Научная статья на тему 'Обоснование государственных мер повышения эффективности использования земельных ресурсов'

Обоснование государственных мер повышения эффективности использования земельных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / СТОИМОСТНАЯ ОЦЕНКА / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Векленко В.И., Ноздрачева Е.Н., Степкина И.И., Жмакина Н.Д.

Эффективное использование земельных ресурсов позволяет устойчиво осуществлять воспроизводство на расширенной основе потребительских свойств земли. Невысокий удельный вес земельного налога свидетельствует о его низком воздействии на эффективность использования сельскохозяйственных земель. Возросшее внимание развитию сельского хозяйства со стороны государства пока не решило проблему создания условий для осуществления воспроизводственных процессов ресурсов земли и дальнейшего повышения эффективности их использования. Для совершенствования системы налогообложения необходимо учитывать различия в ценности земель сельскохозяйственного назначения. В Курской области продуктивность пашни зависит от таких естественных факторов, как тип и смытость почвы, которые должны учитываться при стоимостной оценке земли. Предлагается наименее плодородные слабосмытые земли на серых лесных почвах налогом не облагать, а в качестве налогооблагаемой базы должна выступать стоимость земли, превышающая минимальную ее оценку. Выделяемые государством средства на поддержку воспроизводства земельных ресурсов должны быть определены в расчете на единицу производимой продукции растениеводства с учетом влияния сельскохозяйственных культур на почвенное плодородие (в частности на баланс гумуса). Это позволит поддерживать плодородие и повышать эффективность использования земельных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Векленко В.И., Ноздрачева Е.Н., Степкина И.И., Жмакина Н.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование государственных мер повышения эффективности использования земельных ресурсов»

УДК 338.242.4

ОБОСНОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

ВЕКЛЕНКО В.И.,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой финансов и кредита Курского государственного университета; e-mail: viv-den@yandex.ru, тел. (4712)51-36-52.

НОЗДРАЧЕВА Е.Н.,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Курского государственного университета. СТЕПКИНА И.И.,

кандидат экономических наук, доцент. ЖМАКИНА Н.Д.,

кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВО Юго-Западного государственного университета.

Реферат. Эффективное использование земельных ресурсов позволяет устойчиво осуществлять воспроизводство на расширенной основе потребительских свойств земли. Невысокий удельный вес земельного налога свидетельствует о его низком воздействии на эффективность использования сельскохозяйственных земель. Возросшее внимание развитию сельского хозяйства со стороны государства пока не решило проблему создания условий для осуществления воспроизводственных процессов ресурсов земли и дальнейшего повышения эффективности их использования. Для совершенствования системы налогообложения необходимо учитывать различия в ценности земель сельскохозяйственного назначения. В Курской области продуктивность пашни зависит от таких естественных факторов, как тип и смытость почвы, которые должны учитываться при стоимостной оценке земли. Предлагается наименее плодородные слабосмытые земли на серых лесных почвах налогом не облагать, а в качестве налогооблагаемой базы должна выступать стоимость земли, превышающая минимальную ее оценку. Выделяемые государством средства на поддержку воспроизводства земельных ресурсов должны быть определены в расчете на единицу производимой продукции растениеводства с учетом влияния сельскохозяйственных культур на почвенное плодородие (в частности на баланс гумуса). Это позволит поддерживать плодородие и повышать эффективность использования земельных ресурсов.

Ключевые слова: земельные ресурсы, стоимостная оценка, налогообложение, государственная поддержка, сельскохозяйственные культуры.

JUSTIFICATION FOR STATE MEASURES TO IMPROVE THE EFFECTIVENESS OF THE USE OF LAND RESOURCES

VEKLENKO V.I.,

doctor of Economics, Professor, head of Finance and credit Department, Kursk state University; e - mail: viv-den@yandex.ru, tel. (4712)51-36-52.

NOZDRACHEVA E.N.,

candidate of economic sciences, аssociate Professor of the Department of Economics, Kursk State University. STEPKINA I.I.,

candidate of economic sciences, associate professor. ZHMAKINA N.D.,

сandidate of Science (Economics), associate professor of FGBEU in South-Western State University.

