Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ'

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСКИ / УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / ПРОФИЛЬ РИСКОМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афанасьева О.Н., Дворяжкина В.Э., Сучкова В.А.

В статье рассматривается механизм управления рисками государственных программ. Существует необходимость формирования единого механизма управления рисками государственных программ на протяжении всего их жизненного цикла. Риски, связанные с выполнением государственных программ Российской Федерации, часто упоминаются ответственными исполнителями в качестве объяснения невыполнения контрольных мероприятий в установленные сроки или невыполнения запланированных показателей. В основном это связано с отсутствием механизма управления рисками для реализации государственных инициатив в Российской Федерации. В статье определены внутренние и внешние причины возникновения рисков государственных программ и предложены направления их снижения с организационной точки зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISK MANAGEMENT MECHANISM OF GOVERNMENT PROGRAMS

The article discusses the mechanism of risk management of government programs. There is a need to form a unified concept of risk management of government programs as throughout their life cycle. The risks associated with the implementation of state projects of the Russian Federation are often mentioned by responsible executors as an explanation for non-fulfillment of control measures within the established deadlines or non-fulfillment of planned indicators. This is mainly due to the lack of a risk management system for the implementation of government initiatives in the Russian Federation. The article identifies internal and external causes of risks in the state program and suggests ways to reduce them from an organizational point of view.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ»

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ

О.Н. Афанасьева, канд. экон. наук, доцент В.Э. Дворяжкина, студент В.А. Сучкова, студент

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-12-1-31-35

Аннотация. В статье рассматривается механизм управления рисками государственных программ. Существует необходимость формирования единого механизма управления рисками государственных программ на протяжении всего их жизненного цикла. Риски, связанные с выполнением государственных программ Российской Федерации, часто упоминаются ответственными исполнителями в качестве объяснения невыполнения контрольных мероприятий в установленные сроки или невыполнения запланированных показателей. В основном это связано с отсутствием механизма управления рисками для реализации государственных инициатив в Российской Федерации. В статье определены внутренние и внешние причины возникновения рисков государственных программ и предложены направления их снижения с организационной точки зрения.

Ключевые слова: риски, управления рисками, механизм управления рисками, государственные программы, профиль риском.

Такого понятия, как без рискового проекта, не существует, и государственные программы, созданные с использованием программно-целевых механизмов управления, не являются исключением из этого правила. Управление рисками остается второстепенным в исполнении государственной программы. В нормативных актах, регулирующих создание и исполнение программ, процессы и инструменты управления рисками часто упускаются из виду. Это привело к неадекватной методологической разработке механизма управления рисками, что ограничивает их способность улучшать реализацию государственных программ [2; с. 87].

Механизм управления рисками государственных программ - это комплекс мероприятий, который предлагается для достижения конкретной цели (реализации государственной программы), последовательно организованных и действующих поэтапно в соответствии с паспортом конкретной государственной программы.

Управление рисками влияет на достижение целей, задач, прогнозируемых результатов программы и целей социально-экономического развития [10; с. 247-260]. В деловом секторе управление рисками

обеспечивает выполнение проектов с целью получения преимуществ, как правило, прибыли от деятельности предприятия.

В настоящее время управление рисками находится в тени основных механизмов управления программой на протяжении всего ее жизненного цикла, от формулирования целей до выполнения программы и отчетности [6; с. 123].

Управление рисками не существует как самостоятельный механизм в нынешней практике нормативного регулирования, который формирует исполнение государственных программ. Управление рисками является частью управления программами и интегрировано в их планирование.

Включение механизма управления рисками в общие процедуры управления программой не только обеспечит ожидаемую ритмичность выполнения программы и своевременное достижение определенных параметров, но и будет использовать данные о нагрузке на риски для изменения положений программы и предотвращения будущих отклонений.

Механизм управления рисками подразумевает следующие мероприятия [5; с. 54]:

- исправление случаев возникновения рисков в ходе реализации программы, и контроль рисков;

- риски не рассматриваются как самостоятельные объекты управления и используются в качестве причины для недостижения запланированных уровней показателей и контрольных событий;

- многие инциденты, отнесенные агентствами к категории опасных, происходят из-за плохого планирования и управления.

