МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАК ЭТАП ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМАТИЗАЦИЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
КАРАЧАРОВСКИЙ В.А.
Для реализации всех функций управления и систематизации непрерывного профессионального образования в колледже существует система управления, включающая: директора, заместителей, совет колледжа под председательством директора, педагогический совет колледжа и малые педагогические советы на отделениях колледжа, экспертно-методическую комиссию, научно-методическую службу, возглавляемую заместителем директора по научно-методической работе, воспитательную службу, возглавляемую заместителем директора по учебно-воспитательной работе, службу информационных технологий, возглавляемую заместителем директора по информационным технологиям, цикловые комиссии. В управлении и самоуправлении также участвуют все педагоги.
Для повышения конкурентоспособности выпускников колледжа, обеспечения их трудоустройства, собираются сведения о спросе на выпускников разных специальностей и предложениях по удовлетворению спроса, осуществляется их анализ, в котором задействованы все управленческие структуры.
А уже с применением этих аналитических материалов происходит проектирование образовательного процесса в колледже. Таким образом, в основе аналитико-проектировочного этапа лежит использование исследовательского метода параметрического анализа и синтеза. Для аналитико-проектировочного этапа характерно исполнение субъектами управления исследовательских действий: изучение состояния системы, сравнение потребностей учащихся и возможностей их удовлетворения, поиск и прогнозирование.
Возможности изучения спроса заложены в интегрированном модуле взаимодействия колледжа с производственной сферой. К сбору необходимых сведений администрация колледжа привлекает сами производственные предприятия, специалистов различных служб занятости населения, кадровые агентства.
В основе изучения спроса-предложения лежат известные технологии и методики маркетинга. Это обусловлено тем, что рыночный механизм взаимоотношения пользователь (потребитель) - производитель образовательных услуг (образовательное учреждение), естественно, распространяется и на систему образования. Но в то же время прямой перенос механизма рыночной экономики на деятельность образования неправомерен в силу ряда обстоятельств, вытекающих из самой сути этого социального института, реализующего функции общественного сектора экономики, в котором осуществляется производство общественных благ, где в инвестировании мало заинтересован, либо вообще не заинтересован отдельный инвестор. Однако очевидно, что в потреблении результатов деятельности образовательных учреждений заинтересовано все общество в целом.
Разумеется, нельзя отрицать значительное воздействие на образование рыночной экономической сферы. Но воздействие это не носит прямого, непосредственного характера. Главным образом оно возникает на базе спроса на специалистов на рынке труда. Размеры и структура этого спроса оказывают значительное влияние на выбор абитуриентами вида и уровня образования. Кроме того, уровень конкурентоспособности выпускников на рынке труда, престижность образовательного учреждения, степень его участия в формировании необходимых экономике кадров, качество подготовки специалистов определяет размеры финансирования образовательного учреждения.
В связи с этим практически каждое образовательное учреждение вынуждено заниматься маркетингом, так как одним из условий устойчивого состояния образовательного учреждения являются исследования рынка труда, рынка сбыта своих услуг, маркетинговые исследования. Естественно, возможности образовательных учреждений в отношении выявления ведущих тенденций спроса, стратегического прогнозирования и масштабного воздействия на сферу формирования образовательных потребностей существенно ограничены хотя бы в силу отсутствия необходимого объема информации.
«Маркетинг образовательных услуг - это находящаяся на стыке многих сфер знаний научнопрактическая дисциплина, изучающая и формирующая философию, стратегию и тактику цивилизованного мышления и действия, поведения и взаимоотношений субъектов рынка образовательных услуг - образовательных учреждений, организаций-потребителей, личностей обучающихся, а также органов государственного и муниципального управления и посреднических структур, которые производят (оказывают), продают (предоставляют), приобретают и потребляют эти услуги и сопутствующие им услуги и продукты» [1]. Таким образом, в основе маркетингового подхода лежит идея удовлетворения потребностей.
Объектами маркетинга в сфере профессионального образования являются:
- совокупность предприятий сельскохозяйственного региона (Курганской области), их кадровая оснащенность и потребность;
- предоставляемые в регионе и, может быть, в ближайших регионах, образовательные услуги;
- удовлетворенность потребителей выпускаемыми специалистами;
- качество образовательного процесса;
- каждый учащийся и будущий работник с его образовательными, профессиональными потребностями и прогнозами самореализации.
- Применяя основы маркетинга к исследованию образовательных услуг, можно вывести задачи, которые следует решать на первом этапе технологии:
- комплексное изучение спроса на образовательные услуги;
- выявление потенциального спроса и неудовлетворенных потребностей на образовательные услуги среди различных категорий участников образования (различных социальных слоев населения);
- планирование образовательных услуг разного рода;
- разработка мер для наиболее полного удовлетворения существующих потребностей в образовательных услугах;
- планирование и осуществление образовательных услуг;
- разработка мер по совершенствованию управления и организации различного рода мероприятий, направленных на повышения уровня образованности.
