия терроризму, что требует единства действий всей исполнительной вертикали. Президентом был подписал Указ «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом», в рамках которого ФСБ Российской Федерации и определенный круг министерств и ведомств разработали концепцию контртеррористической деятельности государства. В этом случае законодательная и теоретически обоснованная необходимость предупреждения и профилактики терроризма предполагает функционирование механизмов противодействия терроризму.

В Указе Президента Российской Федерации «О мерах по усилению борьбы с терроризмом» (1996 г.) закладывается система противодействия терроризму, когда по инициативе ФСБ России нормативно закрепляется идея межведомственного подхода к борьбе с терроризмом. В 2000 г. механизмы противодействия терроризму формируются в рамках деятельности Межведомственной антитеррористической комиссии, которую возглавляет Директор ФСБ России. Однако не наблюдается постоянства в работе этого органа, так как подготовка к заседаниям осуществляется теми представителями федеральных органов исполнительной власти, которые имеют прямое отношение к вопросам, выносимым на повестку дня.

Анализ проведенной операции в Беслане и предшествующих ей контртеррористических операций выявляет круг существенных проблем:

- отсутствие единой государственной стратегии по противодействию терроризму и ее долгосрочная реализация;

- слабая нормативно-правовая система по противодействию терроризму;

- недостаточная четкость в работе единого управляющего центра;

- несостоятельность системы контроля и надзора в сфере противодействия терроризму;

- отсутствие достаточного ресурсного и научно-технического обеспечения при осуществлении борьбы с терроризмом.

ГУмАнИТАРИй: актуальные проблемы ^ j (25) 2014 гуманитарной науки и образования - V л

В связи с обозначившимися проблемами в сфере противодействия терроризму и совершенствования государственного управления в этой области на основе Федерального закона «О противодействии терроризму» и Указа Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму» 10 марта 2006 г. создается Национальный антитеррористический комитет, в составе которого образовывается Федеральный оперативный штаб, мобилизующий силы и средства федеральных органов исполнительной власти по борьбе с терроризмом. В рамках субъектов Российской Федерации начинают функционировать собственные оперативные штабы, которые возглавляют руководители территориальных органов безопасности, а в регионах - антитеррористические комиссии, возглавляемые главами региональных органов исполнительной власти. В рамках Комитета объединились представители 17 государственных структур, министерств и ведомств, в том числе ФСБ, МВД, ФСО, МЧС, Минтранс России, Минздравсоцраз-вития, Минюст России и др. Национальный антитеррористический комитет является коллективным органом противодействия терроризму.

Наметились существенные позитивные сдвиги в системе противодействия терроризму, существенный вклад в достижение подобного вносит Национальный антитеррористический комитет. В целом деятельность Комитета направлена на координацию предупредительно-профилактических и силовых действий соответствующих федеральных структур, однако приоритетным направлением является совершенствование правовой основы противодействия терроризму. В связи с этим приняты постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 662 «Об источниках финансирования выплат денежного вознаграждения за содействие борьбе с терроризмом», от 12 января 2007 г. № 6 «Об утверждении Правил осуществления социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористического акта, а также лиц, участвующих в борьбе с терроризмом» и от 6 июня 2007 г. № 352 «О мерах по реализации Федерального закона "О противодействии терроризму", а также Постановле-

ние Правительства Российской Федерации от 6 июня 2007 г. № 352, где утверждаются положения о порядке применения оружия и боевой техники Вооруженными Силами Российской Федерации для устранения угрозы террористического акта или его пресечения в воздушной среде, во внутренних водах, территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и подводной среде, а также при участии в проведении контртеррористической операции.

Национальный антитеррористический комитет инициирует изменения в Законе «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г., касающиеся осуществления журналистской деятельности при проведении контртеррористической операции. Запрещается распространение сведений о тактике проведения операции, спецсредствах и другой информации, ставящей под угрозу жизнь и здоровье людей. Российская Федерация подписывает и ратифицирует 13 универсальных конвенций ООН в сфере противодействия терроризму. В целях укрепления международного сотрудничества, при активном участии НАК создан Международный банк по противодействию терроризму - единая межгосударственная информационная система обеспечения антитеррористической деятельности.

