Научная статья на тему 'Механизмы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Германии'

Механизмы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Германии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малое и среднее предпринимательство / государственная система стимулирования малого бизнеса / государственная поддержка малого бизнеса / кредитование малого бизнеса / налоговое стимулирование / small and medium-sized businesses / state system of incentives for small businesses / state support for small businesses / lending to small businesses / tax incentives.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Момотюк Савелий Владимирович, Богданова Надежда Викторовна

Исследование механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства в Федеративной Республике Германия представляет особый интерес в связи с тем, что данный сектор играет важную роль для экономического роста государства. Характеристика государственных программ по регулированию малого и среднего бизнеса – ключевая проблема исследования. Источниками изучения являются государственные и финансовые программы, частные инициативы ассоциаций немецких предпринимателей, материалы исследований о формах деятельности частных инвестиционных фондов по стимулированию малого и среднего предпринимательства в Германии. Теоретическую базу составили научные работы в области анализа опыта, механизмов государственной поддержки в зарубежных странах, проблем и перспектив развития малого и среднего предпринимательства немецких и российских авторов. В статье описаны ряд государственных программ и законов, которые повлияли на развитие данного предпринимательского сектора, деятельность государственных или негосударственных учреждений, оказывающих предпринимателям финансовую поддержку, консультации, юридическую помощь (бизнес-центры, технологические центры и инкубаторы). Рассмотрены основные принципы организации и поддержки бизнеса – принципы последовательности, пропорциональности, правовой определенности. Приводятся примеры механизмов поддержки малого и среднего бизнеса в Германии: льготы и меры государственной поддержки, предусмотренные законом, специальные гранты, которые поддерживают перспективные стартапы и т.д. Используя аналитические материалы, статистические данные и научные публикации, авторы рассматривают актуальные вызовы, стоящие перед сектором малого и среднего предпринимательства, который считается важным элементом успеха немецкой экономики. В большинстве своем малые и средние предприятия Германии сочетают высокую инновационность с перспективой форсирования позиций на международном рынке и большой социальной ответственностью. Практическая значимость исследования состоит в том, что описанные механизмы, могут быть актуальны для адаптации как в России, так и в других странах. В заключении подчеркивается важность роли государства в продвижении инноваций, механизмов государственного регулирования малого и среднего предпринимательства для дальнейшего экономического роста ВВП страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanisms of State Support for Small and Medium-Sized Enterprises in Germany

The study of mechanisms for supporting small and medium-sized businesses in the Federal Republic of Germany is of particular interest due to the fact that this sector plays an important role for the economic growth of the state. The characteristics of government programs for regulating small and medium-sized businesses is the key problem of the study. The sources of study are government and financial programs, private initiatives of associations of German entrepreneurs, forms of activity of private investment funds to stimulate small and medium-sized businesses in Germany. The theoretical basis was made up of scientific works in the field of analysis of experience, mechanisms of state support in foreign countries, problems and prospects for the development of small and medium-sized businesses by German and Russian authors. The article describes a number of government programs and laws that influenced the development of this business sector, the activities of state or non-state institutions that provide financial support, advice, and legal assistance to entrepreneurs (business centers, technology centers and incubators). The basic principles of organizing and supporting business are considered the principles of consistency, proportionality, legal certainty. Examples of mechanisms for supporting small and medium-sized businesses in Germany are given: benefits and government support measures provided for by law, special grants that support promising startups, etc. Using analytical materials, statistics and scientific publications, the authors examine relevant challenges facing the small and medium-sized enterprise sector, which is considered an important element of the success of the German economy. It brings together small and medium-sized enterprises, which for the most part combine high innovation with the prospect of increasing their positions in the international market and great social responsibility. The practical significance lies in the fact that the described mechanisms for the development of the sector may be relevant for adaptation both in Russia and in other countries. In conclusion, the importance of the role of the state in promoting innovation, mechanisms of state regulation of small and medium-sized businesses for the further economic growth of the country's GDP is emphasized.

Текст научной работы на тему «Механизмы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Германии»

научная статья УДК: 327

DOI: 10.48612/rg/RGW.27.2.5

Механизмы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Германии

Момотюк Савелий Владимирович н Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,

Санкт-Петербург, Россия н sava_Sava_mew@mail.ru

Богданова Надежда Викторовна Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,

Санкт-Петербург, Россия nvbogdanova@spbstu.ru; https://orcid.org/0000-0002-8604-7306

Аннотация. Исследование механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства в Федеративной Республике Германия представляет особый интерес в связи с тем, что данный сектор играет важную роль для экономического роста государства. Характеристика государственных программ по регулированию малого и среднего бизнеса - ключевая проблема исследования. Источниками изучения являются государственные и финансовые программы, частные инициативы ассоциаций немецких предпринимателей, материалы исследований о формах деятельности частных инвестиционных фондов по стимулированию малого и среднего предпринимательства в Германии. Теоретическую базу составили научные работы в области анализа опыта, механизмов государственной поддержки в зарубежных странах, проблем и перспектив развития малого и среднего предпринимательства немецких и российских авторов. В статье описаны ряд государственных программ и законов, которые повлияли на развитие данного предпринимательского сектора, деятельность государственных или негосударственных учреждений, оказывающих предпринимателям финансовую поддержку, консультации, юридическую помощь (бизнес-центры, технологические центры и инкубаторы). Рассмотрены основные принципы организации и поддержки бизнеса - принципы последовательности, пропорциональности, правовой определенности. Приводятся примеры механизмов поддержки малого и среднего бизнеса в Германии: льготы и меры государственной поддержки, предусмотренные законом, специальные гранты, которые поддерживают перспективные стартапы и т.д. Используя аналитические материалы, статистические данные и научные публикации, авторы рассматривают актуальные вызовы, стоящие перед сектором малого и среднего предпринимательства, который считается важным элементом успеха немецкой экономики. В большинстве своем малые и средние предприятия Германии сочетают высокую инновационность с перспективой форсирования позиций на международном рынке и большой социальной ответственностью. Практическая значимость исследования состоит в том, что

