Научная статья на тему 'Механизмы и методы интеграции наукоёмких производств'

Механизмы и методы интеграции наукоёмких производств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
289
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКОЁМКОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПРОМЫШЛЕННЫЙ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ / ЭКОНОМИКА / НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ / РАЗВИТИЕ / ИНТЕГРАЦИОННЫЙ / ПРОЦЕСС / ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хрусталёв О. Е.

В статье методически обоснованы механизмы и методы структурных преобразований, ориентированные на интеграцию наукоёмких предприятий в новые организационные структуры, предложен сущностный подход к формулированию понятия «ядро наукоёмкого производственного комплекса», разработана модель определения состава ядра интегрированной производственной структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизмы и методы интеграции наукоёмких производств»

25 (115) - 2012

Экономика предприятия

УДК 334.78

МЕХАНИЗМЫ И МЕТОДЫ ИНТЕГРАЦИИ НАУКОЕМКИХ ПРОИЗВОДСТВ*

О. Е. ХРУСТАЛЁВ,

кандидат экономических наук, научный сотрудник E-mail: stalev777@yandex. ru Центральный экономико-математический институт РАН

В статье методически обоснованы механизмы и методы структурных преобразований, ориентированные на интеграцию наукоемких предприятий в новые организационные структуры, предложен сущностный подход к формулированию понятия «ядро наукоемкого производственного комплекса», разработана модель определения состава ядра интегрированной производственной структуры.

Ключевые слова: наукоемкое производство, промышленный, предприятие, инновационный, экономика, научно-производственный потенциал, прогнозирование, системный подход, эффективность, технологический, развитие, интеграционный, процесс, экономико-математическое моделирование.

Введение. В числе наиболее важных экономических задач, требующих безотлагательного решения, можно особо выделить создание современных действенных механизмов стратегического планирования, управления и контроля, обеспечивающих внутреннюю консолидацию наукоемкого производственного комплекса (НПК), избавление его от структурной избыточности; повышение экономической отдачи от используемой в нем государственной собственности [1, 2, 5, 6].

Для успешного решения перечисленных и ряда других проблем необходима обоснованная програм-

* Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 11-02-00243-а).

ма интеграции НПК в рыночную инфраструктуру, повышение его экономической привлекательности. Развитие комплекса, качественный рост его эффективности и конкурентоспособности возможны лишь на основе внедрения современных рыночных инструментов [3, 9].

Принцип комплексности определяет, что решение проблемы обеспечения заданного уровня реализуемости планов развития высокотехнологичной продукции (ВТП) возможно только при наличии эффективной системы организационно-экономических механизмов. При этом необходимо учитывать, что многие из такого рода механизмов уже имеются и функционируют в интересах решения других задач, так или иначе связанных с повышением уровня национальной безопасности государства и общества. Поэтому исследовательская задача сводится к выявлению организационно-экономических механизмов, которые целесообразно использовать в интересах достижения поставленных целей, и разработке предложений по модификации.

Рыночной экономике свойственны различные процессы, один из которых - слияния (поглощения) корпораций - обусловлен непрерывным изменением структуры экономических субъектов в интересах адекватного реагирования на изменение макроэкономической среды. Этот процесс находит свое отражение и в наукоемком производственном комплексе в виде различного рода структурных изменений.

Поскольку перспективы развития НПК для решения проблемы реализуемости во многом зависят от выбора путей построения экономики знаний, возможностей государства по финансированию создания образцов, комплексов и систем ВТП, а также намечаемых мероприятий по развитию самого НПК, то и механизм структурных преобразований в этой сфере экономики должен быть соответствующим образом модифицирован [4, 7, 11, 13].

