Голотина Вера Юрьевна МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ...
УДК 331.5.024.54
МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РАЗВИТИИ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
© 2016
Голотина Вера Юрьевна, аспирант
Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону (Россия)
Аннотация. Проблема профессионального развития медицинских кадров является одной из важнейших на современном этапе модернизации сферы здравоохранения. Причем в условиях инноватизации и информатизации деятельности медицинских учреждений отсутствие у работников компетенций, сопряженных со знанием современных технологий и методов работы с новейшим оборудованием, приводит к неэффективной деятельности и низкому качеству оказания услуг населению. В статье показано, что для России характерен дефицит высококвалифицированных кадров в сфере здравоохранения, в особенности для периферийных территорий. Для решения данной проблемы необходимо активное привлечение бизнеса (в частности, производителей медицинского оборудования) к процессам подготовки кадров в сфере здравоохранения. Это, как демонстрирует зарубежный и уже имеющийся отечественный опыт, возможно на основе реализации механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП). В статье обосновывается экономическая целесообразность развития партнерских отношений государства и бизнеса для подготовки медицинских кадров. Определяются возможные эффекты от реализации проектов ГЧП для государства, бизнеса и общества. Представлена модель организации взаимодействия государства и бизнеса при финансировании проектов развития кадрового потенциала в сфере здравоохранения на основе механизмов ГЧП. Определено, что основные факторы, сдерживающие реализацию механизмов ГЧП в регионах России, связаны с несовершенством институциональной среды, что определяет дальнейший вектор исследований автора.
Ключевые слова: кадровый потенциал, здравоохранение, государственно-частное партнерство, качество трудовых ресурсов, дефицит кадров, стратегический консорциум, интеграционные взаимодействия, инвестирование в кадровый потенциал, эффекты взаимодействия.
MECHANISMS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS IN THE HEALTH SECTOR
© 2016
Golotina Vera Yuryevna, post-graduate student
Southern Federal University, Rostov-on-Don (Russia)
Abstract. The issue of professional development of medical personnel is one of the most important at the present stage of the health care modernization. In terms of innovatization and informatization of medical institutions activities, lack of staff competencies, associated with knowledge of modern technologies and methods of work with the latest equipment, leads to inefficient operation and low quality of provided services. The article shows that in Russia, especially for the peripheral areas, there is a shortage of highly qualified personnel in the health sector. To solve this problem requires an active involvement of businesses (medical device manufacturers) in the processes of personnel training in the health sector. Foreign and available domestic experiences show that this is possible through the implementation of public-private partnership (PPP) mechanisms. The article substantiates the economic feasibility of partner relations between the state and business development for the training of medical personnel. It identifies the possible effects of the PPP projects implementation for government, business and society. It presents the model of organization of interaction between government and business in financing of projects for the development of human resources in the health sector through the implementation of PPP mechanisms. It was determined that the main factors constraining the implementation of PPP mechanisms in Russia's regions, connected with the institutional environment imperfection that defines the vector of the author's research.
Keywords: human resources, health service, public-private partnerships, labor force quality, personnel deficiency, strategic consortium, integrated cooperation, investment in human resources, interaction effects.
В последние годы в России формируется новая институциональная структура здравоохранения, что выражается во все более активном привлечении частного капитала в те отрасли, которые традиционно находились в государственной собственности. Так, Президент РФ В.В. Путин в своем выступлении на заседании Госсовета, посвященного стратегии развития России до 2020 года отмечал, что «... по возможности надо активнее привлекать частный капитал в государственный сектор, будь то промышленность или социальная сфера» [1].
