ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
387
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИя КЛЮЧЕВЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ экономического ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОДОНСКОГО ИНСТИТУТА
ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА)
ВОЛГИНА С.В.
Волгодонский институт экономики, управления и права (филиал) ФГОУ ВПО «Южный федеральный
университет», старший преподаватель, e-mail: volgina-07@mail.ru.
В статье представлен анализ рынка экономического образования города Волгодонска и механизм обеспечения конкурентоспособности экономического вуза ВИ ЭУиП на основе применения теории ключевых компетенций.
Ключевые слова: конкурентоспособность вуза; компетентностный подход; ключевые компетенции; портфель компетенций; процессный подход
Коды классификатора JEL: A 23, I 21, I 23
В последнее десятилетие и особенно после публикации текста «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» [2] в России происходит резкая переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся, то есть, происходит переориентация на компетентностный подход в образовании.
Компетентностный подход провозглашается как способ обновления содержания образования. В его основе заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата». Основная идея данного подхода заключается в том, чтобы подготовить новое поколение работников, способных адаптироваться к динамичному производству, легко переходить от одного вида труда к другому, обладающих способностями, необходимыми для широкого круга профессий [1, с. 38].
Ключевые компетенции, являясь причиной недоступных соперникам экономических рент, определяют конкурентные преимущества не только выпускника, но и самого ВУЗа, как и любого другого экономического субъекта. Ученые К. Прахалад и Г. Хамел сделали вывод о том, что действительные источники конкурентного преимущества заключаются в умениях консолидировать рассредоточенные ресурсы в компетенции, наделяющие экономических субъектов потенциалом быстрой адаптации к изменяющимся рыночным условиям [3, с. 74]. Важное место в процессе обеспечения конкурентоспособности, по их мнению, надо уделить ключевым компетенциям, которые напрямую не являются гарантией успеха, а становятся таковыми только в случае, когда клиент может извлечь из них выгоду для себя и готов оплачивать дополнительные (по сравнению с конкурентами) услуги. Под ключевыми компетенциями понимают оригинальное, особо эффективное сочетание дефицитных и специфических ресурсов которые ВУЗ использует более умело, нежели его конкуренты.
Практически любой ВУЗ имеет возможность разработать свои ключевые компетенции. В этом отношении следует выделить три категории ключевых компетенций:
1) "Отработавшие", которые уже взяты на вооружение конкурентами и превратились в своего рода образовательные стандарты.
2) Ключевые компетенции, которые в данный момент сохраняют силу, но в ближайшем будущем могут стать широко доступными.
3) Стратегическое значение имеют только те ключевые компетенции, которые ВУЗ может защитить на протяжении длительного времени, т.е. которые являются устойчивыми.
Цепью анализа ключевых компетенций является выявление базы для реализации стратегического плана, исполнение которого ведет к появлению (поддержанию) устойчивого конкурентного преимущества, а также оценить потенциал этого плана с позиций возможностей организации.
В этой связи, первоначально оцениваются потребности ВУЗа в ресурсах в соответствии с выбранной стратегией. Затем, производится оценка имеющихся ресурсов и возможностей ВУЗа, т.е. составляется портфель фактических ключевых компетенций образовательного учреждения.
На основе результатов анализа деятельности ВУЗа делается вывод о том, какими ключевыми компетенциями обладает ВУЗ, какие из них соответствуют стратегии организации, а какие - нет, т.е. составляется портфель перспективных ключевых компетенций.
Объектом данного анализа служит рынок экономического образования города Волгодонска и место на нём Волгодонского института экономики, управления и права. Анализ проводится на основании данных отчётности ВИ ЭУиП, а так же материалов исследования основных конкурентов ВУЗа.
Волгодонский институт экономики, управления и права (филиал Федерального образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет») создан в 1996 году и осуществляет образовательную деятельность по пяти специальностям: Социология; Культурология; История; Юриспруденция; Менеджмент организации; Социальная работа.
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2
Филиал осуществляет подготовку кадров для предприятий и учреждений как города Волгодонска, так и городов и сел Ростовской, Волгоградской областей, Краснодарского, Ставропольского краев и др.