Требования к интеграции наукоемких предприятий. В настоящее время необходимость структурного реформирования наукоемкой промышленности обусловлена:

- несоответствием структуры управления наукоемкой промышленностью реальному состоянию предприятий НПК;

- низким уровнем рентабельности основной части наукоемких предприятий;

- проведением в стране структурной реформы и сокращением наукоемкого сектора экономики;

- необходимостью концентрации государственных средств для реализации программ, направленных на решение наиболее важных народнохозяйственных проблем;

- переходом в условиях жестких финансовых ограничений к селективной государственной поддержке создания перспективных видов высокотехнологичной продукции военного и гражданского назначения, уменьшением числа приоритетов;

- перепрофилированием и модернизацией высвобождаемых производственных мощностей для разработки и серийного производства конкурентоспособной продукции широкого назначения;

- существенным избытком производственных мощностей наукоемких предприятий по отношению к сложившемуся и ожидаемому спросу на ВТП, в том числе и с учетом возможных экспортных поставок;

- необходимостью сохранения и эффективного использования конкурентоспособного на мировом уровне научного потенциала как базы создания современных видов материалов и производств;

- социальной напряженностью в регионах значительного сосредоточения наукоемких предприятий;

- необходимостью развития эффективного научно-технического сотрудничества России с иностранными государствами.

Учет перечисленных обстоятельств позволит обеспечить высокие показатели эффективности

новых организационных структур (повышение их прибыльности, наполняемость федерального бюджета, рост экспортных поставок, реконверсионную способность и др.) по сравнению со сложившимися формами, во многом устаревшими в современных экономических условиях.

Для реализации этих целей планируется интегрировать предприятия НПК в крупные производства оборонно-гражданской направленности. Укрупнение будет сопровождаться дальнейшим сокращением числа предприятий, выполняющих государственные заказы и программы, причем останется примерно половина из них - работающих наиболее эффективно и продуктивно [10, 12].

В интересах решения проблемы реализуемости планов развития ВТП формирование интегрированных структур преследует две цели: с точки зрения заказчика высокотехнологичной продукции - повысить надежность предприятий, выполняющих государственный заказ; с точки зрения предприятий -уменьшить уровень собственного риска, привлекая к решению общих проблем в качестве партнеров другие предприятия и физические лица.

Интеграция в новые организационные структуры должна проводиться не только на постоянной основе, но и под выполнение конкретного крупного проекта несколькими предприятиями-исполнителями, заинтересованными в успехе общего дела

[14].

Методы осуществления интеграции наукоемких предприятий. В качестве возможных механизмов создания в НПК интегрированных структур в виде крупных корпораций можно выделить:

- внесение находящегося в государственной собственности имущества в уставные капиталы вновь создаваемых хозяйствующих субъектов;

- слияние и присоединение предприятий;

- создание финансово-промышленных групп (ФПГ) и холдингов;

- передачу полномочий исполнительного органа нескольких акционерных обществ одной управляющей компании;

- передачу находящихся в государственной собственности акций нескольких предприятий в доверительное управление одному управляющему;

- продажу нескольких пакетов акций предприятий, образующих устойчивую кооперационную цепочку, единым лотом на коммерческом конкурсе.

Состав участников интегрированных структур должен обеспечивать:

- единство и неразрывность процессов маркетинга, разработки, производства, сбыта и обслуживания ВТП;

- устойчивость при изменениях объемов государственного заказа и платежеспособного спроса на мировых рынках высокотехнологичной продукции за счет диверсификации деятельности;

- оптимизацию загрузки производственных мощностей участников интегрированной структуры.

Практика показала, что наиболее целесообразными типами интегрированных структур в НПК являются холдинги как корпорации с жесткой вертикалью управления, которые могут создаваться путем объединения действующих наукоемких предприятий, занятых в выполнении государственного заказа. С учетом сегодняшних реалий целесообразны следующие методы создания интегрированных структур в наукоемкой промышленности:

1) прямое присоединение предприятий-субподрядчиков к предприятиям-подрядчикам, а также поставщиков к потребителям с использованием административного ресурса государственных органов власти;

2) организация перекрестного владения акциями ведущими предприятиями-подрядчиками и субподрядчиками государственных заказов.

