Механизмы и способы защиты трудовых прав педагогических работников
Милкина Екатерина Валериевна
кандидат юридических наук доцент, Московский технологический университет 119454, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, 78, ауд. А430
Статья из рубрики "ЧЕЛОВЕК И ТРУД"
Аннотация. Тема данной статьи приобретает особую актуальность в связи с тем, что в современной России участились случаи нарушения трудовых прав педагогических работников. В работе рассматриваются основные механизмы и способы защиты своих прав педагогическими работниками. И более того, необходимо отметить, что педагогические работники, по причине невысокой оплаты труда являются заложниками определенных обстоятельств и не всегда имеют возможность получить грамотную юридическую помощь, с целью защиты собственных трудовых прав. Проблематика вопроса раскрывается автором в настоящей статье и предлагаются определенные пути ее решения, наиболее актуальные в настоящее время, с точки зрения автора, педагогического работника системы высшего профессионального образования. Предлагается рассмотреть юрисдикционный способ защиты своих прав и самозащиту нарушенных прав работником. Основной проблемой затронутой в статье является сама ситуация, которая достаточно очевидно указывает на проблему прав педагогических работников и изучаются способы решения перечисленных в статье проблем. Возникает необходимость активного использования педагогическими работниками законодательной базы и привлечение к участию в деле защиты трудовых прав, не только самих педагогических работников вуза, но и профсоюзных организаций.
Ключевые слова: механизмы защиты, способы защиты, трудовые права, трудовые отношения, самозащита трудовых прав, деятельность профсоюзов, система образования, юридическая клиника, педагогические работники, оплата труда
DOI: 10.7256/2454-0684.2017.12.24987
Дата направления в редакцию: 13-12-2017
Дата рецензирования: 17-12-2017
В современных условиях, при постоянно повышающихся требованиях к качеству образования, в стране становится актуальным вопрос обеспечения особой защиты трудовых прав педагогов, которую осуществляют судебные органы, прокуратура и
органы государственной власти Российской Федерации Ш. Необходимость защищать трудовые права педагогических работников обусловлена особенностями специального регулирования их трудовых отношений. Вопросы регулирования трудовых отношений педагогических работников, часто обсуждаются юристами, но на практике регулирование подобных трудовых отношений имеет ряд нюансов и особенностей. Необходимо отметить, что педагогическими работниками следует рассматривать физические лица, состоящие в служебных, трудовых отношениях с организацией, которая осуществляет образовательную деятельность, и чьи обязанности заключаются в обучении, воспитании или (и) организации образовательной деятельности.
Существуют различные способы, с помощью которых педагогический работник может осуществить защиту своих прав. Их можно разделить на две группы: действия, при которых работник не нуждается в защите юрисдикционных органов, как например, при самозащите работником своих прав согласно статьям 379; 380 ТК РФ (Трудовой кодекс
Российской Федерации) и действия, которые должны завершится принятием решения соответствующего юрисдикционного органа, функционирующего в пределах работодателя, такого как комиссия по трудовым спорам (КТС) или профессиональный союз, куда работник может обратиться за защитой законных интересов и трудовых прав.
Рассмотрим самозащиту, которая регулируется статьями 379, 380 ТК РФ. С целью самозащиты своих прав работник может отказаться от выполнения не предусмотренной в трудовом договоре работы, а также от работы, несущей непосредственную угрозу его здоровью или жизни. В трудовом законодательстве предусмотрены формы самозащиты, однако не установлена легальная формулировка понятия «самозащита трудовых прав».
Самозащиту трудовых прав нельзя назвать эффективным методом защиты, поскольку значительная часть спорных ситуаций, относящихся к самозащите трудовых прав, разрешаются не на уровне работодателя, а в судебных инстанциях. Главная причина такого положения заключается в том, что стороны трудового спора изначально не на хо дя тс я в ра в но м по л о ж е нии.