Особо остро данная проблема стоит в рамках задач развития кадрового потенциала в сфере здравоохранения, поскольку основополагающее значение для инноватизации медицинских услуг имеет сохранение и укрепление кадров медицинских учреждений. Несмотря на имеющиеся положительные тенденции, связанные с осуществлением новых подходов в системе медицинского образования, реализации региональных программ поддержки развития кадрового потенциала отрасли, дефицит качественного медицинского персонала ярко проявляется как в отдельных регионах, так и в России в целом. Как констатирует глава министерства здравоохранения В.И. Скворцова, количество врачей в России ниже нормы Всемирной организации здравоохранения в два раза [2]. Кроме того, на фоне такого дефицита кадров наблюдается недостаточный образовательный уровень медицинских работников. По данным Росстата, высшее образование в системе здравоохранения имеют только 32,5% работников, в том числе высшую квалификационную
категорию - 30% врачей, а из числа врачей, работающих в сельской местности, - 16%. При этом современный высокий уровень инноватизации материально-технической составляющей сферы российского здравоохранения, как отмечает Г.Ю. Барковская, предполагает необходимость непрерывного обновления профессиональных знаний медицинских работников и повышение квалификации [3], а, следовательно, постоянные инвестиции в развитие кадрового потенциала.
Объединение потенциалов (финансового, материально-технического, инновационного и прочих) государства и бизнеса в целях обеспечения воспроизводства качества трудовых ресурсов сферы здравоохранения, соответствующего общемировым прогрессивным требованиям к уровню оказания медицинских услуг, представляется перспективным с позиций сопряжения системы развития кадрового потенциала медицинских работников с научно-техническими достижениями в области медицинского оборудования и технологическими инновациями в предоставлении медицинских услуг. Таким образом, задачи поиска новых механизмов развития кадрового потенциала в сфере здравоохранения, в том числе на основе использования механизмов государственно-частного партнерства, имеет высокую теоретическую и практическую значимость.
Проблемы формирования и развития кадрового потенциала работников сферы здравоохранения, и в частности, поиска новых механизмов реализации концепции непрерывного образования на основе партнерских взаи-
Голотина Вера Юрьевна экономические
МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ... науки
модействий государства и бизнеса, представлены в трудах В.С. Аванесова, Е.В. Баландиной, Л.А. Васильевой, В.С. Катькало, В.В. Кирищеевой, и др. ученых [4; 5; 6; 7]. Позиция данных ученых в отношении современного этапа реформирования системы российского профессионального образования может быть выражена следующим образом: «... новый контент образования должен не только соответствовать новым технологиям, но и опережать их, предвосхищая развитие технологий в конкретной профессиональной области деятельности» [8]. В этой связи рядом ученых все больше внимания уделяется проблематике сопряженного развития образовательной и профессиональной среды в целях сглаживания возможных квалификационных противоречий, возникающих вследствие того, что полученные в образовательном учреждении знания и навыки зачастую быстро устаревают вследствие происходящих (в результате активного использования научно-технических достижений) изменений в содержании труда, что объективно предполагает необходимость постоянного развития профессиональных компетенций [9].
Вопросам разработки моделей интегрированных и сетевых форм взаимодействия экономических субъектов в целях капитализации их модернизационного потенциала достаточно большое количество научных работ, в числе которых следует отметить труды Е.Л. Косенковой, Л.Г. Матвеевой, Е.В. Михалкиной, А.Ю. Никитаевой, О.А. Черновой [9; 10; 11; 12]. Одновременно следует отметить, что имеющееся исследования интеграционных взаимодействий государства и бизнеса, в том числе, посвященных разработке механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) в сфере здравоохранения, в большей степени касаются вопросов инвестирования в строительство и модернизацию объектов недвижимости в здравоохранении, оснащения их оборудованием, тогда как возможности реализации механизмов ГЧП для решения задач формирования качества трудовых ресурсов этой сферы остаются за бортом научных интересов.
Поэтому, несмотря на значимость исследований перечисленных авторов, продолжающаяся научная дискуссия о целесообразности, возможностях, формах и механизмах вовлечения профессионального бизнес-сообщества в процессы подготовки кадров, а также недостаточная разработка проблематики реализации механизмов ГЧП для развития кадрового потенциала сферы здравоохранения обусловили постановку целей и задач данной работы.
Как показали результаты проведенного анализа, реализация механизмов ГЧП в здравоохранении в последние годы становится базовым элементом большинства региональных стратегий модернизации данной сферы. По данным Единой информационной системы государственно-частного партнерства в РФ на сегодняшний день инициировано и реализуется 62 инвестиционных проекта, сведения о которых по федеральным округам приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Инициируемые и реализуемые проекты ГЧП в сфере здравоохранения в субъектах РФ
Субъект РФ Количество проектов Общая стоимость проектов, тыс.руб.
