Научная статья на тему 'КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД'

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
4
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конкурентоспособность / образование / учреждение / системный подход / экономика / техника / управление / специалист

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Дединкин А.Л., Колесников С.Д., Немогай Н.В.

Рассматриваются основы повышения конкурентоспособности учреждения высшего образования (УВО), путем использования модифицированной концепции системного подхода со следующим содержанием элементов: « окружение (О) – методика (М) – экономика (Э) – техника (Т) – управление (У) – конкурентоспособность (Ксп), то есть ОМЭТУКсп» и создания модифицированной модели системы конкурентоспособности УВО (СКсп УВО), адаптированной к стратегии устойчивого социально-экономического развития экономики Республики Беларусь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД»

ОБРАЗОВАНИЕ

А.Л. Дединкин

Директор Витебского филиала Международного университета «МИТСО», к. истор. н., доцент

С.Д. Колесников

Директор Гомельского филиала Международного университета «МИТСО», к.э.н., доцент

Н.В. Немогай

Доцент кафедры правоведения Гомельского филиала Международного университета «МИТСО», к. т. н., доцент экономики

Конкурентоспособность учреждения образования:

системный подход

Рассматриваются основы повышения конкурентоспособности учреждения высшего образования (УВО), путем использования модифицированной концепции системного подхода со следующим содержанием элементов: « окружение (О) - методика (М) - экономика (Э) -техника (Т) - управление (У) - конкурентоспособность (Ксп), то есть ОМЭТУКсп» и создания модифицированной модели системы конкурентоспособности УВО (СКсп УВО), адаптированной к стратегии устойчивого социально-экономического развития экономики Республики Беларусь.

Ключевые слова: конкурентоспособность, образование, учреждение, системный подход, экономика, техника, управление, специалист.

Введение.

Повышение конкурентоспособности специалистов - залог

конкурентоспособности страны, для поддержания соответствующего уровня которой учреждения высшего образования (УВО) должны готовить студентов (специалистов) с системным

мировоззрением, готовых не только к практической деятельности, но и обладающих способностью генерировать, создавать и внедрять инновационные разработки[1-4].

В понятие «конкурентоспособность специалиста (студента)» вкладывается его

преимущество (системное мировоззрение, критическое социально-ориентированное мышление) по отношению к другому специалисту, его умение разрабатывать систему конкурентоспособности (СКсп) анализируемого объекта и управлять коллективом по достижению целей системы[5-9]. Решение некоторых вопросов повышения качества отечественного образовательного процесса УВО (в соответствии со стратегией устойчивого социально-экономического развития)

достигается путем сертификации

действующих систем управления качеством на соответствие международным стандартам

и создания систем качественного менеджмента (СМК). Практика показала, что ожидаемого улучшения качества образовательного процесса от использования СМК пока не достигнуто[3,4]. В тоже время если согласиться с положением, что качество студентов (специалистов) является определяющим фактором

конкурентоспособности УВО, то почему подсистемой (качеством) управляют, в то время как самой системой (то есть конкурентоспособностью) - не управляют. Придерживаясь позиций, изложенных применительно к такому объекту исследования как предприятие, можно предположить, что наряду с методологией управления качеством в Республике Беларусь, целесообразно создать

методологию управления системой (то есть конкурентоспособностью УВО), создавая систему конкурентоспособности УВО (СКспУВО) [5-11].

С учетом вышеизложенного мы ставили своей целью рассмотрение основ повышения конкурентоспособности УВО, путем использования концепции системного подхода и создания соответствующей СКспУВО, адаптированной к стратегии устойчивого социально-экономического развития экономики Республики Беларусь.

Основная часть. Использование системного подхода

Объект исследования (УВО) представляет собой открытую систему. Обеспечение (управление)

конкурентоспособности (ью) таких объектов целесообразно осуществлять путем использования модифицированной

концепции системного подхода со следующим содержанием элементов: « окружение (О) - методика (М) - экономика (Э) - техника (Т) - управление (У) -конкурентоспособность (Ксп), то есть ОМЭТУКсп» и применения систем - систем конкурентоспособности УВО (СКспУВО) [5-7].

Вместе с тем в известных работах по указанной тематике не учитывается современная обстановка, в том числе применительно к системе высшего образования (введение образовательных стандартов нового поколения,

интегрирование в Болонский процесс и т.п.). С учетом вышеизложенного рассмотрим составляющие данной концепции системного подхода применительно к УВО, обладающему повышенным уровнем инновационности.

