Mеханизмы интеграции вузовской науки с инновационными
структурами
INTEGRATIONS MECHANISM OF THE HIGH SCHOOL AND INNOVATIVE STRUCTURES
Ларина Екатерина Олеговна Ассистент, аспирант кафедры менеджмента и логистики Саратовский государственный технический университет,
Larina Ekaterina Olegovna assistant, the post-graduate student of chair management and logistics
Saratov state technical university
Аннотация
В статье рассмотрены механизмы интеграции представителей высшей школы, бизнеса, государственной власти, общественности молодежи. Автором предложен эффективный механизм интеграции, а также комплекс показателей по оценке социальной эффективности.
Annotetion
In article mechanisms of integration of representatives of higher school, business, government, public are considered. Author offered the effective mechanism of integration, and also a complex of indicators according to social efficiency.
Ключевые слова:
Малые инновационные формы, интеграция, взаимодействие, общение, механизмы, студенты, предпринимательство, молодые ученые, научные работники, инновации, разработки, внедрение инновационных проектов, интеллектуальная собственность.
Keywords:
Small innovative forms, integration, interaction, communication, mechanisms, students, business, young scientists, scientists, innovations, development, introduction of innovative projects, intellectual property.
Развитие инновационного предпринимательства отражает необходимость поиска механизмов взаимодействия вузовской науки и представителей современного бизнеса.
Целью статьи является рассмотрение механизмов интеграции вузовской науки с инновационными структурами на примере Саратовского и Белгородского региона.
Мы считаем, что процесс развития социально-экономической системы региона можно разделить на три подпроцесса:
1. Совершенствование имеющихся технологий взаимодействия вузовской науки с инновационными предприятиями.
2. Воспроизводство человеческого капитала.
3. Дополнение существующей системы институтов, задающей устойчивость и качество развития социально-экономической системы.
Полноценное взаимодействие данных подпроцессов в системе критически важны. Несбалансированность взаимодействия данных подпроцессов разрушает социально-экономическую стабильность и приводит систему в состояние хаоса. В качестве иллюстрации данного процесса можно привести коллапс Советского Союза, который отличался повышенным вниманием к производственным процессам и оптимальным показателям производительности труда, высоким уровнем образования населения, однако, недостаточное внимание к эволюции общественных институтов привела к разрушению системы.
В настоящее время наблюдается полная потеря внимания к воспроизводству производственной базы региона, ее восстановлению и укреплению, однако, завышена роль воспроизводства человеческого капитала. [1,3]
Профессиональное образование оказалось под существенным влиянием социально-экономической системы, таким образом, наметился значительный перекос между необходимыми и востребованными специалистами и выпускниками ВУЗов с открытой проблемой трудоустройства.[4]
Представители предприятий региона отмечают высокий процент гуманитарных специалистов по отношению к инженерам. Ведущие ВУЗы региона частично устранили данную проблему за счет внедрения новых специальностей, реформирования кафедр, что по нашему мнению не позволяет полностью устранить данную проблему. Помимо этого, представителями ведущих предприятий региона отмечается низкий уровень адаптации выпускников к внешней среде, что усложняет работодателям задачу по их трудоустройству, создавая дополнительные препятствия. Представители и руководители ведущих предприятий региона характеризуют данную проблему как недостаточный уровень взаимодействия с представителями ВУЗов и отмечают необходимость данного взаимодействия. Предприятия региона нацелены на применение инновационных разработок, однако, ощущают недостаток квалифицированных специалистов.[2,5,7]
Подготовка квалифицированных специалистов должна осуществляется с ориентацией на «технологии будущего» и производится с опережением темпов модернизации для того, чтобы удовлетворять потребностям рынка труда. Подготовка специалистов должна производиться с привлечением квалифицированных преподавателей - практиков, а также разработчиков внедряемого проекта.[6]
Внедрение данных преобразований в социально - экономическую систему становится возможным при тесном информационно - техническом сотрудничестве государства, высшей школы, молодых ученых, представителей ведущих предприятий, общественности, а также поддержке прикладных исследований и научных разработок. НП ИБЦ, в данном случае, выступает в качестве ведущей площадки для аутсорсинга прикладных исследований для производственных предприятий.
