УДК 316.73
Тарасов Алексей Николаевич
кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологии Липецкого государственного педагогического университета
МЕХАНИЗМЫ ДИНАМИКИ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
Tarasov Alexey Nikolayevich
PhD in Philosophy, Assistant Professor, Philosophy and Cultural Studies, Lipetsk State Pedagogical University
THE MECHANISMS OF CULTURAL DYNAMICS IN THE PROCESS OF SOCIOCULTURAL TRANSFORMATION
Аннотация:
В статье выявляются механизмы динамики культуры в периоды ее качественных изменений. Установлено, что основными механизмами при социокультурных трансформациях выступают: инновации, традиции, культурная диффузия и синтез. На примере стадий социокультурных трансформаций показывается конкретное действие этих механизмов. В завершение делается вывод, что только комплексное действие этих механизмов способствует быстрому переходу от социокультурной трансформации к циклу культур-системы.
Ключевые слова:
социокультурная трансформация, динамика культуры, механизмы динамики культуры, инновации в культуре, традиции в культуре, культурная диффузия, культурный синтез, европейская культура.
Summary:
The article identifies the mechanisms of culture dynamics during the periods of its qualitative changes. It is shown that the main mechanisms of sociocultural transformations are: innovations, traditions, cultural diffusion and synthesis. By case study of the socio-cultural transformation stages the author considers specific effects of these mechanisms. It is concluded that only comprehensive impact of these mechanisms contributes to the rapid transition from the sociocultural transformation to the cycle of cultural system.
Keywords:
sociocultural transformation, culture dynamics, mechanisms of cultural dynamics, innovation in culture, traditions in culture, cultural diffusion, cultural synthesis, European culture.
Динамика представляет собой атрибутивную характеристику любой культуры. Ни одна культура не развивается перманентно поступательно [1, с. 41]. В ее развитии может быть выделено два сменяющих друг друга цикла: развитие в заданных парадигмальных границах, которые мы определяем как культур-систему, и процессы качественных изменений, при которых происходит переход от одной культур-системы к другой, определяемые нами как социокультурная трансформация. На примере истории европейской культуры указанные процессы динамики могут быть проиллюстрированы следующим образом. В развитии европейской культуры выделяются пять циклов культур-систем: Античность, Средневековье, Новое время, современность и постсовременность (определяемая в современной теории культуры как трансмодернизм).
Под культурой-системой понимаем период поступательного развития, при котором этап культуры характеризуется общей базовой мировоззренческой установкой, отражающей специфику периода. На этом этапе, несомненно, возможны изменения, но они носят структурный характер, то есть либо происходят в какой-то одной сфере культуры, либо не выходят за рамки определяющей идеи - парадигмальной установки. Так, например, для средневековой культур-системы это понятие обозначается понятием «теоцентризм» и подразумевает, что все сферы культуры развиваются в мировоззренческих границах этого понятия, что отразилось и в искусстве, и в науке, и в философии, и тем более в религии. Неслучайно, что искусство этого времени не только по форме выражает идею Бога, но и содержательно ею проникнуто. Незначительные открытия в науке этого времени связаны с низложением идеи рационального. Тем более это нашло отражение в философии - так, именно в Средневековье утвердилась мысль о философии как «служанке богословия».
Таким образом, понятие «культур-система» отражает цикл в развитии культуры, на котором она развивается в заданных парадигмальных границах, а потому обладает общностью характеристик, отражающих сущность этого периода и отличающих его от других.
Переход от одной культур-системы к другой происходит в процессе социокультурной трансформации, под которой понимается процесс качественных изменений во всех сферах культуры, отражающих период перехода между культур-системами. На этом этапе изменения в культуре носят системный характер в том смысле, что изменяется не какая-то часть, но целое. Системные изменения происходят в каждой из сфер культуры под влиянием замены культурной парадигмы -в качестве таковой выступает базовая мировоззренческая установка. Например, при переходе от
уже упоминавшейся средневековой культур-системы к новоевропейской стадией социокультурной трансформации выступило Возрождение, которое низложило прежнюю парадигму теоцентризма и утвердило в качестве базовой мировоззренческой установки антропоцентризм.
Периоды качественных преобразований в культуре являются испытанием для общества, в ходе которых оно ищет новые парадигмальные рубежи культурности антропогенной направленности. Иными словами, в такие периоды культура пытается выйти к своей итоговой цели (являющейся определяющей для всего ее континуума) с учетом изменившихся социально-экономических условий в развитии общества. В связи с этим развитие культуры в первую очередь детерминировано экономическим развитием конкретного общества или цивилизации (в нашем случае европейской, или евро-атлантической).
Таким образом, стадии социокультурных трансформаций отражают приспособление культуры к изменившимся условиям развития. На таких этапах в разных сферах культуры идет противопоставление уходящей и новой культурных парадигм.
