Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ ЦЕННОСТНОГО ПОДХОДА'

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ ЦЕННОСТНОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ / СТЕЙКХОЛДЕРЫ ТЕРРИТОРИЙ / ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курганов М. А.

Рассмотрены вопросы управления устойчивым региональным развитием с позиции реализации ценностей и интересов ключевых стейкхолдеров региона. Раскрыты основные положения ценностного подхода к решению управленческих задач в разрезе регионально-экономического дискурса, определено место ценности в структуре экономических отношений. Обосновано применение ценностного подхода к оценке уровня устойчивого развития территорий. Дано описание целевых ориентиров экономических агентов, сформировавшихся под влиянием концепции устойчивого развития. Теоретический базис исследования предопределил возможность разработки организационно-экономического механизма управления устойчивым региональным развитием в разрезе реализации ценностей населения, бизнес-сообщества и органов государственной власти. Подробно описаны принципы управления, реализация которых способствует повышению эффективности принимаемых управленческих решений. Предложена авторская методика комплексной многокритериальной оценки устойчивого развития на основе ценностного подхода, позволяющая проводить типологизацию исследуемых регионов, выявлять диспропорции в уровне реализации ценностей и определять основные области воздействия. Данная методика включена в организационно-экономический механизм управления как необходимый элемент для диагностики текущего состояния социоэколого-экономической системы региона. В исследовании также раскрыты методы и инструменты корректирующего и стимулирующего воздействия, применение которых призвано обеспечить повышение уровня устойчивого развития территорий и степени реализации ценностей экономических агентов на основе разработки управленческих решений, отвечающих сложившейся в регионе ситуации и нивелирующих выявленные диспропорции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Курганов М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MECHANISM FOR MANAGING REGIONAL SUSTAINABLE DEVELOPMENT BASED ON VALUE-DRIVEN APPROACH

The article is devoted to the issue of managing regional sustainable development in terms of realizing the values and interests of key stakeholders. The framework of the value-driven approach to the managerial task solving in the context of regional economic discourse is revealed, the place of value in the structure of economic relations is determined. The author substantiates the value-driven approach to assessing the regional sustainable development level. The paper presents a description of economic agents’ targets, formed under the influence of the sustainable development concept. The theoretical basis predetermined the possibility of developing an organizational and economic mechanism for managing regional sustainable development in the context of realizing the values of the population, business community and government authorities. The management principles are described in detail, whose application increases the efficiency of managerial decisions. The article proposes the author's methodology for a comprehensive multicriteria assessment of sustainable development level based on the value-driven approach. It gives an opportunity to classify the regions under study, to identify disparities in the level of values realization and to determine the main areas of influence. This methodology is included in the organizational and economic mechanism as a necessary element for monitoring the current state of the socio-ecological-economic system of the region. The study also discloses methods and tools for corrective and stimulating measures that bring about an increase in the level of sustainable development of territories and the degree of economic agents’ values realization. Applying the mechanism in practice provides the possibility for management decisions that consider the current situation in the region and offset the identified disproportions.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ ЦЕННОСТНОГО ПОДХОДА»

Б01: 10.15593/2224-9354/2021.1.15 УДК 332.146.2:330.34

М.А. Курганов

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ ЦЕННОСТНОГО ПОДХОДА

Рассмотрены вопросы управления устойчивым региональным развитием с позиции реализации ценностей и интересов ключевых стейкхолдеров региона. Раскрыты основные положения ценностного подхода к решению управленческих задач в разрезе регионально-экономического дискурса, определено место ценности в структуре экономических отношений. Обосновано применение ценностного подхода к оценке уровня устойчивого развития территорий. Дано описание целевых ориентиров экономических агентов, сформировавшихся под влиянием концепции устойчивого развития. Теоретический базис исследования предопределил возможность разработки организационно-экономического механизма управления устойчивым региональным развитием в разрезе реализации ценностей населения, бизнес-сообщества и органов государственной власти. Подробно описаны принципы управления, реализация которых способствует повышению эффективности принимаемых управленческих решений. Предложена авторская методика комплексной многокритериальной оценки устойчивого развития на основе ценностного подхода, позволяющая проводить типологизацию исследуемых регионов, выявлять диспропорции в уровне реализации ценностей и определять основные области воздействия. Данная методика включена в организационно-экономический механизм управления как необходимый элемент для диагностики текущего состояния социоэколого-экономической системы региона. В исследовании также раскрыты методы и инструменты корректирующего и стимулирующего воздействия, применение которых призвано обеспечить повышение уровня устойчивого развития территорий и степени реализации ценностей экономических агентов на основе разработки управленческих решений, отвечающих сложившейся в регионе ситуации и нивелирующих выявленные диспропорции.

Ключевые слова: устойчивое развитие, механизм управления, стейкхолдеры территорий, ценностный подход, региональная экономика.

