УДК631.158:658.3(476.7) МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНЕГО РЫНКОВ ТРУДА В РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
ПЕРСОНАЛОМ И ОПТИМИЗАЦИИ ЗАНЯТОСТИ О. А. ПАШКЕВИЧ, научный сотрудник Государственное предприятие "Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси"
THE MECHANISM OF COOPERATION OF INTERNAL AND EXTERNAL LABOUR MARKETS IN REALIZATION OF PROBLEMS OF EFFICIENT MANAGEMENT BY THE PERSONNEL AND EMPLOYMENT OPTIMIZATION
O. PASHKEVICH, the research assistant The State Enterprise "The Institute of System Research in Agroindustrial Complex of the National Academy of Sciences of Belarus"
Разработан механизм взаимодей- The cooperation mechanism of
ствия внутренних (в сельскохозяй- internal (in the agricultural ственных организациях) и внешнего organisations) and external (regional) (регионального) рынков труда, кото- labour markets which includes рый включает алгоритм определения algorithm of definition of superplus избыточной численности работников number of workers in the agricultural в сельскохозяйственных организациях, organisations, the analysis and situation анализ и оценку ситуации на рынке estimation on the labour market, труда, определение направлений воз- definition of directions of possible можного трудоустройства высво- employment of released workers are бождаемых работников. Реализация developed. Mechanism realisation is механизма направлена на оптимиза- directed on optimisation of personnel цию численности персонала сельскохозяй- number of the agricultural organisations ственных организаций по критерию эко- by criterion of economic efficiency and номической эффективности и иниции- initiates interbranch redistribution of рует межотраслевое перераспределение labour, activization of territorial mobility рабочей силы, активизацию территори- ofagricultural population, expansion of альной мобильности сельского населе- self-employment. ния, расширение самостоятельной предпринимательской деятельности.
Введение. Как показали проведенные исследования, качество персонала и состояние управления им в настоящее время являются определяющими факторами эффективности производства, конкурентоспособности сельского хозяйства. Связано это с тем, что внедрение новых технологий в сельскохозяйственное производство настоятельно требует рационального ис-
пользования всех ресурсов с целью получения высокого конечного результата. Без профессиональной подготовки работников и гибкой, действенной системы управления персоналом достичь этого невозможно.
Интенсификация - неотъемлемый атрибут современного сельскохозяйственного производства. Данное обстоятельство усиливает актуальность проблемы управления персоналом, так как интенсификация производства и рост производительности труда неизбежно ведут к высвобождению избыточного труда. Вследствие этого меры по повышению эффективности функций персонала на внутреннем рынке труда (в организациях) должны быть дополнены системой мер по развитию регионального рынка труда с целью диверсификации трудовой деятельности и создания новых рабочих мест. Такого рода подход распространяется за рамки системы управления персоналом в сельскохозяйственных организациях, но он является комплексным, учитывает интересы не только нанимателя, но и работника, и государства, и собственника, а также обеспечивает реализацию главного приоритета социально-экономического развития страны - повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение социальной ценности и самореализации человека как личности.
Следует признать, что этим вопросам уделяется внимание в экономических публикациях [1-6,8,9]. Так, по мнению Л.В. Боровик, " в условиях конкуренции хозяйствующие субъекты вынуждены более эффективно использовать наличные ресурсы труда, определять их численность и состав с учетом реальных потребностей производства, что объективно привело к сокращению спроса на труд" [6, с. 22]. Как справедливо отмечает академик И. Ушачев, ".. .в перспективном периоде реально ожидать, что переход на индустриальные технологии вызовет... высвобождение избыточной рабочей силы из сельскохозяйственного производства и рост безработицы на селе" [7, с. 9]. В развитие проблемы Е.В. Ванкевич указывает, что в ситуации высвобождения актуальны ".. .оказание помощи высвобождаемым работникам, а также разработка мероприятий по предотвращению снижения доходов и роста безработицы и бедности" [9, с. 19].
