Коммуникации и общество
Михаил КУЧЕРЯВЫЙ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РФ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В статье рассматриваются основные направления государственной политики РФ, связанные с решением задач по повышению эффективности международного сотрудничества в области противодействия преступности в сфере использования информационных и телекоммуникационных технологий.
In the article main directions of the state policy of the Russian Federation, connected with solution of tasks on increasing the efficiency of international cooperation in the field of crime counteraction in the sphere of use of information and telecommunication technologies are considered.
Ключевые слова:
государственная политика, международная информационная безопасность, глобальное информационное пространство, угрозы международной информационной безопасности, информационные и телекоммуникационные технологии, информационная преступность; state policy, international information security, global information space, threats to international information security, information and telecommunication technologies, information crime.
Анализ роли и места Российской Федерации в глобальном информационном пространстве позволяет сделать выводы о наличии объективных предпосылок для активного включе -ния России в мировой общецивилизационный процесс в качестве его ведущего субъекта с целью обеспечения ей благоприятных усло -вий для решения задач собственной модернизации.
В этих условиях принципиальное значение приобретают вопросы реализации государственной политики РФ, связанной с решением задачи по формированию системы международной информацион -ной безопасности на двустороннем, многостороннем, региональ -ном и глобальном уровнях.
Под международной информационной безопасностью автор понимает такое состояние глобального информационного про странства, при котором исключены возможности нарушения прав личности, общества и прав государства в информационной сфере, а также деструктивного и противоправного воздействия на элементы национальной критической информационной инфраструктуры1.
Под системой международной информационной безопасности понимается совокупность международных и национальных инсти тутов, призванных регулировать деятельность различных субъектов глобального информационного пространства.
Система международной информационной безопасности при -звана оказать противодействие угрозам стратегической стабильно сти и способствовать равноправному стратегическому партнерству в глобальном информационном пространстве. Сотрудничество в области формирования системы международной информационной безопасности отвечает национальным интересам РФ и способствует укреплению ее национальной безопасности2.
1 Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 г. // Официальный сайт Совета безопасности РФ; http://www.scrf.gov.ru/documents/6/114.html (дата обращения 31.10.2013).
2 Там же.
КУЧЕРЯВЫЙ Михаил Михайлович — к.полит.н., доцент; руководитель ФСТЭК России по Северо-Западному федеральному округу [email protected]
Потенциал глобального информацион -ного пространства активно используется для реализации многих важных функ -ций государственного управления, что, с одной стороны, создает условия для повы шения качества жизни граждан, повыше -ния эффективности выполнения функций государственного управления, а с другой — может быть использовано для нарушения устойчивости государственного управ -ления, дезорганизации этого процесса. Большинство критически важных инфра -структурных систем, например, включены в это пространство, что позволяет ини циировать техногенные, энергетические и финансовые катастрофы, создать хаос и панику. В то же время система оценок использования и развития глобального информационного пространства в настоя щее время отсутствует.
В процессе цивилизационного развития не перестает быть определяющим фактором геополитическая конкуренция. В информационной сфере на ее характере сильно отражаются такие исторически сложившееся обстоятельства, как доми нирование США в области информаци -онных и телекоммуникационных техно логий. Создав Интернет — глобальную информационно-коммуникационную сеть — и сумев убедить остальной мир в его преимуществах, американская сто рона господствует не только в управле -нии доменными именами. США, как известно, голосовали в ООН против реше -ний о предотвращении гонки вооружений и о мерах установления доверия в косми -ческой деятельности, заявляя при этом, что никакой гонки вооружений в космосе нет. Такой же позиции, ориентированной на сохранение условий, обеспечивающих безнаказанность проведения глобальных информационных операций, придержи вается американская администрация и в отношении глобального информацион ного пространства. Администрация США не видит необходимости заключать международный договор об обеспечении безо -пасности в киберпространстве, идею под готовки которого ранее выдвигала Россия. Об этом прямо заявил представитель аме риканской администрации1.
