Научная статья на тему 'Механизм управления особой экономической зоной'

Механизм управления особой экономической зоной Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
363
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Баганов С. Г.

В статье рассмотрен зарубежный опыт организации и функционирования особых экономических зон, определены предпосылки их создания, принципы деятельности, даны классификация по видам, определение механизма управления экономическими зонами, его структура, примеры и просчеты при функционировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MECHANISM OF MANAGEMENT OF THE SPECIAL ECONOMIC ZONE

In clause foreign experience of the organization and functioning of special economic zones is considered, preconditions of their creation, principles of activity are certain, definition of the mechanism of management by economic zones, its structure, examples and miscalculations are given classification by kinds, at functioning.

Текст научной работы на тему «Механизм управления особой экономической зоной»

МВС 1000 М с мощностью 1 трлн операций в секунду. Достижение, безусловно, весьма значимое. Особенно если учесть те ресурсы, которые сегодня выделяются на научные исследования и новые технологии. Оно показало, что мы еще не полностью утратили свой научно-технический потенциал, несмотря на огромный отток за рубеж российских ученых и специалистов и слабый приток молодежи в научную сферу. Однако сравнивать этот неожиданный для россиян прорыв по значимости с запуском первого искусственного спутника земли, как предлагают некоторые специалисты, не следует. Дело в том, что 4 октября 1957 г СССР действительно открыл космическую эру, т.е. был, бесспорно, первым и по масштабу решенной проблемы, и по технике исполнения. Создание суперЭВМ можно сравнить с запуском спутника только по неожиданности того, что Россия на подобное еще способна. Это принципиально меняет ситуацию, поскольку в первом случае мы были первопроходцами, а во втором выступаем в роли догоняющих и повторяющих. Поэтому здесь следует реально взглянуть на ситуацию и оценить не только то, насколько сократилась дистанция между нами и лидерами (хотя еще раз подчеркнем, что и этот показатель весьма важен уже с моральной точки зрения), но и каков действительно сохранившийся разрыв между техническими характеристиками МВС 1000 М и самым современным суперкомпьютером США. Здесь следует указать и еще на одну, пожалуй самую главную, проблему. Микропроцессоры производят либо сами США, либо другие страны по их лицензии. В этом смысле Россия находится в полной технологической зависимости от зарубежья. Наши собственные технологии в данном направлении весьма далеки от совершенства.

Безусловно, нельзя сбрасывать со счетов и рыночный фактор. Так, в 1990-е гг. превалировала точка зрения, что Россию вытеснили с международных рынков

военной техники и вооружений. Однако здесь правильнее было бы говорить, что мы с них добровольно ушли сами, выведя войска и фактически прекратив сотрудничество в военной области со странами Восточной Европы, а затем резко сократив производство продукции оборонной промышленности, исключив де-факто возможность ее продажи в те страны мира, которые длительный период были традиционными партнерами СССР в этой области. Отметим, что в последние годы ситуация здесь явно изменилась к лучшему.

Следует иметь в виду, что в настоящее время на решение проблемы использования в народном хозяйстве России мировых и внутренних достижений НТП огромное влияние имеет уже отмеченный выше инвестиционный фактор. Надежды на зарубежные инвестиции в инновационную сферу экономики по вышеуказанным причинам нереальны. Об этом, в частности, свидетельствует фактическая структура тех зарубежных инвестиций, которые сегодня имеют место в российской экономике. Их подавляющая часть идет в сырьевые отрасли промышленности, развитие связи, торговлю, частично легкую и пищевую промышленности. Высокие же технологии, непосредственно связанные с производством сложной продукции, зарубежные инвесторы практически полностью игнорируют. Несмотря на так называемый огромный профицит бюджета, Россия что-то не торопится инвестировать инновации, ссылаясь на то, что это приведет к инфляции. Непонятно, правда, почему не будет инфляции, если деньги пойдут не из госказны.

Тем не менее решать проблему практической реализации достижений НТП России придется, опираясь на свои, внутренние ресурсы. Думается, что здесь нельзя обойтись без жестких, далеко не популярных мер организационного, законодательного и экономико-финансового характера, имеющих централизованный общегосударственный характер.

УДК 339.5

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНОЙ

С.Г. Баганов,

аспирант кафедры экономики, ПАГС

ВЕСТНИК. 2007. № 17(3)

Последние десятилетия XX в. - время бурного развития и интернационализации капитала и производства. Соответственно, постоянно усложняется и инструментарий государственного управления в экономической сфере. Одним из относительно новых и достаточно эффективных механизмов как государственного регулирования, так и экономического развития региона страны являются особые экономические зоны (ОЭЗ).

В мире накоплен большой опыт применения такого механизма территориального социально-экономического развития, как ОЭЗ. Создание таких зон может преследовать различные цели, такие как увеличение производства товаров и услуг и (как следствие) развитие экономики; приток инвестиций, в том числе иностранных; осуществление политики ликвидации депрессивных районов, в том числе с помощью создания новых рабочих мест и развития социальной инфраструктуры; проведение умеренной протекционистской политики путем инициирования создания предприятий, направленных на производство товаров и услуг для замещения импорта, и т.п.

