Научная статья на тему 'Механизмы обеспечения экономической безопасности города Москвы'

Механизмы обеспечения экономической безопасности города Москвы Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1995
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизмы обеспечения экономической безопасности города Москвы»

механизмы обеспечения экономической безопасности города москвы*

э.н. Яковлев,

доктор экономических наук, профессор, директор экспертно-аналитического центра

А.А. ЗВЯГИн,

доктор экономических наук, профессор,

ведущий научный сотрудник экспертно-аналитического центра

е.ю. хрусталёв,

доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник

центрального экономико-математического института РАн

Экономическая безопасность является важнейшей составной частью национальной безопасности [1-3] и вместе с тем одной из наиболее существенных характеристик экономики. Поэтому обеспечение экономической безопасности страны, ее многонационального народа является одной из самых приоритетных задач российского государства [4-8]. На современном этапе государственная стратегия экономической безопасности России ориентирована на укрепление конституционного строя, поддержание территориальной целостности и обороноспособности страны, социально-политической стабильности общества, достижение таких темпов социально-экономического развития, которые обеспечили бы всему населению страны приемлемые уровень и качество жизни, получение страной существенных конкурентных преимуществ, необходимых для занятия ею в глобализирующемся мире места, достойного великой державы.

В России как федеративном государстве экономическая безопасность страны представляет собой сложносоставное многоуровневое явление. В нем выделяются четыре основных уровня экономической безопасности: всей Российской Федерации, регионов, муниципальных образований,

* Статья подготовлена при поддержке РФФИ (проект № 07-06-00200).

общественных организаций, предпринимательских структур и отдельных граждан. Процессы обеспечения безопасности на всех четырех уровнях взаимосвязаны и находятся в прямой зависимости от эффективности использования ресурсов, имеющихся на каждом уровне.

В национальной системе экономической безопасности России ее обеспечение на региональном уровне является своеобразным связующим звеном между федеральным, муниципальным и корпоративным уровнями. Это звено самим своим положением в системе национальной экономической безопасности призвано стать надежным скреплением ее каркаса, что придает особо важное значение ее надежному обеспечению именно в субъектах Российской Федерации. Из этого вытекает ключевой принцип эффективного функционирования системы экономической безопасности Российской Федерации: сильные субъекты — сильная Федерация.

Москва — не только один из крупнейших городов мира, существенно превосходящий по числу жителей и занимаемой площади многие европейские столицы, но и крупнейший с точки зрения сосредоточения хозяйственной деятельности и финансовых средств субъект Российской Федерации. Экономический потенциал города Москвы значительно превосходит потенциал большинства других российских субъектов.

Город Москва занимает особое место среди всех других городов России. Он является крупнейшим городом страны и одним из крупнейших мегаполисов мира1. Вместе с тем, в соответствии с Конституцией РФ Москва как город федерального значения входит в состав Российской Федерации в качестве одного из субъектов Федерации и является ее столицей.

Из этого следует, что экономическая безопасность Москвы есть сложная многоуровневая система, тесно связанная с аналогичными системами как по вертикали (с вышестоящей системой экономической безопасности России и с подотчетными системами экономической безопасности муниципальных образований города), так и по горизонтали (с системами экономической безопасности других субъектов Российской Федерации и, прежде всего, Московской области и иных регионов Центрального федерального округа).

Все это и определяет особую роль Москвы в России. От того, насколько здоровой и стабильной будет социальная ситуация в городе и насколько устойчивым будет его экономический рост, во многом зависит будущее всей страны. Поэтому обеспечение безопасного развития экономической и социальной сфер жизнедеятельности Москвы представляет собой крайне важную задачу.

Социально-экономические интересы города. Под экономической безопасностью Москвы как субъекта и крупнейшего мегаполиса Российской Федерации понимается такое состояние защищенности социально-экономических интересов города от внешних и внутренних угроз, которое обеспечивает создание на его территории благоприятных условий существования его жителей, всех участников хозяйственной деятельности при одновременном создании предпосылок для динамичного развития всей России [10].

