Научная статья на тему 'Механизм валютного контроля над оффшорным бизнесом и меры борьбы со злоупотреблениями в рамках ЕАЭС'

Механизм валютного контроля над оффшорным бизнесом и меры борьбы со злоупотреблениями в рамках ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
317
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
"БЕГСТВО" КАПИТАЛА / "FLIGHT" OF THE CAPITAL / ЕАЭС / EEU / OFFSHORE ZONES / ОТТОК КАПИТАЛА / CAPITAL OUTFLOW / ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ / CURRENCY CONTROL / НЕЛЕГАЛЬНЫЙ ВЫВОД КАПИТАЛА / ILLEGAL WITHDRAWAL OF CAPITAL / ЭКОНОМИКА / ECONOMY / ОФФШОРНЫЕ ЗОНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Винникова Полина Геннадьевна

В настоящее время актуальна проблема «бегства» капитала из страны. Трансграничный характер деятельности предоставляет дополнительные возможности для налогоплательщиков, участвующих в ВЭД, не исполнять надлежащим образом свои конституционные обязанности по уплате налогов. Это вызвано тем, что при осуществлении внешнеэкономической деятельности налоговым органам труднее установить факты, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанностей по уплате налогов, а организациям и физическим лицам легче скрыть или «закамуфлировать» объекты налогообложения. В данной статье исследуется проблема, связанная с налогообложением прибыли и доходов субъектов внешнеэкономической деятельности, а именно: избежание и уклонение от уплаты налогов на доходы и прибыль участниками ВЭД. Также, в представленной статье, проведен анализ нелегального оттока капитала из стран-членов ЕАЭС, рассмотрены меры борьбы над оффшорным бизнесом и даны рекомендации по минимизации показателя объема «беглого» капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм валютного контроля над оффшорным бизнесом и меры борьбы со злоупотреблениями в рамках ЕАЭС»

THE MECHANISM OF CURRENCY CONTROL OVER OFFSHORE BUSINESS AND MEASURES OF FIGHT AGAINST ABUSES

WITHIN EEU Vinnikova P.G. (Russian Federation) Email: Vinnikova439@scientifictext.ru

Vinnikova Polina Gennadyevna - Student, ECONOMICS DEPARTMENT, PUBLIC STATE EDUCATIONAL INSTITUTION OF THE HIGHER EDUCATION RUSSIAN CUSTOMS ACADEMY, LYUBERTSY

Abstract: now the problem of "flight" of the capital from the country is relevant. The cross-border nature of activity gives additional opportunities for the taxpayers participating in foreign trade activities not to fulfill properly the constitutional duties on payment of taxes. It is caused by the fact that at implementation of foreign economic activity it is more difficult for tax authorities to establish the facts with which the legislation on taxes and fees connects emergence of obligations for payment of taxes, and and to natural persons it is easier for organizations to hide or "camouflage" subjects to the taxation. In this article the problem connected with the taxation ofprofit and the income of subjects offoreign economic activity is investigated namely: avoidance and evasion of taxes on income and profit participants of foreign trade activities. Also, in the submitted article, the analysis of illegal capital outflow from EEU member countries is carried out, fight measures over offshore business are considered and recommendations about minimization of an indicator of volume of the "fluent" capital are made.

Keywords: "flight" of the capital, EEU, offshore zones, capital outflow, currency control, illegal withdrawal of capital, economy.

МЕХАНИЗМ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ НАД ОФФШОРНЫМ БИЗНЕСОМ И МЕРЫ БОРЬБЫ СО ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯМИ

В РАМКАХ ЕАЭС Винникова П.Г. (Российская Федерация)

Винникова Полина Геннадьевна - студент, экономический факультет, Государственное казенное образовательное учреждение высшего образования Российская таможенная академия, г. Люберцы