В соответствии с Международной конвенцией по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1983 г) под свободной зоной (или «зоной-франко») понимается часть территории страны, на которой то-

вары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип «таможенной экстерриториальности») и поэтому не под -вергающиеся обычному таможенному контролю и налогообложению 1. В современных теоретических научных работах экономистов и правоведов сущность ОЭЗ трактуется более широко: они определяются как инструмент выборочного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы или как уникальная форма государственно-частного партнерства2.

Серьезный запас теоретических знаний и практического опыта был создан в связи активным применением ОЭЗ в мировой практике. ОЭЗ длительное время существуют во многих развитых и развивающихся странах. Одним из наиболее интересных примеров может служить Китай, применяющий данный механизм уже не одно десятилетие (с 1979 г.), обеспечив себе на его основе ускоренный экономический рост. За счет мощных государственных инвестиций в ОЭЗ в Китае за короткий срок была создана современная промышленная и социальная инфраструктура. Иностранные инвесторы и пред -приниматели получили значительные экономические льготы, гарантии общественного порядка, личной и экономической безопасности, упрощенный визовый режим, кадровый запас с низкой зарплатой, близость огромного внутреннего рынка и пр.3.

В США зоны предпринимательства действуют с 1934 г. (сначала это были ОЭЗ, ориентированные на замещение импорта). Предпринимательской зоной могли стать ареалы с численностью безработных в 4 тыс. человек, площадью до 300 га, уровнем бедности населения ниже среднего. К 1995 г в стране насчитывалось более 1400 подобных зон. Функционирование зон содействовало созданию новых фирм и расширению действующих, росту занятости (на 7 - 10%), улучшению использования заброшенных земельных участков, а также расширению кооперации между общественным и частным секторами. С 1980-х гг. в США стали развиваться технико -внедренческие зоны, обеспечивающие более тесное сотрудничество между университетами и промышленностью, стимулируя ученых непосредственно участвовать в реализации научных идей.

Успешным стало создание зоны максимального бла -гоприятствования в Ирландии в 1957 г Территория зоны составляла всего 15 га. Цель при ее создании ставилась достаточно скромная - получить дополнительно 300 рабочих мест, но результаты значительно превзошли ожидания. В Великобритании ОЭЗ существуют с начала 1980-х гг. Позже создание зон предпринимательства было включено в общую систему мер по государственной поддержке депрессивных регионов. В результате данного подхода существенно увеличилось количество рабочих мест, улучшилось состояние инфраструктуры в регионах. Широкое распространение технико-внедренческие зоны получили в Японии. Государственная программа включила в себя 25 технопарков, рассредоточенных по всей территории страны4.

При организации и (в дальнейшем) функционировании ОЭЗ существуют объективные предпосылки их успешного создания и деятельности:

- благоприятное транспортно-географическое положение относительно внешних и внутренних рынков, наличие развитых коммуникаций;

- наличие развитой производственной и социальной инфраструктуры, в том числе объекты водо- и энергоснабжения, дороги, современные средства связи, развитая транспортная сеть и сфера сервиса, современные учреждения образования, здравоохранения, куль -туры, досуга;

- кадровые ресурсы, наличие дешевой и квалифицированной рабочей силы;

- высокий уровень обеспечения банковскими и другими финансовыми услугами, доступная связь с международным финансовым рынком;

- отсутствие административно-бюрократических барьеров для организации бизнеса, в том числе с участием иностранного капитала;

- адекватный уровень инвестиционного барьера -размера финансовых средств, которые инвестор обязан вложить в развитие ОЭЗ за право вести в ней предпринимательскую деятельность на льготных условиях;

- развитая и стабильная правовая основа ОЭЗ. Как показывает практика, деятельность таких зон должна основываться на базе законодательных актов, а не быстро меняющихся решений органов исполнительной власти;

- предоставление инвесторам, в том числе иностранным, четких государственных гарантий сохранности инвестиций и иного имущества инвесторов, расположенного на территории зоны;

- формирование специальных органов управления зоной и четкое разделение их полномочий и сферы ответственности с другими органами центральной, региональной и местной властей;

- благоприятный инвестиционный климат в стране, который слагается из степени политической стабильности, уровня налогов, прозрачности законодательства и криминогенной обстановки в обществе5.

Принципы - это главное правило, требование, идея управления и его основа. Обобщая знания, основанные на опыте функционирования ОЭЗ в мире, приведем принципы деятельности ОЭЗ. Это тесная интеграция в мировое хозяйство и национальную экономику, активное привлечение иностранного капитала, наличие особого административно -правового режима, таможенных и налоговых льгот, минимизация таможенного контроля, ограничения на право собственности.

ОЭЗ являются сложными комплексами, состоящими из большого количества составляющих элементов, взаимодействующих друг с другом. Одним из основных элементов ОЭЗ как экономической системы является механизм управления. Для того чтобы все элементы функционировали слаженно и эффективно, необходим эффективный механизм управления экономической зоной. Следует уточнить, что механизм управления - это иерархическая система административных органов и управ -ленческих структур, при помощи которой согласованно решаются основные задачи и достигаются цели, стоящие перед какой-либо экономической системой, устанавливаются внутренние связи, осуществляется контроль исполнения, используются рычаги воздействия, охватывающие собой деятельность всех звеньев и элементов экономической системы6.

