Научная статья на тему 'Механизм устойчивого функционирования ЖКХ в условиях кризисного развития экономики города'

Механизм устойчивого функционирования ЖКХ в условиях кризисного развития экономики города Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
298
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ИНФРАСТРУКТУРА / КРИЗИС / КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ / ПРИОРИТЕТ / ПРОБЛЕМЫ ГОРОДОВ / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / INFRASTRUCTURE / CRISIS / MAJOR OVERHAUL / PRIORITY / URBAN PROBLEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнова Алеся Сергеевна, Кузнецова Алефтина Ивановна

В статье говорится о том, на фоне чего возник кризис жилищно-коммунального хозяйства в стране, а также представлены механизмы, с помощью которых можно стабилизировать ситуацию, создать положительную динамику роста качества обслуживания населения в условиях кризиса 2015 года

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanisv for sustainable functioning utilities in crisis economic development of the city

This article is concerned with the background of the emergence of housing and communal services crisis in the country and also presented mechanisms in order to stabilize situation, create a positive dynamic of quality growth in public service during 2015 crisis

Текст научной работы на тему «Механизм устойчивого функционирования ЖКХ в условиях кризисного развития экономики города»

УДК 64. 338

МЕХАНИЗМ УСТОЙЧИВОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЖКХ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА

Алеся Сергеевна Смирнова, магистрантка кафедры экономики городского хозяйства и сферы обслуживания второго курса, E-mail: Alesiasmirnowa@yandex.ru, Алефтина Ивановна Кузнецова, д-р экон. наук, проф., проф. кафедры экономики городского хозяйства и сферы обслуживания, E-mail: akuznecova@muiv.ru, Московский университет им. С.Ю. Витте, http:// www.muiv.ru

В статье говорится о том, на фоне чего возник кризис жилищно-коммунального хозяйства в стране, а также представлены механизмы, с помощью которых можно стабилизировать ситуацию, создать положительную динамику роста качества обслуживания населения в условиях кризиса 2015 года.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, инфраструктура, кризис, капитальный ремонт, приоритет, кризис, проблемы городов

Актуальность проблемы устойчивого функционирования ЖКХ предопределены состоянием жилищно-коммунального хозяйства как одним из тех вопросов, которые волнуют абсолютное большинство населения городов и муниципальных образований. На протяжении уже многих лет этот вопрос находится в центре общественного внимания, является одним из приоритетных направлений социальной политики государства, регулярно освещается в средствах массовой информации. При этом жилищно-коммунальное хозяйство представляет одну из крупнейших отраслей российской экономики. Так, по объемам реализации продукции она занимает третье место после газовой и нефтяной промышленности, здесь задействовано более 52 тысяч предприятий разных форм собственности, в них заняты 4,2 млн человек, среднегодовой объем производства составляет 8 % от ВВП России. Одновременно это одно из важнейших и наиболее трудных направлений в деятельности органов местного самоуправления - все они без исключения должны заниматься проблемами жилищно-коммунального хозяйства [1].

Несомненно, актуализация проблемы жилищно-коммунальной инфраструктуры городов России связаны с:

- уровнем и направлениями развития науки, состоянием теории и методологии инфраструктурного обустройства среды, и рассмотрением её не под, а над структурой, как первейшего капиталоемкого, затратного, долговременного компонента в управлении народным хозяйством [2];

- с политическими устремлениями, изменениями в организации общественного производства, уровнем управления государством, муниципальными образованиями; состоянием рыночной экономики, производительными силами [2].

Самая очевидная особенность кризиса 2015 года - фон, на котором он начался. В прежних случаях кризис настигал экономику России на этапе резкого подъема. В 1997 году ВВП страны впервые вырос на 1,4 % после затяжной рецессии (среднегодовые темпы падения ВВП в 1992-1996 годах дости- А. И. Кузнецова гали 9,4 %). В предшествующем 2008 году пять лет средний темп роста ВВП составлял

7,5 %. В обоих случаях показатели инвестиционной активности были весьма впечатляющими. В октябре 1997 года индекс РТС достиг 571,6 пункта (к которому он не возвращался до сентября 2003 года), в мае 2008 г. он установил рекорд на уровне 2498 пунктов, побить который, видимо, удастся очень не скоро.

