Научная статья на тему 'Механизмы повышения уровня конкурентоспособности образовательного учреждения в системе непрерывного профессионального образования'

Механизмы повышения уровня конкурентоспособности образовательного учреждения в системе непрерывного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карачаровский Валерий Александрович

В статье предлагается система мер по повышению конкурентоспособности образовательного учреждения среднего профессионального образования в основе реализации которых лежит интегрированный модуль образования и производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизмы повышения уровня конкурентоспособности образовательного учреждения в системе непрерывного профессионального образования»

ББК 447+434(2)

МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.А. Карачаровский КТК, г. Курган

В статье предлагается система мер по повышению конкурентоспособности образовательного учреждения среднего профессионального образования в основе реализации которых лежит интегрированный модуль образования и производства.

В законе РФ об образовании (1992) зафиксированы соответствующие уровни: начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Определились также различные отраслевые и межотраслевые виды профессионального образования: университетское, педагогическое, техническое, военное, ветеринарное и др. В реальной практике профессиональное образование полифункди-онально и выполняет следующие функции: экономическую, социальную, педагогическую, цивилизационную, культурологическую, психологическую.

Все традиционные ступени профессионального образования на сегодняшний день находятся в стадии реформирования, в том числе и среднее профессиональное образование, которое мы реализуем в колледже. Среднее профессиональное образование является качественно определенным уровнем системы профессионального образования, занимающим значительное место в удовлетворении образовательных потребностей личности и общества. По данным Минобразования и науки РФ, в настоящее время это образование имеют 22% населения России. В экономике и социальной сфере занято около 20 млн. специалистов со средним профессиональным образованием, что составляет 33% от общей численности или 62% от численности занятых специалистов.

Средняя профессиональная школа обеспечивает получение достаточно доступного и массового образования, направленного на подготовку специалистов среднего звена по более чем 280 специальностям, повышение образовательного и культурного уровня лич-

ности, что обусловливает не только профессиональную, но и общеобразовательную ценность этого уровня образования.

Развиваются связи среднего профессионального образования с другими образовательными уровнями как в содержательном, так и в организационном аспекте. Первый аспект проявляется в развитии преемственности образовательных программ различных уровней, второй - в расширении интеграции образовательных учреждений различных типов. Таким образом, среднее профессиональное образование не только обеспечивает получение специальности, но и создает условия для продвижения личности в образовательной системе.

Вместе с тем, функционирование и развитие среднего профессионального образования сопряжено с наличием серьезных проблем, обусловленных как внешними условиями, так и внутренними особенностями современного этапа деятельности образовательной системы. В условиях нестабильности социально-экономической ситуации в обществе, отсутствия долгосрочного прогноза развития экономики затруднено формирование профильной структуры подготовки специалистов среднего звена.

Нарушение традиционных связей образовательных учреждений с потребителями кадров, слабое влияние профессиональных сообществ на развитие образовательной системы, недостаточное взаимодействие органов управления образованием с территориальным службами занятости населения затрудняет приведение содержания и структуры образования в соответствие с потребностями эконо-

мики и социальной сферы, организацию практической подготовки студентов, трудоустройство выпускников.

Значительное сокращение бюджетного финансирования, ухудшение социальной поддержки обучающихся и работников образовательных учреждений, несогласованность действий органов управления различных уровней в отношении среднего профессионального образования усугубляют эти проблемы. Происходит увеличение потребности в специалистах среднего звена и одновременно изменяются требования к среднему профессиональному образованию. В соответствии с изменением этих требований определяются основные исходные принципы его развития.

Образование сегодня характеризуется переходом к новой модели построения: от удовлетворения потребности государства в воспроизводстве и подготовке функционеров, владеющих определенными знаниями, умениями и навыками, к удовлетворению потребностей личности и общества в изменении и развитии через подготовку подрастающего поколения к преобразовательной деятельности [3]. В настоящее время делается ставка на развитие индивидуального своеобразия в противовес «валовому» результату образования. Прогресс науки, быстрое накопление новых знаний и старение накопленных, ускоренное развитие производства, смена технологий -все это приводит к необходимости совершенствовать образование людей в течение не только всей трудовой деятельности, а и всей жизни.