Введение. Необходимость актуализации подходов к управлению устойчивым развитем территорий во многом обусловлена сложностью и динамичностью современного этапа развития социально-экономических систем мезо-уровня, что проявляется в ужесточении межрегиональной и межнациональной конкуренции; переходе к модели инновационной экономики в условиях глобализации и экономической нестабильности; противоречивости целей и интересов ключевых стейкхолдеров региона, участвующих в экономических отношениях [1, 2]. С уверенностью можно говорить о том, что уровень устойчивого развития зависит от сбалансированности взаимовыгодного партнерства гражданского общества, бизнеса и органов государственной власти, учет и реализация интересов которых обеспечивает комплексность, системность и много-вариативность развития социоэколого-экономических региональных систем.

© Курганов М.А., 2021

Курганов Максим Андреевич - аспирант кафедры мировой и региональной экономики, экономической теории ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», е-таУ; kurganovma@gmail.com.

Реализация данных принципов при управлении устойчивым развитием территорий возможна при применении ценностного подхода.

Цель настоящего исследования заключается в разработке на основе ценностного подхода организационно-управленческого механизма управления устойчивым региональным развитием, позволяющего решать задачи диагностики уровня реализации ценностей ключевых стейкхолдеров территорий и выработки мер государственного регулирования по увеличению уровня устойчивости развития.

Устойчивое развитие региона и ценностный подход: теоретические аспекты. В последние годы отмечается рост актуальности концепции устойчивого развития на фоне обострения экономических, экологических и социальных проблем регионов. В региональном экономическом дискурсе концепция устойчивого развития ориентирована на достижение экономического роста, обеспечение экологической безопасности и социальной стабильности [3-5]. Значимость регионального вектора исследований базовых положений концепции устойчивого развития обусловлена необходимостью обеспечения сбалансированности реализации социального, экологического и экономического императивов в сочетании с разработкой и конкретизацией направлений и методов управления региональными системами [6, 7]. Одной из альтернатив решения подобной задачи является применение ключевых принципов ценностного подхода к разрешению актуальных для региона проблем.

Останавливаясь на вопросе ценностного управления, отметим, что данному феномену в экономической науке уделяется значительное внимание. Анализ зарубежных и отечественных научных трудов по данной тематике показал, что ценность является неотъемлемым атрибутом экономических отношений, возникающих между взаимодействующими экономическими агентами (стейк-холдерами) [8].

Подчеркнем, что руководящими положениями при рассмотрении ценности как экономической категории выступают труды следующих экономистов: Ж.Б. Сэй, К. Менгер, А. Маршалл. Результаты изучения трудов основоположников ценностного подхода свидетельствуют о том, что ценность возникает в процессе потребления блага и может служить индикатором оценки уровня полезности и удовлетворения запросов потребителя [9, 10]. Данный вывод прослеживается и в современных исследованиях, посвященных ценностному управлению. В частности отмечается, что ценность характеризует восприятие полученных в процессе экономической деятельности результатов относительно первоначальных целей и предварительных ожиданий экономических агентов [11].

В этой связи необходимым представляется определение места ценности как экономической категории в структуре современных социально-экономических отношений. Решение поставленной задачи позволило обозначить главную идею применения ценностного подхода к управлению региональными системами.

Структура экономических отношений в регионе определяется атрибутами взаимодействия экономических агентов, взаимосвязи между которыми отражены на рис. 1.

Рис. 1. Структура экономических отношений в разрезе атрибутов взаимодействия экономических агентов

Согласно предложенной схеме, любой актор вступает в экономические отношения для достижения определенной цели. Цель при этом рассматривается как образ конечного результата, к которому стремится экономический агент. Цель определяет интересы стейкхолдера, представляющие собой совокупность его потребностей и ожиданий, влияющие на мотивы экономического агента и специфику взаимодействия с другими стейкхолдерами и с внешней средой. В свою очередь интересы определяют установки, с которыми стейк-холдер вступает в экономические отношения [12]. Установка в данном контексте характеризует предрасположенность конкретного актора к совершению определенного поведения в процессе хозяйственной деятельности и экономического взаимодействия. С позиции решения управленческих задач важно понимать, с какими установками стейкхолдеры вступают в экономические отношения, поскольку установки отдельно взятого агента могут влиять на уровень реализации интересов и степень достижения цели других [13].

В процессе участия в экономических отношениях и взаимодействия друг с другом стейкхолдеры получают определенный результат, отражающий ранее заявленные цели (см. рис. 1). Согласно выводам упомянутых ранее исследований достижение запланированного результата также представляет собой определенную ценность для стейкхолдера. Следовательно, в разрезе экономического дискурса ценность может характеризовать степень достижения цели и реализации интересов экономических агентов с учетом воздействия установок

других стейкхолдеров на результаты экономических отношений. Важно подчеркнуть, что категория «ценность» является широким понятием и представляет собой отношение конкретного агента к полученному результату, способное оказывать воздействие на трансформацию целей, интересов и установок при дальнейшем ведении хозяйственной деятельности.

