Научная статья на тему 'Механизм управления рисками промышленных организаций при выполнении государственных и муниципальных заказов'

Механизм управления рисками промышленных организаций при выполнении государственных и муниципальных заказов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
405
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / РИСК / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ЗАКУПКИ / ЗАКАЗЫ / GOVERNANCE / RISK / STATE AND MUNICIPAL ENTERPRISES / PROCUREMENT ORDERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новичкова О. Е.

Рассматриваются современные условия организации и проведения закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных предприятий. Выявляются основные причины рисков организации и проведения закупок, а также предлагается механизм распределения риска между заказчиком и подрядчиком при разработке и реализации закупочного процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MECHANISM OF RISK MANAGEMENT OF INDUSTRIAL ORGANIZATIONS IN THE PERFORMANCE OF STATE AND MUNICIPAL ORDERS

Modern conditions of the organization and realization of purchases of the goods, works and services for the state and municipal needs are considered. Principal causes of the organization and realization risks of purchases emerge, and also the mechanism of distribution of risk between the customer and the contractor is offered by working out and realization of purchasing process.

Текст научной работы на тему «Механизм управления рисками промышленных организаций при выполнении государственных и муниципальных заказов»

9. Проводится сравнительная оценка важности отдельных атрибутов имиджа, осуществленная сотрудниками торгового предприятия, и его посетителями.

10. Строим для торгового предприятия матрицу «важность атрибута - уровень его исполнения».

Данная матрица в дальнейшем используются при разработке плана мероприятий по повышению имиджа торгового предприятия.

Сбор первичной информации был проведен путем опроса посетителей двух универмагов. В ходе анкетирования с 1 по 11 мая 2009 года было опрошено 200 респондентов - 100 в ТД «Добрынинский» и 100 в ТД «Даниловский». Исследование проводилось в разные дни недели и часы рабочего дня универмага. Для охвата различных потребительских групп анкетирование проходило в течение всего времени работы универмагов как в будни, так и выходные дни. Из-за сложности проведения полномасштабного исследования, ограниченного лимита времени на проведение полевых работ, выборка не является репрезентативной. Результаты обследования на основе такой выборки нельзя распространять на всю совокупность посетителей универмагов. Это исследование можно рассматривать как пилотное, как своего рода плацдарм для проведения новых исследований. Оно задает рамки, в которых можно вести дальнейший поиск, обозначает проблемы и ошибки, которых можно избежать в дальнейшем.

Наглядное сравнение всех атрибутов имиджа представлено на рис. 2 в виде семантической дифференциальной шкалы, из которого видно, что универмаг «Добрынинский» по уровню исполнения большинства атрибутов превосходит универмаг «Даниловский».

Наглядно различия в важности для потребителей каждого атрибута можно представить, используя семантическую шкалу (рис. 3).

Различия в оценках десяти атрибутов с учетом их важности и исполнения для универмагов «Добрынинский» и «Даниловский» можно увидеть на рис. 4.

На данный момент универмаг «Даниловский» не в полной мере реализует свой потенциал в отношении продаж, поэтому существует необходимость в дополнительной, более широкой информации о приоритетах существующих и потенциальных посетителей универ-

мага, а также сотрудников данного универмага, об их отношении к нему. Такие оценки позволили выработать рекомендации по улучшению имиджа универмага «Даниловский».

Литература:

1. Аакер Д. Создание сильных брендов .- М.: Издательский дом Гребенникова, 2003.

2. Букша К.С. Управление деловой репутацией. Российская и зарубежная PR - практика. - М.: ООО» И.Д.Вильямс», 2007.

3. Даулинг Г. Репутация фирмы. Создание, управление и оценка эффективности. - М.-: Консалтинговая группа «ИМИДЖ- Контакт», Издательский Дом «ИНФРА-М», 2003

4. Джи Б. Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение.- СПб.: Питер, 2000, с.37.

5. Ламбен Ж. Маркетинг, ориентированный на рынок.- СПб: Питер, 2004.

6. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. — СПб.: Наука, 1996.

7. Муромкина И.И. Имидж розничного торгового предприятия: особенности формирования и восприятия. // Маркетинг в России и за рубежом, №2, 2001.

8. Ньюмэн Э., П.Каллен. Розничная торговля : организация и управление/ Пер. с англ. под ред. Ю.Каптуревского - СПб.:Питер, 2005.

9. Рональд Дж. Олсоп.18 непреложных законов корпоративной репутации: пер. с англ. Москва : Вершина, 2006.

10. Соловьев Б.А. Новая парадигма маркетинга: лояльность потребителей и партнерство компаний на рынке. Проблемы современного маркетинга: Сборник научных трудов под ред. Б.А. Соловьев. - М.:Изд-во РЭА, 2007.

11. Управление взаимоотношениями с клиентами: Пер. с англ.

- М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

12. Шкардун В.Д. Ахтямов Т.М. Оценка и формирование корпоративного имиджа предприятия// Маркетинг в России и за рубежом.- 2001. - №3.