Экономический факультет ВИ ЭУиП представлен специальностью 080507 «Менеджмент организации».
Качество образовательного процесса в институте оценивается по нескольким параметрам: оценки качества преподавания на основе анкетирования студентов; оценки результатов освоения образовательных программ на основе тестирования студентов; оценки деятельности студентов на основе рейтинговой системы оценок.
Также качество преподавания дисциплин профессорско-преподавательским составом оценивается руководителями структурных подразделений и студентами путем анонимного анкетирования.
В целях совершенствования системы контроля знаний студентов в соответствии с современными требованиями к качеству подготовки специалистов, в ВУЗе разработана и функционирует рейтинговая система оценки деятельности студентов. Опыт работы ВУЗа показывает, что данная система оценки деятельности студентов способствует:
• улучшению психологического микроклимата в следствии более плотных и продолжительных контактов по линии «студент - преподаватель»;
• повышению правовой культуры в ВУЗе;
• повышение престижа знаний;
• смене методической основы организации учебного процесса и подъему уровня его технологичности;
• повышению творческого начала всех участников педагогического процесса;
• максимальной индивидуализации обучения;
• интенсификации и активизации самостоятельной работы студентов.
сновная идея данной технологии - модульный принцип изучения дисциплин, охватываемых образовательно-профессиональными программами. В основе модульного принципа - деление учебного материала на отдельные логически завершенные блоки (модули). Изучив модуль, студент проходит контрольное испытание и получает оценку, которая учитывает сложность задания, качество его выполнения, дополнительную работу студента. Затем рассчитывается рейтинг, в соответствие с которым определяется ранг студента.
В конце семестра определяется средний ранг студента и на основании ранга выставляется зачет или экзамен согласно разработанным критериям оценки.
Основные принципы данной технологии оценки деятельности студентов, которыми руководствуется преподаватель, состоят в следующем:
1) оценка не зависит от характера межличностных отношений преподавателя и студента;
2)стимулируется процесс познания;
3) студент волен сам выбирать стратегию своей деятельности, так как оценки предлагаемых видов деятельности определены заранее.
Данная технология позволила упорядочить процедуру непрерывного контроля знаний; получать, накапливать и выдавать достоверную информацию о состоянии дел у студента, группы, потока за любой промежуток времени; прогнозировать положение дел у студента; регулировать учебный процесс в соответствии с программными целями и с учетом его результатов на контролируемом этапе; стимулировать активное приобретение знаний студентами; определять статус студента, группы, потока; использовать в процессе обучения компьютерные системы, вычислительную и организационную технику; свободно выбирать в соответствии со способностями и наклонностями студента уровень и направленность подготовки; повысить производительность труда участников образовательного процесса.
Для проведения качественной оценки степени обученности студентов был проведен федеральный Интернет-экзамен в сфере образования ФГУ «Национальное аккредитационное агентство в сфере образования» г. Йошкар-Ола. Результаты тестирования показали достаточно высокий уровень качества обученности студентов.
ВИ ЭУиП располагает современной материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-гигиеническим и противопожарным нормам, и обеспечивающей реализацию основных образовательных программ подготовки выпускников. Общая площадь (аренда) 5768,95 кв.м., что составляет 12,7 кв.м. (или 112% к норме). Величина основных фондов ВИ ЭУиП 5188679 руб., на одного студента приходится 11428,8руб.
ВИ ЭУиП располагает необходимым количеством лекционных аудиторий и аудиторий для проведения практических и семинарских занятий. В распоряжении студентов кабинеты информатики и вычислительной техники, оснащенные 35 персональными компьютерами, принтером и сканером; спортивный зал; актовый зал. Кроме того, в процессе обучения используются телевизоры, видео-двойка, проектор, ксерокс, факс, модем. Осуществлено скоростное подключение к сети Интернет. Кафедры, методический кабинет и библиотека снабжены необходимым оборудованием, позволяющим проводить учебный процесс на современном научно-методическом уровне. Динамика затрат на приобретение учебного оборудования и ремонтно-строительные работы ВИ ЭУиП составила 113239 тыс. руб. в 2004 г., 547973 тыс. руб. в 2005 г., 339411 тыс. руб. в 2006 г. и 3022753 тыс. руб. в 2007 г.
