Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ'

МЕХАНИЗМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / РОССИЯ / БЛАГОСОСТОЯНИЕ / БАРЬЕРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИЙ / ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СТРАНЫ-ЛИДЕРЫ / INNOVATIONS / RUSSIA / WELFARE / BARRIERS TO THE DEVELOPMENT OF INNOVATIONS / WAYS TO IMPROVE / COMPETITIVENESS / LEADING COUNTRIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дидарова А.И., Ракута Н.В.

Россия пока отстаёт от развитых стран по уровню внедрения инноваций, хотя за последнее время в стране удалось выстроить систему их поддержки. Между тем именно инновации должны стать главным резервом для развития экономики РФ на ближайшую перспективу. В статье приводится 5 основных направлений дальнейших действий, которые будут способствовать развитию инновационной среды в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS AND INSTRUMENTS OF REALIZATION OF FEDERAL AND REGIONAL INNOVATION POLICIES

Аnnotation: Russia is still lagging behind developed countries in terms of innovation, although lately the country has managed to build a system of their support. Meanwhile, it is innovations that should become the main reserve for the development of the Russian economy for the near future. The article provides 5 main areas for further action that will contribute to the development of the innovation environment in Russia.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ»

УДК 338.28

Дидарова А.И. студент магистратуры 2 курса факультет «Экономики и управления» Северо-Осетинский государственный университет им.К.Л.

Хетагурова

научный руководитель: Ракута Н.В., к. э. н.

доцент

Россия, г. Владикавказ МЕХАНИЗМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ Аннотация: Россия пока отстаёт от развитых стран по уровню внедрения инноваций, хотя за последнее время в стране удалось выстроить систему их поддержки. Между тем именно инновации должны стать главным резервом для развития экономики РФ на ближайшую перспективу. В статье приводится 5 основных направлений дальнейших действий, которые будут способствовать развитию инновационной среды в России.

Ключевые слова: инновации, Россия, благосостояние, барьеры для развития инноваций, пути улучшения, конкурентоспособность, страны -лидеры.

Didarova A.I.

2nd year undergraduate faculty of Economics and Management

North Ossetian State university named K.L. Khetagurov Russia, Vladikavkaz Scientific adviser: Rakuta N. V. associate Professor, candidate of Economic Sciences MECHANISMS AND INSTRUMENTS OF REALIZATION OF FEDERAL AND REGIONAL INNOVATION POLICIES Аnnotation: Russia is still lagging behind developed countries in terms of innovation, although lately the country has managed to build a system of their support. Meanwhile, it is innovations that should become the main reserve for the development of the Russian economy for the near future. The article provides 5 main areas for further action that will contribute to the development of the innovation environment in Russia.

Key words: innovations, Russia, welfare, barriers to the development of innovations, ways to improve, competitiveness, leading countries.

Россия пока отстаёт от развитых стран по уровню внедрения инноваций, хотя за последнее время в стране удалось выстроить систему их поддержки. Между тем именно инновации должны стать главным резервом для развития экономики РФ на ближайшую перспективу.

Инновации являются главным возможным рычагом влияния на

долгосрочный рост экономического благосостояния для России в условиях ограничения доступа к другим ресурсам. Несмотря на то, что за последние годы в РФ сформированы основные элементы национальной инновационной экосистемы, потенциал для развития инноваций в стране остаётся огромным.

«За последние годы фактически у нас в стране выстроена и сложилась вся система институтов развития и разных механизмов государственной поддержки инноваций. Они явно заработали. О результативности можно спорить, она, с одной стороны, вызывает определённые сомнения с точки зрения конкретного экономического результата, потому что доля России на мировом рынке высоких технологий по-прежнему не очень значительна. Но за эти годы явно наметилась позитивная динамика: стало ещё более понятно, что путь развития инноваций и технологического экспорта — это фактически единственный оставшийся у нас потенциал роста», — отметил глава РВК Игорь Агамирзян.

Доля инновационной продукции в РФ в общем выпуске составляет пока всего 8-9%, в то время как в странах-лидерах — около 15%. Результаты российских инноваций всё ещё обладают низкой конкурентоспособностью: доля РФ в общем мировом экспорте высокотехнологичных товаров составляет 0,4%, хотя наблюдается позитивная динамика (в 2010 году этот показатель составлял 0,21%).

Россия значительно хуже способна удерживать и привлекать человеческий капитал, чем страны-лидеры инноваций. Кроме того, страна значительно отстает от лидеров по количеству международных патентов при высоких госзатратах на НИОКР при сопоставимом со странами-лидерами количестве исследователей. Удельное количество инновационных компаний в РФ в три и более раз ниже, чем в странах-лидерах. Российские компании пока мало восприимчивы к технологиям: инвестиции в нематериальные активы в РФ в 3-10 раз ниже, чем у лидеров.

