УДК 330
JEL Q18
Майорова наталья Викторовна
канд. культурологии, НОЦ «Биомед» ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова», г. Москва, Российская Федерация e-mail: [email protected]
Майоров Михаил Кириллович
аспирант, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация e-mail: [email protected]
Бахтуразова Татьяна Владимировна
канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация e-mail: [email protected]
Еделев Дмитрий Аркадьевич
д-р экон. наук, наук, Национальный проект «Здоровье Нации», г Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-5863-2284 e-mail: info@national-health. ru
DOI 10.26425/1816-4277-2020-3-52-56
механизмы обеспечения устойчивого развития и продовольственной безопасности суверенной страны
Аннотация. В статье выделены социальные и климатические факторы, оказывающие влияние на глобальные и региональные продовольственные системы государств и регионов. Отмечена важность обеспечения продовольственной безопасности и сбалансированного полноценного питания населения в период экономических затруднений для снижения уязвимости экономики и укрепления политической стабильности Российской Федерации; формирования потенциала, необходимого для противостояния кризису и быстрого восстановления после него. Рассмотрены проблемы продовольственной безопасности и задачи, направленные на предотвращение внутренних и внешних угроз, устойчивое развитие внутреннего производства, достаточного для обеспечения продовольственной независимости и государственного суверенитета. Ключевые слова: безопасность, пища, Россия, экономика, производство, суверенитет, продовольственная политика, промышленная политика, промышленность, формирование, развитие, прогнозирование.
Цитирование: Майорова Н.В., Майоров М.К., Бахтуразова Т.В., Еделев Д.А. Механизмы обеспечения устойчивого развития и продовольственной безопасности суверенной страны//Вестник университета. 2020. № 3. С. 52-56.
Mayorova Natalya
Candidate of Culturology, REC «Biomed», Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia e-mail: [email protected]
Mayorov Mikhail
Postgraduate student, State University of Management, Moscow, Russia e-mail: [email protected]
Bakhturazova Tatyana
Candidate of Economic Sciences, State University of Management, Moscow, Russia e-mail: [email protected]
Edelev Dmitry
Doctor of Economic Sciences, National project «Health of the Nation», Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-5863-2284 e-mail: info@national-health. ru
MECHANISMS FOR ENSURING SUSTAINABLE DEVELOPMENT AND FOOD SECURITY OF A SOVEREIGN COUNTRY
Abstract. The social and climatic factors that affect the global and regional food systems of states and regions have been highlighted in the article. The importance of ensuring food security and balanced nutrition of the population at a time of economic hardship to reduce the vulnerability of the economy and strengthen the political stability of the Russian Federation, to build capacity to withstand the crisis and rapid recovery from it has been noted. The problems of food security and tasks aimed at preventing internal and external threats, sustainable development of domestic production sufficient to ensure food independence and state sovereignty have been considered.
Keywords: safety, food, Russia, economy, production, sovereignty, food policy, industrial policy, industry, formation, development, forecasting.
For citation: Mayorova N.V., Mayorov M.K., Bakhturazova T.V., Edelev D.A. (2020) Mechanisms for ensuring sustainable development and food security of a sovereign country. Vestnik universiteta. I. 3, pp. 52-56. DOI: 10.26425/1816-4277-2020-3-52-56
Изменение климата, резко возросшие масштабы вооруженных конфликтов и очагов нестабильности в азиатском регионе, обострение хронических межнациональных и международных конфликтов вызвали массовые и нередко неуправляемые миграции большого количества людей. В основе этого может лежать потепление климата и его чрезвычайно быстрая изменчивость, нарастание экстремальных климатических явлений, которые вызывают непрогнозируемую волатильность урожаев сельскохозяйственных культур, изменение их продуктивности и качества, что сказывается на производстве, качестве и количестве конечных продуктов питания,
© Майорова Н.В., Майоров М.К., Бахтуразова Т.В., Еделев Д.А., 2020. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).
The Author(s), 2020. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
производимых из них. Все эти социальные и климатические факторы влияют на глобальные и региональные продовольственные системы государств и регионов, источники средств к существованию самих жителей, изменяя методы производства, распределения и потребления продуктов питания, ставя новые проблемы в области продовольственной безопасности питания и здоровья [4]. По данным доклада Организации Объединенных Наций «Состояние продовольственной безопасности», в мире увеличивается число голодающих: эта цифра растет третий год подряд и составляет на сегодня 821 млн человек. В то же время 2 млрд человек едят некачественную пищу или недоедают [9].