Напротив, в 2012-2014 годах экономика показывала устойчивое падение темпов, добиваемая оттоком капитала зарубеж, коррупцией, ростом госрасходов, налогов и аппетитов «силовиков». 3,4 % роста в 2012 году, 1,3 % - в 2013-м и 0,6 % - в 2014-м, санкциями - таков был путь «вползания» в нынешний кризис, и это значит, что (в отличие от прежних) он обречен быть намного более длительным [5].

Оба предшествовавших кризиса имели также сильное внешнее «наполнение». Буря на фондовых и валютных рынках в Азии осенью 1997 года была очевидным провозвестником российских проблем. В 2008 году «связка» нашего кризиса с глобальной финансовой катастрофой была тем более очевидной. Сейчас экономика развитых стран снова набирает темп, фондовые рынки штурмуют рекорды, центральные банки задумываются о повышении ставок.

Это означает, что очередные сложности в глобальной экономике могут проявиться ближе к 2017-2019 годам, а значит, остальной мир никак не сможет поспособствовать российскому подъему, если таковой начнется через три-четыре года. Кризис 2015 года будет сугубо российским по своим причинам и масштабам.

По оперативной информации с мест отмечаются факты введения режима неполного рабочего времени, задержки выплаты заработной платы, сокращения рабочих мест, понижение и ограничение социальных выплат и выплат стимулирующего характера. Идет сокращение рабочих мест, падает спрос на продукцию многих предприятий.

Особенно напряженная ситуация в строительной и металлургической отраслях экономики, а также в финансовой и банковской системе страны. Ухудшение экономического положения отмечается и в других сферах. Отчетливо прослеживается тенденция сворачивания ряда социальных программ как на федеральном, так и на региональном уровнях [4].

Перевод систем ЖКХ муниципальных образований на самообеспечение и самофинансирование.

Важнейшей составляющей социальной безопасности граждан и социальной стабильности в контексте новых геополитических реалий является устойчивое функционирование жилищно-коммунального комплекса страны. Жилищно-коммунальные услуги для населения имеют особое значение и являются жизненно необходимыми. От их качества и стабильности зависит не только комфортность, но и безопасность проживания граждан в своих жилищах. Поэтому государство не может не уделять должного внимания проблемам обеспечения устройства функционирования ЖКХ. Это особенно важно в период кризиса.

Кризис для жилищно-коммунальной сферы, как предполагается, не будет иметь трагических последствий. Оборот средств в отрасли не должен снижаться, так как спрос на жилищно-коммунальные услуги постоянен, и к настоящему времени годовой объем предоставляемых услуг уже превысил 6 триллионов рублей. Однако, снижение оплаты труда и пенсий, в то же время, высокий уровень износа основных фондов, превышающий 60 %-ный рубеж, отсталые технологии, огромная финансовая задолженность, банкротство более половины предприятий потребуют государственной поддержки, чтобы не привести отрасль к коллапсу. Сложность вопроса заключается в том, каким образом и какими мерами будет осуществляться эта поддержка, при неустойчивой ситуации на нефтяном рынке и валютном рынке.

По мнению авторов в период кризиса важнейшую роль играет федеральный центр, который способен стабилизировать ситуацию и стимулировать развитие отрасли ЖКХ, не перекладывая решение ее проблем на регионы, частный бизнес или на население. Необходима активная, взвешенная государственная организационно-экономическая, фи-

нансовая и законодательная поддержка как отдельных предприятий, так и отрасли в целом. Наметившийся уход государства из жилищно-коммунальной сферы противоречит не только мировому опыту, но и сути существования публичной власти.

Жилищно-коммунальное хозяйство России (ЖКХ России) - совокупность отраслей российской экономики, обеспечивающих работу инженерной инфраструктуры зданий населённых пунктов. В ЖКХ входят жилищное хозяйство (капитальный и текущий ремонт зданий), теплоснабжение, водоснабжение, электроснабжение, ремонт инженерных коммуникаций, а также благоустройство территорий, утилизация мусора и уборка [6].

