Научная статья на тему 'О подходах к регулированию сферы общественного питания в регионе'

О подходах к регулированию сферы общественного питания в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
206
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Липатова Л. Н., Киселева К. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О подходах к регулированию сферы общественного питания в регионе»

О ПОДХОДАХ К РЕГУЛИРОВАНИЮ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В РЕГИОНЕ

Липатова Л.Н., д.с.н., ведущий науч. сотр., Киселева К. Г., мл. науч. сотр. НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия

Социальный императив современной рыночной экономики на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, обуславливает приоритетность выполнения задач по качественному изменению сферы общественного питания (общепита) в структуре региональной продовольственной политики. Решение этой многоаспектной проблемы окажет благоприятное влияние на отраслевой механизм функционирования, от которого зависит его будущее на фоне усиления конкуренции и повышения требований потребителей как к системе менеджмента качества, так и к обеспечению безопасности питания.

Программно-целевой инструментарий, выработанный при анализе существующих проектов экономического развития российских регионов, свидетельствует о несоответствии научно-методической базы для проведения качественной оценки. Осложняет изучение механизма управления сферой общепита не только отсутствие дифференцированного подхода к исследованию данной сферы, но и ее объединение в статистических источниках с торговлей, что требует внесения дополнений и изменений в нормативно-правовое поле.

В Мордовии к единственным инструментам регулирования выше обозначенной проблемы относятся две республиканские целевые программы: «Совершенствование социального питания, развитие его промышленного производства и товаропроводящей инфраструктуры в Республике Мордовия» на 201— 2015 гг. (утв. постановлением Правительства Республики Мордовия от 18.07.2011 г. № 264) и «Развитие потребительского рынка в Республике Мордовия» на 2013-2018 гг. (утв. постановлением Правительства Республики Мордовия от 6.09.2013 г. № 384), что не является эффективной основой для управления отраслевой системой индустрии общепита.

По нашему мнению, целесообразным подходом при осуществлении единой политики в области обеспечения населения качественными продовольственными товарами является разработка концептуальных предложений по развитию сферы общественного питания в Республике Мордовия на долгосрочный период (2015-2020 гг.), направленных на достижение экономической доступности продуктов питания для всех социальных групп населения путем формирования комплексной сбаланси-

рованной системы продовольственного обеспечения региона.

С целью создания соответствующих условий для регулярного и свободного доступа населения Республики Мордовия к безопасному, здоровому и полноценному по качественным показателям питанию по приемлемым ценам предлагается решить следующие комплексные задачи, направленные на:

1) государственное регулирование и мониторинг развития сферы общепита, которое предполагает:

- разработку и внедрение новых механизмов государственной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере общепита;

- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства сферы общепита, осуществляющих разработку и внедрение инноваций в области предоставления потребительских услуг (например, в форме кейтеринга);

- оказание практической помощи представителям администраций и Советам предпринимателей муниципальных районов республики по вопросам развития указанной отрасли;

- взаимодействие с территориальными структурами государственной власти, обеспечивающими соблюдение федерального и местного законодательства в области организации и функционирования рынка общепита;

- активизацию деятельности по созданию региональной системы франчайзинга;

- содействие в проведении добровольной сертификации услуг общепита на республиканских предприятиях;

- формирование и ведение Реестра заведений общепита в регионе и создание на его базе системы мониторинга развития отрасли;

- мониторинг реализации инвестиционных проектов и эффективности деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере общепита;

- проведение анализа уровня торговых наценок на продовольственные товары и оказание услуг на потребительском рынке с целью повышения их ценовой доступности для всех категорий населения, мониторинга основных показателей развития рынка продуктов питания в сравнении с регионами ПФО, а также предварительной оценки выполнения оборота общепита и исполнения его прогноза хо-

зяйствующими субъектами регионального уровня;

- повышение эффективности взаимодействия хозяйствующих субъектов общепита и местной оптовой торговли;

2) законодательное и нормативно-правовое обеспечение федерального и регионального уровней, которое включает следующие основные мероприятия:

- создание единой нормативной правовой базы института общепита;

- разработка нормативов минимальной обеспеченности населения площадью предприятий общепита с дифференциацией для республики, учитывающих климатические, экономические и демографические факторы;

- реализация в соответствии с законодательством мероприятий по предупреждению правонарушений в сферах обеспечения единства измерений, соблюдения правил продажи товаров, санитарных правил и нормативов;

3) обеспечение сбалансированного развития и размещения инфраструктуры общепита, что предполагает:

- развитие инфраструктуры отраслевой системы общепита республики на муниципальном уровне;

- обеспечение привлечения кредитных ресурсов для укрепления материально-технической базы предприятий общепита;

- организацию выставочной деятельности предприятий и заведений общепита, а также мастер-классов шеф-поваров, рестораторов и других специалистов индустрии общепита;

- развитие услуг общепита в гостиницах и других организациях, ориентированных на обслуживание иногородних и иностранных граждан;

- открытие в жилых массивах социально-ориентированных предприятий общепита, расположенных в радиусе пешеходной доступности: диетических и вегетарианских столовых, учреждений, предоставляющих услуги общепита для детей дошкольного возраста и т.д.;

4) подготовка кадров, информационно-аналитическое обеспечение и консультативная поддержка, что включает следующее:

- комплексную информационную кампанию и создание информационных ресурсов в сфере общепита;

- подготовку и повышение квалификации работников сферы общепита во взаимодействии с профильными учебными заведениями;

