Научная статья на тему 'Развитие инновационного предпринимательства в Санкт-Петербурге'

Развитие инновационного предпринимательства в Санкт-Петербурге Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
194
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИИ / ФАКТОРЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / ENTREPRENEURSHIP / INNOVATIONS / FACTORS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ющенко Андрей Леонидович, Чемлякова Ася Дмитриевна

В статье проведено исследование ключевых факторов, определяющих развитие экономической системы на принципах инноваций, отмечены основные тенденции, которые характеризуют современное развитие национальной экономики России и Санкт-Петербурга, как локомотива инноваций в нашей стране

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ющенко Андрей Леонидович, Чемлякова Ася Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP IN SAINT-PETERSBURG

The article includes the study of the key factors determining the development of the economic system on the principles of innovation, highlighted the key trends that characterize the development of the national economy of Russia and St. Petersburg as the main locomotive innovation in our country.

Текст научной работы на тему «Развитие инновационного предпринимательства в Санкт-Петербурге»

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Аннотация. В статье проведено исследование ключевых факторов, определяющих развитие экономической системы на принципах инноваций, отмечены основные тенденции, которые характеризуют современное развитие национальной экономики России и Санкт-Петербурга, как локомотива инноваций в нашей стране

Ключевые слова. Предпринимательство, инновации, факторы инновационного развития.

Yuschenko АХ., Chemlyakova A.D. DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP IN SAINT-PETERSBURG

Abstract. The article includes the study of the key factors determining the development of the economic system on the principles of innovation, highlighted the key trends that characterize the development of the national economy of Russia and St. Petersburg as the main locomotive innovation in our country.

Keywords. Entrepreneurship, innovations, factors of innovative development.

Современный этап развития экономики характеризуется становлением «новой экономики» (экономики знаний, постиндустриальной экономики). В этих условиях особое значение придается модернизации, усилению инновационности экономической системы. Не случайно в последние годы эти понятия у всех на слуху. Переход к инновационной экономике - необходимое условие конкурентоспособности любой страны, в том числе и России. В связи с принятием в 2011 году Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года, в РФ на практике стали реализовываться шаги по формированию национальной инновационной системы и активизации инновационного предпринимательства [9].

В целом под инновационным предпринимательством понимают такую модель предпринимательской деятельности, которая связана с новаторством. Иначе говоря, новаторская функция становится ключевой. Соответственно инновационным предпринимательством можно считать процесс создания, освоения и коммерческого использования новшеств в различных сферах. Для реализации инновационного предпринимательства необходимо формирование соответствующей предпринимательской среды, создание условий, способствующих активизации инновационности. Внедрение инноваций обязательно требует соответствующей инфраструктуры в виде бизнес-инкубаторов, технопарков и др., а также инвесторов, обладающих свободными финансовыми ресурсами.

Одной из задач национальной экономики России является переход к новому технологическому укладу, что вызвано не в последнюю очередь действующими экономическими и политическими санкциями со стороны стран Европейского Союза и США. Правительством Российской Федерации предпринимаются шаги по реализации данного перехода, одним из которых стало Распоряжение Правительства РФ № 373 от 06.03.2015 г., которое обозначило ключевые вехи инновационного развития

ГРНТИ 82.15.09

© Ющенко А. Л., Чемлякова А. Д., 2017

Андрей Леонидович Ющенко - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления предприятиями Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Ася Дмитриевна Чемлякова - аспирант кафедры экономики, предпринимательства и финансов Российского государственного гидрометеорологического университета (г. Санкт-Петербург).

Контактные данные для связи с авторами (Ющенко А. Л.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: 8 (812) 312-72-32. E-mail: yuschenko.a@unecon.ru.

отечественной экономики и определило набор инструментов, за счет которых данное развитие будет реализовано. В частности, были прописаны необходимость формирования как национальных, так и региональных программ развития и поддержки инноваций, определены состав и структура элементов данных программ, а также механизмы стимулирования предпринимателей на генерирование и реализацию инновационных продуктов и решений.