ЖКХ - это естественная монополия, которая при умелом государственном регулировании должна и может функционировать высокоэффективно. Эксперименты, риски с жизненно важными коммунальными объектами (приватизация, концессия и т.д.), обслуживающими большое количество людей без абсолютной уверенности в их целесообразности, просто не допустимы [7].

Практический опыт показывает, что за годы реформ, начиная с 1991 года, в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации сколько-нибудь существенных преобразований не произошло. Меры, принимаемые государством, не принесли ожидаемых результатов, так как они не носили комплексный характер и были декларативными. В результате отрасль стала отстойником нерешенных проблем, а аварийность на объектах ЖКХ уже рассматривается как угроза национальной безопасности страны.

Особенно остро кризисное состояние отрасли проявляется в осенне-зимний период. В среднем за отопительный период происходит около 250 тысяч различных нарушений в системах теплоснабжения, около 200 тысяч в системах водоснабжения, среди которых более ста крупных аварий, срок ликвидации последствий которых превышает предельно допустимые 36 часов. И это только те аварии, которые приобрели широкую известность, и попали в статистическую отчетность. Например, такие крупнейшие техногенные катастрофы как прорыв газопровода в Москве 10 мая 2010 года и теплотрассы в Санкт-Петербурге 27 октября 2011 года с огромными материальными потерями для этих городов, в статической отчетности отсутствуют.

Общий уровень аварийности на 100 километров сети в теплоснабжении составляет до 250 аварий, а в водоснабжении - более 70. За последние годы аварийность на объектах ЖКХ, а также количество техногенных разрушений с тяжелыми последствиями удвоилась, возросло в 2-3 раза время ликвидации последствий аварий и катастроф. Это значит, что снизилась надежность и устойчивость работы систем жизнеобеспечения населения.

Ежегодно с началом нового отопительного сезона из регионов традиционно приходят многочисленные сообщения о нарушениях в системах жизнеобеспечения населения. Только в ноябре-декабре 2013 года произошло более 20 крупных аварий на объектах ЖКХ, вследствие которых пострадало или были лишены услуг систем жизнеобеспечения около полумиллиона россиян. Зачастую не только жилые дома, но и целые кварталы, населенные пункты и даже районы остаются то ли без тепла, то ли без воды или света. В прошлом году такая же участь постигла граждан сел Березовки и Шабли-евки Ростовской области, оставшихся без газа в разгар отопительного периода после отчетов властей о высокой степени готовности региона к зиме.

В начале осенне-зимнего периода 2013-2014 года аварии зарегистрированы в нескольких регионах: от Ставропольского края и Ростовской области до Республики Саха (Якутия) и Сахалинской области. Так, 1 ноября 2014 года на четверо суток без теплоснабжения остался н.п. Бур Катангского района Иркутской области, 5 ноября на двое суток остались без электро- и теплоснабжения четыре населенных пункта Барун-Хемчинского и Бай-Тайгинского районов Республики Тыва и пос. Магдагачи Амурской области. В результате неблагоприятных погодных условий 23 ноября т.г. в 13 субъектах Российской Федерации (ЦФО, СЗФО и ЮФО) произошло нарушение элетроснаб-

жения. Несколько тысяч населенных пунктов с населением более четверти миллиона человек оказались без систем жизнеобеспечения.

Крупнейшая авария произошла в январе 2010 года в системе водоснабжения г. Москвы, вследствие порыва водовода, отслужившего двойной нормативный срок, по причине его полного износа.

Таких примеров очень много. Статистика, хоть и избирательно, но констатирует высокую динамику роста общего числа аварий, пострадавших населенных пунктов и групп граждан. Возросло также количество пожаров, взрывов бытового газа, разрушений жилых домов, школ и других объектов социально-бытового назначения. Практика показывает, что при понижении температуры наружного воздуха всего лишь до минус 20 градусов, а тем более при прохождении максимума нагрузок, в системах энергоснабжения резко увеличивается количество отключений, повреждений, порывов сетей и других инцидентов, вплоть до крупных аварий и техногенных катастроф.