Рассматривая вопрос применения ценностного подхода к управлению устойчивым развитием региона, важно обратить внимание на ряд аспектов. Во-первых, институциональная среда, в которой существуют ключевые экономические агенты, определяет специфику возникающих социоэколого-экономических отношений между заинтересованными сторонами и их ценностные установки и, как следствие, влияет на содержательные особенности ценностей стейкхолдеров. По этой причине ценностное управление на уровне региона целесообразно рассматривать в разрезе следующих стейкхолдеров: население, бизнес-сообщество и органы государственной власти, учитывая принцип агрегирования [14, 15].

Во-вторых, реализация концепции устойчивого развития на региональном уровне способствует трансформации целей населения, бизнеса и государства, достижение которых определяет уровень реализации их ценностей. Нами было установлено, что ключевым целевым ориентиром населения в условиях устойчивого развития становится стремление к ответственному потреблению, характеризующемуся отказом максимального потребления в пользу достаточного, экологически ответственным поведением, а также защитой прав текущего и будущего поколений на достойную жизнь [16].

В свою очередь бизнес-сообщество ориентировано на обеспечение ответственного производства. Основной целью стейкхолдера становится максимизация прибыли при минимальном негативном воздействии на окружающую среду и реализация принципов социальной ответственности [17].

Цели органов государственной власти в рассматриваем контексте также модернизируются и раскрывают необходимость формирования институциональной среды для устойчивого развития региона, обеспечения роста общественного благосостояния и сохранения окружающей среды, что характеризует реализацию принципов ответственного управления [17].

Достижение данных целей способствует формированию ценностей, носителями которых будут указанные стейкхолдеры территорий. Следовательно, в разрезе концепции устойчивого развития целесообразно выделить три группы ценностей, возникающих в процессе социоэколого-экономических отношений:

1) экономические ценности, реализуются посредством обеспечения стабильных доходов экономических агентов за счет эффективного управления человеческими, материальными и природными ресурсами, планирования и реализации потребностей;

2) экологические ценности, реализуются посредством рационального использования природных ресурсов и снижения негативного воздействия на окружающую среду;

3) социальные ценности, реализуются посредством удовлетворения социальных потребностей широкого круга стейкхолдеров и обеспечения принцип социальной справедливости в ключевых сферах жизни общества.

Таким образом, выявленные закономерности, характеристики и принципы применения ценностного подхода в контексте концепции устойчивого развития регионов позволили подойти к решению задач управления социоэколого-экономическими региональными системами.

Описание результатов исследования. Достижение целей населения, бизнес-сообщества и государства, а также повышение уровня реализации получаемых ими ценностей при сохранении и преумножении экономического потенциала региона, обеспечении достойного качества жизни и экологической безопасности невозможно без совершенствования организационно-экономического механизма управления устойчивым региональным развитием. Под механизмом управления в данном случае понимается совокупность принципов, инструментов и методов, применяемых субъектами управления для обеспечения гарантии динамического равновесия социоэколого-экономических систем региона [18]. Остановимся на указанных элементах более подробно.

Итак, механизм управления устойчивым развитием территорий, формируемый в соответствии с основными положениями ценностного подхода должен обеспечивать реализацию следующих принципов:

• принцип системности и комплексности, характеризует организационно-управленческий механизм как систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, подверженных взаимному влиянию и влиянию факторов внешней среды. Комплексность управленческого механизма предполагает реализацию последовательных действий, позволяющих повышать уровень реализации ценностей стейкхолдеров и, как следствие, уровень устойчивого развития региона;

• принцип многовариативности, проявляется в формировании совокупности оцениваемых элементов и проведении компаративного анализа между ними. В зависимости от результатов анализа механизм учитывает альтернативные подходы к разработке управленческих решений;

• принцип сбалансированности, означает учет как экономического, так и экологического и социального императивов при принятии стратегических и тактических решений в области устойчивого развития региона. Вместе с этим данный принцип предполагает учет интересов и реализацию ценностей всех ключевых стейкхолдеров региона в социоэколого-экономических отношениях;

• принцип партнерства, проявляется в создании и поддержании благоприятных условий для конструктивного взаимодействия всех субъектов для достижения целей стейкхолдеров и реализации их интересов и ценностей;

• принцип целенаправленности, позволяет выстраивать стратегические ориентиры процесса управления устойчивым региональным развитием на достижение целей стейкхолдеров с учетом текущего уровня реализации их ценностей.

