— политология —
Научная статья
https://doi.org/10.24412/3034-3364-2024-3-14 УДК 32
Attribution
сс by
МЕХАНИЗМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ СОВРЕМЕННОЙ КИТАЙСКОЙ ДИПЛОМАТИИ
Чэнь Юнь1, Бандурин В.А.2
1 Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, 2Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт имени А.К. Кортунова -филиал Донского государственного аграрного университета
Аннотация. Тема данной статьи обусловлена интересом международного сообщества к вопросам проведения международной политики современного Китая, в основе которой лежат механизмы китайской дипломатии. Цель статьи - рассмотрев особенности выстраивания дипломатических отношений КНР с другими странами, определить национальную специфику и ценностные установки дипломатической стратегии Китая, а также выявить роль новой дипломатии Китая в создании нового мирового порядка. В статье были использованы следующие методы: исторический метод, метод политического анализа, дедуктивный метод. Результаты исследования показали, что механизмы и инструменты китайской дипломатии XXI века способствуют созданию многополярного мира и развитию международного сотрудничества, без которого этот мир невозможен. Автор статьи делает вывод, что Китай вносит неоценимый вклад в глобальное и региональное развитие держав, которые сами начинают выстраивать отношения, руководствуясь методами китайской дипломатии.
Ключевые слова: китайская дипломатия, международные отношения, дипломатическая стратегия, «мягкая сила», стратегическое партнерство.
MECHANISMS AND INSTRUMENTS OF MODERN CHINESE DIPLOMACY
Chen Yun1, Alexander P. Bandurin2
Patrice Lumumba Peoples' Friendship University of Russia, 2Novocherkassk Engineering and Reclamation Institute named after A.K. Kortunov -branch of the Don State Agrarian University
Abstract. The topic of this article is conditioned by the interest of the international community to the issues of international policy of modern China, which is based on the mechanisms of Chinese diplomacy. The purpose of the article is to examine the peculiarities of building diplomatic relations of China with other countries, to determine the national specifics and values of China's diplomatic strategy, as well as to identify the role of China's new diplomacy in creating a new world order. The following methods were used in the article: historical method, method of political analysis, deductive method. The results of the study showed that the mechanisms and tools of Chinese diplomacy of the XXI century contribute to the creation of a multipolar world and the development of international cooperation, without which this world is impossible. The author of the article concludes that China makes an invaluable contribution to the global and regional development of the powers, which themselves begin to build relationships, guided by the methods of Chinese diplomacy.
Keywords: Chinese diplomacy, international relations, diplomatic strategy, «soft power», strategic partnership.
Введение.
Дипломатия на современном этапе развития и функционирования международных отношений представляет собой инструмент реализации «мягкой силы». Именно в данном контексте следует рассматривать дипломатические стратегии Китайской Народной Республики, создавшей к концу XX столетия «новую дипломатию», носящую интегрированный характер.
Отличительной особенностью китайской дипломатии является тот факт, что дипломатическая деятельность в КНР осуществляется не только Министерством иностранных дел, но и другими государственными учреждениями и организованными правительством неправительственными организациями, усилия которых способствуют позитивному развитию международных отношений, направлены на всестороннее и комплексное взаимодействие с другими странами.
— политология —
Главной целью интегрированной китайской дипломатии является мобилизация и координация различных институтов партии и государства для продвижения национальной стратегии и дипломатических целей Китая [7].
Современные исследователи отмечают, что нынешнюю дипломатию КНР следует характеризовать как сложный синтез традиционных и инновационных подходов и механизмов, направленных на «создание максимально благоприятной международной среды для развития Китая и обеспечение ресурсами его экономики» [3, с. 5].
Руководство КНР рассматривает национальное развитие страны и «великое возрождение нации» только в контексте взаимодействия со всем международным сообществом, что свидетельствует о глобальном масштабе китайской дипломатии. Как верно отметил китайский политолог Цай То, «будущее и судьба Китая все больше и больше связаны с международным сообществом. Развитие Китая не может быть отделено от мира, а стабильность и развитие мира не могут быть отделены от Китая» [6].