13. http://ru.wikipedia.org/wiki - редактируемая web-энциклопедия.

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКАЗОВ

Новичкова О.Е., соискатель Московского государственного областного университета

Рассматриваются современные условия организации и проведения закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных предприятий. Выявляются основные причины рисков организации и проведения закупок, а также предлагается механизм распределения риска между заказчиком и подрядчиком при разработке и реализации закупочного процесса.

Ключевые слова: управление, риск, государственные и муниципальные предприятия, закупки, заказы.

THE MECHANISM OF RISK MANAGEMENT OF INDUSTRIAL ORGANIZATIONS IN THE PERFORMANCE OF STATE AND MUNICIPAL ORDERS

Novichkova O., Moscow State Regional University, the competitor

Modern conditions of the organization and realization of purchases of the goods, works and services for the state and municipal needs are considered. Principal causes of the organization and realization risks ofpurchases emerge, and also the mechanism of distribution of risk between the customer and the contractor is offered by working out and realization of purchasing process.

Keywords: governance, risk, state and municipal enterprises, procurement orders.

В условиях повсеместного развития сектора государственных сроки и документация по каждой процедуре размещения заказа, но

закупок России особое внимание необходимо уделять вопросу уп- нет разъяснений для заказчиков, как застраховаться от рисков, воз-

равления рисками промышленных организаций, участвующих в никающих вследствие недобросовестного поведения поставщиков.

конкурсах на выполнение заказов для государственных и муници- Требования, предъявляемые к конкурсантам, ограничены, постав-

пальных предприятий, т.к. данный сектор экономики позволяет в щикам достаточно соблюдать условия: иметь необходимые лицен-

условиях кризиса нормализовать производственный потенциал про- зии, отсутствовать в реестре недобросовестных поставщиков, не

мышленности и повысить эффективность производственных про- иметь задолженностей перед госбюджетом и не находиться в со-

цессов организаций различных отраслей хозяйствования. стоянии банкротства (ликвидации).

Федеральный закон [1] направлен на уменьшение рисков (в На практике достаточно часто встречается ситуация невыпол-

основном коррупционных) и повышение эффективности исполь- нения государственных контрактов поставщиком. При этом клас-

зования бюджетных средств. В законе предусмотрены формы заку- сификации рисков организации и проведения закупок товаров, ра-

пок, регламентирован порядок проведения торгов, оговариваются бот и услуг для государственных и муниципальных предприятий в

науке и практике так и не выявлено. Для сокращения количества ситуации по невыполнению государственных контрактов логично разделить данные риски на две основные категории: риски со стороны организаторов конкурсов и риски непосредственного закупочного процесса.

Рассмотрим сначала первую категорию рисков. Анализ опыта организации и проведения закупок товаров, работ и услуг для государственных предприятий позволяет говорить о том, что государственные заказчики при организации и проведении конкурсов допускают ряд ошибок и нарушений действующего законодательства. Это может в той или иной степени ограничивать права поставщиков на участие в процедурах закупок. Среди основных причин нарушений, которые определяют структуру рисков выполнения заказов для государственных и муниципальных предприятий можно выделить следующие:

- несовершенство действующего законодательства в области государственных закупок;

- сложное положение с полным и регулярным финансированием государственных закупок;

- незнание или непонимание специалистами, занятыми организацией и проведением закупок, смысла выполняемых процедур и создаваемых документов, норм действующего законодательства;

- незнание поставщиками своих прав и обязанностей, неумение (а зачастую и нежелание) отстаивать свои права;

- недостаточно активная роль Минэкономики России и других органов исполнительной власти в контроле за деятельностью государственных закупщиков;

- недобросовестные действия отдельных чиновников, принимающих решения о проведении и ходе процедур закупок, а также о присуждении контракта.

В целом, в настоящий момент обязанности по проведению запросов котировок и конкурсных процедур возлагаются на должностных лиц, не имеющих должного образования и соответствующей классификации, опыта и времени для качественного проведения торгов. Соответственно, повышаются риски потери бюджетных средств при признании победителем конкурса недобросовестного поставщика, сбои в поставках и нарушении условий контракта, что возникает при неправильном составлении технического задания и недостаточных выдвигаемых требований к поставщикам, при неточном расчете максимальной (начальной) цены контракта.

Работа в области государственного заказа усложняется тем, что специалисты должны быть компетентны, как в области юридических вопросов, так и в области экономики и финансов, четко регламентировать процессы взаимодействия на всех этапах: подготовки к проведению торгов или аукциона, непосредственного проведения, заключения контракта, контроля его исполнения.

Таким образом, риски заключения и неисполнения контракта, финансовых потерь существенно снижаются при едином системном подходе к организации процедуры государственных закупок, когда в комплексе решаются организационные вопросы и внедряются современные средства и методики планирования, прогнозирования и финансово-экономического анализа. Такой подход обеспечит заказчику инструменты для более глубокой и качественной проработки решений и поможет обезопасить себя от возникновения

непредвиденных сбоев, как в ходе заключения контракта, так и при его исполнении.