Окружение (О) (или внешнее окружение, определяющее кто и как воздействует на УВО со стороны) - первая составляющая (первый аспект) концепции ОМЭТУКсп -начало работ по обеспечению конкурентоспособности УВО в современных условиях. Влияние внешнего окружения на конкурентоспособность аналогичных

объектов выражается в законодательно закрепленной двухступенчатой системе высшего образования (СВО) и проявляется в следующих тенденциях: усилении

конкуренции в сфере труда специалистов, являющейся следствием, с одной стороны, автоматизации и компьютеризации традиционной производственной деятельности, с другой стороны, перепроизводства специалистов по отдельным специальностям; повышении роли длительных и устойчивых отношений образования с наукой и производством; формировании адаптивных виртуальных структур в управлении, определяющих современный подход к кадровой политике, основанный на упреждающей подготовке нового поколения специалистов; развитии электронных образовательных технологий в сфере подготовки кадров специалистов; возрастании роли стандартизации образовательных процессов, аттестации УВО в аспекте их новых специальностей; повышении роли государственного регулирования подготовки кадров специалистов, обеспечивающих

оптимальный баланс научной и практико-ориентированной подготовки .

Методика (М) - вторая составляющая (второй аспект) концепции ОМЭТУКсп.. Учитывает то, что современные педагоги разного уровня должны владеть методами и механизмами действия экономических законов, применения научных подходов и принципов управления в УВО.

Экономика (Э) - третий (следующий) аспект концепции ОМЭТУКсп. Выступает как совокупность знаний, умений и конкурентных преимуществ в различных

областях макро-и микроэкономики, ресурсо-и энергосбережения и т. д. Переход на пятый (а в некоторых случаях и на шестой) технологический уклад обязывает

осуществлять подготовку специалистов в УВО на базовых аспектах

конкурентоспособной экономики, т.е. философии нового видения и мышления, управления знаниями в целях повышения качества процессов во всех средах и отраслях, активизации инновационной деятельности.

Техника (Т) - следующий (четвертый) аспект (составляющая) концепции

ОМЭТУКсп. Представляет собой

материальную основу разработки (проектирования) и организации учебного и научно-исследовательского процесса в УВО. Компоненты представленного аспекта: технический уровень УВО, инструментарий учебно-образовательных технологий,

технологическое оборудование, средства электронно - информационного оснащения и другие элементы, направленные на формирование качественной «облачной» информационно-образовательной среды .

Управление (У) - пятый составляющая (аспект) концепции ОМЭТУКсп - один из наиболее сложных, так как отечественным педагогам разного уровня приходится работать в условиях жесткой конкуренции.

Актуальность и необходимость принятия управленческих решений (управления) обусловливается тем, что они призваны:

-обеспечить необходимую взаимосвязь реформы в высшей школе и стратегии устойчивого социально-экономического развития экономики до 2030 года (НСУР-2030);

-активизировать цели УВО в области повышения их конкурентоспособности и выделения необходимого и достаточного обеспечения финансами для повышения темпов роста инвестиций и инновационно-инвестиционной деятельности высшей школы;

-повысить уровень адаптации УВО к рыночным условиям и конкуренции на рынке современных образовательных услуг, с учетом появления степеней бакалавра, магистра и др. ;

-устранить дисбаланс между

подготовкой специалистов и перспективной их потребностью, перепроизводством одних специальностей и дефицитом других;

-поднять на более высокий уровень использование преимуществ стратегического маркетинга и финансового менеджмента в области организации учебного и научно-исследовательского процесса в УВО;

-повысить уровень мотивации и стимулирования труда профессорско-преподавательского состава;

- реализовать оптимальное сочетание комплексного и системного подходов государства к регулированию деятельности государственных и частных УВО;

-создать и реализовать комплексную программу по вхождению национальной системы образования в мировое образовательное пространство (Болонский процесс, рост сегмента англоязычной среды и др.)

Конкурентоспособность (Ксп) -шестой аспект (составляющая) концепции ОМЭТУКсп - выступает как обобщающий результат обучения или работы по предыдущим пяти аспектам.