описанные механизмы, могут быть актуальны для адаптации как в России, так и в других странах. В заключении подчеркивается важность роли государства в продвижении инноваций, механизмов государственного регулирования малого и среднего предпринимательства для дальнейшего экономического роста ВВП страны.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство; государственная система стимулирования малого бизнеса; государственная поддержка малого бизнеса; кредитование малого бизнеса; налоговое стимулирование

Для цитирования: Момотюк С.В., Богданова Н.В. Механизмы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Германии // Россия в глобальном мире. 2024. Т. 27. Вып. 2. С. 99-116. DOI: 10.48612/rg/RGW.27.2.5

© Момотюк С.В., Богданова Н.В., 2024. Издатель: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.

research article UDC: 327

DOI: 10.48612/rg/RGW.27.2.5

Mechanisms of State Support for Small and Medium-Sized Enterprises in Germany

Saveliy V. Momotiuk H

Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University, Saint Petersburg, Russia

H sava_Sava_mew@mail.ru

Nadezhda V. Bogdanova

Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University, Saint Petersburg, Russia nvbogdanova@spbstu.ru; https://orcid.org/0000-0002-8604-7306

Abstract. The study of mechanisms for supporting small and medium-sized businesses in the Federal Republic of Germany is of particular interest due to the fact that this sector plays an important role for the economic growth of the state. The characteristics of government programs for regulating small and medium-sized businesses is the key problem of the study. The sources of study are government and financial programs, private initiatives of associations of German entrepreneurs, forms of activity of private investment funds to stimulate small and medium-sized businesses in Germany. The theoretical basis was made up of scientific works in the field of analysis of experience, mechanisms of state support in foreign countries, problems and prospects for the development of small and medium-sized businesses by German and Russian authors. The article describes a number of government programs and laws that influenced the development of this business sector, the activities of state or non-state institutions that provide financial support, advice, and legal assistance to entrepreneurs (business centers, technology centers and incubators). The basic principles of organizing and supporting business are considered - the principles of consistency, proportionality, legal certainty. Examples of mechanisms for supporting small and medium-sized businesses in Germany are given: benefits and government support measures provided for by law, special grants that support promising startups, etc. Using analytical materials, statistics and scientific publications, the authors examine relevant challenges facing the small

and medium-sized enterprise sector, which is considered an important element of the success of the German economy. It brings together small and medium-sized enterprises, which for the most part combine high innovation with the prospect of increasing their positions in the international market and great social responsibility. The practical significance lies in the fact that the described mechanisms for the development of the sector may be relevant for adaptation both in Russia and in other countries. In conclusion, the importance of the role of the state in promoting innovation, mechanisms of state regulation of small and medium-sized businesses for the further economic growth of the country's GDP is emphasized.

Keywords: small and medium-sized businesses, state system of incentives for small businesses, state support for small businesses, lending to small businesses, tax incentives.

For citation: Momotiuk, S.V., Bogdanova, N.V. Mechanisms of State Support for Small and Medium-Sized Enterprises in Germany. Russia in the Global World. 2024. Vol. 27. Iss. 2. P. 99-116. DOI: 10.48612/rg/RGW.27.2.5

© Momotiuk, S.V., Bogdanova, N.V., 2024. Published by Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University.

Научная специальгость ВАК: 5.5.4. Международные отношения, глобальные и региональные исследования.

Введение

Малый и средний бизнес считаются неотъемлемыми частями экономики государства. В некоторых странах доля малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) может составлять половину, а то и больше половины всего ВВП. Представляемая публикация не претендует на исчерпывающий анализ особенностей современного этапа развития малого и среднего предпринимательства в Германии. Авторы полагают, что тема актуальна, так как она связана с изучением различных форм поддержки сектора МСП, которые играют значительную роль для экономического роста развитого государства на современном этапе. Целью исследования является характеристика актуальных путей государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и выявление перспективных направлений в развитии данного сектора экономики в Германии.

Предложенное исследование базируется на изучении нормативных документов, материалах и результатах реализации государственных и финансовых программ, частных инициатив ассоциаций немецких предпринимателей, анализа эффективности форм деятельности частных

инвестиционных фондов и описание механизмов по поддержке малого и среднего предпринимательства в Германии.

Многие российские и зарубежные исследователи, такие как О.В. Комарова [2], Е.И. Левина [3], Л.В. Иваненко и Е.П. Солодова [4], G. Fuerlinger, U. Fandl, T. Funke [5] затрагивали различные аспекты исследования механизмов поддержки сектора МСП в Германии. Важно упомянуть то, что в Германии уже в послевоенное время проводилась политика поддержки сектора малого и среднего предпринимательства. В то время, когда проводилась приватизация (1949-1959), которая была направлена на развитие сектора МСП, уделялось значительное внимание взаимодействию малых и средних предприятий с крупными [2]. В центре внимания нашего исследования находятся государственные и частные программы поддержки, регулирующие политику содействия МСП в Германии на современном этапе.