Исходя из принципов управления, закономерно можно прийти к выводу, что оценка уровня реализации ценностей стейкхолдеров региона в разрезе концепции устойчивого развития составляет основу для целенаправленного совершенствования управленческих процедур и является непосредственным элементом организационно-экономического механизма управления. Для проведения оценки предлагается авторская методика, предполагающая реализацию последовательных исследовательских этапов (рис. 2).

^ 1 этап ^

Построение динамических рядов по индикаторам ценностей в разрезе региональных стейкхолдеров и компонентов устойчивого развития

Сбор и обработка статистической Формирование базы данных

информации, расчет коэффициентов для дальнейшего анализа

^ 2 этап ^

Интегральная оценка устойчивого регионального развития с позиции реализации ценностей и интересов стейкхолдеров территорий

Нормирование индикаторов ценностей (расчет нормированных значений по каждому индикатору)

Расчет групповых индексов по каждому компоненту устойчивого развития и региональным стейкхолдерам

Расчет интегральных индексов устойчивости развития региона в разрезе компонентов устойчивого развития и региональных стейкхолдеров

Оценка уровня реализации ценностей в разрезе компонентов устойчивого развития (экономические ценности, экологические ценности, социальные ценности) Оценка уровня реализации ценностей в разрезе ключевых стейкхолдеров региона (ценности населения, ценности бизнес-сообщества, ценности государства)

Рис. 2. Методика интегральной оценки устойчивого развития на основе ценностного подхода

Первым этапом является формирование состава индикаторов ценностей устойчивого развития с позиции населения, бизнес-сообщества и органов государственной власти. Включаемые в состав индикаторов показатели должны содержательно характеризовать проявление ценностей экономических агентов и быть доступными на региональном уровне в течение определенного периода времени в официальных статистических источниках. В целях обеспечения сопоставимости индикаторов между регионами целесообразно использовать относительные показатели, а объемные показатели пересчитывать на душу населения.

На следующем этапе необходимо провести нормирование значений индикаторов по следующим формулам:

К

К = 7Г" (1)

тах

либо

к'

Ку = ' (2)

где Ку - нормированное значение '-го показателя по у-му региону; к' - текущее значение ' -го показателя по у-му региону; к'^, к'т1П - максимальное и минимальное значения -го показателя в выборке регионов;

Формула (1) применяется для показателей, рост значений которых положительно влияет на реализацию ценностей стейкхолдеров. В случае обратного влияния используется формула (2).

Нормированное значение характеризует уровень, достигнутый в каждом конкретном регионе по каждому показателю в сравнении с наилучшим значением в исследуемой выборке регионов. На основании нормированных значений индикаторов рассчитываются групповые индексы, характеризующие достигнутый уровень реализации ценностей по конкретному компоненту устойчивого развития в привязке к конкретному региональному стейкхолдеру. Групповые индексы рассчитываются по формуле

У т К

, (3)

" д т

где 08 V - групповой индекс р-го регионального стейкхолдера (5) по q-й группе ценностей устойчивого развития (V); Ку - значение '-го индикатора р-го регионального стейкхолдера по q-й группе ценностей устойчивого развития по у-му региону; т - количество индикаторов р-го регионального стейкхолдера по q-й группе ценностей устойчивого развития.

Результаты расчетов групповых индексов позволяют перейти к комплексной оценке устойчивого развития территорий с помощью интегральных индексов, в основу расчета которых заложен подход, предлагаемый Т.В. Усковой [3].

I ) =

П ); <4>

,=1

I (и ) =

П (л ), (5)

,,q=1

где I (5,) - интегральный индекс по р-му региональному стейкхолдеру; I (и) -агрегированный индекс устойчивого развития региона; 08 с - групповой индекс р-го регионального стейкхолдера по q-му компоненту устойчивого развития.

9

Формула (4) дает ответ на вопрос, на каком уровне реализуются ценности устойчивого развития конкретного актора социоэколого-экономических отношений. Формула (5) характеризует совокупный уровень устойчивого регионального развития с позиции ценностного подхода.

Проведение интегральной оценки устойчивого развития территорий создает основу для типологизации регионов, заключающейся в соотнесении результатов оценки уровня реализации ценностей региональных стейкхолдеров с достигнутым уровнем устойчивого развития. Для этого предлагается использовать матрицу комплексной оценки, устанавливающую конкретные типы регионов в заданных параметрах (рис. 3).