Актуальность исследуемого вопроса определяется еще и тем обстоятельством, что проблемы на финансовых рынках повлекли за собой сбои в реальном секторе мировой экономики. Многие зарубежные фирмы, столкнувшись с кризисом реализации продукции, для сокращения финансовых потерь прибегают к традиционной для западного мира тактике массовых увольнений работников.
В данной связи комплексность и новизна проблемы требуют углубленного изучения и делают актуальным дальнейший поиск оптимального сочетания приемов, технологий и инструментария оптимизации ко-
личественного и качественного состава персонала, а также оценки последствий его высвобождения. Поэтому цель данного исследования -разработать механизм взаимодействия внутренних (в сельскохозяйственных организациях) и внешнего (регионального) рынков труда, направленный на оптимизацию численности персонала по критерию экономической эффективности, а также обеспечивающий снижение остроты социальной напряженности в Брестской области.
Материалы и методы. Теоретической и методологической базой для статьи являлись отечественные и зарубежные литературные источники по проблемам оптимизации численности и квалификационного состава персонала. В основу разработки и изложения материала положены монографический, аналитический, абстрактно-логический, расчетно-конструктив-ный методы исследования, метод сравнительного анализа и систематизации.
Результаты и предложения. Социально-трудовые отношения в сельскохозяйственных организациях обуславливаются специфическими особенностями сельской местности. На размер организаций и численность персонала оказывает влияние система расселения, ситуация на рынке труда и другие условия. Рассмотрим эти процессы на примере Брестской области.
Анализ свидетельствует, что формированию и развитию рынка труда Брестской области за период с 1995 по 2007 г. свойственны следующие особенности, которые определяют его трудоизбыточность:
- в регионе сосредоточена пятая часть населения сельской местности республики; область занимает первое место по плотности населения -на 100 га сельскохозяйственных угодий приходится 36 сельских жителей, при 29 - по республике, что свидетельствует о предпосылках избыточной занятости в сельском хозяйстве;
- процесс сокращения общей численности сельского населения характерен всем регионам страны. В 1995-2007 гг. оно составило в Витебской области 26,7 %, Могилевской - 27,8, при 16,4 % в Брестской области. По демографическому прогнозу в кратко- и среднесрочной перспективе в регионе не ожидается существенного снижения численности сельского населения и, следовательно, предложения труда для сельского хозяйства;
- в Брестской области (по сравнению с остальными областями республики) сложилась наиболее оптимальная возрастная структура сельского населения: 51,8 % приходится на население трудоспособного возраста, 18,5 % - лица моложе и 29,7 % - старше трудоспособного возраста;
- возможности трудоустройства безработных в регионе ограничены. Например, на одно вакантное место в Ганцевичском районе претендует 3,2 чело-
века, Ивановском - 6,9, Лунинецком - 11,9, Сталинском - 8 человек. Аналогичная ситуация на рынке труда сложилась и в о стальных районах области;
- преобладающая доля сельского населения занята в отрасли сельского хозяйства (от 38,6 % в Минской до 53,9 % в Гродненской областях). В Брестской области 48 % сельского населения занято в сельском хозяйстве, что предопределяет монофункциональность занятости.
По нашим оценкам, эта отрасль и в последствии останется доминирующей сферой приложения труда в сельской местности региона. Несмотря на то, что интенсификация производства, выражающаяся в сокращении объема работ за счет внедрения новых технологий, возможности совмещения и объединения функций и обязанностей приведет в условиях избыточной рабочей силы к высвобождению работников при сокращенном спросе на них.
Нами рассчитаны основные результативные производственно-экономические показатели по сельскохозяйственным организациям Брестского района и проведено их сравнение с нормативами, позволяющими вести устойчивое и эффективное производство, выработанными на базе анализа деятельности эффективно работающих базовых сельскохозяйственных организаций республики с учетом зарубежного опыта Институтом сисемных исследований в АПК НАН Беларуси (табл. 1). Исходя из актуальности исследования, за критерий эффективной деятельности крупных сельскохозяйственных предприятий принят норматив, соответствующий 10 работникам всех категорий на 1000 га сельскохозяйственных угодий. Как показывает анализ данных таблицы 1, целевые нормативы, характеризующие эффективность ведения сельского хозяйства, не выполняются. Но реализация мер Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 годы дает основание утверждать, что сельскохозяйственные организации находятся в процессе постоянной и целенаправленной работы по освоению нормативов и переходу на интенсивные методы ведения производства.