Голод, смерть, неполноценное питание, болезни являются угрозой человеческой цивилизации, процветанию общества, и стабильности системы власти. Именно поэтому продовольственная безопасность является основополагающим элементом суверенитета, независимости и национальной безопасности любого современного государства.
Особенностью экономики России в текущий момент является полифакторный, затяжной экономический и социальный кризис. Следовательно, мы должны признать важность обеспечения продовольственной безопасности и сбалансированного полноценного питания в период экономических затруднений. Это снизит уязвимость экономики и политической стабильности, а также позволит сформировать потенциал, необходимый для противостояния кризису и быстрого восстановления после него. От уровня обеспечения продовольственной безопасности зависит вся система экономической стабильности и экономической безопасности государства. Мы уверены, что обеспечение населения нашей страны доброкачественным продовольствием в достаточном количестве является главной задачей государства, и хотели бы напомнить, что именно нехватка продовольствия вызывает высокий уровень социальной и политической конфликтности.
Обеспечение продовольственной безопасности любой страны должно строиться на планомерной работе органов государственной власти в обеспечении пищевого достатка граждан своей страны. Основным рабочим документом такой работы в России является Доктрина продовольственной безопасности Российско й Федерации, принятая Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» (далее - Доктрина-2020), которая при взвешенном и продуманном исполнении органами государственной власти и исполнителями позволяет России избегать голода [1]. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации является документом стратегического планирования, в котором отражены официальные взгляды на цели, задачи и основные направления государственной социально-экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
Предыдущая Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, принятая Указом Президента Российской Федерации 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» (далее - Доктрина-2010), была в основном выполнена [3]. Однако два показателя реализованы не были: Россия не достигла уровня самообеспечения по молоку и пищевой соли.
В пищевой и перерабатывающей промышленности России на 56 тыс. предприятиях сегодня работает 1,5 млн человек. Продажа продуктов питания составляет 49 % розничной торговли в стране, в которой трудятся миллионы человек. Наконец, пищевая промышленность - это 12 % валового внутреннего продукта, а вместе с сельским хозяйством и все 17 % [13].
Доктрина-2020 отвечает современным внешним недружественным вызовам нашей стране и разработана с учетом изменившихся внешних и внутренних условий функционирования агропромышленного комплекса страны. Под внешними недружественными вызовами в первую очередь подразумевается введение санкций в отношении России рядом высокоразвитых стран, ранее поставлявших продукты питания в Россию. В новой доктрине сделан акцент на укреплении продовольственной безопасности страны, замещении импортной продукции на внутреннем продовольственном рынке и повышении самообеспеченности России основными видами пищевых продуктов. Рассмотрим проблемы продовольственной безопасности России и предлагаемые механизмы их решения.
Несмотря на успешность реализации Доктрины-2010, остается ряд проблем [7; 8]. Главной проблемой продовольственной безопасности мы считаем проблему с кредитованием в Российской Федерации. Брать кредит в российских банках в 2020 г. под 13 % годовых может позволить себе очень немного предприятий пищевой промышленности [10]. Льготные государственные кредиты агропромышленным предприятиям странным
образом попадают в одни и те же руки [5]. Мы не склонны видеть в этом коррупцию, но вероятность кредитования за пределы «круга избранных» минимальна.
Первая проблема порождает вторую - старение основных производственных фондов пищевых предприятий и изношенность материально-технической базы. Старение основных производственных фондов пищевых предприятий сдерживает выпуск инновационной конкурентоспособной продукции высокого качества, соответствующего современным мировым требованиям [6]. Изношенность материально-технической базы приводит к значительному сокращению ассортимента вырабатываемой на территории нашей страны продукции, «убивает» небольшие производства и целые сегменты пищевой промышленности. Так, незаметно исчезло производство стратегически важного желатина. Все 16 заводов, ранее работавших в России закрыты, а желатин импортируется из Китая, который наоборот развил его производство. Такая же проблема с производством витаминов, импортируемых из США. Сегодня Россия не имеет своего родительского стада птицы и многого другого, что необходимо для производства продуктов питания в стране без оглядки на иностранные государства. Ограниченность свободных денежных средств у граждан приводит к снижению покупательской способности и дополнительному ограничению на ассортимент приобретаемой продукции, ограничиваясь дешевым ее сегментом. Покупка преимущественно дешевых продуктов запускает колесо инфернального разрушения российской пищевой промышленности. В этих условиях введение санкций в отношении качественных иностранных товаров, наверное, является плохим подспорьем российской пищевой промышленности по понятным из вышеперечисленных причин. Создавать механизмы и инструменты ликвидации дефицита кредитных ресурсов, старения основных производственных фондов пищевых предприятий и изношенности материально-технической базы, восстановления производства стратегически важных продуктов питания и ингредиентов по Доктрине-2020 пока не планируется.