Аннотация: в настоящее время актуальна проблема «бегства» капитала из страны. Трансграничный характер деятельности предоставляет дополнительные возможности для налогоплательщиков, участвующих в ВЭД, не исполнять надлежащим образом свои конституционные обязанности по уплате налогов. Это вызвано тем, что при осуществлении внешнеэкономической деятельности налоговым органам труднее установить факты, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанностей по уплате налогов, а организациям и физическим лицам легче скрыть или «закамуфлировать» объекты налогообложения. В данной статье исследуется проблема, связанная с налогообложением прибыли и доходов субъектов внешнеэкономической деятельности, а именно: избежание и уклонение от уплаты налогов на доходы и прибыль участниками ВЭД. Также, в представленной статье, проведен анализ нелегального оттока капитала из стран-членов ЕАЭС, рассмотрены меры борьбы над оффшорным бизнесом и даны рекомендации по минимизации показателя объема «беглого» капитала.

European science № 7 (39) ■ 26

Ключевые слова: «бегство» капитала, ЕАЭС, оффшорные зоны, отток капитала, валютный контроль, нелегальный вывод капитала, экономика.

Одним из механизмов реализации национальных интересов ключевых мировых игроков стало образование интеграционных группировок. Таким интеграционным объединением на постсоветском пространстве является Евразийский экономический союз (ЕАЭС). В условиях глобализации одной из проблем международного движения капитала, особенно для стран с формирующимися рынками, является проблема «бегства» капитала.

Существуют международные органы борьбы с нелегальным оттоком капитала из страны, но единого списка оффшорных зон нет. Работу по контролю за оффшорными зонами ведут и центральные банки. Каждая из стран ЕАЭС на законодательном уровне проводит политику контроля и минимизации «бегства» капитала в оффшорные зоны.

В Российской Федерации сегодня остаются следующие ограничения права распоряжения валютными ценностями. К такому ограничению можно отнести требование о репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ (ст. 19 Закона № 173-ФЗ). При этом, Законом № 134-ФЗ была ужесточена уголовная ответственность за нарушение обязанности репатриации валютной выручки: в ст. 193 УК РФ установлена ответственность за неисполнение обязанности репатриации не только иностранной валюты (как было ранее), но и рублей; [1, с. 4859]

Законом Республики Армения от 2004 года «О валютном регулировании и валютном контроле» закреплены операции по движению капитала. Однако, с целью борьбы с нестабильностью финансовой системы, обращением средств, приобретенных преступным путем и финансированием терроризма, предотвращения статистических и экономических рисков ЦБ может установить порядок и условия осуществления операций движения капитала и финансовых валютных операций.

Основным законодательным актом по вопросам валютного регулирования и валютного контроля в Республике Казахстан является Закон Республики Казахстан от 13.06.2005 № 57-Ш «О валютном регулировании и валютном контроле». Административная ответственность за не обеспечение репатриации национальной и иностранной валюты (предусмотрена ст. 187 КоАП РФ), уголовная ответственность (предусмотрена ст. 213 УК РК за невозвращение руководителем из-за границы средств в национальной и иностранной валюте) конструктивно и по правовым последствиям практически идентичны аналогичным российским нормам до внесения в них изменений в 2012 г.

Базовым источником валютного законодательства в Республике Беларусь является Закон Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-3 «О валютном регулировании и валютном контроле». Термин «репатриация валюты» не используется в законодательстве Республики Беларусь, однако требование по «возврату валюты» по сути тождественно российскому и казахстанскому. «Статья 225. Невозвращение из-за границы валюты» УК РБ, ответственности по которой подлежат индивидуальный предприниматель или должностное лицо юридического лица, как мера борьбы с «бегством» капитала.

Согласно, Закону Кыргыской республики «О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности», выдвинут ряд мер, направленных на противодействие нелегальному отмыванию денежных средств. В целях осуществления лицензирования и регулирования деятельности банков и иных финансово-кредитных учреждений Национальный банк Кыргызской Республики определяет перечень субъектов, государств и территорий оффшорных зон и устанавливает условия и ограничения на совершение операций (сделок) с ними.

