Научная статья на тему 'Механизмы государственно-частного партнерства в контексте модернизации инфраструктуры образования: современные тенденции и перспективы реализации'

Механизмы государственно-частного партнерства в контексте модернизации инфраструктуры образования: современные тенденции и перспективы реализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / ИНФРАСТРУКТУРА / INFRASTRUCTURE / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА / ИНФРАСТРУКТУРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / EDUCATIONAL SPHERE / PROVISION OF INFRA-STRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тяглов С. Г., Гарибова Е. А.

В данной статье выявлены индикаторы уровня обеспеченности инфраструктуры сферы образования и проанализированы существующие дефиниции инфраструктуры образовательной сферы, выведено авторское определение на их основе, выделены факторы, влияющие на эффективность функционирования вузов. Авторами разработан механизм развития инфраструктуры в сфере образовании в рамках государственно-частного партнерства.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тяглов С. Г., Гарибова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article the indicators of the security infrastructure of education and analyzed the existing definition of the infrastructure of the educational sphere, the author's definition is derived based on them, highlighted the factors affecting the performance of the university. The authors have developed the mechanism of the development of educational infrastructure through public-private partnerships.

Текст научной работы на тему «Механизмы государственно-частного партнерства в контексте модернизации инфраструктуры образования: современные тенденции и перспективы реализации»

С. Г. Тяглов, Е. А. Гарибова

МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОБРАЗОВАНИЯ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация

В данной статье выявлены индикаторы уровня обеспеченности инфраструктуры сферы образования и проанализированы существующие дефиниции инфраструктуры образовательной сферы, выведено авторское определение на их основе, выделены факторы, влияющие на эффективность функционирования вузов. Авторами разработан механизм развития инфраструктуры в сфере образовании в рамках государственно-частного партнерства.

Ключевые слова

Государственно-частное партнерство, инфраструктура, образовательная сфера, инфраструктурное обеспечение, образовательная сфера.

2015 № 4 (52) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

S. G. Tyaglov, E. A. Garibova

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS MECHANISMS IN THE CONTEXT OF EDUCATIONAL INFRASTRUCTURE MODERNIZATION: CURRENT TRENDS AND PROSPECTS OF IMPLEMENTATION

Annotation

In this article the indicators of the security infrastructure of education and analyzed the existing definition of the infrastructure of the educational sphere, the author's definition is derived based on them, highlighted the factors affecting the performance of the university. The authors have developed the mechanism of the development of educational infrastructure through public-private partnerships.

Keywords

Public-private partnership, infrastructure, educational sphere, provision of infrastructure, the educational sphere.

На современном этапе социально-экономического развития России сфера образования является одним из ключевых векторов национальной экономики. Именно высокий уровень развития данной сферы позволяет сформировать инновационный потенциал государства. Наличие развитой образовательной инфраструктуры свидетельствует о конкурентоспособности высших учебных заведений, качественном учебном процессе, достойной заработной плате профессорско-преподавательского состава и сотрудников, а также высокой степени адаптивности к беспрерывно изменяющимся условиям внешней среды.

Необходимо отметить, что в настоящее время перед инфраструктурой сферы образования стоит комплекс задач, решение которых обеспечивает функционирование экономики знаний, что в свою очередь является высшей ступенью развития инновационной модели взаимодействия хозяйствующих субъектов [1]. Организационная и функциональная структуры образовательной сферы постоянно претерпевают изменения, это требует незамедлительной реакции со стороны государственного менеджмента, которая должна проявляться в разработке и внедрении эффективных механизмов обеспечения инфраструктуры, направленных на не-

прерывное повышение качественного уровня учебных программ.

Современная российская система образования находится на этапе постоянного реформирования, что связано с тенденцией создания мирового образовательного пространства. Не менее важным фактором являются также и внутригосударственные социально-экономические преобразования.