Ввиду неизбежности высвобождения части избыточных работников в результате модернизации производства и, в первую очередь, рабочих малоквалифицированного и неквалифицированного труда, и связанного с этим роста безработицы требуется определение мер по недопущению роста социальной напряженности в регионе.
Для предупреждения безработицы в сельской местности, сбалансированности спроса и предложения рабочей силы нами разработан механизм взаимодействия внутренних (в сельскохозяйственных организациях) и внешнего (регионального) рынков труда, который включает алгоритм определения избыточной численности работников в сельскохо-
Таблица 1 - Сравнительная эффективность ведения сельскохозяйственного производства в Брестском районе, 2007 г.
Норматив для обеспечения самоокупаемости и самофинансирования Сельскохозяйственные организации
Показатели КУСП «Пограничник» СПК «Остроме-чево» СПК « Чернавчи-цы» ОАО «Комаров- ка» СПК «За мир» ОАО «Агровита» КУСП «Молодая гвардия» КУСП «Совхоз-сад «Рассвет» КУСП «Брестский» ОАО ПФ «Мед-новская» РУС.П СГЦ «Западный» Брестская область
Выручка от реализации продукции, работ и услуг в расчете на 1 балло-гектар сельскохозяйственных угодий, тыс. руб. 70 36,3 100,0 55,9 40,3 49,7 39,0 36,2 60,5 48,6 86,3 154,6 33,0
Валовой доход в расчете на 1 балло-гектар сельскохозяйственных угодий 30 13,4 42,5 17,8 21,6 31,7 15,5 14,3 25,6 21,0 17,2 28,0 14,5
Прибыль от хозяйственной деятельности в расчете на 1 балло-гектар сельскохозяйственных угодий 20 6,3 18,3 6,2 6,2 12,2 3,9 3,0 9,9 2,3 2,0 6,0 4,3
Уровень рентабельности ведения хозяйственной деятельности, % 40 16,3 23,0 13,0 15,7 27,0 9,8 9,5 19,4 3,7 2,2 4,2 14,0
С5
Окончание таблицы 1
Показатели Норматив для обеспечения самоокупаемости и самофинансирования Сельскохозяйственные организации Брестская область
КУСП «Пограничник» СПК «Остроме-чево» СПК « Чернавчи-цы» ОАО «Комаров-ка» СПК «За мир» ОАО «Агровита» КУСП «Молодая гвардия» КУСП «Совхоз-сад «Рассвет» КУСП «Брестский» ОАО ПФ «Мед-новская» РУСЛ СГЦ«Западный»
Среднегодовая численность работников, занятых в сельскохозяйственном производстве в расчете на 1000 сельскохозяйственных угодий, чел. 10 51 72 47 42 82 57 52 70 66 55 85 48
Размер прибыли в расче-
те на 1 среднегодового 10 3,4 10,0 4,3 4,1 5,1 2,1 2,0 6,0 1,0 1,2 2,2 2,6
работника, млн руб.
Примечание. Таблица составлена и рассчитана автором по данным годовых отчетов сельскохозяйственных организаций Брестского района, источника [10].
зяйственных организациях, анализ и оценку ситуации на рынке труда, определение направлений возможного трудоустройства высвобождаемых работников.
Правомерность рассмотрения внутренних рынков труда в сельскохозяйственных организациях обусловлена тем обстоятельством, что организация на внешнем рынке труда является, с одной стороны, покупателем рабочей силы, располагающим рабочими местами и определяющим спрос на нее, цену, стоимость затрат на ее воспроизводство, а с другой - как поставщик избыточной рабочей силы, в том числе и не отвечающей специфическим требованиям производства. Все это требует новых подходов к анализу и прогнозированию спроса на рабочую силу (определенных профессий и квалификации) на уровне сельскохозяйственных организаций.
