Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательный проект / учреждение высшего образования / управление проектами и портфелями / educational project / higher education institution / project and portfolio management

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бура Людмила Викторовна, Селиванов Виктор Вениаминович

Специфика образовательной услуги отображается и в специфике соответствующего рынка, то есть в разрыве времени между получением образовательной услуги и оценкой результатов полученной услуги. Соответственно, для учреждения высшего образования (далее УВО) результаты многих перемен, в том числе, открытие новых специальностей, специализаций, также проявляются через определенное время (например, после первого выпуска по новой программе). То есть, рынок может отреагировать на стратегические действия УВО после определенного периода времени. Эта реакция может проявиться, в первую очередь, в повышении интереса к УВО. В статье сформулирована авторами концепция проектно-ориентированного управления учреждениями высшего образования. Концепция проектно-ориентированного подхода к управлению образовательной деятельностью университета предполагает распространению проектного подхода на развитие и функционирование различных функциональных блоков заведения на базе введенного понятия «продуктовый портфель учреждения высшего образования». Такой метод позволяет четко идентифицировать совокупность проектов в рамках образовательной деятельности и преобразовать текущую деятельность в реализацию портфеля проектов. Определены основные виды проектов в рамках образовательной деятельности. Дана характеристика комплекса команд проектов в рамках образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The specificity of the educational service is also reflected in the specifics of the relevant market, that is, in the time gap between the receipt of the educational service and the evaluation of the results of the received service. Accordingly, for an institution of higher education (hereinafter referred to as HEI), the results of many changes, including the opening of new specialties, specializations, also appear after a certain time (for example, after the first graduation from a new program). That is, the market may react to the strategic actions of the HEI after a certain period of time. This reaction may manifest itself, first of all, in an increased interest in HEI. The authors formulated the concept of project-oriented management of higher education institutions in the article. The concept of a project-oriented approach to the management of the educational activities of the university involves the extension of the project approach to the development and operation of various functional blocks of the institution on the basis of the introduced concept of “product portfolio of a higher education institution”. This method allows you to clearly identify the set of projects within the framework of educational activities and transform current activities into the implementation of a portfolio of projects. The main types of projects within the framework of educational activities are determined. The characteristics of the complex of project teams within the framework of educational activities are given.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Благодаря сказке ребенок учится правильно составлять диалог, она оказывает влияние на связную, логическую речь, содействует развитию чувственной, яркой, привлекательной речи [1]. Читая сказки можно встретить поговорки, пословицы, которые помогают понять смысл. Поэтому ознакомление детей со сказками должно начинаться в самом младшем возрасте и рекомендуется продолжать до первых лет в школьной жизни Г31.

Выводы. Детская литература помогает маленькому ребенку понять, что значит быть человеком, и помогает ему понять окружающий мир. Хотя в сказках есть некоторые нереалистичные темы, общий эффект положительный и предлагает фундаментальные элементы для развития детей. Сказки являются важной частью развития ребенка, особенно с точки зрения его сознания и нравственного развития. Таким образом, сказки предоставляют способ самовыражения в рамках текста и рассказа и помогают найти решение в непростых для детского ума ситуациях. Эти ситуации присущи эмоциональному и социальному развитию человека, которые могут представлять собой сложные проблемы или сдерживающие препятствия. Благодаря силе символизма и метафор, как традиционные сказки, так и произведения современной детской литературы широко используются в психотерапии детей с проблемами психического здоровья.

Литература:

1. Аббасова, Л.И. Особенности сказки как средства воспитания и обучения детей дошкольного возраста / Л.И. Аббасова, И.В. Зотова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - С. 4-6

2. Беттельхейм, Б. О пользе волшебства. Смысл и значение волшебных сказок / пер. с англ. Семёновой Е. -Издательство В.Ю. Секачев, 2019. -464 с.

3. Миннуллина, Р.Ф. Роль сказки в воспитании и обучении детей дошкольного возраста / Р.Ф. Миннуллина, Г.Р. Хакимуллина // Дневник науки. - 2022. - № 4(64).