Основные барьеры для развития инноваций в РФ можно разделить на три типа:

• «рынки» (низкая интенсивность конкуренции, барьеры для разработки и внедрения инновационных решений)

• «культура» (неблагоприятный культурный фон для инноваций, низкий престиж профессии ученого и искажённое отношение к предпринимательству),

• «институты» (слабые механизмы защиты прав собственников и инвесторов инновационных компаний и, как следствие, короткие горизонты планирования руководством компаний).

Повышение престижа научных профессий должно стать ключевым направлением создания инновационной среды. Для этого нужны не только меры по популяризации, но и повышение зарплат учёным. Препятствует развитию инноваций и отсутствие единого и актуального перечня технологических приоритетов и скоординированной технологической политики. «Существует проблема отсутствия связности

между пониманием плана развития экономики и плана развития науки и техники. Сейчас планы развития науки формулируются внутри научного сообщества, в то время как исходить надо из экономических задач», — отметил заместитель генерального директора РВК Евгений Кузнецов.

Можно предложить 5 основных направлений дальнейших действий, которые будут способствовать развитию инновационной среды в России.

Первое — оптимизация системы управления инновациями, в том числе за счёт координации инновационной политики на уровне органов государственной власти и устранения дублирования функций институтов развития, а также стимулирования развития инноваций в крупных компаниях.

Второе направление — это выработка единых, согласованных приоритетов инновационной политики. Для этого предлагается актуализировать Стратегию инновационного развития России с учётом обозначенных проблем и интегрировать её с другими документами стратегического планирования.

Третье предложение — устранить причины «разомкнутости» инновационной системы путём привлечения талантов, ускорения цикла перехода от фундаментальных к прикладным исследованиям, повышения открытости крупных компаний к российским инновациям и стимулирования инновационного экспорта. «Необходимо обеспечить концентрацию ресурсов вокруг приоритетных направлений, таких как Национальная технологическая инициатива. В бюджете страны сегодня не так много денег, чтобы позволить себе их разбрасывать. Надо их сконцентрировать на действительно прорывных проектах. И, конечно же, надо повысить уровень подготовки кадров, потому что в центре инноваций — человек, который создает инновации и их реализует. А вот что нужно сделать для развития предпринимательской, инновационной инициативы — это наша задача на ближайшее время», — говорит Михаил Абызов.

Четвёртое — предлагается поручить Совету по модернизации экономики и инновационному развитию, Совету по науке и образованию и Экономическому совету проработать комплекс мер, направленных на развитие среды, благоприятной для инноваций. Речь идёт о разработке мер по привлечению частного капитала в инновационную систему, снятию административных и регуляторных барьеров доступа к инновационным рынкам, популяризации профессий ученых и предпринимателей, вовлечению в экономический оборот интеллектуальной собственности госкомпаний и госучреждений.

Объективным продолжением государственной научно -инновационной политики является ее региональная составляющая, так как инновационными процессами все сложнее управлять только на национальном уровне.

В условиях трансформации экономических систем естественной областью развития и регулирования рыночных отношений становится регион, способный создавать необходимые условия для развития инновационной

сферы и формировать соответствующую институциональную среду, которые сделают регион привлекательным для развития в нем современных инновационных предпринимательских структур.

С изменением роли государства возрастает значение регионального уровня инновационной политики. Региональная инновационная политика нацелена на решение ряда задач, включая:

• содействие регионам в формировании и реализации эффективной инновационной политики и поддержки инновационного бизнеса;

• выявление и распространение "лучшей практики" в сфере создания, управления и поддержки инновационной инфраструктуры как элементов региональной инновационной системы;

• формирование и апробацию моделей взаимодействия организаций инновационной инфраструктуры и инновационного бизнеса;

• развитие международных связей инновационного бизнеса и региональных инновационных структур.

Региональная инновационная политика (РИП) - составная часть экономической политики региональных органов власти по созданию благоприятных условий для торгово-производственной, агропромышленной, строительно-промышленной и научно-производственной интеграции всех институциональных форм хозяйствования, которая во многом определяется хозяйственной структурой региона, где ключевое значение имеют структурообразующие предприятия, т. е. такие предприятия, которые формируют доходную часть регионального бюджета, приносящие региону основную долю валютных поступлений, непосредственно обусловливающие социальную стабильность в регионе в результате вовлечения в производственную деятельность значительного числа трудовых ресурсов.

Реализация региональной инновационной политики должна быть направлена на координацию усилий по созданию инновационной инфраструктуры, развитие инновационного предпринимательства, улучшение взаимодействия региональных администраций с существующими компонентами инновационной инфраструктуры научно-исследовательскими и образовательными центрами, инфраструктурой финансирования инноваций и инновационными компаниями.