Essay. Effective use of land resources allows for sustainable reproduction on an extended basis of the consumer properties of the land. The low proportion of the land tax indicates its low impact on the efficiency of agricultural land use. The increased attention to the development of agriculture by the state has not yet solved the problem of creating normal reproductive processes of land resources and improve their efficiency. In order to improve the taxation system, it is necessary to take into account the differences in the value of agricultural land. In the Kursk region, arable land productivity depends on natural factors such as soil type and moisture content, which should be taken into account in the valuation of land. It is proposed that the least fertile soft-washed land on gray forest soils should not be taxed, and as a taxable base should be the part of the land value that exceeds

its minimum estimate. The amount of allocated state funds for support should be determined per unit of crop production, taking into account the impact of crops on soil fertility (in particular on the balance of humus). This will help to maintain fertility and improve the efficiency of land use.

Key words: land resources, valuation, taxation, state support, agricultural crops.

Введение. Земля является особым фактором в сельскохозяйственном производстве. В этой отрасли экономики она выступает как главное средство производства, используемая и как в качестве предмета труда, так и в качестве средства труда. Как предмета труда земля выступает при ее обработке, направленной на создание условий для произрастания сельскохозяйственных культур. В качестве же средства труда земля функционирует тогда, когда она через свои различные свойства воздействует на произрастающие на ней растения.

Аграрные земельные отношения характеризуются системой взаимосвязанных отношений, включающих в себя организационные, общественно-экономические, производственные отношения хозяйствующих субъектов в связи с владением и распоряжением сельскохозяйственными землями, их охраной и использованием в сельском хозяйстве [1. - С. 15-17].

В рыночной системе в основе отношений между землевладельцами и землепользователями находятся рентные отношения, возникающие в связи с получением, присвоением и использованием доходов, связанных с реализацией права собственности на землю [2].

Результаты исследования. Учитывая особую роль земли в производстве сельскохозяйственной продукции, эффективным будет использование земельных ресурсов в том случае, если оно позволяет устойчиво осуществлять воспроизводство на расширенной основе потребительских свойств земли как производственного ресурса и совершенствовать земельные отношения, позволяющие произвести больше качественной продукции с единицы земельных угодий и эффективно использовать вовлеченные в производство ресурсы.

Указанные процессы привели к изменениям посевных площадей и структуры посевов. За годы реформ в Курской области сокращение посевных площадей составило 19 %, что несколько выше, чем в ЦЧР, но значительно ниже, среднего показателя по

ЦФО. Современная структура посевов характеризуется более низким удельным весом сахарной свеклы и кормовых культур, но более высокой долей зерновых культур.

Проводимые земельные реформы оказали отрицательное влияние не только на сокращение сельскохозяйственных земель в использовании, но и на величину земельной ренты. Причинами снижения полученной земельной ренты являются медленное формирование рыночных институтов землевладения и землепользования, ухудшение материально-технической базы, снижение инвестиционной активности, неэквивалентный обмен между партнерами по АПК, инфляцией доходов товаропроизводителей [3, 4, 5].

Анализ изменения выручки и произведенных затрат на реализованную продукцию в организациях сельского хозяйства Курской области и сопоставление с изменением налоговых начислений в 2008-2016 гг. показывает, что сумма земельного налога, уплаченная в расчете 1 га земельных угодий увеличилась несколько меньше, чем общая величина налогов и сборов. Рост последних был значительно ниже, чем увеличение выручки, полученной от продажи продукции. Соотношение общей суммы налогов и сборов с выручкой от реализации в организациях сельского хозяйства уменьшилась в рассматриваемом периоде с 16 до 5 %, тогда как удельный вес налога на землю в общей сумме налогов и сборов увеличилась с 0,8 % в 2008-2012 гг. до 1,7 % в 2013-2016 гг. (таблица 1).