4. Пиаже, Жан. Избранные психологические труды / Жан Пиаже. - Москва: Международная педагогическая академия, 1994.-680 с.

Педагогика

УДК 378.113

кандидат психологических наук, доцент Бура Людмила Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта); кандидат экономических наук, доцент Селиванов Виктор Вениаминович Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Специфика образовательной услуги отображается и в специфике соответствующего рынка, то есть в разрыве времени между получением образовательной услуги и оценкой результатов полученной услуги. Соответственно, для учреждения высшего образования (далее - УВО) результаты многих перемен, в том числе, открытие новых специальностей, специализаций, также проявляются через определенное время (например, после первого выпуска по новой программе). То есть, рынок может отреагировать на стратегические действия УВО после определенного периода времени. Эта реакция может проявиться, в первую очередь, в повышении интереса к УВО. В статье сформулирована авторами концепция проектно-ориентированного управления учреждениями высшего образования. Концепция проектно-ориентированного подхода к управлению образовательной деятельностью университета предполагает распространению проектного подхода на развитие и функционирование различных функциональных блоков заведения на базе введенного понятия «продуктовый портфель учреждения высшего образования». Такой метод позволяет четко идентифицировать совокупность проектов в рамках образовательной деятельности и преобразовать текущую деятельность в реализацию портфеля проектов. Определены основные виды проектов в рамках образовательной деятельности. Дана характеристика комплекса команд проектов в рамках образовательной деятельности.

Ключевые слова: образовательный проект, учреждение высшего образования, управление проектами и портфелями.

Annotation. The specificity of the educational service is also reflected in the specifics of the relevant market, that is, in the time gap between the receipt of the educational service and the evaluation of the results of the received service. Accordingly, for an institution of higher education (hereinafter referred to as HEI), the results of many changes, including the opening of new specialties, specializations, also appear after a certain time (for example, after the first graduation from a new program). That is, the market may react to the strategic actions of the HEI after a certain period of time. This reaction may manifest itself, first of all, in an increased interest in HEI. The authors formulated the concept of project-oriented management of higher education institutions in the article. The concept of a project-oriented approach to the management of the educational activities of the university involves the extension of the project approach to the development and operation of various functional blocks of the institution on the basis of the introduced concept of "product portfolio of a higher education institution". This method allows you to clearly identify the set of projects within the framework of educational activities and transform current activities into the implementation of a portfolio of projects. The main types of projects within the framework of educational activities are determined. The characteristics of the complex of project teams within the framework of educational activities are given.

Key words: educational project, higher education institution, project and portfolio management.

Введение. Образовательные услуги, как и любой товар, реализуются на рынке, под которым понимается совокупность существующих и потенциальных покупателей, и продавцов товара. Рынок образовательных услуг представляет собой такой рынок, на котором взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих субъектов (отдельных потребителей, организаций, государства), и их предложение различными образовательными учреждениями.

Выделяют такие основные функции рынка образовательных услуг: обеспечение подготовки квалифицированных кадров, установление пропорций между подготовкой профессиональных кадров и их использованием на рынке труда, регулирование спроса и предложения на образовательные услуги, ценообразование на рынке образовательных услуг, формирование научно-технического образовательного потенциала общества, удовлетворение специфических потребностей людей в культурном саморазвитии [8]. Необходимо отметить, что кроме производителей и потребителей образовательных услуг к участникам рыночных отношений в этой сфере относится широкий круг посредников, включающие службы

занятости, органы лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, ассоциации образовательных учреждений, специализированные образовательные центры. Все эти субъекты способствуют эффективному продвижению образовательных услуг на рынке и могут выполнять такие функции, как информирование, консультирование, участия в организации сбыта образовательных услуг и ресурсной поддержки образования [11].

Правомерно отметить, что возможно и снижение интересов потребителей образовательных услуг к университету [5]. Аналогично запоздалой реакции потребителей на действия УВО, с запозданием случиться реакция университета на изменения внешней среды. Кроме того, если УВО предполагает перспективным открытие новой специальности или специализации, то необходимо время на подготовку соответствующих образовательных программ или прохождения процедуры аккредитации [4]. Таким образом, в отличие от большинства других рыночных услуг, на рынке образовательных услуг существуют временные разрывы между действием и результатом.