Материалы и результаты исследования

В 2019 г. в Германии было зарегистрировано около 3,5 миллионов микропредприятий, 288 тысяч малых предприятий. Малые предприятия в совокупности занимают более 60% всего занятого населения, а микропредприятия более 20%. Малый бизнес вносит значительный вклад в экономику Германии, являясь источником инноваций, новых рабочих мест и роста экономки [4]. Правовая база малого и среднего бизнеса в Германии достаточно сложная, но в целом благоприятная для создания новых инновационных предприятий. Это, в частности, относится к налогообложению, трудовому и социальному праву. Одна из основных целей поддержки сектора МСП - отказ от монополизации производственных сил, которые вытесняют новых конкурентов и уничтожают конкуренцию в корне.

Источники торгового и предпринимательского права в Германии: Торговый кодекс (Handelsgesetzbuch - HGB) [6], Гражданский кодекс (Bürgerliches Gesetzbuch - BGB) [7], Налоговый кодекс (Abgabenordnung -AO) [8]. Важную роль в развитии сектора МСП сыграла структурная реформа «Повестка Дня 2010» [9], которая заключалась в ускоренном выходе экономики Германии из застоя, путем поддержки малого и среднего предпринимательства и поддержания его конкурентоспособности

[3]. Производилась активная поддержка инновационной деятельности и развитие высоких технологий, а также повышение квалификации сотрудников. Для открытия своего предприятия (для начала любого бизнеса) необходимо понимать то, какими законами и нормативно правовыми актами регулируется бизнес-процесс в стране.

Коммерческий кодекс, или как его еще называют «Торговый Кодекс», отвечает за все стороны организации предприятий или компаний, регулирует вопросы отчетности предприятий, содержит основные положения по типам хозяйственных обществ и правила функционирования их структур. В Гражданском кодексе изложены все права и свободы граждан, в нем содержатся правила регуляции отношений и ответственности между различными физическими и юридическими лицами. Налоговый кодекс Германии - документ, который регулирует налоговые отчисления в бюджет страны. Говоря о поддержке сектора МСП в Германии, существует множество инстанций, где начинающий предприниматель может получить всю базовую информацию, поддержку, и даже финансирование своего дела.

В стране работает система активной социальной защиты всех работающих людей и многие вновь созданные МСП получают финансирование на ранних стадиях за счет государственной поддержки [5]. Именно поэтому Германия находится в списке продвинутых стран для начала открытия своего бизнеса.

Вся правовая система основывается на нескольких принципах: правовой определенности, гибкости, пропорциональности и последовательности [5]. Принцип пропорциональности заключается в том, чтобы вся правовая система не была слишком строгой, и чтобы у предпринимателей было больше свободы действий. В системе должен быть баланс поощрения, но ни в коем случае не главенствующая роль государства. Говоря о принципе правовой определенности, вся правовая система должна предостерегать от проблем, и сам закон должен помогать эти проблемы решать в самых различных ситуациях. Принцип гибкости направлен на обеспечение того, чтобы все законы были и оставались адаптируемыми к меняющимся потребностям экономики с течением времени и не ужесточались или устаревали. Принцип последовательности основан на необходимости обеспечения соответствия законов

Конституции всем остальным законам. Все эти принципы изложены в законах и нормативных актах, и именно они устанавливают, как должен функционировать бизнес [10].

Следует отметить, у МСП самый высокий процент конкурентности, и именно поэтому этот сектор такой активный. Каждый предприниматель должен удовлетворять множество сторон, как например сотрудники, клиенты, поставщики, инвесторы, и, что является обязательным, государство. Одна из проблем, которая приводит к финансовым трудностям, это выбор между увеличиванием прибыли и социальной ответственностью. Для избежания проблем в процессе ведения бизнеса во всех Федеральных землях Германии существуют программы по поддержке сектора малого и среднего предпринимательства. Среди них можно назвать бизнес-центры, технологические центры и инкубаторы (например, KEEN-Künstliche-Intelligenz-Inkubator-Labore, INVEST, DATA Act и др.) [11]. Все эти инстанции предоставляют ресурсы, которые в последующем помогают развивать им свое дело.

Предприниматели и владельцы бизнеса также могут получить доступ к информации об открытии бизнеса в Германии от различных правительственных учреждений и организаций. Федеральное министерство экономики и защиты климата Германии (Bundesministerium für Wirtschaft und Energie - BMWi) [11] - это одна из таких организаций, которая субсидирует предприятия сектора малого и среднего предпринимательства на начальном этапе.

Федеральное управление экономики и экспортного контроля (Bundesamt für Wirtschaft und Ausfuhrkontrolle - BAFA) [12] - предлагает специальные гранты, такие как INVEST, которые поддерживают перспективные стартапы. Говоря о стартапах, также важно упомянуть программу «ERP - Grunderkredit - StartGeld»), которая содействует развитию молодых компаний, предоставляя им займы с небольшими процентами на оптимальный срок [4].

Торгово-Промышленная палата Германии (Industrie- und Handelskammer - IHK) [13] - организация публичного права, центры которой находятся в каждой Федеральной земле Германии. Эта организация, в которой зарегистрированы все МСП и крупные предприятия, которые осуществляют свою деятельность на территории

данной земли. Отделения ТПГ отвечают за самоуправление региональной экономики. В Министерстве иностранных дел Германии иностранные предприниматели, которые хотят открыть свое дело в Германии, могут получить рекомендации и ознакомиться с требованиями для того, чтобы его начать [14].