Помимо этого, НП ИБЦ выступает интеллектуальным хранилищем данных, инновационных идей и практических разработок. Таким образом, исходя из вышесказанного, создается благоприятная среда для деятельности ИБЦ, в рамках которой осуществляется не только качественный отбор
предложенных инновационных проектов и идей, но и их практическая апробация.
Информационная среда ИБЦ характеризуется тем, что в ней научно -практические разработки проходят все стадии экспертных проверок: от первичной до практической, что позволяет другим участникам рынка инновации оценить их привлекательность во внешних условиях. ИБЦ может как существовать как самостоятельно, так и входить в структуру высшей школы.
Данные организационные формы, как в структуре высшей школы, так и самостоятельные позволяют осуществить трансферт знаний и научных разработок между предприятиями, представителями высшей школы, научными центрами, решить проблему трудоустройства выпускников.
Таким образом, эффективным механизмом устранения проблемы трудоустройства выпускников нашего региона (Саратовской области) выступает одна из составных структур НП ИБЦ, Институт научных исследований и развития, осуществляющий профессиональную деятельность более 1,5 лет.
Целями НП ИБЦ являются:
1. Создание эффективных связей с представителями предприятий региона, для изучения потребностей работодателей в квалифицированных работниках.
2. Повышение качества инновационных разработок и диссертационных исследований соискателей и аспирантов.
3. Трудоустройство выпускников гуманитарных специальностей.
4. Взаимодействие с представителями государственной власти.
5. Оказание консультационных услуг для населения региона по вопросам высшего профессионального образования.
6. Проведение профессиональной переподготовки специалистов и их дальнейшее трудоустройство.
7. Оказание консультационных услуг по написанию бизнес-планов для начинающих предпринимателей, их дальнейшее внедрение.
8. Издание научной литературы.
9. Организация конференций и других научных мероприятий.
10. Повышение статуса молодого ученого, преподавателя, предпринимателя
Следовательно, организационная структура НП ИБЦ выглядит следующим образом (рисунок 1):
Руководителе
Сидел ИНИР Отдел^ . :-о: " гее Отдел по работе z клиентами и Бух галте р и ч Издательство Отдел пз работе: партнерами
пере подготовки -: - •:: = = - ■
Рисунок 1 - Организационная структура НП ИБЦ
Данная организационная структура была создана нами для апробации собственных научных разработок, их необходимости и эффективности в социально-экономической системе региона. Подготовка квалифицированных специалистов должна осуществляться с опережением темпов модернизации для того, чтобы удовлетворять потребностям рынка труда, что отражает необходимость создания эффективных связей с представителями предприятий региона, для изучения потребностей работодателей в квалифицированных работниках.
НП ИБЦ организует данное взаимодействие с представителями ведущих предприятий региона следующими путями (Таблица 1).
Таким образом, представленные формы сотрудничества определяют дальнейшую ответственность партнеров, уровень их взаимодействия друг с другом. В настоящее время, НП ИБЦ взаимодействует на договорной и экспертной основе с такими предприятиями Саратова как: ИДПО «Высшая школа недвижимости», ООО «Академия бизнеса», ООО «Магазин Катюша», ИП Паськова М.С., в качестве эксперта выступает МЦИТ «Интеллект» и др.