Социально-экономические интересы города Москвы есть представленное в различных сочетаниях концентрированное выражение социально-экономических интересов жителей города, действующих на его территории хозяйствующих субъектов различных форм собственности, политических партий, иных общественных организаций, федеральных и городских властей, местного самоуправления. Иначе говоря, это концентрированное выражение всех действующих в городе личных, местных, корпоративных и ведомственных

1 По состоянию на 01.01.2007 численность постоянного населения города составила 10,443 млн чел. Велика и площадь Москвы: в настоящее время она уже в ряде мест вышла за пределы МКАД и составляет 1 081 кв. км [9].

социально-экономических интересов. Социально-экономические интересы города представляют собой основные побудительные мотивы его жизнедеятельности в экономической и социальной сфере.

В условиях рыночной экономики экономические интересы их носителей в большинстве случаев подчинены стремлению получить за свою деятельность максимально возможное материальное вознаграждение. У наемных работников — это заработная плата, адекватная современным представлениям об уровне и качестве жизни. У субъектов коммерческой деятельности — прибыль или личный доход, представляющий собой превышение доходов от этой деятельности над расходами.

Однако экономические интересы не исчерпываются стремлением получить заработную плату, прибыль или личный доход. Они включают в себя также осознанную потребность владеть и распоряжаться ими. Без права владения и распоряжения получение дохода в любой его форме утрачивает смысл для подавляющего большинства людей. Поэтому любой житель Москвы, будь то предприниматель или наемный работник, должен иметь гарантии получить в соответствии со своими финансовыми возможностями определенный набор жизненных благ, включающий пользование жильем, коммунально-бытовой и социально-культурной инфраструктурой города.

Получение легальных средств к существованию, также как и права владения и распоряжения ими, требует наличия социальной сферы, адекватной экономическим интересам. Вне социальной среды любая деятельность по реализации экономических интересов невозможна. Особенно остро это проявляется в условиях большого города, где социальные и экономические проблемы тесно переплетены. Потребность москвичей в социальной среде, адекватной их экономическим интересам является жизненно важной для всех участников экономической деятельности в городе. Применительно к экономической безопасности Московского мегаполиса это дает право говорить не просто об экономических интересах, а об интересах социально-экономических.

Социально-экономические интересы города формируются и реализуются органами государственного и муниципального управления, субъектами хозяйственной деятельности, всем его населением. Под субъектами хозяйственной деятельности города Москвы следует понимать все действующие в городе предприятия и организации всех форм собственности.

Среди субъектов хозяйственной деятельности Москвы следует особо выделить предпринимательские структуры, которые являются одним из наиболее активных начал, формирующих экономическое пространство города. К субъектам хозяйственной деятельности относятся также все другие зарегистрированные в установленном порядке организации и лица, участвующие в производстве, распределении и обмене материальных ценностей и оказании услуг и управлении этими процессами.

Социально-экономические интересы различных субъектов хозяйственной деятельности в процессе своей реализации могут сталкиваться. Столкновение противостоящих интересов, с одной стороны, представляет собой своеобразный стимул для развития их носителей. Например, в бизнесе добросовестную конкуренцию, которая обеспечивается созданием и совершенствованием конкурсной среды, несомненно, следует всячески поощрять. Но, с другой стороны, столкновение противостоящих интересов, если, например, оно начинает носить противоправный характер, способно породить угрозы экономической безопасности города.

Угрозы экономической безопасности Москвы, точнее, угрозы ее социально-экономическим интересам представляют собой совокупность условий и факторов, создающих препятствие как самому зарождению, так и реализации социально-экономических интересов города.

Упомянутые столкновения интересов субъектов хозяйственной деятельности могут носить весьма агрессивный характер. С помощью жесткой, зачастую недобросовестной конкуренции одни хозяйствующие субъекты стремятся полностью вытеснить других хозяйствующих субъектов с рынка с целью монополизировать его. Крайним проявлением недобросовестной конкуренции является мошенничество и другая противоправная деятельность, осуществляемая с целью получения незаконной прибыли. Кроме нее существуют другие способы захвата экономического пространства, формально укладывающиеся в нормы права, но фактически препятствующие реализации социально-экономических интересов города, например, так называемые «недружественные слияния и поглощения». В условиях рынка любое препятствие полноценной реализации потенциала свободной конкуренции объективно идет во вред стране и городу, порождает и подпитывает теневую экономику.