Однако, как и на взгляд авторов, так и на взгляд многих других экономистов, данный документ не вполне отражает существующие реалии функционирования национальной экономики. Решения руководств иностранных государств в отношении России предопределяют необходимость реализации в РФ стратегии импортозамещения. По этой причине инновационное развитие российской экономики должно базироваться уже не на заимствованиях зарубежных технологий, а на создании, стимулировании и коммерциализации собственных научно-исследовательских разработок.

Несмотря на вышеуказанные факторы, исследование инновационной составляющей деятельности отечественных предприятий за 2014-2015 годы показало, что потери предприятий инновационной сферы от применения в отношении России санкций составили около 50 млн долларов, что по сравнению с объемами данного рынка не является серьезной величиной. При этом рост инновационной активности российских компаний составил 18% ежегодно за данный период. На основании данного положения можно сделать вывод, который подтверждается многими исследователями, что применение санкций в определенной степени стимулировали отечественный бизнес к развитию и реализации инновационных продуктов и решений. Это особенно заметно в тех сферах деятельности, которые наиболее серьезно пострадали от применения санкционных мер. Это весьма положительный знак.

В то же время, нельзя игнорировать и отрицательное воздействие применяемых санкций на инновационную сферу. Ограничительные меры, связанные с ограничением или полным запретом на ввоз высокотехнологичной продукции привели к ухудшению связей с ведущими зарубежными компаниями, сказались на уровне привлекательности и конкретных отечественных компаний, и целых сфер бизнеса национальной экономики, тем самым уменьшив уровень иностранных инвестиций в отечественную экономику. В том числе это сказалось и на инновационной сфере.

В связи с этим на первое место должны выходить решения государства по поддержке и стимулированию инновационной сферы. Учитывая модель «тройной спирали», государство должно активизировать взаимосвязи между наукой и бизнесом. По причине сокращения финансовых средств в результате применяемых санкционных мер, на первом месте стоит проблема финансирования инновационной сферы. По мнению авторов, это самая важная задача, поскольку формирование и реализация инноваций - это долгосрочная и масштабная стратегия, которая требует весьма серьезных инвестиций. Важно не только придумать инновацию, но и сделать ее коммерчески успешной.

Важным моментом в инновационной политике государства явилось принятие Федерального закона РФ «О промышленной политике в Российской Федерации». Согласно данному нормативному акту эффективность реализуемых инновационных проектов обеспечивает предоставление необходимых инвестиционных средств. Однако механизм оценки эффективности такого рода проектов, инструменты определения величины инвестиций в соответствии с уровнем эффективности этих проектов определены недостаточно четко, что приводит к разрозненности развития инновационной системы РФ.

Одним из последних решений федерального уровня, которое направлено не просто на развитие инновационной сферы, но и на большее упорядочение и стимулирование в ней деятельности участвующих субъектов, явилась разработка и принятие Постановления Правительства Российской Федерации № 317 от 18 апреля 2016 года «О реализации Национальной технологической инициативы». Основная цель данного документа - упорядочение требований к разработке, отбору, реализации и мониторингу инновационных проектов в целях реализации планов мероприятий («дорожных карт») Национальной технологической инициативы, имеющих важное значение для модернизации экономики, как на национальном, так и на региональном уровне. Важным является то, что данные мероприятия, во-первых, одобрены президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России, а, во-вторых, имеют возможность получить финансирование (софинансирование) из средств федерального бюджета. Проекты Национальной технологической инициативы представляют собой систему взаимосвязанных мероприятий, направленных на реализацию направлений «дорожных карт», а также на достижение целей, целевых значений показателей и значимых контрольных результатов реализации «дорожных карт» [2].

Государство, прежде всего, как катализатор инновационного развития, должно придать толчок и усилить взаимодействие различных игроков инновационного процесса для повышения синергетиче-ского эффекта. С этой целью необходимы создание благотворных условий для участников инновационной деятельности в виде механизмов поддержки, постоянный мониторинг инновационной активности и выявление существующих проблем для корректировки инновационного механизма. В связи с этим одной из важных составляющих в реализации инновационной политики государства должно стать выделение ключевых точек роста и так называемых «локомотивов» развития, то есть тех субъектов экономики, чей инновационный потенциал и перспективы инновационного развития позволяют как на текущий момент времени, так и на ближайшую перспективу реализовывать инновации (продукты, услуги, инновационные решения) в практической сфере. Таким образом, данные субъекты могут стать примером для совершенствования инновационных процессов, происходящих у других субъектов, либо в иных сферах экономики.

