16.6. МЕХАНИЗМЫ ДОСТИЖЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
Кечеруков Р.К., аспирант НОО ВПО «Кисловодский гуманитарно-технический институт»
Контакты автора:
Аннотация. В статье рассматриваются сущность устойчивого развития региональной экономики. Проведен анализ основных социально-экономических показателей, доказана необходимость и эффективность применения механизмов достижения устойчивого развития на основе мер государственного воздействия, действующих вкупе с саморегулирующими рыночными процессами.
Ключевые слова: регион; региональная экономика; устойчивое развитие; социально-экономические показатели
MECHANISMS OF ACHIEVEMENT OF THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF ECONOMY OF REGION
Kecherukov R. K, the post-graduate student of NOO VPO «Kislovodsk gumanitarno-technical institute»
Annotation: The article deals with the essence of sustainable development of regional economy. Analyzed the main socio-economic indicators to prove the necessity and effectiveness of mechanisms to achieve sustainable development based on measures of state influence, coupled with the existing self-regulatory market processes. Keywords: Region; the regional economy; sustainable development; socio-economic indicators
В настоящее время целью устойчивого развития принято считать обеспечение экономического подъема с одновременной оптимизацией использования имеющегося ресурсного потенциала окружающей среды с учетом интересов последующих поколений. Исходя из данной цели становится очевидной не только узко экономическая направленность данного понятия, но и универсальность его применения во многих отраслях как науки, так и практической деятельности человека (человечества).
Предложенная и первоначально проработанная применительно к экологическим (в том числе природоохранным) направлениям антропогенной деятельности, данный термин был успешно подхвачен экономистами, и является сегодня одним из ключевых понятий как национальных, так и региональных срезов экономического развития.
К основным понятиям устойчивого развития в докладе Международной комиссии по охране окружающей среды и развитию «Наше общее будущее» (1987) были отнесены следующие:
1. понятие потребностей, в том числе и потребностей беднейших слоев населения и беднейших стран, удовлетворение которых должно стать приоритетным для всего человечества;
2. понятие ограничений, вызванных уровнем технологического состояния и организацией общественного устройства с учетом возможности окружающей среды
удовлетворять имеющиеся и потенциальные потребности [1].
Традиционно Карачаево-Черкесская Республика еще со времен Советского Союза не характеризуется высокоразвитой экономикой, преимущественное развитие агропромышленного комплекса в республике является исконно заданной доминантой. В советский период туристский комплекс республики трудно было назвать устоявшейся точкой роста, несмотря на наличие и признание огромного природно-ресурсного потенциала именно этого направления. Однако наличие близкого территориально брендового региона Кавказских Минеральных Вод служило серьезным сдерживающим фактором развития индустрии гостеприимства в республике. В постсоветской России пришло осознание необходимости развития туризма и рекреации и в КЧР, а сдерживающие факторы (среди которых, например, наличие по соседству сильных конкурирующих дестинаций) следует с пользой использовать и обратить в несомненные преимущества. В частности, на первоначальных этапах становления горнолыжных курортов Карачаево-Черкессии следовало бы выступить в качестве дополнительного симбиотического территориального конгломерата, привлекая туристов и экскурсантов, приехавших на отдых в города-курорты Кавказских Минеральных Вод с постепенной переориентированием на самостоятельное привлечение своей узкоориентированной группы рекреан-тов.
Карачаево-Черкесская Республика входит в состав Северо-Кавказского федерального округа и исполняет следующие макроэкономические функции:
туристско-рекреационную;
геостратегическую - как регион южного фланга геостратегических интересов России;
приграничную.