Таблица 1 - Механизмы взаимодействия НП ИБЦ с предприятиями
региона
Обязанности НП ИБЦ Обязанности предприятия- партнера
Договор о сотрудничестве
1. Подбор квалифицированных кандидатов, соответствующих требованиям работодателя; 2. Организация стажировки кандидатов на территории НП ИБЦ 3. Организация ярмарки выпускников 1. Формирование обоснованных требований к кандидатам 2. Текущее тестирование кандидата, организация встреч со специалистами предприятия на территории НП ИБЦ 3. Участие в ярмарке выпускников, отбор кандидатов
Анкета работодателя
1. Организация встречи сотрудника НП ИБЦ с представителями предприятия, заполнение анкеты 2. Подбор кандидатов в соответствии с требованиями анкеты 1. Заполнение анкеты работодателя с указанием контактного лица 2. Собеседование кандидатов от НП ИБЦ
Участие эксперта
1. Организация ярмарок инновации и научных разработок 1. Участие в ярмарках инновации, экспертная оценка инновации, возможное внедрение, финансирование
Ответственность НП ИБЦ Ответственность предприятия-партнера
1. Текущая проверка кандидатов (проверка дипломов, 1. Трехкратный отказ от выполнения обязанностей
текущий мониторинг трудоустройства кандидата, общая характеристика с места работы, учебы)
работодателя и
эксперта приводит к внесению в список недобросовестных работодателей, существующего в НП ИБЦ___________________
Данные формы взаимодействия эффективны и при повышении качества инновационных разработок и диссертационных исследований соискателей и аспирантов, так как, создается благоприятная среда в процессе деятельности в рамках которой осуществляется не только качественный отбор предложенных инновационных проектов и идей, но и их практическая апробация, что благоприятно влияет на создание малых инновационных предприятий, бизнес - инкубаторов и научно - образовательных центров.
Первым проектом, опробованным в реальных условиях, стал проект создания НП ИБЦ, предложенный нами в рамках данного исследования. Деятельность НП ИБЦ была признана эффективной рядом предприятий. Кроме того, проект создания НП ИБЦ был представлен в рамках научной сессии БелГУ (Белгородского государственного университета), где был отмечен как лучший доклад о деятельности инновационного предприятия. Особенно организаторами научной сессии была отмечена деятельность по трудоустройству выпускников гуманитарных специальностей.
Трудоустройство выпускников гуманитарных специальностей является одним из наиболее востребованных видов услуг НП ИБЦ, что объясняется разрушением механизма распределения выпускников.
Выпускники гуманитарных специальностей еще в процессе обучения (начиная с 1 курса) могут работать в НП ИБЦ, выполняя наиболее легкие функции, совмещая работу с учебой. Им доступны такие должности как: менеджер по работе с клиентами, консультант по ВПО (высшему профессиональному образованию), бухгалтер (помощник бухгалтера), специалист компьютерной верстки (подготовка макета книги к издательству), менеджер по работе с предприятиями- партнерами. Деятельность студентов
осуществляется в цепном, циклическом порядке, т.е., должность студента меняется 1 раз в 4 месяца, что позволяет определить предпочтения в работе будущих специалистов. График работы свободный, что влияет на повышение качества учебы и общий уровень активности студентов, все работники взаимозаменяемые, что положительно влияет на качество работы предприятия в целом. Таблица 2 демонстрирует изменение профессиональных качеств студентов в процессе работы в НП ИБЦ.
Таблица 21 - Изменение профессиональных качеств в процессе работы в НП ИБЦ
До работы в НП ИБЦ Во время работы в НП ИБЦ
Внимательность 8,9 ед. 12 ед
Ответственность 4,2 ед 8,1ед
Коммуникативные навыки 1,3 ед 4,9 ед
Пунктуальность 0,3 ед 1,5 ед
По данным психолога - консультанта, привлеченного НП ИБЦ для оценки профессиональных качеств студентов потребность работодателя в квалифицированных работниках определяется количеством единиц и должно составлять от 15 до 30, что определяет работоспособность. При таких показателях работник считается подходящим внутренним условиям работодателя. Средний показатель студентов до трудоустройства по всем показателям составлял 14,7, что не удовлетворяло общим требованиям работоспособности. Суммарный показатель работоспособности составил 26,5, что полностью соответствует требованиям работодателя.
Таблица 3 - Динамика профессиональных качеств студентов в процессе работы в НП ИБЦ
Показатели профессиональных качеств Динамика показателей
Внимательность 3,1
1 Исследование автора. Привлечено 50 студентов. Оценка проведена профессиональным психологом
Ответственность 3,9
Коммуникативные навыки 3,6
Пунктуальность 1,2
Всего 26,5
Таким образом, показатель работоспособности студентов повысился на 11,8 единиц, что квалифицируется нами в рамках данного исследования как эффективный (график 1)
График 1 - Динамика показателя работоспособности студентов во время работы в НП ИБЦ
Представленный график отражает положительную динамику и по данным психолога повышает интерес студентов к инновационной деятельности.
