Научная статья на тему 'Механизмы мотивации труда работников'

Механизмы мотивации труда работников Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2161
339
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ ТРУДА / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЕ / ПОТРЕБНОСТЬ / MOTIVATION / MOTIVATION OF THE LABOUR / LABOR FACILITY / METHODS MANAGEMENT / NEED

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Омурзаков С. А., Ганыбаева У. Г., Кузобаев Н. Ж.

В статье рассматриваются вопросы механизмы мотивации труда работников, а также современные теории мотивации.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article are considered questions mechanisms to motivations of the labour workman, as well as modern theories to motivations.

Текст научной работы на тему «Механизмы мотивации труда работников»

законодательно-правового, экономического, организационного и социального характера и разработать систему обеспечения кадрового потенциала, что и будет целью наших дальнейших исследований.

Список литературы:

1. Воронов В.В., Лавриненко О.Я. Доходы населения Латвии: уровень, дифференциация, динамика // Социологические исследования. 2011. № 9. С. 47-53.

2. Забайкин Ю.В. Управление персоналом / Ю. В. Забайкин ; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Российский заочный ин-т текстильной и легкой пром-сти". Москва, 2008. - 21 с.

3. Сизова Т.В., Сизова Д.А., Трушина Ю.В. Трансформация федеральной бюджетно-налоговой политики США за период 20082014 годы // В сборнике: Финансовые центры в мировой системе Международная научно-практическая конференция. 2015. С. 153-159.

4. Латыпов Р.А. Анализ межрегионального товарообмена страны: макрологистический подход // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2007. № 12. С. 87-93.

5. Савинов Т.Х. Управление кадровым ресурсом системы здравоохранения // Экономика и предпринимательство. 2016. № 6 (71). С. 705-709.

6. Сычева И.Н. Трудовые отношения в структуре социально-экономических систем // Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. - Томск, 2001. - 356 с.

Омурзаков С. А., Ганыбаева У.Г., Кузобаев Н.Ж.

МЕХАНИЗМЫ МОТИВАЦИИ ТРУДА РАБОТНИКОВ

Университет экономики и предпринимательства,

Жалал -Абадский государственнвйуниверситет

Ключевые слова: мотивация, мотивация труда, трудовые ресурсы, методы управление, потребность.

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы механизмы мотивации труда работников, а также современные теории мотивации.

Key words: the motivation, motivation of the labour, labor facility, methods management, need.

Abstract: in article are considered questions mechanisms to motivations of the labour workman, as well as modern theories to motivations.

Стимулирование труда персонала предполагает использование комплекса приемов и способов активного воздействия на кадровый потенциал организации и выступает составной частью управления трудовыми ресурсами. В основу стимулирования труда персонала организации положено целенаправленное использование мотивационных установок сотрудников с целью направления их деятельности в соответствии с задачами, стоящими переду организацией. В этом случае под мотивацией следует понимать процесс, происходящий внутри человека, который заставляет его вести себя в каждой конкретной ситуации определенным образом.

Поведение человека всегда мотивировано. Он может трудиться усердно, с воодушевлением и энтузиазмом, а может уклоняться от работы. Поведение личности может иметь и любые другие проявления. Всегда следует искать мотив поведения.

Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации [1].

Традиционный подход к мотивации основывается на вере в то, что сотрудники - всего лишь ресурсы, активы, которые мы должны заставить эффективно работать.

Со времени перехода к рынку наше общество становилось все более сложным. Технический прогресс радикально изменил отношение к труду и повседневному существованию. В результате менеджер ежедневно сталкивается с проблемой мотивации деятельности работников, т.е. как направить их энергию на имеющуюся работу.

Механизм мотивации труда работников может быть условно представлен в виде четырех составляющих:

- мотивация, основанная на повторении, когда работник действует, предполагая, что результаты его работы будут вознаграждены в том объеме, как и ранее;

- этические мотивы - исполнение долга взамен за представленные возможности, услуги и т. п.;

- корпоративные мотивы - солидарность работы членов группы, основанная на взаимоответственности и взаимозаменяемости;

- экономические мотивы работником правит субъективный материальный интерес [2-3].