Речь идет об идее непрерывного образования, посредством которой могут быть решены проблемы достижения полноты человеческого развития. К ней обращались такие мыслители прошлого, как Платон, Аристотель, Каменский, Руссо и др. Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал, что необходимо «пробудить умственные способности учеников и сообщить им привычку к учебе», развивать в них «желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые знания» [1]. Эти способности будут побуждать человека «учиться всю жизнь». Особенно интенсивно вопросы пожизненного образования стали разрабатываться в развитых странах в конце XX столетия.

Первоначально, в 50-х - начале 60-х годов, проблема непрерывного образования рассматривалась исключительно как проблема

образования взрослых. Затем, когда жизнь стала выдвигать более существенные требования к уровню работников, внимание сосредоточилось на проблеме повышения квалификации. При этом преследовалась чисто практическая цель - добиться более эффективного участия человека в производстве. Целью непрерывного образования считалось перманентное повышение профессиональной квалификации работника. Но вскоре такой подход к проблеме непрерывного образования обнаружил свою недостаточность. Уже к середине 70-х годов в литературе развитых стран целью непрерывного образования объявляется жизненная квалификация, и само оно рассматривается как образование, которое призвано обеспечить возможность приспосабливаться к жизни в современном развитом обществе.

В основу новой концепции непрерывного образования была заложена идея соединения в той или иной форме профессионального образования с общим образованием на различных уровнях. Концепция непрерывного образования была выдвинута ЮНЕСКО в докладе «Учиться быть» еще в 1972 году, она оказалась жизненной и весьма перспективной, потому что отразила глобальные изменения в экономике, производстве, технологии, различных сферах жизнедеятельности.

Концепция непрерывного образования рассматривается как инструмент экономической политики, направленный на повышение конкурентной способности, достижение более полной занятости населения, а также обеспечение профессиональной мобильности работников в связи с внедрением новых технологий. Поток информации увеличивается с ошеломляющей скоростью, человеку становится все труднее и труднее ориентироваться в нем. Образование во всех странах вынуждено стать непрерывным, иначе человеку не справиться с все возрастающими в мире трудностями.

Проблему непрерывности образования каждая страна решает по-своему. Например, английские педагоги считают, чтобы претворить в жизнь лозунг непрерывного образования «обучение от колыбели до могилы», необходимо открыть проблемные учебные центры партнерства типа «школа - фирма». Вся структура учебной деятельности подобных центров подчинена цели самоформирования личности и предлагает разные виды и формы деятельности: презентации идей, ярмарки профессий, ярмарки научных идей, соревно-

вания разного рода, конкурсы, курсы, консультации, ролевые деловые игры, заседания клубов, стажировка в фирмах и т.д.

В нашей стране концепция непрерывного профессионального образования была выдвинута в начале 80-х годов и поначалу связывалась с идеологическими мотивами: необходимостью повышения качества образования и развития личности. И только в конце 80-х годов под воздействием первых рыночных попыток модернизации экономики непрерывное образование стало увязываться с потребностями технологической революции и структурной перестройкой экономики.

Концепция непрерывного образования предусматривает получение необходимых знаний на протяжении всей жизни. Согласно ей, образование представляет собой непрерывный процесс приобретения знаний. В последние годы осуществлены крупные шаги, заложившие предпосылки для создания единой системы непрерывного образования, включая все уровни - от школьного до повышения квалификации и переподготовки специалистов [2, 4]. Непрерывное образование -это принцип формирования личности.

В Курганском технологическом колледже непрерывность профессионального образования просматривается через интеграцию трех уровней образования на базе одного образовательного учреждения. Этими проблемами мы достаточно успешно занимаемся в течение 10 лет. Курганская область является дотационной, финансирование образования идет, соответственно, по остаточному принципу. Абсолютное большинство населения не в состоянии финансировать обучение собственных детей в учебных заведениях Российской Федерации. Но потребность населения в образовательных услугах не становится меньше из-за низкого жизненного уровня.