Интересным представляется вопрос о том, каковы механизмы динамики культуры при социокультурных трансформациях, то есть условия, способствующие утверждению новой культурной парадигмы. Актуальность данной проблемы определяется прежде всего тем, что существующее положение в культуре стран евро-атлантической цивилизации все чаще характеризуется как социокультурная трансформация. Поэтому на примере конкретной (в том числе современной) ситуации мы можем проследить и выявить специфику механизмов динамики культуры в условиях качественных изменений в ней, а также сравнить эти механизмы на разных исторических рубежах.
В современной теории культуры и культурфилософии выделяются различные механизмы динамики культуры. Однако специального исследования, изучающего эти механизмы в процессе социокультурной трансформации, нет. В периоды качественных изменений основными механизмами динамики культуры выступают инновации, традиции, диффузия и синтез.
Инновации представляют собой качественно новое внедренное изобретение или идею. Инновации выступают как прорывные идеи, либо выявленные по новым методикам, либо существенно отличающиеся от высказанных ранее и позволяющие решить накопившиеся проблемы. В различных сферах культуры инновации проявляют себя по-разному. Одной из самых консервативных в этом отношении является религия, хотя утверждение к V в. н. э. в культуре формирующегося европейского мира христианства было обязано именно инновациям. Несомненно, идеи равенства всех и пр. были актуальны и потому восприняты обществом позднего эллинизма. Христианство выступило в качестве новой моральной основы, заменив собой духовный кризис, четко обозначившийся в период поздней Римской империи. Однако уже к XIV в. христианство, дискредитировавшее себя, больше не могло выступать в качестве духовного стержня и эпоха Возрождения в своих попытках низложить теоцентризм утверждала антропоцентризм.
Подобные процессы отмечаются и в сфере искусства, развитие которого также определялось базовой мировоззренческой установкой. Если в Средневековье и по форме, и по содержанию теоцентризм определял как развитие соответствующих искусств, так и становление новых в заданных границах, то к эпохе социокультурной трансформации - Возрождению этот процесс сменился воспеванием человека, тем самым отразив идею антропоцентризма, что, несомненно, явилось инновацией.
В науке, всегда идущей по пути приращения суммы знания, внедрение новаций оказывает существенное влияние на развитие общества. Проявляется это в научных революциях, знаменующих собой завершение внедрения совокупности новаций. Развитие европейской науки демонстрирует множественные примеры влияния парадигмальной установки на ее ход. Так, антропоцентризм, способствовавший утверждению веры в силу человеческого разума, оказал непосредственное влияние на открытия в науке XVI-XVII вв. и способствовал утверждению в итоге механистической картины мира. Схожие процессы отмечаем и на стадии авангарда рубежа Х!Х-ХХ вв., когда открытие явления радиоактивности заставило выйти естественные науки на новый методологический уровень, подготовивший почву для научных достижений современной культур-системы.
В философии инновации связаны с появлением новых идей, способствующих формированию новой системы ценностей, отражающейся в создании философских систем, по-новому решающих мировоззренческие проблемы либо открывающих в них новые направления.
Таким образом, инновации всегда связаны с внедрением нового, отличающегося от известного и созданного ранее. Носителями новаций могут выступать творческие личности или группы людей (например, научный коллектив, объединение художников), выдвигающие новые идеи, нормы и способы деятельности, отличные от тех, что приняты в данном обществе. Причинами возникновения новаций являются неприятие этими личностями или группами личностей господствующих ценностей, норм, традиций и обычаев в соответствующих сферах культуры и поиск ими своих собственных путей культурного и социального утверждения.
Следующим механизмом динамики культуры в процессе социокультурной трансформации выступают традиции. Традиция - набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение и выступающих регуляторами общественных отношений. В процессе социокультурных трансформаций традиция как механизм динамики может играть двоякую роль. С одной стороны, ее главное свойство заключается в сохранении прошлых образцов, но, с другой, процесс этот осуществляется через устранение, ограничение новаций, которые в условиях сохранения традиции выступают как отклонение от идеала. Конечно, привязанность к традиции, стремление сохранить свое культурное наследие - черта любого нормального социума. Охрана и освоение своего культурного наследия выступает в качестве характеристики культур-системы, на которой в ходе этого процесса формируется ее самобытность, уникальность, отличающая ее от других культур-систем. Однако сохранение и ретрансляция результатов культурной деятельности могут повлечь за собой опасность принятия их за актуальный (современный) процесс динамики культуры. В этом случае культура может стажировать, а затем и деградировать, поскольку перестанет отвечать изменившимся условиям жизни данного общества. В этом отношении наука представляется менее консервативной, поскольку научные открытия, способные привести к научным революциям, не только свершаются субъективно и интуитивно (а значит, иррационально), но и опираются на рациональное начало, являющееся основой научного знания. Рациональное не дает науке как сфере культуры усилить консервативные тенденции.
