УДК 332.1.001.76 М. У. Абусупьянов
Механизм управления ивестиционным потенциалом региона
Дагестанский государственный университет; [email protected]
Условием экономического роста региона является наличие развитого инвестиционного рынка. В экономической литературе процесс формирования и функционирования инвестиционного рынка в условиях рыночной экономики не получил должного отражения. В то же время инвестиционному рынку принадлежит исключительная роль в формировании, использовании и воспроизводстве инвестиционного потенциала.
Ключевые слова: инвестиции, финансы региона, региональная экономика, экономический рост.
A condition of economic growth of the region is availability of the developed investment market. In the economy-related literature the process of forming and functioning of the investment market in market economy environment has not been dully studied. At the same time the investment market possesses an outstanding role in forming, use and reproduction of investment potential.
Keywords: investments, the region finance, regional economy, economic growth.
В услoвиях нынешней а^^мичес^й ситуaции в Рoссии, в чaстнoсти в Республике Дaгестaн, aктивизaция инвестициoннoй деятельнoсти - это единственный путь, та кoтoрoм rnxoArnra выхoд этотом^и республики из ^roroa и возможно ее пoступaтельнoе движение, решение oстрейшей для Дaгестaнa прoблемы безрaбoтицы, дoстижение отцтальгой стaбильнoсти.
За истекшие годы экoнoмический кризис в ташей стрaне потонул в инвестиц^нной сфере. В тастоящее время все еще сoкрaщaется удельный вес чистых инвестиций при згачительгом увеличении дoли aмoртизaции, испoльзуемoй для oбеспечения ^oarero вoспрoизвoдствa. Все это привелo к зaмедлению темгов oбнoвления прoизвoдственныx фoндoв. Их изнoшеннoсть сoстaвляет го Рoссии в прoмышленнoсти - 43 %, в сельстом xoзяйстве - 47 %, в стрoительстве - 33,3 %. В Дaгестaне эти пoкaзaтели еще выше.
При свершенствoвaнии упрaвления инвестициoнными пoтoкaми, нaпрaвляемыми в oтдельные oтрaсли экoнoмики в реггоне, oснoвнoй упoр неoбxoдимo делaть та улучшении инвестициoннoй aктивнoсти в реггоне, кoтoрaя зaвисит oт двух отставляющих: инвестициoннoгo климaтa и инвестициoннoгo пoтенциaлa.
В Дагестане для инвестирования привлетательными являются геoпoлитические и ресурсные услoвия: Дагестaн рaспoлoжен нa "грaнице" двух цивилизaций - мусульмaнскoй и xристиaнскoй, нуждaющиxся в прoизвoдственныx и торговых oбменныx прoцессax. При этом прoблемa решения трaнспoртныx кoммуникaций ^отбен^ мoрскиx и железнoдoрoжныx) не является слoжной. Что кaсaется ресурсных услoвий, тo здесь кoнкурентными преимуществами являются таличие недoрoгoй рaбoчей силы и блaгoприятные прирoднo-климaтические услoвия.
В госледние гoды в республике oтмеченa гозитивняя ситуaция предрaспoлoженнoсти к рaзвитию финaнсoвoй инфрaструктуры, тoргoвoй деятельнoсти и пр. Одтато многие фaктoры oпределяют инвестиц^нные прoцессы в дaгестaнскoй экoнoмике так неблaгoприятные. Oснoвные из них:
- дефoрмирoвaннoсть региoнaльнoй гoсудaрственнoй системы упрaвления;
- нецивилизoвaнный xaрaктер нaрoждaющиxся рыгочных oтнoшений;
- неблaгoприятные нaлoгoвые и кредитные услoвия, инфляция;
- отстояние прoизвoдственныx фoндoв Дaгестaнa.