Конкурентоспособность УВО определяется его конкурентными преимуществами по отношению к другим УВО данного профиля. При этом конкурентные преимущества УВО являются многофакторными и обусловлены его активностью в подготовке специалистов для инновационно - инвестиционной деятельности, опережением развития инновационных форм образования над традиционными формами, эффективностью использования всех имеющихся ресурсов и, прежде всего, труда профессорско-преподавательского состава. Разрешение проблем повышения конкурентоспособности УВО взаимодействует с системой факторов, которые вытекают из сути взаимосвязей между следующих основными ( триадными ) составляющими: «человек - общество -природа»; «конкурентоспособность товаров-конкурентоспособность УВО -

конкурентоспособность образовательных услуг», в рамках создания соответствующей (модифицированной) СКспУВО,

адаптированной к стратегии устойчивого социально-экономического развития

экономики Республики Беларусь.

Основная часть. Содержание модифицированной СКсп УВО

Применительно к Республике

Беларусь, обладающей высоким научно-техническим потенциалом,

модифицированную СКсп УВО

целесообразно рассматривать в виде двух взаимосвязанных и взаимодействующих между собой блоков (составляющих), представленных на рисунке 1 [5 - 9]. 1) Первый блок - внешнее окружение, включает совокупность следующих взаимосвязанных и

взаимодействующих между собой

на формирование личности с системным мировозрением.

компонентов:1.1 - вход; 1.2 - выход; 1.3 - обратная связь; 1.4 - связь с внешней средой. 2) Второй блок - «черный ящик», то есть внутренняя структура, являет собой совокупность взаимосвязанных

(прямыми и обратными связями) компонентов, реализующих процесс воздействия субъектов управления на объект, переработку входа в выход и достижения целей системы (включает подсистемы: 2.1 - научного

сопровождения, 2.2 - целевую, 2.3 -обеспечивающую, 2.4 - управляемую и 2.5 - управляющую).

Компоненты внешнего окружения ( первого блока) СКсп УВО

К компонентам внешнего окружения СКсп УВО относится: вход(1.1), выход(1.2),

обратная связь(1.3), связь с внешней средой

(14).

Компоненты входа (1-1),

определяющие, что рынок поставщиков может дать УВО, разрабатываются индивидуально применительно к

рассматриваемым видам (специализации) учреждений.

К входу СКсп УВО относятся: а) трудовые, материальные, информационные, финансовые и другие ресурсы; б) процедура профессионального приёма абитуриентов, имеющих представление (ознакомленных) о будущей специальности.

К компонентам выхода (1-2), определяющим ожидания рынка

потребителей от УВО, относятся

конкурентоспособные виды выпускников-специалистов (студентов, бакалавров, магистрантов, аспирантов и т.п.), обладающих преимуществами по отношению к другим специалистам, проявившихся в умении разрабатывать СКсп заданного объекта, управлять коллективом по достижению целей системы. К указанным компонентам можно также отнести: долю трудоустроенных выпускников-

специалистов; среднемесячный доход выпускников-специалистов (за первый год после окончания УВО); процент выпускников-специалистов, обратившихся в УВО для получения послевузовского образования (повышение квалификации, магистратура, аспирантура и т.п.). Основные условия выхода:

-высокое качество маркетинговых исследований и обоснованность нормативов конкурентоспособности будущих

специалистов;

-обеспечение параметров

конкурентоспособности входа системы;

-обеспечение параметров

конкурентоспособности процесса в системе;

-применение эффективных стратегий рекламы, каналов распространения

(распределения) студентов (специалистов) и других и инструментов рыночного механизма.

Обратная связь (1-3). К компонентам обратной связи СКсп относятся:

а) отзывы (рекламации) и предложения потребителей (заказчиков) УВО о

2.5. Управляющая подсистема

2.4. Управляемая подсистема

13 .Обратная связь

Рис. 1.. Структура СКсп УВО , направленного

конкурентоспособности его выпускников, а также новая информация (требования) по инновациям;

б) число и конкурентоспособность результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКТР) УВО;

в) число и престижность полученных УВО премий, призов, званий, знаков отличия и др.

Обратная связь осуществляется непосредственно как с УВО, так и с поставщиками входа.

1.4.Связь с внешней средой.

К внешней среде СКсп , определяющей кто и как воздействует на УВО со стороны, относятся макросреда (1.4.1), мезосреда или инфраструктура региона (14.2) и микросреда1.4.3). К компонентам внешней среды, оказывающим влияние на эффективность и устойчивость

функционирования УВО относятся те, на которые она не может воздействовать, которыми не управляет. Эти компоненты воздействуют на УВО напрямую или косвенно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.4.1. Содержание макросреды.