ЦФО 14 198 959 167
СКФО 2 655 460
ПФО 23 2 290 570
СФО 4 329 000
СЗФО 11 15 071 000
УФО 1 5 200 000
ДФО 7 14 829 833
Распространение технологий взаимодействия государства и бизнеса на сферу здравоохранения обусловлено сменой экономической парадигмы с трактовки доминирующей роли государства в обеспечении эффективного функционирования этой социально-значимой отрасли 92
во избежание дискриминации наиболее ущемленных и бедных слоев населения на признание важности взаимного присутствия в ней государства и бизнеса для мо-дернизационного развития здравоохранения. Заметим, что во многих наиболее развитых странах политика формирования и развития медицинских кадров строится на развитии различных форм стратегического взаимодействия государства и бизнеса. В частности, в зарубежной практике получили распространение следующие формы интеграции:
- дуальное обучение, предполагающее, что обучение в вузе чередуется со стажировками и практической деятельностью на предприятиях, производящих медицинские препараты, оборудование, разрабатывающие новые лечебно-диагностические технологии и т.п.;
- совместное финансирование программ обмена технологиями, знаниями в ходе проведения научно-практических конференций, семинаров, тренингов;
- аустаффинг, представляющий собой своеобразную аренду сотрудников компании (например, занимающейся научными исследованиями и разработками, апробирующими применение нового оборудования) для выполнения профессиональных обязанностей в медицинском учреждении.
Подобное взаимодействие государства и бизнеса является взаимовыгодным для его участников. Так, заинтересованность государства состоит в возможности привлечения заемных средств публичными органами власти из негосударственного сектора [13]. Это позволяет в значительной степени снизить нагрузку на бюджет медицинского учреждения, поскольку программы повышения квалификации кадров, получения дополнительного образования, сертификации будут финансироваться частным инвестором. Не менее значимым является повышение уровня конкурентоспособности медицинских кадров, а соответственно, - отдельных сегментов здравоохранения.
Для бизнеса (например, занятого производством медицинского оборудования) существенным преимуществом участия в процессах развития кадрового потенциала медицинских учреждений является возможность стимулировать спрос на производимую продукцию, апробации новых технологий. Как известно, достаточно часто медицинские учреждения не приобретают современное оборудование по причине отсутствия квалифицированных кадров, способных его эксплуатировать. В этой связи участие бизнеса в программах повышения квалификации и сертификации медицинских работников, позволяет гарантировать подготовку специалистов, способных обслуживать современную медицинскую технику.
Кроме того, следует отметить появление экономических эффектов от ГЧП в развитии кадрового потенциала сферы здравоохранения для общества. Данные эффекты выражаются в появлении новых лечебно-диагностических технологий, внедрении высокотехнологичного медицинского оборудования, повышении уровня информированности пациентов об оказываемых услугах, а также в появлении новых видов деятельности в медицинских учреждениях.
В целом оценка эффективности реализации проектов ГЧП в сфере развития кадрового потенциала может проводиться по следующим показателям: повышение человеческого капитала медицинского учреждения, повышение рентабельности трудовой деятельности, повышение показателей результативности работы медицинских работников, повышение уровня инновационной активности медицинского учреждения, повышение уровня удовлетворенности населения качеством оказания медицинских услуг [17; 18].
Следует подчеркнуть, что инвестиции в человеческий капитал сегодня приносят наибольший эффект в сравнении с альтернативными направлениями вложения финансовых средств, что особенно проявляется в сфе-АНИ: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 3(16)
Голотина Вера Юрьевна МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ...
ре здравоохранения. Использование механизмов ГЧП в реализации проектов развития кадрового потенциала сферы здравоохранения позволяет включить в баланс экономических активов медицинского учреждения дополнительные ресурсы (финансовые, инновационные, трудовые), что создает условия не только для повышения эффективности деятельности медицинского учреждения, но и уровня оказания медицинских услуг населению.
Схематично модель взаимодействия государства и бизнеса в сфере здравоохранения в целях софинансиро-вания проектов развития кадрового потенциала приведена на рисунке 1.