Департамент Экономики и устойчивого развития в данном министерстве отвечает за международные отношения в области экономики и сотрудничества. Следует назвать «Главный городской технологический центр» (Hauptstadttechnologie-Zentrum) в Берлине, где предоставляют помощь будущим предпринимателям на старте: помощь по подбору техники, советы по разработке продаваемого продукта, финансирование и предоставление различных способов продвижения продукции [1].

Также стоит упомянуть Федеральную ассоциацию среднего бизнеса (Bundesverband Mittelstand - BVMW), которая представляет корпоративные интересы и объединяет немецких предпринимателей 32 отраслевых союзов. BVMW оказывает помощь своим участникам в виде консультаций, обмена опытом, помогает в повышении квалификации сотрудников [15].

Для определения малого и среднего бизнеса в Германии используются критерии численности занятых и объема выручки от продаж. Качественные критерии также могут быть учтены, такие как независимость и самостоятельность фирмы [16].

На предприятиях среднего и малого бизнеса в Германии работали в 2021 г. 56% из более чем 38,4 млн. трудоустроенных. Они производят более половины чистой добавленной стоимости в Германии и предлагают более 81% всех вакансий для стажеров. 97,1 % немецких экспортеров - это компании среднего бизнеса.

К числу предприятий среднего и малого бизнеса относятся 3,2 млн. компаний, т.е. 99,3 % всех немецких фирм. Достаточная самостоятельность и свобода в выборе сферы деятельности, более гибкое приспособление к условиям среды; сильная мотивационная работа - все это дает шанс для успешной предпринимательской деятельности. Роль владельца в МСП стоит на первом месте, именно руководитель мотивирует работников, контролирует все процессы. При этом следует учитывать первоначальный капитал, который был вложен при запуске предприятия,

ведь относительно малыми вложениями можно увеличить свой доход, а также в перспективе увеличить количество участников МСП.

Однако нельзя отрицать и недостатки, с которыми сталкивается руководитель малого предприятия. Отмечается повышенная продолжительность рабочего дня и по сравнению с крупными предприятиями низкая оплата труда. Для МСП существуют менее благоприятные условия конкуренции, поэтому еще раз подчеркивается влияние государственной и иной поддержки [17]. Возможные неудачи, связанные с ведением МСП, характеризуются, прежде всего, некомпетентностью собственников и продолжительностью функционирования предприятия («жизненный цикл предприятия»). Существует зависимость от короткого жизненного цикла предприятия и ограниченности их ресурсов, которая была отмечена Всемирным банком: через год функционирования МСП остается лишь около 40% предприятий, через 3 года - 10%, а через 5, всего лишь 3%. Хотя количество таких предприятий растет из года в год, способность длительного функционирования падает [18].

Малый бизнес вносит значительный вклад в экономику Германии, являясь источником инноваций, новых рабочих мест и роста экономки. Видно, что торговля, техническое обслуживание и ремонт автомобилей являются наиболее крупным сектором для МСП в Германии на 2020 г., составляя около 26% от общего числа. Затем следуют фриланс и услуги (около 19%) и строительство (около 17%). МСП в Германии достаточно равномерно распределены между различными отраслями экономики, что указывает на диверсификацию экономической активности МСП в стране [4]. Таким образом, МСП занимает существенное место в экономике Германии. Однако, следует отметить, что существует разница в количестве средних и малых предприятий: немецкие МСП имеют большую среднюю численность занятых по сравнению с европейскими МСП: 7,5 человек на немецких МСП против 3,91 в ЕС. В Германии за последние пять лет наблюдается снижение количества микропредприятий и рост числа средних [19]. Возможное объяснение кроется в том, что мелкие предприятия развиваются и превращаются в крупные.

Немецкие МСП хорошо организованы благодаря исторической традиции самоуправления и многочисленным предпринимательским союзам,

которые обеспечивают взаимодействие с государством и влияют тем самым на экономическую и социальную политику. Например, такой организацией можно назвать «Der deutsche Mittelstand - DMS» (Немецкий средний класс), которая защищает интересы предпринимателей малого и среднего бизнеса и осуществляет лоббистскую деятельность, оказывает информационные и консультационные услуги, мониторит состояние рынков, организует мероприятия, поддерживает контакты с прессой и доводит до властей свою позицию по социально-экономической политике [15].

На сайте DMS идет оживленная дискуссия «Промышленная стратегия забывает о среднем бизнесе - критическая оценка». DMS демонстрирует преимущество в политике среднего бизнеса в обсуждении «Национальной промышленной стратегии до 2030 года». Успех немецкой экономической системы основан не в последнюю очередь на справедливом и устойчивом сотрудничестве между малыми и средними компаниями и крупными корпорациями в устойчивых сетях создания стоимости. Несмотря на некоторые положительные моменты в проекте «Национальной промышленной стратегии 2030», многие компании разочарованы. Федеральное министерство экономики и энергетики до сих пор упускают из виду важность среднего бизнеса для Германии как места ведения бизнеса [20].

Децентрализация ресурсов и компетенций, а также дифференцированный подход к политике поддержки бизнеса, являются важными компонентами, особенно в условиях высокой региональной неоднородности. Постоянная корректировка политики поддержки малого бизнеса и обратная связь между государственными структурами, бизнес-сообществом и экспертами являются важными факторами успеха. В то же время, для успешной реализации политики поддержки требуется компетентность со стороны государственных структур, организованность и лоббистские навыки со стороны бизнеса, и знание практики ведения бизнеса со стороны экспертов.