Огромной проблемой пищевой промышленности России страны является фальсификация продуктов питания. Например, недавно «Росконтроль» провел проверку сливочного масла, купленного в российских магазинах. Из 36 проверенных образцов только 9 оказались настоящим сливочным маслом, а остальное -фальсификат, который содержит технический пальмовый жир, маргарин из растительных жиров, смешанный со свиным или говяжьим салом, подкрашенный и ароматизированный, произведенный нередко в антисанитарных условиях [11]. Фальсификат грабит и разрушает бизнес честных производителей, ломает рынок и конкуренцию, наконец убивает людей, ведь под видом настоящих продуктов предлагают продукты сомнительного происхождения. Механизмов борьбы с фальсификатом по Доктрине-2020 продовольственной безопасности Российской Федерации создаваться не планируется, более того само слово «фальсификат» и «фальсификация» в Доктрине-2020 отсутствует. Это ставит под сомнение нацеленность Правительства Российской Федерации на борьбу с фальсификацией продукции агропродовольственного комплекса.
Следующая проблема - оборудование предприятий пищевой промышленности. Автоматизированные линии для производства пищи в России не производятся. Все крупные предприятия страны работают на китайском, американском, немецком, австрийском, французском и итальянском оборудовании. Продукция, которая требует глубокой переработки сырья, - дорогая, и чем глубже, интеллектуальнее переработка, тем продукт дороже. Продукты глубокой переработки зерна стоят в 6-7 раз дороже зерна, которое является сырьем, из которого они делаются. Это же применимо и к мясу, молоку, семенам и орехам. Доктри-на-2020 ориентирована на продажу сырья за границу. Создавать механизмы и инструменты производства собственных машин и аппаратов производства пищи на замену иностранных, возрождать пищевое машиностроение по Доктрине-2020 пока не планируется.
Для создания нового оборудования и работы на существующем нужны специалисты и высококвалифицированные конструкторы. Сегодня у нас не готовят инженеров-механиков, инженеров-конструкторов и инженеров автоматчиков, тех, кто связан с созданием робототехники. Создавать механизмы и инструменты подготовки собственных кадров и специалистов пищевого машиностроения по Доктрине-2020 пока не планируется.
В заключение отметим, что динамично развивающийся агропродовольственный сектор России способен надежно обеспечить население страны безопасной пищей, а при решении ряда проблем и задач, предотвращающих внутренние и внешние угрозы продовольственной безопасности, и устойчивое развитие внутреннего производства, достаточное для продовольственной независимости и государственного суверенитета.
Библиографический список
1. Указ Президента РФ от 21.01.2020 № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_343386/ (дата обращения: 07.02.2020).
2. Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2010 № 1873-Р «Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106196/ (дата обращения: 07.02.2020).
3. Указ Президента РФ от 30.01.2010 № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_96953/ (дата обращения: 07.02.2020).
4. Алексейчева, Е. Ю., Еделев, Д. А., Магомедов, М. Д. Экономическая география и регионалистика. - М.: Дашков и К, 2014. - 376 с.
5. Грицюк, Т. В. Государственное регулирование экономики: теория и практика. - М.: РДЛ, 2004. - 287 с.
6. Еделев, Д. А., Кантере, В. М., Матисон, В. А. Безопасность и качество продуктов питания: учебник. - М.: РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, 2010. - 295 с.
7. Еделев, Д. А., Кантере, В. М., Матисон, В. А. Проблемы обеспечения населения РФ безопасными и качественными пищевыми продуктами // Мир агробизнеса. - 2010. - № 1. - С. 4-7.
8. Еделев, Д. А., Кантере, В. М., Матисон, В. А. Технологии обеспечения безопасности и качества продуктов питания: проблемы, стратегические цели, перспективы развития // Пищевая промышленность. - 2010. - № 10. - С. 36-39.
9. Ершов, Ю. ООН: в мире становится все больше голодающих // Росссийская газета. - 2019. - 16 июля [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2019/07/16/oon-v-mire-stanovitsia-vse-bolshe-golodaiushchih.html (дата обращения: 07.02.2020).
10. Панин, Г. Ослабление рубля изменит ставки по кредитам и депозитам // Российская газета. - 2020. - 18 марта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2020/03/18/oslablenie-rublia-izmenit-stavki-po-kreditam-i-depozitam.html(дата обращения: 07.02.2020).
