Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

МЕХАНИЗМЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
65
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
высокие технологии / мягкая права / межгосударственное сотрудничество / информационные технологии. / high technologies / soft law / interstate cooperation / information technologies

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Асатуллаев Махмудходжа Хабибуллаевич

информационные технологии широко используются во всех сферах современной жизни. Злоупотребление такими технологиями может порождать угрозы не только правам физических и юридических лиц, но и национальной безопасности государства, международному миру и безопасности. Проблема обеспечения информационной безопасности является комплексной и может быть решена только посредством эффективного механизма международного сотрудничества. В связи этим статья посвящена институциональной и конвенционной форме межгосударственного сотрудничества в сфере поддержания международной информационной безопасности. Определяется роль мягкого права в контексте рассматриваемой темы. Анализируются актуальные вопросы международного сотрудничества в борьбе с преступностью в сфере высоких технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Асатуллаев Махмудходжа Хабибуллаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS OF INTERNATIONAL LEGAL REGULATION OF COOPERATION OF STATES IN COMBAT CRIMES IN THE SPHERE OF INFORMATION TECHNOLOGIES

information technologies are widely used in all spheres of modern life. Misuse of such technologies might threaten not only the rights of individuals or legal entities but also national security of states, international peace and security. The problem of ensuring information security is complex and can be solved only through an effective mechanism of international cooperation. In this connection the article is dedicated to the institutional and conventional forms of interstate cooperation in the field of maintaining international information security. The role of soft law in the context of the topic discussed is defined. Key issues of international cooperation in the fight against high-tech crime are analyzed.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

МЕХАНИЗМЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ В СФЕРЕ

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Асатуллаев М.Х.

АсатуллаевМахмудходжа Хабибуллаевич - магистрант, факультет международного права, Университет мировой экономики и дипломатии, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: информационные технологии широко используются во всех сферах современной жизни. Злоупотребление такими технологиями может порождать угрозы не только правам физических и юридических лиц, но и национальной безопасности государства, международному миру и безопасности. Проблема обеспечения информационной безопасности является комплексной и может быть решена только посредством эффективного механизма международного сотрудничества. В связи этим статья посвящена институциональной и конвенционной форме межгосударственного сотрудничества в сфере поддержания международной информационной безопасности. Определяется роль мягкого права в контексте рассматриваемой темы. Анализируются актуальные вопросы международного сотрудничества в борьбе с преступностью в сфере высоких технологий.

Ключевые слова: высокие технологии, мягкая права, межгосударственное сотрудничество, информационные технологии.

MECHANISMS OF INTERNATIONAL LEGAL REGULATION OF COOPERATION OF STATES IN COMBAT CRIMES IN THE SPHERE OF INFORMATION

TECHNOLOGIES Asatullaev M.Kh.

Asatullaev Mahmudkhoja Khabibullaevich - Master Student,

FACULTY OF INTERNATIONAL LA W, UNIVERSITY OF WORLD ECONOMY AND DIPLOMACY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: information technologies are widely used in all spheres of modern life. Misuse of such technologies might threaten not only the rights of individuals or legal entities but also national security of states, international peace and security. The problem of ensuring information security is complex and can be solved only through an effective mechanism of international cooperation. In this connection the article is dedicated to the institutional and conventional forms of interstate cooperation in the field of maintaining international information security. The role of soft law in the context of the topic discussed is defined. Key issues of international cooperation in the fight against high-tech crime are analyzed.

Keywords: high technologies, soft law, interstate cooperation, information technologies.

УДК 347.722.3

Международная информационная безопасность является одним из ключевых элементов системы международной безопасности. Поддержание международной информационной безопасности - необходимое условие нормального развития международных отношений в сфере информационного обмена и использования киберпространства, обеспечения прав и свобод индивидов, юридических лиц, а также национальной безопасности государств в информационной сфере.

Следует отметить, что международная информационная безопасность имеет ряд особенностей:

1) субъектами, от которых могут исходить угрозы информационной безопасности, могут быть не только государства, но и организованные преступные группы и даже индивиды [1. С. 105-109];

2) объектами информационной безопасности выступают информационная инфраструктура государств в широком смысле, информация, массовое сознание населения [2. С. 207-208].

В настоящее время основными направлениями обеспечения международной информационной безопасности выступают:

противодействие военно-политическим угрозам (деструктивное информационное воздействие, включая вопросы пропаганды, киберагрессия);

противодействие преступности в сфере высоких технологий (далее - СВТ).

Следует отметить, что проблемам международной информационной безопасности уделяется достаточно пристальное внимание со стороны многих международных организаций, включая ООН, Организацию Договора о коллективной безопасности (далее - ОДКБ), НАТО, Шанхайскую организацию сотрудничества (далее - ШОС) и др. Координацию такого взаимодействия осуществляют как органы общей компетенции (Генеральная Ассамблея ООН, Североатлантический совет НАТО, Совет коллективной безопасности

ОДКБ), органы специальной компетенции, для которых мандат в данной сфере является дополнительным (Межамериканский комитет против терроризма), специально созданные структурные единицы (Консультационный координационный центр ОДКБ по вопросам реагирования на компьютерные инциденты, Комитет по киберобороне НАТО, Управление НАТО в сфере киберобороны, Агентство по коммуникациям и информации НАТО и созданный в его рамках Центр по реагированию на киберугрозы, Агентство по сетевой и информационной безопасности Европейского союза, Европейский центр по киберпреступности, созданный в рамках Европола и т.д.).

Государствами - членами Шанхайской организации сотрудничества на 70-ю сессию Генеральной Ассамблеи ООН был представлен проект Кодекса поведения государств в киберпространстве, который в случае его утверждения будет создавать политические основы деятельности государств в данной сфере [3].

На наш взгляд, акты Генеральной Ассамблеи ООН являются базой, на основе которой может быть произведена универсальная кодификация международных норм, регулирующих сотрудничество государств в области обеспечения информационной безопасности. Более того, мягкое право, не создавая юридических обязанностей для государств, определяет цели и задачи в области обеспечения международной информационной безопасности, которые на данном этапе не все государства готовы принять в качестве правовой нормы [4. C. 85]. Полагаем также, что их последовательное выполнение способно впоследствии сформировать соответствующие международные обычные нормы. Кроме того, процесс разработки и принятия резолюций Генеральной Ассамблеи ООН проще и быстрее по сравнению с заключением международных договоров, за счет чего такие акты являются более гибким и своевременным инструментом регулирования новых международных отношений.

Список литературы /References

1. Довгань Е.Ф. Международно-правовые основы деятельности региональных организаций в области поддержания международного мира и безопасности / Е.Ф. Довгань. Минск: БГУ, 2014.

2. Довгань Е.Ф. ОДКБ и информационная безопасность / Е.Ф. Довгань, Н.О. Мороз // Организация Договора о коллективной безопасности и планирование на случай чрезвычайных обстоятельств после 2014 г. / Н.О. Мороз [и др.]; под ред. Е.Ф. Довгань и А.В. Русаковича; Женевский центр демократического контроля над вооруженными силами, Центр изучения внешней политики и безопасности. Женева - Минск, 2015.

3. Доклад Одиннадцатого Конгресса Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и уголовному правосудию, Бангкок, 18-25 апреля 2005 г. [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. Режим доступа: http:// www. un. org/russian/events/ 11thcongress/a_con f203_18.pdf/ (дата обращения: 12.04.2015).

4. Информационные вызовы национальной и международной безопасности / И.Ю. Алексеева [и др.]. М. : ПИР-Центр полит. исслед., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.