Мотивация труда включает в себя как материальные, так и нематериальные стимулы, которые могут быть задействованы в каждой конкретной ситуации и дают отдачу лишь при правильном их сочетании. Наиболее значимыми среди них являются:

- денежные выплаты в виде заработной платы, авансов, премий;

- продажа работникам продукции предприятия по льготным ценам;

- участие работников в распределении доходов организации;

- представление работникам кредита на строительство жилья;

- стимулирование повышения квалификации персонала путем обучения за счет предприятия;

- обеспечение благоприятных условий труда и отдыха сотрудников;

- изменение содержания работы;

- делегирование ответственности за выполнение и результаты работы, а также полномочий по принятию решений;

- движение по службе и профессиональный рост;

- обсуждение желаемых результатов предстоящей работы с исполнителем и ее важности для организации;

- признание и благодарность за достигнутые результаты;

- поддержание обратной связи и проявление интереса к личной жизни;

- способ управления и организационный климат;

- подбор заданий каждому исполнителю, основная мотивация которого соответствует особенностям выполняемой работы [4-5].

Стремление работника реализовать себя в своем деле бесспорно. Так уж он строен. Там, где управление и организация труда предоставляют работникам такие возможности, их труд будет высокоэффективным, а мотивы к труду - высокими.

Значит, мотивировать работников хозяйства - это значит затронуть их важные интересы, дать им шанс реализоваться в процессе трудовой деятельности [6].

Различные теории психологического организационно -экономического направления многие экономисты разделяют на две группы:

1) содержательные теории мотивации, основывающиеся на идентификации внутренних побуждений личности (потребностей), которые заставляют людей действовать так, а не иначе (это термин Маслоу А., Герцберга и др.);

2) процессуальные теории мотивации- более современные, базируются, в первую очередь, на том, как ведут себя люди с учетом воспитания и познания (это теория ожидания, теория справедливости и модель мотивации Портера - Лоулера).

Названные теории, хотя и расходятся по ряду вопросов, не являются взаимоисключающими. С учетом того, что структура потребностей человека определяется его местом в организации или

ранее приобретенным опытом, можно сказать, что для мотивации нет какого-то одного лучшего способа (теории).

То, что оказывается лучшим для мотивации одних работников, совершенно непригодно для других.

К примеру, Маслоу из всего разнообразия потребностей выделяет:

1) физиологические потребности;

2) потребности в безопасности и уверенности в будущем;

3) социальные потребности (принадлежность к коллективу, поддержка в коллективе и т.д.);

4) потребности в уважении.

Теория Маслоу имеет свои недостатки. Видимо, четкой идеи ступенчатой иерархической структуры потребностей, по Маслоу, не существует. Не получила полного подтверждения и концепция наиважнейших потребностей. Удовлетворение какой-либо одной потребности не приводит к автоматическому задействованию потребностей следующего уровня в качестве фактора мотивации деятельности человека.

В теории Маслоу не удалось учесть индивидуальные особенности людей, а ведь руководитель должен знать, что предпочитает тот или иной работник в системе вознаграждений. Разные люди любят разные вещи. Поэтому теория Маслоу стала дополняться другими теориями.

Теория потребностей Мак-Клелланда основной упор делает на потребности высших уровней: власти, успеха и причастности.

Потребность власти - желание воздействовать на других людей. Это не обязательно рвущиеся к власти карьеристы в негативном понимании, а скорее потребность к проявлению своего влияния.

Потребность успеха удовлетворяется не провозглашением успеха конкретного человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения.

Потребность в причастности схожа с мотивацией по Маслоу, так как работники заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений и т.п.