Учитывая заинтересованность многих сторон, участниками маркетинговых отношений в сфере образования предстают: представители органов управления образования, учреждений профессионального образования, служб занятости населения, предприятий региона, общественных институтов и структур, причастных к продвижению образовательных услуг на рынке, сами обучающиеся. Взаимодействующие субъекты в процессе оказания маркетинговых услуг выполняют следующие функции, обусловленные их заинтересованностью.
Коллективным субъектом осуществления маркетинговой деятельности являются субъекты интегрированных модулей взаимодействия с производственной сферой. В Курганском технологическом колледже, решая задачи управления разноуровневым, многопрофильным учебным заведением, мы включили в структуру управления для реализации этого рода деятельности Отдел развития и мониторинга образовательных услуг. Целью его деятельности является обеспечение, укрепление и поддержание конкурентоспособности колледжа на рынке образовательных услуг. Направлениями его деятельности определены: диаг-ностико-исследовательское, а также отбор целевых рынков образовательных услуг колледжа, разработка комплекса маркетинга, диагностико-организаторское направление.
При этом коллективный субъект выполняет соответствующие этим направлениям и ранее поставленным задачам функции:
- исследование и прогнозирование конъюнктуры рынка образовательных услуг;
- выявление перспективных образовательных услуг;
- обеспечение собственного воспроизводства и развития (проблемы персонала для осуществления маркетинговой деятельности в образовании);
- определение места, эффективных условий будущей трудовой деятельности выпускников и соблюдение, выполнение этих условий;
- накопление, обработка, анализ и продажа (предоставление) информации о конъюнктуре рынка образовательных услуг, консультирование других субъектов;
- формирование каналов сбыта, организация заключения и содействие выполнению сделок по образовательным услугам;
- оказание обучающимся образовательных услуг, передача желаемых и необходимых знаний, умений и навыков (как по содержанию и объему, так и по ассортименту и качеству);
- производство и оказание сопутствующих образовательных услуг, а также оказание воздействий, формирующих личность будущего специалиста;
- оказание информационно-посреднических услуг потенциальным и реальным обучающимся и работодателям, включая согласование с ними условий будущей работы, размеров, порядка и источников финансирования образовательных услуг и др.
Давая ответы на вопросы, кого, как, для чего, в каком объеме, в чьих интересах учить, маркетинговое исследование позволяет очертить круг проблем и вопросов, определяющих свойства образовательных услуг. Среди них отмечаем:
- желаемые характеристики будущего контингента обучающихся;
- цели обучения и адекватное им соотношение между общекультурными, фундаментальными и специальными, прикладными знаниями;
- длительность и режимы, ступени обучения;
- тип образовательного учреждения, с учетом места его расположения;
- технологии обучения и контроля его результатов;
- характеристики персонала, оказывающего образовательные услуги;
- типы учебно-методических средств и направления их использования, в т.ч. средств визуализации знаний, индивидуализированного контроля, программированного обучения, тренинга и др.
С решением этих вопросов прямо связано и решение вопросов маркетинга в сфере образования в отношении ассортиментной, ценовой, коммуникационной, сбытовой, кадровой политики [3].
Отдел развития и мониторинга образовательных услуг в Курганском технологическом колледже успешно работает в течение 3 лет, дважды в год проводится анкетирование выпускников школ города Кургана, ежегодно собирается и корректируется информация о трудоустройстве выпускников, изучается рыночный спрос на профессиональное образование и предлагается открытие новых, востребованных на рынке труда профессий и специальностей. Так анализ анкетирования выпускников школ г. Кургана 2007 года показал, что среди образовательных учреждений среднего профессионального образования Курганской области при выборе образовательных учреждений Курганский технологический колледж (КТК) занимает первое место.
Особое внимание уделяется отделом развития и мониторинга образовательных услуг трудоустройству выпускников, внутри отдела существует кадровое агентство «Карьера», в котором создан банк молодого специалиста, проводится анализ вакансий на рынке труда и, в зависимости от спроса, работодателям предлагаются заполненные анкеты вместе с резюме.
«Банк молодого специалиста»
Анкета
трудоустройства выпускника
ФИО__________________________________________
Дата рождения «________»__г.
Полных лет
Паспорт, №______, когда и кем выдан______
Домашний адрес (индекс)
Телефон: домашний контактный
1. Образование
а) отделение______специальность__________
квалификация_______________________________
б) Имеете дополнительное образование?