Экономическая и политическая ситуация в стране, нестабильность рынка труда определяют повышение интереса граждан Российской Федерации к повышению образования за границей.

Отсутствие необходимого уровня государственного финансирования обуславливает необходимость коммерциализации деятельности УВО. Таким образом, условия, в каких очутились российские УВО, являются сложными не только с точки зрения экономики, но и с позиций высокого уровня конкуренции как на уровне государства, так и на международном уровне.

В силу обозначенных причин отечественные УВО оказались перед необходимостью радикальных изменений в содержании образовательных программ, в организации учебного процесса, а также в подходе к управлению университетом. Сложившаяся ситуация обусловила использование УВО инструментов маркетинга, стратегического менеджмента и управления проектами с целью обеспечения конкурентоспособности университета в рамках российского и международного рынков образовательных услуг.

На сегодняшний день в большинстве отечественных УВО использование проектной методологии проявляется в перестройке управления от традиционных функциональных обязанностей на проектную команду и использование соответствующей матричной системы управления [1,7, 13].

Для открытия новых специальностей и организации обучения по новым интегрированным образовательным программам формируются рабочие группы (по сути, это является прототипом команд соответствующих проектов).

Данный подход позволяет в сжатые сроки сконцентрировать в рамках команды необходимые человеческие ресурсы для реализации запланированных мероприятий.

Команды могут включать в себя преподавателей разных факультетов, представителей производства без формирования «стационарных» организационных структур. При этом, командный подход является гибким инструментом реализации мероприятий в рамках образовательной деятельности УВО.

Таким образом, понимание руководителями отечественных УВО необходимости использования «команды проекта» является, в определенной степени, первым значимым шагом в освоении университетами методологии управления проектами в образовательной деятельности [6].

Однако, кроме выше сказанного, имеющийся достаточно большой теоретический опыт - методология управления проектами и соответствующий инструментарий - не нашли еще своего применения в современных УВО.

Следует отметить, что современные тенденции развития зарубежных УВО проявляются в перенесении проектной активности в рамках научной деятельности на совершенно новый уровень, и допускают коммерческую интеграцию университетов, производства и бизнеса в технопарки.

Необходимо отметить, что при реализации проектно-ориентированного подхода возникает угроза «размывания» границ проектов и смешивания их с оперативной деятельностью [3]. Поэтому, актуальностью исследования является разработка механизма проектно-ориентированного управления учреждениями высшего образования в рамках предоставления образовательных услуг.

Изложение основного материала статьи. Основными образовательными центрами России являются Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Казань, Владивосток, Новосибирск и др. К ним правомерно отнести и Симферополь с Крымским федеральным университетов. При этом, на часть университетов выпадает около 30% общей численности УВО. Выделенные регионы лидируют по общему количеству студентов. В реальной экономической ситуации при смене принципов функционирования УВО уменьшаются объемы государственного заказа.

Необходимо отметить, что ни проектная методология, ни инструментарий управления проектами не используются в практической деятельности большинства отечественных УВО (исключение составляет использование терминов «международный проект», «научный проект», но это только однозначные терминологии). Одной из причин того, что университеты практически не используют ни методологию, ни инструментарий управления проектами - отсутствие систематизированной системы знаний в виде упорядоченной теории, которая сегодня только фрагментарно формируется [4].

Кроме того, прежде всего, отсутствует как таковой объект управления - четко идентифицированный и структурированный проект, то есть отсутствует формализация реализованных проектов. Можно сказать, что на практике УВО используют «интуитивно-проектные» подходы к выполнению разных мероприятий без их четкой структуризации относительно к приемам и способам управления проектами [2]. Именно это является одним из значимых факторов, препятствующим достижению запланированных целей и неполучения желаемых результатов отечественными УВО при выполнении своей основной деятельности - образовательной, что обуславливает необходимость разобраться в данной проблеме. Сегодняшние УВО максимально приблизились к коммерческим организациям: университеты, академии, институты активно борются за признание на рынке образовательных услуг, открывают новые, востребованные рынком труда специальности, внедряют новые технологии обучения с целью повышения конкурентного статуса. Необходимость реализации УВО значительного количества мероприятий, которые обладают уникальностью, требует использования для их внедрения проектный подход. Поэтому отечественные университеты вынужденно втягиваются в процесс трансформации в проектно-ориентированные организации. Более того, с учетом специфика современных условий функционирования, которые характеризуются высоким уровнем турбулентности, УВО должны быть проектно-ориентированными организациями для того, чтобы более эффективно выживать в конкурентной среде, реализовываю проактивное управление [10].