Во второй половине 50-х гг. Ф. Герцберг разработал модель мотивации, основанную на потребностях, объединённых по двум группам: гигиенические факторы и факторы мотивации.

Факторы гигиены - это политика фирмы, условия работы, заработок, межличностные отношения и степень непосредственного контроля за работой.

Факторы мотивации - успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, высокая степень ответственности и возможности творческого и делового роста.

Теория мотивации Герцберга имеет много общего с теорией Маслоу. Его мотивации сравнимы с потребностями высших уровней Маслоу. Однако удовлетворения этих потребностей оказалось недостаточно. Необходимо широко использовать процессуальные теории мотивации. В рамках процессуальных теорий анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения конкретных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Процессуальные теории не оспаривают существования физиологических потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими, но и социальными потребностями. Имеются три основные процессуальные теории мотивации: теория ожиданий, теория справедливости и модель Портера - Лоулера.

Основная мысль теории ожиданий состоит в надежде работника на то, что выбранный им тип поведения приведет к удовлетворению желаемого. Ожидание - оценка работником вероятности определенного события. Теория ожидания подчеркивает важность трех взаимосвязей: затраты труда - результаты; результаты -вознаграждение; вознаграждение - валентность (удовлетворенность вознаграждением).

Как работники распределяют и направляют свои усилия на достижение поставленных целей, дает ответ теория справедливости. Речь идет о том, что работники субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям, а затем соотносят его с вознаграждением других работников, выполняющих аналогичную работу.

Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, то у работника возникает психологическое напряжение. В этом случае необходимо мотивировать данного работника, снять напряжение и для восстановления справедливости исправить дисбаланс. Это можно сделать, изменив уровень затрачиваемых усилий либо уровень получаемого вознаграждения. Таким образом, те работники, которые считают, что им не доплачивают по сравнению с другими, могут работать менее интенсивно либо стремиться повысить вознаграждение.

Мотивация не всегда остается в неизменном виде. На нее оказывают значительное влияние как ситуация, так и рабочая обстановка в организации. Поэтому следует постоянно совершенствовать подходы по поддержанию мотивации персонала. Основными среди них являются:

1) систематическая проверка срока работы персонала в одной должности и горизонтальное перемещение работников по службе (ротация);

2) обогащение содержания работы и расширение ее рамок (оказывает влияние до 5-летнего срока);

3) активное структурное планирование организации и применение гибких организационных форм;

4) систематическое улучшение организационной деятельности в форме обучения и стимулирования творческого подхода исполнителей.

Список литературы

1. Аникин В.И., Новиков А.И. Ситуации в управлении трудовым коллективом и тестовая оценка профессионально важных качеств дипломата. - Москва, 1990. - 54 с.

2. Вербина Г.Г. Эмоциональный профиль личности руководителя. - Чебоксары, 2004. - 323 с.

3. Забайкин Ю.В. Управление персоналом / Ю. В. Забайкин ; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Российский заочный ин-т текстильной и легкой пром-сти". Москва, 2008. Том Ч. 1

4. Изотова Н.Н. Ценностные ориентации мышления японцев // Россия и Запад: диалог культур. 2014. № 7. С. 5.

5. Савинов Т.Х. Зависимость укомплектованности государственного медицинского учреждения от организации трудового процесса // Экономика и предпринимательство. 2016. № 31 (68-1). С. 652-656.

6. Шамин А.А., Шамин А.Е. Роль основных факторов в сельскохозяйственных организациях // Вестник НГИЭИ. 2016. № 12 (67). С. 130-138.

Полозова А.Н., Брянцева Л.В., Нуждин Р.В., Лопатина П.А.

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

Воронежский государственный аграрный университет им. императора Петра I, Воронежский государственный университет инженерных технологий

Ключевые слова: организация; внутренний налоговый контроль; элементы внутреннего налогового контроля; контрольная налоговая среда; документирование внутреннего налогового контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.