В общероссийском балансе на долю Карачаево-Черкесской Республики приходится: 0,08% территории, 0,3% численности населения, 0,24% численности экономически занятого населения, 0,1% валового регионального продукта, 0,14% - основных фондов, 0,50% продукции сельского хозяйства, в том числе 0,66% продукции животноводства, 0,13% объема работ по виду деятельности «Строительство», 0,15% ввода в действие общей площади жилых домов,
0,16% оборота розничной торговли, 0,12 % инвестиций в основной капитал, 0,01 и 0,03% экспорта и импорта соответственно. Республика обеспечивает 0,01% всех общероссийских поступлений налогов и сборов и иных обязательных платежей.
Численность населения республики составила 427,2 тыс. человек (по состоянию на 1.01.2009г.), что на 200 человек меньше, чем в начале 2008 года (для сравнения аналогичный показатель в 2007 году составил - 1,3 тыс. человек) [2-3]. Последние годы демографические процессы в республике характеризуются положительным балансом естественного движения населения, а наблюдающаяся убыль определяется исключительно количественными характеристиками миграционного оттока. Тем не менее, демографическая ситуация в республике продолжает оставаться достаточно напряженной. Ощущается отток квалифицированных кадров, особенно молодых, что может привести к падению производственного, творческого и культурного потенциала и актуализировать проблему внешней зависимости в технологической сфере.
Остро стоят в республике и проблемы планирования семьи, тенденции сокращения числа заключаемых
Кечеруков МЕХАНИЗМЫ ДОСТИЖЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
РК- ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
браков, нестабильность семейных союзов, высокое количество разводов и показателей внебрачной рождаемости, недостаточная поддержка со стороны государства семей с детьми и т.д. На сегодняшний день в КЧР суммарный коэффициент рождаемости составляет всего лишь 1,5 (при известном нормативе простого воспроизводства населения в 2,15 и более).
Серьезные опасения вызывает и состояние здоровья населения республики, в том числе и репродуктивное, крайнее мало осуществляется мероприятий по привитию принципов здорового образа жизни, профилактике основных заболеваний, искоренения вредных привычек, несчастных случаев, дорожно-транспортных происшествий и др.
В 2008 году по сравнению с 2007 годом в Карачаево-Черкесской Республике выросли объемы промышленного производства (+3,1%), сельского хозяйства (12734,2 млн. руб. или +3,8%), увеличился оборот розничной торговли и общественного питания (22697,6 млн. руб. или 108,9%), возрос оборот внешней торговли [2-3].
Промышленный потенциал КЧР составляют предприятия химической и нефтехимической, машиностроительной, промышленных строительных материалов, пищевой и перерабатывающей отраслей.
На Урупском и Зеденчукском горно-обогатительных комбинатах - предприятиях-флагманах цветной металлургии Карачаево-Черкесской республики ведется разработка собственных медных ресурсов. За последнее десятилетие в республике были введены в действие следующие крупные промышленные предприятия: по производству керамзита в столице республики, по выпуску санитарного фаянса - ООО «Декор», цех искусственной кожи - ООО «Полиуретан», по производству мебели, минеральных вод (ТОО «Меркурий»), водки, гипсового сырья в ауле Хабез и некоторые другие.
Предприятиями-монополистами в пределах всей Российской Федерации следует признать «Черкесское химическое производственное объединение», «Рези-нотехник», машиностроительное объединение «Хо-лодмаш» и другие (всего 20 крупных и средних предприятий, на долю которых приходится 35% рынка и 50% общего объема промышленного производства).
Крупным специализированным предприятием по выпуску более 1 млн. т цемента в год является АО «Кав-казцемент». К числу лидеров промышленного производства относятся и АО «Микрокомпонент», завод низковольтной аппаратуры, металлообрабатывающих инструментов, радиотехнических деталей. Пищевую и перерабатывающую промышленность представляет крупный сахарный завод в Эркен-Шахаре. Также в республике функционируют и предприятия военнопромышленного комплекса.
В республике функционирует 6427 зарегистрированных предприятий и организаций всех форм собственности (по состоянию на начало 2009 года), в том числе:
- в промышленности - 718 (11,2 % от итогового показателя);
- в строительстве - 556 (8,7 %);
- в сельском хозяйстве - 725 (11,3%);
- в транспорте и связи - 224 (3,5 %);
- в торговле и общественном питании - 1471 (22,9 %);
- в банковской сфере - 116 (1,8%);
- в области образования и науки - 449 (7,0%).
