Научная статья на тему 'Механизмы профилактики правонарушений в воинской части, подразделении (органе) Росгвардии'

Механизмы профилактики правонарушений в воинской части, подразделении (органе) Росгвардии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2142
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Важничий В.К.

Статья анализирует основные положения профилактики правонарушений в Росгвардии. Автор дает определения основным категориям профилактики правонарушений среди военнослужащих и сотрудников воинских частей и подразделений Росгвардии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Важничий В.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизмы профилактики правонарушений в воинской части, подразделении (органе) Росгвардии»

УДК 316.45

Важничий Владимир Константинович

слушатель, Военный университет, г. Москва.

Vazhnichiy Vladimir Konstantinovich listener of the Military University, Moscow

е- mail: Vazhnichiy_vk@mail.ru

МЕХАНИЗМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ВОИНСКОЙ ЧАСТИ, ПОДРАЗДЕЛЕНИИ (ОРГАНЕ) РОСГВАРДИИ

Crime prevention in the Russian guard's unit or department (part)

Аннотация: Статья анализирует основные положения профилактики правонарушений в Росгвардии. Автор дает определения основным категориям профилактики правонарушений среди военнослужащих и сотрудников воинских частей и подразделений Росгвардии.

Ключевые слова: правонарушение, профилактика, военнослужащие.

Annotation: The article explores the basic ideas of crime prevention in the Russian guard. The author defines categories of crime prevention among servicemen and employees of the Russian guard's military units and departments.

Key words: crime, prevention, servicemen.

По официальным данным Министерства внутренних дел Российской Федерации за период с января по декабрь 2018 года в России зарегистрировано 1 миллион, 992 тыс. преступлений [5, 2019]. По сравнению с 2017 годом снижение на 3,3 процента, однако в 27 субъектах Российской Федерации отмечен рост правонарушений. Анализируя характеристику состояния преступности за 2018 год, можно сказать, что правонарушения по-прежнему остаются актуальной проблемой в вопросах обеспечения безопасности личности, общества и государства. Данные негативные явления регистрируются и в войсках национальной гвардии Российской Федерации.

В настоящее время на государственном уровне вопросу профилактики правонарушений уделяется самое серьёзное внимание, так 28 февраля 2019 года в ходе выступления на расширенном заседании коллегии МВД России Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин одним из важнейших приоритетов обозначил развитие системы профилактики правонарушений [2, 2019].

На основании вышеизложенного можно с уверенностью сказать, что проблема профилактики правонарушений является актуальной как для государства, так и для Росгвардии.

Основные положения профилактики правонарушений в нашей стране закреплены в Федеральном законе от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»,

предметом регулирования которого являются общественные отношения, возникающие в сфере профилактики правонарушений в Российской Федерации [8, 2019].

Согласно данного закона под правонарушением понимается преступление или административное правонарушение, представляющие собой противоправное деяние (действие, бездействие), влекущее уголовную или административную ответственность [8, 2019].

Однако, для более полного представления о сущности правонарушения, целесообразно разделить данное слово на две составные части:

1) Право - совокупность правил человеческого поведения, установленных государственной властью, а также санкционированных государством обычаев и правил общежития, осуществляемых в принудительном порядке, с помощью государственного аппарата принуждения, в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков [7, 1935-1940].

2) Нарушение - поведение человека, направленное на невыполнение данных правил.

Под поведением понимается процесс взаимодействия военнослужащего (сотрудника) со средой, опосредованный его индивидуальными особенностями и внутренней активностью, имеющий форму преимущественно внешних действий и поступков.

В психологической и педагогической литературе поведение трактуется как нормальное или отклоняющееся от нормы. Исходя из данной позиции, нормальное поведение можно определить как совокупность внешних действий и поступков военнослужащего (сотрудника), характеризующихся наибольшей типичностью, оптимальностью, полезностью, физической и психической нормальностью. И наоборот, ненормальное или отклоняющееся поведение - это поведение военнослужащих (сотрудников), не совпадающее с социальными, общественными, воинскими, нравственными требованиями и являющееся нетипичным, неодобренным, вредным, осуждаемым и т.п. [1, 1996].

Следовательно, одним из направлений профилактики правонарушений должно быть выявление причин отклоняющегося поведения у военнослужащих (сотрудников) и принятие мер по её исправлению [4, 2016].

Согласно Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» под профилактикой правонарушений понимается совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения [8, 2019].

В рамках изучения механизмов выявления и профилактики правонарушений в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации должны быть рассмотрены основные нормативно-правовые акты и методические рекомендации, регламентирующие профилактику правонарушений в войсках национальной гвардии РФ, а также деятельность должностных лиц воинской части, подразделения (органа) по проведению профилактических мероприятий [9, 2017].

Проведенный анализ показал, что профилактика правонарушений в войсках национальной гвардии РФ рассматривается во всех направлениях морально-психологического обеспечения, однако большего внимание профилактике правонарушений уделяется в работе по укреплению и поддержанию воинской и служебной дисциплины и правопорядка.