Авторы поддерживают выводы немецкого исследователя Х. Вольтера и отмечают следующие сильные стороны малого бизнеса в Германии: создание рабочих мест большинству жителей страны, большая доля налогов поступает в государственную казну за счет малого и среднего предпринимательства, за счет малого и среднего предпринимательства

идет финансирование научных исследований и инновационных технологий [21]. Хотелось бы более подробно остановиться на отдельных современных механизмах поддержки МСП в Германии:

- инновационные стартапы;

- региональные программы поддержки;

- сертификация МСП «Хартия многообразия».

Инновационные стартапы

Новые процессы BD-печати, аренда солнечных систем, цифровое управление недвижимостью, услуги по сбору использованного стекла с устойчивой утилизацией, инновационные обучающие приложения, оптимизация транспортных процессов с помощью искусственного интеллекта, модели языка искусственного интеллекта, спутниковое орошение в сельском хозяйстве - эти и другие актуальные направления являются приоритетными для государственной поддержки [11].

Чтобы улучшить базовые условия для стартапов в Германии и Европе, летом 2022 г. федеральное правительство впервые приняло решение о стратегии стартапов. Она содержит около 130 мер, которые должны быть реализованы в этот законодательный период: от новых программ финансирования до консультационных услуг и новых законов. В первый год после принятия решения федеральное правительство полным ходом приступило к реализации стратегии. 45% мер уже в сентябре 2023 г. были полностью реализованы. В области финансирования сюда входит, например, фонд DeepTech & Climate Fund, который инвестирует рост компаний с технологиями будущего (искусственный интеллект, интернет вещей, мобильная связь 5G, квантовые вычисления и др.) [22].

Еще одной важной вехой является новый «Закон об иммиграции квалифицированных специалистов», который содержит важные улучшения в привлечении талантов для стартапов и делает Германию еще более космополитичным местом. Благодаря положениям данного закона, вступившим в силу 1 марта 2024 г., свою работу начал «Глобальный центр сертификации и консультирования (GCCC)» агентства по управлению проектами. От имени Министерства экономики ФРГ он предлагает поддержку и консультации по требованиям и процессу выдачи визы [23].

В среднем в Германии за первые шесть месяцев 2023 г. открывались

по 7 новых предприятий (МСП) в день - на 16 % больше, чем во втором полугодии 2022 г. В Германии создано 31 компания по системе «Единороги» - стартапы с оценкой компании не менее одного миллиарда долларов США, что обеспечивает стране пятое место в мире по организации подобных стартапов. 20.3 % - доля женщин-основателей стартапов в Германии в 2022 г. В последние годы эта доля постоянно увеличивалась. Однако более половины стартапов по-прежнему принадлежат исключительно мужчинам. 10,7 миллиардов евро составил объем венчурного капитала, который был инвестирован в немецкие стартапы в 2022 г., что более, чем в два раза превышает данные по 2018 г. [22].

Региональные программы поддержки

В рамках программ по улучшению ситуации с демографией «Федеральное министерство экономики и защиты окружающей среды» разработало ряд мер по снижению эмиграции из восточногерманских федеральных земель. В первые два десятилетия после воссоединения Германии, из восточногерманских земель наблюдался отток населения на запад, повлиявший на демографические и экономические процесс в обеих частях страны (Рис. 1).

3)0 200 >70 НО 110 80

1991 2000 2010 2017

Рис. 1. Миграция между Западной и Восточной Германией (1991-2017гг.) (по: [24])

Например, по оценкам, в период с 1992 по 2015 г. около 800 000 жителей Бранденбурга эмигрировали на запад. Особенно пострадали

Wanderungen zwischen West- und Ostdeutschland

районы, расположенные далеко от Берлина, в то время как муниципалитеты, непосредственно прилегающие к Берлину, смогли извлечь выгоду. Жители Бранденбурга, которые когда-то эмигрировали, представляют собой значительный потенциал. С экономической точки зрения приезжие и репатрианты в первую очередь воспринимаются как потенциальные квалифицированные рабочие. Последствия выходили далеко за рамки обеспечения квалифицированной рабочей силой: повышение спроса на (социальную) инфраструктуру, увеличение спроса на жилье, стабилизацию социальных и семейных сетей, внедрение новых идей и опыта и усиление участия гражданского общества, создание и развитие МСП.

На этом фоне на северо-западе Бранденбурга появилось несколько региональных инициатив по возвращению и иммиграции. Проект «LANDEPLATZ - Прибытие в Северо-Западный Бранденбург» использует целостный подход и учитывает неоднородные потребности целевой группы. В рамках единого агентства удовлетворяются потребности целевой группы в поддержке, начиная от поиска работы и заканчивая подходящим жилым пространством и семейной жизнью, детский сад и образовательная среда, а также досуг и налаживание связей.

В этом контексте еще одной важной задачей является повышение осведомленности и поиск решений, основанных на потребностях, с местными субъектами, когда речь идет о новых и гибких формах (офисной) работы или организации работы, а также о создании приветственной программы.

Проект преследует главную цель - обеспечить долгосрочную квалифицированную рабочую силу и стимулировать иммиграцию в северо-западный регион Бранденбург. На первом этапе проекта целью было объединение и дальнейшее развитие инициатив по возвращению/иммиграции, существовавших в регионе. Цель заключалась в том, чтобы поддержать организацию МСП с помощью региональных консультационных пунктов [24].