Разрабатываются и реализуются предложения, касающиеся создания в МИД России Ситуационно-кризисного центра, ориентированного на обеспечение безопасности граждан РФ за пределами государства. Центром предпринимаются действия по обеспечению своевременного информирования и взаимодействия с местными властями: создаются ситуационные группы во всех посольствах и консульствах Российской Федерации в зарубежных странах. Так было создано более 150 подобных групп.

В рамках Национального антитеррористического комитета ставится задача противодействия распространению идеологии терроризма. В связи с этим особую актуальность приобретает пресечение распространения указанной идеологии через Интернет, который активно используется террористами, так как представляется возможность легкого доступа к аудитории при анонимности общения, высокой скорости передачи инфор-

мации, слабом регулировании вопроса на государственном уровне. Это обусловливает активность ФСБ по противодействию росту числа сайтов террористической направленности.

Подобная деятельность Национального антитеррористического комитета главой Российского государства (18 октября 2007 г. в ходе прямого теле- и радиоэфира «Прямая линия с Президентом России») была признана более эффективной, чем работа федеральных органов государственной власти в середине 1990-х гг.

Таким образом, сегодня механизмы противодействия современному терроризму реализуются в рамках деятельности Национального антитеррористического комитета при консолидации усилий различных министерств и ведомств.

Система противодействия современному терроризму комплексно реализуется субъектами, осуществляющими деятельность, направленную на выявление, предупреждение и устранение причин и условий, порождающих и способствующих терроризму, непосредственную борьбу с терроризмом, минимизацию последствий террористического характера. Система противодействия современному терроризму направлена на обеспечение безопасности граждан, общества и государства от терактов. Это реализуется федеральными органами государственной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, которые осуществляют основные мероприятия по противодействию терроризму на политическом, организационном, социально-экономическом, информационно-пропагандистском, правовом и специальном уровнях. Так, складывается государственная система по профилактике и пресечению проявлений терроризма на территории Российской Федерации, которая направлена на формирование основ государственной политики в области противодействия терроризму; координацию деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации, а также общественными объединениями, религиозными организациями, средствами массовой ин-

формации и гражданами по противодействию терроризму; мониторинг процессов в Российской Федерации, определяющих противодействие терроризму; реализацию общегосударственных мер, профилактику проявлений терроризма; организацию контроля за выполнением общеобязательных требований в сфере противодействия терроризму, оценка эффективности деятельности федеральных органов исполнительной; обеспечение эффективного реагирования на кризисные ситуации; предупреждение финансирования терроризма; международное сотрудничество по противодействию международному терроризму; поддержка научных исследований по противодействия терроризму; социальную защиту лиц, привлекаемых к борьбе с терроризмом и реабилитации лиц, пострадавших от террористической акции.

Таким образом, противодействие терроризму в условиях современного социума обусловлено тем, что существенно увеличилось количество террористических актов и пострадавших от них лиц. В связи с этим намечены два пути: оптимизация работы органов государственной власти и государственных структур и выработка системы противодействия идеологии терроризма. При этом сложность вызывает вторая составляющая, контролировать которую чрезвычайно сложно. Все чаще идеологические ориентиры исходят из этнорелигиозных компонентов, противостоять которым возможно только в рамках религиозно-антропологической парадигмы, основанной на межконфессиональном диалоге, который «.. .становится формой контакта на равных с попыткой слушать и слышать собеседника, со стремлением понять его и взаимодействовать с ним» [1, с. 7]. Именно так возможно противодействовать идеологии терроризма, так как в этом случае учитываются интересы традиционных религиозных конфессий, способных совместно с государственными структурами и институтами гражданского общества противостоять распространению массового насилия, оправданного лидерами террористических группировок с точки зрения религиозной истины. Отсюда цель взаимодействия институтов гражданского общества и государственных структур - защита личности, общества и го-

ГУМАНИТАРИЙ: актуальные проблемы ^ ^ (25) 2014 гуманитарной науки и образования - V л

сударства от террористических актов и иных проявлений терроризма, который угрожает национальной безопасности России, ее территориальной целостности. Преодоление подобного деструктивного явления становится возможным при взаимодействии институтов гражданского общества и государственных структур по формированию противодействия идеологии терроризма в контексте религиозно-антропологической парадигмы. При этом определяющая роль принадлежит Министерству юстиции Российской Федерации и Министерству образования и науки Российской Федерации.