Практически вся образовательная деятельность современны УВО становится персонализированною и «малосерийною», изменяются ориентиры в подготовке специалистов и осуществляется переход на компетентное образование, которое предусматривает, в том числе, индивидуализацию образования, что также обуславливает изменение организации образования и переориентацию методических подходов при оказании образовательных услуг [14].

Образовательная деятельность является основной - производственной деятельностью УВО, которая также может быть представлена в виде проектов. Концептуальная модель проектно-ориентированного УВО предусматривает максимально

возможный охват проектной методологией разных направлений деятельности сферы высшего образования.

Для проектно-ориентированного УВО, как и для любого предприятия (организации), не только развитие обеспечивается с помощью проектов, но и текущая деятельность также может быть представлена в виде проектов.

Следует отметить, что основной целью развития УВО является повышение конкурентоспособности. Декомпозиция этой цели позволяет сформировать иерархию целей. Каждой цели может отвечать как один из реализованных проектов развития, так и несколько. Аналогично и для проектного представления проектной деятельности УВО: основной целью функционирования является как обеспечение эффективности по каждому из направлений деятельности, так и в целом по университету в зависимости от стратегии развития.

Поэтому декомпозиция основной стратегической цели обуславливает состав портфеля проектов, связанных с развитием УВО. В свою очередь, цели функционирования подчиняются стратегическим целям [12]. Следует отметить, что данное высказывание иллюстрирует тот факт, что несколько проектов могут быть направлены на достижение одной цели (например, достижение оснащения лабораторий в соответствии с современными требованиями или модернизация компьютерной техники и программного обеспечения).

Таким образом, для проектно-ориентированного УВО характерно следующее: управление осуществляется через проекты; интегрированным объектом управления является портфель проектов; достижение стратегических целей осуществляется через последовательную реализацию проектов, мультипроектов, программ; использование технологий и инструментария управления проектами в процессах подготовки и реализации проектов; использование проектной или метрической организационной структуры; команды проектов являются основной организационной единицей, которая несет ответственность за конечный результат; смена четких разграничений между подразделениями - сотрудники входят в состав команд разных проектов; менеджер проекта, независимо от его статуса в УВО рассматривается как основной субъект ответственности за результаты проекта; члены команды, независимо от их статуса в УВО наделяются полномочиями, необходимыми для реализации своих функций и решения задач в рамках проекта; зависимость вознаграждения от полученных результатов является основной мотивацией. Внедрение проектного подхода позволяет использовать методическую, инструментальную и технологическую базу проектного менеджмента, которая направлена на повышение эффективности процессов управления. Переориентация на командную работу позволяет привлекать на партнерских отношениях представителей производства, бизнеса, местной и региональной власти; дает возможность принимать участие в командах проектов специалистов, которые владеют необходимыми компетенциями, несмотря на то, что это не входит в круг их непосредственных функциональных обязанностей[9]. Такое объединение в командах обеспечивает лучшие результаты по сравнению с существующими подходами к организации функционирования УВО.

Выделение проекта как объекта управления обуславливает четкое выделение областей контроля и ответственности, повышает гибкость и ответственность в распределении ответственности и заданий. Проектный подход к образовательным услугам формирует индивидуализацию образования, что влияет на привлекательность УВО, так как дает возможность обучающимся сформировать свой образовательный проект с учетом личных приоритетов и требований ранка труда. Кроме того, проект, как способ реализации образовательных услуг, формирует четкую ориентацию на результаты, в отличие от традиционного подхода, который предусматривает получение полного набора знаний, умений и навыков. При проектном подходе знания, умения и навыки формируют определенную ценность образовательного проекта, четкая идентификация которой может служить в качестве контроля успешности реализации проекта. Все вышесказанное влияет на качество образовательных услуг, эффективность менеджмента и востребованность (имидж) УВО, что в целом означает повышение конкурентоспособности университета.