ВИ ЭУиП обладает автоматизированной информационной системой собственной разработки, включающей в себя три основных компонента.
1 компонент - «Студент»:
• служит для автоматизации учета движения контингента и обслуживается в большей степени отделом кадров.
2 компонент - «Расписание»:
• полностью отслеживает весь учебный процесс;
• выдает ежемесячный анализ нагрузки преподавателей для бухгалтерии;
• показывает текущее состояние по выполнению объема учебной нагрузки;
• показывает возможные ошибки, связанные с совпадением по аудиториям и преподавателям.
3 компонент - «Деканат»:
• является интегрирующим звеном, объединившим предыдущие два компонента в единое целое. Его главной задачей является отслеживание успеваемости студентов и формирование стандартных выходных форм и отчетов.
Библиотека Филиала является одним из структурных подразделений ВУЗа, обеспечивающих литературой и информацией учебно-воспитательный процесс и научные исследования, а также центром распространения знаний, духовного и интеллектуального общения, культуры. Библиотека занимает площадь 164 м2, имеет 94 посадочных места и 12 компьютеров. Обеспеченность литературой на одного обучающегося дневного отделения превышает 0,5, заочного - 1,0 экз. на человека.
Содержание, уровни основных образовательных программ и качество подготовки выпускников соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Условия осуществления образовательного процесса достаточны для подготовки специалистов по заявленным специальностям.
В Волгодонском институте экономики, управления и права была проведена оценка конкурентоспособности ВУЗа по ряду выделенных показателей. Участниками исследования стали студенты и преподаватели ВУЗа. Целью исследования было проведение анализа конкурентоспособности ВИ ЭУиП на рынке образовательных услуг. Достижение поставленной цели потребовало реализации задач:
1) проведение анкетирования для ознакомления с потребностями студентов, выявления положительных сторон, которые влияют на процесс обучения, и определения стоящих перед вузом проблем;
2) построение конкурентного профиля ВУЗа и определение его ключевых компетенций.
По результатам проведённого опроса студентов было выявлено следующее:
1. Основными факторами, обусловившими выбор студентами обучения в ВИ ЭУиП (филиале ЮФУ) являются государственный статус ВУЗа (33%), а так же престиж и имидж учебного заведения (32%). Сказывается так же желание родителей (25%) и рекомендации друзей и знакомых (23%).
2. При поступлении главной целью студентов являлось получение знаний (40%), получение диплома о высшем образовании (32%), обеспечение своего будущего (29%) и получение интересующей профессии (25%).
3. Поступлению в ВИ ЭУиП большинства студентов предшествовали школы и гимназии Волгодонска (42%), а также учебные заведения Ростовской области (22%).
4. К сожалению, лишь 54% опрошенных собираются работать по своей специальности, а 23% затруднились ответить на этот вопрос.
5. По мнению студентов, для того чтобы филиал в будущем входил в число лидирующих учебных заведений, руководству ВУЗа следует работать совместно с другими (в том числе и зарубежными) вузами (39%), открыть новые специальности (37%), повысить уровень профессорско-преподавательского состава (36%) и развивать научные исследования (25%).
6. Студенты отметили недостаточное количество компьютерных классов в ВУЗе (62%), однако 49% считают достаточным для полноценной работы на занятиях имеющееся количество компьютеров.
7. 68% опрошенных выражают необходимость увеличения количества аудиторий.
8. Высоко оценивают обеспеченность библиотеки необходимой литературой лишь 10% опрошенных, большинство (73%) не могут найти в библиотеке интересующей их информации. Однако студенты отмечают, что в библиотеке они могут работать в тихой, спокойной обстановке (66%)
9. «Болезненным» является вопрос оценки уровня оплаты за обучение. 48% оценили его как высокий и 46% - как умеренный. При этом лишь 8% самостоятельно оплачивают своё обучение, у 21% обучение оплачивают родители.
10. Так как ВУЗ не имеет собственного пункта питания, а его студенты пользуются услугами школьной столовой, 49% опрошенных не устраивает предлагаемый им рацион питания и стоимость предлагаемых блюд (46%).