Взаимодействие основных элементов внутренних рынков труда осуществляется через систему управления персоналом, роль которой усиливается в направлении тщательной организации кадровых процессов, информирования работников о планах модернизации, перепрофилирования производства и сокращения неэффективных рабочих мест, а также мест с вредными условиями труда, индивидуальной работы с высвобождаемыми работниками (консультирование, обучение технике поиска нового рабочего места или повышения квалификации), проведения мониторинга процессов управления персоналом и стратегического кадрового планирования.
Так, алгоритм определения избыточной численности работников в сельскохозяйственных организациях, разработанный нами, учитывает изменение объемов производства, внедрение энерго-, ресурсосберегающих технологий, уровень автоматизации производства, особенности формирования персонала сельскохозяйственных организаций и направлен на установление оптимальной численности персонала с учетом потребностей производства. С помощью технико-экономического анализа персонала, как составляющей алгоритма, оцениваются целесообразность содержания в организации избыточной рабочей силы посредством сравнения затрат на высвобождение и затрат на содержание избыточного персонала (табл. 2).
Использование результатов анализа позволяет руководителю принять оптимальное управленческое решение, уменьшить информационную неопределенность о конъюнктурных процессах на рынке труда, повысить степень управляемости и регулируемости занятости.
В результате практической апробации предложенного алгоритма на примере сельскохозяйственных организаций Брестской области нами установлено, что потенциальное высвобождение работников за период 2007-2010 гг. составит 12 тыс. чел., в первую очередь малоквалифицированных и неквалифицированных рабочих кадров. В 2009-2010 гг., по эк-
>N0
Таблица 2 - Мероприятия и состав затрат на высвобождение и содержание избыточного персонала
Высвобождение избыточного персонала Содержание избыточного персонала
Мероприятия Затраты на высвобождение Мероприятия Затраты на содержание избыточного персонала
По сокращению штатной численности Затраты времени и средств на собеседования с увольняющимися; затраты на оформление документов и расчет работника; другие расходы Объявление простоя Оплата за выполненную работу и отработанное время; оплата за неотработанное время; единовременные поощрительные выплаты; выплаты в натуральной форме; по содержанию и обеспечению работников жильем; на социальную защиту работников; на профессиональное обучение; на культурно-бытовое обслуживание; налоги, относимые на стоимость рабочей силы; другие расходы
По собственному желанию Вынужденные отпуска по инициативе работодателя
По согласованию сторон Введение временного режима неполного рабочего времени
Досрочный выход на пенсию Снижение заработной платы
По результатам аттестации Приостановка найма новых сотрудников
Примечание - Таблица составлена автором по результатам собственных исследований.
спертным оценкам, сохранится устойчивый спрос на руководителей и специалистов в сфере управления и административно-производственного обеспечения (специалисты по экономике, финансам, коммерции и маркетингу, кадровому обеспечению). По прогнозам Международного исследовательского центра The Economist Intelligence Unit, в ближайшие 15 лет более востребованными на рынке труда станут работники с развитыми творческими способностями. Ожидается, что к 2020 г. наступит настоящая борьба за талантливые кадры, легко адаптирующиеся к быстро меняющимся условиям, умеющие адекватно реагировать на поставленные задачи и принимать оптимальные решения [11].
В случае, если перспективы развития сельскохозяйственных организаций ориентированы на целесообразность содержания избыточной рабочей силы и обусловлены экономическими причинами (диверсификация или перепрофилирование производства), то проблема оптимизации занятости в них решается посредством использования ее гибких форм: наем по срочным трудовым договорам, сверхурочные работы, совмещение профессий, внутреннее совместительство, режимы неполной занятости.
В случае планомерного высвобождения работников из отрасли совокупная экономия затрат работодателей на рабочую силу (оплата за выполненную работу и отработанное время, единовременные поощрительные выплаты, выплаты по содержанию и обеспечению работников жильем, на профессиональное обучение и др.) за этот период может составить 92 млрд руб.