Основными причинами аварийности в системах жизнеобеспечения являются: высокая степень износа (исчерпан ресурс) оборудования; недостатки эксплуатации и ошибки персонала; дефекты, допущенные при его ремонте; неисправность или отключение приборов безопасности и предохранительных устройств; нарушения водно-химического режима; использование непроектных видов топлива.

Все это перед нашей северной страной ставит крупномасштабные задачи по реформированию и модернизации жилищно-коммунального хозяйства и требует принятия неотложных, адекватных мер по комплексному развитию отрасли, без кампанейщины обеспечить ее постоянное и надежное функционирование.

Получается так, что проблемы ЖКХ замечаются только во время подготовки к зиме. На протяжении всего периода реформ, начиная с 1991 года по настоящее время, подготовка жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации к работе в зимних условиях проводится в одном и том же порядке. Федеральные, региональные органы власти, органы местного самоуправления ежегодно создают специальные штабы по подготовке объектов ЖКХ к зиме, разрабатывают соответствующие планы и формируют бюджетные заявки на их выполнение. Отчетность о проделанной работе осуществляется по строго установленным статистическим формам. Контролируют ход предзимних работ руководители регионов, а также федеральных ведомств, обеспечивающих решение тех или иных вопросов. В соответствии с действующими нормативными правовыми актами все подготовительные работы должны быть завершены к 15 ноября. Общий итог этих работ ежегодно подводится на заседаниях Правительства Российской Федерации. Предшествуют им, как правило, Всероссийские селекторные совещания. Результатами этой бурной и многогранной деятельности являются триумфальные отчеты о полной готовности ЖКХ страны к работе в зимних условиях.

Однако суровая действительность, как было показано выше, не прощает поверхностного отношения к жилищно-коммунальной отрасли. Беспристрастный анализ состояния российского ЖКХ показывает, что достичь 100 %-ной его готовности к зиме просто невозможно.

По официальным данным Минрегиона России и Госкомстата России темпы нарастания физического износа основных фондов ЖКХ составляют 3-5 % в год. На конец 2014 года износ основных фондов жилищно-коммунального комплекса составляет: котельных - 54,5 %, коммунальных сетей водопровода - 65,3 %, канализации - 62,5 %, тепловых сетей - 62,8 %, электрических сетей - 58,1 %, водопроводных насосных станций - 65,1 %, канализационных насосных станций - 57,1 %, очистных сооружений водопровода - 53,9 % и канализации - 56,2. Износ жилищного фонда приблизился к 55 %-ному рубежу. При этом 30 % основных фондов жилищно-коммунального хозяйства уже полностью отслужили нормативные сроки, в том числе более 34 % котлов, 32 % сосудов, работающих под давлением, и 28 % трубопроводов пара. Потери электроэнергии, тепла, воды и других ресурсов находятся в пределах 20-40 %.

По другим данным этих же ведомств фактическая замена инженерной инфраструктуры в 2013 году в сравнении с объемами необходимой срочной замены по причине крайней степени ее изношенности находится на следующем уровне:

1) тепловые сети - заменено 8,8 тыс. км (18 % от необходимого);

2) водопроводные сети 18,7 тыс. км (10 %);

3) канализационные сети - 7,4 тыс. км (13 %);

4) электрические сети - 67 тыс. км (15 %).

Согласно нормативным актам Российской Федерации и действующей статистической отчетности в системах теплоснабжения страны паспортизации подлежит 84435 отопительных котельных, 26968 центральных тепловых пунктов, 197440 километров тепловых сетей, 1340 электросетевых организаций, 447024 километров электрических сетей, а также множество электростанций, электрических подстанций, отопительно-производственных котельных, имеющих в той или иной степени отношение к теплоснабжению населения. Однако в отчетах федеральных ведомств значатся совсем другие цифры, которые на 10-15 % меньше официальной статистики. При этом от 20 % до 30 % из этих объектов теплоснабжения вообще не представлялись на «паспортизацию». Еще столько же объектов к установленному сроку просто не смогли получить требуемые паспорта готовности к сезонной эксплуатации.