Вместе с тем материалы различных проводившихся исследований и имею
1 Международная информационная безопасность: проблемы и решения / под общ. ред. С.А. Комова. - М., 2011, кн. 1, с. 85.
щиеся публикации свидетельствуют о постоянно растущем числе политически мотивированных атак с применением информационно телекоммуникационной инфраструктуры2. Прошедшие несколько лет продемонстрировали рост информа ционных угроз, ориентированных на кон -кретные государства. Такие угрозы могут использоваться для различных целей, начиная с кибершпионажа и заканчивая выведением из строя каких либо страте гически важных объектов инфраструк -туры. «Киберудары» по ядерным объектам Ирана посредством вируса Stuxnet вывели из строя центрифуги, а эпидемия ком -пьютерных вирусов, потрясшая планету в последующие годы, отразилась на странах
— поставщиках углеводородов3.
В США разработана и действует система руководящих документов, регламентирующих порядок подготовки и проведения «информационных операций». К основ -ным задачам таких операций относится нарушение функционирования ключевых и критически важных систем потенци ального противника посредством исполь -зования современных информационных и телекоммуникационных технологий. В мае 2011 г. в США была обнародована Международная стратегия для киберпро -странства, согласно которой американцы оставляют за собой право использовать все необходимые, в т.ч. и военные, сред -ства для защиты своих национальных интересов в киберпространстве.
В этой связи становится очевидным, что в настоящее время возникла и наби рает силу новая военно-политическая угроза всеобщему миру и международной стабильности. Противодействие ей тре -бует, в частности, активизации военной политики в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)
— региональной международной органи -зации военно - политического сотрудни -чества, преследующей цели укрепления
2 Информационная безопасность как составляющая национальной безопасности государства. Материалы международной научно -практической конференции. Минск, 11—13 июля 2013 г. В 3 т. / Институт национальной безопасности Республики Беларусь; гл.ред. С.Н. Князев. — Минск, 2013.
3 Вус М.А., Шакин Д.Н., Кучерявый М.М. Методологические проблемы обеспечения инфор мационной безопасности критически важных объектов топливно- энергетического комплекса Российской Федерации // Информатизация и связь, 2012, № 7, с. 42—47.
мира, национальной, международной и региональной безопасности и стабиль-ности. Необходимы скоординированные совместные действия государств — членов ОДКБ по формированию действенной системы коллективной безопасности в информационной сфере.
Возрастание угроз военнополитического, террористического и кри -минального характера, все сильнее про являющихся в информационной сфере, является существенным препятствием для полномасштабного использования потенциала современных информацион ных и телекоммуникационных техноло гий в достижении устойчивого развития мирового сообщества. Наиболее опасной угрозой международному миру и безопас ности в информационной сфере является враждебное использование таких техно логий, особенности которого следует, в первую очередь, рассматривать сквозь призму военно политических аспектов этой угрозы.
Политика России и ее союзников исхо -дит из того, что существует область поли тической активности, в которой могут быть в равной мере заинтересованы все члены международного сообщества. Такой обла -стью является расширение международ ного сотрудничества и кооперации в сфере информационной безопасности. Главной задачей в данной сфере видится решение актуальных проблем, касающихся кризис -ного управления и планирования, инфор мационных обменов, расширения связей между государствами, а также между их отдельными министерствами и ведом -ствами с целью гармонизации националь ных законодательств и выработки общих усилий в борьбе с угрозами международ -ной информационной безопасности.
В качестве основных направлений го сударственной политики РФ, связанной с решением задач по повышению эффек тивности международного сотрудничества в противодействии преступности в сфере использования информационных и теле коммуникационных технологий, пози -ционируются продвижение на междуна -родной арене инициативы, связанной с необходимостью разработки и принятия под эгидой ООН Конвенции о сотрудни честве в сфере противодействия инфор мационной преступности, и развитие международного сотрудничества в этом направлении.