Первый вариант означает организационную интеграцию в виде жесткой структуры в рамках холдинговой компании или их полного слияния (объединения) с переходом на оперативное управление из единого центра. Этот вариант наиболее целесообразен для межотраслевых производств.

Второй вариант ориентируется на гибко изменяющуюся степень участия отдельных предприятий или организаций-субподрядчиков в головной фирме в виде широко диверсифицированных финансово-промышленных групп (консорциумов), которые формируются, как правило, под конкретную программу или проект. Такие межотраслевые научно-производственные и промышленные корпорации в форме ФПГ могут включать до ста и более смежников, работающих на конечного изготовителя [8]. Перекрестное владение акциями позволит учитывать интересы и головной фирмы, и мелких субподрядчиков.

Независимо от варианта интеграции предприятий НПК, 100 % акций создаваемых интегрированных структур (холдингов, корпораций и т. п.) должны принадлежать государству, по крайней мере на

период становления этих структур. В дальнейшем в зависимости от складывающихся благоприятных условий объем пакета акций, находящихся в государственной собственности, может уменьшаться, однако контрольный пакет должен оставаться у государства.

В основу создания корпораций должно быть положено выполнение следующих условий:

- наличие необходимых научно-технического, производственного и кадрового потенциалов по всему технологическому циклу, позволяющих в критической ситуации самостоятельно производить разработку и обеспечивать поставку изделий высокого технического уровня, соответствующего требованиям научно-технического прогресса;

- наличие опыта выполнения заданий по государственному заказу;

- выполнение мобилизационных заданий по сохранению и поддержанию мобилизационных мощностей;

- возможность государственного контроля за выполнением государственного заказа;

- наличие экспортного потенциала, позволяющего при нестабильном государственном заказе обеспечить определенную степень финансовой и производственно-технологической устойчивости.

При соблюдении этих условий интегрированные структуры будут способны выполнять функции головных организаций по созданию ВТП. Основная цель создания интегрированных структур как головных организаций при выполнении государственного заказа - создать условия для формирования полноценной кооперации по всей технологической цепи. При этом важно обеспечить соблюдение рыночных принципов взаимоотношений организаций при различной конфигурации интегрированных структур.

Вертикальная конфигурация строится по принципу: головное предприятие - предприятие-разработчик (предприятие-производитель) - предприятия-смежники (поставщики комплектующих).

При горизонтальной конфигурации интеграция осуществляется на основе единства используемых базовых технологий (например, формирование приборостроительных, моторостроительных, оп-тоэлектронных компаний и т. п.).

При таких видах интеграции обеспечивается решение задач повышения управляемости сквозным технологическим процессом вплоть до его финальной стадии, исключается параллелизм и существенно сокращаются производственные изде-

ржки за счет устранения дублирующих звеньев, что положительно скажется на реализуемости планов развития продукции военного назначения.

В результате реформирования НПК с учетом изложенных положений заказы государства будут концентрироваться в корпорациях, производящих конкурентоспособную на внешних рынках, а также критически важную для поддержания обороноспособности страны продукцию, не являющуюся предметом экспорта (например, продукцию ядерного оружейного производства).

Необходимо учитывать, что корпорации, на которых будут концентрироваться наукоемкие заказы, могут быть признаны монополистами в производстве ВТП. В соответствии с антимонопольным законодательством они подвергаются контролю за ценообразованием и за использованием прибыли для перспективных разработок и модернизации производства.

Следует отметить, что процессы интеграции должны осуществляться при непосредственном участии потребителей ВТП: их представители должны входить как в состав межведомственной комиссии по реформированию, так и в состав директората отдельных программ реструктуризации. Непосредственная заинтересованность заказывающих органов в снижении риска выполнения своих заказов должна служить стимулятором их активного участия в создании интегрированных структур.