Вторым способом защиты законных интересов и трудовых прав педагогического работника является защита с помощью профессиональных союзов. Согласно статье 370 ТК РФ профсоюзами осуществляется контроль за соблюдением норм трудового законодательства. В статье указано, что общероссийские профсоюзы, а также их объединения; территориальное (ассоциация), а также межрегиональное объединение профсоюзов, функционирующие на территории того или иного субъекта Российской Федерации, имеют право создавать технические, правовые инспекции труда профессиональных союзов, которые наделены соответствующими полномочиями.
Профсоюзные инспектора имеют право на беспрепятственное посещение любого работодателя педагогических работников-членов соответствующего профессионального союза, с целью проведения проверки. Вместе с тем, несмотря на широкий спектр прав, возможность для защиты трудовых прав педагогов имеет определенные рамки, данное право не может распространяться на органы, действующие в границах определенного работодателя, например, на Комиссию по трудовым спорам. Таким образом, действия профсоюзов ограничатся попыткой «утрясти» разногласия между работодателем и работником еще до трудового спора
Профсоюзы на уровне образовательного учреждения, представляя интересы работников, являясь субъектами защиты их трудовых индивидуальных прав, имеют право осуществлять определенные управленческие функции, принимая участие при
управленческом решении работодателя об увольнении сотрудника в соответствие с основаниями, определенными статьей 373 ТК РФ. Между тем, данные полномочия также ограничиваются и не могут распространяться на работников, не являющихся членами профсоюза. В этом случае работодатель вправе не учитывать точку зрения профсоюзного органа на решение об увольнении работника, но подобные действия профсоюза относятся к защите индивидуального права работника. Если сотрудник не является членом профессионального союза, он может обратиться за помощью в Комиссию по трудовым спорам, в случае, если таковая создана и функционирует в рамках работодатели, или обратиться к мерам самозащиты, поскольку нормы ТК РФ (часть 1 статьи 384 ТК РФ) не предусматривают для работодателя обязательность создания Комиссии по трудовым спорам, это может быть итогом инициативы самих работников или работодателя.
Система защиты трудовых прав работников педагогического состава в отечественном законодательстве постоянно совершенствуется. Например, в Федеральном законе «Об
образовании» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года [4], в части 2 статьи 45 определено, что в образовательных организациях создаются новые коллегиальные органы управления - комиссии по урегулированию спорных ситуаций сторонами образовательных отношений (КУСУОО). На первый взгляд, судя из целей, которые определены в Законе об образовании, данная комиссия призвана осуществлять защиту только лиц, получающих образование, которые обжалуют нарушения, связанные с реализацией их права на образование, а также другие права, относящиеся к обучению, однако в части 3 статьи 47 рассматриваемого Закона установлено, что право обращаться в УСУОО является одним из академических прав педагогических работников
Помимо этого, педагогические работники имеют право на защиту достоинства и профессиональной чести, на объективное и справедливое расследование нарушений норм профессиональной этики (пункт 14 часть 3 статья 47 Закона об образовании). И хотя трудовым законодательством предусмотрена возможность для защиты чести и достоинства во время осуществления трудовой деятельности, чаще всего такая защита осуществляется посредством административно-правовых и гражданско-правовых средств. Согласно статье 23.1 КоАП РФ, судьи единолично рассматривают дела об административных нарушениях, которые связаны с оскорблениями.
Следует напомнить еще об одной процедуре, которая может быть использована для защиты интересов педагогических работников - медиации, которая была введена Федеральным законом «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с
участием посредника (процедуре медиации)» (№ 197 от 27 июля 2010 г.) Медиация представляет собой способ урегулирования спора при участии посредника (медиатора), основанного на добровольном согласии сторон с целью достижения ими выгодного для всех решения.
Как правило, в России именно медиация используется сторонами трудовых отношений при решении конфликтных ситуаций: «для установления факта трудовых отношений, взыскания задолженности по заработной плате, восстановления на работе, выплате сумм согласно трудовому договору».