Одним из важных этапов конструктив ного практического сотрудничества госу дарств и международных организаций в области международной информацион ной безопасности должна стать выработка совместных мер по развитию норм между народного права в области ограничения распространения и применения информа ционного оружия. Необходимо стремиться к установлению международно - правовых барьеров на пути бесконтрольного рас -пространения и применения информаци онного оружия. Следует добиваться запре щения целенаправленного информацион ного воздействия на критически важные объекты (государственные структуры), которое способно привести к катастро фическим разрушениям и жертвам среди населения. Нужно стремиться к запре щению применения в мирное время тех нологий информационного воздействия с целью подрыва политической, экономи ческой и социальной систем других госу дарств, психологической обработки насе ления для дестабилизации общества.
В современном международном праве существует ряд понятий, характеризую щих воздействие одного государства на другое как агрессию, применение силы или угрозы силой и вмешательство во внутренние дела. Эти понятия могут быть применимы к действиям как вооруженных сил, так и террористических групп и банд, поддерживаемых государством и т.п. Однако современная трактовка этих поня тий обусловлена исторической практикой развязывания и ведения военных действий традиционными средствами вооруженной борьбы. В силу же происшедших масштаб -ных и качественных изменений в области инфокоммуникаций прежние правовые нормы зачастую не в состоянии описать новые правоотношения в пространствен ной матрице цифрового мира.
Специалисты указывают, что для дости жения прогресса в решении военных вопросов обеспечения международной информационной безопасности адапта ции должны быть подвергнуты как основ ные принципы международного права, так и принципы отдельных его отраслей (космического, гуманитарного права, международно правовой ответственности и др.), традиционно применявшиеся только в отношении физической силы. Представляется актуальным, в частности, конкретизировать и закрепить в соот
ветствующем международном правовом документе содержание роли государства, частного сектора и гражданского обще ства в рамках решения проблемы обеспе чения безопасности при использовании Интернета.
Мировое сообщество постепенно при ходит к пониманию того, что эффективно противостоять угрозам в глобальном информационном пространстве необхо димо коллективно. Де - факто в мире нача -лось формирование региональных систем информационной безопасности.
Сегодня параллельно происходит фор мирование двух конкурирующих моделей системы международной информацион ной безопасности, строящихся на раз личных основополагающих принципах. В ареал евро атлантической системы международной информационной без опасности входят США и большинство западных государств. Основу евразийской системы составляют государства — члены Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). В эту организацию входят 5 госу -дарств — членов ОДКБ.
Евро - атлантическая система междуна -родной информационной безопасности нацелена в основном на борьбу с «кибер преступностью». Ее правовой основой являются нормы и принципы Конвенции Совета Европы о киберпреступности (Будапешт, 2001). В центре внимания находятся вопросы безопасности компью терных систем как инфраструктуры. Под юрисдикцию данной конвенции евро атлантисты пытаются подвести также и так называемый кибертерроризм, отрицая при этом его политическую мотивирован ность.
Проблемным аспектом названной евро пейской Конвенции является нарушение отдельными статьями этого документа принципа суверенитета государств и открывающаяся возможность осущест вления на практике вмешательства во внутренние дела других государств по средством несанкционированного про ведения оперативно розыскных действий в их национальном киберпространстве. Военно политические вопросы междуна родной информационной безопасности в евро атлантической системе отданы на откуп блоку НАТО, который последо вательно проводит курс на милитариза цию мирового киберпространства. Еще в 2008 г. в целях обеспечения превосходства
в киберпространстве блок НАТО учредил Центр передовых технологий по обеспече -нию совместной киберобороны, который размещен в г. Таллинне (Эстония).
Евразийская система международной информационной безопасности строится с учетом уважения общепризнанных прин -ципов международного права и на основе системного подхода к решению проблемы противодействия криминальным, террористическим и военно политическим угрозам, которые могут реализовываться как в гражданской, так и в военной сфере. Соглашение между правительствами госу -дарств — членов ШОС о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности, вступив шее в силу в 2011 г., создает добротную основу для налаживания тесного военного сотрудничества в области международной информационной безопасности.