В исследовании конкурентоспособности ВУЗа так же приняли участие и преподаватели ВУЗа. В итоге был сформирован расширенный набор признаков для построения конкурентного профиля ВУЗа.
По результатам проведённого исследования, студенты ВИ ЭУиП оценили конкурентоспособность ВУЗа на среднем и, по ряду показателей, высоком уровне. Преподаватели также по большинству показателей присвоили ВИ ЭУиП средний уровень конкурентоспособности, а по ряду показателей низкий уровень, что является опасной зоной конкурентного состояния. Так, был обозначен перечень недостатков ВУЗа, к которым относятся: недостаточное развитие материально-технической базы ВУЗа, неразвитость системы непрерывного образования, невозможность стажировки и продолжения обучения за рубежом. В то же время, преподаватели высоко оценили качество процесса обучения и уровень подготовки научных кадров, что является сомнительным при названных недостатках.
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2
Однако, внутреннего анализа конкурентоспособности ВУЗа недостаточно для адекватной оценки уровня конкурентоспособности ВИ ЭУиП на волгодонском рынке образовательных услуг. Для этого необходимо провести сравнительный анализ основных конкурентов ВУЗа.
Основными конкурентами ВИ ЭУиП на волгодонском рынке образовательных услуг среди ВУЗов, осуществляющих обучение по специальности 080507 «Менеджмент организации» являются Волгодонский институт сервиса (филиал Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса), филиал Ростовского государственного экономического университета «РИНХ» и филиал Столичной финансово-гуманитарной академии.
Для сравнительного анализа их конкурентоспособности в рамках компетентностного подхода необходимо определить наиболее важные показатели оценки. Их можно разбить на две группы: показатели качества подготовки выпускников (уровня их ключевых компетенций) и показатели ключевых компетенций ВУЗа.
К показателям первой группы относятся:
1. Уровень фундаментальной теоретической подготовки:
- знание естественнонаучных дисциплин;
- знание гуманитарных и социальных наук;
- знание общепрофессиональных дисциплин;
- знание спецкурсов;
- уровень системности подготовки.
2. Уровень профессиональной компетентности:
- технологическая компетентность;
- информационная компетентность;
- базовые навыки специалиста;
- умение выбрать наилучшее решение.
3. Уровень социальной компетентности:
- мыслительные навыки;
- навыки межличностных коммуникаций;
- личностные качества.
Одним из методов определения весовых коэффициентов является ранжирование частных показателей конкурентоспособности. Сравнительный анализ оценочных показателей позволил дать оценку групп ключевых компетенций выпускников ВУЗов. Их систематизация по группам компетенций приведена в табл. 1.
Таблица 1
Оценка групп ключевых компетенций выпускников ВУЗов Волгодонска по специальности 080507 «Менеджмент организации»
ВУЗ Уровень фундаментальной теоретической подготовки Уровень профессиональной компетентности Уровень социальной компетентности Общий показатель компетентности выпускника
ВИ ЭУиП 1,32 4,50 1,70 7,52
ВИС 1,16 3,90 1,71 6,77
ВФ РГЭУ 1,25 4,04 1,66 6,95
ВФ СФГА 1,17 4,04 1,67 6,88
Таким образом, мы видим, что рассматриваемый нами институт является лидером местного рынка образовательных услуг по показателям уровня ключевых компетенций выпускников, хотя и проигрывает Волгодонскому филиалу РГЭА «РИНХ» по показателю уровня социальной компетентности.
Переходя к показателям ключевых компетенций самого ВУЗа, также объединим их в три группы:
1. Качество материально-технических и кадровых ресурсов:
- обеспеченность профессорско-преподавательским составом;
- обеспеченность аудиторными площадями;
- уровень компьютерной вооруженности;
- обеспеченность научной и учебной литературой.
2. Способность к обучению и передаче знаний:
- подготовка научных кадров;
- научно-исследовательская работа студентов;
- процесс оказания образовательных услуг;
- усовершенствование образовательной деятельности;
- разнообразие направленности обучения.
3. Имидж и связи ВУЗа:
- международная деятельность;
- связи с работодателями;
- возможность оказания дополнительных услуг.