Понятие «ядро наукоемкого производственного комплекса». Для эффективного осмысления и осуществления процессов интеграции следует уточнить суть часто используемого термина «ядро НПК». Сущностный подход к формулированию этого понятия дает возможность предложить следующую трактовку. Под ядром НПК следует понимать совокупность системообразующих научно-исследовательских организаций, конструкторских бюро и производственных предприятий, обеспечивающих разработку и производство образцов высокотехнологичной продукции.

Такое толкование понятия ядра НПК является одним из ключевых элементов методологии разработки программ и планов строительства современной экономики знаний, развития системы управления наукоемким производством, реструктуризации НПК, поскольку данное определение:

- четко ориентировано на систему управления (ее структуру, состав, оснащение, порядок поддержания в работоспособном состоянии), а

следовательно, поддается четкому количественно-качественному описанию;

- позволяет сформулировать понятие минимума ядра НПК с последующим выходом на определение минимально допустимой потребности в ассигнованиях на поддержку его деятельности;

- позволяет вывести за рамки рассмотрения потенциально опасные производства, которые должны оставаться государственными, но могут не иметь отношения к ядру НПК (например, ориентированные на экспорт, на обеспечение народнохозяйственных нужд).

Определение состава ядра НПК предлагается осуществлять путем последовательной реализации следующих этапов: определение структуры и состава перспективной системы создания ВТП - вычленение обновляемой части системы - формулирование задач (перечня работ) по развитию обновляемой части системы - определение состава предприятий, обеспечивающих выполнение задач (работ) - оптимизация перечня предприятий (формирование ядра НПК).

Эта схема определяет, что только после того, как в программе развития НПК будут определены работы по производству и конструированию ВТП, можно определять состав предприятий, обеспечивающих ее создание. В ядро должны войти только те организации и предприятия, которые будут обладать наименьшим показателем риска выполнения наукоемкого заказа. При этом формы собственности этих предприятий могут быть различными.

Сектор государственных предприятий в ядре наукоемкой промышленности может быть представлен в виде ограниченного состава казенных заводов, государственных научных центров, а также государственных унитарных предприятий, имеющих стратегическое значение и на определенный срок не подлежащих приватизации. Это связано с тем, что некоторые производства и виды работ не всегда рентабельны, а порой и планово убыточны.

С учетом изложенного ядро НПК необходимо рассматривать как совокупность системообразующих предприятий и организаций, созданных на основе государственного сектора наукоемкой промышленности и акционерных обществ со смешанной формой собственности. Системообразующие предприятия (организации) должны обладать рядом характерных и принципиально важных свойств:

- ключевая (головная) роль в создании финальных образцов (комплексов, систем) ВТП на всех этапах ее жизненного цикла;

- устойчивая система кооперационных связей между предприятиями-исполнителями по созданию образцов (комплексов, систем), учитывающая регионально-территориальный аспект;

- высокий экспортный потенциал, позволяющий при нестабильном финансировании сохранить финансово-экономическую устойчивость;

- фундаментальный задел в развитии научной, технической и производственной базы, в создании технологий двойного применения.

Таким образом, процесс формирования ядра НПК позволит значительно упростить процедуру оптимизации вариантов плана за счет сужения количества рассматриваемых потенциальных исполнителей и одновременно снизить уровень научно-технического и производственно-технологического рисков за счет привлечения к выполнению наукоемкого заказа наиболее надежных предприятий [5]. Они должны стать в ближайшее время локомотивом процесса интеграции в НПК.

В целом реформирование наукоемкой промышленности должно осуществляться в соответствии с действующим законодательством и с учетом особенностей НПК, связанных с необходимостью обеспечения:

- выполнения поставок для федеральных нужд, в том числе по государственному заказу и мобилизационным заданиям;

- сохранения государственной тайны при выполнении работ;

- выполнения квалификационных требований к руководящим кадрам предприятий, удостоверяемых сертификатами на право управления предприятиями, осуществляющими разработку и производство конкурентоспособной высокотехнологичной продукции.