Квадрант 7 Квадрант 8 Квадрант 9

« <u H cs ,0 • Высокий уровень реа- • Высокий уровень реали- • Высокий уровень реали-

I 0, лизации ценностей зации ценностей зации ценностей

u Ol О ¡u1 a « S H • Низкий уровень устой- • Недостаточный уровень • Достаточный уровень

чивого развития устойчивого развития устойчивого развития

Я X is CK vo Квадрант 4 Квадрант 5 Квадрант 6

• Средний уровень реали- • Средний уровень реали- • Средний уровень реали-

1 0, зации ценностей зации ценностей зации ценностей

§ e 3 о • Низкий уровень устой- • Недостаточный уровень • Достаточный уровень

ср p „ u Й & u Щ S к чивого развития устойчивого развития устойчивого развития

CK Квадрант 1 Квадрант 2 Квадрант 3

• Низкий уровень реали- • Низкий уровень реализа- • Низкий уровень реализа-

ft > 1 зации ценностей ции ценностей ции ценностей

,0 0, • Низкий уровень устой- • Недостаточный уровень • Достаточный уровень

чивого развития устойчивого развития устойчивого развития

Пороговые 0,0-0,49 0,5-0,69 0,7-1,0

значения Уровень устойчивого развития региона

Рис. 3. Матрица комплексной оценки устойчивого развития и уровня реализации ценностей ключевых стейкхолдеров региона

При переводе количественных значений в качественные характеристики применяется методический подход, предложенный Организацией Объединенных Наций, согласно которому интегральные индексы, принимающие значения 0,7 и выше, свидетельствуют о достаточно высоком уровне устойчивого развития регионов с точки зрения удовлетворения интересов ключевых экономических агентов; значения в диапазоне от 0,5 до 0,69 - о недостаточном уровне устойчивого развития; значения менее 0,5 - о низком уровне устойчивого развития2.

На основе полученных результатов определяются диспропорции в уровне реализации ценностей устойчивого развития в разрезе стейкхолдеров региона, устанавливается степень дифференциации регионов по достигнутому уровню устойчивого развития, формируются основные направления региональной политики, направленной на повышение уровня реализации ценностей. Следова-

2 United Nations. The Sustainable Development Goals Report / United Nations. New York, 2020. URL: https://unstats.un.org/sdgs/report/2020/.

тельно, интегральная оценка служит основой для выработки методов и инструментов управления устойчивым развитием региона, а также для формирования основных направлений стимулирующего и регулирующего воздействия.

В качестве методов управления выделяются: административные, экономические и методы выравнивания и стимулирования. Административные методы предполагают прямое воздействие на объект управления в региональной системе. Экономические методы, в свою очередь, отражают косвенное влияние на деятельность экономических агентов и предполагают разработку определенных механизмов и инструментов для повышения уровня реализации интересов стейкхолдеров [19].

Методы выравнивающей региональной политики предполагают разработку мер по сокращению территориального неравенства и наращивания экономического потенциала [20, 21]. Методы стимулирующей региональной политики ориентированы на создание точек роста и стратегического развития региона посредством реализации институциональных мер и инструментов [22].

Применение указанных методов и оказание воздействия на объекты управления возможно при реализации комплекса управленческих инструментов. В рамках механизма заложены следующие инструменты: разработка нормативной базы, реализация целевых проектов и программ, инструменты совершенствования инфраструктурных условий, инструменты совершенствования и развития институциональной среды.

Завершающим элементом организационно-экономического механизма управления устойчивым региональным развитием является система мониторинга реализации ценностей устойчивого развития в разрезе населения, бизнес-сообщества и органов государственной власти, позволяющая оценить уровень достижения поставленных управленческих целей и задач. На данном этапе также могут быть скорректированы методы и инструменты управления для повышения эффективности функционирования социоэколого-экономической системы региона.

При обобщении результатов проведенного исследования нами сформирован организационно-управленческий механизм управления устойчивым региональным развитием с позиции реализации ценностей и интересов ключевых стейкхолдеров территорий (рис. 4), к элементам которого относятся:

• субъекты управления: органы государственной власти при тесном сотрудничестве с бизнес-сообществом и населением;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• цели стейкхолдеров в экономических отношениях и принципы управления;

• процесс оценки текущего уровня реализации ценностей, выявления диспропорций и обоснования целесообразности управленческих решений, основанный на применении авторской методики;

• методы и инструменты управления, использование которых позволит повышать уровень реализации ценностей и устойчивого развития;

• объект управления: социоэколого-экономическое развитие региона.