Противостояние легального и теневого секторов экономики создает в городе специфическую криминогенную среду. Организованная преступ-

ность имеет свои экономические интересы, как правило, нелегальные. Удовлетворяя их путем «самофинансирования», представители преступного мира грубо нарушают легальные экономические интересы.

Результатом полной или частичной реализации угроз социально-экономическим интересам города является социально-экономический ущерб, который представляет собой материальные, финансовые и иные потери легального сектора экономики и социальной сферы Москвы.

Давление теневой экономики на легальную оказывает влияние на протекание в городе большинства экономических процессов: формирование доходов и распределение расходов городского и районных бюджетов, инвестиционную, инновационную и прочую хозяйственную деятельность. В связи с оттоком сил и средств из легального сектора экономики сокращается и потенциальная база налогообложения. Возникает существенный разрыв между потребностью в финансовых ресурсах для решения городом ключевых социально-экономических задач и возможностью ее удовлетворения.

Нарушение принципа адекватности уровня развития социальной сферы города объективно складывающейся потребности в ее развитии наиболее ярко проявляется в выхолащивании конституционно-правовых гарантий большинства горожан, то есть в уменьшении доступности полномасштабного медицинского обслуживания; в элитарности профессиональной подготовки; в сокращении рекреационных возможностей из-за ограниченности собственных финансовых средств, а также государственного финансирования социальных программ.

Целью обеспечения экономической безопасности Москвы является создание наиболее благоприятных условий устойчивого позитивного развития экономической и социальной сфер города. Эта цель достижима прежде всего на основе формирования баланса социально-экономических интересов всех субъектов хозяйственной деятельности в городе. Под балансом интересов понимается возможность реализации данного интереса в той мере, в какой это дает возможность реализоваться всем другим интересам, противостоящим данному.

Достижение в городе баланса социально-экономических интересов является важнейшей задачей и залогом обеспечения экономической безопасности Москвы. Безопасное состояние позволяет любому субъекту хозяйственной деятельности устойчиво функционировать и позитивно

- 27

развиваться. Формирование баланса социально-экономических интересов, противодействие угрозам этим интересам требуют привлечения значительных сил и средств, объединения и упорядочения усилий всех сторон, заинтересованных в обеспечении экономической безопасности города. Для решения этой задачи необходим комплексный системный подход.

Под системой обеспечения экономической безопасности Москвы понимается упорядоченная совокупность структур в сфере государственной власти Российской Федерации и Москвы, действующих в городе органов местного самоуправления, иных общественных организаций, коммерческих предприятий и жителей города, осуществляющих разрешенную законом деятельность по обеспечению экономической безопасности города и располагающих необходимыми для этого силами и средствами.

Система экономической безопасности Москвы призвана вырабатывать и осуществлять эффективные меры обеспечения экономической безопасности города. Меры обеспечения экономической безопасности представляют собой совокупность взаимосвязанных мероприятий экономического, социально-политического, организационного, информационно-пропагандистского и иного характера, направленных на создание в Москве благоприятных условий для развития экономической и социальной сфер города [11,12].

О Совете экономической безопасности Москвы. Создание системы обеспечения экономической безопасности Москвы еще не завершено. Особенно далеко от завершения в ней формирование механизмов реализации основных мер обеспечения экономической безопасности. Некоторые такие механизмы уже созданы и действуют, но, к сожалению, пока они не лишены недостатков.

Одним из основных системных недостатков таких механизмов защиты социально-экономических интересов города является прежде всего слабая координация деятельности различных органов власти Москвы по обеспечению экономической безопасности. Органов государственной власти города, в той или иной мере участвующих в обеспечении его экономической безопасности довольно много, и зачастую решение однородных задач в одной и той же отрасли экономики или социальной сферы может функционально входить в компетенцию разных властных структур. В этом случае несовпадение приоритетов органов власти, расставляемых ими в защите интересов города, приводит к рассогласованию или даже противоречивости их действий,

28 -

излишней трате сил и средств и, как следствие, к снижению эффективности всей системы.