Как и в случае с ключевыми компетенциями выпускников, ранжирование частных показателей для ВИ ЭУиП и сравнительный анализ оценочных показателей рассматриваемых нами ВУЗов позволили оценить группы ключевых компетенций ВУЗов города Волгодонска. Их систематизация по группам компетенций приведена в табл. 2.
Таблица 2
Оценка групп ключевых компетенций ВУЗов Волгодонска по специальности 080507 «Менеджмент организации»
ВУЗ Качество материально-технических и кадровых ресурсов Способность к обучению и передаче знаний Имидж и связи ВУЗа Общий показатель уровня ключевых компетенций ВУЗа
ВИ ЭУиП 4,47 1,79 0,86 7,12
ВИС 3,86 1,48 0,77 6,11
ВФ РГЭУ 4,57 1,86 0,71 7,14
ВФ СФГА 4,39 1,65 0,84 6,88
Таким образом, по уровню ключевых компетенций ВУЗа ВИ ЭУиП занимает второе место на волгодонском рынке образовательных услуг по специальности 080507 «Менеджмент организации». При этом к важнейшим из них для рассматриваемого нами ВУЗа относятся:
- качество процесса оказания образовательных услуг;
- связи с работодателями;
- возможность оказания дополнительных услуг.
Инструментом управления ключевыми компетенциями ВИ ЭУиП может служить метод стратегического выбора компетенций, позволяющий ранжировать компетенции по их предпочтительности для формирования устойчивого конкурентного преимущества через построение матрицы компетенций, которая, в свою очередь позволяет сформировать направления развития компетенций, входящих в состав портфеля компетенций.
Используя матрицу компетенций, ВУЗ получает возможность выявления конкурентной позиции текущих компетенций, определения структуры портфеля компетенций, включая ключевые, и формирования программ развития сбалансированного портфеля компетенций.
Распределение компетенций по осям матрицы производится на основании расчетных оценок векторов приоритета (см. рис. 1).
С 4ера і.онілтзекпни
О днк сегмент
Вся отрасль
5
в
и
сс
з
ь
ИННОВАЦИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПОИСК ПОТЕНЦИАЛЬНЫМ КОМПЕТЕНЦИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ С1!НЕ?ГЕГПЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ОТ МНОЖЕСТВА КОМПЕТЕНЦИЙ ЗАКРЕПЛЕНИЕ II РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА КОРПОРАТИВНОМ >?ОВНЕ
ПОИСК И ПРИОБРЕТЕНИЙ НОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УХОД С РЫНКА / / / / / / / АДАПТАЦИЯ КОМИНІ ьниий поиск новых РЫНКОВ ФОРМИРОВАНИЕ РЬЖА ■
я
■;
У
'X.
Имитиоуеыые
I
Уникальные
Сложного» нмнташш компетенций
Рис. 1. Матрица компетенций ВУЗа Квадрант I матрицы включает компетенции, которые легко копируются конкурентами, обеспечивают незначительный вклад в создание ценности для потребителей только одного сегмента и, соответственно, обладают слабой конкурентной силой. В это поле могут попадать две группы совершенно разных компетенций. Первая группа включает в себя компетенции, которые не являются,уникальными, но обязательны для
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2
всех предприятий данного сегмента, или «основные». Они используются для построения общих принципов управления и потому дают незначительный вклад в создание ценности. В случае с рассматриваемым нами ВУЗом ВИ ЭУиП к ним относятся параметры обеспеченности материально-техническими ресурсами. Вторая группа включает компетенции, которые потенциально могут быть ключевыми, но на момент анализа слабо развиты. В нашем случае это - научно-исследовательская работа студентов, усовершенствование образовательной деятельности, международная деятельность Соответственно, развитие этой группы компетенции и может стать одним из источников конкурентных преимуществ.
