Научная статья на тему 'Механизмы государственного регулирования региональной продовольственной безопасности (на примере республики Башкортостан)'

Механизмы государственного регулирования региональной продовольственной безопасности (на примере республики Башкортостан) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
215
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизмы государственного регулирования региональной продовольственной безопасности (на примере республики Башкортостан)»

стей потенциальных посетителей; 5) увеличение объема инвестиций в индустрию общепита.

При этом также следует учитывать особенности внутреннего продовольственного рынка и ценовую политику, реализуемую в регионе, которые в совокупности должны быть нацелены на обеспечение экономической дос-

тупности продуктов питания для всех социальных групп населения Республики Мордовия с учетом специфики внутрирегионального, межрегионального и федерального продовольственных рынков с целью формирования комплексной сбалансированной системы продовольственного обеспечения региона.

МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН)

Минасов М.Ш., к.э.н., проф., Шакирова А.А., соискатель Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан

Агропромышленный комплекс является одним из наиболее важных секторов экономики республики. Башкортостан располагает более 7 млн га сельскохозяйственных угодий (3,7% от общероссийского объема), в том числе 3,6 млн га пашни. При этом, согласно расчетным данным, не используется более 265

тыс. га пашни или 7,6% от общего объема. Около 70% от данного объема приходится на территории, так называемого «догоняющего развития» - районы Зауралья и Северо-востока республики. По России по разным оценкам не используется от 40 до 100 млн га пашни (от 18 до 45%).

Таблица 1- Объем производства продукции сельского хозяйства в РФ и РБ в пересчете на цены 1990 г., млрд руб.

1990 г. 1995 г. 2000 г. 2010 г. 2012 г. 2013 г. 2013 г. в к 1990 г.

Российская Федерация

Хозяйства всех категорий 272 201,3 184,7 214,5 251,5 267,1 98,2

Сельскохозяйственные органи- 179 86,9 70,5 94,9 116,1 126,7 70,8

зации

Хозяйства населения 93 110,6 109,1 102,7 112,7 113,2 121,7

Крестьянские (фермерские хозяйства) 0 3,8 5,1 16,9 22,7 27,4 х

Республика Башкортостан

Хозяйства всех категорий 5,1 4,326 3,981 3,98 5,016 5,849 114,7

Сельскохозяйственные органи- 3,4 2,281 1,881 1,38 1,823 1,994 58,6

зации

Хозяйства населения 1,7 2,011 2,057 2,415 2,859 3,436 202,1

Крестьянские (фермерские хозяйства) 0 0,034 0,043 0,185 0,334 0,419 х

Наиболее наглядное развитие аграрных процессов в 1990-2013 гг. в республике и по России в целом можно увидеть через пересчет объема валовой продукции сельского хозяйства на сопоставимые цены 1990 г. Так, рост общего объема валовой продукции сельского хозяйства в республике составил 114,7% к уровню 1990 г. (РФ - 98% к уровню 1990 г). Из них объём продукции в крупнотоварном секторе сельскохозяйственного производства республики к 2013 г. сократился почти в два раза и составил 58,6% от уровня 1990 г. (РФ - 70,8%). При этом отмечается двукратное (РФ - 1,2 раза) увеличение объемов производства в мелкотоварном производстве (ЛПХ). Сравнительно новый сектор - крестьянские (фермерские)

хозяйства (КФХ) республики, в 2013 г. произвел только 6,2% валовой продукции (табл.1).

Необходимо отметить, спад производства в крупнотоварном секторе повлиял на занятость в сельхозпроизводстве. Численность работающих в сельскохозяйственных организациях с 1990 г. по 2008 г. уменьшилась с 287 до 64,3 тыс. чел., или сократилось в 4,5 раза. В 2009-2013 гг. численность занятых в крупнотоварном производстве стабилизировалась на уровне 65-67 тыс. чел (рис.1).

Уменьшение производства сельхозпродукции в крупнотоварном секторе привело к тому, что ввоз на территорию республики продуктов питания и отдельных видов сельскохозяйственного сырья год от года растет,

что не способствует укреплению продовольственной безопасности региона. К примеру, если в 2000 г. мясо и птицу завозили в количестве

0,3 тыс. т, то в 2012 г. данный показатель увеличился до 19,5 тыс. т (табл. 2).

' 283,1 283,6

||к

За 1990-2008 годы с

работающих в сельхорганизациях

64,3 64,2 65,6 65,5 64,9 б7-3

1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Рисунок 1- Численность занятых в сельскохозяйственных предприятиях РБ за 1990-2013 гг. Таблица 2 - Ввоз и вывоз продуктов питания на территорию Республики Башкортостан, тыс. т

2000 г. 2005 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Ввоз

Мясо и птица 0,3 3,3 6,2 10,7 15,5 19 19,5

Колбасные изделия 1,8 0,8 1,6 1,4 2,2 3 3,7

Масло животное 0,1 0,5 0,7 0,1 0,2 0,2 0,3

Сыр 0,1 1,2 1,4 1,6 1,9 2,4 2,3

Мука 9,7 58,3 107,4 101,2 106,2 97 92,3

Вывоз

Мясо и птица 1,1 3,5 1,2 1,6 2,6 0,9 2,0

Колбасные изделия 0,8 1,3 2,4 1,8 1,9 2,1 1,4

Масло животное 2,2 1,7 1,5 1,7 1,3 1,3 1,5

Сыр 0,4 2,8 1,5 0,7 0,2 0,2 0,0

Мука 31,4 11,7 8,6 12,5 43,4 44,7 41,0

Анализ загрузки всех перерабатывающих мощностей (включая малые формы хозяйствования) только 7 районов Зауралья республики по итогам 2013 г. показал, что переработчики мяса используют свои мощности на 30%, молока - на 20%. По крупным и средним предприятиям республики, согласно данным статистики, мощности переработки мяса используются порядка на 65%, молока - на 50%. То есть в настоящее время перерабатывающие мощности республики испытывают серьезный недостаток сельскохозяйственного сырья. В связи с изложенным наблюдается тенденция запуска устойчиво работающими перерабатывающими предприятиями реализации инвестиционных проектов по созданию сельскохозяйственных производств. В то же время, созданная в республике нормативная база поддержки крупных инвестиционных проектов путем включения их в Перечень приоритетных инвестиционных проектов, не может вызвать большой заинтересованности в создании и

развитии предприятий, направленных на сельскохозяйственное производство.