Кроме того, при высвобождении избыточных работников из сельскохозяйственных организаций возникает проблема роста социальной напряженности на рынке труда в регионе. При таких условиях уровень безработицы к экономически активному населению в сельской местности региона к 2010 г. по нашим оценкам. может достигнуть 5-7 %. В развитие механизма определены направления возможного трудоустройства высвобождаемых работников. Учитывая положительную динамику сферы услуг в сельской местности региона (в 2000 г. в ней занято 28,3 % сельского населения, в 2007 г. - 30 %), часть высвобождаемых работников перераспределится в эту отрасль. Кроме того, в 2007 г. из 1703 работников, ранее занятых в сельском хозяйстве, только 332 чел., или 19,5 % трудоустроены в сельском хозяйстве. Исходя из перспектив экономического развития ожидается, что в экономике Брестской области в 2009 г. будет создано 2,3 тыс. новых рабочих мест [12]. При этом предполагается перегруппировка спроса на рабочую силу в сторону непроизводственной сферы. При условии ее опережающего развития ожидается рост в образовании, культуре, искусстве, других видах непроизводственной сферы на 1,2-1,7 тыс. чел. Возмо-
жен устойчивый спрос на работников в организациях рыночной инфраструктуры, бытового и сервисного обслуживания.
Решить проблемы занятости сельских жителей в немалой степени позволяет развитие агро- и экотуризма. Указ Главы государства " О некоторых вопросах осуществления деятельности в сфере агро- и экотуризма" №2 185 от 27 марта 2008 г. определил упрощенный порядок регистрации объектов, который распространен на жителей деревень, желающих принимать туристов, а также городских поселков и городов с численностью населения до 20 тыс. чел. Кроме того, у владельцев агроусадеб появилась возможность сотрудничать с туристическими фирмами. Активизации других видов предпринимательской деятельности в сельской местности способствует увеличение с 1 января 2009 г. до 15 бюджетов прожиточного минимума (в настоящее время это более 3,5 млн руб.), или на 36 % размера субсидии безработным при организации ими собственного дела в форме частного унитарного предприятия, крестьянского (фермерского) хозяйства или регистрации в качестве индивидуального предпринимателя [11]. Тем более, что данные опроса общественного мнения свидетельствуют, что среди экономически активного населения в сельской местности оказалось достаточно высокое число желающих открыть собственный бизнес, стать фермером, предпринимателем - 18 % (при среднем по республике - 11 %) [13, с. 160].
Постановка на учет в качестве безработного как мера пассивной политики занятости может охватить незначительное число высвобождаемых работников. Это связано, главным образом, с трудностью (с точки зрения сельского жителя) процедуры получения статуса безработного и незначительным размером пособия по безработице (средний размер пособия на одного безработного в декабре 2008 г. составил 45,4 тыс. руб.), жесткимиусловиями его выплат.
Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников потребует значительных средств как государственной службы занятости, так и сельскохозяйственных организаций. Но она должна иметь опережающий характер и осуществляться до наступления срока расторжения трудового договора.
Заключение. Таким образом, реализация разработанного нами механизма взаимодействия внутреннего (в сельскохозяйственных организациях) и внешнего (регионального) рынков труда позволяет:
оптимизировать занятость в сельскохозяйственных организациях в соответствии с ориентацией на эффективность производства, экономию человеческих и материальных ресурсов;
определить направления возможной занятости высвобожденных работников в сельской местности и, прежде всего, в агрогородках;
реализовать меры по обеспечению занятости в районах с наиболее сложной ситуацией на рынке труда (в Ганцевичском, Ивановском, Лу-нинецком, Столинском районах, в которых на протяжении многих лет сохраняется напряженная ситуация с обеспечением занятости населения и высокий уровень безработицы);
скорректировать планы приема абитуриентов и обучающихся по объемам и профессиональной структуре обучения в системе аграрного образования.