Сертификация «Хартия многообразия»

Заслуживает внимание еще одна крупнейшая инициатива работодателей по продвижению многообразия общественных слоев

(возрастные, гендерные, этнические, образовательные уровни, семейные признаки) на предприятиях и в учреждениях Германии является «Хартия многообразия» (Рис. 2).

Рис. 2. Многослойная модель общественной жизни «Хартия многообразия» (по: [25])

Сердцем ассоциации является сертификат «Хартия многообразия», который был запущен совместно компаниями и политиками в 2006 г. для признания и включения разнообразия в культуру труда. В январе 2011 г. деятельность была передана ассоциации. Целью инициативы является создание рабочей среды, свободной от предрассудков, и обеспечение того, чтобы все сотрудники, независимо от возраста, этнического происхождения и национальности, пола и гендерной идентичности, физических и умственных способностей, религии и идеологии, сексуальной ориентации и социального происхождения, одинаково ценились. На сегодняшний день более 5000 организаций подписали «Хартию многообразия». Это означает, что «Хартия многообразия» представляет интересы более 15 миллионов сотрудников. Ассоциацию поддерживают 38 организаций. Многообразие и инклюзивность способствуют взаимопониманию, сплоченности и культурному обогащению через различные этнические группы и национальности. Многообразие рабочей силы не только делает компании и организации

привлекательными в конкурентной борьбе за национальные и международные рынки, но и может способствовать формированию пула талантливых специалистов. Языковые и культурные навыки рабочей силы могут стать ключом к новым рынкам. В этом отношении решающее значение имеет рабочая среда, свободная от предрассудков.

Заключение

Таким образом, благодаря анализу государственных программ и инициатив по поддержке МСП в Германии, удалось выявить, что не только финансовая поддержка, а такие тенденции, как современные бизнес-модели, региональные программы, социальные обязательства (возможность общаться с людьми с разным уровнем образования, учет социального происхождения в мероприятиях по обеспечению поддержки социально незащищенных слоев населения, привлечение к сотрудничеству по организации МСП людей разных возрастов, социальных слоев и этнических групп) дают мощный толчок развития МСП.

Малые и средние предприятия в Германии могут воспользоваться различными льготами и мерами социальной и государственной поддержки, предусмотренными законом. Эти программы включают институциональные, организационные, инфраструктурные и финансовые механизмы. Анализ опыта поддержки МСП Федеративной Республики Германия имеет большое значение как для России, так и для других стран, особенно в том, что касается разработки механизмов долгосрочной стратегии развития и поддержки малого и среднего предпринимательства.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Версоцкий Р.Р. Зарубежный опыт поддержки малого и среднего предпринимательства и возможности его применения в современной России // Управленческое консультирование. 2019. №7(127). С. 108-114. [эл. доступ]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyi-opyt-podderzhki-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-i-vozmozhnosti-ego-primeneniya-v-sovremennoi-rossii (дата обращения: 07.03.2024).

2. Комарова О.В. Институт поддержки малого и среднего бизнеса: опыт Германии и уроки для России // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 3(24). С. 125-129. [эл. доступ]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institut-podderzhki-malogo-i-srednego-biznesa-opyt-germanii-i-uroki-dlya-rossii (дата обращения: 07.03.2024).

3. Левина Е.И. Механизмы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в зарубежных странах // Социально-экономические явления и процессы. 2009. №2. С. 79-89. [эл. доступ]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-gosudarstvennoy-podderzhki-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-zarubezhnyh-stranah (дата обращения: 07.03.2024).

4. Иваненко Л.В., Солодова Е.П. Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства. Опыт России и Германии // Вестник Самарского государственного университета. Серия «Экономика и управление». 2015. №9/1(131). С. 36-43. [эл. доступ]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-podderzhka-subektov-malogo-predprinimatelstva-opyt-rossii-i-germanii (дата обращения: 07.03.2024).

5. Fuerlinger, G., Fandl, U., Funke, T. The Role of the State in the Entrepreneurship Ecosystem: Insights from Germany // Triple Helix. 2015. Vol. 2. [эл. доступ]. URL: https://link.springer.com/article/10.1186/s40604-014-0015-9 (дата обращения: 03.03.2024).

6. Handelsgesetzbuch - HGB: [сайт]. URL: https://www.gesetze-im-internet.de/hgb/index.html (дата обращения: 07.03.2024).

7. Bürgerliches Gesetzbuch // Bundesamt für Justiz: [сайт]. URL: https://www.gesetze-im-internet.de/bgb (дата обращения: 07.04.2024).

8. Abgabenordnung - AO: [сайт]. URL: https://www.bundesfinanzministerium.de/Web/DE/Home/home.html (дата обращения: 10.03.2024).

9. Зарицкий Б.Е. Проблемы и перспективы малого и среднего бизнеса в Германии // Вестник МГИМО Университета. 2020. № 6 (75). С. 133-152.

10. Грибова Е.Н. Принцип правовой определенности: понятие и основные характеристики // Уральский журнал правовых исследований. 2019. № 4(5). C. 494-508.

11. Bundesministerium für Wirtschaft und Energie - BMWi: [сайт]. URL: https://www.bmwk.de/Navigation/DE/Home/home.html (дата обращения: 03.03.2024).