Механизм управления как экономическая подсистема имеет свои компоненты. Это принципы и правила управления, нацеленные на решение задач, стоящих перед управляемым объектом; функциональная струк-

тура органов управления; экономические и юридические законы и ограничения; информация, методы, правила и технические средства обработки информации.

При организации ОЭЗ как в мире, так и на территории России применялись различные механизмы управления и организационные структуры, которые, конечно, были связаны со спецификой конкретной территории, ее целями и задачами, страной-инициатором и т.д. Уп-равление ОЭЗ может осуществляться специальными комитетами, которые разрабатывают комплексные планы и контролируют их выполнение, проводят экспертизы и утверждают инвестиционные проекты, контролируют распределение, регулируют обеспечение кадрами, как это сделано в Китае. Или управление зонами координируется специальным комитетом Министерства внешней торговли и промышленности - подразделением центральной власти Японии, аналогичные координационные комитеты действуют и в префектурах. В США на федеральном уровне ОЭЗ организуются и курируются Министерством жилищного хозяйства и городского развития после получения и утверждения соответствующей заявки от правительства штата или местных властей. На местном уровне ОЭЗ управляются местными властями7. Специфика построения модели управления лежит в плоскости конкретных территориальных условий, национально-исторических и иных предпосылок. Совершенно понятно одно: мировой опыт управления ОЭЗ столь богат, что, как показывает мировая практика,

вероятность успеха велика. Изучение опыта провалившихся проектов позволяет выделить следующие типичные просчеты, которые были допущены на стадии их проектирования, - удаленность от мировых торговых и транспортных сетей; недостаточное развитие базовой производственной и социальной инфраструктуры; неполный объем государственного финансирования ОЭЗ на первоначальном этапе; недостаточно прозрачные и согласованные связи между органами управления зоны, региональными и центральными властями и др. Поэтому одной из основных задач инициаторов создания ОЭЗ является не допустить уже известных просчетов.

1 См.: Андреев В.О. О законодательной базе создания и функционирования СЭЗ в России // Внешняя торговля. 1995. № 1. С. 26.

2 См.: Особые экономические зоны в России. Налоговые льготы и преимущества / С.А. Рыбаков, Н.А. Орлова. М., 2006.

3 См.: Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М., 2000.

4 См.: Баганов С.Г. Зарубежный опыт создания территорий со специальным экономико-правовым режимом // Оптимизация механизмов государственного и муниципального управления в условиях глобализации: Сб. науч. тр. Саратов, 2006.

5 См.: Зубченко Л.А. Иностранные инвестиции. М., 2004. С. 58.

6 См.: Экономика предприятия (фирмы) / Под ред. О.И. Волкова, О .В. Девяткина. М., 2003. С. 244.

7 См.: Зименков Р. Свободные экономические зоны: американский опыт // РЭЖ. 1998. № 3. С. 78 - 87.

УДК 338.439.4:633.18

АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОЗДЕЛЫВАНИЯ РИСА В НИЗОВЬЯХ ВОЛГИ (НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Е.П. Балашова,

ассистент кафедры общих математических и естественнонаучных дисциплин, СГСЭУ (Астр ахан-ский филиал)

ВЕСТНИК. 2007. № 17(3)

Рисоводство является уникальной отраслью российского сельского хозяйства, основанной в начале 1930-х гг.

Производством риса в Астраханской области занято 47 хозяйств, из которых 19 - крестьянско-фермерские. На их долю приходится около 16% посевов.

За последние годы производство зерна риса снизилось с 23,8 тыс. т в 2002 г до 7,9 тыс. т в 2005 г., что почти в 7 раз меньше в сравнении с 1994 г, когда валовой сбор составлял 55,6 тыс. т. Средняя урожайность зерна по области за последние 5 лет составила 19,1 ц/га, в том числе в 2002 г -23,2 ц/га, в 2003 г - 19,1 ц/га, в 2004 г - 23,0 ц/га, в 2005 г - 26,2 ц/га зерна (после доработки). Уменьшение валовых сборов зерна риса за указанный период связано прежде всего с сокращением посевных площадей.

В 2005 г. посевы риса разместились на площади 7,8 тыс. га, что на 34,5% ниже площади 2002 г Сокращение площадей произошло во всех районах, в том числе в Володарском - на 63%, в Красноярском и Икрянин-ском - на 40%, в Камызякском и Харабалинском - на 34%, в Приволжском - на 31%, в Черноярском - на 24%.

Важным фактором, определяющим объем производства и его эффективность, является урожайность. Как правило, чем выше урожайность, тем выше объем производства и эффективнее деятельность предприятия, затраты на 1 ц продукции ниже.

Урожайность - это качественный, комплексный показатель, который зависит от многих факторов. Большое влияние на ее уровень оказывают природные условия - плодородие почвы, рельеф местности, температура

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.