В связи с этим целесообразно создание специализированного органа при Мэре Москвы, координирующего усилия всех органов власти города в обеспечении экономической безопасности Москвы — Совета экономической безопасности города Москвы (далее Совета). Совет создается в качестве консультативного органа при Мэре Москвы и функционирует на постоянной основе с периодичностью заседаний не реже одного раза в месяц. Совет руководится Мэром Москвы и состоит из постоянных и непостоянных членов.

Постоянными членами Совета являются: Мэр Москвы, Председатель Московской городской Думы, Председатель Правительства Москвы, Секретарь Совета, Руководитель (Первый заместитель руководителя) Главного управления внутренних дел города Москвы,2 Руководитель (Первый заместитель руководителя) Управления Федеральной службы безопасности по городу Москве и Московской области3, Председатель Контрольно-счетной палаты города Москвы, Руководитель Главного управления государственного финансового контроля города Москвы, Руководитель Управления информатизации города Москвы, Председатель Комитета государственных заимствований города Москвы, Председатель Комитета города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов, Председатель Комитета по внешнеэкономической деятельности города Москвы.

В качестве непостоянных членов в работе Совета принимают участие руководители других городских ведомств, (по согласованию) руководители или уполномоченные представители других федеральных ведомств, вошедших в состав органов рассмотренной выше системы обеспечения экономической безопасности города, а также руководители округов города Москвы. По мере необходимости к работе Совета могут быть привлечены руководители муниципалитетов города, действующих в городе общественных организаций, предпринимательских структур и СМИ.

Основной целью деятельности Совета является объединение усилий высших руководителей государственных органов управления городом для комплексного рассмотрения и наиболее эффективного разрешения различных проблем обеспечения экономической безопасности Москвы.

2 По согласованию с министром внутренних дел Российской Федерации.

3 По согласованию с Руководителем Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

В качестве основных задач Совета определены:

1) разработка, сопровождение в исполнительных и законодательных органах проектов необходимых нормативных правовых актов федерального и городского уровня, регламентирующих различные аспекты обеспечения экономической безопасности города;

2) разработка и периодическое обновление стратегии экономической безопасности города Москвы, планов по ее реализации, предложений по координации в обеспечении экономической безопасности деятельности федеральных и городских органов власти, городских органов местного самоуправления, а также действующих в городе общественных организаций и предпринимательских структур;

3) выработка мер взаимодействия и взаимопомощи с аналогичными органами и/или структурами других субъектов Российской Федерации (в особенности Московской области), городов других государств и международными органами;

4) разработка и совершенствование эффективных инструментов и методических рекомендаций по проведению политики городских властей в области экономической безопасности Москвы;

5) разработка и сопровождение мероприятий по обеспечению экономической безопасности города, контроль за их реализацией.

В соответствии с выполнением указанных задач на Совет возлагаются следующие функции:

• постоянный мониторинг угроз социально-экономическим интересам города Москвы и комплексный анализ готовности города к отражению этих угроз;

• проведение экспертиз проектов нормативных правовых актов и решений по финансовым и хозяйственным вопросам, принимаемых законодательной и исполнительной властями города и городских муниципалитетов, с позиции защиты социально-экономических интересов города;

• выработка предложений и рекомендаций по формированию экономической политики, устраняющей предпосылки для возникновения угроз и сами угрозы социально-экономическим интересам города;

• разработка комплексных мер и механизмов вывода экономики и социальной сферы города из зон опасности;

• организация и координация деятельности всех упомянутых выше органов городского управления, действующих в городе органов местного самоуправления, общественных организаций и предпринимательских структур по реализации

комплекса мер по преодолению или недопущению возникновения угроз экономической безопасности города и контроль за результатами этой деятельности; • пропаганда необходимости защиты социально-экономических интересов города и активной поддержки в этом городских властей со стороны широких слоев населения города. Состав и структура Совета утверждаются Мэром Москвы. Для более эффективного выполнения упомянутых выше функций, решения конкретных проблем обеспечения экономической безопасности города, разрешения конфликтов интересов, проведения экспертиз проектов нормативных правовых актов и управленческих решений при Совете на постоянной или временной основе создаются межведомственные комиссии специалистов, согласительные комиссии (третейские суды) и экспертные комиссии. Для пропаганды решений Совета среди населения города и укрепления его связей с общественными кругами в составе Аппарата Совета создается Пресс-служба.