Необходимым условием для эффективного функционирования хозяйственной системы, основанной на взаимодействии предприятий и учреждений, является наличие инфраструктуры, которая обеспечивает грамотное распределение товаров и услуг на рынке. По данной причине под инфраструктурой следует понимать совокупность всех форм хозяйственной деятельности, направленных на обеспечение реальным объемом определенных товаров и услуг конкретного потребителя.

В связи с тем что потребности населения сопровождаются интенсивным ростом, инфраструктура требует непрерывного совершенствования. Уровень сервиса и оснащения инфраструктуры оказывает непосредственное влияние на качество жизни населения. Такие составляющие, как качественное обслуживание и грамотное территориальное распределение инфраструктурных объ-

ектов, оказывают влияние на планирование организации производительных сил, мобильность населения, рациональное использование региональных ресурсов.

Слово «инфраструктура» образована от латинских слов infra — нижний и struktura — строение. Еще немногим более ста лет под данным определением понималась совокупность различных конструкций, предназначенных для функционирования вооруженных сил. Однако в 40-х гг. ХХ в. западные экономисты предложили иное определение, которое понимало под инфраструктурой комплекс отраслей экономики, направленных на обслуживание сельскохозяйственного и промышленного производства.

Стоит отметить, что экономистами достаточно быстрыми темпами в определение инфраструктуры вносились коррективы. Уже в 1950-х гг. под инфраструктурой понимали комплекс отраслей и видов хозяйственной деятельности, направленных на удовлетворение потребностей в производственной и непроизводственной сферах экономики для обеспечения наилучших условий для материального производства. В качестве примера приведем предложенное американским экономистом П. Розенштейном-Роданом определение инфраструктуры. Автор считает целесообразным под инфраструктурой понимать совокупность условий, способствующих развитию частного бизнеса в важнейших отраслях хозяйства. При этом ученый классифицировал инфраструктуру по двум видам: производственная и социальная.

В настоящее время в экономической литературе отсутствует универсальное мнение относительно дефиниции инфраструктуры. В специализированных экономических словарях даны лишь обобщенные понятия инфраструктуры [6]. Следовательно, можно сделать вывод, что инфраструктура — это достаточно сложное и мультиаспектное явление. Также необходимо акцентировать внимание на том факте, что это

применительно и относительно инфраструктуры образовательной сферы.

Отметим, что согласно мнению отечественных ученых-экономистов на рынке образовательных услуг устойчиво прослеживаются следующие негативные тенденции: недостаточный уровень инвестирования сферы; нехватка инновационных образовательных технологий; устаревшая материально-техническая база, которая не соответствует современным мировым стандартам образования [4]. И это далеко не полный перечень отрицательных явлений, происходящих на рынке российских образовательных услуг. Данные негативные черты существенно тормозят и затрудняют процессы модернизации отечественной системы образования. При подобных реалиях очевидно, что механизмы совершенствования данной области требуют вовлечения дополнительных ресурсов.

Последняя российская государственная программа «Развитие образования» на период 2013-2020 гг. ставит задачу создать развитую инфраструктуру, которая обеспечит всеобщую доступность услуг дошкольного, основного и дополнительного образования. В данной программе также говорится об усилении инвестиций в инфраструктуру среднего (высшего) профессионального образования [3]. Тем не менее наблюдается следующая картина: солидная доля учреждений начального и среднего профессионального образования «переброшены» с федеральной на региональную ступень без адекватного финансирования в инфраструктуру. К сожалению, на данный момент российские высшие учебные заведения не обладают высокой привлекательностью для иностранных студентов. Это обусловлено отсутствием развитой инфраструктуры образования, в первую очередь общественной. Иными словами, это дефицит современных кампусов, студенческих предприятий общепита и т. д. Соответственно, этот факт негативным образом

отражается и на эффективности всего образовательного процесса. Партнерские отношения университетов и государственных структур позволили произвести модернизацию информационно-технологической инфраструктуры высшего профессионального образования, но проблема доступности библиотечных ресурсов остается по-прежнему открытой [2]. Подчеркнем, что участие предпринимательских структур в данном вопросе практически сведено на «нет».