Что касается непосредственного рисков закупочного процесса, то в данном случае важно выделить такие риски, как:

1. Риск неправильно сформированного заказа. Недостаточная проработка заказа. Риск заключается в составлении технического задания закупаемой продукции в неполном объеме, не учитываются особые условия при составлении проекта государственного контракта. В качестве методов управления данным риском можно рекомендовать такие как: организационные - подбор сотрудников с соответствующей квалификацией; четкая регламентация процесса взаимодействия на всех этапах формирования заказа; внедрение современных средств и методик планирования, прогнозирования и финансово-экономического анализа; более глубокая и качественная проработка особых условий в проектах контракта.

2. Риск неверно выставленной начальной цены контракта. Завышение или занижение начальной (максимальной) цены контракта. Риск состоит в том, что не каждый заказчик самостоятельно может определить реальную стоимость формируемого заказа. В качестве методов управления данным риском можно рекомендовать такие как: экономические - возможность постоянного мониторинга текущего и прогнозируемого состояния рынка по группам товаров; наличие комплекса по макроанализу и прогнозированию экономической динамики.

3. Риск уклонения от заключения контракта. Недобросовестное поведение участников торгов. Риск заключается в отказе участника, признанного победителем, заключать контракт. В качестве методов управления данным риском можно рекомендовать такие как: административные -предварительный отбор участников на соблюдение требований законодательства, понуждение о заключении контракта в судебном порядке; экономические - внесение денежных средств участником размещения заказа, в качестве обеспечения заявки.

4. Риск нарушения поставщиком условий государственного контракта. Недобросовестное поведение поставщиков. Риск состоит в неспособности либо нежелании поставщика действовать в соответствии с условиями заключенного договора. В качестве методов управления данным риском можно рекомендовать такие как: административные - выработка четких требований к формальным признакам документов, предоставленных поставщиком; экономические - внесение денежных средств участником размещения заказа в качестве обеспечения исполнения контракта.

В целом, эффективное управление риском требует не только внимательного наблюдения за размером риска, но также стратегию минимизации убытков. Для уменьшения рисков при размещении госзаказа (например, невыполнения плановых объемов закупаемой продукции) разрабатываются соответствующие организационные мероприятия, включающие систему текущего и оперативно-календарного планирования, систему проведения торгов и другие аналогичные мероприятия. Для снижения других рисков разрабатываются адекватные мероприятия, главным критерием которых является их эффективность, устанавливаются определенные требования при размещении заказа (внесение средств в качестве обеспечения заявки, составление подробной спецификации). Главная проблема уп-

Рис. 1. Механизм распределения риска между заказчиком и подрядчиком

равления рисками во внешнеэкономической деятельности предприятия состоит в управлении рисками, наступление которых не зависит от усилий предприятий, и которые являются внешними.

В процессе проведения государственного заказа риски распределяются между участниками торгов непропорционально. На практике заказчики не всегда рассчитывают и контролируют риски, а поставщики недостаточно устойчивы в финансовом отношении, чтобы преодолеть последствия от действия рисков. При этом заказчику следует учитывать, что поставщики имеют ограниченные средства для компенсации риска, которые они могут использовать, не подвергая опасности свое существование.

Распределение риска реализуется на стадии разработки государственного заказа и контрактных документов методами качественного и количественного анализа. Для количественного распределения риска предлагается использовать так называемый концептуальный механизм (рис.1).

Механизм базируется на использовании стандартных методов исследования, которые подразумевают последовательное принятие решений. Последовательность решений по выбору того или иного заказа определяется на стадии формирования плана закупок. Эта проблема носит двойственный характер, обусловленный участием в государственных торгах двух сторон заказчика и поставщика, или заказчика и исполнителя.

С одной стороны заказчик стремится по возможности уменьшить стоимость контракта, при этом все требования по срокам и качеству должны быть выполненными. С другой стороны поставщик при расчете стоимости заказов стремится к получению макси-

мальной прибыли.

Рост размеров и продолжительность инвестирования проектов, разнообразие сложность, внедрение новых методов и технологий в их реализацию, высокая динамичность внешней среды, окружающей любую фирму, конкуренция, инфляция и другие отрицательные факторы приводят к росту степени риска в процессе осуществления государственного заказа.

Качественное распределение риска подразумевает, что заказчики принимают ряд решений, которые либо расширяют, либо сужают диапазон потенциальных поставщиков. Чем большую степень риска заказчики намериваются возложить на поставщиков, тем труднее привлечь участников к участию в торгах. Поэтому заказчикам следует проявлять максимальную гибкость относительно того, какую долю риска они согласны принять на себя.

Литература:

1. Федеральный закон от 21.07.05 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» / Собрание законодательства Российской Федерации. Издательство «Юридическая литература», 25.07.2005, №30, ст.3105.

2. Лидванова Л.И. Международный маркетинг: Методические указания к практическим занятиям. - СПб.: БИИЯМС, БИЭПП, 2000.

3. Сыроватко Ю.И. Риски закупочного процесса, технологии устранения причин, распределение рисков. // Госзаказ. Приложение №2, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.