Учеными, разрабатывающими данную проблему, была доказана необходимость укрепления связей между представителями науки и бизнеса региона, их участие в процессе подготовки студентов и молодых специалистов.[8,9,10] Формы сотрудничества НП ИБЦ и представителей бизнеса полностью отвечают требованиям работодателей в подготовке студентов.
Исходя из опыта работы НП ИБЦ, студенты гуманитарных
специальностей не только повышают показатели работоспособности, но и отмечают актуальность их участия в научных исследованиях и практических инновационных проектах, что позволяет:
1. Приобрести практические навыки в применения инновации к стандартному производственному процессу (инновационные материалы, сырье, оборудование, технология).
2. Определить основные целевые установки, задачи и функции
будущей специальности, а также определить правильность выбора
профессии.
3. Приобрести опыт внедрения инновационных разработок в процесс производства, оказания услуг.
4. Определить профиль получаемого высшего профессионального образования, выявить наиболее перспективные направления.
5. Осуществлять комплексный анализ научной информации в
соответствии с профилем специальности.
6. Адаптироваться к внешней среде, рынку труда, будущему
рабочему месту.
Кроме того, работа в НП ИБЦ позволяет студентам приобрести навыки публичного выступления, общения с представителями государственной власти, бизнеса, общественных организации. Приведем данные авторских исследований.
Таблица 4- Динамика коммуникативных навыков студентов
До работы в НП ИБЦ Во время работы в НП ИБЦ Динам ика
Способность к публичному выступлению 0,2 0,8 0,6
Желание принять 0,5 1,3 0,8
участие в общественном мероприятии
Подготовка докладов на конференциях и выступление с ними 0,2 2,2 2
Взаимодействи е с представителям и гос. структур 0,1 0,5 0,4
Всего 1 4,8 3,8
Исходя из данных таблицы, во время работы студентов в НП ИБЦ, отмечается положительная динамика в коммуникативных навыках, что существенно влияет на взаимодействие с внешней средой, особенно с представителями государственных структур. При организации циклического замещения труда, каждый из работников НП ИБЦ вынужден общаться с представителями той или иной категории контрагентов.
В рамках деятельности НП ИБЦ организована переподготовка специалистов различных направлений за счет чего, укреплены связи высшей школы с представителями государственной власти, бизнеса за счет выполнения частного заказа на осуществление исследования, разработку модели, тестирования, внедрения сопровождения инновационных проектов.
Помимо этого, связи с представителями бизнеса укрепляются за счет модернизации образовательного процесса, внедрения инновационных механизмов, создания специализированных кафедр, специальностей, научно - исследовательских центров, лабораторий.[11,12]
Взаимодействие отражает двусторонний характер связи с внешней средой, за счет привлечения ведущих специалистов производства к подготовке студентов, организации летней практики на производстве, создания специализированных кружков на базе предприятия. Помимо этого, должна осуществляется комплексная подготовка образовательных программ и методических курсов с участием специалистов с предприятий.
Двусторонний характер связи представителей бизнеса и высшей школы направлен на обеспечение работников производства дополнительной переподготовкой за счет создания центров дополнительного профессионального образования. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации осуществляется по направлениям строительство, проектирование, инженерные изыскания, специалисты по недвижимости, официанты, бармены, администраторы. Партнерами НП ИБЦ по данному направлению является ИДПО «Высшая школа недвижимости» и МЦИТ «Интеллект» СГТУ.
Тем самым достигается необходимая комплексная подготовка квалифицированных специалистов и одна из целей НП ИБЦ -взаимодействие с представителями государственных структур.
Коммуникативные навыки необходимы студентам в повседневной жизни, в том числе и при выполнении должностных обязанностей. Одна из должностей НП ИБЦ - менеджер по оказанию консультационных услуг. Задачами данного сотрудника являются:
1. Телефонные переговоры с клиентами НП ИБЦ, их консультация.