Система мониторинга и аналитической оценки уровня защищенности социально-экономических интересов города. Надежное обеспечение экономической безопасности Москвы, создание благоприятных условий для устойчивого позитивного развития ее экономики и социальной сферы невозможны без постоянного отслеживания условий реализации социально-экономических интересов города. Для этого под руководством Совета разрабатываются такие механизмы обеспечения экономической безопасности, как мониторинг и аналитическая оценка уровня защищенности социально-экономических интересов города.

Мониторинг уровня защищенности социально-экономических интересов города включает в себя:

1) нормативное закрепление распоряжением Мэра Москвы социально-экономических интересов города в качестве объектов мониторинга;

2) выражение каждого из объектов мониторинга как совокупности количественных показателей, отражающих содержание объекта4. Все совокупности таких показателей формируются под руководством Совета, утверждаются Мэром Москвы, а значения таких показателей постоянно отслеживаются Московским городским комитетом государственной статистики и публикуются в издаваемых им статистических ежегодниках;

4 Каждый объект мониторинга описывается не более чем пятью-семью показателями.

3) разработку Департаментом экономической политики и развития города Москвы в качестве приложения к долгосрочным планам и/или среднесрочным программам социально-экономического развития города динамических рядов значений упомянутых выше показателей, отражающих плановое изменение этих показателей в процессе движения описываемых ими объектов мониторинга к соответствующим целям социально-экономического развития города;

4) проводимое под руководством не реже чем раз в квартал отслеживание соотношения плановых и реальных значений упомянутых показателей.

Аналитическая оценка уровня защищенности социально-экономических интересов города Москвы (объектов мониторинга) проводится под руководством Совета раз в полгода, а в случае быстрого снижения этого уровня — раз в квартал, и включает в себя:

• определение и научное обоснование предельно допустимых отклонений реальных значений упомянутых показателей от их плановых значений (в % от соответствующих плановых значений). Наличие такого отклонения хотя бы по одному показателю, описывающему какой-либо объект мониторинга, как правило, свидетельствует о незащищенности этого объекта от угроз;

• при фиксации таких и превышающих их отклонений установление причин отклонений для каждого объекта мониторинга с целью выявления (распознавания) угрозы (угроз) соответствующему социально-экономическому интересу города;

• выявление (распознавание) угрозы (угроз) соответствующему социально-экономическому интересу города по ранее установленным причинам, рассматриваемым как отличительные признаки этой угрозы (угроз);

• на основании определения степени зрелости и интенсивности выявленных угроз, а также степени важности для города в данный момент реализации тех интересов, на которые эти угрозы направлены, определение последовательности противодействия угрозам силами и средствами системы обеспечения экономической безопасности города.

Решением Мэра Москвы Аппарат наделяется правом получения необходимой информации от всех хозяйствующих субъектов города (кроме субъектов федерального уровня), а также правом заключать соглашения об обмене информацией в сфере экономической безопасности с соответствующими

30 -

органами власти федерального уровня, органами власти других субъектов Российской Федерации, региональными органами власти иностранных государств и международными организациями.

Работу по проведению мониторинга и аналитической оценки уровня защищенности социально-экономических интересов города Совет вправе на постоянной или временной основе возложить на специализированную научно-исследовательскую организацию (организации). В этом случае между заказчиком (Советом) и исполнителем (исполнителями) заключается договор на выполнение указанной работы.