Г о судар ственные органы власти
Инвестиции с использованием механизмов ГЧП
Инвестиции в рамках реализации стратегии р а звития медицинского
учреждения
Пр омышл енные предприятия медицинской сферы
Медицинское учреждение
Трудовые р е сур сы
1
Целевая подготовка специалистов
Образовательные учреждения
Финанс обо -кр едггтные учрежд ения
Ча стные инве с т иции
Рисунок 1 - Модель взаимодействия государства и бизнеса для софинансирования проектов развития кадрового потенциала в сфере здравоохранения на основе механизмов ГЧП
Данная модель взаимодействия может быть реализована в форме стратегического консорциума, которая представляет собой временную структуру, обеспечивая связывание ресурсов участников на период реализации проекта, например, проекта обучения сотрудников медицинского учреждения новым технологиям со стажировкой в ведущих зарубежных медицинских центрах. Стратегических консорциум в современных исследованиях рассматривается как одна из наиболее действенных форм интеграции, в том числе, и для реализации проектов ГЧП [14; 15; 16].
Следует отметить, что несмотря на то, что сфера здравоохранения в целом является достаточно привлекательным объектом инвестиционных вложений для бизнеса, и сегодня не только государство, но и бизнес во все больших объемах последовательно вкладывают средства в подготовку специалистов, тем не менее, существуют некоторые сегменты подготовки кадров здравоохранения, которые не представляют значительного интереса для бизнеса. Например, подготовка кадров для периферийных территорий, сельской медицины, участковой службы. Так, по данным Росстата по уровню обеспеченности населения врачами Чеченская республика занимает 83 место, Ростовская область находится на 69 месте. В некоторых муниципальных образованиях (например, в селе Алкун Республики Ингушетия) квалифицированный медицинский персонал отсутствует полностью. При этом, как видно из данных таблицы 1, на Юге России инициированы и реализуется только 2 проекта ГЧП в сфере здравоохранения.
В этой связи перспективой дальнейших изысканий данного направления является выявление факторов, лимитирующих реализацию механизмов ГЧП в сфере подготовки кадров в регионах России. В частности, необходимо прицельное исследование институциональных условий регулирования взаимоотношений государства и бизнеса в отношении привлечения ресурсов в реализацию проектов развития кадрового потенциала. На сегодняшний день нормативная база, регламентирующая отношения государства и бизнеса в сфере здравоохранения представлена Федеральными законами № 115 от 21.07.2005 г. «О концессионных отношениях», № 323 от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан
в РФ», № 315 от 01.12.2007 г. в редакции № 93-Ф3 от 25.06.2012 г. «О саморегулируемых организациях», «Дорожной картой» повышения эффективности в здравоохранении и проектом Федерального закона «О государственно-частном партнерстве». Для эффективного развития механизмов ГЧП в развитии кадрового потенциала здравоохранения необходимо не только совершенствование в целом действующей нормативно-правовой базы в части регулирования отношений государства и бизнеса, конкретизации и регламентации деятельности отдельных форм ГЧП, но и сегментирование государственной политики по направлениям, в том числе - по направлению обеспечения развития кадрового потенциала отрасли. Следует законодательно закрепить возможность длительного сотрудничества учреждений здравоохранения и бизнеса в части реализации совместных проектов. Вектор данных исследований, в частности, задан в работах А.Ю. Никитаевой, В.С. Нечаева, А.Н. Прокинова и др. ученых [19-23].
Таким образом, необходимость непрерывного обновления знаний медицинских работников в условиях появления новых лечебно-диагностических технологий и постоянного усложнения применяемого оборудования, предполагает необходимость интеграции потенциалов государства и бизнеса в целях формирования и развития нового качества трудовых ресурсов, характеризующихся способностью к практическому использованию новейших достижений в медицинской сфере. Только при ясном понимании возможностей и взаимных интересов государства и бизнес-структур возможно решение обозначенных задач и привлечение к этому бизнеса именно в качестве равноправного партнера, а не подрядчика или спонсора.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Выступление В.В. Путина на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» 8 февраля 2008г. // Официальный сайт Президента России. URL: http://kremlin.ru/events/ president/transcripts/24825
2. Интервью В.И. Скворцовой на телеканале «Россия 1» от 9.12.2013 г. // Информационный портал МедНовости. URL: http://medportal.ru/mednovosti/ news/2013/12/09/157minzdrav/
3. Барковская Г.Ю. Проблемы повышения качества медицинских кадров в условиях модернизации здравоохранения // Современная экономика: проблемы и решения. 2015. № 10 (70). С. 48-57.