Согласно данным Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) на 15 ноября 2013 года «паспортизация» энерго-снабжающих организаций Республики Саха (Якутия), Чеченской Республики, Алтайского края, Томской области находилась на уровне менее 45 %, по таким же организациям Республики Хакасия, Красноярского края, Архангельской области, Амурской области, Читинской области, Усть-Ордынского Бурятского округа - ниже 70 %. При этом на многих теплоснабжающих предприятиях отсутствовали аварийный запас материалов, нормативные запасы основного топлива, не проведены режимно-наладочные испытания котельных установок и систем химводоподготовки, не укомплектован штат обученным и аттестованным персоналом.

Вызывает удивление, каким же образом определяется стопроцентная готовность теплоснабжающих организаций к зиме? Кроме этого, к началу отопительного периода аналогичные паспорта должны быть получены на определенные объекты газоснабжения и жилищный фонд.

По официальным сведениям Минрегиона России на 1 ноября 2014 года подготовлено к зиме 1,95 млрд кв. метров жилищного фонда, что, по мнению, этого ведомства составляет 100 %. Однако в реальности уровень готовности жилищного фонда, исходя из проанализированных данных, соответствует только 62 %, так как по данным Госкомстата России жилфонд нашей страны составляет 3,058 млрд кв. метров. В соответствии с пунктом 2.6 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170 и зарегистрированных в Минюсте РФ 15 октября 2003 г. № 5176, государственный, региональный, муниципальный жилищный фонд должен быть подготовленным к зиме в полном объеме.

Но как можно получить паспорта готовности на 103 млн кв. метров (по некоторым оценкам 500 млн кв. метров) аварийного или ветхого жилфонда? Какие акты готовности можно получить на многоквартирные дома (около 40 %), в которых десятилетиями не проводился капитальный ремонт? Сегодня более 45 % лифтов уже отслужило свой срок! Ежегодно в нашей стране капитально ремонтируется от 30 до 35 млн кв. м жилья или 1 % от всего жилищного фонда. Но за этот же период 5 млн кв. м. жилья становится аварийным. В прошлом году заработал Фонд содействия реформированию ЖКХ (250 млрд руб.), созданный в соответствии со 185 федеральным законом. Как оказалось, освоить эти средства - трудная задача [8].

Уровень подготовки насосных станций, водопроводов, очистных, гидротехнических сооружений, трансформаторных подстанций и других объектов систем жизнеобес-

печения ежегодно к контрольному сроку составляет, как правило, менее 60 %. Долгие годы не решаются вопросы обеспечения объектов социальной сферы, прежде всего здравоохранения, альтернативными источниками питания на случай аварийных ситуаций.

Как видим, оснований для значительной части населения оказаться зимой без тепла, воды или света достаточно много. Данные о состоянии отрасли, о резком нарастании уровня аварийности за последние годы в концентрированном виде показывают, что жилищно-коммунальное хозяйство находится в системном кризисе. В новых геополитических реалиях необходимо осуществить комплекс эффективных мер по срочной модернизации ряда систем энергоснабжения, водоснабжения и других объектов ЖКХ, чтобы избежать отрицательного воздействия мирового финансового кризиса.

Что касается качества предоставления коммунальных услуг, то активная работа здесь только еще началась. Факт отсутствия воды, света, газа и тепла, а также предоставление других некачественных услуг можно зафиксировать по горячей линии в управах районов или в управляющих организациях.

Предложения о дальнейшем развитии и модернизации ЖКХ в России:

1) сделать более прозрачной процедуру начисления оплат за коммунальные услуги. Для того, чтобы каждый, даже весьма неосведомленный гражданин мог при помощи квалифицированных специалистов узнать конкретно, как и за что начисляется плата за коммунальные услуги, на наш взгляд, одних сайтов и порталов государственных услуг для этого недостаточно, необходимо добавить отдельные обязанности в органы местного самоуправления или в управляющие организации;

2) более ответственно подходить к распределению средств полученных из бюджета, для более грамотного освоения их на конкретной территории в зависимости от потребности данного округа, района или города;

3) более качественно и тесно работать с инициативной группой жилого дома. При налаживании информации с Советом дома или председателем совета дома, можно устранить ряд проблем связанных с обслуживанием каждого дома, а также ускорить мобильность при устранении и предотвращении локальных аварий, так же уменьшится количество жалоб на работу сектора ЖКХ на местном уровне.