Квадрант II матрицы включает компетенции, которые появились за счет приобретения новых технологий или современного оборудования, найма обладающего ключевыми компетенциями работника конкурента и т.д. В нашем случае такой компетенцией выступает обеспеченность профессорско-преподавательским составом. Однако подобные компетенции могут быть скопированы конкурентами, поэтому необходимы целенаправленные действия, обеспечивающие их защиту от копирования. К таким мерам можно отнести: их интеграцию в существующие системы и процессы; синергетический эффект от совместного использования с существующими компетенциями; инновацию компетенций, направленную на создание продукции, обладающей новой ценной выгодой для потребителей; юридическое закрепление компетенции в собственности.
Квадрант III матрицы включает компетенции, которые не поддаются копированию конкурентами, однако в силу того, что они в незначительной степени участвуют в создании исключительной ценности, эти компетенции не являются основой для усиления конкурентных преимуществ ВУЗа ВИ ЭУиП. Как правило, это компетенции, которые были ключевыми, но оказались неприспособленными при резком изменении рыночных тенденций. Такие компетенции требуют дополнительного реинвестирования и адаптации для их возвращения в состояние ключевых. Развитие компетенций этого квадранта посредством адаптации возможно через совершенствование знаний, навыков, внедрения новых технологий
Квадрант IV матрицы включает ключевые компетенции, которые защищены от копирования и обладают наивысшей конкурентной силой за счет их использования в производстве услуг исключительной ценности в глазах потребителей. В рассматриваемом нами ВУЗе ВИ ЭУиП к ним относятся качество процесса оказания образовательных услуг и возможность оказания дополнительных услуг.
С учетом этого эти ключевые компетенции необходимо закреплять и развивать в целях дальнейшего усиления их конкурентных позиций, что требует дополнительных инвестиций. Закрепление и развитие может происходить за счет эффективного управления обучением, создания систем и процессов, которые поддерживают распространение знаний и опыта, интегрируя их в повседневную деятельность.
Для реализации ключевых компетенций ВИ ЭУиП целесообразно применение процессного подхода к управлению данной деятельностью.
В ВУЗе происходит непрерывный цикл, в ходе которого повышается качество образовательного процесса. Поскольку назначением процессного подхода является повышение результативности функционирования организации, применительно к вузу это означает повышение результативности выхода процесса - повышение удовлетворённости заинтересованных сторон. Согласно теории, для того чтобы обеспечить высокое качество выхода, необходимо обеспечить высокое качество процесса и обязательно входа, поскольку без высокого качества хотя бы одной их этих составляющих не будет обеспечено высокое качество выхода.
В данном аспекте входом образовательного процесса, помимо требований заинтересованных сторон, будет являться качество ресурсов ВУЗа. Очевидно, что для подготовки высококвалифицированного специалиста и удовлетворения тем самым требований государства, работодателей и семей студентов, необходимо достаточное материальное обеспечение учебного процесса. Необходимо также высокое качество социальной сферы. Кроме того, необходимы компетентные преподаватели, готовые самостоятельно обучаться и овладевать современными методиками образовательного процесса.
Одним из элементов входа являются также и студенты, от качества которых во многом зависит дальнейший учебный процесс, высокое качество которого является непременным условием повышения качества выхода. Образовательные процессы, протекающие в ВУЗе, должны являться объектом внутреннего мониторинга. На наш взгляд, актуальным вопросом повышения качества учебного процесса ВИ ЭУиП может быть проведение внутреннего мониторинга, или внутреннего аудита ВУЗа специально на то уполномоченным подразделением. Поскольку цель ВУЗа - повышение качества образования, которое может быть достигнуто повышением качества учебного процесса, за образец берутся требования государства, предъявляемые к высшим учебным заведениям. В ходе внутреннего мониторинга будет изучаться фактическое положение дел в этой области и сравнение с образцом - требованиями государственных стандартов.
Таким образом, внутренний мониторинг является одним из инструментов повышения качества процесса. Осуществляемый в соответствии с процессным подходом комплекс мероприятий позволит повысить качество входа и процесса, в результате чего на выходе будет повышение удовлетворённости различных категорий обучаемых и заинтересованных сторон, а ВИ ЭУиП укрепит свою конкурентоспособность путём реализации своих ключевых компетенций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005, № 4. С. 38.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2002.
3. Хамел Г., Прахалад К. Конкурируя за будущее. М.: ИНФРА-М, 2002. С. 74.