В настоящее время в данный Перечень включены порядка 20 проектов АПК. Согласно расчетным данным, после ввода в эксплуатацию данных инвестиционных проектов, для обеспечения поголовья скота и птицы концентрированными кормами дополнительно потребуется более 1,5 млн т зерна. В настоящее время в республике производится порядка 2,5 млн т зерна, при этом все зерно потребляется внутри республики, дополнительно завозится около 0,5 млн т зерна.

При включении в Перечень приоритетных инвестиционных проектов реально работающие механизмы поддержки - это налоговые льготы на прибыль и имущество, а также бюджетные инвестиции на создание инженерных инфраструктур и дорожное строительство. Для сельхозпроизводства данные механизмы не всегда интересны, так как сельхозпредприятия имеют право выбирать льготный режим

налогообложения и стать плательщиками единого сельскохозяйственного налога, который исключает платежи по прибыли и имуществу. С учетом того, что новые сельхозпроизводства зачастую создаются на месте пустующих и заброшенных животноводческих помещений, где инженерная инфраструктура уже подведена и дороги построены, вышеназванные бюджетные инвестиции интересны только отдельным инвесторам.

Следующий механизм поддержки инвестиционных проектов в виде льготы по налогу на земельные угодья, согласно Закону Республики Башкортостан от 24 декабря 2010 г. №339-з «Об инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан, осуществляемой в форме капитальных вложений» может предоставляться только по землям, находящимся в республиканской собственности. Необходимо отметить, что только 0,8% земель сельхозназначения находится в собственности РБ, большинство (около 70%) земель находится на муниципальной собственности или собственность на них не разграничена. В этой связи для создания одинаковых условий для инвесторов, реализующих инвестиционные проекты на территории республики по льготе на земельный налог, имеется необходимость вовлечь муниципальные образования в реализацию инвестиционных проектов и предусмотреть льготы в виде налогов на землю, находящуюся в муниципальной собственности.

В соответствии со статьей 14 Закона Республики Башкортостан от 24 декабря 2010 г. № 339-з «Об инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан, осуществляемой в форме капитальных вложений» предусмотрена компенсация части затрат по приобретению предметов лизинга. При этом размер компенсаций, порядок расчета и предоставления инвестору-лизингополучателю компенсации части затрат по приобретению предметов лизинга определяется Правительством Республики Башкортостан. Данная статья вышеназванного закона в настоящее время реально не работает (в Законе о бюджете РБ не предусмотрены финансовые средства на реализацию данной статьи, порядок предоставления компенсаций так же не разработан), в то же время реализация данной статьи могла бы дать реальный стимул для инвестиций в село, ибо для закупки оборудования по переработке сельхозпродукции инициаторами инвестиционных проектов часто используется система лизинга.

Для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земель сельхозназначения оптимальным является ныне действую-

щая ведомственная целевая программа «Начинающий фермер», которая предоставляет на конкурсной основе грантовую поддержку фермерам в течение первых 24 месяцев деятельности в размере до 1,5 млн руб. Имеется необходимость провести анализ дислокации данных земель в разрезе сельских поселений районов республики и осуществить работу по созданию в данных населенных пунктах на базе товарных личных подсобных хозяйств крестьянских (фермерских) хозяйств. В данной работе ведущую роль должны играть информационно-консультационные центры муниципальных районов.

Согласно произведенным расчетам, только при 4-5 кратном увеличении объемов производства в крупно товарном секторе аграрной экономики и в крестьянских (фермерских) хозяйствах имеется возможность обеспечить продовольственную безопасность республики. Данное увеличение возможно только при внедрении инноваций в сельхозпроизводство, соответственном увеличении производства и переработки сельхозпродукции, привлечении инвестиций, а также при рациональном и полноценном использовании имеющихся ресурсов.

Таким образом, в настоящее время реальными механизмами увеличения объема производства и переработки сельхозпродукции, впоследствии - обеспечения продовольственной безопасности на региональном уровне являются:

- полноценное использование имеющихся земельных угодий, авторами предлагается вовлечение данных угодий путем создания в сельских поселениях, где есть неиспользуемые земли, крестьянских (фермерских) хозяйств и участие их в программе «Начинающий фермер». Расчетный объем валовой продукции сельского хозяйства при использовании не задействованных в сельхозоборот земель составляет более 10 млрд руб.;

- при реализации инвестиционных проектов в аграрном комплексе предоставление льгот в виде компенсаций затрат на часть лизинговых платежей, а также льготу в виде налога на земельные угодья распространить на все земли на территории республики (кроме собственности юридических лиц и населения).

Источники

1. Минасов М.Ш. Слагаемые устойчивого развития агропромышленного комплекса // Уфа-2004, БАГСУ.

2. Минасов М.Ш. Переход от инерционного энергосырьевого сценария развития к инновационному типу - ключевая задача долгосрочной экономической стратегии государства // Экономика и Управление. - 2008.- № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.