Факторами макросреды УВО, влияющим на эффективность и стабильность его работы, выделяются: тип социально-экономической системы страны, где приоритет должна иметь устойчивая социально-экономическая (с инновационной доминантой) экономика, уровень развития которой является основополагающим фактором

конкурентоспособности УВО; социальные и институциональные (правовые,

политические, экономические) отношения; уровень конкуренции в экономике страны; конъюнктура на рынках интеллектуального труда - соотношение между спросом и предложением образовательных услуг, которые складываются под воздействием конкуренции вузов по показателю оптимизации стоимости (цены) и качества подготовки специалистов; уровень качества подготовки в школе абитуриентов для УВО; источники и особенности формирования стоимости (цен) на образовательные услуги; соотношение подготовки в государственных и частных УВО, финансируемых за счет государства и физических лиц; формы и

методы государственного регулирования деятельности УВО.

1.4.2. Содержание мезосреды (инфраструктуры города, региона). Мезосреда (инфраструктура региона, города), это место (территория) где расположено УВО, оказывает косвенное влияние на эффективность и устойчивость его функционирования. К ней относится инфраструктура : рыночная; мониторинга окружающей природной среды;

здравоохранения; науки и образования; культуры; торговли и общественного питания; промышленности, транспорта и связи; пригородного сельского хозяйства; строительства; жилищно-коммунального хозяйства; бытового обслуживания; и др.. При этом,отмечается, что чем выше уровень развития, стабильность и эффективность работы отраслей инфраструктуры региона, тем крепче морально-психологический климат в коллективе (важный аспект конкурентоспособности системы) УВО. Обладая необходимой (соответствующей) информацией, руководители и специалисты смогут повысить влияние инфраструктуры региона на устойчивость и эффективность функционирования УВО за счет: взаимодействие УВО, науки и производства, обеспечивающего повышение творческого уровня преподавателей и студентов УВО; эффективного прохождение всех видов практики студентов на производстве; целевого закрепления правительством (региональными властями) баз прохождения производственной практики студентами и преподавателями УВО (по аналогии с практикой, используемой для студентов медицинских УВО).

1.4.3. Содержание микросреды. К факторам микросреды УВО, формирующим его основные конкурентных преимущества, относятся: рыночная (конкурентная) стратегия УВО; эффективность использования трудовых, материальных, информационных и финансовых ресурсов; уровень адаптации УВО к рынку образовательных услуг и интеллектуального труда; уровень развития менеджмента и маркетинга в УВО; уровень применяемых в учебном и научно-исследовательском процессе информационных технологий; инновационная и инвестиционная активность

УВО, его восприимчивость к научно-техническому прогрессу (НТП) и инновациям; престижность УВО;

финансирование и условия платежа за образование; уровень развития системы переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов; возможность перехода УВО к подготовке специалистов по новым специальностям, отвечающим требованиям инновационного развития и повышения конкурентоспособности

экономики; возможности трудоустройства выпускников по полученной в УВО специальности. В общем случае, к факторам микросреды УВО относятся: поставщики (вход системы); потребители (выход системы); непосредственные конкуренты по выпускаемым ими видам специалистов; все конкуренты поставщиков (входа);

маркетинговые посредники по входу и выходу системы; контактные аудитории потребителей (общество, контролирующие, профсоюзы, пресса и т. п.) налоговой; законодательство по системе конкурентоспособности.

Из внешней среды на УВО воздействуют контактные аудитории. Конкуренты поставщиков УВО вытесняют непосредственных поставщиков. Конкуренты УВО тоже «выталкивают» их, то есть оказывают сопротивление Маркетинговые посредники содействуют (помогают) ему в реализации поставленных целей.

Факторами конкурентоспособности УВО выступают конкурентоспособность (уровень конкурентоспособности)

специалистов (выпускников) и конкурентный потенциал УВО, Последний представляет собой интегральный показатель, сочетающий организационно-технический уровень

учебно-образовательного процесса (качество процессов) и уровень менеджмента (качество управления) УВО.

Задача руководства УВО (в рамках деятельности СКсп УВО) сводится к тому, что бы учитывая представленные факторы, обеспечить конкурентоспособного входа, затем - конкурентоспособного процесса («черный ящик»), что позволит и «выход» системы получить конкурентоспособным и достичь запланированной цели.

Краткая характеристика внутренней структуры (второго блока) СКсп УВО

Внутренняя структура СКсп УВО, или «черный ящик», состоит из подсистем: 2.1 -научного сопровождения, 2.2 - целевой, 2.3 - обеспечивающей, 2.4 - управляемой и 2.5 - управляющей.