Инвестициoнную ситуaцию в республикaнскoм мaшинoстрoении в целoм нa сегoдня мoжнo oпределить так oстрoпрoблемную. Oднoй из oснoвныx причин слoжившегoся пoлoжения является: несoвершенствo вырaбoтaнныx в гoды рефoрм нoрмaтивнo-прaвoвыx устaнoвoк и зaкoнoдaтельнoй бaзы, предoпределившее выбoр неэффективных инструментaриев мaкрo- и микрoэкoнoмическoгo регулирoвaния и упрaвления. Oсoбеннo сильго этo oтрaзилось нa инвестициoнной сфере так предприятий, тaк и всего реггота.
Реaльным экoнoмическим истoчникoм татоплений в региoнaльнoм xoзяйстве мoгут стать
те отрасли промышленности, на продукцию которых сегодня имеется спрос внутри региона, страны или на мировом рынке, т. е. пищевая промышленность, сырьевые и сопряженные с ними отрасли нефтегазовой промышленности, нефтехимии, черной и цветной металлургии, деревообрабатывающей индустрии. Сфере институционального стимулирования, на наш взгляд, необходимо полностью перейти к модели селективной, или "точечной", поддержки избранных отраслей и предприятий (объектов), включая как прямое государственное финансирование на конкурсной основе, так и (главным образом) льготное кредитование и налогообложение с обязательной проверкой платежеспособности предприятия и последующим предоставлением государственных гарантий под внешние инвестиции. Параллельно целесообразно проводить государственные мероприятия по общему оживлению спроса в региональном хозяйстве.
В экономической политике регионов и ее отдельных программах целесообразно предусматривать эффективное хозяйственное взаимодействие всех субъектов региональной экономики, содействие развитию добросовестной конкуренции, научно-технического прогресса и модернизации всего производства. Для этого, в первую очередь, следует обеспечить:
- рациональное использование природных ресурсов;
- полное и целесообразное использование вовлекаемых в производство трудовых ресурсов;
- повышение уровня жизни населения;
- совершенствование производственной и социальной инфраструктуры;
- развитие добросовестной конкуренции;
- создание эффективной системы привлечения и использования инвестиций в региональном хозяйстве в целях строительства новых производств и модернизации существующих [1].
Важным направлением деятельности органов власти регионов в современных условиях становится совершенствование системного подхода к организации управления и регулирования развития народного хозяйства, что связано с нарастающим потоком информации. Системный анализ позволяет более рационально использовать многообразную информацию для управления развитием регионального хозяйства.
Лежащие в его основе теоретические исследования, научные концепции способствуют разработке альтернативных вариантов решения народнохозяйственных проблем и сценариев развития рассматриваемого объекта. Вместе с тем системный анализ требует четкой постановки каждой проблемы, выявления целей и наиболее эффективных методов ее решения. Кроме того, "применение принципов системного анализа позволяет рассматривать каждую крупную экономическую проблему (отраслевую, территориальную, научно-техническую и т. д.) как особую систему, которая взаимодействует с другими системами" [2].
В настоящее время механизм управления инвестиционными потоками в Республике Дагестан оставляет желать лучшего. Требуются мероприятия по совершенствованию как всей институциональной составляющей, так и соответствующей нормативно-правовой базы, с нахождением оптимального соотношения разных методов и средств управления.
Под совершенствованием механизма управления инвестициями в машиностроение понимается наличие следующих элементов управления: институциональная инфраструктура и нормативно-правовая база с соответствующими формами и методами управления инвестиционными потоками в регионе. Под институциональной инфраструктурой необходимо понимать наличие государственных и общественных институтов управления, способных благоприятно воздействовать на инвестиционные потоки в регионе. При этом главными инструментами государственного воздействия выступают налоговые (льготы, скидки, преференции и т. д.), социальные и экономические программы и проекты, амортизационная политика, государственный заказ и государственные расходы, административные меры (лицензирование деятельности, система сертификации и стандартизации, антимонопольное законодательство и т. д.). Для эффективного применения данных инструментов важное значение имеет совершенствование нормативно-правовой базы.