27 ■ Еигореап Баепсе № 7 (39)

Среди прочих мер контроля за утечкой капитала, следует отметить осуществление мониторинга объемов «бегства» капитала и совершенствование критериев оценки данного показателя (см. таблица 1). Объемы нелегального вывоза капитала рассчитываются с помощью методологии Дж. Каддингтона, В.П. Оболенского, Банка России и др. на основе различных статей платежного баланса страны с целью учета теневых операций. Это позволяет выявить ориентировочный уровень нелегального оттока капитала и в дальнейшем предотвратить возникновение криминогенной ситуации в организациях, осуществляющих сомнительные операции по выводу средств [2, с. 217].

Таблица 1. Оценка объемов «бегства» капитала в государствах-членах ЕАЭС по методологии Дж. Каддингтона и В.П.Оболенского, млн. долл. США

Сомнительные

операции/краткосрочный капитал/ сумма: торговые

Государство-член ЕАЭС кредиты и авансы, своевременно не полученная экспортная выручка, не поступившие товары и услуги в счет переводов денежных средств по импортным контрактам, переводы по фиктивным операциям с ценными бумагами Чистые ошибки и пропуски/ статистические расхождения Оценка «бегства»капитала в млн.долл.США

Россия 378 3806 4184

Армения1 393,3 112 505,3

Казахстан -280,3 1967,5 1687,2

Белорусия 1659,9 532 2191,9

Киргизия2 -385,4 223,7 161,7

Рассчитано автором на основе данных платежных балансов государств-членов ЕАЭС за 2017 год

Методика расчета учитывает только нелегально выведенные из страны средства, операции, не отраженные в документах. Данные, представленные в Таблице 1 являются ориентировочными, т.к. методологически верно оценить нелегальный отток капитала весьма непросто. Следует отличать понятия «бегство» капитала и отток капитала из страны. Показатель чистого оттока капитала «нельзя отождествлять с незаконным вывозом или «бегством» капитала», указывала глава ЦБ Эльвира Набиуллина, хотя данные экономические категории тесно взаимосвязаны. Основываясь на сегодняшней экономической ситуации, можно привести следующие данные.

Банк России увеличил прогноз оттока капитала из страны в этом году с $16 млрд до $19 млрд. это будет технический отток, вызванный ростом цен на нефть. Он не связан с «сомнительными операциями» российских бизнесменов. Почти двукратный подъем уровня бегства капитала Эльвира Набиуллина объясняет техническими обстоятельствами. «Отток капитала не тождественен сомнительным операциям. Когда растет выручка от продажи нефти, она учитывается и как поступление по текущему счету, и как отток капитала, если хранится в иностранной валюте», — поясняет председатель ЦБ.

1 Рассчитано автором по данным платежного баланса за 9 мес.2017 года.

2 Рассчитано автором по данным платежного баланса за 9 мес.2017 года.

Еигореап Баепсе № 7 (39) ■ 28

Отток капитала из Армении в 2017 году превысил 1,025 миллиарда долларов. Отметим, что в январе-октябре 2017 года из Армении с помощью физических лиц за границу перечислено в общем 814,218 миллионов долларов, в аналогичный период прошлого года этот показатель составлял 641,139 миллионов долларов.

В Казахстане наблюдается сокращение валового оттока прямых инвестиций за рубеж. Так, в 2016 году из страны резидентами было выведено $4,28 млрд, что на 38,2% меньше, чем годом ранее, а уже за шесть месяцев 2017 года показатель сократился на 52,4% относительно аналогичного периода предыдущего года. Причем скачок произошел в оффшорную юрисдикцию.

«Сокращение объема оттока инвестиций из Казахстана скорее означает, что казахстанские компании беднеют и им нечего инвестировать. К тому же в результате острой нехватки средств на рынке компании вкладываются в свои внутренние проекты», - отмечает директор общественного фонда Financial Freedom Расул Рысмамбетов.