Так, в рамках деятельности Правительства Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации активно осуществляется законопроектная деятельность. При этом Министерство юстиции Российской Федерации является координатором этой работы в Правительстве РФ. Это касается совершенствования законодательной базы, развития международно-правовых основ участия России в международном антитеррористическом сообществе.

В первую очередь решению подлежат проблемы блокирования каналов финансирования террористических организаций, защиты свидетелей, потерпевших и иных участников процесса по делам о терроризме. Более эффективны процедуры выдачи террористов и оказание правовой помощи по таким уголовным делам. Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет и непосредственную борьбу с террористическими актами. Это борьба с захватом заложников в исправительных учреждениях.

Также в структуру Министерства юстиции Российской Федерации входит Департамент по делам некоммерческих организаций. Основными направлениями его деятельности являются регистрация общественных объединений и религиозных организаций, а также контроль за соответствием их деятельности законодательству и уставным целям, поскольку нередко под некоммерческие организации маскируются организации, осуществляющие незаконную деятельность. Об этом не раз упоминал министр юстиции РФ А. В. Коновалов: «Любая противозаконная активность, которая имитирует в те или иные

формы деятельности НКО, либо реализуется через формат юридического лица, должна своевременно выявляться и пресекаться специализированными органами. В первую очередь методами полицейскими специализированных служб» [2].

Вопрос о противодействии идеологии терроризма в последнее время активно решается и в рамках системы образования. Поэтому становится возможным формирование новой идеологии противостояния, которое должно осуществляться усилиями социально-гуманитарного знания, являющегося базой обозначенного государственного органа. Министерством образования и науки Российской Федерации сформирован комплекс мер направленных на противодействие идеологии терроризма и экстремизма в системе образования, формирования навыков антитеррористического поведения учащихся.

Так, в настоящее время в учебном процессе средней школы уделяется большое внимание основам противодействия терроризму и экстремизму. Все чаще используются информационно-аналитические материалы, дополняющие учебники по «Основам безопасности жизнедеятельности»: «Справочник по противодействию терроризму», «Терроризм - ты под прицелом», «Экстремизм - основа и идеология террора». Антитеррористической тематике посвящены научно-популярные брошюры для внеклассного чтения «Защитим свой мир» издательства «Просвещение», информационные ресурсы интернет-портала «Наука и образование против террора», а также сайты, на которых размещаются актуальные информационные и аналитические материалы (в том числе видеолекции и документальные фильмы).

Вопросы противодействия терроризму рассматриваются в рамках деятельности антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации. В рамках школьной программы возможно участие специалистов, занимающихся вопросами противодействия идеологии терроризма из указанных органов, на тематических занятиях.

Однако мы должны признать, что действия, принимаемые правоохранительными органами, органами образования, культуры,

комитетами по молодежной политике и др. по противодействию экстремизму и терроризму, недостаточны. Борьба с терроризмом

и экстремизмом представляет собой сложную систему. От ее результатов зависит благополучие всей нации.

Библиографический список

1. Айзятов Ф. А. Межконфессиональный диалог как основа религиозной политики региона (на примере Республики Мордовия) / Ф. А. Айзятов, Ю. В. Бурова [и др.]. - Саранск : Рузаев. печатник, 2012. - 228 с.

2. Минюст : следует пресекать незаконные действия НКО [Электронный ресурс] // Актуал. комментарии. - Режим доступа: http://actualcomment.ru/news/20877/

Поступила в редакцию 19.12.2013.

Сведения об авторе

Бурова Юлия владимировна - кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Средне-Волжского (г. Саранск) филиала Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации. Область научных интересов: культурология, противодействие идеологии терроризма, экстремизм, феномен творчества Ф. М. Достоевского. Автор более 60 научных и учебно-методических работ, в том числе 3 монографий, 6 учебных пособий (в соавторстве).

E-mail: lady-burova@mail.ru

Тел.: 8 905 009-43-39

90 ГУмАнИТАРИй: актуальные проблемы ^ j (25) 2014

гуманитарной науки и образования - V л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.