Субъекты управления устойчивым развитием региона

Население Бизнес-сообщество Органы государственной

власти

Ключевые цели

1. Обеспечение ответственного потребления

2. Обеспечение ответственного производства

3. Обеспечение ответственного управления

Принципы управления

1. Принцип системности и комплексности

2. Принцип многовариативности

3. Принцип сбалансированности

4. Принцип партнерства

5. Принцип целенаправленности и динамичности

Оценка устойчивого регионального развития в разрезе реализации ценностей ключевых стейкхолдеров

Оценка уровня реализации ценностей Оценка уровня реализации ценностей

устойчивого развития населения устойчивого развития бизнес-сообщества

Оценка уровня реализации ценностей устойчивого развития государства

Выявление диспопорций в уровне реализации ценностей стейкхолдеров, определение ключевых

областей воздействия

Методы управления устойчивым региональным развитием

Административно-распорядительные методы

Экономические методы

Методы выравнивания и стимулирования

Инструменты управления устойчивым региональным развитием

Разработка нормативной базы

Реализация целевых проектов и программ

Инструменты совершенствования экономических и инфраструктурных условий

Инструменты совершенствования

и развития институциональной среды

Объект управления:

социоэколого-экономическое развитие региона

Рис. 4. Организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием региона на основе ценностного подхода

Заключение. Таким образом, оценка уровня реализации ценностей стейкхолдеров региона в контексте устойчивого развития является весьма актуальной проблемой, требующей более детальной проработки и проведения дополнительных исследований, поскольку вопросу соотнесения компонентов устойчивого развития региона и интересов ключевых стейкхолдеров в научной литературе уделено недостаточное внимание.

Применение ценностного подхода к оценке и управлению устойчивым развитием региона с последующей разработкой мер управляющего воздействия позволяет выявлять наиболее значимые диспропорции в уровне реализации интересов стейкхолдеров территорий, фокусироваться на наиболее проблемных областях, препятствующих достижению целей и максимизации получаемой ценности.

Разработанный организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием территорий позволяет решать задачи типологизации регионов по уровню реализации ценностей и интересов ключевых стейкхолдеров в разрезе компонентов устойчивого развития, а также разрабатывать управленческие решения и меры, способствующие повышению уровня устойчивого развития и устранению возникающего дисбаланса реализации ценностей.

Список литературы

1. Курганов М.А. Управление проектами и программами устойчивого развития региона: особенности и обзор теоретических подходов // Научные исследования и разработки. Российский журнал управления проектами. -2020. - № 1. - С. 22-32. DOI: 10.12737/2587-6279-2020-22-32

2. Шедько Ю.Н. Совершенствование механизмов управления устойчивым развитием региона: автореф. дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05. - М., 2016. - 24 с.

3. Ускова Т.В. Управление устойчивым развитием региона: моногр. / ИСЭРТ РАН. - Вологда, 2009. - 355 с.

4. Локтев А.В. Обеспечение устойчивого развития экономики региона на основе реализации инновационного потенциала: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - Тамбов, 2012. - 22 с.

5. Alferova T.V., Shilova E., Tretiakova E. Methodical approaches to measuring sustainable development of industrial enterprises // European Research Studies Journal. - 2015. - Vol. 18, № 3. - P. 115-128.

6. Эволюция концепции устойчивого развития в контексте исторических процессов: моногр. / Т.В. Алферова, Е.А. Третьякова, М.Ю. Осипова, Ю.И. Суркова. -М.: ИНФРА-М, 2018. - 185 с. DOI: 10.12737/monography_5b5825de7c1d84.81996806

7. Осипова М.Ю. Совершенствование механизма управления устойчивым развитием социально-экономической региональной системы // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 9. - С. 234-241.

8. Eweje J., Turner R., Müller R. Maximizing strategic value from megapro-jects: the influence of information-feed on decision-making by the project manager // International Journal of Project Management. - 2012. - № 6 (30). - Р. 639-651. DOI: 10.1108/sd.2012.05628kaa.009

9. Сэй Ж.Б. Трактат по политической экономии. - М.: Директ-Медиа, 2007. - 67 c.

10. Mенгер К. Исследования о методах социальных наук и политической экономии в особенности: моногр. - M.: Директ-Mедиа, 2014. - 216 с.

11. Chen H.L., Chen W.T., Lin Y. Earned value project management: Improving the predictive power of planned value // International Journal of Project Management. - 2015. - № 34. - Р. 22-29. DOI: 10.1016/j.ijproman.2015.09.008

12. Рольская M.А. Экономические отношения и интересы: сущность, содержание, структура // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. -2005. - № 2. - С. 32-36.

13. Долятовский В.А., Гречко M^. Mоделирование механизмов поведения экономических агентов // Экономический анализ: теория и практика. -2018. - Т. 17, № 10. - С. 1835-1848. DOI: https://doi.org/10.24891/ea.17.10.1835

14. Гаськова Ю.И. Формирование стратегии развития региона: необходимость согласования интересов основных стейкхолдеров // East European Scientific Journal. - 2017. - № 3 (19). - С. 81-85.

15. Гончаров А.Ю. Инструменты взаимодействия стейкхолдеров в регионах // Mеждународный академический вестник. - 2015. - № 3 (9). - С. 50-51.

16. Mrnnrn Э.А. Теоретические подходы к пониманию сущности ответственного потребления // Теоретическая экономика. - 2020. - № 1 (65). - С. 55-63.