Результаты.
Рассуждая об специфике китайской дипломатии, политологи, журналисты-международники и разного рода эксперты отмечают, что за всю историю международной политики КНР сложилось довольно большое количество типов дипломатических отношений между Китаем и другими государствами.
Самым древним типом дипломатии Китая является стратагемная дипломатия; то есть, дипломатия, нацеленная на решение крупных внешнеполитических задач, рассчитанных на длительный период, и отвечающая государственным или национальным интересам страны. Основой данной дипломатии, корни которой уходят в Средние века, является убежденность китайского общества и нации в целом в том, что «Китай - уникальное, особое государство, с особой миссией» и что «ни одно государство и ни один монарх не может сравниться с Китаем и его императором» [3, с. 28].
Н.А. Богданова характеризует стратагемную дипломатию как «хитроумный план, оригинальный путь к достижению военных, гражданских, политических, экономических или личных целей» [1, с. 118]. Она подчеркивает, что, черпая «средства и методы не в принципах, нормах и обычаях международного права, а в теории военного искусства», Китай всегда руководствовался принципом «цель оправдывает средства» [1, с. 120].
Защищая интересы своей страны, китайские дипломаты всегда мыслили согласно стратеге-мам - древним афоризмам, заключающим в себе «различные способы выхода из всех мыслимых ситуаций и способы поведения с противником» [4, с. 26].
Благодаря стратагемным правилам, Китаю в разные эпохи своей истории удавалось неоднократно не только выигрывать битвы с внешними врагами, но и решать важные внешнеполитические задачи. КНР и поныне использует древние стратагемы в в своей международной политике, хотя сегодня Китай «все же старается придерживаться принципов, норм и обычаев международного права». Однако по-прежнему «восприятие и осмысление Китаем политической практики других государств осуществляется сквозь призму стратагемности» [3, с. 42].
Учитывая тот факт, что Китай входит в число стран с наиболее успешно развивающейся экономикой, то эффективным способом развития внешнеэкономических отношений КНР с другими государствами является экономическая дипломатия, поддерживающая стабильный доступ к международным ресурсам и рынкам, необходимым для обеспечения роста экономики страны. В качестве инструментов экономической дипломатии Китай использует торговлю, активную инвестиционная деятельность, создает зоны свободной торговли. Механизмом экономической дипломатии современного Китая является «набор поощрений и набор средств давления на оппонентов» [1, с. 46].
С экономической дипломатией тесным образом связана финансовая дипломатия, инструменты которой усиливают влияние КНР в финансовых структурах международных организаций, создают наиболее благоприятные условия для национальной экономики, являющейся частью мирового хозяйства, помогают китайским бизнес-структурам осуществлять деятельность за пределами Поднебесной и решают экономические проблемы страны с учетом реалий нового времени - таких как глобализация, построение нового мирового порядка, в основе которого лежит многополярность.
Учитывая сложную международную обстановку на мировой политической арене, КНР использует механизмы национально обусловленной военной дипломатии, которая построена на «сотрудничестве КНР в военной области, в рамках которого проводятся совместные военные учения, межгосударственный обмен в военной области, безвозмездная военная помощь, участие в международных военных форумах, выставках и м иротворческих миссиях ООН, борьба с терроризмом» [1, с. 52].
Стратегии китайской дипломатии строятся не только на перечисленных выше типах международных отношений, их гораздо больше. Современный Пекин использует более широкий спектр дипломатических отношений. Но, на наш взгляд, именно стратагемная, экономическая и военная дипломатия Китая создали «наступательное, динамичное, деятельное государство» [1, с. 54], с которым считается весь мир.
— политология —
Обсуждение.
Внешняя политика КНР основана на синтезе старых (традиционных) и новых (инновационных) подходов. Традиционным остается восприятие Китаем мира как потенциально враждебного, в котором Соединенные Штаты, несмотря на сдвиг мира в сторону многополярности, по-прежнему претендуют на глобальное доминирование, а некоторые другие страны (например, Индия и Япония) позиционируют себя в качестве локальных лидеров. Однако нынешнее руководство Китая готово строить отношения со всеми державами на основе стратегического партнерства и избегать прямой конфронтации.