Основной целью военной политики России и ее союзников в ОДКБ при фор мировании региональных систем между народной информационной безопасности должно стать создание механизмов при нятия эффективных коллективных дей ствий, направленных на выявление, преду -преждение и пресечение проявления воз можностей использования современных информационных технологий для угрозы миру, осуществления актов агрессии или других нарушений мира. Направлениями военного сотрудничества в этой обла -сти должно стать выстраивание и после дующее совершенствование механизма совместных действий, направленных на противодействие угрозам международной информационной безопасности.
Эксперты выделяют следующие частные направления военного сотрудничества:
1) разработка механизма и методоло -гии мониторинга информационного про странства;
2) выработка и реализация мер совмест ного реагирования на угрозы в области международной информационной безо пасности;
3) создание механизмов координации обеспечения информационной безопасно -сти в зоне ответственности Организации1.
Вопросы совершенствования воен ного и военно -технического сотрудни -чества актуальны и для всех государств
1 Международная информационная безопасность: проблемы и решения / под общ. ред. С.А. Комова. - М., 2011, кн. 1, с. 113.
— членов ОДКБ. В целях укрепления сотрудничества необходим эффектив ный информационно консультативный обмен между сторонами. Нормативно правовой механизм координации должен быть основан на совместной разработке и принятии политико правовых докумен тов по важнейшим вопросам обеспечения информационной безопасности. Вполне очевидно, что такая работа требует рас ширения контактов и укрепления связей между органами военного управления, военно научными и военно учебными заведениями по вопросам обеспечения информационной безопасности, а также совместной научно исследовательской деятельности по разработке и примене нию средств противодействия угрозам международной информационной безо пасности.
С прагматических позиций целесо образным представляется, в частности, формирование и проведение единой тех нической политики в области разработки средств обеспечения информационной безопасности, построение единой системы сертификации таких средств и технологий их создания на пространстве ОДКБ, бази рующейся на обязательных требованиях. Такие требования могли бы быть оформ -лены в виде технических регламентов в области международной информацион ной безопасности и установлены отдель ным договором или иным международ -ным правовым актом государств — членов ОДКБ.
Современные достижения в обла сти телекоммуникационных и информационных технологий, а также нере -шенные вопросы регулирования воз никающих общественных отношений в информационно телекоммуникационной сфере привели к появлению новых рисков и угроз. В настоящее время на российском и зарубежном телекоммуникационных рынках осуществляются масштабные про екты по модернизации оборудования и самих сетей на базе пакетных технологий. Сети 1Р при этом становятся важнейшим объектом с точки зрения возникновения реальных угроз информационной безопас -ности. В подавляющем большинстве этих сетей сегодня используются стандартные протоколы, имеющие уязвимые стороны, а средства безопасности используются на прикладном уровне.
По мнению автора, информационная
инфраструктура по отношению к между народной информационной безопасно сти выступает в двух ролях: как средство реализации угроз в сфере международной информационной безопасности и как объ -ект их реализации.
В последние годы существенно обострилась и требует межгосударственной координации проблема обеспечения меж дународной информационной безопасно -сти при трансграничном обмене инфор мацией с использованием информацион ных сетей. При этом проблема политиче ской поддержки вопросов использования информационных сетей как средства и объекта реализации угроз в контексте международной информационной безопасно -сти находится в ведении ООН, а пробле -матика технической поддержки информа ционной безопасности информационных сетей — в ведении Международного союза электросвязи1.
Доступность и широкое использование современных информационных и ком муникационных технологий является фактором, существенно расширяющим возможности развития информационной преступности, информационного терро ризма, осуществления информационных операций деструктивной направленности. С позиций безопасности деструктивную роль играет существующая сегодня прак тика анонимности в электронных комму никациях. Это нарушает принцип инфор -мационного равенства, при котором зако нопослушный гражданин сообщает о себе достоверную информацию, а преступники пользуются возможностью уйти от реги -страции. «Абсолютного» права на аноним ность быть не должно. По сути справедлив тезис о том, что абсолютная анонимность приводит к абсолютному криминалу, рез кому росту возможности возникновения информационных войн. Анонимность
— фактор, поощряющий преступника, существенно затрудняющий любое рас следование, розыск, зачастую делающий невозможным привлечение злоумышлен ника к ответственности.