В последние годы наблюдается отток иностранного капитала из Беларуси. За годы рецессии вклады зарубежных инвесторов в уставные фонды белорусских предприятий сократились более чем на 300 млн долларов. «Экономика в последние два года находилась в кризисном состоянии, и некоторые иностранные инвесторы, видимо, сочли нецелесообразным свое дальнейшее присутствие на рынке [3, с. 407]. Поскольку снижение платежеспособного спроса было весьма заметным, бизнес этого не мог не почувствовать», — отметила в комментарии для БелаПАН научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая. В 2018 году, как ожидают эксперты, отток иностранного капитала из Беларуси прекратится, поскольку страна вышла из рецессии.

В Кыргызстане отток капитала по итогам девяти месяцев 2017 года достиг $161,3 миллиона. Среди негативных факторов, влиявших на экономику Кыргызстана в 2017 году, падение экономики и рост инфляции в странах -основных торговых партнерах: России, Беларуси и Казахстане.

Сказалась на положении Кыргызстана и зависимость внутреннего рынка от импорта продуктов. Сыграла отрицательную роль и волатильность цены на сырую нефть. Положительно на экономике сказалось увеличение денежных переводов мигрантов на 20,9 процентов. Кроме того, не отмечалось негативного влияния на внутренние цены со стороны мировых продовольственных рынков.

Таким образом, в странах ЕАЭС наблюдается значительный, в соотношении с масштабами данных экономик, уровень «бегства» капитала. Существующие меры борьбы с нелегальным оттоком капитала, включая законодательные, неэффективны и требуется их оптимизация. Политики должны требовать от многонациональных компаний публичного раскрытия своих доходов, прибылей, убытков, продаж, уплаченных налогов. Необходимо обеспечить строгое соблюдение уже принятых законов.

Список литературы /References

1. О валютном регулировании и валютном контроле: федер. Закон от 10.12.2003 г. № 173 - ФЗ // "Собрание законодательства РФ". - 2003. N 50, С. 4859.

2. Воронина А.М. Эволюция оффшорного бизнеса / А.М. Воронина. М.: Финансы и кредит, 2013. 217 с.

3. Гордеев В.В. Мировая экономика и проблемы глобализации. М.: Высшая школа, 2015. 407 с.

4. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.cbr.ru (дата обращения: 17.04.2018).

5. Официальный сайт Центрального банка республики Армения [Электронный ресурс] Режим доступа: www.cba.am (дата обращения: 17.04.2018).

29 ■ European science № 7 (39)

6. Официальный сайт Национального банка республики Беларусь [Электронный ресурс] Режим доступа: www.nbrb.by (дата обращения: 17.04.2018).

7. Официальный сайт Национального банка Казахстана [Электронный ресурс] Режим доступа: www.nbkr.kg (дата обращения: 17.04.2018).

8. Официальный сайт Национального банка Казахстана [Электронный ресурс] Режим доступа: www.nationalbank.kz (дата обращения: 17.04.2018).

Список литературы на английском языке /References in English

1. On currency regulation and currency control: feeder. The law from 12/10/2003 of No. 173. the Federal Law//"A collection of the legislation of the Russian Federation". - 2003. N 50, St. 4859.

2. Voronina A.M. Evolution of offshore business / A.M. Voronina. - M.: Finance and credit, 2013. 217 pages.

3. Gordeev V.V. World economy and problems of globalization. M.: The higher school, 2015. 407 pages.

4. Official site of the Central bank of the Russian Federation [An electronic resource] of URL: www.cbr.ru (Date of the address: 4/17/2018).

5. Official site of the Central bank of the Republic of Armenia [An electronic resource] of URL: www.cba.am (Date of the address: 4/17/2018).

6. Official site of National bank of Republic of Belarus [An electronic resource] of URL: www.nbrb.by (date of the address: 4/17/2018).

7. Official site of National bank of Kazakhstan [An electronic resource] of URL: www.nbkr.kg (date of the address: 4/17/2018).

8. Official site of National bank of Kazakhstan [An electronic resource] of URL: www.nationalbank.kz (date of the address: 4/17/2018).

European science № 7 (39) ■ 30

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.