2.1.Подсистема научного сопровождения СКсп УВО включает инструменты конкурентоспособной экономики (методологические и методические основы, а также научные принципы и методы управления конкурентоспособностью УВО, адаптированные к современным условиям). Продуктами подсистемы научного сопровождения являются методологические подходы к повышению конкурентоспособности УВО; взаимосвязи целей конкурентоспособности УВО, его конкурентных преимуществ с целью конкурентоспособности и конкурентных преимуществ национальной экономики, регионов, отрасли, товаров (услуг); взаимосвязи и взаимодействия конкурентоспособности УВО с рынком (внутренним и внешним) государства, а также с мировой экономикой.

2.2. Целевая подсистема СКсп УВО определяет целеполагание и стратегические цели, направленные на обеспечение конкурентоспособности УВО в настоящем и будущем за счет: конкурентоспособности учебно-образовательных услуг (определяемой их качеством, ценой, затратами на образовательный процесс, качеством рекламы), производимых УВО и конкурентным потенциалом УВО (качеством учебно-образовательных процессов в УВО и качеством управления в УВО); установления средства достижения стратегических и тактических целей. Продукт целевой подсистемы - стратегия повышения конкурентоспособности УВО, согласованная с целями социально-экономического развития страны, конкурентоспособностью национальной экономики, отрасли , региона (города).

2.3. Обеспечивающая подсистема СКсп УВО состоит преимущественно из правового, методического, ресурсного и информационного компонентов. В

современных условиях она должна дополнятся защитным (охранным)

компонентом. Информационное обеспечение целесообразно осуществлять с

использованием CALS - технологий. В частности, к числу основных аспектов, определяющих эффективность применения CALS-технологий, для практической реализации концепции «конкуренция -конкурентоспособность» в УВО, относятся:

-компьютерная автоматизация,

позволяющая повысить производительность основных процессов и операций создания информации;

-информационная интеграция

процессов, обеспечивающая минимизацию числа вспомогательных операций и многократное использование одних и тех же данных, а также управление качествомуслуг и ресурсов.

Цель данной подсистемы - обеспечение функционирования УВО и повышение его конкурентоспособности. Продуктами

подсистемы являются научно обоснованные ресурсы (информационные, трудовые, основные и оборотные средства, материальные, нематериальные),

эффективное использование которых повышает конкурентоспособность УВО, т.е. обеспечивает конкурентоспособный «выход» из СКсп УВО.

2.4.Управляемая подсистема СКсп УВО предусматривает разработку мероприятий (продуктов) по учреждению и структурным подразделениям, направленных на

достижение стратегических и тактических целей повышения конкурентоспособности управляемого объекта на основе расширенного воспроизводства и

инвестиционного развития, реализации маркетинговой политики, инновационного, финансового и антикризисного менеджмента, которые в современных условиях должны дополнятся ресурсо-энергосберегающим и экологическим компонентом. При

детализации (декомпозиции) управляемой подсистемы СКсп УВО, целесообразно рассматривать функции стратегического маркетинга в сочетании с функциями стратегической логистики, а функции тактического маркетинга дополнять функциями тактической логистики, что

позволит учесть весь комплекс маркетинго-логистической деятельности.

2.5.Управляющая подсистема СКсп УВО включает: задачи, формы, методы и функции управления

конкурентоспособностью УВО;

государственное регулирования и создание условий для повышения

конкурентоспособности УВО; формирование конкурентных преимуществ УВО; воспроизводственную, организационную, техническую, технологическую и социальную структуру управления, ориентированные на достижение стратегических и тактических целей повышения конкурентоспособности УВО; бизнес-планы повышения

конкурентоспособности и развития УВО, его структурных и функциональных

компонентов. Продукты подсистемы -прогнозы, планы, структуры, результаты анализа, оценки и стимулирования повышения конкурентоспособности УВО, в том числе за счет использования экономико-правового механизма, мероприятий по устранению входных барьеров на образовательные рынки, механизма

равноправного государственно-частного партнерства (ГЧП).

Подробный анализ (декомпозиция) подсистем внутреннего содержание СКсп УВО будет представлен в последующих публикациях.

На основании изложенной выше информации можно свидетельствовать, что использование концепции системного подхода способствует созданию

модифицированной модели СКсп УВО с компонентами внешнего окружения и внутренней структуры, разработанными с учетом специфики современных

образовательных стандартов Республики Беларусь.