Данные о проведении мониторинга и аналитической оценки уровня защищенности социально-экономических интересов города регулярно доводятся до сведения членов Совета, в случае же выявления угроз вопрос о противодействии этим угрозам выносится на его обсуждение. Соответствующие решения Совета, а также соответствующие этим решениям выработанные рекомендации по противодействию упомянутым угрозам доводятся до тех органов государственного управления города, органов муниципального самоуправления, действующих в городе общественных организаций, предпринимательских структур, а в случае необходимости, и федеральных органов власти, которые призваны противодействовать этим угрозам. Решения Совета обязательны для исполнения всеми органами государственного управления города.

Таким образом, сформированный Совет занимает следующее место в системе обеспечения экономической безопасности Москвы:

Управляющая подсистема. Включает в себя органы управления исполнительной и законодательной власти Москвы. Центральным звеном этой подсистемы является Управление по экономической безопасности при Правительстве Москвы. Информационно-аналитический центр Управления осуществляет мониторинг состояния экономической безопасности Москвы. Координацию работы всех подсистем и структур системы обеспечения экономической безопасности Москвы осуществляет Совет по экономической безопасности при Мэре Москвы.

Управляемая подсистема. Включает контролирующие органы, комплексы городского управления, департаменты, комитеты, управления, местное самоуправление, связанные с решением задач по обеспечению экономической безопасности.

Вспомогательная подсистема. Состоит из органов местного самоуправления, общественных организаций (торгово-промышленная палата,

совет предпринимателей, ассоциации финансовых и банковских структур, ассоциации предпринимательских структур (малый и средний бизнес), ассоциации, союзы, объединения и предприятия негосударственной системы безопасности).

В то же время в настоящий момент нормативная правовая база Москвы в части определения правового статуса органов власти, обеспечивающих экономическую безопасность, не вполне отвечает потребностям системного обеспечения экономической безопасности города на постоянной основе путем прогнозирования и комплексного управления.

В качестве правового механизма обеспечения экономической безопасности города необходимо принятие закона Москвы «Об экономической безопасности Москвы как мегаполиса и столицы Российской Федерации».

Порядок взаимодействия городских и федеральных органов власти по вопросам обеспечения экономической безопасности города. Налаживание эффективного взаимодействия московских городских и федеральных органов власти при решении вопросов экономической безопасности является залогом успешной деятельности системы обеспечения экономической безопасности Москвы. Ответственность за организацию такого взаимодействия со стороны городских властей возлагается на Аппарат Совета экономической безопасности города Москвы (далее Аппарат).

Аппарат готовит проекты соглашений между Правительством Москвы и соответствующими федеральными органами о сотрудничестве и взаимопомощи в сфере обеспечения экономической безопасности города. Все необходимое взаимодействие города и федерального центра в этой сфере строится на основании таких соглашений5.

В соответствии с этими соглашениями Аппарат предпринимает следующие действия:

1) периодически запрашивает предложения федеральных органов по совершенствованию системы обеспечения экономической безопасности Москвы; по содержанию Комплексной программы Правительства Москвы по обеспечению экономической безопасности города;

2) получает от федеральных органов пожелания о необходимости учета их интересов при формировании расходной части бюджета города и его внебюджетных фондов, при проведении конкрет-

5 На основании аналогичных соглашений организуется взаимодействие Правительства Москвы в сфере экономической

безопасности и с региональными властями иностранных государств, а также с международными организациями.

ных мероприятий по обеспечению экономической безопасности;

3) согласует с федеральными органами набор тех описывающих социально-экономические интересы города показателей, отслеживание изменений которых берут на себя эти органы;

4) регулярно получает от федеральных органов информацию об изменении значений тех показателей, отслеживание изменений которых взяли на себя эти органы, а также по проведению этими органами конкретных мероприятий по обеспечению экономической безопасности города.

Кроме того, Аппарат по согласованию с Правительством Москвы готовит для Мэра Москвы предложения, а совместно с Департаментом финансов города Москвы обоснования этих предложений по запросу средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов, а также материальных и иных ресурсов, необходимых городским властям для защиты социально-экономических интересов действующих в городе федеральных органов власти в рамках выполнения Комплексной программы Правительства Москвы по обеспечению экономической безопасности города.