За 2008 год на 28,7% выросли реальные денежные доходы граждан республики, составив в номинальном выражении 8928 руб., увеличились также среднемесячная заработная плата и пенсии. Рост реальных располагаемых денежных доходов населения республики с учетом инфляции составил 9,5%, а рост потребительских цен за тот же период оказался равен 17,4%. В 2008 году среднемесячный размер пенсии составил 3709,2 руб., превысив величину прожиточного минимума, увеличение ее размера составило более чем на треть (+35,3% или в реальном исчислении + 15,2%).
Величина среднедушевого прожиточного минимума в целом по республике за IV квартал составила 3640 руб.
Но при этом был допущен рост задолженности по выплате зарплаты: по стоянию на 1.01.2009г. этот показатель составил 30,5 млн. руб., что в 12,3 раза больше аналогичного показателя годичной давности. Из-за бюджетного недофинансирования задолженность в общей сложности составила 24,6 млн. руб.
В 2008 году в Карачаево-Черкесской Республике также возросло количество официально зарегистрированных безработных и составило 5,2 тыс. чел. (+66,8 %). По данным республиканского Управления государственной службы занятости населения уровень официальной безработицы на конец 2008 года составил 2,5% от численности экономически активного населения.
Оборот организаций КЧР в 2008 году составил в целом 42967,9 млн. руб. (или 118,6% от уровня предыдущего года). В том же году инвестиций в основной капитал было освоено 10948,0 млн. руб. (+4,2%).
В 2008 году объем строительных работ в целом по республике составил 5910,4 млн. руб. (+1,3%), было введено жилых домов общей площадью 95,5 тыс.м2, что на 2,8% выше аналогичного показателя предыдущего года.
В республике вырос и объем платных услуг: в 2008 году он составил 6079,0 млн. руб. или (+13,4%). В среднем на каждого жителя республики было оказано платных услуг на сумму 14200 руб. Актуальность по-прежнему сохраняет высокий уровень цен на большинство видов предоставляемых услуг, что представляется основным, сдерживающим рост их потребления, фактором.
Правительством Карачаево-Черкесской Республики разработана и после обсуждения и утверждения Народным Собранием республики успешно реализуются целый ряд республиканских целевых программ, таких, например, как «Демографическое развитие Карачаево-Черкесской Республики до 2015 года», «Развитие образования в Карачаево-Черкесской Республике на 2009-2012 годы», «Обеспечение стабильности в работе медицинских организаций и развитие здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики», «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике на 2009-2011 годы», «Развитие сельского хозяйства в Карачаево-Черкесской Республике до 2012 года».
Последние годы в республике наблюдался медленный, но неизменный рост объема валового регионального продукта. Однако этот показатель значительно уступает среднероссийскому. В целях сохранения положительной тенденции его увеличения и придания большей динамики следует принять меры по сбалан-
сированности экономического и социального развития, создания условий для благоприятного инвестиционного климата, развития малого и среднего предпринимательства, роста уровня благосостояния населения республики с обеспечением растущего внутреннего спроса.
Карачаево-Черкессия всегда традиционно славилась своими достижениями в области агропромышленного хозяйства, однако отмеченная тенденция свидетельствует не о преодолении кризисных явлений в сельском хозяйстве, а лишь демонстрирует возмещающее воздействие резкого падения промышленного производства в республике.
При этом и в сельском хозяйстве отмечается значительное - до 70%-падение уровня аграрного производства. Особенно сложной ситуация выглядит при учете отраслей специфики республиканского аграрного производства. Когда более 50% суммарного объема продукции сельского хозяйства приходится на животноводство, обладающее в сравнении с растениеводством большим инерционным запасом, а, соответственно, и пролонгированным периодом воспроизводства. Бурная деятельность населения именно в этой области при реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в немалой степени позволили увеличить поголовье. Однако оно по-прежнему не достигло уровня дореформенного 1990 года. Кстати, уровня валового производства того же года удалось достичь лишь в 2005 году.