Таким образом, остающийся невысоким удельный вес земельного налога в сравнении с суммарной величиной налогов и сборов свидетельствует о его относительно низком воздействии на эффективность использования сельскохозяйственных земель. Поскольку расходы на использование земли, включающие налоги и арендную плату, превышают сумму ренты, то сложившиеся условия воспроизводства земли, роста производительности и эффективности ее использования следует считать неблагоприятными.

Таблица 1 - Стоимостные объемы производства и суммы налогообложения в организациях сельского хозяйства в Курской области, на 1 га сельскохозяйственных угодий

В рублях

Наименование показателя В среднем за 20082012 гг. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. В среднем за 20132016 гг. 20082012 гг. к 2013-2016 гг., раз

Выручка от продаж продукции 12913 43037 61169 81171 92792 69542 5,39

Полные затраты по реализованной продукции 10703 31772 44311 55475 66717 49569 4,63

Начислено налогов и сборов 2050 4411 5035 7703 4527 5419 2,64

в т. ч. налог на землю 16,7 34,2 43,5 17,4 78,6 43,4 2,59

Таблица 2 - Помощь государства организациям сельского хозяйства в Курской области

В миллионах рублей

Наименование показателя В среднем за 20082012 гг. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. В среднем за 20132016 гг. 2008-2012 гг. к 2013-2016 гг., раз

Бюджетные средства -всего 1901 4547 4753 4665 5377 4836 2,54

в т.ч.: полученные из федерального бюджета 1576 3812 3842 4314 4736 4176 2,65

за счет бюджета субъекта РФ 325 735 910 351 640 659 2,03

Следует отметить, что в последние годы в государственной экономической политике все большее внимание уделяется сельскому хозяйству и повышению плодородия почв. Федеральный Закон РФ «О развитии сельского хозяйства» устанавливает в качестве основной цели государственной политики в аграрной сфере сохранение и воспроизводство природных ресурсов, используемых в сельскохозяйственном производстве. Поддержка государства, направленная на рост объемов производства продукции сельского хозяйства, устойчивое развитие сельских территорий должна осуществляться прежде всего через обеспечение мероприятий, позволяющих повысить плодородие почв [6].

Цели, задачи и способы их достижения, указанные в рассматриваемом законе, конкретизированы в государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на период 2013-2020 годов. В указанной программе особо указывается на необходимость сохранения и воспроизводства земельных ресурсов, используемых в процессе производства сельскохозяйственной продукции [7].

Для реализации мероприятий рассматриваемой программы в разработано Соглашение между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Администрацией Курской области [8].

Анализ результатов выполнения Соглашения показывает, помощь государства организациям сельского хозяйства проводится прежде всего в виде субсидий. Их величина ежегодно увеличивается высокими темпами. Выделенные из федерального бюджета средства возрастают по годам, и составляют основную часть государственной помощи. Однако доля государственной помощи в общей суммы затрат на производство продукции сельского хозяйства по годам снижается (таблица 2).

Таким образом, принятие большого количества федеральных и региональных программ по развитию сельского хозяйства, роста государственной помощи сельскому хозяйству, проблема создания условий для осуществления воспроизводственных процессов ресурсов земли и роста эффективности их использования остается нерешенной.

Основными элементами экономического механизма регулирования земельных отношений явля-

ются ценовые, налоговые и кредитные регуляторы. Ценность земли в условиях рыночной экономики становится ее цена. Земля как экономический ресурс для государства имеет ценность в связи с возможностью получения определенной суммы налогов. Для собственников ценность земли связана с объемом инвестиционных ресурсов, позволяющим повысить эффективность использования земли [9. - С.18]. Ценовой механизм лежит в основе экономической концепции регулирования государством рынков земельной недвижимости.

Качество земель сельскохозяйственного назначения связанно с уровнем их плодородия. В Курской области главными факторами, определяющими качество земель, являются тип почв и степень смытости земель. Поскольку с уровнем плодородия связаны объемы произведенной продукции, то плодородие во многом определяет ценность земельных ресурсов.