Рыночный механизм взаимоотношения «пользователь (потребитель) - производитель образовательных услуг (образовательное учреждение)», естественно, распространяется и на систему образования. Но в то же время прямой перенос механизма рыночной экономики на деятельность образования неправомерен в силу ряда обстоятельств, вытекающих из самой сути этого социального института, реализующего функции общественного сектора экономики, в котором осуществляется производство общественных благ, где в инвестировании мало заинтересован, либо вообще не заинтересован отдельный инвестор. Одна-

ко очевидно, что в потреблении результатов деятельности образовательных учреждений заинтересовано все общество в целом.

Разумеется, нельзя отрицать значительное воздействие на образование рыночной экономической сферы. Но воздействие это не носит прямого, непосредственного характера. Главным образом оно возникает на базе спроса на специалистов на рынке труда. Размеры и структура этого спроса оказывают значительное влияние на выбор абитуриентами вида и уровня образования. Кроме того, уровень конкурентоспособности выпускников на рынке труда, престижность учебного заведения, степень его участия в формировании необходимых экономике кадров, качество подготовки специалистов определяет размеры финансирования образовательного учреждения.

В связи с этим практически каждое образовательное учреждение вынуждено заниматься маркетингом, так как одним из условий устойчивого состояния образовательного учреждения являются исследования рынка труда, рынка сбыта своих услуг, маркетинговые исследования [5]. Естественно, возможности образовательных учреждений в отношении выявления ведущих тенденций спроса, стратегического прогнозирования и масштабного воздействия на сферу формирования образовательных потребностей существенно ограничены хотя бы в силу отсутствия необходимого объема информации.

Маркетинг образовательных услуг может быть действенным при одновременном формировании мониторинга. Поэтому мы в Курганском технологическом колледже, решая задачи управления разноуровневым, многопрофильным образовательным учреждением, в структуру управления включили отдел развития и мониторинга образовательных услуг. Целью его деятельности является обеспечение, укрепление и поддержание конкурентоспособности колледжа на рынке образовательных услуг. Направлениями его деятельности определены:

- диагностико-исследовательское;

- отбор целевых рынков образовательных услуг колледжа;

- разработка комплекса маркетинга;

- диагностико-организаторское направление.

Отдел успешно работает в течение 3 лет, дважды в год проводится анкетирование выпускников школ города Кургана, ежегодно собирается и корректируется информация о

трудоустройстве выпускников, изучается рыночный спрос на профессиональное образование и предлагается открытие новых, востребованных на рынке труда профессий и специальностей. Так анализ анкетирования выпускников школ г. Кургана 2005/2006 уч. года показал, что среди ССУЗов Курганской области при выборе образовательных учреждений КТК занимает первое место (рис. 1).

Анализ динамики выбора специальностей выпускниками 9-х и 11-х классов за 3 года показывает, как меняется спрос на специальности и, в зависимости от спроса, мы решаем какой спектр образовательных услуг будет предложен на следующий учебный год (рис. 2, 3).

Большое значение мы придаем развитию социального партнерства. Работа колледжа с

социальными партнерами строится по следующим направлениям:

- целевая подготовка специалистов по договорам с работодателями под конкретные рабочие места (договор о целевой подготовке есть с фирмой «Лодия» по подготовке портных, с компанией «Росгосстрах» по подготовке специалистов страхового дела; все студенты КТК этой специальности имеют возможность пройти практику в различных отделениях компании в г. Кургане или области);

- развитие содержания образования; работодатель должен быть уверен в том, что затребованные им ключевые компетенции и социально-значимые качества вошли в цели образовательных стандартов, учебных планов и программ. Уже на первом курсе в учебном плане присутствует предмет «Введение в спе-

Рис. 1. Выбор образовательных учреждений

§3 2003-2004

1403 человека

і 2004-2005 2014 человек

век

"2204” "1705"