Порядок взаимодействия государственных и негосударственных субъектов обеспечения экономической безопасности города. Взаимодействие государственной и негосударственной составляющих системы обеспечения экономической безопасности Москвы во многом определяет работоспособность этой системы, ее способность защитить социально-экономические интересы города. В основе такого взаимодействия лежит организация тесного сотрудничества между входящими в упомянутую систему органами городского управления и созданными в городе многочисленными муниципалитетами6.

Муниципалитеты (районные управы) в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать защиту социально-экономических интересов города на своей территории. Однако их собственные возможности в этой сфере ограничены. Поэтому город оказывает муниципалитетам всю возможную помощь и поддержку в превращении их в действенную составляющую системы обеспечения экономической безопасности города.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 132) и Федеральному закону № 131-Ф3 от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» соответствующие функции муниципали-

6 К настоящему времени в городе Москве создано 116 городских районов, являющихся муниципальными образованиями.

- 31

тетов состоят в: надлежащем содержании жилищно-коммунального хозяйства и подведомственной территории, ее озеленении и благоустройстве; создании благоприятных условий для хозяйственной деятельности, в особенности для среднего и малого предпринимательства; организации местного налогообложения в интересах, прежде всего, основной части населения муниципалитета; организации личной и имущественной безопасности граждан, охраны общественного порядка; содействии городским властям в осуществлении иных мер по защите социально-экономических интересов города.

В настоящее время первые три функции обеспечения экономической безопасности, в той или иной мере, районными управами Москвы действительно выполняются. Однако две остальные функции до сих пор приписываются муниципалитетам Москвы лишь номинально. Для организации личной и имущественной безопасности граждан, охраны общественного порядка у районных управ Москвы нет законных полномочий (а, следовательно, необходимых сил и средств), а за содействием в осуществлении иных мер по защите социально-экономических интересов городские власти обращаются в районные управы крайне редко, очевидно, из-за неуверенности в необходимости и эффективности такого содействия.

Вместе с тем, городские власти обязаны контролировать соблюдение городских законов и иных нормативных правовых актов органами местного самоуправления. Они также следят за соблюдением на территории муниципалитетов минимальных социальных стандартов, гарантированных государством. На этом основании городские власти в лице Аппарата Совета экономической безопасности города Москвы или иного уполномоченного органа городского управления должны:

1) обеспечивать и контролировать назначение уполномоченных должностных лиц, отвечающих за обеспечение экономической безопасности района, и деятельность этих уполномоченных должностных лиц;

2) заключать соглашения с районными управами о взаимодействии в сфере обеспечения экономической безопасности города;

3) на основании этих соглашений подключать районы города к выполнению Комплексной программы Правительства Москвы по обеспечению экономической безопасности города, предоставляя для этого районам необходимые материальные, финансовые и иные ресурсы.

Взаимодействие городских властей в сфере экономической безопасности с действующими в

32

городе иными общественными организациями и с предпринимательскими структурами строится на взаимовыгодной основе и добровольных контактах. С этой целью при Совете, Правительстве Москвы, иных органах городского управления, входящих в систему обеспечения экономической безопасности города, создаются координационные советы, состоящие из уполномоченных представителей городских властей, общественных организаций, предпринимательских структур, а, в случае необходимости, и СМИ. В этих советах на основе формирования баланса интересов согласуются позиции всех участвующих сторон в сфере обеспечения экономической безопасности города.

Аппарат Совета, Правительство Москвы, иные органы городского управления и органы самоуправления районов города устанавливают непосредственные рабочие контакты с теми общественными организациями, предпринимательскими структурами и СМИ, которые могут оказать существенную помощь и желают принять участие в процессе обеспечения экономической безопасности города. Упомянутым организациям и структурам, в частности, предоставляется возможность участвовать в финансировании Комплексной программы Правительства Москвы по обеспечению экономической безопасности города.