В результате проведенных нами исследований установлено, что урожайность на черноземных почвах по сравнению с серыми лесными почвами по зерновым культурам на 8-9 % выше, а по сахарной свекле - на 13-14 % [10. - С. 126]. Используя эти величины для оценки относительной урожайности и других сельскохозяйственных культур, разделив их на культуры сплошного сева и пропашные, а также фактическую структуру посевных площадей, сложившуюся в последние годы, можно определить, что в среднем продуктивность черноземов примерно на 10 % выше, чем серых лесных почв.

Для оценки влияния смытости почв на их продуктивность могут быть использованы величины снижения урожайности культур в зависимости от размещения их посевов на участках пашни с разной степенью эродированности. Принимая во внимание фактическую структуру посевных площадей, было определено, что на слабосмытых почвах урожайность в среднем снижается на 15%, на среднесмы-тых - 48-50 %, а на сильносмытых - 68-70 %.

Приняв за 100 % урожайность на среднесмытых серых лесных почвах, были рассчитаны относительные уровни средней продуктивности других почв по смытости и типу почв с учетом определенных выше количественных различий в их продуктивности (рисунок 1).

Рисунок 1 - Относительный уровень продуктивности пашни в Курской области, в процентах к сред-несмытой пашне в агропочвенном районе с преобладанием серых лесных почв

250 200 150 100 50 0

Слабосмытая

пашня Среднесмытая

пашня

Агропочвенный район с преобладанием почв черноземов

Агропочвенный район с преобладанием почв серых лесных

Средняя по области продуктивность 1 га пахотных угодий по сравнению с наименее плодородными землями составляет 188 %. Если принять стоимость 1 га пахотных угодий в целом в Курской области, равной 50 тыс. руб., тогда относительно наихудшие участки могут быть оценены суммой менее 27 тыс. руб. Для определения стоимости пашни, расположенной на более плодородных землях была использована относительная величина их продуктивности. Наиболее максимальная стоимость получена по несмытым землям, расположенным на черноземных почвах, которая превышает 55 тыс. руб.

Плата за землю в современных условиях должна стать основой экономического механизма, регулирующего земельные отношения в сельском хозяйстве. Ее величина должна устанавливаться с учетом региональных условий производства сельскохозяйственной продукции, что обеспечит стимулирование его развития, повышение эффективности, воспроизводственные процессы земельных ресурсов.

Рассчитанная стоимостная оценка земли может быть использована для определения кадастровой стоимости пашни, поскольку учитывают ее естественные характеристики, а также определения налогооблагаемой базы земли сельскохозяйственного назначения.

Анализ сложившийся ситуации в налогообложении земли показывает, что величина взимаемых налогов недостаточно учитывает рентные отношения. Кадастровая стоимость земли определяется по методике, не учитывающей величину ренты и ее составных частей. Нам представляется, что поскольку теория воспроизводства земельных ресурсов строится на понятии ренты, то рентные отношения должны быть положены в основу определения налогооблагаемой базы.

Для финансирования воспроизводственных процессов земельных ресурсов может быть использована любая часть земельной ренты. Однако для этого должны быть соответствующие условия. Для использования абсолютной ренты предприниматель должен быть собственником земли, дифференциальной ренты I - государственная политика, способствующая развитию сельского хозяйства и улучшению плодородия почв, дифференциальной ренты II -продолжительные сроки аренды земли.

Простое воспроизводство земельных ресурсов должно финансироваться за счет средств, полученных от присвоения абсолютной ренты и дифференциальной ренты I, которые в виде издержек производства (арендная плата и налоги на землю) должны включаться в себестоимость продукции. Расширенное воспроизводство должно осуществляться за счет дифференциальной ренты II.

Расчет стоимости земли по предлагаемой методике будет учитывать естественное плодородие земли, а, следовательно, размеры абсолютной ренты и дифференциальной ренты I. Сумму абсолютной ренты предлагается определять исходя из стоимости самых плохих участков и процента на капитал. Наихудшими участками в Курской области, которые могут быть использованы в сельскохозяйственном производстве, являются среднесмытые земли на серых лесных почвах. Они не должны облагаться налогами. Для определения налогооблагаемой базы по более плодородным землям из их стоимости необходимо вычесть стоимость наихудших используемых земель, равную по нашим расчетам 26,6 тыс. руб. Полученные в результате доходы должны использоваться собственниками земли для осуществления простого воспроизводства плодородия земли.