Наиболее сложные методы управления рисками - это, по сути, мероприятия, которые включены в общемировые методы управления проектами и программами [12]. Крайне важно разработать механизм управления рисками, который удовлетворял бы как национальным, так и международным стандартам. Согласно методологическим текстам, механизм управления рисками государственных программ представляет собой набор инструментов и связанных с ними процедур, которые выполняют управленческие меры по снижению риска [5; с. 12].

Чтобы достичь основных критериев программы путем уменьшения эффекта или избежание рисков, необходимо определить первоначальный источник отклонения, вызванный рисковым событием [8; с. 210]. Государственная программа содержит цели, задачи, индикаторы, ожидаемые результаты, подпрограммы, ключе-

вые мероприятия и контрольные мероприятия. Поскольку контрольные мероприятия предназначены для оценки промежуточных или конечных результатов основных мер, несоблюдение отдельных контрольных мероприятий приводит к тому, что основное событие не реализуется в полной мере.

Таким образом, существует связь между реализацией контрольных мероприятий и неспособностью достичь основных параметров государственной программы. Риски считаются связанными с государственными программами только в том случае, если существует вероятность того, что их возникновение приведет к невыполнению хотя бы одного контрольного события. Механизм же включает в себя устранение рисков, прогнозирование и контроль на протяжении всей реализации государственной программы.

Еще одним важным аспектом в контексте данной статьи является рассмотрение профиля рисков государственных программ как элемента механизма снижения рисков.

Профиль риска содержит данные о рисках. Это табличный способ выражения программных опасностей в связи с конкретными факторами, такими как влияние, вид, вероятность возникновения и другие. На рисунке 1 показаны преимущества профиля рисков. Исполнитель обновляет профиль во время управления рисками.

cd

X .0 cd

1- u

i u

i cu со 3" >■

ь £ x

cl (u

TO CL

5 e

>- <l)

u

о l_ ■d m

cd 0)

о

и e

s

d.

.0 s s s

-e- o cd q. 1_

q. о

с cl c

представление в структурной форме

стандартизированное □писание

информационная основа

сравнение между программами(данных)

облегчение контроля процесса

Рисунок. Преимущества профиля рисков государственных программ Economy and Business: Theory and Practice, vol. 12-1 (94), 2022

Данные, полученные в ходе деятельности в рамках различных мероприятий управления рисками, заносятся в соответствующие разделы профиля риска [9; с.289]. Этот подход предусматривает расширение методов управления рисками и изменение государственной программы. В управлении программой изменения включают раннее обнаружение отклонений, мониторинг рисков на основе показаний и использование данных о рисках для внесения изменений в положения программы. Механизм управления рисками должен быть включен в управление государственной программы.

Применение механизма управления рисками дает несколько преимуществ [2; с. 22]:

- методы управления рисками в управлении реализацией программы;

- соблюдение сроков проведения контрольных мероприятий благодаря раннему выявлению нарушений и действиям руководства;

- методологическая поддержка методов управления рисками;

- увеличение результатов оценки за счет устранения поздних контрольных событий;

- типологизация контрольных событий и планов внедрения для улучшения планирования, и реализации программ.

Выполнение государственной программы, например, по развитию малого и среднего предпринимательства в рамках национального проекта [1] сопряжено с целым рядом опасностей, возникающих как по внутренним, так и по внешним причинам (организационные риски и риски, связанные с ответственным исполнителем, соисполнителями и участниками программы соответственно; риски изменений законодательства, экономические риски и риски финансовой безопасности).

Можно выделить следующие внутренние и внешние причины возникновения рисков государственных программ:

-изменения в федеральном и региональном законодательстве, касающиеся исполнения местных программ, в результате которых ряд значимых действий и мероприятий муниципальной программы не могут

быть реализованы. Методы минимизации включают мониторинг изменений федерального и регионального законодательства и оценку их потенциальных последствий [4; с. 34];

- последствия ухудшения общего экономического состояния Российской Федерации, которое оказывает влияние на экономический рост, включают снижение эффективности негосударственного сектора, в результате чего ожидаемые результаты исполнения муниципальной программы не реализуются;

- вероятность недостаточного предоставления финансовых ресурсов для осуществления муниципальных программ, в результате которой ряд значимых действий и мероприятий муниципальной программы не могут быть достигнуты;

- принятие управленческих решений в области исполнения муниципальных программ, которые являются преждевременными;

- несоблюдение сроков исполнения муниципальной программы и неспособность обеспечить результаты, которые были запланированы в результате мероприятий.