Прибегая зачастую к компромиссу, Пекин эффективно использует современные многосторонние дипломатические механизмы для достижения своих политических, экономических и других целей, но при этом китайская дипломатия отличается умением выдвигать инициативы и ставить правильные акценты в процессе осуществления внешнеполитической деятельности.
Зарубежные эксперты отмечают, что Китай давно уже перестал придерживаться «политики военной силы», делая акцент на инструментах «мягкой силы», к которым относится культурное сотрудничество между странами, организация спортивных мероприятий, образовательные программы, а также некоторые креактивные методы -такие, как «дипломатия панд» (преподнесение этих гигантских медведей, являющихся национальным символом Китая, в качестве дипломатических подарков). Что касается инструментов китайской дипломатии, связанной с внешнеполитической деятельностью, то здесь делается акцент на переговорный процесс. Этот аспект китайской дипломатической стратегии исторически обусловлен. Искусство ведения переговоров глубоко укоренилось в китайской культуре. Поэтому и сегодня переговоры остаются эффективным инструментом китайской дипломатии. Только путем мирных переговоров Китай добивается дипломатических побед в процессе установления отношений с другими странами и проведения своего внешнеполитического курса.
Ключевой механизм развития китайской дипломатии на современном этапе - стратегическое партнерство, высшей формой которого является российско-китайское сотрудничество и взаимодействие во всех сферах политической, экономической, научной, культурной, образовательной и т.п. деятельности.
Во вторую группу партнеров входят государства, с которыми у Китая дружественные отношения и нет конфликта «коренных интересов», хотя периодически могут возникать с ними разногласия. К таковым странам относятся, Индия, ЮАР, некоторые латиноамериканские и африканские страны. Страны ЕС, а также США и Япония. Эти страны рассматривают Китай в качестве потенциального стратегического противника, но тем не менее Китай ведет с ними диалог на дипломати-
ческом уровне, стараясь продвигать свои интересы [5].
Китайская дипломатия стратегического партнерства - основной инструмент выстраивания двусторонних отношений. Благодаря механизму дипломатии стратегического партнерства Китай:
- во-первых, избежал войны или серьезной конфронтации с великими мировыми державами и сумел войти в новый многополярный мир;
- во-вторых, стабилизировал отношения с Россией и Индией, с которыми у него были пограничные войны в 1950-1960-е годы;
- в-третьих, получил экономические и торговые выгоды от сотрудничества со стратегическими партнерами. Так, нефтегазовые проекты с Россией и стратегическими партнерами в Центральной Азии (Казахстан, Узбекистан, Туркменистан) и Латинской Америке (Бразилия, Венесуэла, Аргентина) значительно сократили растущий спрос Китая на энергоносители.
Хотя некоторые торгово-экономические проекты КНР еще не реализованы, все равно можно сдать вывод о том, что политика стратегического партнерства достигла своей цели - помогла Китаю стать великой державой.
Новый подход КНР к выстраиванию дипломатических отношений во многом обусловлен мудрой и продвинутой политикой китайского лидера Си Цзиньпина, который в качестве основного направления китайской внешней политики выбрал «дипломатию великой державы с китайской спецификой».
Подчеркивая необходимость стратегического сотрудничества со всеми государствами мира, председатель КНР «призывает всех членов мирового сообщества продвигать совместными усилиями процесс установления на долгосрочную перспективу международных отношений нового типа, в основе которых лежит взаимовыгодное сотрудничество всех стран» [2, с. 86].
Заключение.
Цель современной китайской дипломатии - мирное развитие. Конечно, возвышение Китая - неоспоримый факт. Но международное сообщество беспокоит не столько скорость этого возвышения, сколько выдержка и сдержанность китайской стороны, готовой в любой момент пойти на компромисс ради установления прочного мира, ради обеспечения стабильной и безопасной обстановки во всех областях политического, экономического, культурного и др. сотрудничества.
Вместе с международным сообществом китайское правительство стремится сохранить международную экономическую систему, основанную на глобализации и интеграции, которая в XX веке была серьезно подорвана.
