Зарубежный опыт
УДК 336.645.3
механизмы
инновационного финансирования сферы здравоохранения
с. К. МАМЕДОВА, доктор философии, экономист департамента социального развития
Е-mail: dr. smks@mail. ru Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики «SOCAR»
В статье отмечается, что в настоящее время здоровье населения рассматривается как одна из самых важных категорий социального благополучия государства. Инвестиции, вложенные в здравоохранение, способствуют развитию человеческого потенциала. В условиях, когда проблема финансирования здравоохранения актуальна во всем мире, а мировой финансовый кризис еще более усугубил ситуацию, возросла значимость поиска инновационных механизмов данного финансирования. Не все механизмы подходят для каждой отдельно взятой страны. Задача руководства стран - найти наиболее оправданный с экономической, ментальной, политической точек зрения механизм.
Ключевые слова: расходы, здравоохранение, инвестиции, инновации, финансирование, инновационные механизмы.
Со второй половины ХХ в. здоровье как экономическая категория приобретает все более значимый вес. Система здравоохранения ставит перед правительствами стран достаточно сложные проблемы. Наиболее актуальной и распространенной из них является финансирование здравоохранения.
Дело в том, что во всем мире наблюдается неудержимый рост расходов на здравоохранение, который связан со следующими причинами:
- увеличение средней продолжительности жизни;
- быстрое старение населения;
- последующее увеличение доли хронических заболеваний, лечение которых обходится дороже;
- введение новых дорогих технологий лечения;
- более ранняя диагностика хронических заболеваний, что связано с их более длительным лечением и т. д.
Наиболее остро такая проблема стоит в развивающихся странах, где население не обеспечено минимальным пакетом медицинских услуг, не говоря уже о равномерном, равноправном доступе к этим услугам. В таких странах люди при получении медицинских услуг сталкиваются с серьезными финансовыми трудностями (вплоть до банкротства). Особенно обострилась ситуация во время финансового кризиса.
Однако и в развитых странах, где рост расходов на здравоохранение в процентах перегоняет рост ВВП, проблема очень актуальна. Расходы на здравоохранение в США в течение последних 15 лет увеличились в абсолютном выражении более чем в 56 раз. При этом нужно иметь в виду, что такие расходы не ограничиваются прямыми инвестициями в сектор, а включают (хотя и косвенно) вложение средств в социальные детерминанты (например снижение бедности, безработицы и т. д.).
В этих странах основными целями являются:
- обеспечение всеобщего охвата населения медицинскими услугами;
70
финансы и кредит
- улучшение качества услуг.
Люди становятся более ответственными за свое здоровье. Это пропагандируется государством и в конечном итоге повышает ожидания и требования людей к системе здравоохранения.
Для увеличения доходов здравоохранения можно предложить несколько механизмов.
Во-первых, увеличение налогов или взносов в систему здравоохранения. Это возможно лишь в том случае, если имеется потенциал для их повышения. Кроме того, такой шаг вызывает недовольство граждан. Он чреват серьезными экономическими проблемами.
Отметим, что увеличение сборов также могло бы значительно повысить вливания в отрасль, хотя во многих странах (тем более в тех, где развит теневой сектор) люди находят разные пути уклонения от уплаты взносов. Практикуются разные механизмы воздействия на налогоплательщиков: как наказание, так и поощрение в виде налоговых льгот и прочее.
С другой стороны, если налогоплательщик видит прямую связь между качеством оказываемых услуг и их оплатой, то он заинтересован в их оплате.
Во-вторых, установлено, что 30-40 % всех трат на здравоохранение происходит впустую. Таким образом, рационализация расходов на здравоохранение является тем механизмом, который позволит практически на треть повысить доходы здравоохранения.
Еще одним возможным путем является перераспределение средств государственного бюджета в случае, если финансирование здравоохранения осуществляется из общего бюджета. При этом достаточное финансирование сектора возможно лишь в том случае, если оно будет рассматриваться по приоритетному, а не остаточному принципу.
Для ряда стран (в особенности для тех, где население имеет низкий доход) важное значение имеет внешнее финансирование. Увеличение внешней финансовой поддержки для них означает реальное повышение доходов здравоохранения. Финансовые ресурсы, в том числе и сектора здравоохранения, стран с низкими доходами настолько скудны, что своими силами они не смогут достигнуть целей развития. И главное, что необходимо для обеспечения населения этих стран минимальными услугами здравоохранения, - это увеличение внешней поддержки.