Между тем вопрос об использовании этой процедуры остается дискуссионным, поскольку такая форма защиты напрямую не предусмотрена ТК РФ и, по нашему мнению, процедура медиации в большей мере используется в интересах работодателя. Трудовые отношения в широком смысле предполагают наличие связи, которая основана на властных
отношениях, а значит работник находится в зависимости от работодателя, не имея таких возможностей, такого объема прав и полномочий как работодатель, помимо того для работника участие в судебных процессах бесплатна, а для работодателя выгодна медиация, поскольку он при этом не несет сколько-нибудь значительных расходов.
Стоит отметить, что работники образовательной сферы не относятся к самой материально обеспеченной части общества, не имея возможности зачастую обратиться за помощью к юристам с целью защиты своих трудовых прав. Практика свидетельствует, что большинство педагогических работников в случае необходимости не в состоянии оплатить качественные юридические услуги. Вместе с тем, значительные объемы и растущая сложность правового регулирования разных аспектов социальных взаимоотношений обусловили чрезвычайны рост спроса на услуги подобного рода.
В связи с вышесказанным принятие Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», представляется чрезвычайно актуальным ввиду острой общественной востребованности в современных условиях.
Детальный анализ данного федерального закона имеет важное значение, поскольку позволяет акцентировать внимание на четкость формулировки и разграничения в рассматриваемом нормативно-правовом акте двух ключевых механизмов оказания педагогам юридической помощи: негосударственного и государственного.
Например, по отношению к государственной помощи законом предусмотрена возможность создания юридических государственных бюро или (и) привлечение адвокатов (нотариусов) к участию в системе государственной бесплатной юридической помощи. Относительно негосударственной системы данный закон предусматривает создание негосударственных центров по оказанию бесплатной юридической помощи, а также создание при вузах юридических клиник. Документом при этом не определены критерии разграничения названных выше двух механизмов оказания бесплатной юридической помощи.
Например, не вполне понятно обоснование для отнесения создаваемых при учебных заведениях юридических клиник именно к негосударственной форме оказания юридической помощи. Очевидно, что если тот или иной вуз являются негосударственным, то и создаваемая в его структуре юридическая клиника вполне логично будет относится к негосударственной системе бесплатной юридической помощи работникам образовательной сферы.
Другое дело, когда юридическая клиника создается в рамках государственного вуза. В данном случае возникают вопросы, касающиеся обоснованности ее отнесения к негосударственной системе бесплатной юридической помощи. По нашему мнению, эта противоречивость вызвана отсутствием четко сформулированных критериев разграничения рассматриваемых двух механизмов оказания педагогическим работникам
бесплатной юридической помощи
В связи с этим, представляется уместным, чтобы в законе юридическая клиника была прописана как самостоятельный инструмент оказания населению бесплатной юридической помощи, независимо от принадлежности учебного заведения к негосударственной либо государственной образовательным системам.
Помимо этого, на наш взгляд, заслуживает внимания тот факт, что из системы бесплатной юридической помощи законодатель исключил научно-исследовательские институты (организации). При этом в своем составе они имеют достаточно
квалифицированных специалистов (например, аспирантов) в различных отраслях юриспруденции, которые, без сомнения, могли бы принять участие в работе юридических клиник.
Кратко остановимся на самих юридических клиниках. В соответствие с пунктом 2 статьи 23 названного федерального закона юридически клиники создаются как юридическое лицо или структурное подразделение вуза, если учредитель наделяет его таким правом. Например, для ГБОУ ВПО МГПУ учредителем выступает Департамент образования г. Москвы.
В пункте 5 данной статьи закона также указано, что в оказании бесплатной помощи юридическим клиникам принимают участие лица, проходящие обучение по юридической специальности в высших учебных заведениях. Это происходит под контролем лиц с высшим юридическим образованием, которые несут ответственность за их обучение, а также за деятельность клиники, функционирующей в рамках данного высшего учебного заведения.
