Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ'

МЕХАНИЗМ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / МЕХАНИЗМ / УПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковалева Ирина Валериевна, Чирухин Анатолий Викторович

В статье анализируются земельные ресурсы России как основное средство производства в сельском хозяйстве. Отмечается, что управление земельными ресурсами предполагает совершенствование организационно-экономического механизма как стратегической составляющей социально-экономической политики как России в целом, так и регионов. Развитие и совершенствование механизма воспроизводства земельных ресурсов является приоритетной задачей эффективного землепользования и важнейшим инструментом реализации экономической политики Российской Федерации, главным фактором роста конкурентоспособности сельского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISM OF REPRODUCTION OF LAND RESOURCES IN AGRICULTURE

The article analyzes the land resources of Russia as the main means of production in agriculture. It is noted that land management involves the improvement of the organizational and economic mechanism as a strategic component of the socio-economic policy of both Russia as a whole and the regions. The development and improvement of the mechanism for the reproduction of land resources is a priority task for efficient land use and the most important tool for implementing the economic policy of the Russian Federation, the main factor in increasing the competitiveness of agriculture.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ»

DOI 10.47576/2712-7559_2022_3_4_311 УДК 332

Ковалева Ирина Валериевна,

доктор экономических наук, профессор, Алтайский государственный аграрный университет, г. Барнаул, Россия

Чирухин Анатолий Викторович,

соискатель, Алтайский государственный аграрный университет, г. Барнаул, Россия

МЕХАНИЗМ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

В статье анализируются земельные ресурсы России как основное средство производства в сельском хозяйстве. Отмечается, что управление земельными ресурсами предполагает совершенствование организационно-экономического механизма как стратегической составляющей социально-экономической политики как России в целом, так и регионов. Развитие и совершенствование механизма воспроизводства земельных ресурсов является приоритетной задачей эффективного землепользования и важнейшим инструментом реализации экономической политики Российской Федерации, главным фактором роста конкурентоспособности сельского хозяйства.

Ключевые слова: сельское хозяйство; земельные ресурсы; механизм; управление; эффективность.

UDC 332

Kovaleva Irina Valerievna,

Doctor of Economics, Professor, Altai State Agrarian University, Barnaul, Russia

Chirukhin Anatoliy Victorovich,

Applicant, Altai State Agrarian University, Barnaul, Russia

MECHANISM OF REPRODUCTION OF LAND RESOURCES IN AGRICULTURE

The article analyzes the land resources of Russia as the main means of production in agriculture. It is noted that land management involves the improvement of the organizational and economic mechanism as a strategic component of the socio-economic policy of both Russia as a whole and the regions. The development and improvement of the mechanism for the reproduction of land resources is a priority task for efficient land use and the most important tool for implementing the economic policy of the Russian Federation, the main factor in increasing the competitiveness of agriculture.

Keywords: agriculture; land resources; mechanism; control; efficiency.

Одним из условий устойчивого экономического развития является функционирование единой системы управления земельными ресурсами. Система управления земельными ресурсами представлена на рис. 1.

Земельные ресурсы имеют три фундамен -тальные характеристики, устанавливающие их главенствование: жизнеобеспечение как экосистема; основной фактор производства; земельно-имущественные отношения.

Приоритетом государственной политики в сфере управления земельными ресурсами в Российской Федерации и регионах является обеспечение условий для эффективного их использования, развитие земельного рынка в интересах удовлетворения социальных потребностей [1].

Государственная земельная политика должна базироваться на основных принципах (рис. 2).

реформирование отношений собственности на землю

у ч и г стоимостная о пен на I рентЕщй основе земельных ресурсов

Рисунок 1 ■

создан не аффективного

орпшн^цноя НО*9№Н< ьм I такого меха) шэма % правлюти зсмсльньгмн ресурсами

■ Система управления земельными ресурсами на федеральном и региональном уровнях

(авторская трактовка)

кшопхюраан

с <|шрм сабсткнност

11 зи зешоо

г

уникальные свойства и особенность!

«цин кл: материально сиз р^с} рс:1

обеспечение Сдн№Тв4 к процессе улраалеыш

ресурсами

/

государствен

но*: регулирован ве

эснслъиых юшеинй

создание реальны* условий рипвНлЩ ринк? ИЧЛН

Рисунок 2 - Основные принципы развития государственной политики управления земельными ресурсами (авторская трактовка)

Рассматривая эффективное управление механизмом воспроизводства земельных ресурсов, следует отметить такие его составляющие, как цель и критерии управления; факторы и методы стимулирования развития земельных отношений через эффективное

управление земельными ресурсами и др. (рис. 3).