17. Sustainable consumption and production - Research, experience, and development - The Europe we want / R.K. Lukman, P. Glavic, A. Carpenter, P. Virtic // Journal of Cleaner Production. - 2016. - № 138. - Р. 139-147. DOI: https://doi.org/10.1016/jjclepro.2016.08.049

18. Пономарева M.А. К вопросу о формировании организационно-экономического механизма управления устойчивым развитием региона // Terra Economicus. - 2009. - Т. 7, № 2. - С. 246-249.

19. Анимица Е.Г., Сухих В.А., Новикова Н.В. Концептуальные установки, механизмы и методы регионального управления экономикой // Регионология. -2008. - № 4. - URL: http://regionsar.ru/ru/node/217 (дата обращения: 30.11.2020).

20. Глигич-Золотарева Mí. Стратегия управления региональным развитием: мировые тенденции и отечественный опыт // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2011. - № 11. - С. 61-72.

21. Mиронова Управление региональным развитием России: основные направления современной региональной политики // Вестник Российского университета дружбы народов. Экономика. - 2011. - № 5. - С. 185-195.

22. Суспицын С.А. Mетоды и модели координации долгосрочных решений в системе «национальная экономика - регионы» / под ред. В.В. Кулешова; ИЭОПП СО РАН. - Новосибирск, 2017. - 295 с.

References

1. Kurganov M.A. Upravlenie proektami i programmami ustoichivogo razvitiia regiona: osobennosti i obzor teoreticheskikh podkhodov [Project and program man-

agement of the regional sustainable development: Features and theoretical approaches review]. Nauchnye issledovaniia i razrabotki. Rossiiskii zhurnal upravleniia proektami, 2020, no. 1, pp. 22-32. DOI: 10.12737/2587-6279-2020-22-32.

2. Shed'ko Iu.N. Sovershenstvovanie mekhanizmov upravleniia ustoichivym razvitiem regiona [Improving mechanisms for managing sustainable development in the region]. Abstract of Doctor's degree dissertation. Moscow, 2016.

3. Uskova T.V. Upravlenie ustoichivym razvitiem regiona [Management of sustainable development in the region]. Vologda, Institute of Socio-Economic Development of Territories of RAS, 2009, 355 p.

4. Loktev A.V. Obespechenie ustoichivogo razvitiia ekonomiki regiona na osnove realizatsii innovatsionnogo potentsiala [Ensuring sustainable development of the region's economy based on the implementation of innovative potential]. Abstract of PhD thesis. Tambov, 2012.

5. Alferova T.V., Shilova E.V., Tretiakova E.A. Methodical approaches to measuring sustainable development of industrial enterprises. European Research Studies Journal, 2015, vol. 18, no. 3, pp. 115-128.

6. Alferova T.V., Tretiakova E.A., Osipova M.Iu., Surkova Iu.I. Evoliutsiia kontseptsii ustoichivogo razvitiia v kontekste istoricheskikh protsessov [Evolution of the sustainable development concept in the context of historical processes]. Moscow, IN-FRA-M, 2018, 185 p. DOI: 10.12737/monography_5b5825de7c1d84.81996806.

7. Osipova M.Iu. Sovershenstvovanie mekhanizma upravleniia ustoichivym razvitiem sotsial'no-ekonomicheskoi regional'noi sistemy [Improving governance mechanism sustainable development of socio-economic regional system]. Ekonomika ipredprinimatel'stvo, 2016, no. 9, pp. 234-241.

8. Eweje J., Turner R., Müller R. Maximizing strategic value from megapro-jects: the influence of information-feed on decision-making by the project manager. International Journal of Project Management, 2012, no. 6 (30), pp. 639-651. DOI: 10.1108/sd.2012.05628kaa.009.

9. Say J.B. Traité d'économie politique (Russ. ed.: Sei Zh.B. Traktat po politicheskoi ekonomii. Moscow, Direct-Media, 2007, 67 p.). Available at: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=26847 (accessed 25.11.2020).

10. Menger K. Untersuchungen uber die Methode der Socialwissenschaften und Politishen Oekonomie insbesondere (Russ. ed.: Menger K. Issledovaniia o metodakh sotsial'nykh nauk i politicheskoi ekonomii v osobennosti. Moscow, Direct-Media, 2014, 216 p.).

11. Chen H.L., Chen W.T., Lin Y. Earned value project management: Improving the predictive power of planned value. International Journal of Project Management, 2015, no. 34, pp. 22-29. DOI: 10.1016/j.ijproman.2015.09.008.

12. Rol'skaia M.A. Ekonomicheskie otnosheniia i interesy: sushchnost', soderzhanie, struktura [Economic relations and interests: essence, content and structure]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost', 2005, no. 2, pp. 32-36.