Отличительная особенность предложенного механизма заключается в разработке алгоритма определения избыточной численности работников в сельскохозяйственных организациях, предусматривающего, во-первых, определение потенциально незанятых и работников, которые в наибольшей степени подвержены риску высвобождения, и комплекс мер по определению затрат на высвобождение персонала и содержание избыточной рабочей силы; во-вторых, определение гибких форм занятости в случает целесообразного содержания избыточной рабочей силы; в-третьих, оценку последствий высвобождения и определение направлений возможного трудоустройства на внешнем рынке труда. Особенность предлагаемого механизма также в нацеленности на решение задач эффективного управления персоналом в сельскохозяйственных организациях и оптимизации занятости в сельской местности.
С учетом различий в трудообеспеченности и других особенностей развития регионов страны могут устанавливаться иные целевые ориентиры и критерии регулирования занятости. В результате этого будет обеспечен дифференцированный подход к достижению сбалансированности спроса и предложения рабочей силы при активном сотрудничестве всех субъектов рынка труда.
Литература
1. Пастернак, Б. Задачи оптимизации численности и квалификационного состава работников компании / Б. Пастернак. - Общество и экономика. - № 9. -10. - 2007. - С. 181-184.
2. Тимофеев, А.В. Гибкое управление численностью персонала предприятия в современных условиях / А.В. Тимофеев // Менеджмент в России и за рубежом. - 2006. -№ 1. - С. 80-87.
3. Шуравко, В. Высвобождение избыточной численности работников / В. Шуравко // Человек и труд. - 2008. - № 11. - С. 62-65.
4. When it goes wrong - How to handle making staff redundant [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.bytestart.co.uk/content/legal/people/staff-redundancy-guide.shtml. - Date of access: 16.02.2009.
5. Chowdhury, Anis Labor market policies as instruments of industry policy / Anis Chowdhury // The American journal of economics and sociology. - 2008. -Vol. 67. - № 4. - P. 661-681.
6. Боровик, Л.С. Занятость населения: проблемы и пути их решения / Л.С. Боровик // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. - 2006. - № 6. - С. 20-32.
7. Ушачев, И. Научное обеспечение Государственной программы развития сельского хозяйства / И. Ушачев // АПК: экономика, управление. - 2008. - № 3. - С. 7-17.
8. Ванкевич, Е.В. Равновесие на рынке труда: теория и практика / Е.В. Ванке-вич // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. - 2006. - № 6. - С. 4-19.
9. Зарубежный опыт социально-ответственного реструктуризированного предприятия / сост. Е.В. Ванкевич. - Минск: Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. - 2003. - 62 с.
10. Гусаков, В. Нормативные показатели производственно-экономической деятельности для обеспечения конкурентоспособности сельского хозяйства / В. Гусаков, В. Бельский, А. Попков // Аграрная экономика. - 2007. - № 10. - С. 10-13.
11. http://www.mintrud.gov.by
12. http://brest-region.by
13. Беларусь и Россия: социальная сфера и социокультурная динамика: Сб. науч. трудов / под общ. ред. О.В. Пролесковского, Г.В. Осипова. - Минск: ИАЦ, 2008. - С. 154-173.
Информация об авторе
Пашкевич Ольга Александровна - научный сотрудник сектора трудовых ресурсов Института системных исследований в АПК НАН Беларуси. Информация для контактов: тел. (раб.) 8 (017) 212-00-16, факс 8 (017) 278-69-21. E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи - 14 апреля 2009 г.
УДК631.16:657.92
МЕТОДИКА ВЫРАВНИВАНИЯ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ
В.Н. ПИЛУЙ, научный сотрудник Государственное предприятие " Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси"
METHOD OF TAX LOADING LEVELING OF MANUFACTURERS OF AGRICULTURAL PRODUCTION
V. PILUI, the research assistant The State Enterprise "The Institute of System Research in Agroindustrial Complex of the National Academy of Sciences of Belarus"
В статье предложена методика выравнивания налоговой нагрузки в выручке производителей сельскохозяйственной продукции в зависимости от
In the article the method of tax loading leveling in proceeds of manufacturers of agricultural production is offered depending on cadastral estimation of