12. Bundesamt für Wirtschaft und Ausfuhrkontrolle - BAFA: [сайт]. URL: https://www.bafa.de/DE/Home/home_node.html (дата обращения: 03.03.2024).

13. Deutsche Industrie- und Handelskammer: [сайт]. URL: https://www.ihk.de/(дата обращения: 04.03.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Auswärtiges Amt Deutschland: [сайт]. URL: https://www.auswaertiges-amt.de/de (дата обращения: 07.03.2024).

15. Bundesverband Mittelstand - BVMW: [сайт]. URL: https://www.bvmw.de/ (дата обращения: 08.03.2024).

16. Батова А.-Е.В. Значение малого и среднего бизнеса в экономике Германии // Евразийский Союз Ученых. 2020. № 1-4(70). С. 13-18.

17. Балашова E.A. Основные черты, преимущества и недостатки деятельности субъектов малого бизнеса // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2010. № 2. С. 90-93.

18. Овчинникова А.В. Количественные и качественные критерии малых предприятий в Российской Федерации // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2013. № 4. С. 72-78.

19. Unternehmensbestand. KMU im EU-Vergleich // Institut für Mittelstandsforschung Bonn. [сайт]. URL: https://www.ifm-bonn.org/statistiken/mittelstand-im-ueberblick (accessed: 10.04.2024).

20. Industriestrategie vergisst Mittelstand - Eine kritische Bewertung // Bundesverband der Deutschen Industrie (BDI): [сайт]. URL: https://bdi.eu/artikel/news/industriestrategie-vergisst-mittelstand-eine-kritische-bewertung/ (дата обращения: 11.04.2024).

21. Wolter, H.-J. Die Bedeutung der eigentümer- und familiengeführten Unternehmen in Deutschland // Institut für Mittelstandsforschung Bonn. № 253. 20 s.

22. Start-up Strategie der Bundesregierung: [сайт]. URL: https://www.bmwk.de/SUS/start-up-strategie-der-bundesregierung.html. (дата обращения: 11.05.2024).

23. Global Centre for Credentialing and Certification (GCCC): [сайт]. URL: https://portal.globalccc.org/ (дата обращения: 11.05.2024).

24. Willkommen in Brandenburg! Rückkehr und Zuzug als Potenzial für die Zukunft // Demografie-portal: [сайт]. URL: https://www.demografie-portal.de/DE/Politik/Brandenburg/Rueckkehr-und-Zuzug/willkommen-in-brandenburg-rueckkehr-und-zuzug-als-potenzial-fuer-die-zukunft.html (дата обращения: 11.05.2024).

25. Charta der Vielfalt. Über uns: [сайт]. URL: https://www.charta-der-vielfalt.de/ueber-uns/ (дата обращения: 11.05.2024).

REFERENCES

1. Versockii R.R. Zarubezhnyi opyt podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva i vozmozhnosti ego primeneniya v sovremennoi Rossii [Foreign Experience in Support of Small and Medium-Sized Businesses and the Possibility of its Application in Modern Russia]. Upravlencheskoe konsul'tirovanie. 2019. № 7. P. 108-114. Available at https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyi-opyt-podderzhki-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-i-vozmozhnosti-ego-primeneniya-v-sovremennoi-rossii (accessed: 07.03.2024). (In Russian).

2. Komarova O. V. Institut podderzhki malogo i srednego biznesa: opyt Germanii i uroki dlya Rossii [Institute for Small and Medium Business Support: German Experience and Lessons for Russia]. Azimut nauchnyh issledovanij: jekonomika i upravlenie. 2018. Т. 7. № 3(24). P. 125-129. Available at https://cyberleninka.ru/article/n/institut-podderzhki-malogo-i-srednego-biznesa-opyt-germanii-i-uroki-dlya-rossii (accessed: 07.03.2024). (In Russian).

3. Levina E.I. Mekhanizmy gosudarstvennoj podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva v zarubezhnyh stranah [Mechanisms of the State Support of Small and Average Business in Foreign Countries]. Social'no-jekonomicheskie javlenija i processy. 2009. № 2. P. 79-89. Available at https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-gosudarstvennoy-podderzhki-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-zarubezhnyh-stranah (accessed: 07.03.2024). (In Russian).

4. Ivanenko L.V., Solodova E.P. Gosudarstvennaya podderzhka sub"ektov malogo predprinimatel'stva. Opyt Rossii i Germanii [State Support of Small Businesses: Experience of Russia and Germany]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija «Jekonomika i upravlenie». 2015. №9/1(131). С. 36-43. Available at https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-podderzhka-subektov-malogo-predprinimatelstva-opyt-rossii-i-germanii (accessed: 07.03.2024). (In Russian).

5. Fuerlinger, G., Fandl, U., Funke, T. The Role of the State in the Entrepreneurship Ecosystem: Insights from Germany. Triple Helix. 2015. Vol. 2. Available at https://link.springer.com/article/10.1186/s40604-014-0015-9 (accessed: 03.03.2024).

6. Handelsgesetzbuch [Commercial Code] - HGB. Bundesamt für Justiz. Available at https://www.gesetze-im-internet.de/hgb/index.html (accessed: 07.03.2024). (In German).

7. Bürgerliches Gesetzbuch [Civil Code]. Bundesamt für Justiz. Available at https://www.gesetze-im-internet.de/bgb (accessed: 07.04.2024). (In German).

8. Abgabenordnung [Tax Code] - AO. Bundesministerium der Finanzen. Available at https://www.bundesfinanzministerium.de/Web/DE/Home/home.html (accessed: 10.03.2024). (In German).