Городские, а в определенных случаях и районные власти по мере необходимости стимулируют такое участие предоставлением конкретным общественным организациям или предпринимательским структурам налоговых льгот, льгот по аренде земли, другой городской и муниципальной собственности, предоставляя льготные кредиты в Банке Москвы, привлекая их к участию в городских и районных целевых программах (в том числе и в Комплексной программе Правительства Москвы по обеспечению экономической безопасности города), оказывая им помощь в обеспечении собственной экономической безопасности.

В заключение следует подчеркнуть, что отправной точкой в работе следует считать обеспечение деятельности и создания благоприятных условий функционирования всего хозяйственного комплекса города (в том числе и его частнопредпринимательской составляющей). Слагаемые этого процесса — умелое управление городской и муниципальной собственностью (в том числе в производственной и кредитно-финансовой сфере), трудоустройство горожан, наращивание и поддержание на необходимом уровне жилого фонда города и коммунальной инфраструктуры, транспортной сети и парка транспортных средств, органов образования, здра-

воохранения и социально-бытового обслуживания населения, поддержание законности и правопорядка на бытовом и на деловом уровнях (борьба с коррупцией, организованной и экономической преступностью, прочими видами противоправной деятельности). Все это будет способствовать сближению действующих в пределах Москвы разнонаправленных личных, местных, корпоративных и ведомственных социально-экономических интересов и формированию потенциала обеспечения экономической безопасности города.

Однако в современных условиях обеспечение экономической безопасности требует больших финансовых и материальных ресурсов. В соответствии с размерами городского хозяйства Москвы эти ресурсы должны быть огромны. Для увеличения средств на поддержание основных составляющих экономической безопасности Москвы необходимо постоянно изыскивать источники активного формирования доходной части городского и районных бюджетов, прежде всего за счет создания благоприятных условий для роста городской налогооблагаемой базы; привлекать инвестиции в содержание и развитие городской и муниципальной собственности (производственных и иных хозяйственных субъектов, жилого фонда, коммунальной инфраструктуры и т. д.); создавать благоприятные условия для привлечения частного (в том числе и иностранного) капитала в городское хозяйство.

Таким образом, достижение и поддержание необходимого уровня защищенности социально-экономических интересов города и его жителей непосредственно зависят от того, насколько грамотной и взвешенной будет стратегия развития, выбранная городской властью, и насколько последовательной и неустанной — ее повседневная деятельность по реализации этой стратегии.

Москва намерена решительно и твердо обеспечивать свою экономическую безопасность. Созданные в городе правовые демократические институты, сложившаяся рациональная структура органов государственной власти Москвы как субъекта Российской Федерации, наличие политической воли у руководителей города, широкое участие москвичей, действующие в московском регионе политические

партии и общественные объединения, их совместные действия по защите социально-экономических интересов Москвы — залог динамичного развития нашего города в XXI веке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция национальной безопасности РФ // Российская газета, 17 января 2000 г.

2. Безопасность России: XXI век: Пер. с англ. — М.: Права человека, 2000.

3. Арбатов А. Безопасность: российский выбор. — М.: ЭПИцентр, 1999.

4. Абалкин Л. Экономическая безопасность России, угрозы и их отражение // Вопросы экономики, 1994, № 12.

5. Глазьев С. Основы обеспечения экономической безопасности страны — альтернативный реформационный курс // Российский экономический журнал, 1997, № 1 — 2.

6. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 1996, № 18.

7. Сенчагов В. К.(ред.). Экономическая безопасность. — М.: Финстатинформ, 1998.

8. Ремезков А. А. Теоретико-методологические основы экономической безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2007, № 1.

9. Сайт Правительства Москвы (http: //www. mos. ru/wps/portal).

10. Отчет о научно-исследовательской работе «Концепция по обеспечению экономической безопасности Москвы как мегаполиса и столицы Российской Федерации». — М.: Государственное научное учреждение «Экспертно-аналитической центр», 2005.

11. Школов Е. М. На страже экономических интересов государства и граждан // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2007, № 4.

12. Корсак А. Б. Экономическая безопасность города выходит на качественно новый уровень // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2007, № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.