2. Составление личного дела по каждому клиенту.
3. Курирование клиента, взаимодействие с другими сотрудниками НП ИБЦ.
4. Ведение текущей документации.
Особый интерес у клиентов региона вызывают услуги по созданию Бизнес-плана, его дальнейшему внедрению. В рамках действующей социальной политики России, гражданам всех регионов доступно получение финансовой дотации от государства для организации собственного бизнеса. НП ИБЦ осуществляет комплексную поддержку начинающим предпринимателям в написании бизнес-плана, подготовки необходимой документации и т.д.
Деятельность НП ИБЦ востребована среди представителей высшей школы. В рамках деятельности НП ИБЦ организованных проектные группы,
возглавляемые преподавателями ВУЗов региона. В настоящее время их число существенно ограничено, так как работа центра по данному направлению осуществляется сравнительно недавно (сентябрь 2011). В НП ИБЦ проводятся научно-практические конференции и публикация результатов научной деятельности.
Однако, деятельность данного центра частично ограничена за счет несовершенной законодательной системы. Анализ законов и законодательных актов, проведенных нами в рамках данного исследования, позволил сформировать следующие рекомендации для устранения ограничений:
1. Дополнить имеющиеся формы государственного контроля уполномоченным органом - экспертным советом, в полномочия которого входит координация и контроль за работой МИП на территории региона, а также мониторинг финансовых расходов в соответствии с потребностями предприятия.
2. Дополнить существующие законы и законодательные акты разъяснениями для представителей муниципальных форм о функциях, целях, задачах и принципиальных отличиях МИП от существующих инновационных структур.
3. Разработать пошаговые практические рекомендации для представителей муниципальных образовании по созданию инновационных структур, подробно информировать об особенностях управления предлагаемой структурой, отчетности и преимуществах.
4. Дополнить существующую государственную политику необходимыми документами и поправками для того, чтобы обеспечить эффективную деятельность НП ИБЦ.
По нашему мнению, необходимо определить эффективность предложенного механизма (ИБЦ). Эффективность инновации может определяться как экономическим эффектом, так и другими видами эффекта (социальный, демографический и т.д.) Целесообразно, по нашему мнению
рассмотреть следующие принципы, определяющие эффективность инновационной деятельности через социальный эффект (Таблица 5).
Таблица 5 - Принципы эффективности инновационной деятельности
Наименование принципа Сущность принципа
Системный принцип Инновации рассматриваются как процесс, включающий в себя этапы от разработки до внедрения, а также коммерциализации инновации. Существенное влияние на эффективность инновационной деятельности оказывает согласованность рассмотренных этапов между собой. Эффективность повышается как при разработке инновации, так и при ее внедрении.
Принцип перспективы Стратегические цели предприятия должны соответствовать инновационной деятельности, подкрепляться ей.
Оценочный принцип Для каждого инновационного процесса необходимо определить и составить систему качественных и количественных показателей
Ресурсный принцип Предприятие должно быть обеспечено всеми видами ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности
Принцип Отражает меры,
страхования рисков предпринимаемые в масштабе предприятия для страхования рисков, а также ликвидации их негативных последствий
Принцип прибыльности Определяет позитивные возможности предприятия при успешном внедрении инновации (расширение бизнеса, прибыль от реализации новшества)
На основании изученных источников и проведенного исследования следует сделать вывод о том, что рассчитывать эффективность инновации можно по нескольким показателям, в том числе и социальным. [14,15]
Исходя из вышесказанного, расчет социального эффекта предполагается по следующей формуле:
СЭ = 2 р., х Р,
, (1) где Рв - коэффициенты весомости для показателей; Р - расчетное значение показателя. Рассмотрим основные социальные показатели в таблице
6.