Если говорить о национальном уровне инновационного предпринимательства, то в качестве такого рода «локомотивов» инновационного роста могут быть приняты отдельные субъекты РФ (или города), в которых активно и, прежде всего, эффективно реализуется инновационная политика, а также иные образования, к примеру, инновационный центр Сколково, созданный как раз для рывка в разработке и реализации инноваций. Одним из лидеров по уровню инновационного развития в России является Санкт-Петербург, рассмотрение особенностей и тенденций развития инновационной сферы которого может быть полезно для применения в остальных субъектах или образованиях РФ.

Санкт-Петербург в настоящее время является одним из крупных индустриальных центров России и одновременно с этим - инновационно-технологическим центром разработок и новаторских решений в тех областях, которые по уровню инновационности занимают лидирующие позиции в мировой экономике. Инновационное лидерство Санкт-Петербурга подтверждают многочисленные исследования.

Во-первых, в 2016 году специалисты агентства «2thinknow» исследовали по уровню инновационного развития 442 города разных стран, в том числе США, Великобритании, Франции, Японии, Израиля и России. В качестве критериев оценки инновационного развития были выбраны такие показатели, как уровень благосостояния населения, предпринимательский климат, инвестиции в научно-исследовательские проекты и ряд иных показателей. Санкт-Петербург в данном рейтинге занял 48 место.

Во-вторых, по результатам проведенного Ассоциацией инновационных регионов России исследования, посвященному анализу деятельности инновационных организаций на территории нашей страны в 2016 году [6], Санкт-Петербург занимает 2-е место по результатам развития высокотехнологичных компаний. Доля компаний города в общем количестве произведенной высокотехнологической продукции в России составила около 10%.

В-третьих, в исследовании Высшей школы экономики «Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации» [7], проведенном в 2015 году, Санкт-Петербург занимал совокупное 4-е место среди субъектов Российской Федерации по ключевым показателям развития инноваций. Высокое место обеспечило лидерство в таких показателях, как «Социально-экономические условия развития инноваций» и «Научно-технический потенциал».

В-четвертых, согласно национальному рейтингу российских быстрорастущих технологических компаний «Техуспех», в ТОП-15 компаний попали 4 компании из Санкт-Петербурга, что является проявлением работы правительства города по созданию положительных условий для формирования и развития инновационных решений и производства инновационных продуктов (табл.).

Данные исследования в целом говорят о том, что Санкт-Петербург не только занимает высокое место по уровню инноваций в стране, но и показывает устойчивые тенденции к росту объемов разработок и производства инновационной продукции. Этому способствует ряд факторов, обусловленных ключевыми решениями руководства города по поддержке и развитию инноваций.

Первое - это инновационная политика города, которая в условиях реализуемой федеральным центром Национальной технологической инициативы (НТИ) становится главным инструментом инновационного развития. По словам губернатора города, у Санкт-Петербурга, с его научно-техническим потенциалом, исследовательскими традициями, научными школами и уникальным человеческим капиталом, по многим направлениям, обозначенным в НТИ, сегодня есть и хорошие наработки, и крепкие, признанные на международном уровне позиции. Национальная технологическая инициатива -

это реальный шанс для Санкт-Петербурга превратить наши потенциальные драйверы роста в реальные, способные прибавлять по 15-20% в год и «тащить за собой» остальные отрасли и сектора экономики [8].

Второй фактор - это уровень государственной финансовой поддержки, что в существующих кризисных реалиях является одним из ключевых факторов, поскольку инновации, новые разработки, модернизации и, самое главное, внедрение в реальную практику данных новшеств требует большого количества финансовых средств. Доказательством заинтересованности города в поддержке инноваций является принятое Правительством Санкт-Петербурга Постановление № 495 от 23.06.2014 г. «О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы». Данный документ предполагает выделение на реализацию подпрограммы «Инновационное развитие Санкт-Петербурга» порядка 855 млн рублей [3].