4. Баландина Е. Коммуникативная компетентность медицинских работников // Высшее образование в России. 2006. С. 152-153.
5. Васильева Л.А. Особенности формирования профессиональной компетентности будущих медицинских работников среднего звена // Вестник ОГУ. 2011. №5 (124). С.19-22.
6. Катькало В.С. Сфера образования: институциональная структура, кадры, связи с бизнесом // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5. Экономика. 2010. Т.5. №4. С. 49-60.
7. Кирищеева В.И. Целеполагающее непрерывное образование в системе повышения компетентностно-квалификациионного уровня трудовых ресурсов // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство, право и управление, 2016. №2 (69). С. 48-52.
8. Аванесов В.С., Балаба В.И., Кершенбаум В.Я. Контент образовательных технологий в задачах формирования профессиональных компетенций // Компетентность. 2015. №3 (124). С. 3-8.
9. Скорев М.М., Горьковенко Н.А. Категориальный аппарат квалификационного конфликта: риск в профессии, квалификационный риск, интенсификация квалификаций // Экономика и предпринимательство. 2015. №3 (56). С. 677-680.
10. Косенкова Е.Л. Концепция и инструментарий
Голотина Вера Юрьевна
МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ..
оценки релевантности кадрового потенциала инновационной стратегии сетевой компании // Terra Economicus. 2012. №2-3. Т.10. С.50-52.
11. Матвеева Л.Г., Никитаева А.Ю., Рощина Е.В. Управление государственно-частными проектами. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2008. 128 с.
12. Матвеева Л.Г., Чернова О.А. Потенциал малого бизнеса в не сырьевом развитии промышленности России: модели оценки, инструменты и механизмы управления. - Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2014. 236 с.
13. Михалкина Е.В. Вектор трансформации технологий кадрового менеджмента в контексте национальных и мировых тенденций развития рынка труда // Научные труды Донецкого национального технического университета. Серия: экономическая. 2013. №4 (46). С. 198-207.
14. Чернова О.А. Моделирование инновационно ориентированных кластеров в контексте проблем повышения сбалансированности развития экономики региона // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 47. С. 14-21.
15. Курляндская Г.В. Механизмы финансового участия государства/муниципалитета в проектах ГЧП // Государственно-частное партнерство в России. URL: http://www.veb.ru/common/upload/files/veb/ppp/c1004_ kurlyandskaya.pdf
16. Матвеева Л.Г., Чернова О.А. Стратегический консорциум как механизм наращивания инновационного потенциала промышленности Юга России // Journal of Economic Regulation. 2013. Т. 4. №3. С. 65-72.
17. Барковская Г.Ю. Перспективы развития корпоративных университетов в сфере здравоохранения // Наука XXI века: актуальные направления развития. 2016. №11. С.35-37.
18. Инструменты экономического и социального стратегирования: теория и практика / под ред. Матвеевой Л.Г., Черновой О.А. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2015. 290 с.
19. Никитаева А.Ю. Теория и практика управления взаимодействием государства и бизнеса. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2007. 352 с.
20. Нечаев В.С., Прокинова А.Н., Нисан Б.А. Вопросы развития государственно-частного партнерства в здравоохранении России // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения, истории медицины. 2012. №3. С. 6-7.
21. Хамидуллина Г.Р. Актуальные проблемы менеджмента качества в здравоохранении // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 2 (26). С. 113-119.
22. Панасюк М.В., Дасаева Р.Д. Проблемы совершенствования экономики здравоохранения регионов России // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 2 (30). С. 61-67.
23. Иваненко Л.В., Тимощук Н.А. Совершенствование предоставления медицинских услуг в регионе // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013. № 4 (30). С. 71-78.