Нам представляется, что наиболее эффективным инструментом модернизации образовательной инфраструктуры будет являться государственно-частное партнерство. Для анализа современного состояния обеспеченности инфраструктуры образования стоит использовать ряд следующих индикаторных переменных:

- степень амортизации фондов сферы образования;

- количество вузов в расчете на 100 студентов;

- учебная площадь на одного студента;

- площадь лабораторной базы в расчете на одного студента;

- количество вузов, имеющих информационно-библиотечную базу, в общем их числе;

- количество вузов, имеющих спортивный комплекс, в общем их числе;

- удельный вес студентов, проживающих в кампусах, в общем количестве студентов, которым необходимо общежитие;

- количество мест в предприятиях общественного питания вузов, в числе мест согласно нормативам.

Одним из компонентов, по которым можно оценить, насколько эффективен вуз, является инфраструктура. Комплексная оценка эффективности вузов включает целый ряд индикаторов по следующим сферам деятельности:

1) научно-исследовательская работа;

2) образовательная деятельность;

3) инфраструктура;

4) международная деятельность;

5) контингент студентов;

6) экономическая деятельность;

7) трудоустройство;

8) дополнительные индикаторы вуза.

Необходимо отметить, что индикатор инфраструктуры включает в себя ряд показателей (табл. 1).

Таблица 1 — Индикаторы инфраструктуры эффективного вуза

№ Индикатор Единица

п/п измерения

1 Площадь учебно-лабораторных помещений на одного студента: кв. м

1.1 в собственности вуза кв. м

1.2 на праве оперативного управления кв. м

1.3 в безвозмездном пользовании кв. м

1.4 предоставленных в аренду кв. м

2 Число персональных компьютеров в расчете на одного студента ед.

3 Стоимость оборудования в общей стоимости %

4 Число учебной литературы в печатных экземплярах на одного студента %

Таким образом, можно сделать вывод, что под обеспеченностью образовательной инфраструктуры понимается совокупность взаимодействующих между собой объектов, которые обеспечивают функционирование сферы образования. Однако данная дефиниция показы-

вает, что сфера образования находится в стационарном положении, то есть инфраструктурное обеспечение состоит только из зданий и оборудования. Мы полагаем, что подобное определение не соответствует национальным интересам государства, направленным на ком-

плексное развитие экономической сферы и применение инноваций, что не представляется возможным без эффективного функционирования сферы образования.

В данной статье под инфраструктурным обеспечением сферы образования следует понимать совокупность взаимодействующих компонентов системы образования, которые обеспечивают базу функционирования сферы образования и повышение её аттрактивности. Согласно данному определению, инфраструктурное обеспечение сферы образования состоит из следующих компонентов:

во-первых, это базовая инфраструктура, задачи которой состоят в обеспечении вуза зданиями и оборудованием;

во-вторых, это инфраструктура персонала, обеспечивающая вуз профессорско-преподавательскими кадрами;

в-третьих, это PR-инфраструктура, или инфраструктура маркетинга, которая отвечает за продвижение бренда ву-

за и позиционирование вуза на рынке образовательных услуг [5].

Необходимо подчеркнуть, что государственно-частное партнерство может оказать мощное стимулирующее воздействие на модернизацию инфраструктуры образовательной сферы. Это обусловлено тем, что слияние потенциала государственных и образовательных структур формирует благоприятные возможности для развития инфраструктуры вуза. Также стоит отметить, что наличие института государственно-частного партнерства существенно повышает аттрактивность вуза, так как данный институт предоставляет государственные гарантии заинтересованным лицам и укрепляет позиции вуза на рынке.

Схематично механизм развития обеспечения инфраструктуры в сфере образования можно представить следующим образом (рис. 1).