Рассматривая эффективное управление организационно-экономическим механизмом воспроизводства земельных ресурсов, следует отметить такие его составляющие в

Рисунок 3 - Механизм управления воспроизводством земельными ресурсами (авторская трактовка)

части организационного сектора, как семенной материал и удобрения; сельскохозяйственное машиностроение и техника; инновационные агротехнологии обработки почвы и структура севооборотов; биологизация и др. (рис. 4).

Основным экономическим инструментом является система ценообразования и налогообложения (рис. 5). Роль государственного регулирования в эффективном управлении механизмом воспроизводства земельных ресурсов целесообразно подвергнуть рассмотрению через системный комплексный подход. Эффективное управление организационно-экономическим механизмом воспроизводства земельных ресурсов вероятно в случае решения ряда важных проблем, в том числе и адаптации хозяйствующих субъектов к новым экономическим вызовам, в число которых входит форсированный переход российской экономики к реализации стратегии импортозамещения.

Безусловно, государственное регулирование сельского хозяйства предполагает прямую и косвенную поддержку, тем не менее рядом экспертов отмечается последовательность мер, возможных к осуществлению (рис. 6).

Предлагаемый алгоритм совершенствования экономического механизма управления

воспроизводством земельными ресурсами сельскохозяйственного сектора экономики целесообразно показать в виде схемы, наглядно иллюстрирующей изменение базовых элементов экономического регулирования землепользования - арендной платы и земельного налога (рис. 6).

Разработка эффективного экономического механизма управления воспроизводством земельными ресурсами является объективной необходимостью, направленной на создание социо-эколого-экономической системы по управлению земельными ресурсами.

Земельный налог является основным элементом экономического механизма управления. При кажущейся простоте исчисления (произведение кадастровой стоимости земельного участка, ставки налога и доли в праве собственности) сложность в исчислении земельного налога состоит в том, что он относится к местным налогам. Следовательно, каждый представительный орган местного самоуправления может устанавливать свои налоговые ставки, порядок и сроки уплаты, налоговые льготы, но в рамках НК РФ. Поэтому возникают различия в налогообложении равных по площади и качеству земельных участков не только между разными регионами, но и в границах одного субъекта. В связи с этим целесообразно ре-

Рисунок 4 - Организационно-экономический механизм воспроизводства земельных ресурсов

(авторская трактовка)

комендовать муниципальным образованиям скорректировать ставку земельного налога в отношении земельных участков, находящихся в собственности организаций и используемых для ведения аграрного произ-

водства, уменьшив ее не более чем на 15 % от базовой [4]. Ставку налога на землю, которая не обрабатывается и не используется в производстве, установить в размере 0,3 % (табл. 1).

Рисунок 5- Схема уровневой государственной поддержки [2]

Таблица 1 - Расчет ставки земельного налога в зависимости от коэффициента использования площади пашни [5]

Коэффициент использования площади пашни, доли Базовая ставка земельного налога, % Ставка земельного налога по проекту, %

до 0,50 0,3 0,30

0,51 - 0,80 0,3 0,27

свыше 0,80 0,3 0,255

Ожидаемый эффект от реализации предлагаемых мероприятий

I

Экономический:

- стимулирование налогоплательщиков на повышение качественного состояния земельных угодий, используемых в сельскохозяйственном производстве;

- увеличение собираемости з емельн ого н алога и др.

Рисунок 6 - Алгоритм совершенствования экономического механизма управления

земельными ресурсами [3]

Таким образом, предлагается увязать ставку земельного налога с эффективностью использования сельскохозяйственных

угодий. Минимальная ставка земельного налога составит 0,27 % (0,3 - (0,3 х 10 %)) (табл. 2).

Таблица 2 - Расчет изменения сумм земельного налога, 2019 г. (Курганская область) [5]

Организация Кадастровая стоимость земельного участка, руб. Земельный налог, руб. Земельный налог после изменений, руб. Отклонение (+,-), руб.

ООО «Полевое» 4874333 48743 33х0,3%=14623 48743 33х0,27%=13161 -1462

АО «Заря» 3544333 3544333х0,3%=10633 3544333х0,27%=9570 -1063

ООО «Восток» 3228800 3228800х0,3%=9686 3228800х0,3%=9686 0

Итого - 34942 32417 -2525

В результате корректировки ставки земельного налога в отношении земельных участков, находящихся в собственности организаций и используемых для ведения сельскохозяйственного производства сумма уплачиваемого налога уменьшится на 7,23 %, или на 2,5 тыс. руб. Вследствие этого муниципальный бюджет может недополучить указанную сумму. Однако это нельзя однозначно оценивать как отрицательный

результат данного мероприятия. Это связано с тем, что возможность заплатить уменьшенный земельный налог стимулирует сельхозтоваропроизводителей более эффективно использовать свои земельные ресурсы, что позволит произвести продукцию в более высоких объемах и лучшего качества, соответственно получить более высокие доходы и увеличить платежи в бюджет по другим видам налогов и сборов.