Именно для этого разработано инновационное финансирование здравоохранения, которое предусматривает:
- увеличение международной помощи;
- обеспечение ее рационального использования в целях улучшения здоровья населения.
В условиях всемирного финансового кризиса требуется изменить масштабы внедрения инновационных механизмов финансирования.
Для решения этой проблемы была создана группа, которая объединяет восемь финансовых инициатив - Группа И-8. Целями И-8 являются:
- обмен опытом;
- работа над общими информационными сообщениями в поддержку действующей инициативы;
- подготовка почвы для новых инициатив;
- координация распределения ресурсов для достижения максимального воздействия на местах.
Группа выпустила свои рекомендации в мае 2009 г., идентифицируя меню инновационных механизмов финансирования. Это было сделано, чтобы дополнить традиционную помощь и ликвидировать пробелы в финансировании, которые ставят под угрозу достижение связанных со здоровьем целей международного сообщества.
Инновационное финансирование сосредоточивается на новых источниках и новых инструментах, для того чтобы поднять доходы (обычно вне систем налоговых поступлений). Это охватывает различные аспекты финансирования - от дополнительного выделения денежных средств до эффективного использования фондов.
Первой удачной попыткой инновационного финансирования можно считать сбор с продаж авиабилетов в фонд Unitaid - международный механизм закупок лекарств против СПИДа, туберкулеза и малярии.
Совсем недавно Фонд тысячелетия по инновационному финансированию здравоохранения начал осуществление программы добровольных сборов солидарности под названием MassiveGood. Благодаря этой программе частные лица могут принять участие в финансировании Unitaid, делая взносы при покупке услуг, связанных с поездками и туризмом. Вместе с тем было выяснено, что наибольшие суммы может дать сбор с валютных транзакций. Были предложены и другие механизмы повышения доходов.
Однако доминирование внешнего финансирования в структуре финансирования здравоохранения
сопряжен с некоторыми проблемами. Так, страна-акцептор, обнадеженная зарубежными инвестициями, не повышает финансирования данной сферы. С другой стороны, не все средства, выделенные на развитие, идут соответственно обязательствам по их предоставлению.
Также нужно отметить, что значительная часть направленных средств уходит на так называемую техническую помощь:
-оплата работы граждан страны-донора;
- обучение граждан страны-акцептора и т. д.
В некоторых случаях эта часть средств превосходит объем средств, направленных непосредственно на медицинские цели.
Некоторые исследователи утверждают, что целевые показатели инфляции и уровня валютных резервов стран мешают полностью использовать поступившую помощь, поскольку часть помощи изымается из обращения, чтобы избежать инфляции. Или используется для создания валютных резервов.
Для повышения эффективности использования внешних средств предлагаются различные варианты. Последняя предложенная программа предусматривает отказ от восприятия помощи как благотворительности, выделение которой полностью зависит от стран-доноров. Намечен переход к системе взаимной глобальной ответственности, что позволит направить средства именно в те страны и в те звенья, которые наиболее нуждаются в этом.
Однако, несмотря на значимость внешнего финансирования для стран с низкими доходами, все-таки основной груз по финансированию здравоохранения падает именно на сами страны. Поэтому в последнее время намечаются пути изыскания новых внутренних резервов для собственного, самостоятельного использования. Практикуются следующие механизмы внутреннего инновационного финансирования.
Сбор с валютных операций - налог на обменные операции в иностранной валюте на валютных рынках.
Налог на финансовые операции - сбор распространяется на все операции с банковскими счетами или переводы средств. Этот вид операций практиковался в 1990-е гг. в Бразилии, а недавно в Габоне был введен налог на денежные переводы. В целях вывода Евросоюза из долгового кризиса в сентябре 2011 г. Европейская Комиссия предложила ставки в размере 0,1 % на сделки по приобретению акций и облига-
ций, а также 0,01 % на производные ценные бумаги. Предложение было активно поддержано Францией, которая введет этот налог в ближайшее время, и Германией, где также планируется введение сбора.
Сбор с крупных и прибыльных компаний - сбор, возлагаемый на самые крупные компании в стране. Например, в Австралии введен сбор для угледобывающих компаний, Габон практикует сбор с компаний операторов мобильной связи, Пакистан использует налог на фармацевтические компании.