Формирование института государственно-частного партнерства

Преимущества для вуза:

1. Бренд надежного вуза

2. Высокая степень аттрактивности для преподавателей, студентов и абитуриентов

3. Высокий уровень инвестиционной привлекательности

4. Доступ к ресурсам государства

Развитие базовой инфраструктуры:

- модернизация учебных зданий и лабораторных площадей;

- оснащение инновационным оборудованием.

Развитие инфраструктуры персонала:

- повышение квалификации преподавателей;

- предоставление грантов на проведение НИР.

Развития инфраструктуры маркетинга:

- формирование бренда вуза;

- инвестирование маркетингового отдела, а также отдела по международным связям;

- поддержка сайта вуза

Совершенствование обеспечения инфраструктуры образовательной сферы

Рисунок 1 — Механизм развития инфраструктуры в сфере образования в рамках государственно-частного партнерства

Исходя из данных рисунка 1 очевидно, что государственно-частное партнерство является эффективным инструментом модернизации инфраструктуры сферы образования.

В заключение следует сказать, что на сегодняшний день у высших учебных заведений нет возможностей эффективно провести комплексную реновацию, в связи с этим механизм государственно-частного партнерства предоставляет доступность ресурсов государства, а также делает их привлекательными для инвесторов, преподавателей и студентов, а это ведет, в свою очередь, к повышению конкурентоспособности не только конкретного вуза, но и всей отрасли в целом.

Библиографический список

1. Маслак, А. Н., Поздняков, С. И., Данилов, А. В. Измерение уровня развития инфраструктуры сферы образования в субъектах РФ // Высшее образование в России. — 2008. — № 2. — С. 102-108.

2. Гарибова, Е. А. Механизмы государственно-частного партнерства в системе высшего профессионального образования: проблемы и пути их решения // Terra Economicus. — 2014. — № 2. — Ч. 3. — С. 251-256.

3. Тяглов, С. Г., Ячник, Е. А. Модернизация структурного взаимодействия трехкомпонентной системы «Образование — Власть — Бизнес» // Фундаментальные исследования. — 2013. — № 1. — Ч. 2. — С. 509-513.

4. Тяглов, С. Г., Ячник, Е. А. Алгоритмизация перспективных направлений повышения эффективности развития социально-экономической инфраструктуры региона // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. — 2013. — № 1 (55). — С. 107-114.

5. Тяглов, С. Г., Ячник, Е. А. Актуальные аспекты управления интел-

лектуальным капиталом образовательной организации // Имущественные отношения в Российской Федерации. — 2014. — № 10. — С. 96-100.

6. Тяглов, С. Г., Колычева, Ж. Я., Гарибова, Е. А. Организация взаимодействия властных и предпринимательских структур малого и среднего бизнеса. — Ростов н/Д : Содействие — XXI век, 2015. — С. 258.

Bibliographic list

1. Maslak, A. N., Pozdnyakov, S. I., Danilov, A. V. Measuring the level of infrastructure development in education in the subjects of the Russian Federation // Higher education in Russia. — 2008. — № 2. — P. 102-108.

2. Garibova, E. A. Mechanisms for public-private partnership in the system of higher education: problems and solutions // Terra Economicus. — 2014. — № 2. — P. 3. — P. 251-256.

3. Tyaglov, S. G., Yachnik, E. A. Modernization of the structural interaction between the three-component system «Education — Business — Power» // Basic Research. — 2013. — № 1. — P. 2, 509-513.

4. Tyaglov, S. G., Yachnik, E. A. Algorithmization promising ways of increasing the effectiveness of social and economic infrastructure in the region // Herald of Russian economic university of G. V. Plekhanov. — 2013. — № 1 (55). — P.107-114.

5. Tyaglov, S. G., Yachnik, E. A. Actual aspects of intellectual capital management educational organization // Property relations in Russian Federation. — 2014. — № 10. — P. 96-100.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Tyaglov, S. G., Kolycheva, Zh. Y., Garibova, E. A. Organization of interaction of imperious and enterprise structures of small and medium-sized businesses. — Rostov-on-Don : Promotion — XXI century, 2015. — P. 258.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.