Таблица 3 - Расчет величины субсидий для осуществления воспроизводства плодородия почв в Курской области____

Название культуры Прогнозируемая урожайность, т/га Баланс гумуса Субсидии

т/га тыс. т тыс. руб. руб./т руб./га

Зерновые культуры: всего 3,1 -0,29 -369 37309 10,1 31,3

в т.ч.: продовольственные 3,6 -0,56 -300 30386 15,7 56,7

фуражные 3,2 -0,05 -29 2981 1,6 5,1

Крупяные 1,5 -0,59 -39 3942 39,8 59,7

Сахарная свекла (фабричная) 42 -1,66 -191 19325 4,0 168,0

Подсолнечник на семена 2,3 -2,07 -182 18440 91,1 209,5

Соя 1,7 -0,45 -27 2779 26,8 45,6

Картофель и овощи 16 -1,69 -120 12147 10,7 171,1

Всего посевы - -0,46 -889 90000 - 59,0

Указанная разница в стоимости земли будет определять величину дифференциальной ренты I, полностью изымаемую у сельскохозяйственных производителей через налогообложение. В результате использования для налогообложения только части стоимости земли, существенно возрастут различия в величине налоговых платежей, взимаемых в результате использования 1 га пашни. Это послужит стимулом более эффективного использования наиболее плодородных земель. Если использовать существующую ставку налога на землю, составляющую 0,3 %, можно определить величину налоговых поступлений с 1 га пашни, которые в среднем по области будут равны 75 руб. В зависимости от уровня естественного плодородия налоговые сборы будут изменяться от 64 до 88 руб. на 1 га. Величина налоговых поступлений со всей площади пашни области составит свыше 90 млн. руб., что в 2 раза больше, чем начисленный земельный налог с сельскохозяйственных организаций области в среднем за 2013-2016 гг.

Предлагаемая система налогообложения части стоимости земли по своей сути является льготной системой для сельскохозяйственных производителей. Одновременно она является достаточно эффективным механизмом, позволяющим расширить спрос на земли сельскохозяйственного назначения, увеличить рыночный оборот земли рассматриваемого назначения.

Важным источником финансирования воспроизводственных процессов земельных угодий является выделение государственных средств из бюджетов разных уровней. Основным при этом является региональный бюджет формируемый, в частности, за счет сбора налогов с земельных ресурсов.

Опыт разработки и реализации государственных программ поддержки развития сельскохозяйственного производства, в том числе и программы сохранения и повышения плодородия почв, показал их низкую эффективность в связи с несовершенством распределения государственных средств.

Наиболее эффективным методом решения указанных проблем, как показывает мировой опыт, является выделение субсидий на производство конкретных видов сельскохозяйственной продукции. Поскольку возделывание разных сельскохозяйственных культур по-разному влияет на почвенное плодородие (в частности на баланс гумуса), то с учетом этого влияния и может быть рассчитана величина государственной поддержки.

Поскольку основной задачей сельского хозяйства является обеспечение граждан продуктами питания, а перерабатывающую промышленность - сырьем, то в наибольшей степени выполнению указанной задачи будет определение субсидий в расчете на единицу реализованной продукции. Величину этой продукции легче учесть и документально подтвердить ее объемы.

Расчеты баланса гумуса по сельскохозяйственным культурам с прогнозной урожайностью, учитывающие расход гумуса в результате минерализации и его пополнение за счет пожнивных и корневых остатков, показывают, что положительным баланс в условиях Курской области будет только по яровым зерновым колосовым культурам и по однолетним и многолетним травам.

Для определения размера государственных субсидий, предназначенных для воспроизводства плодородия почв, предполагалось, что на эти цели будет направлена сумма налога на землю. Ее величина распределена между группами сельскохозяйственных культур пропорционально отрицательным значениям баланса гумуса, взятым по модулю. Полученные суммарные значения затем соотносились с проектными размерами посевных площадей и урожайностью (таблица 3).