- организацию и проведение научных мероприятий различного уровня по проблемам

общепита совместно с органами местного самоуправления и представителями сфер торговли, руководителями розничных торговых предприятий и товаропроизводителями республики в целях обмена опытом и заключения договоров по поставке продукции местного производства, а также по вопросам повышения квалификации и переподготовки отраслевых кадров;

- создание и сопровождение регионального портала общепита, обновление информации на сайте Министерства торговли и предпринимательства Республики Мордовия;

- содействие предприятиям и специалистам общепита республиканского уровня в участии в международных, межрегиональных фестивалях и конкурсах кулинарного искусства;

- вертикальную и горизонтальную координацию взаимодействия отраслевых образовательных учреждений с работодателями сферы общепита по вопросам организации учебно-производственной практики учащихся на объектах общепита как внутри республики, так и за ее пределами;

- обеспечение подготовки материалов справочно-аналитического характера для руководства Министерства торговли и предпринимательства Республики Мордовия, Правительства Республики Мордовия, Администрации Главы Республики Мордовия, других организаций и ведомств по вопросам, входящим в компетенцию профильного министерства;

- проведение мероприятий по повышению престижа профессий (ресторатор, соме-лье, повар и др.) и пропаганде достижений отраслевой науки в формате конкурсов, чемпионатов, соревнований, мастер-классов и т. д.;

- организацию функционирования телефона горячей линии информационно-консультационной поддержки гражданам республики по вопросам защиты прав потребителей.

При результативности выполнения всех перечисленных комплексных мероприятий по основным блокам направлений предложенной концепции появится возможность приблизить общеевропейские стандарты развития к российскому внутреннему продовольственному рынку, а именно: 1) время и комфорт как важные факторы потребительского спроса демократичного рынка; 2) размывание границ форматов как один из способов привлечения и удержания клиентов; 3) спрос на здоровое и вкусное питание вне дома, определяющее появление новых заведений в виде семейных клубов, ресторанов легкой пищи и других форматов общепита; 4) повышение потребно-

стей потенциальных посетителей; 5) увеличение объема инвестиций в индустрию общепита.

При этом также следует учитывать особенности внутреннего продовольственного рынка и ценовую политику, реализуемую в регионе, которые в совокупности должны быть нацелены на обеспечение экономической дос-

тупности продуктов питания для всех социальных групп населения Республики Мордовия с учетом специфики внутрирегионального, межрегионального и федерального продовольственных рынков с целью формирования комплексной сбалансированной системы продовольственного обеспечения региона.

МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН)

Минасов М.Ш., к.э.н., проф., Шакирова А.А., соискатель Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан

Агропромышленный комплекс является одним из наиболее важных секторов экономики республики. Башкортостан располагает более 7 млн га сельскохозяйственных угодий (3,7% от общероссийского объема), в том числе 3,6 млн га пашни. При этом, согласно расчетным данным, не используется более 265

тыс. га пашни или 7,6% от общего объема. Около 70% от данного объема приходится на территории, так называемого «догоняющего развития» - районы Зауралья и Северо-востока республики. По России по разным оценкам не используется от 40 до 100 млн га пашни (от 18 до 45%).

Таблица 1- Объем производства продукции сельского хозяйства в РФ и РБ в пересчете на цены 1990 г., млрд руб.

1990 г. 1995 г. 2000 г. 2010 г. 2012 г. 2013 г. 2013 г. в к 1990 г.

Российская Федерация

Хозяйства всех категорий 272 201,3 184,7 214,5 251,5 267,1 98,2

Сельскохозяйственные органи- 179 86,9 70,5 94,9 116,1 126,7 70,8

зации

Хозяйства населения 93 110,6 109,1 102,7 112,7 113,2 121,7

Крестьянские (фермерские хозяйства) 0 3,8 5,1 16,9 22,7 27,4 х

Республика Башкортостан

Хозяйства всех категорий 5,1 4,326 3,981 3,98 5,016 5,849 114,7

Сельскохозяйственные органи- 3,4 2,281 1,881 1,38 1,823 1,994 58,6

зации

Хозяйства населения 1,7 2,011 2,057 2,415 2,859 3,436 202,1

Крестьянские (фермерские хозяйства) 0 0,034 0,043 0,185 0,334 0,419 х

Наиболее наглядное развитие аграрных процессов в 1990-2013 гг. в республике и по России в целом можно увидеть через пересчет объема валовой продукции сельского хозяйства на сопоставимые цены 1990 г. Так, рост общего объема валовой продукции сельского хозяйства в республике составил 114,7% к уровню 1990 г. (РФ - 98% к уровню 1990 г). Из них объём продукции в крупнотоварном секторе сельскохозяйственного производства республики к 2013 г. сократился почти в два раза и составил 58,6% от уровня 1990 г. (РФ - 70,8%). При этом отмечается двукратное (РФ - 1,2 раза) увеличение объемов производства в мелкотоварном производстве (ЛПХ). Сравнительно новый сектор - крестьянские (фермерские)

хозяйства (КФХ) республики, в 2013 г. произвел только 6,2% валовой продукции (табл.1).

Необходимо отметить, спад производства в крупнотоварном секторе повлиял на занятость в сельхозпроизводстве. Численность работающих в сельскохозяйственных организациях с 1990 г. по 2008 г. уменьшилась с 287 до 64,3 тыс. чел., или сократилось в 4,5 раза. В 2009-2013 гг. численность занятых в крупнотоварном производстве стабилизировалась на уровне 65-67 тыс. чел (рис.1).

Уменьшение производства сельхозпродукции в крупнотоварном секторе привело к тому, что ввоз на территорию республики продуктов питания и отдельных видов сельскохозяйственного сырья год от года растет,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.