□ ДА
□ НЕТ
Если «да», уточните какое? Мастер маникюра и педикюра
2. Дополнительные сведения:
а) Компьютер:
□ Не владею
□ Пользователь
□ Программист Знание программ (каких)
б) Работа в период учебы, (где, кем):
3. Трудоустройство:
а) Полное наименование предприятия_______
б) Форма собственности___________________
в) Отрасль хозяйства_______________________
г) По какой специальности трудоустроились?
ДАТА.
Второе поднаправление - изучение возможностей колледжа удовлетворять спрос - самообследова-ние. Меру удовлетворения со стороны колледжа образовательных потребностей учащихся и потребностей региона в кадрах мы рассматриваем как показатели качества. Поэтому самообследование, по нашему мнению, - это процесс мониторинга качества образовательного процесса. Соответствующая модель мониторинга качества образовательного процесса включает в себя следующие направления:
- инженерно-педагогические кадры, их квалификация;
- общие показатели и материально-техническая база;
- результативность воспитательного процесса;
- комплексно-методическое обеспечение образовательного процесса;
- результативность образовательного процесса;
- инновационная деятельность;
- мониторинг мотивации и обучаемости учащихся, поступающих в образовательное учреждение.
Для формирования критериальной базы и для проведения мониторинга формируются рабочие группы, соответствующие выделенным направлениям:
- обеспечения образовательного процесса (инженерно-педагогические работники, материальнотехническая база, общие показатели), руководитель - директор;
- обеспечения нравственного становления личности студентов (мотивация и обучаемость студентов, результативность воспитательного процесса), руководитель - заместитель директора по учебновоспитательной работе;
- обеспечения качества учебной деятельности (комплексно-методическое обеспечение учебного процесса, его результативность), руководитель - заместитель директора по учебно-организационной работе;
- инновационная деятельность (инновационная деятельность в образовательном учреждении), руководитель - заместитель директора по научно-методической работе.
По названным параметрам осуществляется анализ, задачи которого состоят в том, чтобы определить достаточные показатели по каждому критерию и сопоставить состояние образовательного процесса и всех модулей в колледже с достаточным.
Параметрический синтез состоит в том, чтобы по каждому параметру довести систему до достаточного показателя. Параметрический синтез в нашем случае состоит в совершенствовании системы по некоторым критериям, без ее кардинального разрушения. Так на практике в ходе параметрического синтеза реализуется принцип регулируемого эволюционирования [2].
Переход к новым схемам управления и вовлечение всего коллектива в процессы управления качеством требует проведения непрерывной переподготовки сотрудников колледжа. Чтобы система менеджмента качества была дееспособной, кроме лидирующей роли руководителя, как обязательном условий успеха, разработку и внедрение системы управления качеством надо начинать с вовлечения персонала в эту работу.
Стратегия жизнедеятельности колледжа и управление им нацелено на обеспечение такого уровня функционирования колледжа, который позволит достичь заданное стандартами качество и соответствующий профессионально-культурный уровень образования будущих специалистов. Преемственность разных уровней образования, маркетинговые исследования рынка образовательных услуг, работа с социальными партнерами, на наш взгляд, обеспечивают конкурентоспособность колледжа в нашем регионе, т.е. поддерживают такой уровень потенциала, который обеспечивает возможность держать и расширять долю рынка в условиях конкурентной борьбы.
Список литературы
1. Разработка функций межведомственного взаимодействия субъектов муниципального уровня власти в обеспечении качества образовательных процессов в образовательных учреждениях»: отчет по хоздоговорной теме 2003.009, 2003. - 85с.
2. Сериков Г.Н. Управление образованием: системная интерпретация / Г.Н. Сериков. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1998. - 664 с.
3. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. М., 1996; Хохлов Н.В. Управление риском. - М., 1999.
4. Железцов, А.В., Залялова, Г.А. Приоритеты опережающего экономического образования молодежи: Материалы международной научно-практической конференции 26-27 марта 2003 г.- Новосибирск, 2003, 609 с.
5. Ильясов, Д.Ф. Теория управления образованием: Учеб. пособие по спецкурсу для студ. пед. специальностей и руководителей образоват. учреждений / Д.Ф. Ильясов, Г.Н. Сериков. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 344 с.
6. Карташова Л.В., Николаева М.А. Управление качеством образовательных услуг в ССузах. //Совершенствование качества подготовки специалистов в ссузах. Научно-методический сборник. М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004.
7. Куган Б.А. Управление образовательной системой: Взаимодействие субъектов регионального и муниципального уровней / Б.А. Куган, Г.Н. Сериков. - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2002. - 632 с.