В инновационно-активных регионах с развитой инновационной инфраструктурой, высокотехнологичными предприятиями, научными и образовательными организациями необходимо реализовывать проекты инновационных центров, объединяющих имеющиеся в таких регионах объекты федеральной и региональной образовательной, научной и инновационной инфраструктуры. Элементом координации региональной деятельности в области поддержки и стимулирования инновационной активности должны стать стратегии социально-экономического развития регионов, в которых должны быть согласованы по срокам и финансовым ресурсам инициативы, имеющие, в том числе, межрегиональное значение.

Реализация комплекса мер финансовой, образовательной и информационно-консультационной поддержки по стимулированию инновационного развития региональной экономики предполагает:

• оказание дополнительной финансовой помощи, активно развивающимся отраслям инновационного сектора региональной экономики, включая выделение на конкурсной основе субсидий на цели развития инновационных территориальных кластеров, участие в формировании региональных венчурных фондов, создание бизнес-инкубаторов, центров коммерциализации технологий, инжиниринговых центров и технологических музеев;

• обеспечение приоритетности финансирования объектов социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры и объектов жилищного строительства в целях развития инновационного сектора в регионе;

• создание условий для обеспечения эффективной координации на региональном уровне проектов, реализуемых в рамках федеральных программ развития отраслей (секторов) экономики и социальной сферы, программ развития учреждений системы профессионального образования, региональных программ поддержки исследований Российского фонда фундаментальных исследований, программ содействия коммерциализации технологий Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно -технической сфере, федерального государственного автономного учреждения «Российский фонд технологического развития» и открытого акционерного общества «Российская венчурная компания», мер по поддержке малого и среднего предпринимательства, поддержки высокотехнологичного экспорта и активизации внешнеэкономической деятельности, а также подготовки и повышения квалификации кадров в области технологического менеджмента;

• обеспечение формирования эффективной системы выявления и распространения лучшей практики деятельности субъектов Российской Федерации в разработке и реализации мер инновационной политики, содействие их нормативно-правовому оформлению.

В региональной инновационной политике прописываются институциональные основы создания и функционирования научно -инновационного комплекса региона. Проблемы формирования институциональной структуры научно-инновационного комплекса региона в первую очередь связаны с законодательным закреплением соотношения полномочий центра и периферии в области научно-технической политики, которое регламентирует правовой режим, определяющий развитие новых экономических отношений в сфере инноваций, и реализуется через научно -техническую и инновационную политику.

Основным механизмом реализации региональной инновационной политики в анализируемом периоде стали региональные целевые программы (РЦП), а главным источником финансирования - региональные инновационные фонды. Опыт формирования и выполнения РЦП показал, что

институциональная среда регионов пока еще не способствует осуществлению программных методов работы с инновациями. А местные органы власти не располагают современными методами и инструментами анализа и прогнозирования НТП, что снижает эффективность отбора, подготовки и реализации инновационных проектов и программ.

Важнейшим условием успешной реализации региональной инновационной политики является соответствующее финансовое обеспечение. В настоящее время основными финансовыми источниками являются региональные инновационные фонды, которые формируются за счет обязательных отчислений предприятий, находящихся в региональной (муниципальной) собственности. Средства фондов используются на техническое перевооружение и модернизацию действующих предприятий, реконструкцию зданий, инженерных и транспортных коммуникаций; финансирование работ по освоению новых видов наукоемкой продукции.

Таким образом, основными общими для всех регионов направлениями инновационной политики должны стать:

- эффективное использование средств местных инновационных фондов для решения региональных задач и обновления основных производственных фондов предприятий на новой технологической основе;

- усиление использования административного ресурса для решения задач инновационного развития;

- содействие развитию инновационной инфраструктуры, в том числе за счет фондов поддержки предпринимательства;

- развитие программно-целевого финансирования инновационных проектов предприятий и организаций региона, отражающих его проблемы, за счет совершенствования системы концентрации инвестиционных ресурсов и механизма отбора объектов инвестирования;

- организация и проведение мониторинга научно -инновационного потенциала регионов в целях повышения эффективности научно-технической региональной политики.

Использованные источники:

1. Ракута Н.В., Созанов В.Г. Новая концепция экономической политики как условие модернизации экономики России. Сборник: Проблемы, противоречия и перспективы развития России в современном мире: экономико-правовые аспект. Сборник статей Международной научно-практической конференции, Краснодарский университет МВД России др.; Под общей редакцией: Э.В.Соболева, С.И. Берлина, В.В. Сорокожердьева, 2014.С190-193.

2. Ситохова Т.Е. Венчурное предпринимательство как институт инновационной экономики. Сборник: Стратегические направления современных социально-экономических преобразований: теория и практика. Владикавказ, 2015.с 547-559

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.