Модель определения состава ядра интегрированной производственной структуры. Для оптимизации количества предприятий - исполнителей наукоемкого заказа разработана оптимизационная многокритериальная модель. Исходной информацией для оптимизации состава предприятий с целью выявления ядра является: перечень предприятий, из которого требуется сформировать ядро -вектор р = (р1...ру...рп); V = 1,п; показатели надежности каждого из предприятий кт, V = 1,п за интервал времени [¿0, перечень технологических задач, которые должны быть решены - вектор

? = (1... V--гт); ц=1 т

Под технологическими задачами понимаются

задания на проекты, которые должны быть вы-

полнены предприятиями наукоемкого комплекса в течение планового периода.

В общем случае каждое предприятие может решать несколько технологических задач с различными уровнями эффективности, т. е. каждое у-е предприятие характеризуется вектором признаков | = (Жу1 ... |ц ) решения перечня техно-

логических задач.

Причем

0, если предприятие не решает

Ж =

ц-ю задачу;

1, если предприятие решает

ц-ю задачу.

Требуется разработать алгоритм, позволяющий отобрать минимальный список предприятий (ядро), которые решали бы весь перечень технологических задач.

Исходя из условий задачи для заданных векторов р и 1 существует матрица признаков решения перечня технологических задач Цц|| (см. таблицу).

Для оптимизации состава предприятий с целью определения ядра, способного решить весь перечень технологических задач в течение планового периода, необходимо удовлетворение следующих условий:

Ё ху ^ тт,

У=1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Л> 0 Уц =

Ё X кнV ^ max,

(1) (2) (3)

X =

где ху - целочисленная переменная, принимающая значения;

1, если у-е предприятие входит в состав ядра;

0, если у-е предприятие не входит в состав ядра.

Матрица признаков решения перечня технологических задач (пример)

№ц Задача 1 Задача 2 Задача ц Задача т

Предприятие 1 1 0 1 0

Предприятие 2 1 0 1

Предприятие V 0 0 1 1

Предприятие п 1 0 0 0

У=1

У=1

Процедуру минимизации состава предприятий для решения задач (1) - (2) рассмотрим на следующем упрощенном примере [14]. Допустим, имеются предприятия р1, р2, р3, р4, значения показателя надежности которых соответственно равны кн1 = 0,9; кн2 = 0,8; кн3 = 0,81; кн4 = 0,92. В результате функционирования предприятия решают соответственно технологические задачи ¿1, ¿2, 23, ¿4. Перечень решаемых каждым предприятием задач приведен в матрице:

¿1 2 2 Z3 2 4 р1 1 1 0 0 р2 0 0 0 1 рз 1 0 1 0.

р 4 0 0 1 0

Необходимо минимизировать состав рассматриваемых предприятий с целью обязательного решения перечня задач ¿1, ¿2, ¿3, ¿4.

Исходя из ограничения (2), сформируем множество допустимых вариантов решения. Для решения задачи ¿1 в составе ядра необходимо наличие предприятия р1 или предприятия р3, т. е. необходимо выполнение логического условия: р1 и р3. Соответственно для решения задачи ¿2 необходимо существование предприятия р1, для решения задачи ¿3 - р3 и р4, для решения задачи ¿4 - предприятия р2.

Формирование допустимых вариантов решения задачи производится исходя из выполнения условия: (р1 и р3) П р1 П (р3 и р4) П р2 = (р1 и р1 П р3) П (р2 П р3 и р2 П р4) = (р1 П р2 П р3) и (р1 П р2 П р4) и (р1 П р2 П р3 П р4).

Следовательно, для решения рассматриваемого перечня технологических задач необходимо наличие: {предприятия р1, предприятия р2, предприятия р3, предприятия р4};

или {предприятия р1, предприятия р2, предприятия р3 }; или {предприятия р 1, предприятия р3, предприятия р4}. В состав множества допустимых решений входят варианты: {р1, р2, р3, р4}1, {р1, р2, р3>2, {р1, р2, р4}з.