Таблица 6-Социальные показатели эффективности инновационной деятельности
Название социального показателя Формула Расшифровка Коэффициент (результат анкетирования)
1 Объем затрат на науку и научные исследования и разработки в общем объеме затрат предприятия V = Гиз х100% н V у ОЗ УИЗ - затраты на науку и научные исследования и разработки; УОЗ -общий объём затрат предприятия 0,5
2 Общий уровень мотивации персонала и привлеченных работников к проведению инновационной деятельности Ми М = х 100% R Ми- итоговый показатель мотивации персонала (результат анкетирования); R -общее число работников. 1
3. Коэффициент трудоустр ойств а студентов Чтс Кт = х 100% Чс Чтс -число трудоустроенных студентов Чс -общее число стажирующихся студентов 0,2
4. Общее число эффективных инновационны х проектов Чфп Чэп = Чобщ х 100% Чфп - общее число финансируемых проектов и проектов, одобренных к финансированию Ч общ - общее число рассмотренных проектов 1,2
Представленная формула по определению социального эффекта позволяет определить насколько эффективны инновации. В таблице представлены интервалы, характеристика и рекомендуемое направление повышения социального эффекта
Таблица 7 - Объем социального эффекта для предприятия
Характеристика социального эффекта Интервал значений социального эффекта Рекомендуемое направление стратегии повышения социального эффекта
Высокий социальный эффект СЭ > 20 Экстенсивный социальный эффект (рекомендуется повысить мотивацию персонала)
Средний темп социального эффекта 10< СЭ < 20 Средний уровень социального эффекта (необходима модернизация)
Низкий темп социального эффекта 0 < СЭ < 10 Стратегия диверсификационного социального эффекта (высока мотивация менеджеров на коммерциализацию разработок. Необходимо повысить социальный эффект )
Социальный эффект отсутствует СЭ < 0 Социальный эффект не отмечен (реализуются организационноуправленческие новации)
Результат комплексной оценки и расчет показателя социального эффекта служат итоговыми индикаторами, фокусирующими внимание на основных проблемах инновационного развития, и помогают вовремя скорректировать выявленные несоответствия.
Таблица 8- Определение социального эффекта деятельность НП ИБЦ
Название социального показателя Формула Расшифровка Коэффициент (результат анкетирования)
1 Объем затрат на науку и научные исследования и разработки в общем объеме затрат предприятия 4,1 УИЗ - затраты на науку и научные исследования и разработки; УОЗ -общий объём затрат предприятия 0,5
2 Общий уровень мотивации персонала и привлеченных работников к проведению инновационной деятельности 0,6 Ми- итоговый показатель мотивации персонала (результат анкетирования); R -общее число работников. 1
3. Коэффициент трудоустройства студентов 0,75 Чтс -число трудоустроенных студентов Чс -общее число стажирующихся студентов 0,2
4. Общее число эффективных инновационных проектов 3,8 Чфп- общее число финансируемых проектов и проектов, одобренных к финансированию Ч общ - общее число рассмотренных проектов 1,2
Таким образом, социальный эффект НП ИБЦ находится в средней группе, очевидно, что необходимо повысить коэффициент трудоустройства студентов и общий уровень мотивации персонала. Остальные показатели находятся в среднем значении.
Таким образом, проведенное автором исследование доказало необходимость и результативность формирования на государственном уровне политики по обеспечению молодых специалистов гарантированными рабочими местами, возможностью стажировки на ведущих предприятиях
региона, взаимодействия с представителями высшей школы, бизнеса, государственных структур, науки.
Формирование государственной поддержки воспроизводства научных и научно-педагогических кадров в создавшихся условиях приведет к повышению инновационной направленности экономического роста региона, к неиспользованию и недоиспользованию научного потенциала в качестве основного ресурса устойчивого экономического роста.
Таким образом, центр является своеобразным буфером обмена информацией между представителями высшей школы, бизнеса и власти, что позволяет реализовать цели и задачи нашего диссертационного исследования.