Так одной из основных задач работы по укреплению и поддержанию воинской и служебной дисциплины и правопорядка является выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений и происшествий.

В ходе изучения руководящих документов, можно выделить ряд причин, негативно влияющих на работу должностных по профилактике правонарушений:

-несвоевременное выявление должностными лицами военнослужащих (сотрудников), имеющих лично-семейные, материально-бытовые проблемы, склонных к противоправному поведению;

-формализм в организации и проведении мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, отсутствие эффективного взаимодействия с территориальными органами МВД России;

-низкий уровень профессиональной подготовки должностных лиц;

-упущения в организации индивидуальной воспитательной работы.

Исходя из вышеизложенного, профилактику правонарушений в воинской части, подразделении (органе) Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации предлагается проводить на основе комплексного подхода. Данный подход предусматривает механизм одновременной реализации в процессе профилактики диагностической, воспитательной, исправительной, корректирующей и организационной функций.

Диагностическая функция позволяет изучать и выявлять противоправное поведение у военнослужащих, распознавать причины, условия и обстоятельства совершения правонарушения [ценностный аспект в управлении].

Воспитательная функция позволяет формировать необходимые морально - нравственные качества, способствующие нормальному поведению.

Исправительная функция предполагает применение различных методов и приемов, средств и форм, тормозящих или устраняющих негативные личностные качества.

С помощью корректирующей функции изменяется отклоняющееся поведение, вносятся необходимые поправки в процесс профилактики и перевоспитания.

Организационная функция способствует осуществлению профилактического процесса.

Для реализации комплексного подхода целесообразно применять единый механизм профилактики правонарушений, который должен включать:

1) Субъекты профилактики - должностные лица воинской части, подразделения (органа) Росгвардии, а также иные лица, участвующие в профилактических мероприятиях.

2) Направления профилактики:

-диагностика различных отклонений в поведении военнослужащих (сотрудников);

-анализ причин и условий совершения правонарушений и их предупреждение;

-повышение уровня правовой грамотности военнослужащих (сотрудников);

-проведение мероприятий воспитательного воздействия;

-повседневная забота о быте, отдыхе, здоровье военнослужащих (сотрудников), обеспечение их социальной защищенности;

-организация взаимодействия по вопросам профилактики правонарушений;

-организация и контроль работы должностных лиц по профилактике правонарушений.

3) Формы и методы, используемые при реализации профилактических мероприятий.

4) Объект, на который направлены профилактические мероприятия, который в свою очередь подразделяется на коллективный (группа, подразделение, либо все военнослужащие и сотрудники воинской части (органа)) и индивидуальный (конкретный военнослужащий (сотрудник), в том числе, склонный к совершению правонарушения, либо, пострадавший от правонарушения или подверженный риску стать таковым).

5) Результат, которого необходимо достичь, в ходе профилактики правонарушений, а именно: снижение преступлений, административных проступков, совершаемых военнослужащими, сотрудниками, либо их отсутствие.

Не менее важную роль в данном механизме играет обратная связь результата с субъектом профилактики, при помощи которой осуществляется корректировка профилактических мероприятий [3, 2016].

Используя данный механизм профилактики правонарушений, в воинской части, подразделении (органе) можно будет достичь единого понимания у должностных лиц по организации и проведении профилактических мероприятий, что будет способствовать систематизации,

и однородности воспитательного и профилактического воздействия, оказываемого на личный состав на всех уровнях организации воинской части, подразделения (органа).

Таким образом, повышение эффективности профилактики правонарушений в воинской части, подразделении (органе) Росгвардии может быть достигнуто применением комплексного подхода, включающего целенаправленную, систематическую, организованную работу должностных лиц по всем направлениям механизма профилактики правонарушений.

Литература:

1. Герасимов В.Н. Развитие превентивной теории и практики в Вооруженных силах России: дис. Д-ра пед. наук / В. Н Герасимов. М., 1996.

2. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-декабрь 2018 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ьйр8://мвд.рф/геро118/йет/14696015.

3. Максимова О.Ю., Масликов В.А. Механизмы оптимизации кадрового обеспечения муниципальной службы Муниципальная академия. 2016. № 1. С. 22-33

4. Масликов В.А. Ценностный аспект в управлении. В сборнике: Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость Материалы V Всероссийского социологического конгресса. Российское общество социологов. 2016. С. 1226-1232.

5. Расширенное заседание коллегии МВД России. [Электронный ресурс].

6. Режим доступа: https://xn--b1aew.xn-p1ai/ news/ item/16024980/.

7. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940.

8. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// ivo.garant.ru/#/document/7142803 0/paragraph/1:0.

9. Maslikov V.A., Ostrovskii A.N., Sulyagina Ju.O. Analysis of the conflict resolution technologies training impact in the sphere of local self-government on the formation of conflict resolution competency. International Journal of Engineering and Technology (UAE). 2018. Т. 7. № 4.38. С. 335-341.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.