Увеличение поголовья скота происходит преимущественно за счет завоза высокопродуктивных животных извне. Среди субъектов Российской Федерации республика занимает 20 место по количеству сохранившихся и функционирующих племенных хозяйств, специализирующихся на селекции и разведении овец карачаевской породы, лошадей карачаевской породы, крупного рогатого скота, уток пекинской породы, алтайского яка и др.
Сельское хозяйство республики несет на себе груз проблем характерных для всего российского агропромышленного производства: низкие темпы структурнотехнологической модернизации, неудовлетворительный уровень развития современной рыночной инфраструктуры, финансовая неустойчивость субъектов хозяйствования в отрасли, низкая инвестиционная активность, непоследовательность в решении вопросов собственности (особенно остро стоящих в малоземельной республике), высокий износ основных фондов, неудовлетворительное качество работ по восстановлению плодородия почв, недостаток квалифицированных кадров и другие.
И как сказано в программе развития агропромышленного комплекса Карачаево-Черкесской Республики «создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорение темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики в республике» [2].
Финансирование мероприятий Программы на период до 2012 года должно составить 9919,51 млн. руб. планируется осуществлять за счет средств федерального бюджета (44,9%), республиканского бюджета (23,7%) и внебюджетных источников (29,0%).
Одним из важных направлений обеспечения устойчивого развития территории является борьба с преступностью особенно на фоне непрекращающегося национально-религиозного экстремизма и междуна-
родного терроризма. В этой связи в республике введены системы видеонаблюдения «Безопасный город» с постоянным мониторингом ситуации 273 видеокамерами. При этом общий объем финансирования для реализации данной программы противодействию криминальных и террористических угроз планируется в объеме 348288,4 тыс. руб. по источникам финансирования приведенные средства распределяются следующим образом: 58,7% из федерального бюджета, 12,0% из республиканского и 29,3% из местных бюджетов.
Устойчивое развитие одного отдельно взятого региона невозможно без аналогичных подходов в стратегии развития и соседних субъектов Российской Федерации. Именно поэтому устойчивое развитие должно стать конечной целью социально-экономического развития всех субъектов и в целом общенациональной программой. Одной из мер, призванных решить в том числе и данную проблему, является создание в начале 2010 года нового Северо-Кавказского федерального округа.
Подчеркивая системный характер устойчивого развития, наряду с отмеченными экономическими, экологическими и иными сторонами, отметим и еще один не менее важный - вопрос обеспечения безопасности. Причем подразумевается безопасность не только эко-лого-экономическая, но и, что, к сожалению, продолжает сохранять свою актуальность и для Карачаево-Черкесской Республики, антитеррористическая и анти-криминальная безопасность. А это дополнительный аргумент для подтверждения правомерности регулирования вопросов устойчивого развития национальной и региональной экономик на государственном уровне.
Таким образом, механизмами достижения устойчивого развития в настоящее время призваны стать меры государственного воздействия, действующие вкупе с саморегулирующими процессами, происходящими в рыночной экономике. И умелое комбинирование соотношения этих двух по своей сути противоположных наборов инструментов и может стать залогом достижения конечной цели.
Список литературы:
1. Бендь А.С. Особенности реализации инновационного потенциала региона в современных условиях (опыт Волгоградской области) [Текст]/А.С. Бендь// Экономика развития региона: проблемы, поиски и перспективы. - Вып.7, т.1.- Волгоград, 2006. - С. 367-380.
2. Карачаево-Черкесская Республика: статистический сборник [Текст].- Черкесск, 2009.- 280с.
3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: Стат. сб. / Росстат. - М., 2009. - 990 с.