В уровне качества образовательной деятельности предлагается рассматривать непосредственно обучение по образовательным специальностям, предполагая, что проекты, которые будут рассматриваться в дальнейшем, могут быть дополнены, например, проектами, связанные с дистанционным образованием, повышением квалификации, подготовкой специалистов совместно с зарубежными партнерами. Таким образом, в рамках специализации формируется портфель как минимум из трех обозначенных категорий проектов, которые могут быть дополнены, например, проектами, связанными с обучением студентов по совместным с зарубежными партнерами образовательным программам. Нетрудно заметить, что портфель проектов в рамках специальности может быть достаточно объемным. Так как вариативная часть в рамках каждой образовательной программы формирует специфичны проект, то можно утверждать, что Р1 - число таких проектов в рамках портфеля, соответствующего ¡-той специальности (1):

X,1

Где: Ы - количество образовательных программ в рамках ¡-той специальности;

- число студентов, которые обучаются по]-ой образовательной программе в рамках ¡-ой специализации.

Следовательно, каждое сочетание «специальность - специализация (образовательная программа) - образовательный уровень - форма обучения» является образовательным продуктом УВО. Набор таких продуктов формирует продуктовый портфель. Каждый образовательный продукт является товаром, который реализуется на рынке образовательных услуг. Набор товаров и формирует «товарный портфель».

Выбирая образовательный продукт, субъект руководствуется собственными предпочтениями и интересами, а также спросом на рынке труда, на котором предлагаются специфичные товары - определенные наборы компетенций, знаний, умений и навыков. Таким образом, каждый образовательный продукт рождает набор соответствующих проектов, реализация которых формирует продукты образовательных проектов.

Выводы. Реализация проектно-ориентированного подхода в управлении УВО означает необходимость формирования команды по каждому проекту. Таким образом, в каждый момент времени в рамках УВО имеет место функционирование значительного количества команд проектов. Необходимо отметить, что некоторые команды проектов включают в свой состав исключительно сотрудников и руководство УВО, некоторые команды имеют в своем составе представителей других организаций (например, как это характерно для международных проектов, связанных с прохождением практики обучающимися на предприятиях).

Проектный подход позволяет делегировать часть управленческих процедур субъектам, которые являются частью внешней среды по отношению к УВО, а также уменьшить управленческую нагрузку на высший менеджмент университета. Охват проектной методологией образовательной деятельности УВО является дальнейшим развитием идеи использования

проектно-ориентированного подхода по управлению университетами, которая раньше, в основном, использовалась для развития УВО и коммерциализации их научной деятельности. Таким образом, проекты должны быть неотъемлемой частью современных УВО в разных аспектах.

Литература:

1. Гавриков, А.Л. Стратегическое управление университетом как потребность нового времени / А.Л. Гавриков // Педагогическое образование и наука. - 2014. - №4. - С. 30-35

2. Гавриков, А.Л. Образование взрослых в XXI веке: Новая роль университетов в его развитии / А.Л. Гавриков, Н.П. Литвинова. - М.: Наука, 2011. - 170 с.

3. Гончарова, Н.А. Проектный подход к понятию «образовательная услуга» / Н.А. Гончарова, М.П. Логинов // Вестник Гуманитарного университета. - 2014. -№ 4 (7). - С. 112-115

4. Домрачева, С.А. Обучение преподавателей вуза проектно-ориентированному подходу как одно из условий развития современного вуза / С.А. Домрачева // Вестник Марийского государственного университета. - 2017. - № 3 (27). -С. 20-24

5. Каширцева, А.Ю. Упреждающее управление экономическими системами на основе имитационного моделирования / А.Ю. Каширцева, В.А. Дудко // Вестник БУПК. -2019. - Вып. 4. - С. 143-150

6. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения: Исследование мирового опыта: монография / М.В. Кларин. - М.: Луч, 2018. - 640 с.