— политология —
Совершенствуя существующие международные правила и развивая сотрудничество, создавая новый тип отношений между «большими» и «малыми» державами в контексте предложенной Си Цзиньпином концепции по строительству «сообщества единой судьбы», Китай вносит неоценимый вклад в глобальное и региональное развитие держав, которые сами начинают выстраи-
вать отношения, руководствуясь методами китайской дипломатии.
Таким образом, механизмы и инструменты китайской дипломатии нового типа способствуют построению нового мирового порядка, и характеризуют современную геополитику Китая как политику сверхдержавы.
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
Литература:
1. Богданова H.A. К вопросу о роли стратагем в дипломатии Китая / Н.А. Богданова // Вестник РУДН. Серия «Международные отношения». 2015. № 1. С. 117-124.
2. Бояркина А.В. Осмысление «дипломатии великой державы с китайской спецификой»: общее и особенное / А.В. Бояркина // Вестник РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения». 2021. № 3. С. 79-97.
3. Козыкина Н.В. Особенности дипломатии современного Китая. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. 148 с.
4. Мажиденова Д.М. Особенности дипломатической практики древнего Китая / Д.М. Мажиденова // Вестник РГСУ. 2008. Т. 8. № 1. С. 25-29.
5. Портяков В.Я. Партнерство как инструмент современной внешней политики КНР / В.Я. Портяков // Общество и государство в Китае. 2011. Т. 41. № 1. С. 204-208.
6. Цай То. Влияние концепции глобализации на внешнеполитическую стратегию Китая - другой взгляд на политику реформ и открытости / Цай То // Глобальные перемены и внешнеполитическая стратегия Китая. Пекин : Шицзе чжиши чубаньшэ, 2009. С. 3-16.
7. Zhuoran Li. More Than MOFA: China's Comprehensive Diplomacy / Zhuoran Li // Diplomat. 2023. March, 29.
References:
1. Bogdanova N.A. The role of stratagems in China's diplomacy / N.A. Bogdanova // Bulletin of RUDN. International Relations Series. 2015. № 1. P. 117-124.
2. Boyarkina A.V. Comprehension of «great power diplomacy with Chinese specifics»: general and special features // Bulletin of Russian State University. Politic Science. History. International Relations. 2021. № 3. P. 79-97.
3. Kozykina N.V. Peculiarities of diplomacy of modern China. Yekaterinburg : Ural Univercity Publishing House, 2017. 148 p.
4. Mazhidenova D.M. Features of diplomatic practice of ancient China / D.M. Mazhidenova // Bulletin of RGSU. 2008. Vol. 8. № 1. P. 25-29.
5. Portyakov V.Ya. Partnership as an instrument of modern foreign policy of the People's Republic of China / V.Ya. Portyakov // Society and the state in China. 2011. Vol. 41. № 1. P. 204-208.
6. Tsai To. The influence of the concept of globalization on China's foreign policy strategy - a different view on the policy of reform and openness / Tsai To // Global Changes and China's Foreign Policy strategy. Beijing : Shijie zhishi chubanshe, 2009. P. 3-16.
7. Zhuoran Li. More Than MOFA: China's Comprehensive Diplomacy / Zhuoran Li // Diplomat. 2023. March, 29.
Информация об авторах
Чэнь Юнь
магистрант 2 курса,
Юридический институт,
Российский университет дружбы народов
имени Патриса Лумумбы
Chen Yun
2nd year Master's Student, Law Institute,
Patrice Lumumba Peoples' Friendship University of Russia [email protected]
— политология —
Бандурин Виталий Александрович
кандидат философских наук,
доцент кафедры техносферной безопасности
и нефтегазового дела,
Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт имени А.К. Кортунова, Донской ГАУ [email protected]
Vitaly A. Bandurin
Candidate of Philosophical Sciences,
Associate Professor of the Department
of Technosphere Safety and Oil and Gas Business,
Novocherkassk Engineering and Land Reclamation
Institute named after A.K. Kortunov,
Don State Agrarian University