Совместная деятельность представителей бизнеса и высшей школы, науки, государственной власти, общественности может быть выражена через разработку совместных инновационных проектов, направленных на улучшение качества жизни, изменение конкурентных позиции региона по отношению к остальным, что реализуется в НП ИБЦ через ярмарки инновации и трудоустройство молодых специалистов. Коммерциализация результатов исследования приведет к существенному снижению числа дотации со стороны государства по отношению к высшей школе. Таким образом, университеты перейдут к частичному либо полному самофинансированию, что позволит направить средства государственного бюджета на поддержку других целей за счет внедрения НП ИБЦ в структуру высшей школы.
По нашему мнению, социально-экономическая система находится в состоянии нестабильности. Представленные ранее инновационные структуры не отражают потребностей внешней среды, особенно студентов, которые заинтересованы в трудоустройстве и стажировке на предприятиях. В каждой представленной форме, отражены по нашему мнению взаимодействия с представителями бизнеса, однако, они не принимают участия в воспроизводстве кадрового потенциала.
Исходя из вышесказанного, характеризуем НП ИБЦ как эффективную структуру взаимодействия представителей высшей школы, бизнеса, государства, общества с необходимой двусторонней связью с контрагентами высшей школы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Агеева, С. Д. Перспективы инновационной России: две позиции,
или взгляд изнутри и извне: обзор Международного молодежного
инновационного форума Шегга-2011 (Новосибирск, 22-24 сентября 2011 г.) / С. Д. Агеева // ЭКО. - 2011. - № 11. - С. 11-14.
2. Аксенин, А. А. Особенности и пути развития инновационной деятельности в российских регионах в условиях посткризиса / А. А. Аксенин // Интеграл. - 2011. - № 5. - С. 65.
3. Александров, Ю. П. Анализ и оценка рисков разработчика -важнейшая компонента продвижения инноваций / Ю. П. Александров, Д. Ю. Александров // Вопросы экономических наук. - 2011. - № 6. - С. 16-18. -(Экономика и управление народным хозяйством).
4. Бонюшко А.А. Регулирование и нормирование научноинновационной деятельности. Ин-т соц.-экон. проблем РАН, СПб, 1997, 160 стр.
5. Бурдина Е.А.. Анализ рисков при управлении инновационной деятельностью с применением экспертных и вероятностных оценок / Е. А. Бурдина, И. Ю. Нефедов, Д. А. Мустафин // Проблемы экономики. - 2011. -№ 5. - С. 22-23. - (Экономика и управление народным хозяйством).
6. Ефимов А.В., Буренина Г.А., Петров А.Н. Управление стратегическими альянсами. СПбУЭФ, 1997.
7. Завлин П.Н., Казанцев А.К.,.Миндели Л.Э Инновационный менеджмент: /. 2-е изд., переработ. и доп. М., 1998. - с. 4.
8. Инновационный менеджмент. Под ред. С.Д.Ильенковой. М., ЮНИТИ, 1997.
9. Интеллектуальная собственность в терминах и определениях. Терминологический словарь. - М.: МО МАНПО, 2001.
10. Мальцева А.А. Компаративный анализ российского и украинского опыта бизнес-инкубатория малых предприятий / Анна Андреевна Мальцева // Менеджмент инноваций. - 2011. - № 4. - С. 298-307. -(Инновационная экономика). - Библиография: с. 307
11. Маховикова Г. А., Ефимова Н. Ф.Инновационный менеджмент
12. Менеджмент: теория и практика в России: / Под ред. А.Г. Поршнева, М.Л. Разу, А.В. Тихомировой. - М.: ИДФБК-ПРЕСС, 2003.-528 с.
13. Мохов, А.И. Мохова, Е.В.; Информационные аспекты передачи научно-технических разработок в бизнес // Пробл. информатизации. - М., 1995. - Вып. 2/3. - С. 33-37
14. Мухамедьяров А. М.: Инновационный менеджмент,: Инфра-М, 2008 с. 176
15. Преобразование научно-инновационной сферы в регионе: методология исследования / Румянцев А.А., Гусаков М.А., Замятина М.Ф. и др.; Под ред. Когута А.Е.; РАН. Ин-т соц.-экон. пробл. - СПб., 1995. - 50 с -(Теория и практика упр. науч.-инновац. сферой в регионе; Вып. 2)