Юридические клиники, организованные при университетах, призваны выполнять целый ряд важных функций: оказывать населению квалифицированную правовую помощь, осуществлять правовое просвещение педагогических работников, формировать у учащихся по юридической специальности навыки общения с педагогами, а также оказания им качественной юридической помощи. Считаем важным особо подчеркнуть, что участие студентов в деятельности юридических клиник является, с одной стороны, важным опытом, необходимым им для профессионального становления (в некоторых университетах такая практика является для студентов обязательной), с другой - это работает на повышение престижа учебного заведения, где организована квалифицированная бесплатная юридическая помощь работникам преподавательского
состава, нуждающихся в такой помощи
Помощь, оказываемая в юридической клинике населению, может носить различный правовой характер. Практика свидетельствует, что существенная часть вопросов, с которыми люди обращаются в юридические клиники, относится к нарушению трудовых прав преподавательского состава, которые закреплены в ТК РФ. Так, наиболее частые вопросы, относящиеся к российскому трудовому законодательству, рассматриваемые юридическими клиниками при вузах, относятся:
• к отказам работодателя заключать трудовые договора с педагогическими работниками, что является нарушением норм Трудового кодекса Российской Федерации;
• к компенсации морального ущерба, причиненного в результате неправомерных действий (бездействия) работодателя, восстановлению на работе;
• к нарушениям, связанным с правом работника на оплачиваемы ежегодный отпуск;
• к возмещению вреда, который причинен в связи со смертью кормильца, его увечьем или другим ущербом здоровью в связи с его трудовой деятельностью;
• к вопросам, связанным с назначение пособия по временной нетрудоспособности, безработице, родам или беременности, профессиональным заболеванием или трудовым увечьем и т.д.
Для работников сферы образования наиболее актуальными являются правовые проблемы, касающиеся незаконного увольнения, нарушения процедур, относящихся с конкурсами на замещение вакансий педагогических и научных сотрудников и т.д.
В связи с этим, с целью повышения качественного уровня работы юридических клиник (включая вопросы нарушения трудовых прав педагогического персонала) считаем
целесообразным предложить:
• более детальное регулирование процедур по оказанию юридическими клиниками правовой помощи;
• усиление государственного финансирования работы юридических клиник, работающих при высших учебных заведениях;
• осуществить разработку локальных правовых актов, направленных на улучшение правового регулирования деятельности юридических клиник, действующих при вузах;
• организовать выпуск информационно-аналитических обзоров практической деятельности юридических клиник по оказанию правовой помощи преподавательскому составу вузов.
При этом следует помнить, что создание и работа юридических клиник, обобщение их передового опыта является новым делом, требующим нестандартных решений и творческого подхода, своевременного выявления недостатков в их работе и поиска путей их преодоления. Такая практика окажет позитивное влияние на повышение эффективности деятельности юридических клиник.
Для решения перечисленных выше проблем необходимо внесение соответствующих изменений в российское законодательство, его неуклонное исполнение правоохранительными органами, а также активное участие в деле защиты трудовых прав, как самих педагогических работников вуза, так и профсоюзных организаций.
Библиография
1. Шмелева О.Г. Правовое регулирование труда педагогических работников / О.Г. Шмелева, А.В. Лебедева, Р.А. Шаймуллина // Казанский педагогический журнал. -2015. - № 1. - С. 183.
2. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017)
3. Постыляков С.П. Правовой статус педагогических, руководящих и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность / С.П. Постыляков // Публично-правовые исследования: электрон. журн. - 2015. - № 3. - С. 156 - 182.
4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации"
5. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ред. В. Шкатулла М. Библиотечка Российской газеты 2014.
6. Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013)
7. Матюшева, Т.Н. Конституционные основы конкретизации статуса педагогического работника в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» / Т.Н. Матюшева // Современное право. - 2015. - № 4. - С. 42.
8. Горюшина В.И. Режим работы и отдыха педагогических работников с учетом нововведений / В.И. Горюшина // Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2016. - № 7. - С. 63.