9. Zarickij B.E. Problemy i perspektivy malogo i srednego biznesa v Germanii [Problems of Small and Medium Business in Germany]. VestnikMGIMO Universiteta. 2020. № 6 (75). P. 133-152. (In Russian).

10. Gribova E. N. Princip pravovoj opredelennosti: ponyatie i osnovnye harakteristiki [The Principle of Legal Certainty: Concept and Main Characteristics] Ural'skij zhurnal pravovyh issledovanij. 2019. № 4(5). P. 494-508. (In Russian).

11. Bundesministerium für Wirtschaft und Energie [Federal Ministry for Economic Affairs and Energy] - BMWi. Available at https://www.bmwk.de/Navigation/DE/Home/home.html (accessed: 03.03.2024). (In German).

12. Bundesamt für Wirtschaft und Ausfuhrkontrolle [Federal Office of Economics and Export Control] - BAFA. Available at https://www.bafa.de/DE/Home/home_node.html (accessed: 03.03.2024). (In German).

13. Deutsche Industrie- und Handelskammer [German Chamber of Commerce and Industry]. Available at https://www.ihk.de/ (accessed: 04.03.2024). (In German).

14. Auswärtiges Amt Deutschland [Federal Foreign Office of Germany]. Available at https://www.auswaertiges-amt.de/de (accessed: 07.03.2024). (In German).

15. Bundesverband Mittelstand [Federal Association of Small and Medium-Sized Enterprises] -BVMW. Available at https://www.bvmw.de/ (accessed: 08.03.2024). (In German).

16. Batova A.-E.V. Znachenie malogo i srednego biznesa v ekonomike Germanii [The Importance of Small and Medium-Sized Businesses in the German Economy]. Evrazijskij Soyuz Uchenyh. 2020. № 1-4(70). P. 13-18. (In Russian).

17. Balashova E.A. Osnovnye cherty, preimushchestva i nedostatki deyatel'nosti subektov malogo biznesa [Small Business Players: Swings and Roundabouts]. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Ekonomika». 2010. № 2. P. 90-93. (In Russian).

18. Ovchinnikova A.V. Kolichestvennye i kachestvennye kriterii malyh predpriyatij v Rossijskoj Federacii [Quantitative and qualitative components of a type of Small business in Russian Federation]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Serija «Jekonomika i pravo». 2013. № 4. P. 72-78. (In Russian).

19. Unternehmensbestand. KMU im EU-Vergleich [Company stock. SMEs in EU comparison]. Institut für Mittelstandsforschung Bonn. Available at https://www.ifm-bonn.org/statistiken/mittelstand-im-ueberblick (accessed: 10.04.2024). (In German).

20. Industriestrategie vergisst Mittelstand - Eine kritische Bewertung [Industrial Strategy Forgets SMEs - A Critical Assessment]. Bundesverband der Deutschen Industrie (BDI). Available at https://bdi.eu/artikel/news/industriestrategie-vergisst-mittelstand-eine-kritische-bewertung/ (accessed: 11.04.2024). (In German).

21. Wolter, H.-J. Die Bedeutung der eigentümer- und familiengeführten Unternehmen in Deutschland [The Importance of Owner- and Family-Run Companies in Germany]. Institut für Mittelstandsforschung Bonn. № 253. 20 p. (In German).

22. Start-up Strategie der Bundesregierung [Start-up Strategy of the Federal Government]. Available at https://www.bmwk.de/SUS/start-up-strategie-der-bundesregierung.html. (accessed: 11.05.2024). (In German).

23. Global Centre for Credentialing and Certification (GCCC). Available at https://portal.globalccc.org/ (accessed: 11.05.2024).

24. Willkommen in Brandenburg! Rückkehr und Zuzug als Potenzial für die Zukunft [Welcome to Brandenburg! Return and Immigration as Potential for the Future]. Demografie-portal. Available at https://www.demografie-portal.de/DE/Politik/Brandenburg/Rueckkehr-und-Zuzug/willkommen-in-brandenburg-rueckkehr-und-zuzug-als-potenzial-fuer-die-zukunft.html (accessed: 11.05.2024). (In German).

25. Charta der Vielfalt. Über uns [Charter of Diversity. About Us]. Available at https://www.charta-der-vielfalt.de/ueber-uns/ (accessed: 11.05.2024). (In German).

Сведения об авторах / Information about authors

Момотюк Савелий Владимирович - студент Высшей школы международных отношений Гуманитарного института. Санкт-Петербургский политехнический Университет Петра Великого. E-mail: sava_Sava_mew@mail.ru

Богданова Надежда Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент Высшей

школы международных отношений Гуманитарного института. Санкт-Петербургский

политехнический университет Петра Великого.

E-mail: nvbogdanova@spbstu.ru; ORCID: 0000-0002-8604-7306

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Momotiuk Saveliy V. - Student of the Higher School of International Relations, Institute of Humanities. Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University. E-mail: sava_Sava_mew@mail.ru

Bogdanova Nadezhda V. - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Higher School of International Relations, Institute of Humanities. Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University.

E-mail: nvbogdanova@spbstu.ru; ORCID: 0000-0002-8604-7306 The authors declare no conflict of interests.

Статья поступила в редакцию 18.04.2024. Одобрена после рецензирования 28.05.2024. Принята 29.05.2024. Received 18.04.2024. Approved after reviewing 28.05.2024. Accepted 29.05.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.