После оценки вариантов по критерию (1) в составе множества допустимых решений остаются варианты: {р1, р2, р3} 2, {р1, р2, р4} 3. Выбор из них наилучшего производится по критерию (3). Значение данного критерия для 2-го варианта равно: (0,9 + 0,8 + 0,81) / 3 = 0,83, а для 3-го варианта -(0,9 + 0,8 + 0,92) / 3 = 0,87.

Таким образом, третий вариант состава предприятий является более предпочтительным, и в состав ядра НПК, решающего задачи ¿1^4, следует включить предприятия р1, р2, р4.

Заключение. В статье методически обосновано, что интеграция предприятий в новые организационные структуры должна проводиться не только на постоянной основе, но и под выполнение конкретного крупного проекта несколькими предприятиями-исполнителями, заинтересованными в успехе общего дела.

Предложен сущностный подход к формулированию понятия «ядро НПК», в соответствии с которым под ядром понимается совокупность системообразующих научно-исследовательских организаций, конструкторских бюро и производственных предприятий, обеспечивающих разработку и производство образцов высокотехнологичной продукции.

Определение состава ядра НПК предлагается осуществлять путем последовательной реализации следующих этапов: определение структуры и состава перспективной системы создания высокотехнологичной продукции - вычленение обновляемой части системы - формулирование перечня работ по развитию обновляемой части системы - определение состава предприятий, обеспечивающих выполнение работ - оптимизация перечня предприятий.

Показано, что процесс формирования ядра НПК позволяет значительно упростить процедуру оптимизации вариантов плана производства высокотехнологичной продукции за счет уменьшения количества рассматриваемых потенциальных исполнителей и одновременно снизить уровень научно-технического и производственного/технологического рисков за счет привлечения к выполнению наукоемкого заказа наиболее надежных предприятий.

Список литературы

1. Авдонин Б. Н., Хрусталёв Е. Ю. Методология организационно-экономического развития наукоемких производств. М.: Наука, 2010.

2. БендиковМ. А., Фролов И. Э. Высокотехнологичный сектор промышленности России: состояние, тенденции, механизмы инновационного развития. М.: Наука, 2007.

3. Бендиков М. А., Хрусталёв О. Е. Некоторые финансовые аспекты реализации научно-промышленной политики // Финансы и кредит. 2007. № 15.

4. Лавринов Г. А., Хрусталёв О. Е. Метод формирования интегрированных структур в наукоемком

производственном комплексе // Прикладная эконометрика. 2008. № 1.

5.МакаровЮ. Н., ХрусталёвЕ. Ю. Организационно-экономические механизмы реализации планов и программ развития наукоемких сфер деятельности // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 1.

6. Макаров Ю. Н., Хрусталёв Е. Ю. Финансово-экономические механизмы согласования корпоративных интересов субъектов интегрированных структур // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 37.

7. Рудцкая Е. Р., Хрусталёв Е. Ю. Интеграционная методология инновационного развития наукоемких производств // Инновации. 2008. № 8.

8. Хрусталёв Е. Ю., Хрусталёв О. Е. Финансово-промышленные группы: методология и модели формирования // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 43.

9. Хрусталёв Е. Ю., Хрусталёв О. Е. Организационно-экономические методы формирования

современных корпоративных структур // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 45.

10. Хрусталёв О. Е. Алгоритм отбора наукоемких предприятий в интегрированные комплексы // Обозрение прикладной и промышленной математики. 2007. Т. 14, вып. 2.

11. Хрусталёв О. Е. Модели и инструментарий формирования интегрированных структур в наукоемком производственном комплексе. М.: МЭСИ, 2008.

12. Хрусталёв О. Е. Рейтинговая оценка наукоемких предприятий // Обозрение прикладной и промышленной математики. 2007. Т. 14, вып. 1.

13. Хрусталёв О. Е. Формирование интегрированных структур в наукоемком производственном комплексе // Аудит и финансовый анализ. 2012. № 1.

14. Хрусталёв О. Е. Формирование основы интегрированной производственной структуры // Экономическая наука современной России. 2008. Экспресс-выпуск № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.