Таблица

ТОП-15 компаний рейтинга «Техуспех» в 2016 году [5]

Наименование компаний Город Сфера деятельности

Крупные (выручка свыше 2 млрд руб.)

ЗАО «Биокад» С.-Петербург Фармацевтика

АО «Концерн «Калашников» Удмуртия Машиностроение

ГК «ИнфоТЕКС» Москва Информационные технологии

ОАО «Радиотехнический институт имени академика А. Л. Минца» Москва Электроника и приборостроение

АО «НПФ «Микран» Томская обл. Электроника и приборостроение

Средние (выручка от 800 млн руб. до 2 млрд руб.)

АО «Инерциальные технологии «Технокомплекса» Московская обл. Электроника и приборостроение

ООО «Аби Продакшн» (ABBYY) Москва Информационные технологии

ООО «Пермская химическая компания» Пермский край Материалы

ООО «Технология лекарств» Московская обл. Фармацевтика

ЗАО «НПО Специальных материалов» С.-Петербург Материалы

Малые (выручка до 800 млн руб.)

ООО «Промтехнология» Москва Машиностроение

ООО «Эйдос-Медицина» Республика Татарстан Электроника и приборостроение

ООО «НПП «Лазерные системы» С.-Петербург Электроника и приборостроение

ООО Лаборатория «Вычислительная механика» С.-Петербург Информационные технологии

ЗАО «НТЦ «Бакор» Москва Материалы

Третий фактор - это сложившаяся и поддерживаемая властями инновационная инфраструктура города. В настоящее время в Санкт-Петербурге сформирована инфраструктура поддержки инновационных проектов на всех этапах развития инновационного продукта от посевной стадии до продажи бизнеса. Организационную и технологическую инфраструктуру поддержки инновационной деятельности формируют бизнес-инкубаторы, центры коллективного пользования высокотехнологичным оборудованием, центр прототипирования. Следует отметить такие успешные проекты как создание Первого городского бизнес-инкубатора и бизнес-инкубатора «Ингрия». Финансовую инфраструктуру поддержки инновационной деятельности образуют региональные фонды предпосевных и венчурных инвестиций, сформированные за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. Особо необходимо отметить активную работу в Санкт-Петербурге федеральной структуры - Фонда содействия малым формам предприятий в научно-технической сфере, а также местных - некоммерческой организации «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Санкт-Петербурга» и Санкт-Петербургского фонда развития бизнеса.

Резюмируя, хотелось бы отметить, что за инновационным предпринимательством будущее экономики любой страны. Инновационное предпринимательство - это гибкая, адаптивная модель рынка, которая динамично реагирует на запросы потребителей, вызовы внешней среды. Поэтому требуется

целенаправленная поддержка этих бизнесов со стороны государства. И опыт Санкт-Петербурга подтверждает, что эта поддержка может быть весьма эффективной.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный Закон РФ от 31.12.2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».

2. Постановление Правительства РФ № 317 от 18.04.2016 г. «О реализации Национальной технологической инициативы».

3. Постановление Правительства Санкт-Петербурга № 495 от 23.06.2014 г. «О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы».

4. Национальная Ассоциация инноваций и развития информационных технологий. [Электронный ресурс]. Режим доступа: nair-it.ru (дата обращения 11.03.2017).

5. Национальный рейтинг российских быстрорастущих технологических компаний. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.ratingtechup.ru/rate (дата обращения 11.03.2017).

6. Рейтинг «Инновационный бизнес в регионах России» / Ассоциация инновационных регионов России, РАН-ХиГС. М., 2017.

7. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Выпуск 3 / под ред. Л.М. Гохберга. М.: НИУ ВШЭ, 2015. 248 с.

8. Романов Р. Инновационные инициативы // Эксперт Северо-Запад. 2016. № 41-42 (716).

9. Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.