Межвецомсгвошая рабочая группа по управлошю земельно-ресурсным

потенциалом

Рисунок 7 - Схема межведомственной рабочей группы по управлению земельными ресурсами

(авторская трактовка)

Концепция механизм а управления воспроизводством земельными ресурсами

Цель: снижение имиортазаБиснмосте агропро по повышению зффекгнвностн механизма упр ею 01 Егльствгнного рынка через систему мероприятий ¡лення воспроизводством тыгм1м1пт ресурсами

V

Рисунок 8 - Концепция механизма управления воспроизводством земельными ресурсами

(авторская трактовка)

Для более эффективного сотрудничества местных органов власти, Росреестра, налоговых органов, Росельхознадзора можно предложить формирование рабочей группы по управлению земельно-ресурсным потенциалом (рис. 7).

Формирование межведомственной рабочей группы предполагается на уровне муниципального образования, в нее на постоянной основе должны входить представители администрации муниципального района, администрации сельского поселения или другого муниципального образования (в границах которого расположены земельные угодья), Росреестра, Россельхознадзора (если речь идет о сельскохозяйственных угодьях), нало -говых органов и деловой среды.

Результатом реализации на практике предложенного алгоритма должно стать более эффективное и рациональное использование земельно-ресурсного потенциала посредством трансформации экономического механизма управления им, включая и организационную сторону (субъектов управления) [6]. Общая концепция механизма управления воспроизводством земельными ресурсами представлена на рис. 8.

Таким образом, предлагаемые мероприятия позволят существенно оптимизировать механизм воспроизводства земельных ресурсов, что, в свою очередь, позволит сельскохозяйственным товаропроизводителям повысить уровень конкурентоспособности производства и реализации продукции сельскохозяйственного сектора экономики.

Список литературы

1. Ковалева И. В. Оценка земельных ресурсов трансграничного региона в условиях экспортно-ори-

ентированности // Индустриальная экономика. 2022. Т. 2. № 1. C. 114-120.

2. Рожкова Д. В. Развитие рынка овощей в условиях импортозамещения: на материалах Алтайского края : диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.05. Барнаул. 2016. 145с.

3. Чирухин А. В. Эффективность использования зе -мельных ресурсов в сельском хозяйстве (на примере Курганской области) // Научное обозрение: теория и практика. 2021. Т. 11, № 3 (83). С. 910-932.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ): федеральный закон от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ Доступ из справочной правовой системы «Консультант-Плюс».

5. Чирухин А. В. Земельный налог в структуре управления земельно- ресурсным потенциалом // Теория и практика современной аграрной науки: Сборник IV национальной (всероссийской) научной конференции с международным участием. Новосибирский государственный аграрный университет. Новосибирск, 2021. С. 1422-1424.

6. Эксперт Агро/Справочники. URL: http://expert-agro.com/ (дата обращения: 13.03.2022).

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Kovaleva I. V. Ocenka zemel'ny'x resursov transgranichnogo regiona v usloviyax e'ksportno-orientirovannosti. Industrial'naya e'konomika. 2022. T. 2. № 1. C. 114-120.

2. Rozhkova D. V. Razvitie rynka ovoshhej v usloviyax importozameshheniya: na materialax Altajskogo kraya : dissertaciya... kandidata e'konomicheskixnauk: 08.00.05. Barnaul. 2016. 145s.

3. Chiruxin A. V. E'ffektivnost' ispol'zovaniya zemel'ny'x resursov v sel'skom xozyajstve (na primere Kurganskoj oblasti). Nauchnoe obozrenie: teoriya i praktika. 2021. T. 11, № 3 (83). S. 910-932.

4. Nalogovy'j kodeks Rossijskoj Federacii (NK RF): federal'ny'j zakon ot 31.07.1998 g. № 146-FZ Dostup iz spravochnoj pravovoj sistemy' «Konsul'tantPlyus».

5. Chiruxin A. V. Zemel'ny'j nalog v strukture upravleniya zemel'no- resursny'm potencialom. Teoriya i praktika sovremennoj agrarnoj nauki: Sbornik IV nacional'noj (vserossijskoj) nauchnoj konferencii s mezhdunarodny'm uchastiem. Novosibirskij gosudarstvenny'j agrarny'j universitet. Novosibirsk, 2021. S. 1422-1424.

6. E'kspert Agro/Spravochniki. URL: http://expert-agro. com/ (data obrashheniya: 13.03.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.