13. Doliatovskii V.A., Grechko M.V. Modelirovanie mekhanizmov povedeniia ekonomicheskikh agentov [Modeling the mechanisms of economic agent behavior]. Ekonomicheskii analiz: teoriia i praktika, 2018, vol. 17, no. 10, pp. 1835-1848. DOI: https://doi.org/10.24891/ea.17.10.1835.

14. Gas'kova Iu.I. Formirovanie strategii razvitiia regiona: neobkhodimost' soglasovaniia interesov osnovnykh steikkholderov [The creation of the regional development strategy: The need to reconcile interests of main stakeholders]. East European Scientific Journal, 2017, no. 3 (19). pp. 81-85.

15. Goncharov A.Iu. Instrumenty vzaimodeistviia steikkholderov v regionakh [Instruments of stakeholders' interaction in regions]. Mezhdunarodnyi akademicheskii vestnik, 2015, no. 3 (9), pp. 50-51.

16. Mitina E.A. Teoreticheskie podkhody k ponimaniiu sushchnosti otvetstven-nogo potrebleniia [Theoretical approaches to understanding the essence of responsible consumption]. Teoreticheskaia ekonomika, 2020, no. 1(65), pp. 55-63.

17. Lukman R.K., Glavic P., Carpenter A., Virtic P. Sustainable consumption and production - research, experience, and development - the Europe we want. Journal of Cleaner Production, 2016, no. 138, pp. 139-147. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j.jclepro.2016.08.049.

18. Ponomareva M.A. K voprosu o formirovanii organizatsionno-ekonomicheskogo mekhanizma upravleniia ustoichivym razvitiem regiona [On the formation of an organizational and economic mechanism for managing sustainable development of the region]. Terra Economicus, 2009, vol. 7, no. 2, pp. 246-249.

19. Animitsa E.G., Sukhikh V.A., Novikova N.V. Kontseptual'nye ustanovki, mekhanizmy i metody regional'nogo upravleniia ekonomikoi [Conceptual attitudes, mechanisms and methods of regional economic management]. Regionologiia, 2008, no. 4, available at: http://regionsar.ru/ru/node/217 (accessed 30.11.2020).

20. Gligich-Zolotareva M.V. Strategiia upravleniia regional'nym razvitiem: mirovye tendentsii i otechestvennyi opyt [Strategic planning of regional development: global trends and domestic experience]. Nauka i obrazovanie, 2011, no. 11, pp. 61-72.

21. Mironova M.N. Upravlenie regional'nym razvitiem Rossii: osnovnye napravleniia sovremennoi regional'noi politiki [Management of regional development in Russia: Main trends of modern regional policy]. RUDN Journal of Economics, 2011, no. 5, pp. 185-195.

22. Suspitsyn S.A. Metody i modeli koordinatsii dolgosrochnykh reshenii v sisteme "natsional'naia ekonomika - region" [Methods and models for coordinating long-term decisions in the system of "national economy - regions"]. Ed. V.V. Kuleshov. Novosibirsk, IEIE SB RAS, 2017, 295 p.

Оригинальность 82 %

Получено 07.12.2020 Принято 28.12.2020 Опубликовано 31.03.2021

M.A. Kurganov

A MECHANISM FOR MANAGING REGIONAL SUSTAINABLE DEVELOPMENT BASED ON VALUE-DRIVEN APPROACH

The article is devoted to the issue of managing regional sustainable development in terms of realizing the values and interests of key stakeholders. The framework of the value-driven approach to the managerial task solving in the context of regional economic discourse is revealed, the place of value in the structure of economic relations is determined. The author substantiates the value-driven approach to assessing the regional sustainable development level. The paper presents a description of economic agents' targets, formed under the influence of the sustainable development concept. The theoretical basis predetermined the possibility of developing an organizational and economic mechanism for managing regional sustainable development in the context of realizing the values of the population, business community and government authorities. The management principles are described in detail, whose application increases the efficiency of managerial decisions. The article proposes the author's methodology for a comprehensive multicriteria assessment of sustainable development level based on the value-driven approach. It gives an opportunity to classify the regions under study, to identify disparities in the level of values realization and to determine the main areas of influence. This methodology is included in the organizational and economic mechanism as a necessary element for monitoring the current state of the socio-ecological-economic system of the region. The study also discloses methods and tools for corrective and stimulating measures that bring about an increase in the level of sustainable development of territories and the degree of economic agents' values realization. Applying the mechanism in practice provides the possibility for management decisions that consider the current situation in the region and offset the identified disproportions.

Keywords: sustainable development, managerial mechanism, regional stakeholders, value-driven approach, regional economics.

Maksim A. Kurganov - Postgraduate Student, Department of World and Regional Economics, Economic Theory, Perm State National Research University, e-mail: kurganovma@gmail.com.

Received 07.12.2020 Accepted 28.12.2020 Published 31.03.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.