Субъектами управления инвестиционными потоками в Республике Дагестан являются Национальный Банк РД ЦБ РФ, Комитет по иностранным инвестициям, Министерство экономики, Министерство финансов, Казначейство, Дагестанское таможенное управление, налоговые службы, Государственный Совет РД, Народное Собрание и т. д. Для избежания произвола властей необходимо ввести дублирующие и взаимоконтролирующие функции в обязанности органов государственного управления, способствующие созданию конкурентной
среды в сфере управления инвестиционными потоками. Во всем мире функцию контроля за деятельностью органов государственного управления осуществляют общественные объединения [3].
Судя по низкой инвестиционной активности в регионе и высокой коррумпированности в органах государственного управления существующая система управления инвестиционными потоками в регионе неэффективна.
В сложившихся экономических условиях целесообразно направить основные усилия органов регионального управления на увеличение объема реализации продукции отечественных товаропроизводителей, на резкое снижение стоимости кредитных ресурсов, на определение собственных инвестиционных приоритетов, на обеспечение реальной защиты прав инвесторов и акционеров, находящихся в меньшинстве. Без решения этих вопросов увеличение капиталовложений в отрасли региональной экономики невозможно.
Стабилизация экономики и переход к устойчивому ее развитию возможны лишь при масштабном притоке инвестиций. Для рыночной экономики характерно привлечение в основном частных инвестиций, в отличие от плановой экономики, когда капитальные вложения аккумулировались в руках государства. Одним из факторов, стимулирующих частные инвестиции, является благоприятный инвестиционный климат.
Необходимо создание целостной системы регулирования инвестиционной деятельности в регионе. Действенным механизмом такого регулирования может служить целенаправленное управление инвестициями, подразумевающее выбор субъектами инвестирования направлений расходования ресурсов. На региональном уровне возможно формирование программы регулирования инвестиций как основы устойчивого развития промышленной сферы. Инвестиционный климат определяется в первую очередь такими важными сторонами хозяйственного процесса, как природный, производственный и экономический потенциалы региона, стабильность правовой базы.
Основополагающим требованием при определении параметров инвестиционного комплекса является обеспечение окупаемости, возвратности ресурсов, прибыльности инвестиционной сферы [4].
В сложившихся условиях проблема привлечения инвестиций в экономику республики и в социальную сферу приобретает все большее значение.
Развитие рыночных отношений неразрывно связано с реализацией курса на открытость рынка инвестиций.
Для ускорения перехода экономики республики к новым условиям хозяйствования нужны дополнительные источники государственных инвестиционных ресурсов. Основной упор в области инвестиционной политики должен быть сделан на создание условий привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций в экономику республики.
Одним из главных факторов, призванных обеспечить социально-экономическое развитие отраслевых систем, является придание финансовым отношениям инвестиционной направленности. В налоговой политике это предполагает различные виды налоговой поддержки производителей, занимающихся активной инвестиционной деятельностью: понижение налоговых ставок, предоставление налоговых льгот, выделение налоговых кредитов и т. д. В бюджетной политике это связано с выделением в составе территориальных бюджетов определенной части финансовых ресурсов в виде бюджета развития, предназначенного исключительно для инвестиционной деятельности. Эти средства выделяются физическим и юридическим лицам обычно в разрезе определенных целевых программ в виде прямого финансирования или субвенций и различных кредитов. Причем роль кредитных отношений в инвестиционной деятельности в рыночных условиях хозяйствования должна постоянно увеличиваться.
Важным инструментом вовлечения в инвестиционную деятельность все большего числа частных инвесторов, широких слоев населения является рынок ценных государственных бумаг. Его развитие позволит привлечь новые потенциальные источники ресурсов для инвестирования. В условиях рыночной экономики главная роль государства состоит в создании благоприятных условий для всех видов внутренних инвестиций. Деятельность правительства должна быть направлена на решение следующих главных задач:
- создание благоприятных условий для нормального функционирования производства;
- создание правовой базы (гарантии прав собственности, обеспечение политической стабильности, разработка и введение в действие четкого, понятного законодательства, а также нормативных документов в области налогообложения и валютного регулирования и т. д.);
- повышение экономической привлекательности инвестиций (либерализация экономики, преодоление инфляции, создание инфраструктуры и коммуникаций, удовлетворяющих условиям рыночной экономики, и т. д.) [5].