Разработанная концепция построения модели модифицированной СКсп УВО проходит апробацию (в рамках модернизации структуры СМК) в Гомельском и Витебском филиалах Международного университета "МИТСО" на протяжении последних шести лет. Данная модель, являющаяся инновационно-ориентированным побуждающим механизмом, способствующим самоактуализации личности и имеющим единую цель, заключающуюся в

удовлетворении народного хозяйства конкурентоспособными специалистами,

обеспечивает возможность УВО успешно конкурировать на внутренних и международных рынках образовательных услуг.

Выводы

Одним из перспективных направлений повышения эффективности учреждений высшего образования ( УВО) в современных условиях является использование

модифицированной концепции системного подхода со следующим содержанием элементов (составляющих): « окружение (О) - методика (М) - экономика (Э) -техника (Т) - управление (У) -конкурентоспособность (Ксп), то есть ОМЭТУКсп» и создание модифицированных моделей систем конкурентоспособности УВО (СКсп УВО). Авторами рассмотрены составляющие концепции системного подхода применительно к УВО, обладающему повышенным уровнем инновационности.

Модифицированная к современным образовательным стандартам и другим внешним условиям модель СКсп УВО, обеспечивающая активизацию деятельности управляемых объектов, а также обладающая повышенным уровнем инновационной активности и взаимодействия с отраслями экономики, состоит из двух взаимосвязанных между собой блоков (составляющих). Первая составляющая - внешнее окружение (вход; выход; обратная связь; связь с внешней средой). В работе осуществлена подробная декомпозиция и анализ компонентов этой составляющей СКсп УВО в соответствии с новыми реалиями, соответствующими стратегии устойчивого развития.

Вторая составляющая, или «черный ящик» - внутренняя структура,

представляющая совокупность

взаимосвязанных компонентов,

обеспечивающих процесс воздействия субъектов правления на объект, переработку входа в выход и достижение целей СКсп УВО. Она состоит из модифицированных (измененных к современным условиям) подсистем: научного сопровождения, целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей, подробная декомпозиция

которых будет представлена в последующих публикациях.

Библиографический список:

1.Шимов, В.Н. Перспективы развития высшей школы Беларуси: поиск ответов на новые вызовы / В.Н.Шимов, Л.М.Крюков // Бел. эконом. журнал .№3.2015.С.79-103.

2.Журавков, М.А. Об имплонтации инструментов Европейского пространства высшего образования /М. А. Журавков // Выш. школа . №6. 2015. - С.3-5.

3.Ровба, Е.А. Инновационная бизнес-модель для классического университета: стратегия успеха как ответ на вызовы современности / Е.А. Ровба // Выш. школа . №4. 2016. С.29-33.

4.Ровба, Е.А. Оценка качества образования: кто, как, когда и для кого может и должен его оценивать / Е.А. Ровба [и др. ] // Выш. школа . №2. 2015. С.13-17.

5.Немогай, Н. В. Конкурентоспособность предприятия: учеб. пособие / Н. В. Немогай. В. В Бонцевич,- Минск : ИВЦ Минфина , 2013. - 464 с.

6. Решетько, В.С. Комплексное исследовательское сквозное задание -средство подготовки конкурентоспособных специалистов / В.С. Решетько, Н.В. Немогай // Выш. школа . №6. 2014. С.29-33.

7.Фатхутдинов,Р.А. Управление конкурентоспособностью организации : учебник / Р. А. Фатхутдинов. - 3-е изд. - М. : Маркет ДС, 2008. - 432 с.

8. Фатхутдинов,Р.А. Управление конкурентоспособностью вуза / Р. А. Фатхутдинов. // Высш. Образов. в России №9. 2006. С.37-41.

9. Головачёв А. С. Конкурентоспособность организации: учеб. пособие / А.С. Головачёв. - Минск : Выш.шк., - 2012. - 319 с.

10. Конкурентоспособность экономики:инновационный подход /под общей ред. В.И. Кудашова, А.С. Головачева. Минск: Высш. школа, 2012.-264 с.

11. Пелих, С.А. Организация производства в условиях переходной экономики: учеб.пособие / С.А. Пелих, Ф.Ф. Иванов: под общ. ред. С.А. Пелиха.- Минск: Право и экономика, 2007. -525 с.

©Дединкин А.Л., Колесников С.Д., Немогай Н.В., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.