4) Повысить качество образования сотрудников. Непосредственно работающих с сфере ЖКХ. Работники с профильным образованием, могут более компетентно решить проблему в более короткие сроки.

Вывод: реформирование ЖКХ не может не сказаться на развитии технологий, обеспечивающих безопасность жилых домов. Но для этого должны измениться и сознание людей, и подход к работе компаний, осуществляющих свою деятельность в этом сегменте. На наш взгляд, хуже всего сегодня в России обстоят дела с модернизацией коммунальной инфраструктуры, ее сейчас хотят решить с помощью концессиальных соглашений с бизнесом. Но это, по нашему мнению, не совсем правильный путь. Без участия государства здесь обойтись невозможно. Может, надо поддерживать ЖКХ, как и строительство. Деньги не будут выброшены на ветер: это и поддержка отечественного производителя, и рабочие места.

Литература

1. Современные вопросы и перспективы развития городского хозяйства: монография / под общ. ред. д.э.н., проф., проф. каф. ЭГХиСО А.И. Кузнецовой. М.: МУ им. С.Ю. Витте, 2014. 176 с.

2. Кузнецова А.И. Инфраструктура: вопросы теории, методологии и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства. Геоэкономический подход. М.: КомКнига, 2013. 456 с.

3. Кузьмина Ю. Реформа ЖКХ: на рельсы современной жизни // Московский бухгалтер. 2012. № 22.

4. Будущее частного бизнеса в сфере управления жильем // ЖКХ-Инфо. 2012. № 7.

5. Николаева Е.А. Проблемы реформирования ЖКХ и пути их решения // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5.

6. Максиров Д.А. Развитие ЖКХ: в современной России // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. 2013, № 4.

7. Прокофьев В.Ю. Концепция развития коммунальной инфраструктуры // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. 2014. № 9.

8. Демонов А.А. Развитие ЖКХ в 2014 году // Реформа ЖКХ. 2014. № 1.

Mechanisv for sustainable functioning utilities in crisis economic development of the city

Olesya Sergeevna Smirnova, undergraduate Department of Economics of the urban economy and service second year, Witte Moscow University

Alevtina Ivanovna Kuznetsova, Doctor of Economics, Professor, Professor of Economics Urban Economy and service, Witte Moscow University

This article is concerned with the background of the emergence of housing and communal services crisis in the country and also presented mechanisms in order to stabilize situation, create a positive dynamic of quality growth in public service during 2015 crisis.

Keywords: housing and communal services, infrastructure, crisis, major overhaul, priority, urban problems

УДК 332.012

АЛЕКСИН - МОНОГОРОД В 21 ВЕКЕ

Марина Александровна Меркулова, магистрантка кафедры экономики городского хозяйства и сферы обслуживания

Email: gumeer@mail.ru Научный руководитель: Кузнецова Алефтина Ивановна, д.э.н., проф., проф. кафедры экономики городского хозяйства и сферы обслуживания Московский университет им. С.Ю. Витте http:// www.muiv.ru

В статье рассказывается возникновение кризисов моногородов на примере города Алексин, Тульской области. Меры принимаемые государством, так же представлен сегодняшний потенциал города, как города с градообразующими предприятиями, раскрывается потенциал города с точки зрения привлекательности и перспективности развития.

Ключевые слова: Моногород, монопрофильность, градообразующие предприятия, модернизация моногородов, городское население, производство, специалисты, инфраструктура.

Как известно, моногорода (или монопрофильные города) существуют практически во всех странах. Преимущественно в странах с большой территорией и обладающих природными ресурсами. Российские моногорода производят 25% ВВП, в этих городах сосредоточено около четверти всего городского населения. Уже этих цифр достаточно, чтобы согласиться: развивать моногорода - значит, по существу, бороться за российскую экономику[1].

В 2010 г. была разработана методология подготовки Комплексных Инвестиционных Планов (КИП) модернизации моногородов, впервые было проведено изучение «социаль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.