Вывод. Внедрение предлагаемых мероприятий по государственному воздействию на воспроизводство земельных ресурсов позволит постоянно поддерживать плодородие и повышать эффективность их использования.

Список использованных источников

1. Кресникова Н.И. Формирование системы земельных отношений в аграрном секторе экономики: теория, методология и практика: автореф. ... док. экон. наук. - М., 2009. - 58 с.

2. Рысьмятов А.З., Дьяков С.А., Наш А.Р. Институциональные аспекты формирования организационно-экономического механизма воспроизводства плодородия земли / Научный электронный журнал КубГАУ. -2006. - № 02(18), www.ej.kubagro.ru.

3. Зейналов И. Мировой опыт земельных реформ // Международный сельскохозяйственный журнал. -2005. - № 4. - С. 22-24.

4. Филонич В.В. Рыночный механизм аграрного землепользования в России: концепция формирования, социально-эколого-экономические императивы. - Ростов-на-Дону : Изд-во СКНЦ ВШ, 2004. - 312 с.

5. Экономическая теория на пороге XXI века. / Под ред. Ю.М. Осипова, Е С. Зотовой. - М.: Юристъ, 2002. - 655 с.

6. Федеральный Закон РФ № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 г. // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 1 (Ч.1).

7. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы // Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

8. Постановление Администрации Курской области «Об утверждении областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства Курской области на 2009-2012 годы» // «Курская правда» 25 апреля 2009 г.

9. Тарасов А.С. Методические основы формирования организационно-экономической системы управления земельными ресурсами: автореф. дисс... док. экон. наук. - М., 2008. - 42 с.

10. Векленко В.И. Экономические проблемы устойчивости и повышения эффективности земледелия. -Курск. Изд-во КГСХА, 1999. - 216 с.

List of sources used

1. Kresnikova N.I. Formation of the system of land relations in the agrarian sector of the economy: theory, methodology and practice: author's abstract. ... doc. econ. sciences. - M., 2009. - 58 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Rysmyatov A.Z. Dyakov S.A., Nash A.R. Institutional Aspects of the Formation of the Organizational-Economic Mechanism of Reproduction of Fertility of the Earth / Scientific Electronic Journal of KubAU. - 2006. -No. 02 (18), www.ej.kubagro.ru.

3. Zeynalov I. World experience of land reform / International Agricultural Journal. - 2005. - No. 4. - P. 22-24.

4. Filonich V.V. The market mechanism of agrarian land use in Russia: the concept of formation, social-ecological-economic imperatives. - Rostov-na-Dony: Publishing House of the National Center of the Russian Academy of Sciences, 2004. - 312 p.

5. Economic theory in the 21st century. / Under the heading. Yu.M. Osipov, E. S. Zotova. - Moscow: Jurist, 2002. - 655 p.

6. Federal Law of the Russian Federation No. 264-FZ "On the Development of Agriculture" on December 29, 2006 // Collection of the Legislation of the Russian Federation. - 2007. - No. 1 (P. 1).

7. State program for the development of agriculture and regulation of markets for agricultural produce, raw materials and products for 2013-2020 // Official website of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation.

8. Resolution of the Administration of the Kursk region "On the approval of the regional target program" Development of agriculture of the Kursk region for 2009-2012 "// Kurskaya Pravda April 25, 2009.

9. Tarasov A.S. Methodical foundations of the formation of the organizational and economic system of management of resource resources: the author's abstract. ... doc. econ. sciences. - Moscow, 2008. - 42 p.

10. Veklenko V.I. Economic problems of sustainability and improving the efficiency of agriculture. - Kursk. Izd-voo KGSHA, 1999. - 216 p.

УДК 332.1

ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

КРЯЧКОВА ЛИ.,

доктор экономических наук, профессор, Финансовый университет при Правительстве РФ, Курский филиал; e-mail: crachockova@mail.ru, тел. 8 910-215-98-38.

КРУТИКОВ А.К.,

аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; e-mail: сахарок@тай.ги, 8 909-29-26-11.

МОХОВА О.И.,

аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.