Наиболее рельефно проблема соотношения традиций и инноваций как механизма динамики культуры в процессе социокультурной трансформации проявляется в искусстве. Так, например, сегодня в эпоху заката постмодернизма звучат утверждения о деградации искусства и его «умирании». Несомненно, художественная практика постмодерна находится за пределами классической теории соотношения формы и содержания [2]. Однако попытки канонизировать действительно великие произведения и отказаться от дальнейших поисков в области формы и содержания представляются нам заблуждением. Развитие искусства на других стадиях социокультурной трансформации подтверждает истинность данного суждения. Так, например, искусство маньеризма (позднее - Возрождение), очевидно, выходило за рамки классической теории искусства и показало роль инноваций в сфере художественной культуры, опираясь на которые дальнейшее его развитие демонстрировало новые достижения в этой сфере культуры.
Таким образом, традиции могут рассматриваться как действенный механизм динамики культуры в процессе социокультурной трансформации. Они нужны для того, чтобы культура не теряла своей антропогенной направленности [3]. Гармоничное соотношение традиции и инноваций выступает признаком установления культур-системы, тогда как значительные перекосы в сторону инноваций свидетельствуют о стадии социокультурной трансформации.
Одним из механизмов динамики, позволяющим утвердиться новым идеям на большой пространственной территории, является культурная диффузия. Принятие новых идей большими группами людей или целой цивилизацией (в нашем случае европейской, позднее - евро-атлантической) будет способствовать претворению их в жизнь и превращению в норму или идеал. Происходящие при этом заимствования могут носить как прямой характер, например через контакты ученых и художников, так и косвенный, например через сообщения в научных журналах или в ходе выставок современного (для каждой эпохи) искусства. Благодаря этим процессам происходит проникновение и распространение культурных новаций среди тех народов и культур, где они по объективным причинам сами появиться не могут. Даже в ареале обитания одного народа, как правило, новации не создаются параллельно и одновременно, они возникают в каком-то одном месте, а затем быстро распространяются по всей территории, образуя тем самым цивилиза-ционное единообразие, характерное для стадии конкретной культур-системы.
Таким образом, зарождение характеристик социокультурной трансформации происходит в ходе борьбы между инновациями и традициями, происходящей, как правило, на локальном уровне, затем в ходе культурной диффузии результаты этого противопоставления в виде сформировавшейся культурной парадигмы устанавливаются на значительной территории. Конечно, распространение новых идей на все большей территории также может быть рассмотрено в качестве инновации для нее, однако это инновация, прошедшая локальную апробацию, а потому имеющая больше шансов утвердиться в рамках целого региона или цивилизации и тем самым ускорить переход от социокультурной трансформации к культур-системе.
Еще одним механизмом динамики культуры в процессе социокультурной трансформации является синтез. В современной теории культуры синтез понимается как взаимодействие и соединение разнородных элементов, при котором возникает новое культурное явление, отличающееся от обоих составляющих компонентов и имеющее собственное качество. По нашему мне-
нию, понятие «синтез» по своим содержательным характеристикам отражает суть социокультурной трансформации. Разнородными элементами выступают при этом прежняя культур-система и инновационные идеи, характерные для наступающего этапа. Так, например, Возрождение как социокультурная трансформация резко критиковало идею Бога, характерную для Средневековья, но при этом утверждало идею антропоцентризма, являющуюся частью мировоззренческой системы Нового времени. Этот синтез и создал новоевропейскую культур-систему.
Таким образом, динамика культуры в процессе социокультурной трансформации может осуществиться посредством разнообразных механизмов: инноваций, традиций, диффузии и синтеза. В периоды качественных изменений все сферы культуры оказываются вовлеченными в этот процесс, который осуществляется посредством соединения всех указанных механизмов. Обозначенные механизмы динамики культуры, действующие в совокупности, способствуют утверждению новой мировоззренческой и парадигмальной установки, образующей духовное ядро наступающей культур-системы.
Ссылки:
1. Ромах О.В. Множественность трактований понятия «культура» // Аналитика культурологии. 2013. № 26. С. 40-44.
2. Почерёвина Ю.Г. Трансформация искусства в современной культуре стран евро-атлантической цивилизации // Там же. 2015. № 33. С. 129-131.
3. Лапина Т.С., Ромах О.В. Культура в гуманизации цивилизации // Там же. 2007. № 7. С. 53-59.
References:
1. Romakh, OV 2013, 'The multiplicity of interpretations of the concept of "culture"', Analysis of Cultural Studies, no. 26, pp. 40-44.
2. Pocherevina, YG 2015, 'The transformation of art in the contemporary culture of the countries of the Euro-Atlantic civilization', Analysis of Cultural Studies, no. 33, pp. 129-131.
3. Lapina, TS & Romakh, OV 2007, Culture in humanization of civilization, Analysis of Cultural Studies, no. 7, pp. 53-59.