11. Чаблин, А., Еделев, Д. Москва, Путину: «Я очень хочу жить!!! Перекройте путь этой отраве!» // Свободная пресса. -2020. - 31 янв. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://svpressa.ru/society/article/255937/ (accessed 07.02.2020).
12. Официальный сайт Президента Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/ (дата обращения: 07.02.2020).
13. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения: 07.02.2020).
References
1. Ukaz Prezidenta RF ot 21.01.2020 № 20 "Ob utverzhdenii Doktriny prodovol'stvennoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii"
[Decree of the President of the Russian Federation from 21.01.2020 No. 20 "About the approval of the Doctrine offood security of the Russian Federation"], legal reference system "Сonsultant plus". Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_343386/ (accessed 07.02.2020).
2. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 25.09.2010 № 1873-R "Osnovy gosudarstvennoi politiki Rossiiskoi Federatsii v oblasti zdorovogo pitaniya naseleniya na period do 2020 goda" [Decree of the Government of the Russian Federation of September 25, 2010 No. 1873-P "Fundamentals of the state policy of the Russian Federation in the field of healthy nutrition for the period until 2020"], legal reference system "Сonsultant plus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_106196/ (accessed 07.02.2020).
3. Ukaz Prezidenta RF ot 30.01.2010 № 120 «Ob utverzhdenii Doktriny prodovol'stvennoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii» [Decree of the President of the Russian Federation of30.01.2010 No. 120 "on approval of the doctrine offood security of the Russian Federation"], legal reference system "Сonsultant plus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_96953/ (accessed 07.02.2020).
4. Alekseicheva E. Yu., Edelev D. A., Magomedov M. D. Ekonomicheskaya geografiya i regionalistika [Economic geography and regional studies]. Moscow, Dashkov i K, 2014. 376 p.
5. Gritsyuk T. V. Gosudarstvennoe regulirovanie ekonomiki: teoriya i praktika [Economic geography and regional studies]. Moscow, RDL, 2004. 287 p.
BecmuuK yuueepcumema № 3, 2020
6. Edelev D. A., Kantere V. M., Matison V. A. Bezopasnost' i kachestvo produktov pitaniya: uchebnik [Safety and quality of food: textbook]. Moscow, RGAU-MSKhA im. K. A. Timiryazeva, 2010. 295 p.
7. Edelev D. A., Kantere V M., Matison V A. Problemy obespecheniya naseleniya RF bezopasnymi i kachestvennymi pishchevymi produktami [Problems ofproviding the population of the Russian Federation with safe and high-quality food products]. Mir agrobiznesa [World of Agrobusiness], 2010, no. 1, pp. 4-7.
8. Edelev D. A., Kantere V. M., Matison V A. Tekhnologii obespecheniya bezopasnosti i kachestva produktov pitaniya: problemy, strategicheskietseli, perspektivyrazvitiya [Technologies for ensuring safety and quality of food: problems, strategic goals, development prospects]. Pishchevaya promyshlennost' [Food Industry], 2010, no. 10, pp. 36-39.
9. Ershov Yu. OON: v mire stanovitsya vse bol'she golodayushchikh [UN: the world is becoming more starving]. Rosssiiskaya gazeta, 2019, July 16. Available at: https://rg.ru/2019/07/16/oon-v-mire-stanovitsia-vse-bolshe-golodaiushchih.html (accessed 07.02.2020).
10. Panin G. Oslablenie rublya izmenit stavki po kreditam i depozitam [The weakening of the ruble will change the rates on loans and deposits]. Rossiiskaya gazeta, 2020, March 18. Available at: https://rg.ru/2020/03/18/oslablenie-rublia-izmenit-stavki-po-kred-itam-i-depozitam.html (accessed 07.02.2020).
11. Chablin A., Edelev D. Moskva, Putinu: "Ya ochen' khochu zhit'!!! Perekroite put' etoi otrave!" [Moscow, to Putin: "I really want to live!!! Block the path to this poison!"]. Svobodnaya pressa, 2020, January 31. Available at: https://svpressa.ru/society/ article/255937/ (accessed 07.02.2020).
12. Ofitsial'nyi sait Prezidenta Rossiiskoi Federatsii [Official website of the President of the Russian Federation]. Available at: http://kremlin.ru/ (accessed 07.02.2020)
13. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoi statistiki [Federal State Statistics Service]. Available at: http://www.gks.ru (accessed 07.02.2020).