Также следует обратить внимание на направление снижения рисков государственных программ с организационной точки зрения:

- мониторинг минимизации и оценка эффективности программных операций для перераспределения средств в рамках реализуемой муниципальной программы;

- назначение ответственных исполнителей, организация текущего контроля и постоянный мониторинг реализации муниципальной программы [11; с. 34];

- контроль на протяжении всего выполнения каждого отдельного мероприятия является дополнительным подходом к снижению рисков. В ходе оперативного управления выполнением программы должны быть предприняты шаги по снижению оставшихся потенциальных рисков, связанных с целями и задачами программы.

Таким образом, применение механизма управления рисками предполагает дополнительную методологическую разработку, такую как определение индивидуальных

процедур, установление ролей участников национального развития России. Для и изменение правил. Важность примене- оценки эффективности реализации госуния риск-ориентированного подхода в гос- дарственных программ предусмотрены со-ударственном программировании обу- ответствующие целевые показатели (ин-словлена тем, что от результативности дикаторы). Механизм управления рисками, управления рисками зависит успешность особенно при разработке государственных достижения целей и задач программ, и, в программ, в настоящее время приобретает конечном счете, ключевых установок большое значение в России.

Библиографический список

1. Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС Консультант Плюс

2. Белов, П.Г. Системный анализ и программно-целевой менеджмент рисков: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. - М.: Изд-во Юрайт, 2019. - 289 с.

3. Белов, П.Г. Управление рисками, системный анализ и моделирование в 3 ч. Часть 3: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. - М.: Изд-во Юрайт, 2019. - 272 с.

4. Белов, П.Г. Управление рисками, системный анализ и моделирование в 3 ч. Часть 2: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. - М.: Изд-во Юрайт, 2019. - 250 с.

5. Белов, П.Г. Управление рисками, системный анализ и моделирование в 3 ч. Часть 1: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. - М.: Изд-во Юрайт, 2019. - 211 с.

6. Воронцовский, А.В. Оценка рисков: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. - М.: Изд-во Юрайт, 2019. - 179 с.

7. Воронцовский, А.В. Управление рисками: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. - М.: Изд-во Юрайт, 2019. - 414 с.

8. Вяткин, В.Н. Риск-менеджмент: учебник / В.Н. Вяткин, В.А Гамза, Ф.В. Маевский. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2019. - 365 с.

9. Жуковский, В.И. Оценка рисков и многошаговые позиционные конфликты: учеб. пособие для вузов / В.И. Жуковский, М.Е. Салуквадзе. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 305 с.

10. Касьяненко, Т.Г. Анализ и оценка рисков в бизнесе: учебник и практикум для СПО / Т.Г. Касьяненко, Г.А. Маховикова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2019. -381 с.

11. Наумов С.Н. Резервы роста: управление внутренними рисками как инструмент повышения результативности реализации госпрограмм / С.Н. Наумов, А.А. Тебякин // Экономическая безопасность. - 2021. - Т. 4. № 2. - С. 247-260.

12. Рычихина Н.С. Управление развитием социально-экономических систем на основе реструктуризации // В сборнике: Пожарная и аварийная безопасность. сборник материалов XI Международной научно-практической конференции, посвященной Году пожарной охраны. - 2016. - С. 700-703.

13. Чумаков М.В. Анализ эффективности и рисков в реализации государственных программ, проектов, стратегий в регионах России / М.В. Чумаков, А.А. Елизарова, А.Б. Берендеева // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. -2021. - № 2 (66).

RISK MANAGEMENT MECHANISM OF GOVERNMENT PROGRAMS

O.N. Afanasyeva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

V.E. Dvoryazhkina, Student

V.A. Suchkova, Student

Lomonosov Moscow State University

(Russia, Moscow)

Abstract. The article discusses the mechanism of risk management of government programs. There is a need to form a unified concept of risk management of government programs as throughout their life cycle. The risks associated with the implementation of state projects of the Russian Federation are often mentioned by responsible executors as an explanation for nonfulfillment of control measures within the established deadlines or non-fulfillment of planned indicators. This is mainly due to the lack of a risk management system for the implementation of government initiatives in the Russian Federation. The article identifies internal and external causes of risks in the state program and suggests ways to reduce them from an organizational point of view.

Keywords: risks, risk management, the mechanism of risk management, government programs, unified concept, risk profile.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.