Растущий уровень угроз информацион ным ресурсам и масштабы преступности с их использованием — весомый повод в пользу создания защищенной сети и внедрения государством технологий обя зательной идентификации пользовате
1 Там же, с. 232.
лей. Однако на практике решение задачи ограничения анонимности при транс граничном информационном обмене как механизма обеспечения международной информационной безопасности является достаточно сложным в техническом и организационном плане и крайне непро -стым в политическом и международном юридическом аспекте.
Мировое сообщество постепенно при ходит к пониманию того, что эффективно противостоять угрозам в глобальном информационном пространстве необхо димо коллективно. В представленной на 65 - й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2010 г. записке Генерального секретаря ООН было отражено коллективное мне ние экспертов по международной инфор -мационной безопасности из 15 государств о потенциальных угрозах, рисках и уязви мостях, даны рекомендации по их умень шению, а также приведены возможные совместные меры в данной области.
В 2011 г. в г. Екатеринбурге на между народной встрече высоких представите лей, ответственных за вопросы безопас -ности, Россия представила концепцию Конвенции об обеспечении международ -ной информационной безопасности1.
Политическим импульсом интеграции усилий мирового сообщества по решению проблем обеспечения международной информационной безопасности может стать принятая 27 мая 2011 г. главами государств — членов «Группы восьми» Довильская декларация: «Неизменная приверженность свободе и демократии». В тексте этого документа говорится: «Мы абсолютно убеждены, что необходимо стремиться одновременно к достижению свободы и безопасности, соблюдению транспарентности и конфиденциальности в той же неразрывной связи, как между соблюдением прав человека и исполне нием своих обязанностей. Защита этих базовых механизмов и принципов и пре доставление соответствующих гарантий должны осуществляться как в Интернете, так и в любой другой сфере нашей жизни»2.
1 Там же, с. 101—106.
2 Там же, с. 114—133.
В текущем году по договоренности пре зидентов РФ и США в рамках российско -американской президентской комиссии создана двусторонняя рабочая группа по вопросам угроз в сфере использования информационных и коммуникационных технологий. По официальным сообще -ниям, эта группа должна будет встре -чаться на регулярной основе и проводить «оценку возникающих угроз, разрабаты вать, предлагать и координировать кон кретные совместные меры по реагирова нию на такие угрозы, а также по укрепле -нию доверия»3.
В данной связи автор отмечает, что геостратегическая ситуация вокруг РФ складывается сегодня под влиянием кар динальных изменений, происходящих в системе формирующегося нового облика России и нового облика мирового устрой ства в глобальном информационном про странстве. Геостратегическое положение России предъявляет жесткое требование: быть в постоянной готовности к отраже нию внешних угроз, в т.ч. и угроз в инфор -мационной сфере, со стороны иностран ных государств и их коалиций. Речь идет о тех государствах, геополитические инте -ресы которых находятся в противоречии с национальными интересами России и дружественных ей стран или могут войти в такое противоречие.
В данной связи представляется очевид ным вывод автора о том, что основными направлениями государственной поли -тики РФ должна быть предусмотрена система мер, направленная на решение задач по созданию условий, способствую щих снижению риска возможного исполь зования инновационных информацион ных и коммуникационных технологий в целях осуществления враждебных дей ствий по дискредитации информацион ного суверенитета государств и их союзов.
3 Совместное заявление заместителя секретаря Совета безопасности Российской Федерации Н.В. Климашина и координатора Белого дома по кибербезопасности Г. Шмидта // Официальный сайт Совета безопасности РФ; http://www.scrf. gov.ru, ^оситеЩз/19/66 3.html (дата обращения 01.11.2013).