Взносы солидарности с мобильных телефонов -добровольные взносы при ежемесячной оплате счетов мобильной связи со стороны отдельных лиц и корпораций.
Облигации для диаспоры - правительственные облигации, предназначенные для продажи соотечественникам за рубежом. Практиковались в Индии, Израиле и Шри-Ланке, но не всегда для целей здравоохранения.
Продажа продуктов или услуг с предоставлением привилегий - компании получают лицензию на продажу товаров, а часть прибыли направляют на здравоохранение.
Налог на туризм - на виды деятельности, связанные преимущественно с обслуживанием лиц, отъезжающих или приезжающих из-за рубежа. Например, в Израиле ставка налога - 1,5 долл. за каждую ночь в гостинице, в двух муниципалитетах Швеции сбор в размере 1-2 % добавляется к счетам на проживание, питание и другие услуги.
Акцизные налоги на табачные изделия, алкоголь практикуются во многих странах. Предлагается их увеличение без снижения поступлений.
Акцизный налог на «нездоровую пищу» вводится на «нездоровые» продукты питания или ингредиенты. Так, Румыния ввела 20 %-ный сбор на продукты питания с высоким содержанием жиров, соли, пищевых добавок и сахара. Налог планируют ввести Венгрия, Тайвань. Также этот вопрос вот уже на протяжении нескольких лет актуален в США, где помимо всего прочего проблема ожирения ложится тяжким бременем на плечи здравоохранения.
Нужно отметить, что введение налогов на табак, алкоголь и «нездоровую пищу» оправдано с двух позиций:
- во-первых - это дополнительный доход для здравоохранения;
- во-вторых, налоги косвенно улучшают здоровье населения в связи с ограничением использования вредных для здоровья продуктов.
72
финансы и кредит
Так, установлено, что повышение акцизных сборов до уровня 40 % от розничной цены существенно увеличивает дополнительные финансовые поступления, а вредные последствия потребления алкоголя уменьшаются.
Таким образом, страны имеют реальную возможность повышения доходов здравоохранения. Однако необходимо помнить, что не все из них обладают одинаковыми финансовыми, ментальными, политическими и прочими возможностями. Разные механизмы в разных странах будут себя проявлять по-разному.
Например, поскольку финансовые транзакции и продукты, с которых данный сбор взимается, сконцентрированы в странах с высоким уровнем дохода, то введение его в странах с низким доходом не совсем оправдано. Взносы солидарности на использование мобильных телефонов предназначены для введения в странах со средними и высокими доходами. А продажа продуктов или услуг с предоставлением привилегий применима для стран с низкими и средними доходами.
Каждая страна должна выбрать тот механизм, который наиболее удовлетворяет сложившимся в ней условиям. При выборе механизмов следует исходить из следующих критериев:
- надежность источника финансирования;
- относительно низкие административные издержки;
- устойчивость;
- политическая обстановка.
В любой стране найдется группа людей, интересы которых будут так или иначе затронуты. И, если выбранный механизм себя оправдывает, то политическая поддержка государства позволит привлечь дополнительные стабильные и достаточно значимые вливания в систему финансирования здравоохранения. Но при этом обязательным будет использование хотя бы одного из указанных инновационных путей.
Список литературы
1. Мамедова С. К. Основные факторы роста расходов в экономике здравоохранения. Финансовый рынок и кредитно-банковская система России: сборник научных трудов / под ред. А. С. Селищева, Л. П. Давиденко, И. П. Леонтьевой. СПб.: Инфо-да.
2. Мамедова С. К. Влияние финансового кризиса на здравоохранение. 2. К М эmmэdovun redaktэ si аШ^а « Qlobal таНуу э ЬоЫ-аш V э dбvl эt idarэetm э sistemind э апйЬб^ап siyas dйnya теу11 эп vэ azэ гЬаусап modeli» mбvzusunda Ьеуп э1хаЦ е1тьргакйЫ копЁга^т materiaПaп. Вак1. 2010.
3. Финансирование здравоохранения: альтернативы для Европы / под. ред. Моссиалос Э., Диксон А., Фигейрас Ж., Кутцин Д.: пер. с англ. М.: Весь Мир. 2002.
ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ
Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» выпускает специализированные финансово-экономические и бухгалтерские журналы, а также оказывает услуги по изданию монографий, деловой и учебной литературы. Минимальный тираж - 500 экз.
Тел./факс (495) 721-8575 e-mail: post@fin-izdat.ru