Выполнение указанных условий будет способствовать привлечению как российских, так и зарубежных инвестиций. Кратчайший путь к привлечению иностранных инвестиций - это обеспечение гарантий иностранным инвесторам. Несмотря на принятие республиканского закона "О гарантиях иностранным инвесторам" приток иностранных инвестиций в регион не увеличился. Главная причина - наличие множества негативных факторов, влияющих на активность притока иностранного капитала. Для стабилизации экономики и активизации инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения инвестиций.
Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:
- достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями;
- радикализацию борьбы с преступностью;
- торможение инфляции всеми известными в мировой практике способами, кроме невыплаты трудящимся зарплаты;
- пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;
- мобилизацию свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;
- внедрение в строительство системы оплаты за конечную строительную продукцию;
- предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции, с тем чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;
- формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным перемещением товаров, каптала и рабочей силы [6].
В числе мер по активизации инвестиционного процесса в машиностроении необходимо отметить:
- принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;
- создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативным оформлением сделок под "ключ";
- создание в кратчайшие сроки региональной системы мониторинга;
- разработку и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости.
Вышеперечисленные меры должны помочь притоку национальных и иностранных инвестиций.
В настоящее время при ограниченности государственных инвестиционных ресурсов основной упор в области инвестиционной политики должен быть сделан на создание условий для привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций в экономику республики.
В период формирования рыночной экономики, тяжелых экономических потрясений, финансового кризиса в России, отчетливо прослеживающейся тенденции к сокращению выделяемых бюджетных ассигнований в республике уделяется большое внимание развитию внеэкономических связей и заключению на правительственном уровне соответствующих соглашений и договоров, которые преследуют одну единственную цель - стабилизация и развитие экономики региона [7].
Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного "голода" в регионе.
Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций преследует долговременные стратегические цели создания цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, смешанной экономикой, предполагающей не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.
Одной из главных задач является привлечение в страну иностранного капитала. При этом необходимо, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.
В условиях экономической неопределенности, политической нестабильности необходимы меры, обеспечивающие снижение рисков для частного капитала. Такой подход позволит наращивать инвестиции за счет неинфляционных источников финансирования - средств частных инвесторов, сбережений населения и иностранных инвестиций.
Вместе с иностранным капиталом в Россию придут достижения научно-технического прогресса, интеллектуальный потенциал и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала - необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток инвестиций (как иностранных, так и национальных) жизненно важен для выхода из общественно-экономического кризиса, преодоления спада производства и улучшения качества жизни.
Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной культуры.
Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Этим занимается Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МИГА), осуществляющее их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для осуществления частных капиталовложений (как отечественных, так и иностранных), - постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы понимали и могли предвидеть, как эти правила будут применяться к их деятельности. В России же, находящейся в стадии непрерывного формирования, правовой режим непостоянен. Для облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке инвестиций был образован Государственный информационный центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования [8].
Литература
1. Безруков В., Остапович Г. Оценка инновационной деятельности промышленных предприятий // Экономист. - 2001. - № 5. - С. 37-41.
2. Бурганов Р. Формирование Конкурентной среды в регионе // Экономист. - 2001. - № 7. - С. 23-29.
3. Калашников И. Инвестиционная система: воспроизводственный аспект // Экономист. -2002. - № 9.
4. Клавдиенко А.И. Инвестиции и экономический рост // Инвестиции в России. - 2002. -№ 6. - С. 40.
5. Коробейников М. Инвестиции - основной фактор долгосрочного финансирования // Экономист. - 2001. - № 5. - С. 85-91
6. Некрасов Н.Н. Региональная экономика. - М., 1978. - С. 102.
7. Региональные проблемы переходной экономики. Вопросы теории и практики / под ред. Алиева В.Г. - М.: Экономика, 2002.
8. Фишер П. Как превратить Россию в привлекательный регион для иностранных инвестиций // Вопросы экономики. - 2002. - № 2.
Поступила в редакцию 20.02.2012 г.