7. Кононенко, И.В. Оптимизация содержания проекта по критериям прибыль, время, стоимость, качество, риски / И.В. Кононенко // Восточно-Европейский журнал передовых технологий. - 2012. - № 1/10(55). - С. 13-15

8. Логинов, О.В. Проектно-ориентированное управление образовательной деятельностью ВУЗов: дис... канд. тех. наук. 05.13.22 / О.В. Логинов, Одесса, 2016. - 186 с.

9. Романова, И.Б. Образовательные проекты в вузе / И.Б. Романова // Интеграция образования. - 2013. - № 1. -С. 43-47

10. Свечкарев, В.П. Технология проактивного противодействия экстремизму / В.П. Свечкарев // Инженерный вестник Дона. -2014. - №4. - С. 63-67

11. Селезнев, В.А. Проектно-ориентированная система повышения квалификации педагогов / В.А. Селезнев // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. -2018. - № 3 (36). - С. 51-59

12. Филимонова, Н.М. Проактивное управление инвестиционно-инновационными проектами как механизм повышения конкурентоспособности региона / Н.М. Филимонова, С.М. Башарина, Е.С. Никишина // Экономика и управление. -2019. -№4 (20). - С. 49-54

13. Чечель, П.Д. Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства: электронный учебник / П.Д. Чечель, ИД. Грабарь, Л.И. Монахова. - [электронный ресурс]. - URL: http://bg-prestige.narod.ru/proekt/

14. Bushuev, S. Information technologies for project management competences development on the basis of global trends / S. Bushuev, B. Kozur 11 Information technology and learning tools. - Yol. 68. - №6. - 2018. - P. 218-234

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Буховцева Ольга Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема» (г. Биробиджан); аспирант Вэй Мяомяо

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема» (г. Биробиджан)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ

Аннотация. Статья посвящена анализу особенностей формирования индивидуального стиля педагогической деятельности преподавателей вузов. Описывается значимость деятельности преподавателя вуза в современных условиях. Перечислены педагогические функции, влияющие на индивидуальный стиль преподавателя. Дано определение понятию «индивидуальный стиль педагогической деятельности». Представлена модель индивидуального стиля педагогической деятельности с точки зрения функционального подхода. Выделены основные периоды профессионального становления преподавателя вуза. Подробно раскрыт период адаптации начинающих преподавателей вузов. Приведены особенности и содержание процесса адаптации начинающих педагогов. Даны составляющие успешной адаптации начинающего преподавателя вуза. Уделено особое внимание саморегуляции, как важному аспекту индивидуального стиля педагогической деятельности.

Ключевые слова: адаптация, индивидуальный стиль, педагогическая деятельность, профессиональная зрелость, преподаватель вуза, развитие, формирование.

Annotation. The article is devoted to the analysis of the features of the formation of the individual style of pedagogical activity of university teachers. The significance of the activity of a university teacher in modern conditions is described. The pedagogical functions that influence the individual style of the teacher are listed. The definition of the concept "individual style of pedagogical activity" is given. The model of the individual style of pedagogical activity is presented from the point of view of the functional approach. The main periods of professional development of a university teacher are highlighted. The period of adaptation of novice university teachers is disclosed in detail. The features and content of the process of adaptation of novice teachers are given. The components of successful adaptation of a novice university teacher are given. Special attention is paid to self-regulation as an important aspect of the individual style of pedagogical activity.

Key words: adaptation, individual style, pedagogical activity, professional maturity, university teacher, development, formation.

Введение. Современный процесс образования в вузах сопровождается множеством вызовов: быстрое развитие науки и технологии, изменение потребностей общества, интенсивная глобализация и т.д. В данном контексте роль преподавателя значительно усложнилась. Если ранее основной задачей вузовского обучения была передача знаний, то сегодня одной из ключевых целей преподавателя вуза является создание условий для формирования у студентов критического мышления, гибкости в принятии решений, готовности к непрерывному образованию. Данный процесс подразумевает не столько

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.