Рис. 2. Динамика выбора специальностей (9 классы), %

02003-2004

997 человек

12004-2005 1214 человек

1410 человек ■ 2005-2006

"0602" "0614" "2203" "2304" "2308" "1207" "1806" "2808"

Рис. 3. Динамика выбора специальностей (11 классы), %

циальность», мы приглашаем производственников для чтения специальных курсов, для участия в Итоговой государственной аттестации выпускников;

- открытие новых специальностей и спе-

циализаций по заказу работодателей; в колледже, в связи с узостью местного рынка труда, быстрым перенасыщением этого рынка специалистами, ежегодно открываются новые специальности: «Земельно-имущественные

отношения», «Налоги и налогообложение», «Маркетинг», «Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей» и др.;

- открытие новых специальностей по социальному заказу населения. В колледже были открыты такие специальности, как «Косметика и визажное искусство», «Дизайн»;

- укрепление материальной базы по всем специальностям; за основу принимается программа развития колледжа;

- проведение занятий на производстве; так, например, преподаватель материаловедения И.А. Колышкин много лет практикует занятия сварщиков на автобусном заводе;

- проведение конкурсов профессионального мастерства, неделей специальностей, Дня науки с приглашением специалистов разных направлений, реализуемых в колледже, т.е. погружение в специальность;

- реальное дипломное проектирование по заказу предприятий. Например, студенты-выпускники специальности «Автоматизированные системы управления и обработки информации», «Программирование» традиционно разрабатывают дипломы практикоориентированного характера. В 2002 году 28% выпускных квалификационных работ на этом отделении носили практическую направленность, в 2003 году - 35%, в 2004 году

- около 60%;

- стажировка преподавателей на предприятиях;

- содействие трудоустройству выпускников через систему патроната; анализируются проблемы трудоустройства, заключаются договоры с предприятиями, предлагается выпускникам повышение квалификации, профессиональная переподготовка для выполнения нового вида профессиональной деятельности, оказывается консультационная помощь;

- работа психологической службы кол-

леджа; консультации психологов выпускникам осуществляются через систему патроната; в марте 2004 года службой было проведено исследование, которое показало, что процесс адаптации студентов-выпускников КТК идет достаточно успешно; на вопрос «Устраивает ли Вас Ваша работа?» 87% ответило положительно. А при оценке уровня профессиональной самореализации в организации (по 5-балльной шкале) 6% отвечающих поставили 5 баллов, 67% поставили 4 балла, 27% поставили 3 балла, неудовлетворительных оценок нет.

Стратегия жизнедеятельности нашего образовательного учреждения и управление им нацелено на обеспечение такого уровня функционирования колледжа, который позволит достичь заданного стандартами качества и соответствующего профессионально-культурного уровеня образования будущих специалистов. Преемственность разных уровней образования, маркетинговые исследования рынка образовательных услуг, работа с социальными партнерами, на наш взгляд, обеспечивают конкурентоспособность колледжа в нашем регионе, т.е. поддерживают такой уровень потенциала, который обеспечивает возможность держать и расширять долю рынка в условиях конкурентной борьбы.

Литература

1. История инженерно-педагогического образования: межвузовский сб. науч. тр. / Свердл. тж.-пед. ин-т; Моск. ин-т инженеров с.-х. производства. -М.: МИИСП, 1990. -102с.

2. Котлярова, И.О. Модернизация образования на селе: инновационный проект / И.О. Котлярова, Б.А. Куган, Г.Н. Сериков. -Курган-Челябинск: Изд-во ГлавУО Курганской области, 2001. -102 с.

3. Куликов, А.В. Формирование экономической направленности технического творчества студентов профессионально-педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук/ А.В. Куликов. - Екатеринбург, 2000. - 22 с.

4. Наш, А.Я. О новой парадигме инженерно-педагогического образования в многоуровневой системе / А.Я. Найн // Вести. УНМО вузов России по инж.-пед. образованию. -1992. - Вып. 2(9). - С. 16-20.

5. Хиценко В.Е. Эволюционный менеджмент // Менеджмент в. России и за рубежом. -2000.-М 1.- С. 56-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.